Технологии опирающиеся на естественные процессы развития ребенка

Тест по курсу: « Образовательные технологии в профессиональной деятельности»
Автор-составитель: Синявская А.А., группа ППОм-1504, ТГУ
Образовательные технологии — это:
А) способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами; представляет собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей;
Б) это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя;
В) оба определения верны.
2. Критериями технологичности по Г.К. Селевко являются:
А) концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость;
Б) наглядность, массовость, информативность, последовательность;
В) структурированность, функциональность, логичность, научность.
3. Автор ТРИЗ-технологии:
А) Дж. Дьюи;
Б) Г.С. Альтшуллер;
В) И.Я. Лернер
4. Технология развития критического мышления использует прием:
А) афиширование;
Б) индукция;
В) кластер.
5. В технологию социального проектирования входят методики:
А) социальной пробы, социальной практики, социального проекта;
Б) социальной поддержки, социального эксперимента, социального наблюдения;
В) социальной работы, социальной группы, социального прогнозирования.
6. Одним из этапов работы по технологии педмастерских является:
А) адаптация;
Б) социализация;
В) реабилитация.
7. Использование в работе информационно-коммуникативных технологий не должно нарушать требования технологий:
А) гуманитарных;
Б) игровых;
В) здоровьесберегающих.
8. Этап афиширования в технологии педмастерских подразумевает:
А) ознакомление учащихся с планом и целями урока;
Б) презентация работ учеников;
В) ознакомление с результатами проверочной работы.
9. Система Е.Н. Ильина как педагогическая технология является:
А) общепедагогической;
Б) частнопредметной;
В) локальной.
10. Е.Н. Ильин высшим учебным средством считает:
А) артистизм учителя;
Б) увлеченность педагога своим предметом;
В) гуманно-личностную ориентированность преподавателя.
11. Демократизм и равенство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка реализуют:
А) гуманно-личностные технологии;
Б) технологии сотрудничества;
В) технологии свободного воспитания.
12. Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются:
А) технологии свободного воспитания;
Б) эзотерические;
В) дидакто-центрические технологии.
13. К природосообразным технологиям, опирающимся на естественные процессы развития ребенка, относится:
А) технология М. Монтессори;
Б) перспективноопережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова);
В) вальдорфская педагогика Р.Штейнера.
14. Ш.А. Амонашвили является автором:
А) гуманно-личностной технологии;
Б) личностно-ориентированной технологии;
В) технологии компенсирующего обучения.
15. К педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификациидеятельности учащихся относится:
А) технология «Диалог культур» B.C. Библера и СЮ. Курганова;
Б) технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова;
В) технология решения эвристических задач.
16. Отметки «костылями хромой педагогики» назвал:
А) А.С. Макаренко;
Б) Я. Корчак;
В) Ш.А. Амонашвили.
17. В основе вальдорфской педагогики Р.Штейнера лежит принцип:
А) природосообразности;
Б) культуросообразности;
В) демократизации;
18. Позиция ребенка: «Помоги мне это сделать самому» отражена в технологии:
А) Л.Г. Петерсон;
Б) М. Монтессори;
В) И.Г. Песталоцци.
19. Большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве называется…
А) умственной одаренностью;
Б) зоной ближайшего развития;
В) уровнем интеллектуального развития.
20. Школа, прообразом организации процесса в которой являются открытые студии в Древней Греции:
А) «Школа для всех» Е.А. Ямбурга;
Б) Школа «Синегорье» М.П. Щетинина;
В) «Школа-парк» М.А. Балабана;
Источник
Искусство воспитания — это стремление выявить то, что имеет человек «заложенным в зародыше», не толкать его Природу туда, куда она не стремится…
Я.А. Коменский
Природосообразность– педагогический принцип, согласно которому воспитатель в своей деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка, согласования всего педагогического процесса не только с возможностями самого ребенка на определенных этапах его развития, но и с природой, в которой он живет, ее изменениями. Практически нет ни одного педагога, так или иначе не внесшего свой вклад в развитие этого принципа. Его провозглашали Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервег. Из русских педагогов особо следует выделить К.Д. Ушинского, сторонника антропологического направления в педагогике.
В различное время и различными авторами принцип природосообразности трактовался по-разному, порождал различные течения в педагогике: фатализм, натурализм, свободное воспитание, педоцентризм и др.
В советской педагогике этот принцип видоизменялся несколько раз. Сначала он был сужен до принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, но позднее дополнен принципом индивидуализации воспитания и обучения. И только в начале 90-х годов XX в. происходит возрождение более глубокого и богатого по содержанию смысла термина «природосообразность» как целостной и логически звершенной концепции.
Концепция природосообразности примыкает к философии гуманизма, основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов и утверждает, что становление человека, его образование является раскрытием его природных сущностных сил
Принцип природосообразности в образовании означает ориентацию образования на цели понимания и сохранения природы, ноосферное развитие общества, сохранение биосферы планеты и выживание человечества как вида, становление личности, способной решать глобальные проблемы человечества; осознание путей обеспечения выживания цивилизации и сохранения витальных основ человеческой сущности при создании искусственного интеллекта; практическое включение личности в природоохранную и природоисследовательскую деятельность.
Принцип природосообразности в учебно-воспитательном процессе предполагает глубокое знание особенностей личностного развития ребенка, его природного потенциала способностей и трактуется как:
– мировоззрение, исповедующее необходимость опоры на природные данные ребенка;
– методологическое основание проектирования педагогических систем и технологий;
– обучение и воспитание с учетом природы ребенка, уровня его здоровья, биологических и психологических особенностей;
– основа для расширения зоны биологической активности человека в учебном процессе;
– биоадекватность образования, отражение в нем экологических и ноосферных требований;
– учет половозрастных особенностей учащихся, преодоление противоречий, характерных для каждого возраста;
– гармонизация работы левого и правого полушарий мозга;
– основа свободного воспитания в согласии со свободной природой;
– основание процессов развития и саморазвития личности ребенка;
– основание дидактических принципов дедуктивного движения от простого к сложному, наглядности, доступности и др.;
– основание народной педагогики.
Принцип природосообразности требует соответствия образовательной технологии природным закономерностям, означает необходимость экопсихологического подхода, обращения к генетическим культурообразующим истокам личности.
Его суть хорошо выразил швейцарский психолог и педагогЭ. Клапаред:«…Необходимо изучать естественные проявления детей и в соответствии с ними организовывать воспитательную деятельность. Методы и программы, вращающиеся вокруг ребенка, а не ребенок, изо всех сил старающийся крутиться вокруг программы, составленной без какого-либо учета его особенностей, — вот именно такую «коперникову революцию» требует психология от педагогики».
В современной педагогике принцип природосообразности приравнивается к значению таких фундаментальных методологических принципов, как культуросообразность и научная целесообразность. Поэтому важнейшей задачей педагогических технологий является правильное соотнесение в восприятии ребенка природосообразности, культуросообразности и целесообразности.
В данной главе рассматриваются технологии:
Источник
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.
Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.
Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.
Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.
Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании — Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс — это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.
Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие.
По категории обучающихся наиболее важными являются:
- — массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;
- — технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования);
- — технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);
- — различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика);
- — технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.
И, наконец, названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.
По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий.
Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.
К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е. Н. Ильина и др.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В. Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е. И. Пассова и др.
Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В. В. Фирсов, И. П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А. С. Границкая, Инге Унт, В. Д. Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С. Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И. Д. Первин, В. К. Дьяченко), компьютерные {информационные) технологии и др.
Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П. М. Эрдниева, технология «Диалог культур» В. С. Библера и С. Ю. Курганова, система «Экология и диалектика» Л. В. Тарасова, технология поэтапного формирования умственных действий М. Б. Воловича и др.
Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка: обучение по Л. Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и др.
Альтернативные методы: вальдорфская педагогика Р. Штейнера, технология свободного труда С. Френе, технология вероятностного образования А. М. Лобка.
Многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных — «Школа самоопределения» А. Н. Тубельского, «Русская школа» И. Ф. Гончарова, «Школа для всех» Е. А. Ямбурга).
Источник