Тема 3 развитие ребенка в дошкольном возрасте

Тема 3 развитие ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

Миновал кризис трех лет. Изменился сам ребенок и поменялись его взаимоотношения с окружающими. Наступает новый не менее серьезный и ответственный этап в развитии – малыш выходит из семьи, изменяется социальная ситуация развития. Ребенок открывает для себя новый социальный мир – детское общество. Он становится дошкольником.

Дошкольное детство – возраст познавательной активности и развития всех психические процессов, а также личностных новообразований. Психологи подчеркивают исключительную важность этого периода для будущего ребенка и эффективности его школьного обучения. Важную миссию при этом выполняет взрослый, находящийся рядом с малышом – он помогает познать мир, самого себя и быть счастливым.

Основные задачи взрослого в воспитании ребенка на этом этапе:

  • привить основы здорового образа жизни;
  • обеспечить эмоциональное благополучие, сохранить его физическое и
  • психологическое здоровье малыша;
  • воспитать в нем личность, поддержать его способности;
  • способствовать своевременному и всестороннему развитию;
  • приобщить к общечеловеческим ценностям.

Игра как ведущий вид деятельности дошкольника

Психологический возраст дошкольного детства можно разделить на два возрастных этапа:

  • младший – от 3 до 5 лет;
  • старший – от 5 до 6-7 лет.

Казалось бы, возрастная разница между этими группами небольшая, но с точки зрения психического развития является весьма ощутимой.

Но есть и то, что объединяет эти две возрастные группы: ведущей деятельностью в дошкольном детстве является игра. Конечно, в процессе взросления ребенка изменяется ее содержание, сюжет, отношения детей в ней.

До 3 лет игры как таковой нет. Ребенок просто манипулирует с предметами. К 3 годам появляется предметно-отобразительная, или сюжетная, игра. В ней малыш копирует поведение и взаимодействие с предметами взрослых, то есть воспроизводит сюжет их действий. Например, ребенок играет в водителя автобуса: в центре игры не роль водителя, а имитация его действий. Правил в игре пока нет.

После 4 лет появляется сюжетно-ролевая игра. В ней воспроизводятся взаимоотношения взрослых, и на первый план уже выходит роль. Постепенно усложняется её сюжет и содержание. Игра начинает носить устойчивый характер, формируются игровые группы из двух, трех, четырех человек. В старшем дошкольном возрасте большое место занимают игры по правилам (подвижные, дидактические), режиссерские, драматизации.

Роль игры для развития ребенка

Значение игры для ребенка тяжело переоценить. В ней он счастлив, она приносит радость, увлекает его, позволяет проявить самостоятельность, свободу, потренироваться в действиях.

Значимость игры кроется в ее богатом потенциале. Она может выступать как средство:

  • развития общения и речи, воображения и наглядно-образного мышления, способности к символическим замещениям и преобразованиям, внимания и памяти, произвольности поведения;
  • формирования новых качества личности, самооценки;
  • воспитания и обучения;
  • удовлетворения основных потребностей: в общении, в познании, в движении, в самовыражении и самостоятельности, в радости и удовольствии, в подражании взрослому.
  • общения с ребенком, установления контакта с ним;
  • изучения дошкольника (является основой многих тестов);
  • коррекции поведения, эмоциональных расстройств и психического развития;
  • здоровьесбережения.

Психологический портрет ребёнка 3-5 лет

В арсенале у малыша много нового. Обретя «самость», он во многом уже может обойтись без помощи родителей. Ребенок инициативен и самостоятелен в своих поступках, в познании окружающего мира. Теперь он может себя сдерживать, контролировать свои действия, если этого требуют взрослые. Малышу свойственна открытость, искренность и впечатлительность.

Ребенок начинает активно интересоваться своим организмом, тем, как он устроен, как функционируют органы. Он способен определить свои ощущения и где они локализованы. Формируются представления и о половых признаках. Ребенок определяет пол человека по внешнему виду (одежда, прическа), имени, понимает взаимосвязь пола человека и предъявляемых к нему требований. У него сформированы конкретные социальные ожидания от людей определенного пола, к примеру, готовить может только женщина, полицейский всегда мужчина и т д. На примере взрослых ребенок легко усваивает половые стереотипы и поведение. Здесь важную роль играю взрослые, которые могу контролировать и демонстрировать своё недовольство, когда ребенок ведет себя в несоответствии со своим полом.

Все происходящие перемены в ребенке являются следствием изменившейся социальной ситуации развития. Если родители заметили и оценили возможности малыша, то у него появляется целый круг обязанностей и прав. Он может поливать цветы, подметать, одеваться самостоятельно. Если ребенок посещает дошкольное учреждение, у него возникают права и обязанности в детском обществе. В основном они связаны с хозяйственно-бытовой деятельностью (например, дежурства по столовой, занятиям, наведение порядка после игр) и с трудом в природе (уход за растениями, животными).

Успешно развивается художественная деятельность. Ребенок с удовольствием рисует, поет и танцует. Также любит слушать знакомые сказки и стихи, рассматривать иллюстрации в книгах, может выучить стихотворения наизусть, отличить прозу от поэзии, определить по звучанию музыкальный инструмент. Многим детям нравится принимать участие в театральных постановках.

Эмоционально-волевая сфера

В этом возрасте ребенок находится преимущественно в эмоционально положительном состоянии. Для него характерно позитивное представление о себе. Однако вполне нормально, если периодически проявляются не только положительные чувства. Ребенок может огорчиться, разозлиться, обидеться и даже повздорить с кем-либо. Насторожить взрослых должны частые конфликты со сверстниками, тревожность, агрессивное поведение, депрессивные состояния и чувство неполноценности. Все это, а также свои симпатии или антипатии по отношению к людям и предметам ребенок может передать в рисунке через цвет, расположение объектов.

Совершенствуется и волевая сфера. Ребенок способен проявить волевое усилие при преодолении трудностей, в игре, при выполнении своих обязанностей.

Мотивы и потребности возраста

Ребенок по-прежнему находится в тесной взаимосвязи со взрослым, но уже не только эмоционально. К этому добавились еще и познавательные мотивы, а чуть позже и удовлетворение потребности в сопереживании.

У ребенка высока потребность в движении. Удовлетворить ее – значит способствовать его гармоническому развитию. В силу психофизиологических причин ребенок не может подолгу сидеть и заниматься одним и тем же делом. Но и здесь тоже всё индивидуально. У детей может различаться продолжительность двигательной активности, ее содержание. Данная потребность переплетается с потребностью в общении и игре.

Появляются новые мотивы – игровой, признания сверстниками, мотив самоутверждения. Игровая мотивация является доминирующей для этого возраста.

Развитие интеллекта

Период от 3 до 4 лет ребенок совершает значительный рывок в своем интеллектуальном развитии. Вместо наблюдателя-малыша он становится исследователем, стремиться получать новые знания и претворять их в жизнь. Задача взрослых – помочь ему в этом, способствовать психическому развитию путем создания условий для познавательной активности малыша.

Активно развивается познавательная деятельность. Ребенок экспериментирует, исследует новые предметы самостоятельно и получает такую информацию, которую не узнал бы от взрослого. Это, в свою очередь, стимулирует детей к познанию нового.

Деток 4-5 лет часто называют «почемучками»: так много у них возникает вопросов. Благодаря этому запас их представлений и знаний о мире постоянно пополняется. Если ребенок к пяти годам не донимает взрослых своими многочисленными познавательными вопросами, то это должно насторожить родителей и заставить найти причину отсутствия познавательного интереса.

Мышление

До 4 лет преобладает наглядно-действенное мышление. Ребенок действует методом проб и ошибок. После четырёх лет появляется наглядно-образное мышление, благодаря которому он уже может сначала решить задачу или продумать вариант действий в уме, а затем применить его на практике.

К 5 годам в деятельности ребенок использует элементарные мыслительные операции, такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Например, он может сравнивать объекты по форме и цвету, обобщать понятия в группы – игрушки, овощи, фрукты, находить признаки предмета и т.д. Ребенок умеет считать предметы и определять их количество в пределах 5-10. Общение со взрослыми и занятия способствуют формированию представлений о природе – животных и растениях, об основных погодных состояниях, о времени суток, быте людей.

Речь

С 3 лет ребенок начинает проявлять активный интерес к освоению языка. Это видно по тому, как он начинает прислушиваться к новым звукам, словам, пытается воспроизвести их. Дети уже пытаются рифмовать слова и придумывают собственные словоформы. Часто в этом возрасте ребенок сопровождает свои действия негромкой речью. Такие «разговоры с собой» позволяют ему удерживать в памяти цели и восполняет пропущенные действия.

Но в 3-4 года ребенку еще сложно составить логичный рассказ, состоящий из связных предложений. У него еще не всегда получается согласовать слова в роде, числе и падеже. Он может переставлять слоги в словах. Наблюдаются и проблемы с произношением звуков. Такие недочеты допустимы для речи ребенка этого возраста. В процессе дальнейшего развития она станет более совершенной и правильной, обогатится словарь, постепенно освоится ее грамматическая и фонетическая стороны.

К 5 годам в своей речи ребенок уже может использовать метафоры, загадки, поговорки, умеет подбирать слова близкие и противоположные по значению, использовать многозначные слова. Успешно выполняет задания, в которых нужно узнавать первый звук в слове или подобрать слова с заданным звуком. У большинства детей к 5 годам завершается процесс освоения звуков, в большинстве случаев правильно ставят в словах ударение.

Словарный запас ребенка в три года составляет 1500 слов, в четыре – 2000, в пять лет примерно 2500 слов. Однако следует учитывать то, что все показатели развития речи очень индивидуальны. Также специалисты отмечают, что мальчики отстают от девочек в речевом развитии примерно на четыре месяца. Родителям очень просто проверить соответствует ли нормам уровень развития речи у ребенка. Для этого нужно просто провести с ним беседу и попросить сделать следующее:

  •  назвать свое имя, отчество и фамилию, имена членов семьи;
  •  описать игрушку или животное, придумать рассказ по сюжетной картинке;
  •  сгруппировать картинки или предметы (фрукты, овощи, посуда и др.);
  •  точно повторить за взрослым предложение;
  •  пересказать хорошо известную короткую сказку или рассказ.

Если ребенок пяти лет справляется с данными заданиями, использует в речи простыми и сложные предложениями, средства выразительной речи (темп, интонацию, силу голоса и др.), то можно утверждать, что с развитием речи проблем нет. Если все же есть какие-то сомнения, стоит обратиться к специалисту. Он проведет ряд тестовых заданий и, если потребуется, сможет провести коррекционную работу по устранению недостатков речи.

Родителям важно помнить, для того, чтобы ребёнок начал правильно говорить, вокруг него должно быть соответствующее речевое окружение. Он должен сам понять, насколько важно этому научится – чтобы потом полноценно общаться со сверстниками и близкими.

Развитие восприятия и сенсорных ощущений

Восприятие выступает как основная познавательная функция этого возраста. Совершенствуется оно параллельно с развитием перцептивных действий, направленных на обследование объектов окружающего мира. Характерным для детей этого возраста является то, что обследование уже может происходить без физического контакта с предметом – ребенок может это сделать «глазами». При этом выделяются самые яркие признаки, и по ним отличается один предмет от другого.

Постепенно от индивидуальных единиц восприятия происходит переход к сенсорным эталонам. Ребенок начинает различать предметы сразу по нескольким признакам: по форме, цвету и величине. К 5 годам дошкольник обладает уже относительно большим сенсорным и сенсомоторным опытом. Он способен ориентироваться в пространстве, выполнять различные перцептивные, обследовательские действия и подчинить их интеллектуальной задаче.

Сенсорное развитие

Возраст от 3 до 5 лет сензитивен для развития сенсорики. Сенсорное развитие – это активные обучающие и развивающие воздействия (тактильные, слуховые, зрительные) на органы чувств, благодаря которым повышается эффективность познавательного процесса. Накопление богатого сенсорного опыта является основой для формирования образной памяти, наглядно- образного мышления. Развитие сенсорики способствует систематизации получаемой информации, развитию наблюдательности и внимательности, воображения и речи.

Для сенсорного развития совсем не обязательны дорогостоящие игрушки и специальный дидактический материал. Подойдут подручные средства или изготовленные самостоятельно игры. Они будут даже удобнее и интереснее. Поскольку восприятие является ведущим познавательным процессом этого возраста, необходимо создать благоприятные условия для его формирования и совершенствования. В противном случае связанные с ним другие психические процессы также будут отставать в развитии, что в будущем отразится на учебной деятельности. Поэтому уже на начальном этапе развития восприятия очень важно объяснять ребёнку способы обследования объектов, продемонстрировать как надо рассматривать, как вслушиваться и т.д.

Воображение

В процессе познавательной, игровой, художественной деятельности у ребёнка развивается воображение – творческое и воссоздающее. Особенно четко оно проявляется в игре, когда дети начинают замещать одни предметы другими. В 3-4 года предметы-заместители предлагает взрослый (например, камень – это машинка) и ребёнок с удовольствием принимает такую игру. Но он не способен пока направлять свое воображение. Выдумка приходит спонтанно, по просьбе взрослого ребёнку тяжело что-то придумать. К пяти годам проявляет оригинальность и произвольность воображения. Дети уже могут придумать небольшой рассказ или сказку на заданную тему. Критерием развития творческих способностей является использование в создании воображаемого предмета или ситуации таких приемов как преувеличение, преуменьшение,
комбинация.

Внимание

Уже в младшем дошкольном возрасте начинает развиваться произвольное внимание. Благодаря этому ребёнок может сосредотачиваться и задерживаться на определённом занятии не только потому, что ему интересно, но и для того, чтобы специально запомнить что-то и воспроизвести это в нужный момент. Но это происходит не сразу. В 3 года способность управлять вниманием ещё не велика. Его произвольность в этом возрасте проявляется в том, что ребёнок всматривается в объект, вслушивается в рассказ, пытается читать книгу, увлеченно рисует.

В 4 года появляется способность направлять свое внимание на определенный предмет или деятельность по указанию взрослого. Однако устойчивость данного психического процесса по- прежнему недостаточно сформирована. В 3-5 лет сосредоточенная деятельность ребенка возможна в течение 15-20 минут. Кроме того, устойчивость внимания зависит от ее характера и импульсивности самого малыша. Это необходимо учитывать взрослым при планировании совместных занятий с детьми, тем самым предотвратив их от переутомления. Далее ребенок просто не в силах заниматься. Внимание – весьма важная функция, на основе которой развиваются остальные психические процессы, а также зависит успех обучения. Поэтому родителям стоит найти время на занятия с малышом в этом направлении.

Память

Память является доминирующей функцией у детей 3-5 лет. Специалисты утверждают, что ни в каком другом периоде развития ребенок не запоминает предложенный материал с такой легкостью, как в младшем дошкольном возрасте.

До 4 лет память носит непроизвольный характер. Ребенок запоминает что-то нецеленаправленно, это происходит само собой. Лучше всего запоминается материал, который интересен для ребенка и вызывает яркие эмоции. Смысловая память развивается параллельно с непосредственной (без осмысления).

После 4 лет начинает развиваться произвольная память. Однако целенаправленное запоминание и припоминание пока проявляются периодически и в основном в процессе занятий, игре или при выполнении поручений взрослых.

Лучше запоминается ребенку то, что он видит или слышит много раз, а также то, что связано с его собственными движениями.

Личностное развитие

Личность ребенка развивается сугубо индивидуально. Есть дети самоуверенные и активные, есть стеснительные и нерешительные. В последнем случае для успешности ребенка в будущем, ему необходимо помочь увидеть свои достоинства, раскрыть положительные стороны личности, понять свою уникальность и неповторимость.

В этом возрасте уже есть представления о себе во времени: прошлом и будущем. Ребёнок понимает, что когда-то он был маленьким, а в скором времени станет учеником, потом будет работать по определенной профессии.

На основании представлений о своем «Я» путем оценок родителей, воспитателей, детей, в процессе игровой, познавательной деятельности, общения формируется самооценка ребёнка. Как правило, в этом возрасте она завышена. И это считается нормой. Если у ребенка в этом возрасте заниженная самооценка, можно говорить о наличии каких-либо личностных проблем или ошибок воспитания родителей. Для формирования адекватной самооценки и осознания своей уникальности и неповторимости, взрослый должен восхищаться своим малышом. Отмечать какие у него красивые карие глазки и мягкие курчавые волосики, как он умеет красиво танцевать и рисовать и пр.

Развитие самооценки неразрывно связано с притязаниями. К 5 годам проявляются притязания не только на признание сверстниками, но и стремлению выполнять главную роль в игре.

Впервые появляются чувства стыда и гордости. Становится важным не просто наличие какого-либо умения, но в большей степени его качественная характеристика. Ребенок гордится тем, что хорошо рисует, танцует, а не просто, что умеет танцевать. Если в какой-либо деятельности получается выполнять что-то хуже, чем у сверстников, или он начинает замечать свои недостатки, возникает чувство стыда. Развиваются представления о себе как о члене семьи, родственных связях. Ребенок начинает радоваться успехам и удачам близких, переживать их горе, способен сопереживать им, проявлять чуткость и внимание к ним.

На 5 году жизни у дошкольника возникает стремление к самосовершенствованию. Он может захотеть определенную прическу, научиться красиво рисовать и т.д. К концу возраста появляются чувства самоценности и самоуважения.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник