Техника развития речи и дикции у ребенка

Техника развития речи и дикции у ребенка thumbnail

Улучшаем дикцию ребенкаЗачем нужно развивать дикцию ребенка? Он еще маленький, вот вырастет, и речь сама наладится. Так думают многие родители, не придавая значения даже таким ярким дефектам в речи малыша, как шепелявость, нечеткое произношение. Специалисты настаивают на том, что над дикцией надо усердно работать и как можно раньше, чтобы речь ребенка со временем не превратилась в «речевую кашу». В противном случае логопеду предстоит немало потрудиться, чтобы сделать речь дошколенка грамотной, внятной и красивой.

Почему так важно заниматься развитием дикции у детей

Напомним, что понятие «дикция» включает четкое произношение слов и звуков. Психологи отмечают, что правильное выговаривание слов и звуков влияет на общее развитие ребенка, способствует более быстрому формированию мыслительных операций. Нечеткая речь негативно отражается на школьных успехах ученика, на качестве общения с одноклассниками и друзьями. В дальнейшем от правильности устной речи зависит грамотность письма в начальной школе. Нужно осознавать, что правильно поставленная, четкая и грамотная речь – элемент успешности ребенка и показатель его привлекательности в глазах других детей.

Родителям важно заметить проблему в дикции на начальных этапах развития речи, примерно в 2-3 года, когда речь начинает очень активно развиваться. Существует много факторов, влияющих на овладение умением четко внятно говорить. Специалисты отмечают, в первую очередь, те из них, которые влияют на развитие дикции. Причинами плохой дикции у детей могут быть:

  • Нарушение произношения звуков;
  • Отсутствие некоторых звуков в речи;
  • Замена глухих звуков на звонкие;
  • Сокращение длинных и сложных слов;
  • Перестановка слогов местами;
  • Смягчение звуков;
  • Замена звуков на сходные по звучанию.

В некоторых случаях плохая дикция взаимосвязана с развитием гиперактивности, неустойчивости внимания и плохого самоконтроля. При прогрессе педагогической науки и медицины многие проблемы, связанные с дикцией достаточно легко поправимы. В большинстве случаев для улучшения дикции достаточно регулярных занятий артикуляционной гимнастикой.

Эффективные упражнения для дикции

Нужно быстро изменять положение языка во ртуГлавная трудность при произношении слов – необходимость быстро изменять положение языка во рту. Для освоения этого навыка надо укреплять его мускулатуру и проводить постоянную тренировку.

Упражнения для развития мышц речевого аппарата

1. Упражнения для разминки губ:

«Рупор» — необходимо широко открыть рот. Одновременно произносится звук «а».

«Трубочка» — максимально вытянуть губы вперед. Одновременно с этим произносится звук «у».

«Улыбочка» — необходимо растянуть губы, как будто улыбаясь, не размыкая их.

«Бублик» — максимально растянуть губы, произнося звук «о».

2. Упражнения для разминки языка:

«Лошадка» — необходимо дотронуться языком до верхнего неба и потом резко опустить язык с цокающим звуком;

Лошадка«Лопатка» — открыть рот, высунуть язык, достать им до подбородка.

«Конфетка» — надо упираться языком поочередно в каждую щеку. Рот закрыт.

«Маятник» — необходимо высунуть язык. Тянуться им то вправо, то влево.

«Иголочка» — максимально вытянуть язык вперед. Рот открыт.

«Грибочек» — дотянутся языком до верхнего неба, так чтобы натянулась уздечка.

«Индюшок» — высунуть язык изо рта. Водить им по верхней губе из стороны в сторону. Постепенно увеличивать скорость движения и добавлять голос (на распев произносить разные гласные).

«Кружечка» — открыв рот, высунуть язык и свернуть его в форме чашки или кружки.

«Барабанщик» — необходимо совершать удары языком по верхним зубам, сопровождая это произнесением звука «д».

Важно! Для максимальной эффективности каждое упражнение необходимо выполнять не менее 2 минут. Чтобы маленьким деткам было интересно многократно повторять одно и то же упражнение, можно использовать стишки, картинки, мелкие игрушки.

3. Упражнения для красивого тембра голоса:

«Протяжные слоги» — сделать глубокий вдох. Выдыхая, произносить слоги «бом», «бим», «бон» протяжно (тянуть надо последний звук).

«Кью-икс» — произносить слоги «кью» и «икс». Проговаривая «кью» сильно вытянуть губы трубочкой, на слог «икс» растянуть губы в улыбке.

«Звукорежиссер» — одну ладонь нужно прижать к уху, вторую поднести ко рту на расстояние несколько см. В этом положении произносить слова, слоги и звуки. Это упражнение помогает понять истинное звучание своего голоса.

Занятия с ребенком по развитию дикции в домашних условиях

Самым лучшим и эффективным способом по усвоению навыков говорить четко внятно является игра. Развитие дикции для всех возрастных групп быстрее пойдет в игровых упражнениях и интересных заданиях. Помимо развития артикуляционного аппарата такие занятия благотворно влияют на укрепление взаимоотношений между родителями и ребенком, а так же просто приносят ему радость и удовольствие от общения с родителями.

Игры, развивающие речь ребенка:

«Повторюшка» — тренировка заключается в повторении ребенком отдельных звуков, слогов. Часто занятие проводят в игровой форме. Мама или папа читают стихотворение, малыш повторяет конечные слоги каждой строчки.

Обитатели фермы«Ферма» — это игра напоминает предыдущую, но звуки необходимо произносить максимально чётко. Родители читают стихотворение про обитателей фермы, а чадо проговаривает звуки, издаваемые животными.

«Отгадай кто» — играть в нее следует после того, как освоили 2 предыдущие. Картинки животных (можно купить в магазине или сделать самостоятельно) поместить в непрозрачный мешочек. Ребенок вытягивает карточку и произносит тот звук, который соответствует животному на картинке. Веселее играть в компании.

«Пантомима» — это альтернативный вариант артикуляционной гимнастике. Ребенку предлагается исключительно при помощи лица показать разнообразные эмоции. Таким способом осуществляется хорошая тренировка мышц речевого аппарата.

«Полицейский» — для игры понадобятся свистки. Дети при команде «нарушитель» или «преступник» начинают дуть в свисток. При вдохе живот раздувается, при выдохе – сжимается. Плечи во время этого процесса остаются на месте.

«Рычащий лев» — игра направлена на отработку произношения определенного звука. Детям предлагается набор слов, четверостиший, скороговорок, отрывков прозаического текста (можно подать как этапы конкурса), где наиболее часто встречается определенный звук. Ребята зачитывают вслух предложенные слова и отрабатывают звук.

Скороговорки

Помимо игр на улучшение дикции прекрасно влияют скороговорки. Каждый человек знает их с детства, но лишь единицы имеют возможность похвастаться умением произносить их правильно, четко и быстро. При регулярной тренировке скороговорки эффективно устраняют речевые дефекты, значительно улучшают качество дикции.

Скороговорка – это особый текст, который представляет собой сочетание слов с труднопроизносимыми звуками. Они направлены на формирование правильного произношения согласных.

Рекомендации по использованию скороговорок в качестве инструмента, как улучшить дикцию речи:

  1. На первом этапе необходимо выбрать не более трех скороговорок, чтобы тренировать произношение определенного звука;
  2. Текст произносится медленно и максимально четко;
  3. Желательно заниматься перед зеркалом;
  4. Проговаривать упражнение надо эмоционально и нараспев.

Помимо игр и скороговорок при работе над дикцией ребенка очень важно уделять внимание голосу и речевому дыханию.

Враги красивой речи

Речь – это отражение уровня культуры человека. Под понятием «красивая речь» чаще всего понимается грамотная речь. На сегодняшний день проблема стилистических речевых ошибок у детей очень актуальна.
Засоряют речь и портят общее впечатление о человеке:

  • Слова – паразиты — «типа», «как бы», «э» и прочие вариации являются речевым мусором. Они затрудняют восприятие излагаемой информации. Возникновение данной проблемы связано с нехваткой словарного запаса и неумением формулировать свои мысли. Профилактикой проблемы является чтение художественной литературы и беседы с ребенком на разнообразные темы. Если слова-паразиты уже поселились в речи юного оратора, важно помочь ему строгим контролем и акцентированием внимания на проблеме;
  • Нецензурная брань — дети копируют модель поведения взрослых. Часто она далека от идеала. Иногда можно услышать разговор ребенка буквально пышущего разнообразием нецензурных слов. Необходимо внимательно следить, чтобы в семье не использовалась брань. Если ребенок повторил услышанное на улице слово, надо объяснить ему что использование его не подходит для воспитанного человека;
  • Сленг — использование жаргонных слов частое явление в общении детей. Важно объяснить ребенку, что эти слова не украшают его речь.

Полезные советы по улучшению дикции ребенка

Многие проблемы с речью ребенка родители могут решить самостоятельно в домашних условиях. Необходимо соблюдать некоторые рекомендации и положительный эффект не заставит себя ждать. Рекомендации родителям, как развить дикцию дошколенка:

  1. Больше разговаривайте с малышом на различные темы;
  2. Беседуя, соблюдайте грамотность и чистоту собственной речи;
  3. Говорите слова четко внятно, с интонацией;
  4. Когда ребенок говорит – не перебивайте, дайте ему высказать мысль;
  5. Проводите занятия по расширению кругозора и словарного запаса;
  6. Читайте с детьми книгиЧитайте книги. Это могут быть сказки, развивающие книги, журналы. Отправляясь в поликлинику или другое место, где необходимо провести время в ожидании, захватите рассказ или сказку вместо гаджета с игрушками;
  7. Проводите занятия, развивающие мелкую моторику, что благотворно влияет на улучшение дикции. Поделки из круп, рисование, лепка из теста и пластилина, аппликации прекрасно подойдут;
  8. Старайтесь ежедневно в игровой форме проводить артикуляционную гимнастику;
  9. Хвалите малыша за каждое речевое достижение;
  10. Заведите традицию перед сном делиться впечатлениями дня. Пусть ребенок расскажет, что ему больше всего запомнилось, понравилось или вызвало огорчение.

Проблема дикции у детей актуальна на сегодняшний день. Практически каждый мальчик или девочка имеют нарушение произношения звуков, слогов и слов. Важно уделять особое внимание этой проблеме. Необходимо заниматься с ребенком не только в тот момент, когда проблема уже заявила о себе, но и для профилактики. Регулярный и системный подход поможет справиться с задачей в кратчайшие сроки. Речь ребенка будет чистой и красивой.

Источник

Постижение ораторского искусства — трудный и кропотливый процесс. С древних времен люди стремились познать искусство выступления перед толпой. Столетия спустя мы все так же желаем завладеть вниманием аудитории, правда, теперь используем современные методы.

AdMe.ru старательно отобрал несколько эффективных практик из книги Эльвиры Сарабьян «Научитесь говорить так, чтобы вас услышали».

1. Артикуляция звуков «Ш — Ж»

  • Шар — жар, ваш — важный, шутка — жутко, ширь — жир, жить — шить.
  • Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.

  2. Артикуляция звуков «К — Г, X»

  • Качели — газели, кол — гол, кость — гость, код — год, кнут — гнут, клуб — глуп, Кеша — Геша.
  • Идет с козой косой козел. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб!

  3. Отработка звука «Ц»

  • Цапля — сабля, цок — сок, цель — сель, цвет — свет, цирк — сыр, улица — лиса.
  • Молодец против овец, а против молодца сам овца. Цапля чахла, цапля сохла.

  4. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, кждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

 5. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

6. Тренировка произношения согласных:

  • К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть.
  • Верх — вверх, ведение — введение, толкнуть — оттолкнуть, держать — поддержать, тащить — оттащить, водный — вводный, сорить — ссорить.

 7. Отработка сочетаний звуков в форме игры:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

 8. Произнесите фразы сначала медленно, затем быстро:

В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск — брызг блеск! Сто верст вскачь.

 9. Отработка звуков:

  • Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
  • Волховал волхв в хлеву с волхвами.
  • Рододендроны из дендрария даны родителями.
  • Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
  • Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
  • Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  • Интервьюер интервента интервьюировал.
  • Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
  • Четверть четверика гороха без червоточинки.
  • Яшма в замше замшела.

10. Повторите медленно, а затем быстро сложные слова:

  • (В, ш) — воспользовавшемуся
  • (К) — мелкокалиберными
  • (П, в) — опубликовывать
  • (П, р) — опосредованному субсидированию
  • (Р, т, с) — территориальная целостность
  • (Р, т) — проиллюстрировала
  • (Р, в) — ревербератор
  • (С, ф) — средств
  • (Ч, в) — четырехсотдолларового
  • (Ч, ф, р) — фантасмагорический

Источник

Работа над дикцией − обязательное условие для радиоведущих, телеведущих, бизнесменов, политических деятелей, поэтов и писателей. Педагоги уверяют, если улучшать речь с раннего возраста, взрослому человеку не понадобятся со временем специальные курсы и занятия по ораторскому искусству. Важно с детства приучать ребенка говорить правильно и красиво, что позволяет в будущем быть интересным собеседником. Текст для дикции и специальные упражнения помогают в любом возрасте развивать навык красноречия.

Что такое дикция и зачем она нужна

Дикция − обязательное условие хорошей речи

Дикция входит в основу техники речи, включает несколько показателей, без которых невозможно красивое произношение: четкую артикуляцию, манеру, правильность. В первом случае важна точность произношения звуков речи. Если артикуляция нечеткая, собеседника тяжело понять, речь становится невнятной. Про таких людей говорят «каша во рту». Связана нечеткость в основном со слабой работой артикуляционного аппарата.

Правильность артикуляции заключается в верном движении органов речи, участвующих в образовании звуков. Если язык, зубы, губы при произношении находятся в неправильной позиции, возникает дефект речи, которым занимается логопед. Проверка и выявление нарушений со стороны артикуляционного аппарата должна проводиться в дошкольном возрасте, когда легче получить быстрый и эффективный результат.

Манера произношения включает редукцию слогов (упрощение), темп, эмоциональный окрас речи, наличие недостатков. К последним относят:

  • эканье − когда человек использует часто в речи вместо молчаливой паузы паразитические звуки: м, э и т. д., что заметно и раздражает собеседника;
  • шумовые вздохи − в этике речи не принято делать глубокие придыхания перед началом предложения или его завершением;
  • использование слов-паразитов − когда из-за скудности словарного запаса или банальной привычки человек часто использует между слов паразитарные высказывания: это, как бы, дескать, короче и т. д.;
  • продление гласных звуков, когда человек пытается вспомнить что-то или мысленно строит следующее предложение;
  • назализация − является вульгарной чертой речи, когда в разговоре последние гласные в слове произносятся в нос;
  • чмоканье.

Перечисленные недостатки не украшают любого человека. Важно с раннего возраста приучать ребенка говорить правильно, ведь основные паразитарные слова, речевые привычки появляются в детстве и переходят во взрослую жизнь.

Как улучшить дикцию в любом возрасте

Дикцию можно улучшить в любом возрасте

Повышать ораторское искусство можно и ребенку, и взрослому. Тренировка дикции зависит от выбора упражнений и текстов, исходного материала (отклонений в речи). Тексты для тренировки дикции и речи используются по принципу от простого к сложному. Начинать работу можно с сочетания сложных согласных. При проработке упражнения важно правильно произносить каждый отдельный звук, чтобы он был отчетливо слышен собеседнику. Сначала произносятся все буквосочетания, после выделяются основные, где говорение дается сложнее, чтобы оттачивать их.

Логопеды советуют при произнесении звуков следить за речевым аппаратом в зеркале. Рот, зубы, язык, губы, щеки должны активно двигаться, не находиться в одном положении. Если У, то это губы трубочкой, О − овалом, вытянутым вперед, А − широко раскрыт рот, Ш − зубы сомкнуты, рот в улыбке и т. д. Сначала слоги говорят медленно, четко выделяя отдельный звук, после нужно убыстрять темп, но не терять четкость произношения: ждр, крлп, мкрпв, мпнкр, смпрв, шнптм, кждо, аджвк, шлкат, кшто, шлотк, ктщ, щтко, кпт, тпк, вазтд, мкрт, джр, грлт.

От слогов можно переходить к словам. Задача остается постоянная: четко проговаривать каждый звук в слове, сначала медленно, после убыстряя темп. По завершении упражнения человек должен читать слова скоро, внятно, органы речевого аппарата работают активно − «живой рот».

Можно использовать следующие слова: бронетранспортер, ведомство, бодрствовать, здравствуйте, взбадривать, витийствовать, философствовать, мудрствовать, взбудоражить, сверхсущество, сверхвстревоженный, трансплантация, транскрипция, протестантство, попасть в ствол, контрпрорыв, всклочный, контролерша, билетёрша, пространство, паразитология, постскриптум, пункт взрыва, оканчиваются, приключенческий, синхрофазотрон, фенолфталеин, тетрагидроканнабинол.

Трудные слова для отработки четкости звукопроизношения

В завершение разминки произнести несколько сложных предложений, после переходить к чтению тексов. Во время гимнастики важно следить за голосом. Он не должен скакать, меняться при произнесении сложных сочетаний или отдельных звуков. Нужно сохранять ровный окрас речи:

  • Маша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
  • Маше дали кашу, а Саше простоквашу.
  • Трудновыговариваемые слова назвали трудновыговариваемыми потому, что их трудно выговаривать.
  • У человека с плохо скоординированной координацией плохо скоординированная походка.
  • Трубач по улице идет, труба поет, труба ревет, труба трубит.
  • Маланья-болтунья болтала, болтала, что 33 корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Читать предложения нужно вслух, сначала медленно, после убыстряя темп. Можно брать отдельное и читать его с увеличением темпа, пока не будет достигнуто идеальное проговаривание в скоростном темпе.

Улучшение дикции у детей

Главная сложность у детей при произношении сложных слов − быстрая смена артикуляционной позиции, когда трудно перестроить речевой аппарат в зависимости от последующего меняющегося звука. Перед тем как начинать работать с малышом непосредственно над дикцией, нужно провести речевую гимнастику, направленную на улучшение артикуляции.

Проводят упражнения для развития мышц речевого аппарата:

  • Произнести звук А, широко раскрыв рот. Ребенок должен представить, что говорит в рупор.
  • Произнести звук О, максимально растянув губы.
  • Упражнение «Улыбка», когда ребенок широко растягивает рот, произнося звук И.
  • Произнести звук У, вытянув губы в трубочку на максимальное расстояние вперед.

Занятие с логопедом

Помогают настроить речевой аппарат перед чтением текстов для дикции дыхательные упражнения. Нужно учить ребенка правильно распределять дыхание:

  • на глубоком вдохе проговорить слоги: «дом», «бом», «вон», сохраняя воздух до конца произношения, распределяя его на каждое слово;
  • задуть воображаемую свечу, но медленно, постепенно выдувая воздух;
  • произнести предложения, вначале первого слова брать незаметно глубокое дыхание, распределять его до конца: «У Тамары нашли пару сапог и 12 галош», «Мама любит Машу, а Маша любит маму».

Переходить к чтению текстов необходимо после артикуляционной разминки. Уделять подготовительному этапу не менее 15 минут. Логопеды в работе с дошкольниками и школьниками советуют использовать стихи, шутливые тексты, чтобы процесс обучения не был в тягость. Во время чтения важно следить за правильной артикуляцией, четкостью произношения каждого звука, постановкой голоса. Отработку дикции у детей проводят по следующим текстам, следуя главному правилу: от легкого к сложному.

  • Читать текст, четко проговаривая звуки: ш, ж, ч, щ, ц:

«Черный чибис, не скучая, щебетал над чашкой чая. У ежа ежата, у ужа ужата. Хочешь есть калачи − не сиди на печи. Молодец против овец, а против молодца сам овца. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Два щенка щека к щеке щиплют травку в уголке. Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.»

  • Прочитать текст сначала медленно, следя за произношением отдельных звуков, после убыстряя темп.

Текст для отработки звков ч, ш, ж

Стишок веселит ребят и делает процесс работы над дикцией интересным. С данным текстом можно работать дополнительно: дать задание малышу прочитать его грустно, весело, зло, смеясь, сдержанно, спокойно, громко, тихо. Хорошо тренировать отдельные звуки: ч, р, к, с, прося ребенка интонационно и артикуляционно выделять их при прочтении.

Пример скороговорки

Логопеды применяют на практике у дошкольников и школьников тексты с картинками. Они не только помогают улучшить дикцию, но и стимулируют развитие памяти, внимания, воображения, мышления, логики.

Сказка о веселом язычке

Текст с веселыми картинками

При работе с дошкольниками текст читает педагог (родитель), ребенок смотрит на картинку, продолжает предложение, проговаривает интонационно и четко все необходимые подражательные слова, упражнения в процессе чтения сказки, повторяет за взрослым. Школьник может самостоятельно читать сказку и выполнять задания. Взрослый только следит за четкостью, правильностью речи.

Улучшение дикции у подростков

Подросткам также необходимо начинать работу над развитием дикции после артикуляционной и дыхательной гимнастики. Упражнения должны быть направлены на постановку речевого аппарата, проговаривания отдельных звуков, сложных слов, предложений. В процессе работы одновременно нужно следить за дыханием: на начале предложения делать незаметный вдох, распределять его на оставшееся время до завершения речи. На следующем предложении снова повторять процедуру.

Упражнения для дыхания и дикции

Чистоговорки

Для разминки подростку подойдут следующие предложения, упражнения. Это могут быть скороговорки, небольшие стихотворения, чистоговорки.

Популярные скороговорки

Сложные тексты для дикции необходимо брать после успешного проговаривания трудных скороговорок. При чтении текста важно соблюдать четкость произношения, тренировать правильную артикуляцию, переходя постепенно на увеличение темпа.

Длинная скороговорка

В работе с подростками тоже важно иметь интересный и необычный материал. В силу возраста дети могут подходить к занятиям неответственно. Правильно подобранные упражнения отвлекут и настроят на позитивный лад. Хорошо подходит в данном случае веселая китайская скороговорка.

Жили-были три китайца − Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони, и еще три китаянки − Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони. Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони… Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах, у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах, у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.

Скороговорка про трех китайцев

Улучшение дикции у взрослого

Тексты для развития речи и дикции взрослых отличаются от подростковых сложностью и объемом. Начинать работу над четким и правильным произношением логопеды советуют с трудных скороговорок. Любой оратор, диктор перед выступлением прорабатывает артикуляцию, чтобы настроить речевой аппарат на работу. Важно при подготовке к чтению сложных текстов на дикцию выполнять условия:

  • при проговаривании скороговорки следить за положением речевого аппарата, он должен работать: губы, зубы, щеки, язык находятся в активном движении;
  • при произношении чистоговорки выделять интонационно (протяжно или громче) определенный звук;
  • начинать чтение с медленного темпа, постепенно убыстряя его;
  • следить за дыханием, распределять его, не забывать брать воздух на последующем предложении.

Тексты нужно не просто читать, но и следить за правильностью произношения звуков, постановкой артикуляционного аппарата. Можно проводить упражнения перед зеркалом, чтобы следить за собой. С помощью текстов работают над четкостью проговаривания определенных звуков: ш, р, ч, к, с, щ, ц, л.

Скороговорка для развития речи и дикции

Скороговорка про лигурийского регулировщика

Скороговорка про шишкосушильщика

Советы для удачного становления дикции

Когда человек занимается с профессионалом, улучшать дикцию легче, чем при самостоятельной работе. Логопеды дают советы, как сделать домашнее обучение интересным, полезным, эффективным.

  1. Проводить занятия каждый день. Ежедневная работа над мощными упражнениям позволяет улучшить дикцию за несколько недель.
  2. Отводить на речевую гимнастику 15-30 минут в день в зависимости от возраста.
  3. При обучении дикции принято записывать речь на диктофон, прослушивать после, чтобы отмечать достижения.
  4. Выполнять упражнения нужно по принципу от простого к сложному.
  5. Необходимо помимо занятий читать художественную литературу, чтобы обогащать словарный запас.

Таким образом можно добиться существенного улучшения дикции. Красивый и правильно поставленный голос дает возможность влиять на мнение людей в общении, повышать статус, делает разговор легким и непринужденным, неотягощенным.

Источник