Технология художественно творческого развития ребенка

наталья быкова
Педагогические технологии в работе с детьми по художественному творчеству

Дошкольный возраст – это время, когда закладываются основы всего будущего развития человечества. Это важнейший этап развития и

воспитания личности. Это период развития познавательного интереса и любознательности, начальной социализации, активизации самостоятельного мышления, приобщения ребёнка к познанию окружающего мира. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Опираясь на ФГОС, одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование духовно-нравственной, эстетически развитой творческой личности. Дошкольное учреждение должно создать все необходимые условия для развития личностных качеств ребёнка, его инициативы и творческих способностей. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей, на мой взгляд, является художественно — творческая деятельность, ведь искусство — это важная часть формирования развитой личности, совершенствования чувств, восприятия явлений жизни и природы. Произведения искусства, отражающие действительность и человеческие чувства, помогают сформировать эстетическое сознание человека.

Актуальность технологии художественно-эстетического развития состоит в том,что она способствует развитию у детей:

— образного мышления;

— эстетического восприятия;

— воображения, без которого невозможна ни одна художественно-

творческая деятельность,

— эмоционального отношения к предметам эстетического

характера;

— мелкой моторики рук.

Художественно творческая деятельность выступает способом эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Художественное развитие дошкольников способствует восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа. Способность детей рисовать, мастерить, фантазировать требует систематического и целенаправленного развития. Поэтому любой вид творческой работы детей всегда следует обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности. В первую очередь это слово, а также жесты, мимика и пр. Необычные материалы, оригинальные приемы и не традиционные техники позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Нам, взрослым необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какова будет его духовная жизнь. Задача педагога научить дошкольника выражать себя в изобразительной деятельности, дать понять, что есть красота духовная и материальная.

Чтобы вызвать интерес к художественному творчеству, привить любовь к изобразительному искусству, развивать детское творчество, на занятиях можно использовать нетрадиционные методы и приемы, различные демонстрационные и наглядные материалы.

Технология художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста является педагогическим процессом, основанным на развитии активности детей, уважительного отношения к запросам и потребностям, максимального содействия развитию ребёнка как творческой личности. Ребёнок является участником процесса, педагог выступает как заинтересованное в сотрудничестве с ребёнком лицо. Взрослый поддерживает инициативу, ребёнок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.

Главные положения технологии художественно-эстетического развития дошкольников опираются на работы Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, А. В. Антоновой, М. Б. Зацепиной.

Во всех видах художественно-эстетической деятельности выделяются общие психические процессы, являющиеся основой формирования художественного творчества и художественно-творческих способностей.К таким процессам относятся:

— восприятие (накопление образов, формирующих сенсорный опыт, выступающий основой развития разнообразных способностей);

— воображение (без него не возможна не одна художественно-творческая деятельность);

— эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического восприятия, которое необходимо для успешного осуществления деятельности, и которое возникает тогда, когда деятельность способствует удовлетворению значимых для ребёнка потребностей, прежде всего в познании, самоутверждении и содержательном общении со сверстниками и взрослыми;

художественные умения, которые формируются в процессе различных видов художественной деятельности.

Целю технологии художественно-эстетического развития является:

воспитать в каждом ребёнке самостоятельную, всесторонне развитую творческую личность.

Основными задачами данной технологии являются:

-развитие художественного восприятия;

-формирование эстетических чувств и эмоций;

-развитие воображения, мышления, памяти и речи ребёнка;

-приобщение к элементарным знаниям в области искусства;

-развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества;

-формирование основ художественно-творческой культуры личности.

Основной целью дошкольного образования является целостное развитие

личности и мы выделяем следующие компоненты цели: развивающие,

воспитательные, образовательные и практические.

Развивающий компонент

Предусматривает развитие психических процессов — эстетическое сознания, памяти, творческого воображения; развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка; эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств ребенка.

Воспитательный компонент

Заключается в формировании у ребенка художественного вкуса, эстетического осознания произведений искусства, в воспитании интереса и потребности к ручному художественному творчеству.

Образовательный компонент

Выражается в знакомстве с произведениями искусства, в обучении различным видам творчества.

Практический компонент

Заключается в овладении ребенком ручных умений работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем; в творческих навыках создавать продукты ручного творчества.

Этапы данной технологии художественно-эстетического развития

1. Накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта как первоосновы для творчества (информационное и эстетическое обогащение

пространства (развивающая среда, мотивация на активную творческую деятельность.

2. Освоение эталонов творческой деятельности, её способов, технологии и средств.

3. Применение освоенных эталонов в новых личностно-значимых условиях в соответствии с возрастными особенностями, возможностями и способностями ребёнка.

4. Становление творческой индивидуальности, выразительности и неповторимости в создании художественных образов.

Художественное творчество направлено на достижение целей формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.

Формы и методы художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Формирование психических процессов и основных видов деятельности

взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание ребенка,

развиваясь в играх и на занятиях, проявляются по-разному, в зависимости от организации его деятельности, зависящей от приемов и средств воспитания и обучения, соответствующих возрасту ребенка.

Для организации работы с детьми дошкольного возраста

необходимо создавать педагогические условия, отвечающие возрастным и психофизическим особенностям детей. Дети дошкольного возраста

чувствительны к неблагоприятным воздействиям, что проявляется в быстрой утомляемости и малой устойчивости внимания. Это объясняется незавершенностью развития центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Поэтому, при отборе методов, форм и приемов следует учитывать такие критерии,как:

— комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;

— целостное развитие личности ребенка;

— разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;

— игровая организация обучения, способствующая двигательной активности детей;

Формы организации могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д.

Среди сложившихся типов занятий, имеющих место в детском саду, особое внимание следует уделить комплексным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных

видов искусства. Характерной особенностью комплексных занятий является объединение заданий по определенным темам. При этом ведущим может быть средство художественно-образной выразительности, свойственное разным видам художественной деятельности.

Ведущими методами являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого, метод поисковых ситуаций.

Здесь нужно находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками участвовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания.

Одно из условий проявления творчества в художественно-эстетической

деятельности — организация интересной содержательной жизни ребенка:

— организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;

— общение с искусством, материальное обеспечение;

— учет индивидуальных особенностей ребенка;

— бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

— организация атмосферы творчества и мотивация задания;

Принципы реализации художественно-эстетической технологии

Учитывая немаловажный фактор — охрану здоровья ребенка, нужно

отметить, что необходимо обратить внимание на создание условий для эмоционального благополучия.

Радость познания, экспериментирования, открытия при создании простых композиций, узнавание и выбор материала — все должно проходить без жесткого навязывания взрослым.

Основой художественно-эстетического воспитания ребенка

средствами творческойдеятельности являются:

— личностная позиция ребенка, желание самовыражаться;

— развитие способностей к творческой деятельности (в их структуру входят эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость);

— создание художественного образа — личностное отношение ребенка,

эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности (живописных, графических, пластических, декоративно-прикладных); взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;

— изменение структуры педагогического процесса и методов педагогического руководства. Это изменение предполагает роль педагога в качестве помощника, соучастника творчества. Совместная деятельность взрослого и ребенка принимает характер сотворчества.

Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон

педагогического процесса становления личности, форма осознания прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески

создавать продукты ручного творчества.

Дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.

Приобщение ребенка к культуре носит воспитательный характер:

развивает творческие способности, формирует художественный вкус,

приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам.

Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых, поэтому родителям и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения и навыки.

Источник

Вера Самойлова
Использование технологии художественно-эстетического развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Концептуальная основа технологии художественно-эстетического развития

3. Содержательная часть технологии художественно-эстетического развития

3.1 Цель технологии художественно-эстетического развития

3.2 Задачи технологии художественно-эстетического развития

3.3 Дидактическая организация содержания художественно-

эстетического воспитания

3.4 Этапы данной технологии художественно-эстетического развития

4. Процессуальная характеристика технологии художественно-эстетического развития

4.1 Формы и методы художественно-эстетического воспитания дошкольников.

4.2 Принципы реализации художественно-эстетической технологии

5. Заключение

6. Литература

1. Введение

Актуальность технологии художественно-эстетического развития

Дошкольный возраст – это время, когда закладываются основы всего будущего развития человечества. Это важнейший этап развития и

воспитания личности. Это период развития познавательного интереса и любознательности, начальной социализации, активизации самостоятельного мышления, приобщения ребёнка к познанию окружающего мира. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Опираясь на ФГОС, одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование духовно-нравственной, эстетически развитой творческой личности. Дошкольное учреждение должно создать все необходимые условия для развития личностных качеств ребёнка, его инициативы и творческих способностей. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей, на мой взгляд, является художественно — творческая деятельность, ведь искусство — это важная часть формирования развитой личности, совершенствования чувств, восприятия явлений жизни и природы. Произведения искусства, отражающие действительность и человеческие чувства, помогают сформировать эстетическое сознание человека.

Актуальность технологии художественно-эстетического развития состоит в том, что она способствует развитию у детей:

— образного мышления;

— эстетического восприятия;

— воображения, без которого невозможна ни одна художественно-

творческая деятельность,

— эмоционального отношения к предметам эстетического

характера;

— мелкой моторики рук.

2. Концептуальная основа технологии художественно-эстетического развития

Концептуальность технологии художественно-эстетического развития

Художественно — творческая деятельность выступает способом эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Художественное развитие дошкольников способствует восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа. Способность детей рисовать, мастерить, фантазировать требует систематического и целенаправленного развития. Поэтому любой вид творческой работы детей всегда следует обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности. В первую очередь это слово, а также жесты, мимика и пр. Необычные материалы, оригинальные приемы и не традиционные техники позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер,

индивидуальность.

Нам, взрослым необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какова будет его духовная жизнь. Задача педагога научить дошкольника выражать себя в изобразительной деятельности, дать понять, что есть красота духовная и материальная.

Чтобы вызвать интерес к художественному творчеству, привить любовь к

изобразительному искусству, развивать детское творчество, на занятиях можно использовать нетрадиционные методы и приемы, различные демонстрационные и наглядные материалы.

Технология художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста является педагогическим процессом, основанным на развитии активности детей, уважительного отношения к запросам и потребностям, максимального содействия развитию ребёнка как творческой личности. Ребёнок является участником процесса, педагог выступает как заинтересованное в сотрудничестве с ребёнком лицо. Взрослый поддерживает инициативу, ребёнок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.

Концептуальные положения технологии художественно-эстетического развития дошкольников опираются на работы Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, А. В. Антоновой, М. Б. Зацепиной.

Во всех видах художественно-эстетической деятельности выделяются общие психические процессы, являющиеся основой формирования художественного творчества и художественно-творческих способностей.К таким процессам относятся:

— восприятие (накопление образов, формирующих сенсорный опыт, выступающий основой развития разнообразных способностей);

— воображение (без него не возможна не одна художественно-творческая деятельность);

— эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического восприятия, которое необходимо для успешного осуществления деятельности, и которое возникает тогда, когда деятельность способствует удовлетворению значимых для ребёнка потребностей, прежде всего в познании, самоутверждении и содержательном общении со сверстниками и взрослыми;

художественные умения, которые формируются в процессе различных видов художественной деятельности.

3. Содержательная часть технологии художественно-эстетического развития

3.1 Цель художественно-эстетической технология: воспитать в каждом ребёнке самостоятельную, всесторонне развитую творческую личность.

3.2 Основными задачами данной технологии являются:

-развитие художественного восприятия;

-формирование эстетических чувств и эмоций;

-развитие воображения, мышления, памяти и речи ребёнка;

-приобщение к элементарным знаниям в области искусства;

-развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества;

-формирование основ художественно-творческой культуры личности.

3.3 Дидактическая организация содержания художественно-

эстетического воспитания

Основной целью дошкольного образования является целостное развитие

личности и мы выделяем следующие компоненты цели: развивающие,

воспитательные, образовательные и практические.

Развивающий компонент

Предусматривает развитие психических

процессов — эстетическое сознания, памяти, творческого воображения;

развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка;

эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств ребенка.

Воспитательный компонент

Заключается в формировании у ребенка

художественного вкуса, эстетического осознания произведений искусства, в

воспитании интереса и потребности к ручному художественному творчеству.

Образовательный компонент

Выражается в знакомстве с произведениями искусства, в обучении различным видам творчества.

Практический компонент

Заключается в овладении ребенком ручных

умений работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем; в творческих навыках создавать продукты ручного творчества.

3.4 Этапы данной технологии художественно-эстетического развития

1. Накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта как первоосновы для творчества (информационное и эстетическое обогащение пространства (развивающая среда, мотивация на активную творческую деятельность.

2. Освоение эталонов творческой деятельности, её способов, технологии и средств.

3. Применение освоенных эталонов в новых личностно-значимых условиях в соответствии с возрастными особенностями, возможностями и способностями ребёнка.

4. Становление творческой индивидуальности, выразительности и неповторимости в создании художественных образов.

Художественное творчество направлено на достижение целей формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.

4. Процессуальная характеристика технологии художественно-эстетического развития

4.1 Формы и методы художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Формирование психических процессов и основных видов деятельности

взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание ребенка,

развиваясь в играх и на занятиях, проявляются по-разному, в зависимости от

организации его деятельности, зависящей от приемов и средств воспитания и

обучения, соответствующих возрасту ребенка.

Для организации работы с детьми дошкольного возраста

необходимо создавать педагогические условия, отвечающие возрастным и

психофизическим особенностям детей. Дети дошкольного возраста

чувствительны к неблагоприятным воздействиям, что проявляется в быстрой

утомляемости и малой устойчивости внимания. Это объясняется незавершенностью развития центральной нервной системы, опорно-

двигательного аппарата. Поэтому, при отборе методов, форм и приемов

следует учитывать такие критерии,как:

— комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;

— целостное развитие личности ребенка;

— разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;

— игровая организация обучения, способствующая двигательной активности

детей;

Формы организации могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д.

Среди сложившихся типов занятий, имеющих место в детском саду, особое внимание следует уделить комплексным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных

видов искусства. Характерной особенностью комплексных занятий является объединение заданий по определенным темам. При этом ведущим может быть средство художественно-образной выразительности, свойственное разным видам художественной деятельности.

Ведущими методами являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого, метод поисковых ситуаций.

Здесь нужно находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками

участвовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания.

Одно из условий проявления творчества в художественно-эстетической

деятельности — организация интересной содержательной жизни ребенка:

— организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;

— общение с искусством, материальное обеспечение;

— учет индивидуальных особенностей ребенка;

— бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

— организация атмосферы творчества и мотивация задания;

4.2 Принципы реализации художественно-эстетической технологии

Учитывая немаловажный фактор — охрану здоровья ребенка, нужно

отметить, что необходимо обратить внимание на создание условий для эмоционального благополучия.

Радость познания, экспериментирования, открытия при создании простых

композиций, узнавание и выбор материала — все должно проходить без жесткого навязывания взрослым.

Основой художественно-эстетического воспитания ребенка

средствами творческой деятельности являются:

— личностная позиция ребенка, желание самовыражаться;

развитие способностей к творческой деятельности (в их структуру входят

эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство

цвета, формы, композиции, ручная умелость);

— создание художественного образа — личностное отношение ребенка,

эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств

выразительности (живописных, графических, пластических, декоративно-

прикладных); взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор

детьми;

— изменение структуры педагогического процесса и методов педагогического

руководства. Это изменение предполагает роль педагога в качестве

помощника, соучастника творчества. Совместная деятельность взрослого и

ребенка принимает характер сотворчества.

5. Заключение

Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон

педагогического процесса становления личности, форма осознания прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески

создавать продукты ручного творчества.

Дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.

Приобщение ребенка к культуре носит воспитательный характер:

развивает творческие способности, формирует художественный вкус,

приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам.

Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых, поэтому родителям и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус,

творческие умения и навыки.

6. Литература

1. Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина M.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. — М.: Педагогическое общество России, 2005.

2. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные лодошки»— М.: «Карапуз-дидактика», 2007г.

3. Потапова Е. И. Изобразительная деятельность и художественное творчество с использованием современных материалов в ДОУ- СПб.:Издательство: Детство-пресс, 2012.

Источник