Технологии опирающиеся на естественные процессы развития ребенка

Технологии опирающиеся на естественные процессы развития ребенка thumbnail

Тест по курсу: « Образовательные технологии в профессиональной деятельности»

Автор-составитель: Синявская А.А., группа ППОм-1504, ТГУ

  1. Образовательные технологии — это:

А) способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами; представляет собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей;

Б) это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя;

В) оба определения верны.

2. Критериями технологичности по Г.К. Селевко являются:

А) концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость;

Б) наглядность, массовость, информативность, последовательность;

В) структурированность, функциональность, логичность, научность.

3. Автор ТРИЗ-технологии:

А) Дж. Дьюи;

Б) Г.С. Альтшуллер;

В) И.Я. Лернер

4. Технология развития критического мышления использует прием:

А) афиширование;

Б) индукция;

В) кластер.

5. В технологию социального проектирования входят методики:

А) социальной пробы, социальной практики, социального проекта;

Б) социальной поддержки, социального эксперимента, социального наблюдения;

В) социальной работы, социальной группы, социального прогнозирования.

6. Одним из этапов работы по технологии педмастерских является:

А) адаптация;

Б) социализация;

В) реабилитация.

7. Использование в работе информационно-коммуникативных технологий не должно нарушать требования технологий:

А) гуманитарных;

Б) игровых;

В) здоровьесберегающих.

8. Этап афиширования в технологии педмастерских подразумевает:

А) ознакомление учащихся с планом и целями урока;

Б) презентация работ учеников;

В) ознакомление с результатами проверочной работы.

9. Система Е.Н. Ильина как педагогическая технология является:

А) общепедагогической;

Б) частнопредметной;

В) локальной.

10. Е.Н. Ильин высшим учебным средством считает:

А) артистизм учителя;

Б) увлеченность педагога своим предметом;

В) гуманно-личностную ориентированность преподавателя.

11. Демократизм и равенство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка реализуют:

А) гуманно-личностные технологии;

Б) технологии сотрудничества;

В) технологии свободного воспитания.

12. Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются:

А) технологии свободного воспитания;

Б) эзотерические;

В) дидакто-центрические технологии.

13. К природосообразным технологиям, опирающимся на естественные процессы развития ребенка, относится:

А) технология М. Монтессори;

Б) перспективноопережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова);

В) вальдорфская педагогика Р.Штейнера.

14. Ш.А. Амонашвили является автором:

А) гуманно-личностной технологии;

Б) личностно-ориентированной технологии;

В) технологии компенсирующего обучения.

15. К педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификациидеятельности учащихся относится:

А) технология «Диалог культур» B.C. Библера и СЮ. Курганова;

Б) технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова;

В) технология решения эвристических задач.

16. Отметки «костылями хромой педагогики» назвал:

А) А.С. Макаренко;

Б) Я. Корчак;

В) Ш.А. Амонашвили.

17. В основе вальдорфской педагогики Р.Штейнера лежит принцип:

А) природосообразности;

Б) культуросообразности;

В) демократизации;

18. Позиция ребенка: «Помоги мне это сделать самому» отражена в технологии:

А) Л.Г. Петерсон;

Б) М. Монтессори;

В) И.Г. Песталоцци.

19. Большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве называется…

Читайте также:  Если ребенок нежеланный во время беременности это влияет на его развитие

А) умственной одаренностью;

Б) зоной ближайшего развития;

В) уровнем интеллектуального развития.

20. Школа, прообразом организации процесса в которой являются открытые студии в Древней Греции:

А) «Школа для всех» Е.А. Ямбурга;

Б) Школа «Синегорье» М.П. Щетинина;

В) «Школа-парк» М.А. Балабана;

Источник

Искусство воспитания — это стремление выявить то, что имеет человек «заложенным в зародыше», не толкать его Природу туда, куда она не стремится…

Я.А. Коменский

Природосообразностьпедагогический принцип, согласно которому воспи­татель в своей деятельности руководствуется факторами естественного, при­родного развития ребенка, со­гласования всего педагогического процесса не только с возможностями самого ребенка на определенных этапах его развития, но и с природой, в которой он живет, ее изменениями. Практически нет ни одного педагога, так или иначе не внесшего свой вклад в развитие этого принципа. Его провозглашали Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервег. Из русских педагогов особо следует выделить К.Д. Ушинского, сто­ронника антропологического направления в педагогике.

В различное время и различными авторами принцип природосообразности трактовался по-разному, порождал различные течения в педагогике: фатализм, натурализм, свободное воспитание, педоцентризм и др.

В советской педагогике этот принцип видоизменялся несколько раз. Сначала он был сужен до принципа учета возрастных и индиви­дуальных особенностей учащихся, но позднее дополнен принци­пом индивидуализации воспитания и обучения. И только в нача­ле 90-х годов XX в. происходит возрождение более глубокого и богатого по содержанию смысла термина «природосообразность» как целостной и логически звершенной концепции.

Концепция природосообразности примыкает к философии гуманизма, основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов и утверждает, что становление человека, его образование является раскрытием его природных сущностных сил

Принцип природосообразности в образовании означает ориентацию образования на цели понимания и сохранения природы, ноосферное развитие общества, сохранение биосферы планеты и выживание человече­ства как вида, становление личности, спо­собной решать глобальные проблемы чело­вечества; осознание путей обеспечения выживания цивилизации и сохранения ви­тальных основ человеческой сущности при создании искусственного интеллекта; прак­тическое включение личности в природо­охранную и природоисследовательскую де­ятельность.

Принцип природосообразности в учебно-воспитательном процессе предполагает глубокое знание особенностей личностного развития ребенка, его природного потенциала способностей и трактуется как:

– мировоззрение, исповедующее необходимость опоры на природные данные ребенка;

– методологическое основание проектирования педагогических систем и технологий;

– обучение и воспитание с учетом природы ребенка, уровня его здоровья, биологических и психологических особенностей;

– основа для расширения зоны биологической активности человека в учебном процессе;

– биоадекватность образования, отражение в нем экологических и ноосферных требований;

– учет половозрастных особенностей учащихся, преодоление противоречий, характерных для каждого возраста;

– гармонизация работы левого и правого полушарий мозга;

– основа свободного воспитания в согласии со свободной природой;

Читайте также:  Книги развитие ребенка от года читать онлайн

– основание процессов развития и саморазвития личности ребенка;

– основание дидактических принципов дедуктивного движения от простого к сложному, наглядности, доступности и др.;

– основание народной педагогики.

Принцип природосообразности требует соответ­ствия образовательной технологии природным закономерностям, означает не­обходимость экопсихологического подхода, обращения к генетическим культурообразующим истокам личности.

Его суть хорошо выразил швейцарский психолог и педагогЭ. Клапаред:«…Необходимо изучать естественные проявления детей и в соответствии с ними организовывать воспитательную деятельность. Методы и программы, вращающиеся вокруг ребенка, а не ребенок, изо всех сил старающийся крутиться вокруг программы, составленной без какого-либо учета его особенностей, — вот именно такую «коперникову револю­цию» требует психология от педагогики».

В современной педагогике принцип природосообразности приравнивается к значению таких фундаментальных методологических принципов, как культуросообразность и научная целесообразность. Поэтому важнейшей задачей педагогических технологий является правильное соотнесение в восприятии ребенка природосообразности, культуросообразности и целесообразности.

В данной главе рассматриваются технологии:

Источник

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.

Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Читайте также:  Родительское собрание речевое развитие ребенка 5 года жизни

Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании — Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс — это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.

Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие.

По категории обучающихся наиболее важными являются:

  • — массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;
  • — технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования);
  • — технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);
  • — различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика);
  • — технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

И, наконец, названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.

По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий.

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.

К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е. Н. Ильина и др.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В. Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е. И. Пассова и др.

Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В. В. Фирсов, И. П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А. С. Границкая, Инге Унт, В. Д. Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С. Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И. Д. Первин, В. К. Дьяченко), компьютерные {информационные) технологии и др.

Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П. М. Эрдниева, технология «Диалог культур» В. С. Библера и С. Ю. Курганова, система «Экология и диалектика» Л. В. Тарасова, технология поэтапного формирования умственных действий М. Б. Воловича и др.

Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка: обучение по Л. Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и др.

Альтернативные методы: вальдорфская педагогика Р. Штейнера, технология свободного труда С. Френе, технология вероятностного образования А. М. Лобка.

Многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных — «Школа самоопределения» А. Н. Тубельского, «Русская школа» И. Ф. Гончарова, «Школа для всех» Е. А. Ямбурга).

Источник