Технологии психологического сопровождения развития ребенка
Психолого-педагогические технологии.
Дудко Наталья Викторовна
педагог-психолог
I ступени образования
МКОУ ГСОШ
п. Тазовский.
2017г.
Психолого-педагогическое сопровождение как образовательная технология.
Проработав педагогом-психологом 20 лет, в своей профессиональной деятельности придерживаюсь модели психологического сопровождения Битяновой М.Р. Теоретические знания почерпнула в трудах таких ученых, как Е.И.Рогова, Р.В. Овчаровой., .А.Г. Асмолов, А.В. Беляев, Л.П. Буева, Б.З. Вульф, Ю.А. Лобейко, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Г.К. Селевко, Г.М. Соловьев и др.
Психологическое сопровождение образовательного процесса осуществляется на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами в сфере образования.
С введением Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения, перед отечественной школой встают новые требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения основной образовательной программы, которая направлена на содействие становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни. Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения.Психолого-педагогическое сопровождение – комплекс мероприятий проводимых педагогическим коллективом с целью обеспечения нормального развития учащегося (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Психолого-педагогическое сопровождение – метод практической работы, наиболее полно соответствующий современным требованиям оказания психологической поддержки участниками образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение – современная образовательная технология, обеспечивающая поддержку и помощь ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит педагогам осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.
Актуальной задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УДД) как собственно психологической составляющей ядра образования.
Контингент: все участники образовательного процесса в начальной школе.
Структура деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС
Реализация системы оценки УДД | Создание развивающей среды | Развивающие и коррекционные мероприятия с детьми |
диагностика развития личностных качеств на основе принципа безопасности; помощь педагогам в анализе и интерпретации результатов | просветительская и консультативная работа с родителями; развивающая психологическая работа с педагогами | групповая развивающая работа; коррекционно-развивающая работа (индивидуальная или подгрупповая); участие в работе консилиумов |
Целью психолого — педагогическое сопровождение ребёнка в процессе обучения, создание психолого-педагогических условий для успешного обучения и развития каждого ребёнка в школьной среде.
Основные задачи работы психологической службы школы:
1.Создание благоприятных условий для успешного обучения, личностного развития и укрепления психофизического здоровья школьников. 2.Создание специальных социально- психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. 3.Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения. 4. Определение психологических причин нарушений личностного и социального развития детей, коррекция и профилактика их возникновения. 5. Развитие сотрудничества и взаимодействия между психологом, педагогами и родителями в процессе обучения и воспитания ребёнка в школе.
В рамках психолого- педагогической работы с учащимися осуществляются следующие направления деятельности:
1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Диагностика индивидуальная и групповая — выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.
3. Консультирование (индивидуальное и групповое) — оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению.
4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) — формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
5. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) — организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
6. Психологическое просвещение и образование детей и взрослых — формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. 7. 7.Аналитическая и методическая работа, направленная на совершенствование методик и модификацию содержания психологического сопровождения учащихся.
Формы работы: психолого-педагогическая диагностика, тренинги, занятия, лекции и семинары, родительские собрания, консультации.
В своей работе стремлюсь использовать различные технологии, приемы и методы комбинируя и модифицируя их в соответствии с потребностями. В работе использую ряд технологий:
- Информационные (ИКТ), через применение которых формируются УУД;
- операционные — обеспечивают формирование способов умственных действий;
- здоровьесберегающие технологии и арт -терапевтические приемы;
- технология игр;
- эвристические – направленные на развитие творческих способностей личности;
Эффективность технологии психолого-педагогического сопровождения:
Психодиагностика
Содержание. | 2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 |
Психодиагност.адаптации 1-классников. | 0% дезадаптированных | 0% дезадаптированных | 0%дезадаптированных |
Психодиагностика классов КРО | 100% | 100% | 100% |
Диагностика учащихся стоящих на ВШУ | 0 уч. | 1 уч. | 1уч. |
Количество часов | 234ч. | 209 ч. | 241ч. |
Количествообследованных | 100% | 100% | 100% |
Индивид.углубленная диагностика | 46уч. | 59 уч. | 63 уч. |
Родители | 82чел. | 87 чел. | 79 чел |
Педагоги | 100% | 100% | 100% |
Вывод: 100% учащихся проходят более двух диагностических обследований , с целью отслеживания динамики развития психических процессов и всестороннего обследования. В психодиагностическую работу включены родители, с целью их самопознания и распространения психологической культуры среди родителей.
Коррекционно-развивающая работа
Целью работы с детьми, имеющих отклонения в развитии, является организация помощи детям на основе проведения комплексных мероприятий для получения детьми образования и развития личности в целом. Коррекционная работа в данных классах построена на результатах психодиагностического, социально-педагогического обследования всех учащихся и ведется как на уроках учебного плана, так и во внеклассной деятельности.
Содержание | 2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 |
Количество используемых программ, циклов занятий и тренингов. | 12 | 10 | 9 |
Количество учащихся участвующих в коррекционных и развивающих занятиях,тренингов. | 100% уч. + 26воспит.дет.сада | 100% уч.+ 19 воспит. дет.садов | 100% уч+ 32 воспит. дет.садов |
Количество занятий за учебный год. | 576 | 594 | 472 |
Наблюдается уменьшение количества занятий (из-за отсутствия педагога-психолога ), 100% охват учащихся коррекционной и развивающей работой.(Общее количество учащихся участвующих в тренингах и занятиях, превышает число учеников в начальной школе т.к. с некоторой частью учащихся работа проводится в нескольких направлениях.)
Динамика развития учащихся
Отрицательная динамика | Минимальная динамика | Волнообразная динамика | Положительная динамика | |
Слабоуспевающие (59у.) | 1 (1.7%) | 14 (23.8%) | 4 (6,8%) | 40 (68%) |
Дети ОВЗ (26 уч.) | 2 (7.4%) | 3 (11,4 %) | 6 (22.8%) | 15(57,7%) |
Выводы: 100% учащихся классов КРО и учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному маршруту, участвуют в диагностических обследованиях. С целью отслеживания динамики развития 100% учащихся проходят индивидуальную углубленную диагностику. С 100% учащимися проводится коррекционно-развивающая работа.
Рекомендовать
- Формировать у учащихся навык целепологания, самостоятельного контроля;
- Развивать учебную мотивацию, формировать культуру общения;
- Формировать эмоционально-волевую сферу.
Психологическое сопровождение по профилактике школьной дезадаптации.
Общешкольный мониторинг школьной мотивации(адаптации).
Класс | 1 полугод | 2 полугод |
1а | 23.7-хор | 22.9-хор. |
1б | 17.5-ср | 19-ср. |
2а | 23,7-хор | 22.2-хор. |
3а | 20.1-хор | 23.8-хор. |
3б | 23-хор | 23.2-хор. |
4а | 20.6-хор | 21.4-хор. |
4б | 22.1-хор | 22.4-хор. |
4в | 20.8-хор | 13.5-низ. |
4г | 20.9-хор | 12.7-низ |
4д | 18.8-ср | 18.1-ср. |
Средний балл | 211,2-21,1-хор | 199,2-19.2-ср. |
— положительная динамика, — низкий уровень.
Выводы : средний балл по школе свидетельствует о хорошей школьной мотивации в первом полугодии и снизился до среднего во втором полугодии. Уменьшение среднего балла к концу учебного года свидетельствует о общей усталости учащихся ,увеличившийся нагрузкой и ответственностью (переход в следующий класс), в связи с подготовкой и выполнению контрольных срезов, мониторингов, тестов и т.д. Низкий уровень мотивации в 4в и 4г классе связан с особенностями развития учащихся .В 4г классе обучаются дети, которые старше на 1-2 года, доминирование мотивов общения над учебными мотивами на данный период являются возрастными особенностями данного периода. Так-же данные учащиеся являются воспитанниками интерната, поэтому сказывается к концу учебного года отсутствие общения и внимания со стороны родителей.
Сопровождение 1х классов.
Результаты мониторинга познавательной сферы первых классов за 2012-2016 уч.г.
Общий средний балл. | ||||
Тест( сумма баллов) | 2012-2013 | 2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 |
Рисунок человека (26 балла) | 18,1 | 16.3 | 19 | 20.5 |
Графический диктант (16 балла) | 13.5 | 11.7 | 12.4 | 12.6 |
Образец и правило (12 баллов) | 7.8 | 8 | 8.1 | 9.3 |
Первая буква (5 балла) | 2.6 | 3.7 | 2.1 | 3.9 |
Вывод :Наблюдается положительная динамика развития познавательной сферы. По результатам диагностики наблюдается по всем параметрам положительная динамика в развитии познавательной сферы. Отметить хорошую динамику по тесту «Первая буква» .Самый низкий балл выполнения заданий показали дети не посещающие детский сад.
Психологическое индивидуальное консультирование.
Участники | 2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 |
ПЕДАГОГИ | 79 | 86 | 91 |
РОДИТЕЛИ | 61 | 73 | 78 |
УЧАЩИЕСЯ | 29 | 38 | 49 |
ВСЕГО | 169 | 197 | 218 |
Наблюдается увеличение количества консультаций с педагогами и учащимися.
Психолого-медико-педагогические консилиумы.
Участники | 2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 |
Количество детей прошедших через консилиум | 100% | 100% | 100% |
Количество детей направляемых на ПМПК | 31уч. | 21уч | 36уч. |
Количество заседаний | 9 | 10 | 10 |
Основные причины обращений
1. Несоответствие уровня актуального развития возрастным нормативам.
2.Несформированность общеучебных навыков и уменеий.
3.Низкий уровень развития мотивационно- волевой и эмоционально-личностной сферы.
4. Зачисление и выпуск учащихся с речевыми нарушениями на логопедический пункт МКОУ Газ-Садинская средняя общеобразовательная школа.
Психологическое сопровождение учащихся с признаками интеллектуальной одарённости.
В основе развивающих занятий, которые проводились мной в рамках сопровождения детей с признаками интеллектуальной одарённости, лежит госстандартизированная программа «Умное поколение», «Курс развития творческого мышления» по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли. Автор Ю.Б. Гатанов. Основной целью занятий, является помочь детям в генерировании идей, которые будут считаться творческими, интересными и оригинальными.
Мониторинг диагностики оригинальности за 2014-2016г. | ||||
Уровень творческой оригинальности по тесту креативности Торренса. | Сентябрь2014 (30 ученика) | Май 2015 (25 ученика) | Сентябрь 2015 (36 ученика) | Апрель 2016(40 ученика) |
Высокий уровень | 0% | 8% | 0% | 5% |
Хороший уровень | 11% | 4% | 11% | 15% |
Средний уровень | 66% | 80% | 52% | 60% |
Низкий уровень | 23% | 8% | 37% | 20% |
Динамика творческой оригинальности по тесту креативности Торренса за 2015-2016уч.г. | |
34ученика-100% | |
Положительная динамика | 23уч.-66.7% |
Нет динамики | 8уч.-23,2% |
Отрицательная динамика | 3уч.-8,8% |
Данные мониторинга подтверждают, что «Курс развития творческого мышления» развивает у учащихся оригинальность, одним из компонентов творческого мышления. Развитые способности к творческому нестандартному мышлению, дети с успехом смогут использовать на других учебных предметах. Но самое главное состоит в том, что творчество дает возможность удовлетворять высшую человеческую потребность — потребность в самореализации.
Психологическое просвещение, профилактика и сопровождение
детей «группы риска»
Руководствуясь федеральный закон № 120 от 1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», регламентирующий вопросы помощи и поддержки детей «группы риска». Била разработана система сопровождения данной категории детей на ступени начального общего образования.
Приоритетной задачей является профилактика и раннее выявление неблагополучия и осуществление своевременной помощи, а не его последствия и проблемы, с которыми очень трудно, а иногда и невозможно справиться учреждению.
1 этап – осуществление профилактической деятельности
2 этап – выявление детей, нуждающихся в специальной помощи
3 этап – дифференциация по подгруппам4 этап – психологическое сопровождение детей «группы риска»
Психодиагностика.
100% учащихся проходят диагностические обследования, с целью отслеживания динамики развития психических процессов и всестороннего обследования. В психодиагностическую работу включены родители, с целью их самопознания и распространения психологической культуры среди родителей.
Общешкольная диагностика школьной адаптации и психологического комфорта.
Класс | ||
Средний балл по адаптации. | Средний балл псих.климата | |
1а | 22.9-хор. | |
1б | 19-ср. | |
2а | 22.2-хор. | 9.2-выс |
3а | 23.8-хор. | 9.3-выс |
3б | 23.2-хор. | 9.2-выс |
4а | 21.4-хор. | 9.6-выс |
4б | 22.4-хор. | 10.6-выс |
4в | 13.5-низ. | 12-выс |
4г | 12.7-низ | 11,4-выс |
4д | 18.1-ср. |
Выводы : Низкий уровень адаптации в 4в и 4г классе связан с особенностями развития учащихся .В 4г классе обучаются дети, которые старше на 1-2 года, доминирование мотивов общения над учебными мотивами на данный период являются возрастными особенностями данного периода. Так-же данные учащиеся являются воспитанниками интерната, поэтому сказывается к концу учебного года отсутствие общения с родителями. Во всех классах наблюдается хороший психологический комфорт.
Количество учащихся I ступени образования участвующих в психологическом сопровождении по формированию и развитию коммуникативных и личностных УУД.
Класс | Колличество уч. | Процент от класса |
1а | 22 | 100% |
2а | 29 | 100% |
3а | 21 | 100% |
3б | 15 | 100% |
4а | 17 | 100% |
4б | 21 | 100% |
Психологическое просвещение и профилактика.
Участники | 2013-2-14 | 2014-2015 | 2015-2016 |
Работа с родителями. | 246 | 252 | 341 |
С педагогами | 131 | 162 | 63 |
С учениками | 457 | 672 | 670 |
Увеличилось количество общешкольных профилактических мероприятий и их направленность.100% родителей, учителей и детей были задействованы в профилактической и просветительской работе.
В своей деятельности руководствуюсь следующими принципами:
- непрерывность и преемственность — работа ведётся не от случая к случаю, а на каждом занятии;
- комплексный, междисциплинарный подход — взаимодействие всех специалистов участников образовательного процесса
- соответствие содержания и организации психолого-педагогической деятельности индивидуальным особенностям учащихся;
- формирование положительных установок – создание ситуации успеха.
В рамках технологии психолого-педагогической были составлены авторские программы
- «Программы коррекционной работы I ступени образования» и
- Профилактической программы «Надежда»
- Составила цикл занятий с элементами тренинга на сплочение детского коллектива и развитие коммуникативных УУД.
Вывод :Все технологии выше упомянутые находят своё целесообразное место в целостной психолого-педагогической технологии. Любая психолого-педагогическая технология, её разработка и применение требуют высочайшей творческой активности и профессиональных знаний педагога-психолога.Главное- любовь к своему делу, своей профессии, желание самосовершенствоваться и быть полезным окружающим.
Литература:
- Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения [Текст]. /Я.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – 4-е изд., перераб и доп. – М.: Ось, 2013. – 272с.
- Беглова Т.В. Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе для обучающихся 1 класса [Текст]: методические рекомендации /Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая. – 3 –е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2013. – 64с.
- Белькович В.Ю Индивидуальная карта развития ребенка старшего дошкольного возраста. [Текст]/ В.ЮБелькович Л. Ф. Квитова, О.В. Федоскина — .2 – е, исп. Тюмень: ТОГИРРО, 2010. – 12с.
- Битянова М.Р. Мониторинг метапредметных УУД «Учимся Учиться и Действовать». [Текст]: методические рекомендации / М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая — 2 –е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2013. – 96с.
- Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов и социальных педагогов образовательных организаций [Текст]. (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О.Г. Приходько и др. –М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 102с.
Педагог-психолог Дудко Наталья Викторовна.
Источник