Темперамент ребенка с нарушениями в развитии

Темперамент ребенка с нарушениями в развитии thumbnail

Нами было обследовано 30 детей обучающихся в специальной коррекционной школе VIII вида, из них 14 девочек и 16 мальчиков. Значения 9 черт темперамента детей с нарушением интеллектом в возрасте от 8 до 12 лет, представлены в приложении (таблица 7). В таблице 8 приведены средние значения темпераментальных черт детей с сохранным интеллектом и нарушением интеллектуального развития. В таблице результаты, полученные в специальной коррекционной школе VIII вида, сравниваются с аналогичными, но полученными в средней общеобразовательной школе № 90.

Таблица 8

Средние значения 9 черт темперамента детей с сохранным интеллектом и с нарушением интеллектуального развития в возрасте от 8 до 12 лет.

Показатель

Дети с сохранным интеллектом

n = 51

Дети с нарушением интеллекта

n = 30

АКТИВНОСТЬ

3,62±0,14

3,88±0,23

РИТМИЧНОСТЬ

4,23±0,1

3,8±0,18

ПРИБЛИЖЕНИЕ

4,85±0,14*

4,27±0,15

АДАПТАБИЛЬН

4,54±0,12

4,17±0,17

ИНТЕНСИВН

3,87±0,13

3,77±0,19

НАСТРОЕНИЕ

4,48±0,12

4,14±0,12

ВНИМАНИЕ

4,73±0,15

4,17±0,29

ОТВЛЕКАЕМ

4,6±0,15

4,5±0,1

ПОРОГ

4,09±0,09

4,05±0,09

Примечание: Различие между доверительными интервалами достоверно (*) р>0,05

Анализируя полученные данные, мы видим, что у детей с нарушением интеллекта по сравнению с детьми с сохранным интеллектом активность повышена — это говорит о том, что аномальные дети очень подвижны, что обусловлено нарушением нейродинамики и эмоционально — волевой сферы, в связи с чем, ребенок возбудим, непоседлив, оживлен. Показатели по остальным же темпераментальным чертам у детей с нарушением интеллекта слабее выражены, чему детей с сохранным интеллектом. (Диаграмма 1.) То есть нормально развивающиеся дети более предсказуемы, внимательнее, быстрее приспосабливаются к новым условиям, у них преобладает положительное настроение и положительная реакция на новый раздражитель. По таким чертам темперамента, как чувствительность, отвлекаемость, интенсивность дети с сохранным интеллектом и дети с нарушением интеллектуального развития почти не отличаются друг от друга. При этом уровня достаточной достоверности достигают лишь данные по такой черте темперамента, как приближение (рис. 2).

Темперамент ребенка с нарушениями в развитии

Диаграмма 1. Отклонение черт темперамента детей с нарушением интеллектуального развития, черты темперамента детей с сохранным интеллектом принимаются за 100%

Темперамент ребенка с нарушениями в развитии

1. ребенок с сохранным интеллектом

2. ребенок с нарушением интеллектуального развития

Рис. 2 Отличия интегративных темп — портретов детей нормальных и с нарушением интеллекта. Техника лиц Чернова, версия Stat Soft Statistic

Сравнивая данные черт темперамента отдельно мальчиков и девочек с сохранным и нарушенным интеллектуальным развитием, можно отметить существенную разницу между ними. В таблице 9 приведены средние значения черт темперамента мальчиков и девочек, как с сохранным, так и с нарушенным интеллектом. На рисунке 3 продемонстрированы темп — портретов мальчиков и девочек испытуемых групп.

Таблица 9

Средние значения 9 черт темперамента мальчиков и девочек с сохранным интеллектом и с нарушением интеллектуального развития в возрасте от 8 до 12 лет.

Показатель

Мальчики с нарушением интеллекта n n = 16

Мальчики с сохранным интеллектом

n = 25

Девочки с нарушением интеллекта

n = 14

Девочки с сохранным интеллектом

n = 26

АКТИВНОСТЬ

4,03±0,33*

3,4±0,18

3,7±0,34

3,82±0,21

РИТМИЧНОСТЬ

3,58±0,22*

4,3±0,15

4,04±0,28

4,16±0,15

ПРИБЛИЖЕНИЕ

4,06±0,23*

5,02±0,21

4,51±0,15

4,67±0,18

АДАПТАБИЛЬН

4,01±0,21*

4,57±0,18

4,36±0,28

4,5±0,16

ИНТЕНСИВН

3,83±0,28

3,54±0,17

3,7±0,27

4,21±0,19

НАСТРОЕНИЕ

4,14±0,13*

4,68±0,17

4,15±0,21

4,27±0,16

ВНИМАНИЕ

3,75±0,34*

4,92±0,2

4,65±0,46

4,54±0,22

ОТВЛЕКАЕМ

4,66±0,14

4,33±0,17

4,31±0,13

4,87±0,24

ПОРОГ

3,94±0,12

4,06±0,13

4,19±0,13

4,12±0,13

Примечание: Различие между доверительными интервалами достоверно (*) р>0,05

Анализ результатов таблицы свидетельствуют, что изменения черт темперамента у мальчиков с нарушением интеллекта более выражены и более достоверны, чем у девочек с таким же нарушением развития.

Отличия интегративных темп - портретов мальчиков и девочек испытуемых групп

Рис. 3 Отличия интегративных темп — портретов мальчиков и девочек испытуемых групп.

Если сравнивать мальчиков и девочек с нарушением интеллектуального развития, то мальчики активнее, интенсивнее и более отвлекаемы, чем девочки, которые более предсказуемы, адаптабильнее, ритмичнее, внимательнее, чувствительнее, а так же у них преобладает положительная реакция на новый раздражитель. У аномальных мальчиков и девочек, исходя из наших исследований, присутствует темпераментальная черта, которая почти одинаково проявляется у тех и у других не зависимо от пола — это положительное настроение. (Диаграмма 2.) Однако данные показателей черт темперамента не достигают уровня достаточной достоверности.

Темперамент ребенка с нарушениями в развитии

Диаграмма 2. Черты темперамента мальчиков и девочек с нарушением интеллекта

Анализ данных только мальчиков, с нарушением интеллектуального развития, так и нормально развивающихся, показывает, что мальчики с нарушением интеллекта значительно активнее, интенсивнее, более отвлекаемы по сравнению со своими нормально развивающимися сверстниками, которые в свою очередь внимательнее, адаптабильнее, более предсказуемы, у них преобладает положительное настроение и положительная реакция на новый раздражитель. При всем этом по уровню чувствительности мальчики достаточно близки. (Диаграмма 3.) Однако, данные мальчиков достигают уровня достоверности, только по таким чертам темперамента, как активность, ритмичность, приближение, настроение, внимание.

Темперамент ребенка с нарушениями в развитии

Диаграмма 3. Отклонение черт темперамента мальчиков с нарушением интеллектуального развития, черты темперамента мальчиков с сохранным интеллектом принимаются за 100%

Сравнивая данные девочек с сохранным интеллектом, с девочками с нарушением интеллектуального развития, то можно отметить, что девочки с нарушением интеллектуального развития несколько внимательнее и чувствительнее своих сверстниц, которые значительно интенсивнее и более отвлекаемы. Что касается таких черт темперамента, как адаптабильность, предсказуемость, активность, настроение и приближение, то разница у девочек с сохранным интеллектом и нарушенным не значительна, что говорит о том, что по этим темпераментальным чертам девочки не отличаются. (Диаграмма 4.) Однако данные показателей черт темперамента не достигают уровня достаточной достоверности.

Темперамент ребенка с нарушениями в развитии

Диаграмма 4. Отклонение черт темперамента девочек с нарушением интеллектуального развития, черты темперамента девочек с сохранным интеллектом принимаются за 100%

Источник

Юлия Андронова
Характеристика разных видов темперамента у детей

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТОВ

Особенности темперамента не у всех детей проявляются в одинаковой степени. Равно как и специфические свойства каждого типа, наиболее ярко обнаруживаются у уравновешенного, инертного и слабого типа, поскольку контрастируют с возрастными особенностями поведения. Охарактеризуем детей разных типов темперамента.

Для детей-сангвиников характерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные — не менее громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Их движения очень выразительны, детей с этим видом темперамента отличает живая мимика. Но чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое. В то же время для детей-сангвиников характерна высокая работоспособность, они долго могут заниматься интересующим делом. Но так же быстро прекращают его выполнение, если пропадает интерес к нему. Дети легко переходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Навыки формируются у этих малышей быстро и легко перестраиваются. Сангвиника легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Чувствительность к раздражителям у них понижена, поэтому они не реагируют на замечание, сделанное тихим голосом. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый.

У детей-холериков часто меняется настроение.Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они не сдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что, прежде всего,заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.

Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой.Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например, долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы.Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов. В новых ситуациях поведение детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с другими детьми. Такие дети легко засыпают, много спят. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь

Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень тихая, невыразительная.

Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например у сангвиника — распыленности, разбросанности интересов; у холерика — несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия; у флегматика — безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии; у меланхолика-застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.

Воспитатель может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников.

У сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.

Энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребенка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке. В воспитании холерика особенно необходим систематический контроль за поведением и деятельностью, соблюдением правил, качеством и полнотой выполнения заданий и требований взрослого. Надо учить холерика считаться с другими, не задевать их самолюбие.

Меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты, доброжелательности, такта. Важно считаться с их ранимостью, с быстрой утомляемостью. Следует чаще одобрять таких детей, поддерживать у них положительные эмоции, выражать уверенность в их силах, создавать ситуации успеха, развивать активность и смелость.

В воспитании детей всех типов темперамента важное значение имеет следование постоянному четкому режиму дня. Оно облегчает выполнение действий и заданий, способствует выработке положительных привычек поведения.

При работе с дошкольниками необходимо учитывать свойства их темперамента и возрастные особенности. Рассмотрим ее варианты, выделенные Т. Чирковой.

Следует обеспечить условия, необходимые для нормального развития ребенка. Если он болезненно реагирует на шум, создается фон тишины. Если не переносит смены обстановки, то ее избегают. Такую тактику целесообразно использовать на ранних этапах онтогенеза, особенно в младенческом возрасте. Заметим, что подобная тактика может привести к снижению приспособляемости психики, организма к условиям среды, поэтому она требует дополнения другими вариантами.

Второй вариант тактики взрослого предполагает формирование у ребенка черт характера, нивелирующих негативные особенности свойств темперамента. Черты характера проявляются тогда, когда варьируются условия жизни и деятельности ребенка в результате выработки у него навыков и привычек. Основное требование при использовании этого варианта — постепенность, последовательность, дозировка в ускорении или замедлении темпа деятельности. Например, меланхолик в ответ на постоянные требования выполнить действие быстрее начинает делать его еще медленнее или вообще прекращает его. Детям следует показать, что медлительность или, наоборот, ускоренность действий не является недостатком, главное в работе — это качество результатов. Стремление педагога к быстрому успеху своих воспитательных действий может привести к укреплению отрицательных особенностей темперамента, нарушению доверительности в отношениях с ребенком. Описанная тактика «маскирует» свойства темперамента в привычных ситуациях. В иных условиях его свойства проявляются в «чистом виде».

Третий вариант в работе воспитателя предполагает усиление положительных и ослабление отрицательных сторон в поведении ребенка. Воспитателю следует помнить, что нет плохих или хороших свойств темперамента. Например, для меланхолика характерен повышенный уровень тревожности, который связан с высокой чувствительностью к разным раздражителям. Последняя обусловливает излишнюю впечатлительность и ранимость. Такие дети долго и серьезно переживают неудачи, что может приводить к неуверенности. Но в то же время уровень тревожности значим в жизни. Особое место он занимает в структуре эмоциональности. Тревожность может стимулировать активность и саморегуляцию деятельности, а ее отсутствие занижает эффективность работы. От тревожности нельзя избавиться. Робость, неуверенность, эмоциональная скованность успешно преодолеваются при формировании навыков деятельности и стимулировании переживаний успеха.

В работе с детьми разного темперамента воспитатель может использовать своеобразный способ учета темперамента, когда воздействие на какое-либо свойство осуществляется в знакомых и привлекательных для ребенка видах деятельности. Например, влияние на свойства темперамента в учебной деятельности у детей в период адаптации к школе не приносит успеха. Наиболее эффективно оно в общении ребенка со сверстниками.

В ряде случаев эффективной бывает тактика построения воспитательно-образовательного процесса на основе своеобразия индивидуального стиля деятельности. Рассмотрим эту тактику на примере познания. Здесь индивидуальный стиль деятельности выражается в отношении ориентировочной и исполнительской ее частей. Одни дети сразу приступают к выполнению задания, а другие долго его обдумывают. У одних действия стереотипны, у других разнообразны. Для одних характерна аритмия, для других — размеренность. Такой ребенок затрудняется сразу воспроизвести усвоенный материал, а делает это успешно спустя 20-60 минут. Поэтому педагог может ошибочно предположить, что материал не усвоен. Но если не дать ребенку возможность восстановить материал спустя некоторое время, то он забывается.

Таким образом, главный принцип учета индивидуально-типологических особенностей состоит в переходе от «приспособления» к ним к тактике формирования саморегуляции, самоуправления динамикой поведения и деятельности.

Источник

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЧЕРТ ТЕМПЕРАМЕНТА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТ. РАЗВИТИЯ И СЕНСОРНЫХ Ф-Й
 

УДК 616.89 – 008.15/.42 – 053.2:159.9


ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЧЕРТ ТЕМПЕРАМЕНТА У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  И СЕНСОРНЫХ ФУНКЦИЙ

Ю.И. Савченков, С.Н. Шилов, Е.М. Федчикова

Известно, что темперамент влияет на развитие детей в течение их школьного возраста [9; 10], а возрастные осо­бенности детского темперамента определяют черты ин­дивидуальности и во взрослой жизни [6; 8; 9; 12]. Темперамент в любом возрасте является результатом взаимодействия между психобиологическими особеннос­тями индивида и окружающей его среды, т.е. наследствен­ность и среда совместно определяют любые свойства и деятельность организма [5; 7]. Однако когда мы имеем дело с детьми, страдающими врожденными нарушениями интел­лекта, закономерности возрастного развития темперамента и его взаимосвязь с состоянием нервной системы могут оказаться извращенными. У таких детей, по-видимому, на первый план выступает наследственный потенциал, гене­тическая программа формирования темперамента, на ко­торую накладывается груз врожденных (или генетических) поломок в нервной системе. Воспитательный момент у та­ких детей осложняется недоразвитостью интеллектуальной сферы. Органическое поражение центральной нервной системы, сопровождающееся нарушением интеллекту­ального развития, отрицательно влияет на формирование формально-динамических свойств психики ребенка и определяет такие темпераментальные особенности детей с нарушением интеллекта, которые следует учитывать при разработке практических коррекционных технологий.

Исследования, проводившиеся с целью ответить на вопрос, существует ли зависимость между уровнем интел­лектуальных способностей и свойствами темперамента, в принципе дали отрицательный результат, что говорит о не­зависимости этих характеристик. Проведенный нами поиск данных о зависимости темперамента и уровня интеллекта в мировой литературе за последние 15 лет (по базам данных Medline, библиотеки университета в Стенфорде (www. highwire.stanford.edu.)) не дал положительного результата. Учитывая, что свойства нервной системы являются базой темперамента, который, в свою очередь, считается основой развития характера человека, а воспитание и обучение должны строиться с учетом темпераментальных свойств, тем более у детей с нарушением интеллектуального раз­вития, мы посчитали актуальным провести специальное исследование особенностей черт темперамента у таких детей.

Материалы и методы

Цель данного исследования — выявить особенности черт темперамента у детей с нарушением интеллектуального развития, речи и слуха. Исследование проводилось на базе СКШИ № 5 Ленинского района и средней школы № 90 Кировского района г.Красноярска. В исследовании приняли участие 131 ребенок в возрасте 8-12 лет, из них 51 — с сохранным интеллектом, 30 — с нарушением интеллектуального развития (олигофрения различной выраженности), 28 детей с общим нару­шением речи II-III уровня с дизартрическим комплексом. Группу тугоухих составили 22 ребенка.

Большая часть (63%) семей детей с нарушением ин­теллектуального развития или нарушением речи, прини­мавших участие в эксперименте, были полными, но неблагополучными (57%). В основном в семьях было по два ребенка (11 семей), хотя наблюдается большое коли­чество многодетных семей (9). В группе 5 сирот. У 4 детей отмечена  миопия, у остальных сопутству­ющих заболеваний не выявлено. У двух детей нарушение интеллекта было обусловлено наследственностью.

Что касается детей с сохранным интеллектом, то их се­мьи были в основном полные (77%) и благополучные (90%). В 58% в семьях по одному ребенку, многодетных семей — 12%. У большинства детей (76%) сопутствующих заболе­ваний не обнаружено, у 4 — миопия, у 6 — сколиоз. Анкеты опросника для определения черт темперамента у детей из благополучных семей заполняли родители, из неблагополучных – учителя -воспитатели интерната.

В настоящем исследовании использовалась теоре­тическая концепция темперамента А.Томаса и С. Чесса и разработанный на ее основе родительский опросник McDevitt S.C. Carrey W.B et al. [11], который был переведен и адаптирован для России В.Г. Колпаковым с соавт. [1-3]. По результатам опроса определяются значения 9 черт темпе­рамента: активности, ритмичности, адаптабильности, приближения, интенсивности, порога чувствительности, настроения, внимания и отвлекаемости. Опросник для определе­ния черт темперамента у детей 8-12-летнего возраста содержал 109 вопросов, предъявляемых родителю. Оценка ответа на вопрос оценивается по 6 и 7-балльной шкалам.

Все полученные результаты подверглись необходимой статистической обработке с вычислением средних величин и ошибки средней (М±м) и показателя достоверности различия (р). Различия считали достоверными при р < 0,05. Обработка результатов осуществлялась с помощью программного пакета StatSoft Statistica, v.6 и электронных таблиц MS Excel 2007. Для обработки результатов были ис­пользованы методы параметрической и непараметрической статистики. Проверка однородности парных выборок вы­полнялась по критерию «t» Стьюдента. Для исследования степени выраженности связи между отдельными вариаци­онными рядами применяли корреляционный анализ.

Результаты и обсуждение

Нами был обследован 51 учащийся с сохранным интеллек­том, обучающийся в средней общеобразовательной школе №90, из них 26 девочек и 25 мальчиков. Средние значения темпераментальных черт этих детей мы сравнили с  аналогичными показателями, полученными В. Г. Колпаковым [1-2] при исследовании детей г. Новосибирска. Анализ полученных результатов свидетельствует о значи­тельных отличиях черт темперамента детей, проживающих в разных регионах страны (табл. 1). По всем показа­телям значения черт темперамента наших детей выше, чем у их сверстников в г. Новосибирске. Наиболее достоверными являются отличия пяти темпераментальных черт: наши здоровые дети более предсказуемы, настойчивы, у них лучше настроение, они лучше адаптируются и на новый раздражитель реагиру­ют чаще положительно, т.е. стремятся его исследовать.

Таблица 1

Средние значения 9 черт темперамента детей с сохраненным интеллектом в возрасте от 8 до 12 лет в зависимости от места проведения исследования

Темперамент ребенка с нарушениями в развитии

Примечание: жирным шрифтом выделены значения, достоверно (р<0,05) отличающиеся от данных детей соответствующего пола в Новосибирске.

Красноярские здоровые девочки активнее, чем девочки Новосибирска. Они более предсказуемы, лучше адаптируются, у них выше интенсивность деятельности, преобладает положительная реакция на новый раздражитель, хоро­шее настроение и выше отвлекаемость. Мальчики  демонстрируют несколько меньшую степень изменчивости темпераментального спектра.

Региональные особенности проявления черт темперамента объясняются культурологическими, экономическими и другими факторами, отличающими качество жизни в различных регионах страны или планеты. Эти факторы, несомненно, накладывают свой отпечаток на человека, развивающе­гося и проживающего в этой среде, и это, в свою очередь, следует учитывать при отработке нормативов психофун­кций в каждом конкретном регионе.

Учитывая наличие гендерных отличий темпераментальных свойств, ниже мы приводим анализ значений черт темперамента с учетом пола ребенка. Анализ результатов таблиц 2  и 3 свидетельствует, что по сравнению с девочками мальчики с нарушением интеллекта активнее, интенсив­нее и более отвлекаемы, а девочки более предсказуемы, адаптабильнее, ритмичнее, внимательнее, чувствительнее, и у них преобладает положительная реакция на новый раздражитель.

Таблица 2   

Средние значения черт темперамента мальчиков с сохраненным интеллектом и с нарушением интеллектуального развития в возрасте от 8 до 12 лет

Темперамент ребенка с нарушениями в развитии

Примечание: жирным шрифтом обозначены достоверные (р>0,05) различия больных и здоровых.

Таблица 3

Средние значения черт темперамента  девочек с сохраненным интеллектом и с нарушением интеллектуального развития в возрасте от 8 до 12 лет

Темперамент ребенка с нарушениями в развитии

Примечание: жирным выделены значимые (р>0,05) различия в показателях больных по сравнению со здоровыми.

По сравнению со здоровыми детьми того же возраста мальчики с нарушением интеллекта активнее, демонстри­руют тенденцию к некоторому росту интенсивности и отвлекаемости. Здоровые мальчики внимательнее, адапта­бильнее, более предсказуемы, у них преобладает положи­тельное настроение и положительная реакция на новый раздражитель. При всем этом по уровню чувствительности мальчики достаточно близки. Девочки с нарушенным интеллектом проявляют меньшие отклонения значений всех черт темперамента. В этом случае мы можем говорить лишь о тенденции к уменьшению соответствующего показате­ля, и только отклонения интенсивности и отвлекаемости являются достоверными.

У мальчиков с общим недоразвитием речи по сравнению со здоровыми повышена интенсивность и наблюдается тенденция к росту активности — это говорит о том, что у этих детей поведенческие реакции более выражены, что обусловлено нарушением нейродинамики и эмоци­онально-волевой сферы. Показатели остальных темпераментальных черт у таких детей выражены слабее, чем у детей с нормальным речевым развитием, на занятиях они могут довольно активно реагировать на вновь предъявля­емые задания, но при этом быстро теряют концентрацию внимания. Нормально развивающиеся дети более предсказуемы, внимательнее, быстрее приспосабливаются к новым условиям, у них преобладает положительное настроение и положительная реакция на новый раздражи­тель. По таким чертам темперамента, как чувствительность и отвлекаемость, мальчики с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием почти не отличаются друг от друга.

Девочки с общим недоразвитием речи показывают тенденцию к снижению практически всех показателей темпераментальных свойств, при этом отклонения показателей активности, настроения, приближения, интенсивности и отвлекаемости достоверны.

Корреляционный анализ черт темперамента у детей с сохранным интеллектом показал наличие большого количества как положительных, так и отрицательных корреляций между чертами темперамента (рис. 1), что свидетельствует об их едином пси­хофизиологическом механизме.

Оказалось, что у детей с нарушением интеллекта корреляционная матрица сходна с матрицей здоровых детей. В то же время у такого свойства темперамента, как порог чувствительности, появляются корреляции с активностью и ритмичностью, а связь с настроением из отрицательной превращается в положительную.

Темперамент ребенка с нарушениями в развитии

Рис. 1. Структура  парной корреляции в системе черт темперамента у здоровых детей и у детей с отклонениями в развитии. Показаны только достоверные связи при r>0,40

Корреляционная матрица в системе черт темперамента у детей с нарушением речи и слуха существенно отличается и от матрицы здоровых детей, и от матрицы корреляций детей с нарушенным интеллектом. Прежде всего, бросается в глаза относительно меньшее число положительных корреляционных связей и практически полное отсутствие связей отрицательного характера. Известно [1-2], что изменения коэф­фициентов корреляции между уровнями черт темперамента у детей с возрастом отражают изменения взаимоотношений между различными психофизиоло­гическими функциями в онтогенезе. Появление новой корреляции отражает включение соответствующего психо­физиологического механизма. Исчезновение корреляции может быть обус­ловлено недостаточным созреванием необходимого механизма или высокой чувствительностью коррелирующих ха­рактеристик к воздействиям среды и состоянию нервных центров.

Две обследованные нами группы детей отличались друг от друга дефектами двух совершенно разных аспектов пси­хической деятельности — у детей с нарушением интеллекта страдали когнитивные функции, а с недостатками речи и слуха — коммуникативная функция. Надо думать, последние глубже осознают свою «ущербность» в обществе. Поэтому они избегают общения с другими детьми, менее адаптабильны и проявляют сниженное настроение. При этом основные положительные корреляции в системе черт темперамента у этой группы сохранены, что не позволяет делать вывод о незрелости основных психофизиологических механизмов формально-динамических свойств психики у таких детей.

Трудно судить о незрелости этих механизмов и у детей-олигофренов. По-видимому, генетически обусловленное ядро таких механизмов у них достаточно сохранно, и поэтому в матрице взаимных корреляций черт темперамента у них присутствуют практически все те связи, что выявляются и у здоровых детей. Добавляющиеся к этим связям новые служат показателем появления новых психофизиологичес­ких механизмов, возможно, связанных как раз с патологией когнитивной сферы и особыми физиологическими и биохи­мическими свойствами структур нервной системы, которые за нее отвечают.

Другими словами, можно предположить, что причины изменений системы темпераментальных свойств и их корре­ляционной матрицы у этих двух групп детей лежат в разных сферах: при нарушении когнитивных функций — в них самих, внутри их мозга,  у детей с нарушением речи и слуха – вовне, в социуме, в результате возникших трудностей коммуникативного общения с другими людьми — родителями, сверстниками, воспитателями. Вместе с тем нельзя совершенно исключать и роль тех изменений свойств нервной системы ребенка, которые оказались причиной нарушения когнитивных и вербальных функций. Для установления механизмов обна­руженных изменений формально-динамических свойств психики у детей с нарушением интеллектуальной сферы и речевых функций необходимы дальнейшие психологические и психофизиологические исследования.

Темперамент ребенка с нарушениями в развитии

Рис. 2. Распределение детей с разной степенью выраженности олигофрении по степени выраженности поведенческих проявлений

Одним из таких новых подходов могут служить исследования типологических особенностей темперамента у детей с нарушением интеллектуального развития. Мы попытались  разделить обследованных нами детей на т.н. ВП-типы темперамента, по Е.Ю.Петросян [4]. В частности, ею было предложено по  степени выраженности поведенческих проявлений выделить интенсивных (на жизненные ситуации реагируют бурно и быстро),  адекватных (степень двигательной  поведенческой реакции соответствует стимулу) и спокойных (поведенческая реакция на стимул оказывается слабой и заторможенной) людей. Сравнение процентных распределений этих типов в группах детей с легкой, средней и тяжелой степенью олигофрении показало, что по мере утяжеления нарушений интеллекта степень выраженности поведенческих проявлений снижается, и дети с тяжелой олигофренией практически все относятся к т.н. «спокойному» типу темперамента (рис. 2).

Основываясь на полученных результатах, мы можем выдвинуть ряд положений.

При проведении любых исследований темпераментальных свойств детей в школе необходимо руководствоваться региональ­ными нормами.

Отклонения черт темперамента больных детей от нормы более выражены у мальчиков, нежели у девочек. Это касается детей как с нарушенным интеллектом, так и с нарушением речи и слуха.

У детей с нарушением речи и с нарушением интеллекта выявляются различные картины корреляционных отношений в системе черт темперамента: при нарушении когнитивных функций число корреляций увеличивается, при нарушении коммуникативных функций — резко падает.

Библиографический список
1. Колпаков В.Г. Определение темперамента у детей посредством родительских опросников  // Изв. СО АН СССР. Сер. Биол. наук. 1987.  Вып. 21. С. 128-132.
2. Колпаков В.Г. Определение темперамента у детей первых лет жизни посредством родительских опросников  // Изв. СО АН СССР. Сер. Биол. наук. 1984. Вып. 2. С. 115-121.
3. Колпаков В.Г., Макаров В.В. Опросники для определения темперамента: метод. рекомендации.  Красноярск: Фонд ментального здоровья, 1993.  Вып. 1-6.  42 с.
4. Петросян Е.Ю., Савченков Ю.И. Метод определения частных ВП-типов темперамента по результатам исследования его черт по А. Томасу // Сибирское медицинское обозрение. 2009. №5. С.35-38.
5. Boer F. The factor structure of the Buss and Plomin EAS Temperament Survey (parental ratings) in a Dutch sample of elementary school children / Boer F.  // J. Pers. Assess.  1994.  Vol. 62, N 3.  P. 537-551.
6. Caspi A. P. Temperamental qualities at age three predict personality traits in young adulthood: longitudinal evidence