Тема самообразования игра как средство развития ребенка

Тема самообразования игра как средство развития ребенка thumbnail

Наталья Веселова
Индивидуальный план по самообразованию «Игра как средство развития личности дошкольника»

Актуальность

Игру недаром называют «ведущей» — именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности. «Игра -это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»- отмечал В. А. Сухомлинский.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, растения, животных. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В игре ребёнок получает впервые урок коллективного мышления.

Одна из задач дошкольного образовательного учреждения заключается в создании гармоничных условий развития одаренных детей с учетом интеллектуальных, психических, физических и возрастных особенностей и желания получать все новые знания в той или иной области. Родители считают, дети с высоким уровнем интеллекта должны раскрыть весь свой потенциал, однако, важно отметить, что множество разнообразных дополнительных занятий и кружков не дают ребенку возможности быть ребенком, поскольку завышенная планка родителей не оставляет детям времени на игры со сверстниками.

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДО специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно – образному характеру его мышления, эмоциональности, активности.

Радость игры – это радость творчества. Уже в первых своих играх ребенок испытывает удовлетворение от выполнения задуманного. Многие игры доставляют детям радость от удовлетворения потребности в движении, в подражании. Малышам нравится и сам процесс сооружения постройки из строительного материала – или из песка, в то же время заметна радость от результатов приложенных усилий, проявления самостоятельности, фантазии. Необходимо так организовать игру, чтобы она была радостной во всех отношениях.

В основе понимания игры как формы организации жизни и деятельности детей лежат следующие положения.

1. Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребенка являются первоочередными.

2. Игра должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства. Воспитателю необходимо предусматривать формирование у детей в единстве положительных реальных взаимоотношений и нравственно ценных отношений, обусловленных ролью.

3. Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

Цель:

Создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребенка позитивных межличностных отношений в процессе игры.

Задачи:

— Определение роли игры в организации жизнедеятельности детей.

Развитие интеллектуальных способностей у детей посредством

применения игровых технологий.

— Создание условий для психологического и физического здоровья

через игровую деятельность.

— Создания условий для эмоционального благополучия через игровую

деятельность.

— Активно воздействовать на всестороннее развитие детей посредством

игровой деятельности.

1. Ожидаемые результаты

Дети должны научиться контролировать своё поведение, самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр, поддерживать интерес к разным видам игр. У детей должен развиваться интерес к игре, инициатива, организаторские способности.

2. Этапы реализации плана

2018-2019год

Этап I «Организационный»

Подбор и изучение методической литературы по теме, подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования, разработка методического материала и т. д.

Этап II «Практический»

Реализация плана сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

Этап III «Аналитический»

Определение эффективности реализации плана посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников. (мониторинг или иными словами диагностика).

Перспективный план

№ Месяц Содержание работы Область применения в работе с родителями Область применения в работе с детьми

1 Сентябрь Изучение методической литературы

Изучение пособий:

1. Дыбина О. В. «Игровые

технологии ознакомления

дошкольников с предметным миром».

2. Жуковская Р. И.

«Творческие ролевые игры в детском саду».

Планирование работы на новый учебный год

Знакомство и анализ документации

Повысить уровень педагогических знаний.

Подбор материала

Консультация: «Роль игры в жизни ребенка»

Анкета для родителей: «Как играть с ребенком»

Подвижные и народные

игры:

«Гуси-лебеди», «Жмурки», Карусель», «Медведь и пчелы», н. и. «День и Ночь», н. и. «Капуста».

Игровой досуг: «Русские

народные подвижные

игры»

Н/П игры «Лото»

Сбор материалов в копилку «Картотека игр»

Строительная игра «Комбайн»

Проведение диагностического обследования детей на начало учебного года.

2 Октябрь Изучение методической литературы

Изучение пособий:

Тверитина Е. Н. «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях»

Разработка дидактического материала для игры

«Магазин»

Консультация для воспитателей: «Развитие игровой деятельности дошкольников»

Памятка для родителей: «Чему ребенок обучается в игре?»

Папка-ширма на тему: «Игры для здоровья»Вечер игр: «Весёлые игры»

НОД по ФЭМП: «Буратино учится считать»

Д/И: «Вспомни и назови»

«Считай, делай»

С/Р игры: «Шоферы»

«Семья»

Театрализованная деятельность «Огород»

П/И: «

3 Ноябрь

Изучение методической литературы

Изучение пособий:

Бойченко H. A. и др.

«Сюжетно – ролевые игры

дошкольников».

Анализ и рассмотрение игры как формы организации жизнедеятельности детей дошкольного возраста

дидактической игры по ЗОЖ

«Будь здоров»

Подбор материала по теме.

Анкетирование «Любит ли играть ваш ребёнок

Презентация на тему : «Игровая деятельность в детском саду» НОД по ПР (экологии): «Зимующие птицы»

Д/И «Птицы»

С/Р игры: «Больница»

«Парикмахерская»

Театрализованная игра : «Путешествие в деревню»

Строительная игра: «Постройка гаража»

П/И: «Лягушки»

«Охотник и утки»

4 Декабрь Изучение методической литературы

Изучение пособий:

Н. В. Краснощекова

«Игры для детей

дошкольного возраста»

Изготовление дидактической игры «Продукты питания»

Интернет-ресурсы

Развитие игровой деятельности дошкольников

Работа над темой

«Классификация театрализованных игр»

Подбор материала по теме.

Через различные формы театральной игры совершенствовать нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.

Родительское собрание на тему: «Игры и игрушки наших детей»

Папка-ширма на тему: «Зимние игры» С/Р игры: «Детский сад»

«МЫ идем в гости»

Д/И: «Назови слово»

«Найди лишнее»

Драматизация сказки: «Морозко»

Строительная игра: «Аэропорт»

П/И: «Замри»

«Стоп»

5 Январь Изучение методической литературы

Изучение пособий:

Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду»

Работа над созданием методических папок.

Подбор материала.

Интернет-ресурсы

Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Детское кафе».

Спортивный досуг вместе с родителями «Будем спортом заниматься»

Папка-ширма на тему: «Сюжетно-ролевые игры для дошкольников с участием родителей» Досуг вместе с родителями

«Будем спортом

заниматься»

С/Р игры: «ПОЖАРНИКИ»

«Почта»

«Школа»

Д/И: «Профессии»

«Кем быть?»

Строительная игра: «Дом»

Театрализованная игра: «Праздник посуды»

П/И: «Зайцы и волк»

«Сова»

6 Февраль Изучение методической литературы

Изучение пособий:

«Дидактические игры в детском саду»

Подбор и составление конспектов вечеров развлечений по играм.

Консультация: «Сколько игрушек и каких важно иметь в игровом уголке?»Дидактические игры по обучению грамоте:

«Назови действия»

«Продолжи мое предложение»

Узнай по описанию»

С/Р игры: «Повар»

«Магазин одежды»

П/И: «Не попадись»

«Лиса в курятнике»

7 Март Изучение методической литературы

Изучение пособий:

Красникова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста»

«Игры-забавы на участке детского сада»

Формировать систему осознанно-правильных экологических представлений о природе.

Работа над картотекой игр по ФЭМП

Подбор материала

Развитие интеллектуальных способностей.

Выставка детских рисунков: «Моя любимая игрушка»

Папка-ширма на тему: «Весенние игры для детей» Выставка детских рисунков

«Весёлые игры»

«Моя любимая

игрушка»

НОД по ФЭМП: «Полет в космос»

Д/И: «Соедини по точкам»;

«Построй ракету»;

Считай дальше»

«Только одно свойство»

С/Р игры: «Библиотека»

«Почта»

8 Апрель Изучение методической литературы

Изучение пособий:

Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности»

Разработка картотек:

подвижные игры;

сюжетно-ролевые игры;

пальчиковые игры;

дидактические игры.

Консультация для родителей: «Игры на развитие внимания» Неделя настольных игр

«Что? Где? Когда?»

«Календарь природы»

«Лото»

«Четвертый лишний» и пр.

НОД по РР: «Страна знаний встретит нас»

Д/И: «Вопрс-ответ»

«Взрослые и малыши»

«Чей? Чья? Чье»

«Звуковой анализ слова»

С/Р игра: «Семья»

П/И: «Пятнашки»

«Караси ищука»

9 Май Работа над картотекой дидактических игр по речевому развитию

Наметить цели и задачи по данной теме на 2019-2020 г. г.Вечер игр: «Весёлые игры»

Консультация для родителей: «Игротека в кругу семьи» Игровой досуг

«Увлекательное путешествие в

волшебный мир игр»

П/И: «Садовник»

Н/И: «Дети и петух»

«Ключи»

«Заяц-месяц»

Диагностическое обследование детей на конец учебного года.

Список используемой литературы:

1. Бойченко H. A. «Сюжетно – ролевые игры дошкольников»;

2. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду».

3. Бондаренко А. К., Матусик А. И., «Воспитание детей в игре»

4. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности»

5. Дыбина О. В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром»;

6. Жуковская Р. И. «Творческие ролевые игры в детском саду»;

7. Красникова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста»

8. Краснощекова Н. В. «Игры для детей дошкольного возраста»;

9. Краснощёкова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста».

10. Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях;

11. Усова А. П., «Роль игры в воспитании детей»

Источник

Утверждаю: Зав. МБДОУ Д/с№26 Усманакаева Г.М._________

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 26 «РОДНИЧОК»

План работы по самообразованию

на тему:

«Игра как средство всестороннего развития»

hello_html_33e58018.jpg

Воспитатель:

Бабаева З.З.

г.Каспийск

План работы по самообразованию

на тему:

«Игра как средство всестороннего развития»

Начало работы над темой: 01.09.2019г.
Окончание работы над темой: 30.05. 2020г.

ФИО педагога – Бабаева Зарина Зайнуддиновна

Игра – это натболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений.

Важными аспектами игры является то, что они развиивают познавательные способности личности – внимание, память, воспириятие,мышление, воображение, тренируют наблюдательность, ум, развивают творческие способности, формируют эмоционально –чувственную сферу личности детей. Игры также способствуют познанию ребенком самого сабя. Добровольно подчиняясь правилам игры, дети участся самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем волевым качствам , без котрых трудно жить и достигать поставленных целей и задач. Игра — — это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общении со сверстниками. Игровые переживания оставляютглубокий след в сознании ребенка и способствуют формировани. Добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Актуальность темы:

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, растения, животных. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В игре ребёнок получает впервые урок коллективного мышления.

Цель самообразования: Повышение педагогической компетентности.

Задачи:

— Определение роли игры в организации жизнедеятельности детей.

— Развитие интеллектуальных способностей у детей посредством
применения игровых технологий. 
— Создание условий для психологического и физического здоровья 
через игровую деятельность. 
— Создания условий для эмоционального благополучия через игровую
деятельность.
— Активно воздействовать на всестороннее развитие детей посредством
игровой деятельности.

Публикация материала «Консультация для воспитателей. Развитие игровой деятельности дошкольников».

Изучение литературы по теме. 

Подбор материала.

Обмен опытом по проблеме.

Октябрь

Разработка дидактического материала для игр

  • «Домашние животные»

Интернет-ресурсы

Через игру изучить части тела, способы передвижения.

Кто что ест и как говорит.

Словообразование (назови ласково, один-много и т.д.). Составление словосочетаний, предложений, рассказов.

Ноябрь

Изучение методической литературы О.А. Степанова «Развитие игровой деятельности ребёнка».

Знакомство с литературой.

Анализ и рассмотрение игры как формы организации жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

Разработка дидактической игры по ЗОЖ «Будь здоров».

Подбор материала по теме. Интернет-ресурсы.

Изучать, развивать и обогащать игровой опыт детей

Декабрь

Изготовление дидактической игры «Продукты питания».

Интернет-ресурсы.

Развитие игровой деятельности дошкольников.

Работа над темой«Классификация театрализованных игр»

Подбор материала по теме.

Через различные формы театральной игры совершенствовать нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.

Работа над созданием методических папок.

Подбор материала. Накопление опыта.

Разработка игрового проекта сюжетно-ролевой игры « Дочки — матери »
Интернет-ресурсы. Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Детское кафе».

Январь

Работа над созданием методических папок. Подбор материала. Накопление опыта. Разработка игрового проекта сюжетно-ролевой игры « Дочки — матери ».Интернет-ресурсы. Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Детское кафе».

Февраль

Разработка развивающего пособия «Времена года: Дерево». Подбор материала. Интернет-ресурсы. Ознакомление детей с сезонными изменениями в природе, закрепление счета, состава числа, цвета, развитие мелкой моторики. Разработка картотеки.«Игры на сплочение детского коллектива».Подбор материала. Научить устанавливать доверительный контакт друг с другом, оказывать взаимопомощь, прислушиваться к мнению партнера.

Март

Изучение методической литературы. «Игры-забавы на участке детского сада».Чтение литературы, подбор материала. Формировать систему осознанно-правильных экологических представлений о природе. Работа над картотекой игр по развитию речи.Подбор материала Развитие интеллектуальных способностей.

Апрель

Разработка дидактической игры « Дочки — матери ».

Интернет-ресурсы. Закрепить и систематизировать представления детей о семье.

Разработка картотек: подвижные игры; сюжетно-ролевые игры; пальчиковые игры;
дидактические игры. Подбор материала. Всестороннее развитие ребёнка.

Май

Работа над картотекой дидактических игр по нравственному воспитанию.

Подбор методической литературы. Формировать представление о семье, окружающем мире, малой родине. Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. Подбор методической литературы

Какова же роль игры в жизни ребенка?

1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов — «хочу», начинает подчиняться «нельзя» или «надо».

3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Заключение

Игра имеет большое значение в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости.

Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.

В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям.

Каждая игра содержит задачу, решение которой требует от ребенка определенной умственной работы, хотя и воспринимается им как игровая.

Своевременное и правильное применение различных игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач, поставленных «Программой воспитания и обучения в детском саду», в наиболее приемлемой для детей форме.

Прогрессивное, развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях, становлению мотива новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности обучению ребенка в школе.

Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Работа с родителями:

Консультация: «Роль игры в жизни ребенка» (Сентябрь)
Родительское собрание на тему: «Игры и игрушки наших детей» (Октябрь)
Анкетирование «Любит ли играть ваш ребёнок?» (Ноябрь)
Памятка для родителей: «Чему ребенок обучается в игре?» (Декабрь)

Спортивный досуг вместе с родителями «Будем спортом заниматься» (Декабрь)
Консультация: «Сколько игрушек и каких важно иметь в игровом уголке?» (Февраль)
Выставка детских рисунков: «Моя любимая игрушка» (Март)
Вечер игр: «Весёлые игры» (Март)
Консультация для родителей: «Игры на развитие внимания» (Апрель)

Методическая литература: 

Дыбина О. В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром»;

Жуковская Р. И. «Творческие ролевые игры в детском саду»;

Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях;

Бойченко H. A. «Сюжетно – ролевые игры дошкольников»;

Н. В. Краснощекова «Игры для детей дошкольного возраста»;

Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду».

«Воспитание детей в игре» А.К.Бондаренко, А.И.Матусик

«Роль игры в воспитании детей» А.П.Усова

«Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н.В.Краснощёкова.

Источник