Тематическое планирование развития ребенка 3 лет
Ольга Боброва
Тематическое планирование по развитию речи с элементами развивающих игр и упражнений для детей 3–4 лет
Продолжение
Сентябрь:
1-2 недели – обследование
3-4 недели: тема «Наши имена»
Цель: Учить детей рассматривать кукол, формировать умение отвечать на вопросы воспитателя. Помочь запомнить и употреблять в речи имена кукол.
Учить называть цвет предмета, использовать антонимы, согласовать существительное с прилагаемым в роде и числе.
Уточнить и закрепить правильное произношение звука «о» (изолированно, в звукосочетаниях, в словах); обратить внимание на наличие звука «о» в словах.
Развивать коммуникативные навыки, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику. Подготовить к элементам драматизации.
Игры: «Угадай, кто позвал!», «Куклы пляшут», «Наши имена», «Назови соседа», «Перед кем ты стоишь», «Оденем куклу»
Пальчиковая гимнастика: «Шалун», «Куколка», «Моя семья»
Октябрь:
1-2 недели: тема «Овощи и фрукты»
Цель: Проверить, как дети различают и называют овощи и фрукты. Учить различать овощи и фрукты, знать их названия, особенности формы, цвета, вкуса и запаха. Развивать сенсорные ощущения детей, умение слышать воспитателя, отвечать на вопросы. Развивать зрительную память. Обогащать словарь за счет обозначения качеств, использовать в речи слова: сырой, вареный, соленый, овощной и др.
Показывать и называть действия, которые ребенок может перенести в игровую ситуацию. Использовать в речи обобщающие слова «овощи», «фрукты».
Учит выразительности движений, мимики, жестов.
Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художественное произведение.
Игры и игровые упражнения: «Чудесный мешочек» «Что утащили мыши?», «Угадай по запаху», «Угадай по вкусу», «Яблонька», «Кабачок – кабачок», «Огуречик, огуречик», «Яблоко»— молдавская игра, «Что изменилось»,»Сварим щи и компот», «Соберем урожай картофеля», «Соберем урожай».
Пальчиковая гимнастика: «Капустка», «Будем мы варить компот»
3-4 недели: тема «Игрушка»
Цель: Учить детей рассматривать картинку, формировать умение отвечать на вопросы (по картинке) и составлять вместе с воспитателем короткий рассказ; учить правильно, употреблять формы единственного и множественного числа существительных и личных окончаний глаголов (стоит — стоят, играет – играют, и др.) Закрепить правильное произношение звуков «а», «у», «и», развивать речевой выдох, мелкую моторику.
Закреплять умение читать самостоятельно стихотворения. Помочь выучить наизусть новое стихотворение.
Закреплять умение классифицировать предметы
Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Развивать эмоциональную сферу.
Игры и игровые упражнения: «Скажи ласково», «Сложи целое слово из частей», «Кто к нам в гости пришел», «Подарки», «чудесный мешочек», «Угадай, что звучит», «Принеси игрушку – животное», «Найди свой домик», «Мишка с куклой, «Куколка»
Дыхательные упражнения: «Подуть на султанчика», «Игра с воздушными шарами»
Пальчиковая гимнастика: «Кольцо», «Флажок», «Шарик», «Цепочка», «Колокольчик», «Зайка и барабан»
Ноябрь:
1 неделя: тема «Осень»
Цель: Познакомить детей с поэтическими произведениями об осени. Развивать эстетические чувства детей, вызывать эмоциональный отклик на литературное произведение. Закрепить знания о характерных признаках осени. Дифференцировать красный, желтый, и оранжевые цвета. Развивать слуховое и зрительное внимание, моторику, воспитывать длительный плавный выдох. Закрепить правильное произношение звука «Ш».
Игры: «Солнышко и дождик», «Листья», «Листопад», «такой листок — лети ко мне», «Найди свой цвет», «Когда это бывает», «Дождик»
Дыхательные упражнения: «Ветерки»
Пальчиковая гимнастика: «Дождик», «Грабли», «Осенние листочки»
2-3 недели: тема «Одежда»
Цель: Учить детей составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ, отвечать на вопросы законченным предложением. Закрепить представление детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов одежды. Учить активно, использовать обобщающее слово «Одежда», правильно называть предметы одежды, использовать прилагательные, обозначающие цвет.
Развивать умственное и эмоциональное восприятие. Вызывать интерес к драматизации сказки, к решению.
Побуждать использовать отрывки из сказки в собственной игре. Обратить внимание на новые слова. Закрепить произношение гласных звуков и звукоподражательных слов (пи – пи, ква –ква, у, э)
Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.
Игры и игровые упражнения: «Кукла одевается», «Парные картинки», «По дорожке Валя шла», «Найди свой шкафчик» «Один – много», «Чудесный мешочек», «Оденемся на улицу», «Катя, попляши», «Ножки, ножки», «Что одела кукла?»
Пальчиковая гимнастика: «Шла лягушка по дорожке», «Наша Маша маленькая»
4 неделя: тема: «Наше тело»
Цель: Продолжать развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела, различать и называть части тела, различать понятия «девочка» — «мальчик», знать к какому полу относится сам ребенок. Развивать пространственные представления. Учить сравнивать и обобщать, развивать местную и общую моторику, пополнять активный словарь.
Развивать познавательные способности, тактильное восприятие.
Воспитывать у детей умение слушать и понимать, а так же запоминать небольшое количество по объему стихотворение. Учит читать не торопясь, четко выговаривая слова. Приобщать детей к русскому народному творчеству.
Прививать гигиенические навыки
Игры и игровые упражнения: «Кукла попляши», «Водичка, водичка», «По ровненькой дорожке», «Где наши ручки?», «Ровным кругом», «Что умеют делать ножки (ручки?», «Отвечай быстро», «Бабушка Маланья», «Маленькие ножки бежали по дорожке», «Скажи ласково»
Пальчиковая гимнастика: «Детишки», «Дружба», «Большой братец», «Человечек», «Ладонь – кулак»
Декабрь:
1-2 недели: тема «Посуда»
Цель: Закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции посуды. Учить различать и называть части предметов посуды. Развивать зрительное внимание, учить сравнивать, активизировать словарь
Показать и назвать действия, которые впоследствии дети смогут перенести в игровую ситуацию. Учить детей образовывать по аналогии существительные с суффиксом – «ник» (чайник, молочник, кофейник)
Воспитывать интонационную выразительность речи, учить детей отвечать на вопросы.
Игра и игровые упражнения: «Чудесный мешочек», «Скажи ласково», «Один – много», «Большой – маленький», «У медведя во бору», «Три медведя», «Что взяла Машенька», «Горшочек», «Повар», «Найди предмет по описанию»
Пальчиковая гимнастика: «Мы посуду перемыли», «Чайник»
3 неделя: тема «Зима»
Цель: Продолжать знакомить с характерными признаками зимы, свойствами снега, с изменениями в жизни птиц и диких животных. Учить устанавливать простейшие причинно — следственные связи, развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику, активизировать словарь, учить отвечать на поставленные вопросы.
Игры и игровые упражнения: «Белый снег пушистый», «Зайка беленький сидит», «Слушай внимательно», «Снег идет», «Игра в снежки», «Закончи предложение», «Выпал беленький снежок», «Зимний хоровод», «С льдинки на льдинку»
Пальчиковая гимнастика: «Снежинка», «Снежинки пуховые»
4 неделя: тема «зимние забавы»
Цель: Познакомить детей со значением потешки — заклички, учить выразительно и ритмично проговаривать потешку «Ты мороз», помочь запомнить поговорку «Береги нос в большой мороз», объяснить значение считалки, выбрать ведущего, организовать игру с помощью считалки.
Закрепить знание характерных признаков зимы. Развивать речевой выдох, мелкую моторику.
Игры и игровые упражнения: «Дед мороз», «Ты мороз — мороз», «Выпал беленький снежок», «Мороз», «С льдинки на льдинку», «Скажи ласково», «Влезь на горку», «Снег, снег кружится», «Подбери слово», «Ловим снежинку»
Дыхательные упражнения: «Снег идет», «Снежинка летит»
Пальчиковая гимнастика: «Снежок слепили», «Снежинки пуховые»
Источник
№
Месяц
Название занятия; цель.
1
Октябрь
Рисование: «Виноград для вороны».
Цель:познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек (ягодки) и коротких линий (листочки). Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
2
Октябрь
Лепка: «Оладушки для бабушки».
Цель: формировать умение наносить пластилин на поверхность, сплющивать шар ладошкой. Развитие мелкой моторики.
3
Октябрь
Рисование: «Обручи для куклы Кати»
Цель: учить правильно держать карандаш; упражнять в силе нажима; аккуратно, раскрашивать изображение, не выходить за рамки рисунка.
4
Октябрь
Рисование: «Осеннее дерево».
Цель: познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения коротких линий (листочки). Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
5
Октябрь
Аппликация: «Рыбка из конфетти».
Цель: учить наклеивать листочки бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями.
6
Октябрь
Лепка: «Забавные улитки на зелёной лужайке из пластилина».
Цель:учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию.
7
Октябрь
Рисование: «Солнышко».
Цель: учить правильно держать карандаш; упражнять в силе нажима; аккуратно, раскрашивать изображение, не выходить за рамки рисунка.
8
Октябрь
Лепка: «Радуга».
Цель: нанесение пластилина на поверхность. Научить детей наносить пластилин на ограниченную контуром поверхность.
9
Ноябрь
Рисование: «Мама».
Цель: учить правильно держать карандаш; упражнять в силе нажима
10
Ноябрь
Рисование: «Подсолнух».
Цель: учить правильно держать карандаш; упражнять в силе нажима; аккуратно, раскрашивать изображение, не выходить за рамки рисунка.
11
Ноябрь
Лепка: «Варежки»
Цель: выявить умение детей самостоятельно наносить пластилин на заготовленную форму из картона. Научить украшать изделие дополнительным материалом. (бисером, стеклярусом, пуговками)
12
Ноябрь
Аппликация: «Листопад».
Цель: учить наклеивать листочки бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями.
13
Ноябрь
Рисование:«Цветы осени»
Цель:познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными палочками. Учить рисовать лепестки нанося мазки на равном расстоянии друг от друга от середины цветка.
14
Ноябрь
Рисование: «Салют».
Цель: познакомить детей с техникой тычкования жесткой, полусухой кистью. Учить равномерно наносить тычки по всей поверхности листа.
15
Ноябрь
Рисование: «Весёлые мухоморы».
Цель:продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Учить растягивая капельки имитировать травку.
16
Декабрь
Лепка: «Крендельки»
Цель: закреплять прием раскатывания глины или пластилина прямыми движениями ладоней. Научить по-разному, свертывать получившуюся колбаску.
17
Декабрь
Аппликация: «Снеговик».
Цель: учить наклеивать ватных дисков и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями.
18
Декабрь
Рисование: «Тонирование бумаги».
Цель: познакомить с техникой рисования по-сырому.
19
Декабрь
Рисование: «Ягоды и яблочки»
Цель: познакомить с техникой печатания пробкой, печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка.
20
Декабрь
Рисование: «Зайка»
Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками.
21
Декабрь
Лепка: «Зима» («Снег идет»)
Цель: выявить умение самостоятельно распределять мелкие шарики по поверхности. Развивать чувство композиции
22
Декабрь
Аппликация: « Наряжаем елку».
Цель: продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 7 мм; надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе; придавливать пуговицы к шарикам из пластилина в определенном порядке.
23
Декабрь
Рисование: Тонирование бумаги (подготовка к следующим занятиям).
Цель: продолжать знакомить с техникой рисования по-сырому
24
Декабрь
Рисование: «Звездочки на небе».
Цель: пюродолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить детей создавать ритмические композиции.
25
Декабрь
Лепка: «Новогодние игрушки»
Цель: активизировать освоенные способы лепки и приемы оформления поделок.
26
Январь
Рисование: Тонирование бумаги (подготовка к следующим занятиям).
Цель: продолжать знакомить с техникой рисования по-сырому
27
Январь
Рисование: «Снегопад за окном»
Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность листа.
28
Январь
Лепка: «Елочка».
Цель: вызвать интерес к составлению коллективной композиции. Развивать наглядно-образное мышление.
29
Январь
Аппликация: Открытка «Тому, кого люблю»
Цель: учить наклеивать листочки бумаги в форме сердца на изображение. Дополнять изображение деталями.
30
Январь
Рисование: «Цыпленок»
Цель:знакомить детей с техникой тычкования жёсткой, полусухой кистью. Учить имитировать пух цыпленка, т. е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Воспитывать любовь к животным. Приучать к аккуратности в работе.
31
Январь
Рисование: «Рыбка».
Цель: учить правильно держать карандаш; упражнять в силе нажима; аккуратно, раскрашивать изображение, не выходить за рамки рисунка.
32
Январь
Лепка: «Снеговик»
Цель: активизировать и закрепить умение лепить предметы, состоящие из трех шариков и дополнительного природного материала.
33
Январь
Рисование: «Снегопад за окном»
Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить точки на всю поверхность листа. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.
34
Февраль
Рисование: «Гусеница».
Цель: познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения цепочки с помощью надавливания пальцем на бумагу, в определенной последовательности. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
35
Февраль
Аппликация: «Ветка рябины»
Цель: учить катать цветные шарики между ладонями на плоской поверхности, формировать интерес к работе с пластилином и цветной бумагой; развивать мелкую моторику.
36
Февраль
Рисование: «Деревья зимой»
Цель: учить раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями рук, делать колбаски, сплющивать, прижимая их друг к другу, надавливанием пальцев прижимать к основе.
37
Февраль
Рисование: «Деревья зимой»
Цель: учить раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями рук, делать колбаски, сплющивать, прижимая их друг к другу, надавливанием пальцев прижимать к основе.
38
Февраль
Лепка: «Самолеты стоят на аэродроме»
Цель: научить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей. Вызывать радость от созданного изображения.
39
Февраль
Рисование: «Жар — птица»
Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику. Вызвать у детей желание нарисовать красивые перья.
40
Февраль
Рисование: «Лебедь».
Цель: познакомить детей с техникой рисования контура ладошки, закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
41
Март
Аппликация: «Открытка для мамы»
Цель: учить правильно подбирать квадраты по размеру; продолжать учить аккуратно наклеивать композицию.
42
Март
Рисование: «Смотрите, солнышко в окошко»
Цель: развивать чувствительность к цвету. Использовать цвет для передачи чувств. Развивать художественное восприятие.
43
Март
Рисование: «Превращение ладошки»
Цель: совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.
44
Март
Лепка: «Цветы для мамы»
Цель: закрепить умение наносить пластилин на ограниченную контуром поверхность. Украшать изделие дополнительным материалом
45
Март
Рисование: «Весенняя фантазия»
Цель: упражнять в рисовании методом размывания краски на стекле и оттиска стекла на лист бумаги. Определить какими красками пользуется «Весна», развивать фантазию, воображение.
46
Март
Рисование: «Соленое море»
Цель: научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.
47
Март
Аппликация: Букет для мамы.
Цель: продолжать учить детей аккуратно приклеивать детали композиции.
48
Март
Рисование: «Весеннее дерево»
Цель: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «кляксография». Учить совмещать две техники в одном изображении (клаксография и пуантилизм).
49
Март
Рисование: «Красивые картинки из разноцветной нитки»
Цель: продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новой техникой — ниткография (рисование нитью). Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление.
50
Апрель
Лепка: «Улитка»
Цель: продолжать вызывать у детей интерес к лепке; учить их лепить улитку путем сворачивания столбика и оттягивания головы и рожек; продолжать учить детей лепить пальцами.
51
Апрель
Рисование: «Облака»
Цель: помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность.
52
Апрель
Рисование: «Оранжевая песенка»
Цель: Развивать воображение, художественное восприятие, координацию рук.
53
Апрель
Аппликация: «Цыплёнок».
Цель: учить наклеивать ватных дисков и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями.
54
Апрель
Рисование: «Нарисуй, что хочешь»
Цель: учить детей аккуратно наносить рисунок на пластилин. Развивать воображение, художественное восприятие.
55
Апрель
Рисование: «Планеты»
Цель: учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг. Развивать цветовосприятие.
56
Апрель
Лепка: «Пасхальное яйцо»
Цель: закреплять умение наносить пластилин на поверхность и украшать изделие бисером, стеклярусом, пайетками.
57
Апрель
Рисование: «Цветочная поляна»
Цель: развивать наглядно-образное мышление. Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки.
58
Май
Рисование: «Сирень»
Цель: способствовать созданию выразительного образа путем совмещения техник. Развивать художественное восприятие.
59
Май
Аппликация: «С Днем Победы!»
Цель: развитие творческих способностей детей.
60
Май
Рисование: «Цветик-семицветик»
Цель: развивать чувствительность к цвету. Использовать цвет для передачи чувств. Развивать художественное восприятие.
61
Май
Рисование: «Праздничный салют»
Цель: уточнить и пополнить знания детей о предстоящих праздниках (1, 9 мая), учить рисовать праздничный салют, соблюдать правила композиции и цветовой колорит.
62
Май
Лепка: «Что мы умеем лепить»
Цель: развивать у детей воображение, дополняя простой вылепленный образ доступными средствами выразительности (природным материалом, речью, игрой); закреплять умение детей раскатывать и скатывать пластилин, накладывать одну часть на другую и прижимать.
63
Май
Рисование: «Вот и лето пришло»
Цель: закреплять умение детей рисовать понравившейся техникой. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности.
64
Май
Рисование: «Одуванчики»
Цель: познакомить детей с новым способом получения изображения. Развивать творческие способности, воображение.
65
Май
Аппликация: «Веселая черепашка»
Цель: продолжать учить аккуратно, приклеивать детали на изображение, украшать изображение различными деталями, дополнять деталями из цветной бумаги.
66
Май
Рисование: «По замыслу»
Цель: научить передавать свое ощущение изобразительными средствами. Развивать творческие способности.
Источник