Темповое отставание в развитии ребенка

Темповое отставание в развитии ребенка thumbnail

Живаева Елена Николаевна
Темповая задержка в развитии ребёнка

Темповая задержка развития ребёнка- это отставание в развитии ребёнка от принятых норм, которое можно и нужно преодолевать с помощью фармкоррекции и психолого-педагогической реабилитации. В одном случае развитие ребёнка гармонично, но не соответствует возрасту; а в другом- негармоничное развитие, когда одна из функций (двигательная, речевая или познавательная) отстаёт от других. Это дети с задержкой психического и речевого развития.

Ошибочно полагать, что эти виды задержек возможно определить только лишь к 3-5 годам. Специалист определит задержку в развитии уже после 3 месяцев жизни ребёнка. Множество мам могут сказать, что ПЭП у их детей было, но они их не лечили и никаких страшных последствий у детей не возникло. Такие последствия ПЭП, как гидроцефалия и эпилепсия, встречаются очень редко, а вот дефицит внимания и гиперактивность, стойкие нарушения речи и памяти ребёнка встречаются практически у каждого второго.

Нужно понимать, что наряду с грубыми нарушениями возможно развитие более «тонких» изменений, которые реализуются на уровне межклеточного взаимодействия. Одним из кардинальных клинических признаков, характеризующих отклонения во взаимодействии психики и моторики, являются нарушения формирования целенаправленных движений, которые очень тесно связаны с дальнейшим речевым развитием ребёнка.

Выявление проблем на ранних этапах развития ребёнка в дальнейшем поможет предотвратить серьёзные осложнения.

Публикации по теме:

Что такое мандала и как она помогает в развитии ребёнка?
Мандала Мандала — схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках. Мандала.

Консультация «Роль игры в развитии ребёнка раннего возраста»
Роль игры в развитии ребёнка раннего возраста Нормально развивающийся ребенок много и с увлечением играет. Игра — естественная, важнейшая.

Консультация для родителей «Зимние виды спорта в развитии ребёнка»
Спорт играет важную роль в жизни ребенка, он не только способствует поддержанию необходимой физической активности и способствует укреплению.

Консультация «Нужна ли детям игра и какова её роль в развитии ребёнка»
Игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Консультация «Роль строительной игры в развитии ребёнка»
Конструирование – один из видов детской деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета, приведение в определнный.

Мастер класс «Пальчиковые игры в речевом развитии ребёнка» Видео
Слайд 1 Для начала хочу вам напомнить, что такое мелкая моторика. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями,.

Роль книжки-малышки в речевом развитии ребёнкаРоль книжки-малышки в речевом развитии ребёнка
В современных магазинах можно найти очень много книг, с очень интересными волшебными сказками и увлекательными историями, но книжка, которая.

Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет (семинар-практикум)
«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»(1 слайд (Ю. М) Речь не передается по наследству, малыши перенимают опыт речевого общения.

Логопедические игры в развитии речи ребёнка
Логопедические игры в развития речи ребёнка Задумывались ли вы когда –нибудь, почему одни дети говорят грамотно и пишут, а другие,хотя.

Роль ролевой игры в развитии ребёнка
Ролевая игра — это игра в кого- то, т. е воспроизведение действий. Ребёнок всегда сопереживает герою роль которого он играет, а потому он.

Источник

Темповая задержка речевого развития (ТЗРР) − явление, требующее комплексной диагностики для постановки диагноза. Многие родители не обращают внимания на лепет ребенка до трех лет. Действительно, все дети разные: одни бессвязно бормочут и долго не выговаривают конкретные звуки, у других речь чистая. Тот факт, что малыш долго молчит, не всегда является патологией, но лучше в этом убедиться, посетив специалиста.

По статистике, отклонение регистрируется у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. ЗРР, или задержка речевого развития, встречается у 3–10% детей. Нарушение затрагивает все компоненты речи: воспроизведение звуков, словарный запас, грамматику фраз и умение связывать слова. Код по МКБ-10 – F 80.

Проявления болезни

Мальчик страдает задержкой речевого развития

Несмотря на рекомендации педиатров наблюдать за развитием ребенка с рождения, это отклонение обнаруживают чаще всего при оформлении в детский сад в возрасте от трех лет. ЗРР выражается в сниженной активности речи по сравнению с нормой при отсутствии нарушений в связочно-мышечном аппарате. Диагноз устанавливается после заключения врачебной комиссии, состоящей из логопеда, психолога и невролога. Основанием для подозрения считается недостаточный, ниже минимального уровня, словарный запас в возрасте до 3-х лет.

Типы отклонения по типу поражения аппарата:

  • Органическая форма возникает в результате перенесенной инфекции при беременности, как осложнение травм и заболеваний, повлекшее за собой поражение нервной ткани головного мозга.
  • Сенсорная вызвана тугоухостью, ребенок не слышит, не воспроизводит речь.
  • Темповая, или социально-педагогическая, означает, что пациент не испытывает необходимости разговаривать по разным причинам.

Нельзя недооценивать важность ЗРР, в последующем она отражается на формировании личности человека. Кроме того, возможна задержка психоречевого развития.

Почему возникает

Само название социально-педагогическое нарушение объясняет этиологию и указывает на факторы, способствующие возникновению патологии. Причины отставания в развитии речи:

  • игнорирование малыша взрослыми, ребенку не с кем разговаривать;
  • гиперопека, при которой не нужно ничего просить, все и так дадут;
  • нездоровая атмосфера внутри семьи, постоянные конфликты родителей;
  • мама и папа общаются на разных языках.

В семьях, где единственный собеседник малыша – телевизор, словарный запас ограничивается фразами из мультфильмов. Чрезмерное сюсюканье также провоцирует негативную реакцию. Насторожить родителей может использование малышом жестов, мимики для получения необходимой информации. Он привлекает к себе внимание различными звуковыми сигналами, может дергать взрослых за одежду для активизации внимания.

Диагностика и симптомы нарушения

Замедление темпа освоения речи

Неразговорчивость может отражать характер ребенка, однако, излишняя пассивность и нежелание участвовать в ролевых играх в возрасте 3-х лет должны послужить поводом для обращения к специалисту. Основные признаки ЗРР – это нежелание ребенка разговаривать при отсутствии патологии со стороны органов и систем, в том числе, при сформированных связках и артикуляционном аппарате.

Важно не путать темповую ЗРР с дизартрией, когда причина патологии в поражении участка головного мозга, отвечающего за формирование речи. Ребенок все понимает, но не может выразить свою мысль.

Методы определения нарушения отличаются в зависимости от возраста:

  • Период до формирования речи (2-8 мес.): обращают внимание на аномалии бормотания, кривляния без звуков, однозвучные возгласы.
  • С 4-х месяцев патологией считается, если ребенок не выражает эмоций на события (во время игры, при уходе мамы).
  • С полугода дети в норме уже различают перемены интонаций, повторяют за взрослыми некоторые слова. При произношении его имени даже шепотом, они реагируют. Могут показать на картинке животное.
  • В 12 месяцев при ЗРР малыш не реагирует на звуки.
  • В 18 месяцев он все еще не справляется с произношением простых слов, но повторяет за другими, при этом темп речи снижен.
  • У 2-х летнего ребенка словарный запас порядка 50-100 фраз. Его речь уже состоит из простых предложений, он понимает, что ему говорят, выполняет просьбы (может принести игрушку, показать картинку).
  • При наличии патологии у трехлетних детей их с трудом понимают даже родные, такова степень нарушений произношения.

Диагноз темповая задержка речи не ставится только на основании этих признаков. Необходимо получить комплексную оценку состояния здоровья ребенка у разных специалистов.

Большое значение в коррекции данного состояния имеет ранняя диагностика. При обращении к врачу после 4-х лет коэффициент успешной терапии составляет лишь 0,5%.

При постановке ЗРР обязательно проводят дифференциальную диагностику с другими патологическими отклонениями речи. Постановка диагноза возможна только после выявления причины и характера нарушений. Среди заболеваний, сопровождающихся задержкой речевого развития, детский аутизм. Первые симптомы возникают в возрасте 2,5-3 лет. Ребенок может повторять фразы, говорить о себе, как о третьем лице. Отмечается также манерность, превышение или снижение порога чувствительности.

Малыш с синдромом Дауна отличается от здоровых детей внешне и имеет врожденные заболевания сердца, в результате умственной отсталости речь формируется медленно. Детский церебральный паралич (ДЦП) также приводит к задержке речевого развития. Чтобы исключить органические заболевания, пациента осматривают узкие специалисты (генетик, сурдолог).

Исправление темповой задержки речи

Терапия отклонения может быть традиционной и альтернативной. Схема лечения включает прием медикаментозных препаратов: витаминов, ноотропов, лекарств для стабилизации процессов нервной системы и нормализации церебрального кровотока. В качестве физиотерапии используют магнито- и электрорефлексотерапию для стимуляции с помощью передачи импульсов участков головного мозга, ответственных за развитие речи. Схема терапии подбирается индивидуально в зависимости от причин, вызвавших отставание от нормы. При социальных причинах стимуляция осуществляется через создание благоприятных для развития условий, подбор материалов для правильной речи и проговаривание всех действий.

Хороших результатов в развитии навыков речи добиваются с помощью рисования, лепки, вышивания. Большую роль в психологической и социальной адаптации играет катание на лошадях, плавание с дельфинами. В зависимости от возраста ребенку подбирают комплекс логопедических занятий для коррекции произношения звуков.

Лепка способствует развитию мелкой моторики

Иногда возможен так называемый «языковой взрыв», когда дети начинают говорить спонтанно и в больших объемах. Отмечается резкое увеличение словарного запаса. Чаще всего это происходит в летнее время года, во время активного роста. Толчком может послужить знакомство со сверстниками, занятия в небольших группах.

Профилактика задержки речи начинается еще в период беременности и заключается в поддержании здоровья будущей мамы и плода, создании оптимальных условий для его развития. В период до 3-х лет необходимо уделять внимание формированию речи ребенка и покупать ему развивающие игрушки, подобранные с учетом возраста. В 2–2,5 года нужно запланировать посещение логопеда.

Успех лечения зависит не только от раннего обращения к специалистам, но и от готовности родителей уделять время ребенку вне лечебного кабинета. Комфортная обстановка в семье является залогом развития здорового психологически и адаптированного к общению в социуме малыша. Чтобы не допустить задержки речи, необходимо больше времени проводить, общаясь с ним и наблюдая за его реакцией.

Источник

04 апреля 2017 г.Задержка темпов моторного развития у детей до года: причины и последствия

Задержка темпов моторного развития или задержка освоения двигательных навыков ребенком до одного года встречается достаточно часто. Опасно ли это для ребенка? К каким последствиям может привести отставание в освоении навыков?

Причины задержки моторного развития детей

В подобных ситуациях не стоит бить тревогу и начинать панику. Важно понимать, что установленные сроки приобретения моторных навыков не являются абсолютными и могут различаться у конкретных детей.

Существуют специальные показатели возрастных норм освоения сложных движений (перевороты с живота на спину и обратно, ползание, ходьба и т.д.), которые помогают родителям ориентироваться в данной сфере. При этом если отставание действительно наблюдается, необходимо всегда обращаться к врачу-педиатру в связи с возможными неприятными и даже инвалидизирующими последствиями.

Появления отставания в освоении двигательных навыков может быть связано с целым рядом фактором — как генетическими особенностями, так и факторами внешней среды, заболеваниями малыша и т.д. Особо стоит выделить следующие наиболее частые причины задержки моторного развития детей в 8 месяцев и в любом другом возрасте:

  • Различные виды врожденных энцефалопатий, связанных с неблагоприятным воздействием окружающей среды или материнского организма на развивающийся головной мозг у плода.
  • Инфекционная патология, как матери во время беременности, так и ребенка в первые месяцы жизни.
  • Врожденные пороки сердца, легких, костно-мышечного аппарата и т.д.

Если отставание в развитии действительно имеет место быть, необходимо всегда обращаться за квалифицированной медицинской помощью, в первую очередь направленной на выявление причинных факторов подобной задержки моторного развития у малыша, а так же составление индивидуальной программы коррекции  освоения двигательных навыков.

таблица развития навыков

Проявления задержки моторного развития

Освоение моторных навыков проходит через хорошо известные возрастные периоды. На каждый месяц жизни ребенка приходится определенный двигательный акт, отражающий развитие головного мозга и костно-мышечной системы.

  • В возрасте одного-двух месяцев ребенок практически ничего не умеет. Способен только фиксировать свой взгляд на несколько секунд и хаотично двигать ручками и ножками. Выявить отставание в двигательной сфере на данном этапе практически невозможно. Однако опытный врач может определить чрезмерное повышение или снижение мышечного тонуса и другие характерные симптомы, возможно свидетельствующие о тяжелом поражении головного мозга.
  • Если малыш не пытается подняться при положении лежа на животе и не отклоняет голову, то, скорее всего, имеется задержка моторного развития, с которой необходимо сразу же обратиться в лечебное учреждение.
  • На шестой месяц жизни малыш никак не переворачивается со спины на бочок и живот, а так же обратно. Подобная ситуация может быть связана с целым рядом факторов, многие из которых являются физиологическими и не представляют угрозы.
  • Если ребенку уже восемь месяцев, а он до сих пор не пытается и не умеет ползать, то стоить обратиться к врачу-педиатру за консультацией и проведения дополнительных обследований.
  • К концу первого года жизни, любой малыш уже должен совершать хотя бы несколько шагов, в том числе и при поддержки родителей. Если этого не происходит, возможно имеется задержка моторного развития, требующая медицинского обследования.

Всемирная организация здравоохранения предлагает достаточно широкие возрастные диапазоны освоения двигательных навыков. Поэтому чрезмерные переживания и беспокойство родителей не должны появляться в тех случаях, если малыш отстает в своем моторном развитии на пару недель или месяцев. Данный процесс очень индивидуален.

Последствия задержки моторного развития

При задержке моторного развития в любом возрасте возможно развитие следующих последствий:

  1. Полное выздоровление возможно при своевременном выявлении отставания освоения двигательных навыков малышом.
  2. Длительная задержка моторного развития может привести к развитию стойкого отставания малыша от своих сверстников в двигательном плане, что может нарушить процесс его адаптации, а так же жизнедеятельности.
  3. Формирование задержки моторного развития в 3, 5, 6 месяцев и в другом возрасте нарушает взаимодействие ребенка с окружающим миром, и приводит к замедлению темпов развития в области органов чувств, психического развития и пр.
  4. В тяжелых случаях, особенно при сочетании задержки моторного развития с задержкой развития психической сферы, возможно формирование инвалидности в связи с неспособностью малыша усваивать новые двигательные и психические акты.

В связи с возможными последствиями задержки моторного развития у детей до года необходимо тщательно следить за освоением ими различных двигательных навыков, начиная с самых простых, связанных с движением в сторону интересующих предметов, заканчивая такими сложными двигательными актами как ходьба. Знание закономерностей развития моторных навыков необходимо не только врачам-педиатрам и неврологам, а так же и самим родителям. 

Антон Яценко, педиатр, специально для Mirmam.pro

Полезное видео

Источник

Кто в группе риска?

Если ребенок вынашивался или рождался с какими-либо проблемами, даже на первый взгляд незначительными, он оказывается в группе риска по формированию неврологической патологии.

Патология нервной системы может проявиться как минимальными и быстро компенсированными симптомами, так и стать причиной для значимых нарушений здоровья ребенка, вплоть до инвалидизации. Дети, рожденные недоношенными, пережившие гипоксию во время беременности, асфиксию в родах или внутриутробную инфекцию, на первом году жизни должны посещать кабинет невролога один раз в 3 месяца. Как правило, такие дети проходят ряд обследований: начиная с нейросонографии, ЭЭГ, ЭНМГ и заканчивая МРТ головного мозга, которое проводится строго по показаниям.

Причины задержки развития очень неоднородны. В зависимости от того, какая патология привела к нарушению в развитии малыша, он наблюдается либо только у невролога, либо у невролога и эндокринолога, или невролога и нейрохирурга, реже – у психиатра. В любом случае, «первым звеном» в определении факта наличия задержки развития является районный невролог, который регулярно осматривает ребенка.

Каждый пациент с задержкой развития уникален, каждый случай заслуживает внимания и особого подхода, который обеспечивает маленьким пациентам научно-практический центр детской психоневрологии.

Задержки моторного развития

ЗМР – это особенность развития, при которой малыш не осваивает двигательные навыки или приобретает их с заметным отставанием от нормы. При темповой задержке происходит отставание ребенка в развитии на один декретированный срок, то есть, малыш получает навыки последовательно, но медленно. Это повод наблюдаться у невролога, но, как правило, ситуация не предвещает существенных проблем со здоровьем. Если следовать указаниям врача, то в дальнейшем ребенок с таким типом задержки ничем не будет отличаться от сверстников.

Ситуация более серьезная и требует постоянного контроля, если:

А) Отставание в развитии более серьезное: например, ребенок к 1 году не сидит, или в 7-8 месяцев не переворачивается;

Б) Развитие происходит неравномерно или наблюдаются «откаты» в развитии: это когда ребенок, научившийся уверенно сидеть или ходить, вдруг начинает делать это неуверенно или перестаёт делать вовсе.

В этих случаях врач-невролог может поставить ребенку один из следующих диагнозов

  • Выраженная задержка моторного развития. Это не обязательно ДЦП, есть масса других патологий, которые имеют схожую клиническую картину – например, пороки развития головного мозга, заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, синдромальные формы задержки развития, которые могут быть обусловлены рядом нарушений на хромосомном уровне, и многое другое).

  • Избирательное нарушение двигательной функции. Это асимметричная слабость мышц, наблюдается только с одной стороны тела: ребенок переворачивается только на одну сторону, ходит прихрамывая, тянется к игрушкам только одной рукой, неровно держит голову (гемипарез). Еще один симптом – появление «лишних» движений, гиперкинезов.

  • Нарушение осанки, снижение мышечного тонуса.
    Если осевая мускулатура ребенка не имеет достаточной поддержки, у малыша нарушается осанка и походка, и это тоже неврологическая проблема. Такие дети часто страдают от дисплазии соединительной ткани и поэтому склонны к травмированию суставов.

  • ДЦП (детский церебральный паралич). Собирательный термин для определения персистирующих двигательных нарушений, в основе которых лежит непрогрессирующее поражение мозга, обусловленное воздействием ряда неблагоприятных факторов в пренатальном, перинатальном и раннем постнатальном периодах. Много лет назад этот диагноз звучал как приговор, но сейчас специалисты-неврологи располагают большим арсеналом современных и высокоэффективных методик. При раннем обращении к врачу и грамотном подборе лечения можно добиться прекрасных результатов и жить полноценной жизнью.

Задержки психоречевого развития

Связаны с отставанием в психическом развитии ребенка, формировании основных психических функций мозга. Чаще диагностируется у детей старше 3 лет, однако некоторые первые симптомы заметны уже в самом раннем возрасте:

  • Отсутствие улыбки, выражения эмоций, контакта глазами с матерью, безучастность к внешнему миру;

  • Отсутствие разделения взрослых на своих и чужих, отсутствие страха перед незнакомцами или, наоборот, ребенок каждого взрослого, кроме мамы, встречает как чужого;

  • Немотивированная агрессия и аутоагрессия (бьет, щиплет себя, вырывает у себя волосы);

  • Нарушение пищевого поведения: ребенок плохо жует, крайне избирателен в еде или не может насытится и т.д.;

  • Нарушение формирования собственной (экспрессивной) речи и понимания обращенной речи.

Задержка психоречевого развития может быть просто особенностью на пути формирования ребенка как социальной единицы, но в отдельных случаях это первый симптомрасстройства аутистического спектра (РАС). Причины РАС до сих пор доподлинно не установлены; над решением вопросов этиологии РАС бьются специалисты из многих медицинских и немедицинских специальностей (генетики, биологи, неврологи, психиатры, педиатры, иммунологи и многие другие)

Самое главное о задержках развития у детей:

Многие патологические состояния, выявленные в раннем детстве, удается компенсировать, и в большинстве своем успешно лечить. Но даже очень внимательные родители могут не видеть полной картины симптомов, поэтому крайне важно приходить на прием к врачу подготовленными. Ведь на приеме, в суете осмотра, раздевания и одевания ребенка, как правило, родители забывают часть симптомов, о которых они хотели сообщить специалисту, и решение проблемы, постановка диагноза, а соответственно и начало лечения затягивается на неопределенный срок.

Чтобы подготовиться к приему у детского невролога, следуйте несложным правилам:

  1. Заранее составьте перечень всех волнующих вас вопросов;

  2. Наблюдайте за малышом и фиксируйте (записывайте, запоминайте, снимайте на видео) все, что кажется вам странным, необычным, непривычным и т.д.;

  3. Если состояние ребенка изменилось, запомните и отметьте тот момент, когда вы обнаружили эти изменения;

  4. Не откладывайте посещение врача. То, что на бытовом уровне кажется незначительным и не требующим срочного лечения, может быть важным и серьезным симптомом.

Источник