Тема самообразования эмоциональное развитие ребенка в доу
Юлия
План работы по самообразованию «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»
МБДОУ ЦРР-ДС
«Сказка»
Педагога-психолога Кафлиной Ю. В.
Тема: «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»
Цель: повысить собственную профессиональную квалификацию по вопросам формирования и развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста
Задачи:
-изучить теоретические основы эмоционального развития личности дошкольников;
-выявить особенности эмоционального развития детей;
-изучить диагностику эмоционального неблагополучия детей;
-изучить влияние семьи на эмоциональное развитие детей;
-рассмотреть способы преодоления негативных эмоций;
-научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;
-формировать умения выражать свои чувства и распознавать чувства
Предполагаемый результат:
1. Повышен собственный профессиональный уровень в вопросах эмоционального развития детей дошкольного возраста;
2. Повышен уровень компетенции родителей в вопросах эмоционального развития детей;
3. Сформированы знания у детей в понимании собственных эмоциональных состояний и чувств;
4. Закреплены способы и приемы преодоления негативных эмоций.
Форма отчёта: групповые и индивидуальные консультации, материал – презентация, картотека диагностического инструментария, информационные листы в уголках психолога, памятки, буклеты, материал с презентацией, публикации в интернет — ресурсах.
Литература:
1. www.maam.ru
2. www.nsportal.ru
1. Д. Паркер, Д. Стимпсон «Чтобыребенок рос счастливым». – Харьков. — «Книжный клуб», 2008г
2. Ребенок без проблем. Решебник для родителей. М. :Эксмо, 2008г
3. «Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольниклв» — Тв. центр. : Москва,2010г.
4. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7лет. Диагностика, занятия, рекомендации. Авт. сост. :Н. Ф. Иванова. – Изд. «Учитель».
5. Родительские собрания в детском саду: старшая группа / авт. -сост. С. В. Чиркова. – М. : ВАКО, 2009г.
6. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком. – СПб. : Издательство «Речь», 2006г.
7. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт. -сост. Е. В. Доценко. — Волгоград: Учитель, 2010г.
8. Сидорова И. В. «Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей1 старшего дошкольного возраста». – СПб. : «Детство – пресс», 2013г.
9. Социально – эмоциональное развитие дошкольников /Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2013
10. Р. Р. Калинина «Психолого- педагогическая диагностика в детском саду. – СПб. : Речь, 2003
11. О. В. Нифонтова «Учим детей разрешать конфликт». – М. : ТЦ Сфера, 2011г.
Раздел плана Сроки Форма работы Практический выход (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставки и т. д)
1. Организационно – ознакомительный
Сентябрь
Подбор и изучение психолого – педагогической литературы по данной теме
Составление картотеки книг, статей журналов, подбор статей интернет –сайтов.
Составление перспективного плана работы по самообразованию
Октябрь
Подбор материала, консультаций, памяток и рекомендаций, презентаций по развитию эмоциональной сферы у детей
Создание, обновление и пополнение
развивающей предметно –
пространственной среды в кабинете
Информационные листы на тему:
«Что такое эмоциональное неблагополучие и его причины»
Консультации, буклеты, памятки по теме
Подготовка информационных листов в папки- передвижки для средних, старших и подготовительных групп
2. Практический
Ноябрь «11 признаков психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по его игре»
«Уровни эмоционального самочувствия детей»
Игры и упражнения на снятие тревожности и агрессивности, устранение страхов, расслабление
Информация для родителей в папку-передвижку в уголке психолога
Подготовка картотеки игр и упражнений для проведения педагогами с детьми
Игры для профилактики эмоционально-поведенческих нарушений у старших дошкольников
Занятия с детьми старших групп по программе «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С. В. Крюкова, С. В. Слободняк
Проведение занятий
Декабрь
Диагностика эмоционального неблагополучия
1. Детский рисунок «Моя семья»
2. Методика «Лесенка»
3. Тест «Шкала тревожности»
4. «Кактус»
5. «Сказка»
6. «Маски»
7. Цветопредпочтение»
8. «Паровозик»
Набор методик для диагностики эмоционального благополучия
Январь
«Преодоление эмоционального напряжения: борьба со страхами, методы профилактики стресса»
Подготовка инструкций для родителей по вопросам снятия эмоционального напряжения, его профилактики
Февраль
«Влияние родительских установок на развитие эмоциональной сферы дошкольников»
Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника.
Подготовка для родителей памяток о влиянии семьи на эмоциональное развитие детей
Март
«Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции. Как научить ребенка владеть собой» (презентация)
Подготовка презентации
3. Заключительный
Апрель
Семинар-практикум:
«Роль песочной терапии в формировании эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
Подготовка и проведение семинара-практикума с педагогами
Май
Публикация в интернет ресурсах на профессиональном сайте maam.ru материала с презентацией «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста». Итоги работы за год.
Выступление на педагогическом совете по результатам самообразования.
Подготовка материала для публикации в интернет ресурсах.
Подгоговка отчёта.
Выводы: Самоанализ реализации и выполнения плана по самообразованию. Обмен опытом в интернет – ресурсах по данной теме. Выступление на педагогическом совете по результатам самообразования.
Источник
План по самообразованию «Развитие эмоциональной сферы дошкольников»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида №16»
План
самообразования
Тема:
«Развитие эмоциональной сферы дошкольников»
Миронова Юлия Александровна |
(Ф.И.О. педагога) Воспитатель |
(специальность) Высшее |
(образование) 6 лет |
(стаж педагогической работы) 1 категория |
(квалификационная категория) 2013г |
(курсы повышения квалификации) сентябрь 2014г |
(дата начала работы над темой) май 2015г |
(предполагаемая дата окончания работы) |
План по самообразованию на 2014 – 2015 учебный год
«Развитие эмоциональной сферы дошкольников»
Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Рассмотреть вопросы развития эмоциональной сферы дошкольников.
Задачи:
— изучить теоретические основы эмоционального развития личности дошкольника;
— выявить особенности эмоционального развития у старших дошкольников;
— рассмотреть способы развития эмоциональных нарушений у старших дошкольников.
Содержание деятельности | Сроки | Форма предоставления результатов | ||
1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный) | ||||
| Сентябрь- Октябрь Ноябрь | Конспектирование. Оформление эмоций на шкафчиках детей. Подготовка презентации для воспитателей «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду». Подготовка папки-передвижки для родителей «Развитие эмоционального мира детей» | ||
2 ЭТАП — Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса | ||||
1. Подготовить картотеку игр на формирование знаний об эмоциях.
4. Беседа за круглым столом с родителями «Эмоциональное самочувствие – задача семьи и детского сада». | Декабрь Январь Февраль Март Апрель | Картотека игр и упражнений:
Изготовление настольно-печатных игр: «Грустный, радостный, спокойный», «Ребята с нашего двора», «Пойми меня», «От чего меняется настроение». Совместный тематический рисунок родителей и детей «Что нас радует?», «Что нас огорчает», «Чего я боюсь». Разучивание с родителями психогимнастических упражнений Беседа за круглым столом с родителями | ||
3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности 2012-2013 учебный год | ||||
Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. Анализ и самоанализ проделанной работы. | Май | Показ итогового мероприятия по теме «Эмоции» в подготовительной группе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Мне нравится
Источник
Цель: продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Рассмотреть вопросы развития эмоциональной сферы дошкольников.
— рассмотреть способы развития эмоциональных нарушений у средних дошкольников.
№
Содержание деятельности по самообразованию
Сроки
Форма представления самообразования
Изучение литературы по проблеме
1
- Белопольская Н.А. и др. «Азбука настроения». Развивающая эмоционально-коммуникативная игра.
- Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. «Чего на свете не бывает?» – М.: Просвещение,1991 г.
- Клюева И.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению». – Ярославль: Академия развития, 1996 г.
- Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры» – М.: «АРКТИ», 1999 г.
- «Психология эмоций». Тексты / Под редакцией В.К. Вилюнаса,
Ю.Б. Гиппенрейтер, – М.: 1993 г.
- Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.И. Перегуда, Шаграева О.А.;
Козлова С.А.. — М.: Академия, 2003 г.
Сентябрь
2016
Октябрь
2016
Ноябрь
2016
Изучение методической литературы
Проработка статей. Сбор материалов.
Подготовка папки-передвижки для родителей «Развитие эмоционального мира детей»
Изучение состояний избранной проблемы в практике работы с детьми
1.
2.
3.
В работе с воспитателями:
а) подготовка презентации для воспитателей: «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду».
б) взаимопосещение по параллелям;
В работе с детьми:
а) подготовка и использование картотеки игр и упражнений:
- на формирование знаний об эмоциях;
- на формирование умения выражать эмоции;
- на саморегуляцию;
- на формирование социально приемлемых способов выражения эмоций
В работе с родителями:
а) беседа за круглым столом с родителями: «Эмоциональное самочувствие – задача семьи и детского сада»;
б) привлечь родителей к изготовлению настольно-печатных игр;
в) совместное мероприятие родителей с детьми «Понимаем ли мы друг друга?» с использованием знакомых детям игр и упражнений на развитие эмоциональных способностей в ситуациях общения.
2016 г
Декабрь — Январь
Январь
— Март
2017
Консультации, составление конспектов
Индивидуальная работа, самостоятельная деятельность
Беседы.
Папки – раскладушки.
Сбор материала. Консультации.
Изготовление настольно-печатных игр: «Грустный, радостный, спокойный», «Ребята с нашего двора», «Пойми меня», «От чего меняется настроение».
Совместный тематический рисунок родителей и детей: «Что нас радует?», «Что нас огорчает», «Чего я боюсь».
Разучивание с родителями психогимнастических упражнений.
Рефлексия: разработка методических рекомендаций, графическое представление результатов
1.
2.
3.
Разработка методических рекомендаций по данной теме.
Диагностика знаний детей по данной теме.
Подготовка презентации: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников»
Апрель
2017
Методические рекомендации для воспитателей.
Анализ работы за учебный год на основе диагностики знаний детей по данной теме.
Представление презентации
1. Продолжить работу по теме: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников» (согласно возрастной группе);
2. Разрабатывать новые игры и игровые упражнения по данной теме;
3. Изучать новинки методической литературы;
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, посиделки, организации совместных праздников.
Источник
Елена Пономаренко
План работы по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития детей»
План самообразования
воспитателя
на 2016-2017 год
Тема: «Театрализованная деятельность,как средство эмоционального развития детей»
Воспитатель:Пономаренко Е. В.
МБДОУ д/с № 7
Тема: «Театрализованная деятельность, как средство эмоционального развития детей»
Цель:
развитие эмоциональной сферы и творческого потенциала ребенка через театрализованную деятельность
Задачи:
развивать у детей соучастие, сопереживание, умение управлять своими чувствами;
формировать способности к импровизации, осознанию своей собственной уникальности;
прививать навыки общения и коллективного творчества;
развивать выразительность речи, расширять и активизировать словарный запас;
создать условия для вовлечения родителей в театрализованную деятельность.
Актуальность темы:
Эта тема выбрана мною не случайно, постоянные наблюдения за детьми позволяют мне предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует недостаточное развитие именно эмоциональной сферы – дети чаще всего не способны выразить свои эмоции правильно, не всегда умеют адекватно трактовать эмоции окружающих. Ни для кого, ни секрет, что эмоции выполняют регулирующую и охранную функции, являются «центральным звеном» психической жизни ребенка. Поэтому направленная работа на развитие различных эмоций ребенка сегодня очень актуальна и важна.
Кроме этого, практика показывает, что театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу дошкольников, помогает развитию коммуникативных способностей, усвоению новых требований и правил коррекции черт детей. В процессе театрализованной деятельности у детей развиваются способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях.
Ожидаемые результаты:
Развито у детей соучастие, сопереживание, умение управлять своими чувствам.
Сформированы способности к импровизации, осознанию своей собственной уникальности;
Привиты навыки общения и коллективного творчества;
Развита выразительность речи, расширен и активизирован словарный запас;
Созданы условия для вовлечения родителей в театрализованную деятельность
Этапы:
1. Организационно-ознакомительный Теоретическое изучение проблемы
Собственные методические наработки (разработкапрактических материалов по проблеме: перспективный план, система игр, заданий, упражнений).
2. Основной
Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике, воплощение в жизнь составленных планов, их корректировка, наработка пособий, показ открытых мероприятий)
3. Заключительный Мониторинг с целью отслеживания результатов
План мероприятий:
№п/п Подготовительный: Сроки
1.Изучение литературы по теме: «Театрализованная деятельность,как средство развития эмоций детей» Сентябрь
Изучение материала в системе интернет Октябрь
2.Организационный:
Составление перспективных планов.
Изготовление :
пособий: «Кубик эмоций», «Светофор эмоций».
Изготовление пособий к дидактической игре «Такие разные эмоции»
Изготовление пособий к игре «Коробка со страхами»
Подборка материала для оформления папки-передвижки «Домашний театр,как средство формирования взаимоотношений в семье»
Составление консультации для родителей на тему «Развитие эмоций дошкольников в процессе театрализованной деятельности»
Подготовка к педагогическому совещанию «Сказка-как средство развития эмоциональной сферы дошкольника»
Сентябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Ноябрь
3.Практический:
Проведение игр с пособиями : «Кубик эмоций», «Светофор эмоций».
Проведение дидактической игры «Такие разные эмоции»
Проведение игр с пособием «Коробка со страхами»
Оформление папки-передвижки «Домашний театр,как средство формирования взаимоотношений в семье»
Проведение консультации для родителей на тему «Развитие эмоций дошкольников в процессе театрализованной деятельности»
Доклад на педагогическом совещании «Сказка-как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Декабрь-апрель
Декабрь
Февраль-апрель
Февраль
Март
Декабрь
4.Обобщающий:
выставка работ детей:рисование на тему: «Эмоции», «Моё настроение».
Аппликация «Куклы- Таня,Ваня».
Показ открытого мероприятия мастер-класс для родителей «Психо-эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста»
Самоанализ работы по самообразованию.
Май
Литература:
Источник
Любовь Куприянова
План работы по самообразованию по теме «Эмоциональное развитие детей в театрализованной деятельности»
«Эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность»
[/i][/b]
«Детское видение мира — это своеобразное художественное творчество. Образ, воспринятый и в то же время созданный ребенком, несет в себе яркую эмоциональную окраску. Дети переживают бурную радость, воспринимая образы окружающего мира и прибавляя к ним что-нибудь от фантазии. Эмоциональна насыщенность восприятия — это духовный заряд детского творчества. Я глубоко убежден, что без эмоционального подъема невозможно нормальное развитие клеток детского мозга. С эмоциональностью связаны и физиологические процессы, которые происходят в детском мозгу: в моменты напряженности, подъема, увлеченности происходит усиленное питание клеток коры полушарий. Клетки в эти периоды расходуют много энергии, но в то же время и много получают ее от организма. Наблюдая в течение многих лет умственный труд учеников начальных классов, я убедился, что в периоды большого эмоционального подъема мысль ребенка становится особенно ясной, а запоминание происходит наиболее интенсивно. Эти наблюдения по-новому осветили процесс обучения детей. Мысль ребенка неотделима от чувств и переживаний».
В. А. Сухомлинский
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. С. И. Ожегов определяет самообразование как «приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».
Самообразование позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.
Важным условием профессионализма является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. При этом каждому воспитателю помогает планирование свой работы, правильный анализ деятельности, постановка целей, выбор форм и методов. С этой целью воспитатели составляют различные планы самообразования. Ниже представлен опыт работы по данному направлению.
«Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка
ребенком жизненных явлений».
(В. А. Сухомлинский)
Тема
«Эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность»
Актуальность темы
Эта тема выбрана мною не случайно, поскольку в течение четырех лет, я являюсь руководителем кружка по театрализованной деятельности «В гостях у сказки».
Многолетний опыт работы в дошкольном учреждении, постоянные наблюдения за детьми позволяют мне предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует недостаточное развитие именно эмоциональной сферы – дети чаще всего не способны выразить свои эмоции правильно, не всегда умеют адекватно трактовать эмоции окружающих. Ни для кого, ни секрет, что эмоции выполняют регулирующую и охранную функции, являются «центральным звеном» психической жизни ребенка. Поэтому направленная работа на развитие различных эмоций ребенка сегодня очень актуальна и важна.
Кроме этого, практика показывает, что театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу дошкольников, помогает развитию коммуникативных способностей, усвоению новых требований и правил коррекции черт детей. В процессе театрализованной деятельности у детей развиваются способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях.
Цель:
развитие эмоциональной сферы и творческого потенциала ребенка через театрализованную деятельность
Задачи:
развивать у детей соучастие, сопереживание, умение управлять своими чувствами;
формировать способности к импровизации, осознанию своей собственной уникальности;
прививать навыки общения и коллективного творчества;
развивать выразительность речи, расширять и активизировать словарный запас;
создать условия для вовлечения родителей в театрализованную деятельность.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
• изучение психолого-педагогической литературы, интернет-источников по теме;
• посещение занятий у воспитателей своего ДОУ и района;
• посещение педсоветов, семинаров, конференций и участие в дискуссиях, обмене опытом с коллегами;
• самоанализ и самооценка кружковых занятий в своей группе;
• проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
• демонстрация практических занятий, докладов, консультаций для педагогов и родителей;
• обобщение результатов на заседании методического объединения.
Этапы работы по данному теме:
I этап Организационно-ознакомительный
детальное изучение темы;
постановка целей и задач;
составление планов работы.
II этап Основной
адаптация теоретического материала;
выступление на педсовете.
III этап Заключительный
мониторинг с целью отслеживания результатов работы.
План работы
№ Форма работы Дата проведения
1 Самоанализ профессиональной компетентности. Подбор литературы по теме. Практический анализ методических наработок по данной теме.
(см. папка по кружковой работе) Сентябрь-октябрь
учебный 2014-2015 гг
2 Круглый стол для педагогов «Когда мои друзья со мной» (социально-нравственное воспитание и эмоциональная сфера детей). Подготовка к игре с детьми «Коробка со страхами» Ноябрь-декабрь учебный 2014-2015 гг
3 Доклад для педагогического совета перед коллегами «Сказка как средство развития эмоциональной сферы дошкольника». Январь-февраль учебный 2014-2015 гг
4 Работа с родителями Памятка для родителей «Игра-это…», подготовка к консультации для родителей «Как помочь эмоциональным детям». Март-апрель учебный 2014-2015 гг
5 Самоанализ работы по самообразованию. Май учебный 2014-2015 гг
Анализ проделанной работы планируется провести в конце учебного года.
Источник