Тексты для развития речи и мышления ребенка

Наталия Заикина
Логические игры и упражнения для развития речи дошкольников (практический материал)
РАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
1. Может ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Почему?
2. Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах?
3. Удержатся ли 2 шарика, если их поставить друг на друга?
4. Будет кубик катиться? Почему?
5. Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?
6. Если по телевизору показывают футбол — может мяч вылететь и ударить мальчика?
7. У тебя маленькая сумка и большой мешок, и то и другое с картошкой. Что легче нести?
8. Кого в лесу трудно увидеть? А кого легко?
9. Кого легко заметить на снегу, а кого трудно?
10. По комнате бегал черный котёнок и попал в банку с мукой. Вдруг в комнате появился белый котёнок. Откуда он взялся?
11. Мама выглянула в окно и говорит: «На улице сильный ветер!» («Ночью был дождь».) Как она догадалась?
12. Может поезд метро столкнуться с автобусом?
13. По глубокому снегу проще идти пешком или на лыжах?
14. Что случится, если мальчик залезет в ванну, полную воды?
15. Летом можно кататься на лыжах? Почему?
16. На зиму заяц меняет свою шубку с серой на белую. Почему?
17. Чем столб отличается от дерева?
18. Почему льдины в реке не стоят на месте весной?
19. Папа купил сыну мороженое, положил его в карман курточки и забыл. Когда через час папа вспомнил о мороженом, его в кармане не оказалось. Куда оно делось?
20. Папа поднимает тяжёлую гирю, а мальчик не может. Почему?
21. Если человек прыгнет с самолёта, он разобьется. А как же парашютисты?
22. Если с высоты бросить платок и камень, что быстрее упадёт на землю?
23. Для чего зимой надевают шубы?
24. Если шубу положить на снег, снег под ней растает?
Игра «Что на что похоже и почему?»
Задавайте вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похож пень, цветок, коряга, ветка?» Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное творческое восприятие!
Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов: «Чем лист похож на бумагу?» (Толщиной, легкостью.); «А на траву?» (Цветом.); «А на каплю?» (Формой.)
Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помогите ему составить загадку: «Висит капля зеленая, как трава».
Вид упражнений — скороговорки.
Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих.
Ткач ткет ткани на платок Тане.
Около кола — колокола.
Как у горки, на пригорке жили тридцать три Егорки.
Орел на горе, перо на орле.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.
А что, если предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями: (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо?
Милая моя, ты не спишь!
Вы ели на завтрак мороженое?
Мама купила (купи) виноград.
Скорее домой!
У нас кончился хлеб.
Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.
Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).
Узнавание предметов по заданным признакам.
Назови предмет, про который можно сказать:
желтый, продолговатый, кислый;
продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.
Какой предмет обладает следующими признаками:
пушистый, ходит, мяукает;
гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.
Кто или что может быть:
высоким или низким;
холодным или горячим;
твердым или жидким;
узким или широким.
Какому времени года соответствует следующее описание:
«День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда. «
Сравнение двух или более предметов.
• Чем похожи эти слова:
o кошка, книга, крыша;
o число, весло, кресло;
• Назовите общие признаки:
o яблока и арбуза;
o кошки и собаки;
o стола и стула;
o ели и сосны;
o голубя и дятла;
o ромашки и гвоздики.
• Чем отличается:
o ручка от карандаша;
o рассказ от стихотворения;
o сани от телеги;
o осень от весны;
o дерево от кустарника;
o лиственное дерево от хвойного дерева.
Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. (Объяснить ход рассуждений.)
ночник, торшер, свеча;
слива, яблоко, персик;
брюки, шорты, юбка;
корова, лошадь. Лев;
елка, береза, сосна;
картофель, морковь, огурец;
петух, гусь, воробей;
коза, свинья, корова.
Подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом “а”, в котором будут объединены оба антонима.
o покупать –
o открывать –
o помнить –
o встречать –
o толстый –
o мелкий –
o полный –
o знаменитый –
o голодный –
o брать —
К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним.
С каждой парой слов составить предложение.
Пример: умный друг – глупый враг.
тихий плач –
радостная встреча –
вспомнить радость –
светлый верх –
темное прошлое –
слабый мороз —
сахар сладкий, а перец. ,
дорога широкая, а тропинка. ,
пластилин мягкий, а камень. ,
чай горячий, а мороженое. ,
кисель густой, а морс. ,
лист наждака шершавый, а лист бумаги.
Заяц бежит быстро, а черепаха ползет.
Днем светло, а ночью.
Другой вариант:
Кашу варят густую и. (жидкую). Звери бывают смелые и. (трусливые). Морковь можно есть сырой и. (вареной). Яблоки могут быть мелкими и. (крупными).
Логические задачи:
• Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?
• На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
• Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?
• Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша?
• На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
• Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы?
• Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?
Подробно объяснить, в чем ошибка предложенных суждений.
• ваза хрустальная, а стакан легкий;
• зебра полосатая, а леопард злой;
• холодильник белый, а ковер мягкий;
• огурец зеленый, а яблоко растет на дереве.
“Отвечай быстро”
Цель — упражнять в классификации, сравнении, обобщении; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.
Таблица, разделенная на 9 клеток.
В каждой клетке изображены птицы или животные: в первом ряду – воробей, голубь, дятел; во втором – оса, лиса, стрекоза; в третьем – волк, бабочка, снегирь.
Вопросы по таблице:
• Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?
• Сколько всего птиц в таблице? Назови их.
• Кого больше зверей или насекомых?
• На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице?
• Посмотрите на рисунки в третьем столбике. Что общего у всех, кто там нарисован?
• Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего?
Внимание! Розыск! (Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность)
В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.
Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим. В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.
Игра «Шаги. (Кто быстрее доберется до.)»
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и «Старт!»
Другие темы: «Все круглое», «все горячее», «все мокрое». «Ласковые слова для мамы». «Слова утешения» и т. д.
Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.
Придумываем рассказ.
Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки.
Например:
«На пороге сидела и жалобно мяукала. (кто). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно. (что делала). Кошка поймала в саду. (кого). Шерсть у кошки. (какая, когти (какие). Кошка лежала с котятами. (где). Котята играли мячиком. (как).
Продолжи ряд.
Данное упражнение направлено на развитие способности изменять слова по аналогии, то есть обнаруживать определенные грамматические закономерности. Изменяя слова по образцу, по аналогии, ребенок открывает как языковые правила, так и исключения из них.
Например: лисица, медведица, но ежиха; сахарница, хлебница, но солонка, масленка.
Какие бывают слова.
Прочитайте ребенку стихотворение М. Пляцковского «Какие бывают слова».
Есть сладкое слово — конфета.
Есть быстрое слово — ракета.
Есть кислое слово — лимон.
Есть слово с окошком — вагон.
Есть слово колючее — ежик.
Есть слово промокшее — дождик.
Есть слово упрямое — цель.
Есть слово зеленое — ель.
Есть книжное слово — страница.
Есть слово лесное — синица.
Есть слово пушистое — снег.
Есть слово веселое — смех.
Затем называете слово (например, дом, гроза, радость) и спрашиваете, каким оно может быть. Каждый игрок придумывает свое определение.
Многозначные слова.
Взрослый: «Иногда мы одним и тем же словом называем разные предметы. Например, лук — овощное растение, лук — оружие.
Какие значения есть у слова игла? (Швейная иглы, иглы у хвойных деревьев, иглы у ежа).
Обсудите, какие значения могут быть у слов: ручка, носик, язычок; гладит, бежит, летит, несется; румяный, дорогой, крепкий, свежий.
Прочитайте и обсудите с ребенком стихотворения.
Носы. (А. Усачев)
Есть носы у журавлей,
Есть носы у кораблей,
Носик есть у чайника,
Только очень маленький.
Необычный зверь — Носуха,
У Носухи нос до уха.
А огромный Носорог
Вместо носа носит рог.
Нос у лешего сучком,
А у свинки — пятачком.
Но и свинка и матрос
Вытирать должны свой нос!
Часы. (В. Орлов)
Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы стоят на месте.
Развитие словарного запаса
Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Вам очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти, так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения.
«Слова-приятели» (упражнение на синонимы).
Задание №1.
«Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?» (Грустный)
«Ценный — это какой? Жесткий — это какой?»
Задание №2.
«Каким словом можно заменить слово «конь»? Слово «врач», «чашка», «пища»?»
Задание №3.
«Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?»
Грустный, печальный, унылый, глубокий
Храбрый, звонкий, смелый, отважный
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий
Крепкий, далекий, прочный, надежный
Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.
Задание №4. «Уменьшение».
Задание: «Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч — это мячик, а маленький стол -. «.
трава, рука, плечо, солнце, банка; стул, книга, флаг, чашка, шапка.
Задание №5. «Закончи слово».
Задание: «Отгадай, какое слово я хочу сказать? По. » (Подушка)
Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т. п.
Задание № 6. «Объясни слово».
Задание: «Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?»
нож, шляпа, мяч, письмо;
зонтик, подушка, гвоздь, осел;
мех, алмаз, соединить, лопата;
меч, неприятность, храбрый, герой;
Развитие грамматических навыков
Следующий блок упражнений направлен на работу по развитию грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.
Задание № 7. «Кто? Что?»
(составление предложений по разным моделям).
Задание: «Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том,
Кто? Что делает? Что?
Например: Кошка лакает молоко»‘.
Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)
Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)
Задание №8. «Составь фразу» (образование предложений из слов).
«Придумай предложения, используя следующие слова:
забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня, колючий куст, лесное озеро».
«Рассказ по картинке».
Дайте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку и попросите рассказать изображенную на ней историю. Это упражнение следует повторять как можно чаще, используя любые рисунки, которые интересны ребенку.
Вот некоторые правила, которые важно соблюдать, составляя рассказ.
Важно научить ребенка видеть и выделять главное в содержании, особенности истории. Помогайте ребенку, задавая вопросы.
— О чем эта картинка?
— Кто главный герой?
— Что происходит?
— Какие герои нарисованы на картинке?
— Какой у них характер?
— Как можно назвать этот рассказ?
С тем же успехом к этому упражнению можно добавить тренировку на пересказывание текста. Вы читаете ребенку маленький (до 20 предложений) рассказик, затем просите его пересказать услышанное.
Источник
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.
Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс; её появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых, ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений речи, то задерживается его физическое и психическое развитие.
В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики, совершенствуются умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественных произведений.
Успешное формирование образной речи достигается на основе развития всех сторон речи, выражения специальных упражнений, знакомства с художественной литературой, когда происходит заимствование выразительных авторских средств, а художественный образ в произведениях изобразительного искусства соотносится с художественным образом литературного и музыкальных произведений. Когда происходит особенный выбор детьми образных средств, наблюдается становление их речевой и общей культуры.
Чтобы мышление и речь у детей хорошо были развиты, ребенок должен научиться хорошо, высказывать свои мысли, текст, прочитанной сказки и рассказа, впечатлений об увиденном фильме, об окружающем его мире, он должен научиться пересказывать увиденное, услышанное. Для этого его надо научить пересказывать. И для этого применяется следующая последовательность, следующие приемы. Важно приучать ребят с детских лет думать, будить их самостоятельную мысль, развивать у них поисковую, творческую жилку, создавая обстановку, требующую от детей проявления повышенных умственных усилий. Речь взрослого является образцом для ребенка. Поэтому при общении с детьми взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, четко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.
Ребенок должен научиться думать, будить свою самостоятельную мысль, развивать поисковую творческую жилку, проявлять повышенные умственные усилия.
Пересказывать, мыслить и развивать речь детей помогают дидактические игры. Они формируют у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизируют и углубляют знания о Родине, Российской Армии, людям разных профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности.
С помощью дидактических игр дети учатся самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе. Двигательная активность во время игр развивает мозг ребенка, дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать.
Во время пересказа у ребенка воспитывается умение свободно, последовательно передавать содержание небольших сказок и рассказов. Для пересказа можно использовать следующие произведения: украинскую народную сказку «Колосок», эскимосскую народную сказку «Как лисичка быка обидела», Б. Житков «Храбрый утенок», Е. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц», Е. Пермяк «Как Маша стала большой», Д. Харрис «Смоляное чучело» и другие.
Предварительно воспитатель сам должен хорошо изучить произведение, определить, что нуждается в разъяснении; придумать вопросы, которые заставляют ребенка размышлять и помогут лучше понять идею рассказа (сказки). Необходимо также проанализировать язык произведения, выделить описания, на которые следует обратить внимание детей.
Трудный и ответственный этап — беседа по содержанию произведения, так как при минимуме вопросов (не более 5–6) нужно создать у детей эмоционально-положительный настрой на произведение, обеспечить понимание и запоминание текста.
Понять и запомнить произведение помогают следующие приемы:
− чтение отрывков по заявкам детей;
Уточнив, понравилась ли сказка, педагог предлагает назвать отрывки, которые воспитанникам хотелось бы послушать ещё раз. Тотчас зачитывает их, а некоторые фразы предлагает негромко повторить всем вместе. Это облегчает запоминание произведения и активизирует внимание детей.
− выяснение педагогом, что нового и интересного дети узнали из произведения;
− придумывание детьми сказки (рассказа);
Педагог знакомит воспитанников с произведением, опустив название. Затем просит придумать его. Этот прием помогает выяснить, как дети поняли произведение, а также облегчает им ориентировку в текстовом материале.
− придумывание детьми сравнений на заданную воспитателем тему;
− вопросы, побуждающие ребенка припоминать отдельные фразы, сопоставлять их. Это активизирует мыслительную и речевую деятельность, а главное, поддерживает устойчивый интерес к произведению.
В начале обучения пересказу, дети нуждаются в помощи взрослого. Поэтому следует выбирать небольшие по объему тексты, которые ребенок пересказывает целиком, близко к оригиналу.
В старшей группе детей начинают обучать пересказу произведения по частям. Можно приглашать двух детей, с помощью педагога или самостоятельно они договариваются, кто будет начинать рассказ. Первый ребенок должен сам, решить в каком месте остановиться. Умение делить текст на части, соблюдая логическую завершенность отрывков, необходимо детям как будущим школьникам.
Активизации внимания детей способствует инсценировка и драматизация текста. Заканчивать занятие целесообразно полным пересказом произведения одним ребенком.
Обучение рассказыванию о предметах и игрушках целесообразно осуществлять с помощью дидактических игр «Мастерская игрушек», «Магазин игрушек» (сувениров), «Выставка автомобилей», «Демонстрация моделей одежды». Эффективен прием составления писем.
По условиям игры «Мастерская игрушек» ребенок, придя заказывать игрушку, должен подробно описать мастеру, из какого материала её сделать, где и какую использовать отделку, указать размер и пр. Заказчику выдается квитанция, его просят зайти в определенное время.
Тематика занятий выставок может быть самой разнообразной: «Автомобили» (транспортные средства), «Хохломские изделия», «Дымковская игрушка» и др. Эти выставки позволяют установить непосредственную связь между обучением родному языку, нравственным и эстетическим воспитанием. Дети в роли экскурсоводов учатся описывать предметы, отвечать на задаваемые вопросы.
Аналогично проводится игра «Демонстрация моделей одежды», на которой дети в роли художников-модельеров представляют свою одежду, составляют рассказ-описание одежды, стараясь представить модель как можно интереснее (для какого сезона предназначена, из какой ткани изготовлена, как сшита, какими декоративными элементами оформлена).
Во время проведения выставки книг дети-экскурсоводы называют художника, указывают на особенности его рисунков, демонстрируют самую интересную иллюстрацию. Для этих выставок хороши различные издания русских сказок, иллюстрированные Ю. Васнецовым и Е. Речевым, Э. Булатовым и О. Васильевым, Н. Кочергиным, книги Е. Чаргушина, В. Сутеева с рисунками авторов.
Прием составления писем обычно используется при обучении рассказыванию из коллективного опыта. Но он оправдывает себя и при составлении описательных рассказов. Целесообразно предложить воспитанника переписываться с детским садом иной климатической зоны. Воспитатель предлагает детям составить рассказ о том, какая у нас сейчас погода на Юге, а затем отправить его детям, которые живут на Севере.
Рассказывание по картинам. Вначале дети составляют рассказы по 4–5 настенным картинам. В процессе рассматривания учимся характеризовать место и время действия, нужно поощрять стремление ребенка увидеть картину по-своему и рассказать о ней, не копируя ответы товарищей.
Чтобы дети лучше поняли содержание картины, которая вызвала бы у них положительно-эмоциональное отношение, взрослый должен предусмотреть разнообразные вопросы и задания («Вам нравится картина? Как вы думаете, о чем она?»). Самую большую группу должны составлять вопросы, требующие ответов-размышлений, доказательств, заставляющие ребенка сравнивать и сопоставлять факты, делать выводы или предложения. Следует вдумчиво, с доверием относиться к поискам детей. Тогда в процессе беседы, и в самостоятельных рассказах они будут охотнее делиться своими впечатлениями и догадками. Мыслительная деятельность, направленная на выяснение связей и зависимостей, способствует эмоциональному восприятию картины.
Развитию речи и мышлению детей способствуют составление рассказов из личного опыта. Предлагаемые темы должны быть связаны с положительно-эмоциональными переживаниями ребенка. Для рассказов из коллективного опыта можно рекомендовать следующие темы: «Как мы следы осени искали?», «Знакомьтесь — наш детский сад», «О нашем городе мы свой ведем рассказ», «Наши малыши», «Как мы готовились к празднованию Международного женского дня 8 Марта» (что приготовили в подарок, как вручали, что говорили, доставили ли радость?).
Рассказывание на темы из опыта относятся к группе рассказов, сочиняемых по памяти. Поэтому, кроме специальных занятий, рекомендуется проводить игры и упражнения, совершенствующие у ребенка умения припоминать события, отбирать наиболее интересные и рассказывать их окружающим.
Составляя рассказы творческого характера по набору картинок, у детей развивается воображение, умение воспроизвести в речи увиденное.
Развитию детей связной речи способствуют игры — драматизации, показ детьми настольного и кукольного театров, инсценировки с игрушками вечера, досуга. Необходимо всячески поощрять успехи детей, это предает им уверенности в собственных силах.
Учить ребенка рассказывать и пересказывать — это значит формировать его связную речь. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь.
Литература:
- Алексеева, М. М., Яшина, Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений/ М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. — 3-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2000. — 400с.
- Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. — М.: Просвещение, 2001. — 256с.
- Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ Под ред. О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной. — М.: Владос, 2013. — 288с.
- Тихеева, Е. И. Развитие речи у детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст]/ Е. И. Тихеева. — М.: Просвещение, 2001.- 111с.
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 1987г. Программа «Детство».
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, рассказ, произведение, связная речь, самостоятельная мысль, внимание детей, мышление детей, коллективный опыт, детский сад, художественный образ.
Источник