Технологии развития ребенка с нарушениями аутистического спектра

Елена Карамчакова
Применение коррекционных технологий в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра
Применение коррекционных технологий при работе с детьми с расстройством аутистического спектра
Дети с расстройством аутистического спектра считаются наиболее сложной категорией детей с ОВЗ, так как нарушение эмоционально – волевой сферы является ведущим признаком при данном нарушении.
Имеющийся на сегодняшний день практический опыт обучения детей с РАС показывает, что для этой категории детей должны быть разработаны и внедрены различные модели обучения, позволяющие максимально реализовать их право на получение адекватного их возможностям и способностям образования, позволяющего реализовать потенциал этих детей.
Несмотря на достигнутые в этой сфере успехи, существует много проблем, связанных как с недостаточно разработанной нормативно — правовой базой, так и с недостаточностью методического обеспечения.
Психическое развитие при аутизме определяется не просто как задержанное или нарушенное, а как искаженное. Искаженное, поскольку психические функции такого ребенка развиваются не в русле социального взаимодействия и решения реальных жизненных задач, а как средство аутостимуляции.
Трудности обучения таких детей обусловлены тем, что им необходим длительный период адаптации к различным условиям обучения в общеобразовательной среде и во время этого периода адаптации у детей с расстройствами аутистического спектра может наблюдаться неадекватное поведение, аффективные вспышки, вплоть до вербальной и невербальной агрессии по отношению к окружающим.
Остановимся на приёмах взаимодействия с данной категорией детей:
1. Знакомство.
Первоначально в контактах с ребёнком не должно быть не только давления, нажима, но даже просто прямого общения.
2. Свободная игра.
Первые контакты организуются на адекватном для ребёнка уровне в рамках тех активностей, которыми он занимается сам.
3. Совместная деятельность.
Необходимо по возможности включать элементы контакта в привычные моменты ребёнка приятными впечатлениями и тем создавать и поддерживать собственную положительную валентность.
4. Присоединение.
Необходимо постепенно разнообразить привычные удовольствия ребёнка, усилить их заражением собственной радости – доказать ребёнку, что человеком лучше, чем без него.
5. Внедрение заданий.
Только после закрепления у ребёнка потребности в контакте, когда взрослый становится для него положительным центром ситуации, можно начинать пробовать усложнять формы контактов.
На этом этапе главное строго дозировать контакты с ребёнком. Так как может наступить пресыщение и даже приятная ситуация станет для ребёнка дискомфортной и может вновь погасить его внимание к взрослому, разрушить уже достигнутое.
6. Подкрепление.
Эффективные приёмы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с РАС.
1. Этап — Установление контакта Упражнение «Твоя рука, моя рука».
2. На этапе внедрения заданий применяются следующие Игровые ситуации (в гости к нам пришла белочка, делаем бусы для куклы Даши и т. д.)
3. Дидактические игры — «Тактильное домино», «Знакомство с формой», «Знакомство с цветом».
4. Так же использую элементы кинезиологичеких упражнений. Под влиянием кинезиологичеких упражнений в организме происходит положительные структурные изменения.
— сжимание пальцев в кулак и разжимание обеих рук одновременно: ладонями вверх, ладонями вниз.
— вращение кистями рук: вовнутрь, наружу.
— соприкосновение подушечек пальцев – Пальчики здороваются.
— кучки – ладошки.
— Тики — туки
— точки равновесия.
Так же поэтапная работа проводится в сенсорной комнате. Фибероптический «Сухой душ» («Звёздный дождь», «Пузырьковая колонна» («Сенсорный уголок», «Фибероптические волокна» — данное оборудование используется на занятиях с детьми с расстройствами аутистического спектра. Отмечено, что в процессе работы элементы занятий с данным оборудованием положительно влияют на самочувствие детей, стимулируют познавательную активность и интерес к сотрудничеству; способствуют закреплению достигнутых результатов, мотивации на дальнейшую деятельность.
Источник
Инфоурок
›
Школьному психологу
›Презентации›Современные технологии коррекционной работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Современные технологии коррекционной работы с детьми с расстройствами аутистического спектра Сидоренко А.Г., учитель-дефектолог
2 слайд
Описание слайда:
Симптомы нарушения сенсорной интеграции. 1. Чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению 2. Слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности 3. Расстройства мышечного тонуса 4. Слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики) 5. Двигательная неуклюжесть 6. Трудности в концентрации, импульсивность 7. Быстрая утомляемость 8. Отказ от социальных контактов 9. Задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении 10. Слабая организация поведения, отсутствие планирования Многие проблемы обучения и поведения детей с РАС являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации. Для них характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную картину реального окружения. Например, для некоторых детей понять, что им говорят, если к ним в это же время прикасаются, невозможно: они либо понимают, что им говорят, но не чувствуют прикосновения, либо чувствуют прикосновение, но не понимают, о чем идет речь. Именно дисфункцией сенсорной интеграции объясняется «странное» поведение ребенка с расстройством аутистического спектра: стереотипии, ритуалы, самостимуляции, аутоагрессия, эхолалия. С помощью такой защиты, ребенок старается снизить болезненно-травмирующие ощущения, успокоить себя, почувствовать контроль над ситуацией и обрести безопасность в своем уникальном мире.
3 слайд
Описание слайда:
Задачи сенсорной интеграции: 1. Развивать осознание ребенком положение собственного тела в пространстве 2. Развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт 3. Развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, мелкую и крупную моторику детей Терапия с помощью сенсорной интеграции основывается на предположении, что ребенок либо чересчур возбужден, либо недостаточно возбужден окружающей обстановкой. Таким образом, цель сенсорной интеграции — совершенствовать способность мозга обрабатывать сенсорную информацию, таким образом, что ребенок начинает лучше коммуницировать в повседневной жизни. Работа над улучшением сенсорной интеграции осуществляется по нескольким направлениям, а именно: 1.В процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов и формирование перцептивных действий. 2.В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия: восприятия человека, его действий, движений, в том числе мимических и экспрессивных, восприятие самого себя и окружающих его сверстников. 3. В продуктивной деятельности – рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде. 4. В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком. 5. На занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание), по музыкальному воспитанию, развитию элементарных математических представлений, в ходе физического и моторно-двигательного развития
4 слайд
Описание слайда:
Методика Floortime специфическая техника, когда взрослый (мама, папа, бабушка, дедушка, няня) проводит по 20 минут на полу с ребенком несколько раз в день. Программа FLOORTIME учитывает индивидуальные особенности ребенка в обработке информации и направлена на создание такой обучающей среды, в которой ребенок будет продвигаться в своем развитии, отталкиваясь от тех навыков и умений, которыми он уже обладает. Данная методика в буквальном смысле предполагает переход на пол, чтобы поиграть с ребенком на текущем уровне его развития.
5 слайд
Описание слайда:
Принципы Floortime принцип следования за ребенком принцип вовлечения ребенка в совместное со взрослым пространство, поднимать его на следующий уровень развития, наделяя новыми знаниями и развивая каждый из его функциональных уровней. Программа Floortime включает в себя две полярности, два принципа одного развивающего процесса, о которых необходимо всегда помнить. 1. Следовать за ребенком Если ребенок катает машинку, мы можем делать это вместе с ним. Всегда есть способы следовать за ребенком, входя в его мир и затем вовлекая его в мир совместный с нами. 2. Вовлекать ребенка в совместное пространство для того, чтобы развивать его функциональные способности например, для того, чтобы помочь ребенку, который все время норовит от нас убежать, развить начальный уровень способности к совместному вниманию, мы можем начать передвигаться с ним по комнате таким образом, чтобы мы всегда вставали у него на пути, и ему приходилось нас обходить. При этом для того, чтобы обойти нас, он должен будет смотреть на нас, следить за нами, за нашим местоположением, потому что мы перекрываем ему дорогу. Цель FLOORTIME – вовлечь ребенка в совместное пространство для того, чтобы научить его обращать внимание и фокусировать его, строить взаимоотношения, ставить цели и выступать с инициативой, находиться в диалоге с окружающими его людьми посредством жестов и посредством слов; научить ребенка находить решения, предвидеть последствия, постоянно взаимодействовать с его окружением и людьми в этом окружении.
6 слайд
Описание слайда:
Визуальное расписание последовательность картинок, фотографий, слов или чисел, которые отображают этапы каких-то событий или занятий Одним из важнейших составных компонентов структурированной среды обучения, который сообщает учащемуся с аутизмом, какие занятия будут проводиться и в какой последовательности, является визуальное расписание. Использование визуальных расписаний помогает снять тревожность аутичного ребенка и служит основой его независимости и самостоятельности. Аутисту необычайно сложно самостоятельно справляться с неструктурированным временем и здесь ему на помощь приходят именно расписания, которые подсказывают, что и в какой последовательности ему нужно делать.
7 слайд
Описание слайда:
Посредством визуального расписания мир становится более предсказуемым и наполненным смыслом для детей с РАС. Для визуализации расписания можно использовать множество различных форматов в зависимости от индивидуальных потребностей конкретного ученика.
8 слайд
Описание слайда:
ABA‑терапия Applied behavior analysis ABA‑терапия – это интенсивно обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения ABA как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека На сегодняшний день существуют подходы, доказавшие свою эффективность в улучшении функционирования детей с РАС. Данные большого количества исследований свидетельствуют о том, что в работе с детьми с РАС наилучшие результаты дают стратегии прикладного анализа поведения (АВА).
9 слайд
Описание слайда:
Принцип методики ABA Методика основывается на идее, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет. При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза, и др., разбиваются на мелкие блоки – действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. При разучивании действий ребенку дают задание, если он не может справиться один, дают подсказку, а затем вознаграждают правильные ответы и игнорируют неправильные.
10 слайд
Описание слайда:
учат тому, ЧТО ДЕЛАТЬ, вместо того, что НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ; увеличивают желательное поведение и уменьшают проявление нежелательного поведения; повышают академические, социальные навыки; улучшают когнитивные навыки; обобщают или переносят поведение из одних условий окружающей среды или ситуаций в другие. Методы АВА-терапии В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов
11 слайд
Описание слайда:
Конечная цель ABA — дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно В рамках обучающей программы по методике АВА ребенок всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два‑три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков. Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой часть команды работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки, которые он выучил в программе.
12 слайд
Описание слайда:
Источники: https://ria.ru/spravka/20120910/747164443.html https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/04/29/aba-terapiya-metod-prikladnogo-analiza-povedeniya https://outfund.ru/strukturirovannoe-obuchenie-dlya-detej-s-autizmom/ https://sites.google.com/site/avameidinru/Home/cto-takoe-sensornaa-integracia/cto-takoe-sensornaa-integracia-ili-a-osobennyj-mama/sensornaa-integracia-detej-s-ras-v-ucebnom-processe
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-психолог
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-408839
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Рост числа детей с аутистическими расстройствами при необходимости нахождения максимальной индивидуализации образовательного процесса и дозирования собственно живого общения стимулирует поиск и разработку соответствующих технологий, в частности, основанных на использовании компьютера и других электронных девайсов (iPad, смартфоны, электронные книги и др.).
Примером данной тенденции может служить уже получившая признание, разработанная Национальным центром технологических инноваций (NCTI) в США специальная образовательная компьютерная программа TeachTown, ориентированная на развитие шести областей функционирования ребенка: развитие языка, математических навыков, когнитивных навыков, социального и эмоционального функционирования, использование творческого самовыражения. Эта программа, включающая анимированных героев и специальные призы, стимулирует мотивированное включение детей в обучение и, кроме того, позволяет работать в режиме индивидуального образовательного плана с постоянной коррекцией в зависимости от успешности ребенка. Помимо развивающего эффекта, предусмотренная программой возможность постоянного получения обратной связи о динамике развития ребенка дает психотерапевтический эффект – способствует уменьшению тревожности у родителей[1]. Автоматизированный сбор данных уменьшает и «бумажную» работу учителя, связанную с проверкой заданий.
Как отмечают исследователи в разных странах, дети с расстройствами аутистического спектра являются «визуалами», т.е. предпочитают визуальный информационный канал. Однако как предостерегает директор ресурсного Центра по аутизму в штате Индиана Кэти Прат (Katie Pratt) для развития навыков социальной коммуникации при аутизме в каждом конкретном случае необходимо находить оптимальный баланс между аудиовизуальными интерактивными технологиями и собственно реальной коммуникацией[2].
В качестве «переходных субъектов» взаимодействия могут выступать специально сконструированные роботы. Подобные экземпляры уже созданы и дают первые положительные результаты. Такие роботы больше похожи на негабаритную куклу: они такого же размера, имеют выразительное лицо с подвижным ртом, глазами-камерами, бровями, могут издавать вздохи и счастливые возгласы, отодвигаться, если к ним слишком близко подходят. Детьми роботы воспринимаются, с одной стороны, как машина, предсказуемая и неопасная, но с другой – она подталкивает к развитию интереса к человеку и социальным средствам коммуникации[3].
Живыми помощниками в социализации детей с расстройствами аутистического спектра стали собаки, которые до недавнего времени использовались только при сопровождении незрячих людей. Специально натренированные на сохранение спокойствия собаки, в случае с детьми, страдающими аутистическими расстройствами, выполняют роль связующего звена между домом и школой, друга, которому можно рассказать заданный урок, который помогает сохранять спокойствие в многолюдном и непредсказуемом окружении. Кроме того, уход за животными может являться для людей с аутизмом сферой их трудовой деятельности[4].
Примером успешного преодоления вторичных личностно-социальных последствий аутизма и одновременно выдающихся научных достижений и практической востребованности в области поведения животных может служить жизнь доктора психологии, эксперта по поведению животных, профессора животноводства Темпл Грэндин (Temple Grandin), имеющей с детства диагноз «аутизм»[5].
В рамках проекта «Социальный навигатор» РИА Новости подготовило уникальный информационный ресурс для людей, имеющих расстройства аутистического спектра – «Навигатор программ развития для людей с аутизмом». Данный информационный ресурс включает в себя информацию о 72 коррекционных/реабилитационных мероприятиях, 53 комплексных и 3 авторских программах, на нем можно увидеть центры, реализующих программы для людей с аутизмом; наличие лицензий и аккредитации, стоимость программ; получить информацию о специалистах, которые задействованы в программах, и уровне их образования[6].
Источник