Тематическое планирование развития ребенка 3 лет

Ольга Боброва
Тематическое планирование по развитию речи с элементами развивающих игр и упражнений для детей 3–4 лет

Продолжение

Сентябрь:

1-2 недели – обследование

3-4 недели: тема «Наши имена»

Цель: Учить детей рассматривать кукол, формировать умение отвечать на вопросы воспитателя. Помочь запомнить и употреблять в речи имена кукол.

Учить называть цвет предмета, использовать антонимы, согласовать существительное с прилагаемым в роде и числе.

Уточнить и закрепить правильное произношение звука «о» (изолированно, в звукосочетаниях, в словах); обратить внимание на наличие звука «о» в словах.

Развивать коммуникативные навыки, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику. Подготовить к элементам драматизации.

Игры: «Угадай, кто позвал!», «Куклы пляшут», «Наши имена», «Назови соседа», «Перед кем ты стоишь», «Оденем куклу»

Пальчиковая гимнастика: «Шалун», «Куколка», «Моя семья»

Октябрь:

1-2 недели: тема «Овощи и фрукты»

Цель: Проверить, как дети различают и называют овощи и фрукты. Учить различать овощи и фрукты, знать их названия, особенности формы, цвета, вкуса и запаха. Развивать сенсорные ощущения детей, умение слышать воспитателя, отвечать на вопросы. Развивать зрительную память. Обогащать словарь за счет обозначения качеств, использовать в речи слова: сырой, вареный, соленый, овощной и др.

Показывать и называть действия, которые ребенок может перенести в игровую ситуацию. Использовать в речи обобщающие слова «овощи», «фрукты».

Учит выразительности движений, мимики, жестов.

Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художественное произведение.

Игры и игровые упражнения: «Чудесный мешочек» «Что утащили мыши?», «Угадай по запаху», «Угадай по вкусу», «Яблонька», «Кабачок – кабачок», «Огуречик, огуречик», «Яблоко»— молдавская игра, «Что изменилось»,»Сварим щи и компот», «Соберем урожай картофеля», «Соберем урожай».

Пальчиковая гимнастика: «Капустка», «Будем мы варить компот»

3-4 недели: тема «Игрушка»

Цель: Учить детей рассматривать картинку, формировать умение отвечать на вопросы (по картинке) и составлять вместе с воспитателем короткий рассказ; учить правильно, употреблять формы единственного и множественного числа существительных и личных окончаний глаголов (стоит — стоят, играет – играют, и др.) Закрепить правильное произношение звуков «а», «у», «и», развивать речевой выдох, мелкую моторику.

Закреплять умение читать самостоятельно стихотворения. Помочь выучить наизусть новое стихотворение.

Закреплять умение классифицировать предметы

Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Развивать эмоциональную сферу.

Игры и игровые упражнения: «Скажи ласково», «Сложи целое слово из частей», «Кто к нам в гости пришел», «Подарки», «чудесный мешочек», «Угадай, что звучит», «Принеси игрушку – животное», «Найди свой домик», «Мишка с куклой, «Куколка»

Дыхательные упражнения: «Подуть на султанчика», «Игра с воздушными шарами»

Пальчиковая гимнастика: «Кольцо», «Флажок», «Шарик», «Цепочка», «Колокольчик», «Зайка и барабан»

Ноябрь:

1 неделя: тема «Осень»

Цель: Познакомить детей с поэтическими произведениями об осени. Развивать эстетические чувства детей, вызывать эмоциональный отклик на литературное произведение. Закрепить знания о характерных признаках осени. Дифференцировать красный, желтый, и оранжевые цвета. Развивать слуховое и зрительное внимание, моторику, воспитывать длительный плавный выдох. Закрепить правильное произношение звука «Ш».

Игры: «Солнышко и дождик», «Листья», «Листопад», «такой листок — лети ко мне», «Найди свой цвет», «Когда это бывает», «Дождик»

Дыхательные упражнения: «Ветерки»

Пальчиковая гимнастика: «Дождик», «Грабли», «Осенние листочки»

2-3 недели: тема «Одежда»

Цель: Учить детей составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ, отвечать на вопросы законченным предложением. Закрепить представление детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов одежды. Учить активно, использовать обобщающее слово «Одежда», правильно называть предметы одежды, использовать прилагательные, обозначающие цвет.

Развивать умственное и эмоциональное восприятие. Вызывать интерес к драматизации сказки, к решению.

Побуждать использовать отрывки из сказки в собственной игре. Обратить внимание на новые слова. Закрепить произношение гласных звуков и звукоподражательных слов (пи – пи, ква –ква, у, э)

Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.

Игры и игровые упражнения: «Кукла одевается», «Парные картинки», «По дорожке Валя шла», «Найди свой шкафчик» «Один – много», «Чудесный мешочек», «Оденемся на улицу», «Катя, попляши», «Ножки, ножки», «Что одела кукла?»

Пальчиковая гимнастика: «Шла лягушка по дорожке», «Наша Маша маленькая»

4 неделя: тема: «Наше тело»

Цель: Продолжать развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела, различать и называть части тела, различать понятия «девочка»«мальчик», знать к какому полу относится сам ребенок. Развивать пространственные представления. Учить сравнивать и обобщать, развивать местную и общую моторику, пополнять активный словарь.

Развивать познавательные способности, тактильное восприятие.

Воспитывать у детей умение слушать и понимать, а так же запоминать небольшое количество по объему стихотворение. Учит читать не торопясь, четко выговаривая слова. Приобщать детей к русскому народному творчеству.

Прививать гигиенические навыки

Игры и игровые упражнения: «Кукла попляши», «Водичка, водичка», «По ровненькой дорожке», «Где наши ручки?», «Ровным кругом», «Что умеют делать ножки (ручки?», «Отвечай быстро», «Бабушка Маланья», «Маленькие ножки бежали по дорожке», «Скажи ласково»

Пальчиковая гимнастика: «Детишки», «Дружба», «Большой братец», «Человечек», «Ладонь – кулак»

Декабрь:

1-2 недели: тема «Посуда»

Цель: Закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции посуды. Учить различать и называть части предметов посуды. Развивать зрительное внимание, учить сравнивать, активизировать словарь

Показать и назвать действия, которые впоследствии дети смогут перенести в игровую ситуацию. Учить детей образовывать по аналогии существительные с суффиксом – «ник» (чайник, молочник, кофейник)

Воспитывать интонационную выразительность речи, учить детей отвечать на вопросы.

Игра и игровые упражнения: «Чудесный мешочек», «Скажи ласково», «Один – много», «Большой – маленький», «У медведя во бору», «Три медведя», «Что взяла Машенька», «Горшочек», «Повар», «Найди предмет по описанию»

Пальчиковая гимнастика: «Мы посуду перемыли», «Чайник»

3 неделя: тема «Зима»

Цель: Продолжать знакомить с характерными признаками зимы, свойствами снега, с изменениями в жизни птиц и диких животных. Учить устанавливать простейшие причинно — следственные связи, развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику, активизировать словарь, учить отвечать на поставленные вопросы.

Игры и игровые упражнения: «Белый снег пушистый», «Зайка беленький сидит», «Слушай внимательно», «Снег идет», «Игра в снежки», «Закончи предложение», «Выпал беленький снежок», «Зимний хоровод», «С льдинки на льдинку»

Пальчиковая гимнастика: «Снежинка», «Снежинки пуховые»

4 неделя: тема «зимние забавы»

Цель: Познакомить детей со значением потешки — заклички, учить выразительно и ритмично проговаривать потешку «Ты мороз», помочь запомнить поговорку «Береги нос в большой мороз», объяснить значение считалки, выбрать ведущего, организовать игру с помощью считалки.

Закрепить знание характерных признаков зимы. Развивать речевой выдох, мелкую моторику.

Игры и игровые упражнения: «Дед мороз», «Ты мороз — мороз», «Выпал беленький снежок», «Мороз», «С льдинки на льдинку», «Скажи ласково», «Влезь на горку», «Снег, снег кружится», «Подбери слово», «Ловим снежинку»

Дыхательные упражнения: «Снег идет», «Снежинка летит»

Пальчиковая гимнастика: «Снежок слепили», «Снежинки пуховые»

Источник

Месяц

Название занятия; цель.

1

Октябрь

Рисование: «Виноград для вороны».

Цель:познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек (ягодки) и коротких линий (листочки). Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

2

Октябрь

Лепка: «Оладушки для бабушки».

Цель: формировать умение наносить пластилин на поверхность, сплющивать шар ладошкой. Развитие мелкой моторики.

3

Октябрь

Рисование: «Обручи для куклы Кати»

Цель: учить правильно держать карандаш; упражнять в силе нажима; аккуратно,  раскрашивать изображение, не выходить за рамки рисунка.

4

Октябрь

Рисование: «Осеннее дерево».

Цель: познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения коротких линий (листочки). Развивать цветовосприятие, чувство композиции.  

5

Октябрь

Аппликация: «Рыбка из конфетти».

Цель: учить наклеивать листочки бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями.

6

Октябрь

Лепка: «Забавные улитки на зелёной лужайке из пластилина».

Цель:учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию.

7

Октябрь

Рисование: «Солнышко».

Цель: учить правильно держать карандаш; упражнять в силе нажима; аккуратно,  раскрашивать изображение, не выходить за рамки рисунка.

8

Октябрь

Лепка: «Радуга».

Цель: нанесение пластилина на поверхность. Научить детей наносить пластилин на ограниченную контуром поверхность.

9

Ноябрь

Рисование: «Мама».

Цель: учить правильно держать карандаш; упражнять в силе нажима

10

Ноябрь

Рисование: «Подсолнух».

Цель: учить правильно держать карандаш; упражнять в силе нажима; аккуратно,  раскрашивать изображение, не выходить за рамки рисунка.

11

Ноябрь

Лепка: «Варежки»

Цель: выявить умение детей самостоятельно наносить пластилин на заготовленную форму из картона. Научить украшать изделие дополнительным материалом. (бисером, стеклярусом, пуговками)

12

Ноябрь

Аппликация: «Листопад».

Цель: учить наклеивать листочки бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями.

13

Ноябрь

Рисование:«Цветы осени»

Цель:познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными палочками. Учить рисовать лепестки нанося мазки на равном расстоянии друг от друга от середины цветка.

14

Ноябрь

Рисование: «Салют».

Цель: познакомить детей с техникой тычкования жесткой, полусухой кистью. Учить равномерно наносить тычки по всей поверхности листа.

15

Ноябрь

Рисование: «Весёлые мухоморы».

Цель:продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Учить растягивая капельки имитировать травку.

16

Декабрь

Лепка: «Крендельки»

Цель: закреплять прием раскатывания глины или пластилина прямыми движениями ладоней. Научить по-разному, свертывать получившуюся колбаску.

17

Декабрь

Аппликация: «Снеговик».

Цель: учить наклеивать ватных дисков и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями.

18

Декабрь

Рисование: «Тонирование бумаги».

Цель: познакомить с техникой рисования по-сырому.

19

Декабрь

Рисование: «Ягоды и яблочки»

Цель: познакомить с техникой печатания пробкой, печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка.

20

Декабрь

Рисование: «Зайка»

Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками.

21

Декабрь

Лепка: «Зима» («Снег идет»)

Цель: выявить умение самостоятельно  распределять мелкие шарики по поверхности. Развивать чувство композиции

22

Декабрь

Аппликация: « Наряжаем елку».

Цель: продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 7 мм; надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе; придавливать пуговицы к шарикам из пластилина в определенном порядке.

23

Декабрь

Рисование: Тонирование бумаги (подготовка к следующим занятиям).

Цель: продолжать знакомить с техникой рисования по-сырому

24

Декабрь

Рисование: «Звездочки на небе».

Цель: пюродолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить детей создавать ритмические композиции.

25

Декабрь

Лепка: «Новогодние игрушки»

Цель: активизировать освоенные способы лепки и приемы оформления поделок.

26

Январь

Рисование: Тонирование бумаги (подготовка к следующим занятиям).

Цель: продолжать знакомить с техникой рисования по-сырому

27

Январь

Рисование: «Снегопад за окном»

Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность листа.

28

Январь

Лепка: «Елочка».

Цель: вызвать интерес к составлению коллективной композиции. Развивать наглядно-образное мышление.

29

Январь

Аппликация: Открытка «Тому, кого люблю»

Цель: учить наклеивать листочки бумаги в форме сердца на изображение. Дополнять изображение деталями.

30

Январь

Рисование: «Цыпленок»

Цель:знакомить детей с техникой тычкования жёсткой, полусухой кистью. Учить имитировать пух цыпленка, т. е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Воспитывать любовь к животным. Приучать к аккуратности в работе.

31

Январь

Рисование: «Рыбка».

Цель:  учить правильно держать карандаш; упражнять в силе нажима; аккуратно,  раскрашивать изображение, не выходить за рамки рисунка.

32

Январь

Лепка: «Снеговик»

Цель: активизировать и закрепить умение лепить предметы, состоящие из трех шариков и дополнительного природного материала.

33

Январь

Рисование: «Снегопад за окном»

Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить точки на всю поверхность листа. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

34

Февраль

Рисование: «Гусеница».

Цель: познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения цепочки с помощью надавливания пальцем на бумагу, в определенной последовательности. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

35

Февраль

Аппликация: «Ветка рябины»

Цель: учить катать  цветные  шарики   между  ладонями на  плоской поверхности, формировать интерес к работе с  пластилином и цветной бумагой; развивать мелкую моторику.

36

Февраль

Рисование: «Деревья зимой»

Цель: учить раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями рук, делать колбаски, сплющивать, прижимая их друг к другу, надавливанием пальцев прижимать к основе.

37

Февраль

Рисование: «Деревья зимой»

Цель: учить раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями рук, делать колбаски, сплющивать, прижимая их друг к другу, надавливанием пальцев прижимать к основе.

38

Февраль

Лепка: «Самолеты стоят на аэродроме»

Цель: научить детей лепить предмет, состоящий   из нескольких частей. Вызывать радость от созданного изображения.

39

Февраль

Рисование: «Жар — птица»

Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику. Вызвать у детей желание нарисовать красивые перья.

40

Февраль

Рисование: «Лебедь».

Цель: познакомить детей с техникой рисования контура ладошки, закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

41

Март

Аппликация: «Открытка для мамы»

Цель: учить правильно подбирать квадраты по размеру; продолжать учить аккуратно наклеивать композицию.

42

Март

Рисование: «Смотрите, солнышко в окошко»

Цель: развивать чувствительность к цвету. Использовать цвет для передачи чувств. Развивать художественное восприятие.

43

Март

Рисование: «Превращение ладошки»

Цель: совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.

44

Март

Лепка: «Цветы для мамы»

Цель: закрепить умение наносить пластилин на ограниченную контуром поверхность. Украшать изделие дополнительным материалом

45

Март

Рисование: «Весенняя фантазия»

Цель: упражнять в рисовании методом размывания краски на стекле и оттиска стекла на лист бумаги. Определить какими красками пользуется «Весна», развивать фантазию, воображение.

46

Март

Рисование: «Соленое море»

Цель: научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.

47

Март

Аппликация: Букет для мамы.

Цель: продолжать учить детей аккуратно приклеивать детали композиции.

48

Март

Рисование: «Весеннее дерево»

Цель: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «кляксография». Учить совмещать две техники в одном изображении (клаксография и пуантилизм).

49

Март

Рисование: «Красивые картинки из разноцветной нитки»

Цель: продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новой техникой — ниткография (рисование нитью). Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление.

50

Апрель

Лепка: «Улитка»

Цель: продолжать вызывать у детей интерес к лепке; учить их лепить улитку путем сворачивания столбика и оттягивания головы и рожек; продолжать учить детей лепить пальцами.

51

Апрель

Рисование: «Облака»

Цель: помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность.

52

Апрель

Рисование: «Оранжевая песенка»

Цель: Развивать воображение, художественное восприятие, координацию рук.

53

Апрель

Аппликация: «Цыплёнок».

Цель: учить наклеивать ватных дисков и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями.

54

Апрель

Рисование: «Нарисуй, что хочешь»

Цель: учить детей аккуратно наносить рисунок на пластилин. Развивать воображение, художественное восприятие.

55

Апрель

Рисование: «Планеты»

Цель: учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг. Развивать цветовосприятие.

56

Апрель

Лепка: «Пасхальное яйцо»

Цель: закреплять умение наносить пластилин на поверхность и украшать изделие бисером, стеклярусом, пайетками.

57

Апрель

Рисование: «Цветочная поляна»

Цель: развивать наглядно-образное мышление. Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки.

58

Май

Рисование: «Сирень»

Цель: способствовать созданию выразительного образа путем совмещения техник. Развивать художественное восприятие.

59

Май

Аппликация: «С Днем Победы!»

Цель: развитие творческих способностей детей.

60

Май

Рисование: «Цветик-семицветик»

Цель: развивать чувствительность к цвету. Использовать цвет для передачи чувств. Развивать художественное восприятие.

61

Май

Рисование: «Праздничный салют»

Цель: уточнить и пополнить знания детей о предстоящих праздниках (1, 9 мая), учить рисовать праздничный салют, соблюдать правила композиции и цветовой колорит.

62

Май

Лепка: «Что мы умеем лепить»

Цель: развивать у детей воображение, дополняя простой вылепленный образ доступными средствами выразительности (природным материалом, речью, игрой); закреплять умение детей раскатывать и скатывать пластилин, накладывать одну часть на другую и прижимать.

63

Май

Рисование: «Вот и лето пришло»

Цель: закреплять умение детей рисовать понравившейся техникой. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности.

64

Май

Рисование: «Одуванчики»

Цель: познакомить детей с новым способом получения изображения. Развивать творческие способности, воображение.

65

Май

Аппликация: «Веселая черепашка»

Цель: продолжать учить аккуратно, приклеивать детали на изображение, украшать изображение различными деталями, дополнять деталями из цветной бумаги.

66

Май

Рисование: «По замыслу»

Цель: научить передавать свое ощущение       изобразительными средствами. Развивать творческие способности.

Источник