Технологии психологического сопровождения развития ребенка

Психолого-педагогические технологии.

Дудко Наталья Викторовна

педагог-психолог

I ступени образования

МКОУ ГСОШ

п. Тазовский.

2017г.

Психолого-педагогическое сопровождение как образовательная технология.

Проработав педагогом-психологом 20 лет,  в своей профессиональной деятельности    придерживаюсь   модели психологического сопровождения Битяновой М.Р. Теоретические знания почерпнула  в трудах таких ученых, как Е.И.Рогова, Р.В. Овчаровой., .А.Г. Асмолов, А.В. Беляев, Л.П. Буева, Б.З. Вульф, Ю.А. Лобейко, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Г.К. Селевко, Г.М. Соловьев и др.

Психологическое сопровождение образовательного процесса осуществляется на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами в сфере образования.

С введением  Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения, перед отечественной школой встают новые требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения основной образовательной программы, которая направлена на содействие становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового  к его продолжению в течение всей жизни. Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения.Психолого-педагогическое сопровождение – комплекс мероприятий проводимых педагогическим коллективом с целью обеспечения нормального развития учащегося (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Психолого-педагогическое сопровождение – метод практической работы, наиболее полно соответствующий современным требованиям оказания психологической поддержки участниками образовательного процесса.

Психолого-педагогическое сопровождение – современная образовательная технология, обеспечивающая поддержку и помощь ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит педагогам  осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.

Актуальной задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УДД) как собственно психологической составляющей ядра образования.

Контингент: все участники образовательного процесса в начальной школе.

Структура деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС

Реализация системы оценки УДД

Создание развивающей среды

Развивающие и коррекционные мероприятия с детьми

диагностика развития личностных качеств на основе принципа безопасности;

помощь педагогам в анализе и интерпретации результатов

просветительская и консультативная работа с родителями;

развивающая психологическая работа с педагогами

групповая развивающая работа;

коррекционно-развивающая работа (индивидуальная или подгрупповая);

участие в работе консилиумов

Целью психолого — педагогическое сопровождение ребёнка в процессе обучения, создание психолого-педагогических условий для успешного обучения и развития каждого ребёнка в школьной среде.

Основные задачи работы психологической службы школы:

1.Создание благоприятных условий для успешного обучения, личностного развития и укрепления психофизического здоровья школьников.                                                  2.Создание специальных социально- психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.                  3.Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения.                                                    4. Определение психологических причин нарушений личностного и социального развития детей, коррекция и профилактика их возникновения.                                                                5. Развитие сотрудничества и взаимодействия между психологом, педагогами и родителями в процессе обучения и воспитания ребёнка в школе.

В рамках психолого- педагогической работы с учащимися  осуществляются следующие направления деятельности:

1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. 
2. Диагностика индивидуальная и групповая —  выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения. 
3. Консультирование (индивидуальное и групповое) — оказание помощи и создание условий для развития личности,  способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению. 
4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) — формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении. 
5. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) — организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. 
6. Психологическое просвещение и образование  детей и взрослых — формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.                                                                                                                    7. 7.Аналитическая и методическая работа, направленная на совершенствование методик и модификацию содержания психологического сопровождения учащихся.

Формы работы:  психолого-педагогическая диагностика, тренинги, занятия, лекции и семинары, родительские собрания, консультации.

В своей работе стремлюсь использовать  различные технологии, приемы и методы комбинируя и модифицируя их  в соответствии с потребностями. В работе использую ряд технологий:

  • Информационные (ИКТ), через применение которых формируются УУД;
  • операционные  — обеспечивают формирование способов умственных действий;
  • здоровьесберегающие технологии и  арт -терапевтические приемы;
  • технология игр;
  • эвристические – направленные на развитие творческих способностей  личности;

Эффективность технологии психолого-педагогического сопровождения:

Психодиагностика

Содержание.

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Психодиагност.адаптации

1-классников.

0% дезадаптированных

0% дезадаптированных

0%дезадаптированных

Психодиагностика классов  КРО

100%

100%

100%

Диагностика учащихся стоящих на ВШУ

0 уч.

1 уч.

1уч.

Количество часов

234ч.

209 ч.

241ч.

Количествообследованных

100%

100%

100%

Индивид.углубленная диагностика

46уч.

59 уч.

63 уч.

Родители

82чел.

87 чел.

79 чел

Педагоги

100%

100%

100%

Вывод: 100% учащихся проходят более двух диагностических обследований , с целью отслеживания динамики развития психических процессов и всестороннего обследования. В психодиагностическую работу включены родители, с целью их самопознания и распространения психологической культуры среди родителей.

Коррекционно-развивающая работа

Целью работы с детьми, имеющих отклонения в развитии, является организация помощи детям на основе проведения комплексных мероприятий для получения детьми образования и развития личности в целом. Коррекционная работа в данных классах построена на результатах психодиагностического, социально-педагогического обследования всех учащихся и ведется как на уроках учебного плана, так и во внеклассной деятельности.

Содержание

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Количество используемых программ,  циклов занятий и тренингов.

12

10

9

Количество учащихся участвующих в коррекционных и развивающих занятиях,тренингов.

100%  уч. +       26воспит.дет.сада

100% уч.+

19 воспит.

дет.садов

100% уч+

32 воспит.

дет.садов

Количество занятий за учебный год.

576

594

472

Наблюдается уменьшение количества занятий (из-за отсутствия педагога-психолога ), 100% охват учащихся коррекционной и развивающей работой.(Общее количество учащихся участвующих в тренингах и занятиях,  превышает число учеников в начальной школе т.к. с некоторой частью учащихся работа проводится в нескольких направлениях.)

Динамика развития  учащихся

Отрицательная

динамика

Минимальная

динамика

Волнообразная

динамика

Положительная

динамика

Слабоуспевающие (59у.)

1 (1.7%)

14 (23.8%)

4 (6,8%)

40 (68%)

Дети ОВЗ (26 уч.)

2 (7.4%)

3 (11,4 %)

6 (22.8%)

15(57,7%)

Выводы: 100% учащихся классов КРО и учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному маршруту, участвуют в диагностических обследованиях.  С целью отслеживания динамики      развития 100% учащихся проходят индивидуальную углубленную диагностику. С 100% учащимися проводится коррекционно-развивающая работа.

       Рекомендовать

  • Формировать у учащихся навык целепологания, самостоятельного контроля;
  • Развивать учебную мотивацию, формировать культуру общения;
  • Формировать эмоционально-волевую сферу.

Психологическое сопровождение по профилактике школьной дезадаптации.

Общешкольный мониторинг школьной мотивации(адаптации).

Класс

1 полугод

2 полугод

23.7-хор

22.9-хор.

17.5-ср

19-ср.

23,7-хор

22.2-хор.

20.1-хор

23.8-хор.

23-хор

23.2-хор.

20.6-хор

21.4-хор.

22.1-хор

22.4-хор.

20.8-хор

13.5-низ.

20.9-хор

12.7-низ

18.8-ср

18.1-ср.

Средний балл

211,2-21,1-хор

199,2-19.2-ср.

— положительная динамика,   — низкий уровень.

Выводы : средний балл по школе свидетельствует о хорошей школьной мотивации в первом полугодии и снизился до среднего во втором полугодии. Уменьшение среднего балла к концу учебного года свидетельствует о общей усталости учащихся ,увеличившийся нагрузкой и ответственностью (переход в следующий класс), в связи с подготовкой и выполнению контрольных срезов, мониторингов, тестов и т.д. Низкий уровень мотивации в 4в и 4г классе  связан  с особенностями развития учащихся .В 4г классе обучаются дети,  которые старше на 1-2 года, доминирование мотивов общения  над учебными мотивами на данный период являются возрастными особенностями данного периода. Так-же данные учащиеся являются воспитанниками интерната, поэтому сказывается к концу учебного года отсутствие общения и внимания  со стороны  родителей.

Сопровождение 1х классов.

Результаты мониторинга познавательной сферы первых классов  за  2012-2016 уч.г.

Общий средний балл.

Тест( сумма баллов)

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Рисунок человека

(26 балла)

18,1

16.3

19

20.5

Графический диктант

(16 балла)

13.5

11.7

12.4

12.6

Образец и правило

(12 баллов)

7.8

8

8.1

9.3

Первая  буква

(5 балла)

2.6

3.7

2.1

3.9

Вывод :Наблюдается положительная динамика развития познавательной сферы.  По результатам диагностики наблюдается по всем параметрам положительная динамика  в развитии познавательной  сферы. Отметить хорошую динамику по тесту «Первая буква» .Самый низкий балл выполнения  заданий показали дети не посещающие детский сад.

Психологическое индивидуальное консультирование.

Участники

2013-2014

2014-2015

2015-2016

ПЕДАГОГИ

79

86

91

РОДИТЕЛИ

61

73

78

УЧАЩИЕСЯ

29

38

49

ВСЕГО

169

197

218

Наблюдается увеличение количества консультаций с педагогами и  учащимися.

Психолого-медико-педагогические консилиумы.

Участники

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Количество детей прошедших через консилиум

100%

100%

100%

Количество детей направляемых на ПМПК

31уч.

21уч

36уч.

Количество заседаний

9

10

10

Основные причины обращений

1. Несоответствие  уровня актуального  развития возрастным нормативам.

2.Несформированность общеучебных навыков и уменеий.

3.Низкий уровень развития мотивационно- волевой и эмоционально-личностной сферы.

4. Зачисление и выпуск учащихся с речевыми нарушениями на логопедический пункт МКОУ Газ-Садинская средняя общеобразовательная школа.

Психологическое сопровождение  учащихся с признаками интеллектуальной одарённости.

В основе развивающих занятий, которые проводились мной в рамках сопровождения детей с признаками интеллектуальной одарённости, лежит госстандартизированная программа «Умное поколение»,  «Курс развития творческого мышления» по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли. Автор Ю.Б. Гатанов. Основной целью занятий,  является помочь детям в генерировании идей, которые будут считаться творческими, интересными и оригинальными.

Мониторинг диагностики оригинальности за 2014-2016г.

Уровень творческой  оригинальности по  тесту креативности Торренса.

Сентябрь2014

(30 ученика)

Май 2015

(25 ученика)

Сентябрь 2015

(36 ученика)

Апрель 2016(40 ученика)

Высокий уровень

0%

8%

0%

5%

Хороший уровень

11%

4%

11%

15%

Средний уровень

66%

80%

52%

60%

Низкий уровень

23%

8%

37%

20%

Динамика творческой  оригинальности по  тесту креативности Торренса за 2015-2016уч.г.

34ученика-100%

Положительная динамика

23уч.-66.7%

Нет динамики

8уч.-23,2%

Отрицательная динамика

3уч.-8,8%

Данные мониторинга подтверждают, что «Курс развития творческого мышления» развивает у учащихся оригинальность, одним из компонентов творческого мышления. Развитые способности к творческому нестандартному мышлению, дети с успехом смогут использовать на других учебных предметах. Но самое главное состоит в том, что творчество дает возможность удовлетворять высшую человеческую потребность — потребность в самореализации.

Психологическое просвещение, профилактика и  сопровождение

детей «группы риска»

Руководствуясь  федеральный закон № 120 от 1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», регламентирующий вопросы помощи и поддержки детей «группы риска». Била разработана система сопровождения данной категории детей на ступени начального общего образования.

Приоритетной задачей  является профилактика и раннее выявление неблагополучия и осуществление своевременной помощи, а не  его последствия и проблемы, с которыми очень трудно, а иногда и невозможно справиться учреждению.

 1 этап – осуществление профилактической деятельности
2 этап – выявление детей, нуждающихся в специальной помощи
3 этап –  дифференциация по подгруппам4 этап – психологическое сопровождение детей «группы риска»

Психодиагностика.

100% учащихся проходят  диагностические обследования, с целью отслеживания динамики развития психических процессов и всестороннего обследования. В психодиагностическую работу включены родители, с целью их самопознания и распространения психологической культуры среди родителей.

Общешкольная диагностика  школьной адаптации и  психологического комфорта.

Класс

Средний балл по адаптации.

Средний балл псих.климата

22.9-хор.

19-ср.

22.2-хор.

9.2-выс

23.8-хор.

9.3-выс

23.2-хор.

9.2-выс

21.4-хор.

9.6-выс

22.4-хор.

10.6-выс

13.5-низ.

12-выс

12.7-низ

11,4-выс

18.1-ср.

Выводы : Низкий уровень адаптации в 4в и 4г классе  связан  с особенностями развития учащихся .В 4г классе обучаются дети,  которые старше на 1-2 года, доминирование мотивов общения  над учебными мотивами на данный период являются возрастными особенностями данного периода. Так-же данные учащиеся являются воспитанниками интерната, поэтому сказывается к концу учебного года отсутствие общения с родителями. Во всех классах наблюдается хороший психологический комфорт.

Количество  учащихся I ступени образования участвующих в психологическом сопровождении по формированию и развитию коммуникативных и личностных УУД.

Класс

Колличество уч.

Процент от класса

22

100%

29

100%

21

100%

15

100%

17

100%

21

100%

Психологическое просвещение и профилактика.

Участники

2013-2-14

2014-2015

2015-2016

Работа с родителями.

246

252

341

С педагогами

131

162

63

С учениками

457

672

670

   Увеличилось количество общешкольных  профилактических мероприятий и их     направленность.100% родителей, учителей  и детей были задействованы в профилактической и просветительской работе.

В своей деятельности руководствуюсь следующими принципами:

  • непрерывность и преемственность — работа ведётся не от случая к случаю, а на каждом занятии;
  • комплексный, междисциплинарный подход — взаимодействие всех специалистов участников образовательного процесса
  • соответствие содержания и организации психолого-педагогической деятельности индивидуальным особенностям учащихся;
  • формирование положительных установок – создание ситуации успеха.                        

В рамках технологии психолого-педагогической были составлены авторские программы

  • «Программы коррекционной работы I ступени образования» и
  • Профилактической программы «Надежда»
  • Составила цикл занятий с элементами тренинга на сплочение детского коллектива и развитие коммуникативных УУД.

Вывод :Все технологии выше упомянутые находят своё целесообразное место в целостной психолого-педагогической технологии. Любая психолого-педагогическая технология, её разработка и применение требуют высочайшей творческой активности и профессиональных знаний  педагога-психолога.Главное-  любовь к своему делу,  своей профессии, желание самосовершенствоваться и быть полезным  окружающим.

Литература:

  1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения [Текст]. /Я.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – 4-е изд., перераб и доп. – М.: Ось, 2013. – 272с.
  2. Беглова Т.В. Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе для обучающихся 1 класса [Текст]: методические рекомендации /Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая. – 3 –е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2013. – 64с.
  3. Белькович В.Ю Индивидуальная карта развития ребенка старшего дошкольного возраста. [Текст]/ В.ЮБелькович Л. Ф. Квитова, О.В. Федоскина  — .2 – е, исп. Тюмень: ТОГИРРО, 2010. – 12с.
  4. Битянова М.Р. Мониторинг метапредметных УУД «Учимся Учиться и Действовать». [Текст]: методические рекомендации / М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая — 2 –е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2013. – 96с.
  5. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов и социальных педагогов образовательных организаций [Текст]. (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О.Г. Приходько и др. –М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 102с.

Педагог-психолог Дудко Наталья Викторовна.

Источник