Технологии развития личности ребенка с овз

Технологии развития личности ребенка с овз thumbnail

Любовь Шабалкина
Современные технологии в обучении детей с ОВЗ

УСТЬИНСКИЙ ФИЛИАЛ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

УСТЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

МОРШАНСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Доклад

на тему:

«Современные технологии в обучении детей с ОВЗ»

Учитель-логопед: Шабалкина Л. А.

2017 г.

«Ученик не сосуд, который нужно наполнить,

а факел, который нужно зажечь!»

«Новая школа – это школа для всех. В любой школе должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов, детей сирот, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Школа обязана учитывать возрастные особенности школьников, по-разному организовывать обучение на начальной, основной и старшей ступени».

Д. Медведев

В настоящий момент актуальной проблемой современного коррекционного процесса обучения остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и повышение уровня коррекционной работы.

Умственно отсталые дети – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной. Ребенок с умственной отсталостью, как нормальный ребенок, растет и развивается, но развитие его задерживается с самого начала и проходит на дефектной основе, что вызывает сложности вхождения в социальную среду, предусмотренную для нормально-развивающихся детей.

При работе с такой категорией детей обучение строится с учетом их возрастных и психофизических особенностей. Основной целью воспитания и обучения детей с ОВЗ является коррекция отклонений в развитии путем снижения зависимости ребенка от посторонней помощи, активизирование его активности, адаптация к окружающей и социальной среде.

Согласно взглядам выдающихся психологов, психика человека больше всего активно меняется и трансформируется в процессе деятельности. Педагогический процесс непрерывно обогащается новыми технологиями. Для достижения наилучшего результата, в работе с детьми с ОВЗ мы используем такие технологии как:

• Объяснительно-иллюстративные технологии;

Технологии компенсирующего обучения

• Индивидуальный и дифференцированный подход;

• Игровые технологии;

• Личностно-ориентированные технологии;

Технологии дифференциации и индивидуализации обучения;

Технологии компенсирующего обучения;

• Информационно-коммуникационные технологии;

• Здоровьесберегающие технологии.

Раскроем некоторые из них:

Объяснительно-иллюстративные технологии применяются в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и учащихся облегчение понимания сложных знаний.

Технологии компенсирующего обучения

К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Это имеет еще более важное значение при работе с детьми-сиротами, часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.

Я считаю, что не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

• урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

• адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

• одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

• использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);

• дополнительные упражнения;

• оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

Игровые технологии – развивают возможности для формирования личности обучающихся, который осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.

М. А. Бекиш отмечал, что игровые приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, позволяют учащимся раскрыть и активизировать свои способности; усиливают интерес к изученным предметам, побуждают к решению учебных задач, увлекают школьников и дают высокие результаты в обучении и воспитании.

Разнообразие приемов и методов повышает познавательный интерес учащихся к учению, умственную активность, снижает утомляемость. Игровые приемы оказывают помощь учителю в организации увлекательной работы с детьми, развитии творческой активность, учебной мотивации учащихся.

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).

Информационно-коммуникационные технологии. Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ОВЗ необходимо овладеть основами компьютерной грамотности. Активно использовать на уроках компьютерные приложения, которые позволяют делать учебный процесс более увлекательным и доступным.

Применение информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе предоставило возможность сделать следующие выводы:

• компьютерные средства обучения становятся необходимыми средствами обучения детей с ОВЗ;

• использование ИКТ побуждает ребенка к знаниям, содействует повышению речевой и познавательной активности;

• способствует коррекции речевых нарушений и развитию высших психических функций ;

• повышается самооценка ребенка.

Здоровьесберегающие технологии.

Приоритетная задача современного коррекционного образования – это сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ. Главной целью здоровьесберегающих образовательных технологий является формирование у ребенка с ограниченными возможностями здоровья, знаний, умений, навыков необходимых для обеспечения здорового образа жизни, воспитывая при этом культуру здоровья.

При выборе здоровьесберегающих технологий для ребенка с ОВЗ необходимо учитывать программу, реальные условия, а также заболевание каждого конкретного ребенка. Обучение ребенка с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий имеет немаловажное значение для развития и их реабилитации в обществе.

Этот вид технологий предполагает проведение во время занятий физминуток, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики, пальчиковой гимнастики, релаксации.

Двигательная активность детей с ОВЗ должна быть правильно организована и только в этом случае она сыграет большую роль в развитии и здоровье детей.

Таким образом, в результате применения данных видов технологий в процессе обучения у детей с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.

Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что он полностью заменяет традиционную методику преподавания, а будут являться ее составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.

Используемая литература:

1. Бекиш М. А. Приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2011. – № 11. – С. 43–45.

2. Бианки В. В. Лесная газета. – М.: Мир искателя, 2004. – 440 с.

3. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии, 1989. – С. 105.

4. Войтенко Т. П. Игра как метод обучения и личностного развития: Метод. пос. для педагогов начальной и средней школы. – Калуга: Адель, 2008. – 361с.

5. Гликман И. З. Теория и методика воспитания. – М.: Владос, 2003. – 168 с.

6. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Программы внеурочной деятельности школьников. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

7. Дрязгунова В. А. Дидактические игры. – М.: Просвещение, 1981. – 78 с.

8. Заенко С. Ф. Игра и ученье. – М.: Владос, 2010. – 154 с.

9. Зверев А. Т. экологические игры. – М.: Владос, 2001. – 84 с.

10. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. ФЗ. от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ//Официальный интернет- портал https://www.pravo.gov.ru – 02.12.2013.

11. Гилева Н. С. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый – 2015 – №10.

12. Кинош Е. А. Проблема преемственности коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта.

Источник

Личностно-ориентированные и Игровые технологии

при обучении детей с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого педагогического подхода в обучении.

Большие возможности для такой работы раскрываются в использовании личностно-ориентированного обучения и развития.

Главное в личностно-ориентированном обучении – умение построить учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания, развитие его индивидуальности.

Успех личностно-ориентированного обучения обуславливается умением учителя создать атмосферу полного доверия, с этой целью я активно использую такие способы общения, как понимание, признание, принятие личности ребёнка такой, какова она есть.

Считаю, что начинать работу с такими детьми нужно с формирования положительного эмоционального настроя. Встреча всегда должна начинаться с доверительного и доброжелательного общения.

Вся работа должна строиться с соблюдением определенных психолого-педагогических условий:

— учет сложившегося социального опыта ребенка;

— безусловное принятие ребенка как личности;

— опора на зону актуального развития;

— учет возможностей, интересов, потребностей, индивидуальных особенностей

— создание ситуации успеха.

Материал для занятий подбирать так, чтобы ребёнок не чувствовал утомления. На занятиях чередовать различные виды деятельности.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного процесса позволяет делать работу более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Задача – помочь преодолевать трудности: не бояться браться за новое, быть решительным, уверенным, смелым.

(Рассказать о Дарье) . 5 год я занимаюсь с девочкой, У девочки тяжёлая степень умственной отсталости. Девочка с синдромом-Дауна. Ребенок не разговаривает. Произносит отдельные звуки. Эта девочка, первые занятия проводила сидя у мамы на коленях или держа за руку маму. Сейчас, когда приходишь на занятия, девочка звуками объясняет маме, что она мешает, отправляет её в другую комнату. Девочка ждет занятий, старается выполнить то, что требует учитель. Первые занятия давались нелегко, она не слышала, не слушала, отварачивалась, показывала кулаки, но постепенно видя, доброжелательное отношение изменилась. Даша сейчас радуется каждому занятию, ждёт нас. Жестами и мимикой старается объяснить, что у неё на душе. М Ы понимаем друг друга.

Все занятия носят практико-ориентированный характер. Это расширяет возможности приобретения практического опыта ребенка, формирует и развивает жизненные умения и навыки. На уроках труда мы занимаемся различными видами бумагопластики, это помогает максимально использовать возможности ребенка в направлении прогрессивного саморазвития, способствует лучшему познанию окружающего мира, дает возможность, преодолев трудности, поверить в собственные силы.

Все занятия носят воспитательный характер. За время работы мною накоплен учебно-методический комплекс, инструкционные карты, раздаточный, дидактический материал. Все это помогает достичь оптимальных результатов в обучении и воспитании .

Личностно-ориентированный подход — важнейший принцип воспитания. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержание воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и форм.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Игровые технологии – (Игра для детей – это способ познания мира и своего места в нем, и поэтому она необходима для развития личности.)

Данный вид технологии включает в себя различные дидактические игры, сюжетно- ролевые игры, настольные игры. Занятия проходят в игровой форме. Включение игровых ситуаций делает процесс обучения интересным, удерживает внимание.

При подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:

 Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;

 Учет структуры дефекта;

 Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

 Связь содержания игры с системой знаний ребенка;

 Соответствие коррекционной цели занятия;

 Учет принципа смены видов деятельности;

 Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

 Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

(Рассказать своей практики) Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения. Например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки к восприятию учебного материала, в середине — с целью активизации учебной деятельности или закрепления и систематизации новых понятий.) У роки мы начинаем с игровых моментов На уроках чтения мы играем с язычком. Играем « Расставляем животных по алфавиту. Поём Гласные. Ищем потерянную букву».

На уроках математики. Игра «Что изменилось?» «Считаем предметы на картинках». «Сравни предметы», «Соотнеси количество предметов с цифрой». «Заселяем домики»

Также на уроках я использую электронное приложение к урокам «математики», « окружающего мира»

Для закрепления навыков счета можно предложить игру «Слушай и считай»:

Подбор игр происходит от легких к усложненным, при этом учитывается интенсивность и продолжительность.

Эмоции, которые возникают в ходе игры, благотворно влияют на нервную систему, активизируют функциональную деятельность организма.

Таким образом, в результате применения данных видов технологий в процессе обучения у детей с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.

Самое главное – это ребенок, учет его интересов, возможностей и способностей, его эмоциональное и физическое состояние, его духовный мир.

Его будущее во многом зависит от нас. Дети не выбирают себе педагога, это мы приходим к ним и каждому отдаем частичку себя, своей любви, своего сердца. Это значит, что все, что мы делаем для детей, нужно делать с любовью к детям.

Применение игровых технологий на практике.

Мне бы хотелось остановиться на трёх основных видах игр: дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приёмами, используемыми на уроках, дидактическая игра.

Первоклассника нетрудно заинтересовать математикой. Самое обычное решение примеров можно преподнести так, что работа эта не покажется детям скучной и утомительной. Для этого достаточно придать упражнениям увлекательный характер, включить в работу элементы соревнования. Форма игры захватывает детей, и они с удовольствием выполняют задание

На уроках математики мои ученики очень любили «заселять домики» Это простая игра на изучение состава числа. Использовать её можно на любом этапе урока. И принимать участие может практически каждый ребёнок, в зависимости от количества домиков. Она способствует быстрому и прочному запоминанию состава числа, через приёмы зрительной, слуховой и двигательной деятельности.

Игра «Глаз – фото»

Эту игру можно использовать при изучении таблицы сложения и вычитания, Учитель при изучении любой таблицы отводит определенное время на запоминание. Чтобы дети были более внимательными, я говорю, что в этой игре проверю, у кого глаз, как фотограф, т. е. кто сумеет сфотографировать таблицу (ученик должен запомнить её). Таблица даётся с ответами. Через 3-5 минут ответы стираю и спрашиваю по порядку учеников, они воспроизводят таблицу в разбивку.

«Контролеры»

Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел первого десятка.

Содержание игры: учитель распределяет детей на две команды. Два контролера у доски следят за правильность ответов: один – первой команды, второй — другой команды. По сигналу учителя ученики первой команды делают несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают про себя. По сигналу учителя они называют хором число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счет про себя (например, 6 – прибавил, 1,7 – прибавил 2,8 – прибавил 3). Затем они называют число выполненных наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками 1 и 2 группы, и называется состав числа. Учитель говорит: «Восемь – это…», ученики продолжают: «Пять и четыре». Контролеры показывают зеленые круги в правой руке, если согласны с ответом, красный — если нет. В случае ошибки упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу делают несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав чисел на основе хлопков.

Данная игра не только систематизирует знания учеников, но и несет элементы физической разгрузки, т.к. использует физкультурные упражнения.

Игра «Лучший счетчик»

Содержание игры: учитель на доске, по секторам соответственно размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочередно, учитель предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную цифру. Сосчитавший первый называется лучшим счетчиком. Затем учитель показывает цифры вразбивку, а ученики – соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где предметов меньше и на сколько.

Игра «Хлопки»

Содержание игры: учитель на доске размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру. (Учитель задает ритм хлопков).

«Числа, бегущие навстречу друг другу»

Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.

Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетради числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами.

Например:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

0 +10 = 10 — 10 + 0 = 10

1 + 9 = 10 — 9 + 1 = 10

Учитель спрашивает: «Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10»

Приведу ещё пример занимательных упражнений, которые проводятся мною в работе с классом, начиная с первого года обучения. Проводятся они в течение 5-10 минут в начале или конце урока в зависимости от цели и задачи данного занятия. Это, как правило, игры, в которых принимает участие весь класс или команды, тогда каждая группа контролирует свою команду.

В начале урока, во время проведения устного счёта, провожу игру «Кто скорее?». На доске записаны примеры в три столбика. По команде учителя к доске выходят по порядку от каждого ряда по одному ученику и берут мел. Я открываю примеры, и ученики приступают к выполнению действий. Решив пример, ученик кладёт мел и садится на место. К доске выходит следующий ученик и решает пример и т.д. выигрывает та группа, которая быстрее и без ошибок решит все примеры. В случае одинаковых результатов учитывается организованность, дисциплина каждой группы.

Для закрепления знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10 и таблицы умножения можно использовать игру «Самый быстрый почтальон».

Ход игры: Учитель раздаёт 5 ученикам по одинаковому числу карточек («писем»), на обратной стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание (умножение или деление). Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке цифры от 1 до 10, или ответы таблицы умножения). Почтальоны должны быстро определить на конверте № дома (найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах). Кто быстро и правильно разнесёт письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.

Игра «Глаз – фото»

Эту игру можно использовать при изучении таблицы сложения и вычитания, а также умножения и деления. Учитель при изучении любой таблицы отводит определенное время на запоминание. Чтобы дети были более внимательными, я говорю, что в этой игре проверю, у кого глаз, как фотограф, т. е. кто сумеет сфотографировать таблицу (ученик должен запомнить её). Таблица даётся с ответами. Через 3-5 минут ответы стираю и спрашиваю по порядку учеников, они воспроизводят таблицу в разбивку.

Игра « Математические ручейки»

Ход игры: Дети, сидящие на одном ряду, стоят, повернувшись, лицом друг к другу. Говорю, что только что прошёл необычный дождь – математический. Образовались бурные математические ручейки, которые весело бегут, перегоняя друг друга, с пригорка вниз, к озеру. Какой ручеёк самый быстрый, какой раньше других достигнет озера?

По моему сигналу первый ученик из каждого ряда (ручейка) называет любой пример на сложение или вычитание, умножение или деление, например 7+2=, и бросает мяч своему соседу по парте. Тот ловит мяч, называет ответ и составляет следующее выражение, используя в качестве исходного числа число ответа, т. е. в нашем случае число 9. Составив новое выражение 9-4, он бросает мяч стоящему в противоположном ряду товарищу и т. д.

Содержание игры: у каждого из учеников набор карточек с числами от 1 до 10. У учителя палочка, которой он ударяет по какому-либо предмету, издающему громкий звук, определенное число раз. Все учащиеся должны немедленно поднять и показать карточку с числом, соответствующим количеству ударов.

«Назови соседей числа»

Эта игра дает возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.

Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).

Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, тот другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа –20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).

Возможен и другой, более сложный вариант игры. Возвращая мяч, играющий должен сначала отнять от названного учителем числа единицу, потом прибавить к нему полученную разность. Например, учитель назвал число 11, а играющий должен назвать числа 10 (11-1=10) и 21 (11+10=21).Эту игру можно провести с двумя мячами: большим и маленьким (или разного цвета). Когда учитель бросает большой мяч, то отвечающий должен, к примеру, прибавить 9 и вернуть мяч обратно, а когда маленький – то отнять 3. Здесь дети не только считают, но и развивают внимание, чтобы не перепутать действия.

Источник