Теоретические основы физического воспитания и развития ребенка

Теоретические основы физического воспитания и развития ребенка thumbnail
    1. Основные понятия

Физическая культура
– ограниченная часть общечеловеческой
культуры, ее особая самостоятельная
область. Вместе с тем это специфический
процесс и результат человеческой
деятельности, средство и способ
физического совершенствования личности
(Н.Н Кожухова, 2003).

В основе физической
культуры лежит целесообразная двигательная
деятельность в виде физических упражнений,
позволяющих эффективно формировать
необходимые умения и навыки, физические
способности, улучшать состояние здоровья
и работоспособность.

Физическая культура
представлена совокупностью материальных
и духовных ценностей. Первые включают
в себя спортивные сооружения, инвентарь,
специальное оборудование, спортивную
экипировку, медицинское обеспечение.
Ко вторым можно отнести информацию,
произведения искусства, разнообразные
виды спорта, игры, комплексы физических
упражнений и др.

Результатом
деятельности в физической культуре
является физическая подготовленность
и степень совершенства двигательных
умений и навыков, высокий уровень
развития жизненных сил, спортивные
достижения (Э.Я. Степаненкова, 2005).

Физическое
упражнение как сущность физического
воспитания – это главное средство
направленного воздействия на физическое
развитие (Т.И.Осокина, 1986).

Физическое развитие
как результат физического воспитания
в свою очередь может выступать в двух
аспектах – для обозначения антропометрических
показателей и как процесс развития
организма (Н.Н.Кожухова, 2002).

Физическая
подготовленность – это показатель
уровня развития двигательных умений,
навыков, физических качеств (Н.Н.Кожухова,
2003).

Такова совокупность
понятий, которые определяют физическую
культуру дошкольника (Н.Н.Кожухова,
2003).

    1. Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста

Задачи физического
воспитания в дошкольных учреждениях
определяются общей целью и конкретизируются
с учетом особенностей развития детей
в каждом возрастном периоде (Д.В.Хухлаева,
1984).

Цель физического
воспитания

– формирование основ здорового образа
жизни, его направленность на укрепление
здоровья, физического и психического
развития, эмоционального благополучия
каждого ребенка (Н.Н.Кожухова, 2003).

В процессе
физического воспитания осуществляются
оздоровительные, образовательные и
воспитательные задачи.

Оздоровительные
задачи:

  1. Повышение
    сопротивляемости организма влияниям
    внешней среды путем его закаливания.
    С помощью разумно дозируемых
    оздоровительных факторов природы
    (солнечные, водные, воздушные процедуры)
    слабые защитные силы детского организма
    существенно возрастают. При этом
    повышается сопротивляемость простудным
    заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и
    др.) и инфекционным заболеваниям (ангина,
    корь, краснуха, грипп др.).

  2. Укрепление
    опорно-двигательного аппарата и
    формирование правильной осанки. Важно
    обращать внимание на укрепление мышц
    стопы и голени с целью предупреждения
    плоскостопия, так как оно может
    существенно ограничить двигательную
    активность ребенка.

  3. Содействие
    повышению функциональных возможностей
    вегетативных органов. Активная
    двигательная деятельность ребенка
    способствует укреплению сердечно-сосудистой
    и дыхательной систем, улучшению обменных
    процессов в организме, оптимизация
    пищеварения и теплорегуляции.

  4. Воспитание
    физических способностей (координационных,
    скоростных и выносливости). Где процесс
    воспитания физических способностей
    не должен являться специально направленным
    по отношению к каждому из них. Наоборот,
    на основе принципа гармоничного развития
    следует так подбирать средства, менять
    деятельность по содержанию и характеру
    и регулировать направленность
    двигательной активности, чтобы
    обеспечивалось комплексное воспитание
    всех физических способностей;

Образовательные
задачи:

  1. Формирование
    основных жизненно важных двигательных
    умений и навыков.

Формирование
двигательных умений осуществляется
параллельно с физическим развитием: к
трем месяцам необходимо содействовать
формированию умений поднимать и
удерживать голову; к шестому месяцу
формировать элементарные движения рук,
умение ползать, переворачиваться со
спины на живот и т.д.; к одиннадцатому
месяцу необходимо научить садиться,
ложиться, стоять и ходить, держась за
предметы; к третьему году жизни ребенок
должен освоить ходьбу, бег, лазание; и
т.д.

  1. Формирование
    устойчивого интереса к занятиям
    физической культурой.

Детский возраст
является наиболее благоприятным для
формирования устойчивого интереса к
занятия физическими упражнениями. Но
при этом необходимо соблюдать ряд
условий.

Прежде всего,
необходимо обеспечить посильность
заданий, успешное выполнение которых
будет стимулировать детей на более
высокую активность. Постоянная оценка
выполненных заданий, внимание и поощрение
будут способствовать выработке
положительной мотивации к систематическим
занятиям физическими упражнениями.
Сообщать детям элементарные физкультурные
знания, развивая их интеллектуальные
способности. Это позволит расширить их
познавательнее возможности и умственный
кругозор.

Воспитательные
задачи:

  1. Воспитание
    морально-волевых качеств (честности,
    решительности, смелости, настойчивости
    др.).

  2. Содействие
    умственному, нравственному, эстетическому
    и трудовому воспитанию (Ж.К.Холодов,
    В.С.Кузнецов, 2004).

Оздоровительные,
образовательные и воспитательные
задачи, хотя и являются относительно
самостоятельными, на самом деле теснейшим
образом взаимосвязаны, а поэтому и
решаться должны в обязательном единстве,
в комплексе. Только в этом случае ребенок
приобретет необходимую базу для
дальнейшего всестороннего, не только
физического, но и духовного развития
(Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов, 2004).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.

Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Здоровье — это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека.

Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает ребенку физическое развитие.

Основы теории физического воспитания детей разрабатывали: Е.Г. Леви-Гориневская, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева, Т.И. Осокина, Е.Н. Вавилова, Э.Я. Степаненкова и др.

Теория физического воспитания определила основные понятия: физическое развитие, физическая подготовленность, физическое совершенство, физическое воспитание, двигательная деятельность, физические упражнения.

Физическое развитие  процесс изменения форм и функций человеческого организма (одним из показателей функций являются физические качества  быстрота, сила, выносливость); В более узком смысле рассматривается как уровень развития организма, который определяется антропометрическими и биометрическими показателями (рост, масса тела, сила мышц, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, величина изгиба позвоночника и др.)

Двигательная деятельность  всякая деятельность, основным компонентом которой является активность двигательного аппарата человека.

Физическая подготовленность уровень развития двигательных навыков, умений, физических качеств.

Физические упражнения движения, двигательные действия, а также сложные виды двигательной деятельности (подвижные игры) отобранные в качестве средств для решения задач физического воспитания.

Физическое воспитание педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка, в процессе которого одновременно решаются задачи разностороннего развития (физического, умственного, нравственного, эстетического)

Физическая культура часть общей культуры, характеризующая достижения общества в области физического, психического и социального здоровья человека.

Задачи физического воспитания:

Оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

Образовательные: формирование у детей двигательных навыков и умений в соответствии с индивидуальными особенностями, развитие физических качеств, получение знаний о своем организме, получение знаний об укреплении организма, привитие навыков личной и общественной гигиены

Воспитательные: разностороннее развитие детей: умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, формирование интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Педагоги, ученые неоднократно подчеркивали неразрывную связь физического и психического развития ребенка. Потребности в познании мира побуждают к двигательной активности. Движения способствуют интеллектуальному развитию. Ограничение в получении информации задерживает психическое развитие.

Работа ДОУ по выполнению целей и задач физического воспитания:

  • создание развивающей образовательной среды для психофизического развития и снижения заболеваемости детей;
  • повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива в вопросах физического воспитания и развития детей дошкольного возраста;
  • комплексное решение всех задач физического воспитания в контакте с медицинскими работниками;
  • медико-педагогический контроль за физическим воспитанием и развитием детей дошкольного возраста;
  • взаимодействие с семьей.

Средства физического воспитания

1. Физические упражнения – основное средство

2. Естественные силы (солнце, воздух, вода)

3. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.)

ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

  • Основная – физкультурные занятия
  • Физкультурно-оздоровительные (утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры на воздухе, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями)
  • Активный отдых (физкультурные досуги, праздники, Дни здоровья)
  • Самостоятельная двигательная деятельность
  • Каникулы и задания на дом.

Источник

Значение и задачи физического воспитания детей раннего дошкольного возраста

Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место в общей системе Российского воспитания. Этот возраст охватывает период от рождения до семи лет. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность, осуществляется наиболее интенсивный рост и развития важнейших систем организма и их функций, закладывается вся база для всестороннего развития физических и духовных способностей и другое, что необходимо для всестороннего гармонического развития личности. И, как уже было выше сказано, физическое воспитания является основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни, т. к. организованные физкультурные занятия в яслях, детских садиках и семьях улучшают деятельность всех физиологических функций организма ребенка, тем самым, повышая устойчивость ребенка к заболеваниям. В связи с этим в системе физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста осуществляется единая цель — подготовка к жизни, труду, овладения определенным запасом двигательных навыков и умений в момент поступления в школу, которые помогут более успешно усвоить школьную программу на последующих этапах обучения, проявления интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и в частности всей из культурно-спортивной деятельности.

Также, формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием нравственно — волевых черт личности, что также характерно основе всестороннего физического воспитания детей дошкольного возраста[3].

В дошкольном возрасте осуществляются общие задачи физического воспитания: оздоровительные, образовательные и воспитательные.

Главной задачей физического воспитания дошкольников является охрана жизни и укрепления здоровья, закаливание организма детей, которая относится к общей оздоровительной задаче. Хорошее здоровье определяется нормальной работой всех органов и систем организма

Исходя из особенностей развития детского организма, задачи укрепления здоровья определяются в более конкретной форме по каждой системе: укреплять опорно-двигательный аппарат и формировать правильную осанку; развивать все группы мышц; укреплять дыхательную систему, развивать подвижность грудной клетки; способствовать правильному функционированию внутренних органов; способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, подвижности их, а также совершенствованию двигательного анализатора органов чувств (зрения, слух и др.); способствовать усилению тока крови к сердцу, улучшению ритмичности его сокращения и способности приспосабливается к внезапно изменившейся нагрузки; воспитать физические способности (координационных, скоростных и выносливости).

В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста также решаются образовательные задачи: формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков, прививание навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о физическом воспитании.

У детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют её познанию: так, ребенок, поучившись ползать, сам приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними[4].

Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов костной системы. Например, умение ребенка правильно метать на дальность способствует лучшему развитию соответствующих групп мышц, связок, суставов.

Детям дошкольного возраста важно сообщать элементарные знания, связанные с физическим воспитанием. Важно, чтобы дети знали о пользе занятий, о значение физических упражнений и других средств физического воспитания, имели представление о правильной осанки, технике движений, о правилах подвижных игр, а также элементарные знания о личной гигиене.

В процессе физического воспитания не менее важно решать широкие воспитательные задачи, Необходимо вырабатывать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями, развивать умения самостоятельно заниматься этими упражнениями в детском учреждении и дома. У детей необходимо воспитать любовь к занятиям спортом, интерес к их результатам. Умственное и физическое воспитание тесно связаны между собой. Правильное физическое воспитание создаёт наиболее благоприятные условия для нормальной деятельности органов и систем, что помогает лучшему восприятию и запоминанию. Кроме того, у детей закрепляются знания, а также мыслительные процессы[5].

Необходимо воспитать у детей умение творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в двигательной деятельности.

В процессе физического воспитания осуществляется трудовое воспитание. Подготовка к труду заключается в том, что у детей развивается способность к быстрому овладению двигательными навыками и воспитываются физических качеств, необходимые для труда.

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи очень тесно взаимосвязаны между собой. Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста должен строится так, чтобы одновременно решались все перечисленные задачи. Только в этом случае ребёнок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего развития, не только физического, но и духовного[11].

Источник

В результате изучения данной главы обучающийся будет:

  • знать характеристику физического, социально-нравственного, умственного и художественно-эстетического воспитания ребенка как целостного и гармоничного процесса; психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ как интеграции процессов развития, воспитания и обучения, формирования личности; классификацию педагогических технологий; теорию обучения, принятую в отечественной дошкольной педагогике; психолого-педагогические основы формирования готовности ребенка к школе;
  • уметь характеризовать сущность, направления, принципы, формы и методы воспитания и обучения детей дошкольного возраста; осуществлять педагогическую поддержку и сопровождение развития ребенка в процессе его социально-нравственного, физического и умственного, художественно-эстетического воспитания; использовать технологии обучения дошкольников, ориентируясь на формирование интегративных качеств личности; определять уровень подготовленности ребенка к школе; проводить педагогическую диагностику с целью оценки достижений ребенка дошкольного возраста; осуществлять преемственность в работе детского сада и школы;
  • владеть установкой на осуществление субъект-субъектного взаимодействия с детьми как основы воспитания и обучения, конструирования образовательного процесса ДОУ; умениями, связанными с педагогической диагностикой и формированием предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста.

Современные подходы к определению содержания и методики воспитания детей дошкольного возраста

При изучении дошкольной педагогики рассматриваются следующие направления дошкольного воспитания:

  • 1) физическое;
  • 2) умственное;
  • 3) социально-нравственное;
  • 4) художественно-эстетическое.

Их совокупность обеспечивает всестороннее и гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста. При этом особенностью современной интерпретации данного влияния выступает описание процесса и результата воспитания через категории развития личности, деятельности и отношения воспитанников к себе и окружающему миру – через категорию не только воспитанности, но и воснитуемости-откликаемости на педагогическое воздействие взрослого и детского коллектива.

Физическое развитие и воспитание

В узком смысле физическое развитие – процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфо-функциональных свойств организма ребенка, обозначаемых антропометрическими и биометрическими показателями (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких; состояние осанки, изгибов позвоночника, динамометрия, измерение свода стопы и др.). В широком смысле физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств и двигательных способностей (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость, координация, глазомер).

Физическое развитие является объектом постоянного внимания специалистов (медицинских и педагогических). В условиях дошкольных учреждений 2 раза в год (сентябрь, май) проводится диагностика физического развития и подготовленности. Данные медико-педагогического обследования заносятся в индивидуальную карту здоровья и физического развития. Показатели сверяются с нормативами, определяется уровень физического развития, который служит основой для перспективного планирования в ДОУ физического воспитания. По мере необходимости намечается индивидуальная коррекционная работа. Своевременное и полноценное физическое развитие является залогом здоровья и основой формирования произвольного двигательного поведения, в качестве критериев его оценки у дошкольников можно выделить следующие:

  • – запоминание и удержание правил во времени;
  • – выбор средств для организации своего поведения;
  • – планирование, контроль и выполнение действия по правилу, образцу;
  • – предвосхищение промежуточных и конечных результатов своих действий, а также возможных ошибок;
  • – умение начинать и заканчивать действие в нужный момент;
  • – торможение импульсных реакций.

Одним из условий успешного физического развития является физическое воспитание.

Методологические основы физического воспитания детей дошкольного возраста представлены на рис. 12.

Проблемами физического воспитания в отечественной педагогике занимались П. Ф. Лесгафт, Е. Г. Леви-Гориневская, А. И. Быкова, М. Ю. Кистяковская, А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева, Т. И. Осокина, Е. Н. Вавилова, Э. Я. Степанепкова, М. А. Рунова, Г. П. Юрко, Ю. Ф. Змановский и др.

Физическое воспитание – организованный педагогический процесс, направленный на разностороннее морфологическое и функциональное совершенствование организма, формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства. Под воздействием физического воспитания происходит усвоение основ физической культуры, гармоническое развитие личности.

Система физического воспитания базируется на единстве цели, задач и средств, форм и методов работы и направлена на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие.

Методологические основы физического воспитания

Рис. 12. Методологические основы физического воспитания

Целью физического воспитания является формирование привычки к здоровому образу жизни. Согласно определению ВОЗ – воспитание физического и психического здоровья ребенка (рис. 13).

Классификация задач физического воспитания

Рис. 13. Классификация задач физического воспитания

Условия физического воспитания, позволяющие решить данные задачи, представлены на рис. 14.

Разностороннее развитие детей выступает при этом в качестве принципа физического воспитания. Так, например, в процессе освоения основных движений у ребенка можно развивать различные виды памяти: эмоциональную (если ребенок заинтересован обучением, получает удовольствие от организованной двигательной активности), образную (при восприятии наглядного образца движений), словесную (при осмыслении двигательной задачи и запоминании последовательности всех элементов упражнения, а также действий в подвижной игре) и др. Аналогичные исследования, проведенные другими учеными, доказали роль физического воспитания в развитии восприятия и мышления, воображения дошкольников, расширении их познавательных возможностей и развитии интеллектуальных способностей. В частности, исследования, проведенные Т. А. Тарасовой, показали, что дошкольники, имеющие низкий уровень физической подготовленности, в 72% случаев характеризовались низким уровнем познавательной активности. У дошкольников со средним уровнем физической подготовленности низкий уровень познавательной активности встретился в 22%, а среди детей с высоким уровнем физической подготовленности не оказалось ни одного случая с низким уровнем познавательной активности.

Условия физического воспитания

Рис. 14. Условия физического воспитания

При этом наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности и доступности и др.), имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания:

  • – всестороннее и гармоническое развитие личности;
  • – связь физической культуры с жизнью;
  • – оздоровительная направленность;
  • – непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;
  • – постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;
  • – цикличность построения занятий; возрастная адекватность физических упражнений.

Кроме принципов, в теории и методике физического воспитания выделяются средства и методы физического воспитания дошкольников (рис. 15).

Факторы физического воспитания

Рис. 15. Факторы физического воспитания

Традиционно различаются три группы методов.

  • 1. Наглядные методы, к которым относятся следующие:
    • – имитация (подражание), которая широко используется при проведении и освоении общеразвивающих упражнений и таких движений, как ходьба, бег и др. – так ребенок начинает представлять то или иное животное, предмет;
    • – демонстрация и показ способов выполнения физкультурных упражнений, к которому следует привлекать самих воспитанников. Это связано с тем, что, когда движение выполняется их сверстниками, дети могут лучше рассмотреть положение отдельных частей тела; кроме того, у них возникает интерес к разучиваемому движению, появляется уверенность, желание самим выполнить упражнение как можно лучше. Дошкольников привлекают к показу физических упражнений также из-за несоответствия размеров пособий росту физкультурного руководителя (упражнения на гимнастической стенке, подлезание под веревку и др.);
    • – использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы, видеофильмы);
    • – использование зрительных ориентиров, звуковых сигналов, помощи: первые побуждают детей к деятельности, помогают им уточнить представления о разучиваемом движении, овладеть наиболее трудными элементами техники, а также способствуют более эффективному развитию воссоздающего воображения, вторые – применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений, а также как сигнал для начала и окончания действия, играют важную роль для развития слухового восприятия, чувства ритма и музыкальных способностей.
  • 2. К словесным методам относятся называние педагогом упражнений, описание, объяснения, комментирование хода их выполнения, указания, распоряжения, вопросы к детям, команды, беседы, рассказы, выразительное чтение стихотворений и др. При этом воспитатель использует планирующую, сопровождающую, комментирующую, обобщающую и регулирующую функции речи, используя принцип фасцинации (от aнгл. fascination – очарование) – специально организованного вербального (словесного) воздействия, которое предназначается для создания положительного эмоционального фона процесса проведения физкультурного занятия за счет сюжетно-образного изложения. Для этого воспитатель должен четко представлять тему занятий и уметь формулировать ее образно. Например, традиционная тема «Обучение прыжкам через короткую скакалку» может звучать нетрадиционно – «Путешествие веселой веревочки». По ходу занятия веревочка превращается в скакалку, змейку, упряжку для лошадки, удочку. Это обеспечивает действие фасцинации – эмоционального «завораживания» процессом наблюдения и осуществления движений, сопровождаемого комментированной речью педагога, его интонацией и тембром, расстановкой пауз во время произнесения инструкций. Благодаря этому оказывается возможным уменьшение потерь семантически значимой информации при восприятии детьми словесных инструкций, повышение эффективности во всех сферах реализации программы: оздоровительной, воспитательной, образовательной.
  • 3. К практическим методам можно отнести выполнение движений (совместно-распределенное, совместно-последовательное выполнение движений вместе с педагогом и самостоятельное выполнение), повторение упражнений с изменениями и без, а также их проведение в игровой форме, в виде подвижных игр и игровых упражнений, и в соревновательной форме. Через введение соревновательных ситуаций дети учатся оценивать действия сверстников, переживать за них, сравнивать их действия со своими, обнаруживать причины ошибочных действий и на основе эмоционального предвосхищения результатов эстафеты, заранее корректировать собственные ошибки. Кроме того, результаты использования игровых и соревновательных ситуаций на занятиях по физической культуре свидетельствуют о формировании у детей дошкольного возраста внутреннего плана действий и умений контролировать свои эмоции, регулировать их интенсивность в проблемных ситуациях и использовать полученные навыки в организации своего двигательного поведения дома и на улице, а не только на занятиях в группе.

Согласно другой классификации, к методам физического воспитания относятся:

  • – методы диагностики уровня двигательной активности и физического развития детей;
  • – методы стимулирования и мотивации двигательной деятельности;
  • – методы организации двигательной деятельности детей;
  • – методы регулирования и контроля двигательной деятельности.

При этом для воспитания нужных двигательных качеств используются комплексы разнообразных методов и приемов, в которые входят как вышеперечисленные, так и специальные методы:

  • – методы развития силы: метод повторных усилий, метод развития динамической силы и метод изометрических усилий (он характеризуется максимальным напряжением мышц в статическом режиме, когда при выполнении упражнений сила прикладывается к неподвижному предмету и длина мышц не изменяется) и др.;
  • – методы развития быстроты движений: игровой метод, метод облегченных внешних усилий (уменьшение дистанции, высоты и т.д.), метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной интенсивностью, соревновательный метод и др.;
  • – методы развития выносливости: интервальный метод (разновидность повторного метода) – дозированное повторное выполнение упражнений относительно небольшой интенсивности и продолжительности со строго определенным временем отдыха, где интервалом отдыха служит обычно ходьба, либо медленный бег; метод игры скоростей (заключается в непрерывном движении, но с изменением скорости на отдельных участках движения) и др.;
  • – методы развития гибкости: метод многократного растягивания, игровой метод, музыкально-ритмические упражнения и др.;
  • – методы развития ловкости: повторный и игровой методы, соревновательный метод и др.

При этом в работе с детьми младшего дошкольного возраста (младшая и средняя группы) преобладают приемы опосредованного обучения (игра), объяснение, сопровождающееся показом, выполнение детьми упражнений совместно с воспитателем и др. В старшей и подготовительной к школе группах ведущими являются методы и приемы прямого обучения, а также методы и приемы, направленные на формирование двигательных качеств (строго дозированные упражнения, их повторение через определенные интервалы времени, увеличение интенсивности движений и др.).

В методике физического воспитания, кроме методов, выделяются специфические организационные формы.

Существуют следующие организационные формы:

1) физкультурные занятия. Для эффективного формирования образа цели физкультурных занятий нужно просить детей комментировать и планировать опыт решения проблемных двигательных ситуаций в речевом плане («Что ты делаешь?» «Какое движение выполняешь?»); отвечать на вопросы: «Зачем мы тренируемся в беге, прыжках, метании и т.д.?» «Что вы делаете, чтобы прыгнуть дальше, бежать быстрее и др.?»

Далее необходима интеграция опыта познания, переживания и действия в процессе формирования алгоритма анализа двигательной задачи как проблемной ситуации. С этой точки зрения важными становятся такие способности, как (по Э. Акоповой):

  • – различение «могу», «не могу», «не знаю, могу или не могу» и использование этого различения для оценки и организации своих действий;
  • – различение «задача, результат действия» и его использование для планирования и организации своих действий;
  • – различение «задача, способ действия» и его использование для планирования и организации своих действий;
  • – различение «условия совершения действия, варианты способов» и его использование для планирования и организации своих действий;
  • – различение «результат действия, последствия действия» и его использование для организации своих действий.

В связи с приобретением опыта познания, переживания и осознания своих двигательных возможностей мы предположили, что в качестве образа – результата физкультурных занятий детям можно задать три уровня, которые ребенок должен ощущать, знать, и в соответствии с ними организовывать свои действия:

  • 1 уровень – «понимаю, что нужно сделать, и могу это сделать»;
  • 2 уровень – «понимаю, что требуется сделать, и мне это сделать не по силам»;
  • 3 уровень – «не знаком с такой ситуацией, не знаю, что от меня может потребоваться, могу попробовать выполнить, но с дополнительной страховкой или отказаться выполнять»;
  • 2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, спортивные упражнения на прогулке, физкультурные минутки, прогулки за пределами участка, индивидуальная работа);
  • 3) самостоятельная двигательная активность детей;
  • 4) активный отдых (физкультурный досуг, физкультурные праздники, Дни здоровья и др.).

Физическая культура личности как результат физического воспитания представляет собой сложное системное образование, в котором все компоненты структуры имеют тесную взаимосвязь, дополняют и обусловливают друг друга:

  • мотивационно-потребностный компонент является главной побудительной, направляющей и актуализирующей двигательные и физические возможности силой, определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявление активности в сфере освоения физической культуры;
  • когнитивно-интеллектуальный компонент определяет кругозор личности, направленность ее оценок, содержание ценностей и представлений о здоровом образе жизни, специфику рефлексии результатов двигательной активности и деятельности, тесно связан с социально-духовными ценностями, принятыми в данной культуре;
  • физкультурно-деятельный компонент характеризует специфику организации и самоорганизации двигательной и физкультурной активности ребенка на основе усвоенных ценностей и сформированных представлений.

Состояние физической культуры напрямую связано со следующими показателями развития детей: с формированием потребности в двигательной активности и совершенствовании, развитием физических качеств личности, накоплением и обогащением двигательного опыта. В зависимости от данных показателей вся группа воспитанников распределяется по дифференцированным подгруппам: с низким, средним или высоким уровнем сформированности физической культуры. Динамика ее формирования определяется при переходе детей младшего дошкольного возраста из низкого на средний, из среднего на высокий уровень физической культуры в старшем дошкольном возрасте (рис. 16).

Распределение детей по дифференцированным группам в зависимости от сформированности физической культуры (в %)

Рис. 16. Распределение детей по дифференцированным группам в зависимости от сформированнос?