Техническая игрушка и развитие ребенка дошкольника

Техническая игрушка и развитие ребенка дошкольника thumbnail

Техника безудержно влечёт к себе детей. В технической игрушке сходятся интересы детей и родителей, в ней сосредоточена педагогическая и техническая мысль. Она не просто развлекает ребёнка, она будит творчество.

Дети должны быть знакомы с миром техники, его особенностями и многообразием. Первое знакомство начинается, как правило, с игрушки. А это ни что иное, как техника в миниатюре, в которой присутствуют практически все её основные компоненты.

История технической игрушки во все времена переплеталась с человеческим трудом. С развитием культуры менялись и взгляды на игрушку, отношение к ней, по-разному оценивалось её значение в воспитании детей. Техническая игрушка непрерывно менялась, совершенствовалась.

Нынешняя техническая игрушка обязана своим появлением бурному развитию техники и промышленного производства. Современная техника помогает человеку обрабатывать и преобразовывать окружающий мир, обнаруживает, изучает и измеряет его, помогает упростить сложную мыслительную работу человека.

Технические игрушки — игрушки, которые вводят детей в мир техники; знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся:

  • игрушки-орудия (лопатка, совочек, молоток, клещи и др.);
  • предметы бытовой техники (телевизор, пылесос, стиральная машина и т.д.);
  • различные виды транспорта (легковые автомобили, грузовики, машины специального назначения);
  • игрушки, отражающие технику приборостроения (бинокли, кинокамеры, фотоаппараты и т.д.);
  • промышленное оборудование (робототехника, транспортёры и т.д.).

Транспортные игрушки составляют самую большую группу, в которую входят:

  • сухопутный транспорт (автомобили легковые и грузовые, трамваи, автобусы, троллейбусы, поезда пассажирские и товарные, поезда метро и т.д.);
  • водный транспорт (пароходы, лодки, катера, теплоходы, яхты и т.д.);
  • воздушный транспорт (самолёты, вертолёты);
  • космический транспорт (ракеты, луноходы, спутники и т.д.);
  • военная техника (танки, тягачи, пушки, подводные лодки и т.д.).

Техническая игрушка и развитие ребенка дошкольника

Среди сухопутного транспорта можно выделить:

  • машины специального назначения (скорая медицинская помощь, техническая помощь, снегоуборочная машина, машина для перевозки хлеба, машина для стрижки травы, пожарная машина и т.д.);
  • сельскохозяйственная техника (трактор, комбайн и т.д.);
  • транспорт, используемый в строительстве (подъёмный кран, каток, бульдозер, экскаватор и т.д.).

Какой же признак является решающим для отнесения игрушки к категории технических? Очевидно, решающим признаком является воспроизводимый ею образ реального технического объекта: машины, аппарата, сооружения, который и становится для ребёнка предметом познания, средством расширения кругозора. Познавательная роль технической игрушки — основной её признак.

Мировая практика производства игрушек сделала в последнее время качественный скачок. Появилось большое количество игрушек и наборов, позволяющих вырабатывать у детей разнообразные трудовые навыки, интерес к творчеству, активизировать процесс обучения. Очень важным представляется производство наборов игрушек, учитывающих возрастные этапы развития ребёнка. Среди таких игрушек можно выделить технические игрушки, которые развивают любознательность, дают представление об устройстве механизмов, принципе их действия, служат целям воспитания интереса к конструированию и конкретным техническим профессиям.

Современная техническая игрушка претерпевает период ломки некоторых устаревших традиций и всё шире и смелее использует новые технические принципы.

Электрические двигатели, автоматическое движение по довольно сложной программе, использование дистанционного управления с кнопочным пультом, в т.ч. и управления по радио с помощью звуковых и световых сигналов, уже давно вошли в арсенал её средств. Развитая система управления — характерный признак новой технической игрушки. Она требует активного вмешательства ребёнка, приобретения полезных навыков и умений, устраняет элементы пассивного созерцания.

При ознакомлении с техникой педагоги должны обладать элементарными сведениями из этой области, некоторым запасом технической терминологии, вошедшей в быт и являющейся достоянием наших дней.

Педагогу необходимо грамотно определить методику ознакомления детей с миром техники — содержание, методы и формы ознакомления, направленные на обогащение знаний детей о технике. С этой целью широко применяются различные организационные формы: дидактические игры, экскурсии, чтение литературных произведений с последующей беседой по их содержанию, рассказывание на заданную тему, рассматривание иллюстративного материала, изобразительная деятельность, ручной труд.

Дети разного возраста неодинаковы в своих требованиях к технической грамотности той или иной игрушки. Например, малыша вполне устраивает телефон, где он, набрав номер и нажав кнопку, слышит сигнал. Желание услышать сигнал стимулирует его действия, вызывает радость. Но уже в возрасте 5—6 лет ребёнок считает, что телефон должен звонить после набора номера. Паровоз для детей 2—4 лет может состоять из нескольких крупных ярких деталей — котла, трубы, колёс и трубки машиниста; для детей 5—6 лет требуется уже большая детализация — наличие рычагов у колёс и т.д.

Техническая игрушка и развитие ребенка дошкольника

Размеры игрушек могут быть разными, как и материал, из которых они изготовлены, — металл, пластмасса, дерево и т.д. В старшем дошкольном возрасте появляется интерес к игрушкам мелкого размера, готовым и сборным, играм на ловкость, смекалку, находчивость (с такими игрушками, как «железная дорога», «автогонки, управляемые на трассе» и т.п.). Появляется стремление к техническому осмыслению предметов. Дети не удовлетворяются условной формой игрушки.

Игры с техническими игрушками у детей разного возраста существенно отличаются. Так, если малыши учатся играть в соответствии с назначением игрушки, то старший дошкольник учится управлять движением. Ему нравится наблюдать работу механизмов, для чего необходимы прозрачные корпуса, открытые стенки в игрушках. Технические игрушки интересны не только мальчикам, но и девочкам.

Например, стиральная машина, вязальный и ткацкий станки, пылесос и другая бытовая техника вызывают большой интерес. Игровой процесс в этом возрасте связан с достижением действия машины, умением активно управлять им, добиваться хорошего результата.

В играх детей дошкольного возраста технические игрушки являются предметами оперирования — игрушками, имитирующими реальные предметы, орудиями, позволяющими воссоздавать смысл настоящего действия (например, утюг, молоток и т.д.). Они могут также являться маркерами (знаками) игрового пространства (например, кухонная плита, корабль, автомобиль и т.д.).

Технические игрушки способствуют общению и объединению детей в игре. Необходимо поддерживать их интерес к обыгрыванию игрушки в сюжетно-дидактических и сюжетно-ролевых играх: «МЧС», «Строительство», «Аэропорт», «Уборка урожая», «Военный парад», «Кругосветное путешествие» и т.д.

Техническая игрушка и развитие ребенка дошкольника

Игра — показатель того, что ребёнок усвоил знания, насколько интересно, увлекательно он преобразует полученную информацию в связи с усвоенным материалом.

М. Калиновская

Источник

Анна Трошина
Опыт работы «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством технической игрушки»

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста

через техническую игрушку

Научно-технический прогресс, проникая во все сферы человеческой деятельности, не только изменяет наше представление о мире, в котором мы живем, но и ставит нас перед лицом целого ряда новых проблем. В настоящее время развитие техники затрагивает почти все стороны человеческого бытия. Поэтому ребенок не должен вступать в наше техническое общество неподготовленным, он должен уметь соприкасаться с техникой, работать с ней, не подвергая свою жизнь опасности. Окружающая техника должна вызывать в ребенке любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир и понять его, а для этого ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь достаточный запас представлений о техническом мире.

Изучая исследования некоторых педагогов и психологов в данном направлении, сделала вывод о том, что формирование у детей дошкольного возраста представлений о технике оказывает огромное влияние на все стороны развивающейся личности. Ознакомление детей с техникой приобщает дошкольников к миру взрослых, к трудовой деятельности.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, данное направление деятельности я решила реализовать через кружковую работу «Техномир», целью которого является развитие познавательного интереса к технике у детей дошкольного возраста.

В план работы кружка включены 9 тем: транспорт; сельскохозяйственная техника; железнодорожный транспорт; воздушный транспорт; строительная техника; водный транспорт; городская спецтехника; космос; военная техника. Знакомство с каждой темой проходит в два этапа – теоретический и практический.

На теоретическом этапе дети открывают для себя новое, удивительно- интересное. Такие открытия у нас могут происходить через виртуальные экскурсии. Так, например, рассматривая тему «Железнодорожный транспорт», в ходе виртуальной экскурсии, мы смогли увидеть, эпоху паровых машин: как устроен старинный паровоз, что находится в его будке и в вагоне; подготовку паровоза к путешествию. Познакомились с современными видами железнодорожного транспорта и их устройствами, сравнили и сделали свои выводы. Также не упустили возможность углубить свои знания посетив передвижной выставочно-лекционный комплекс ОАО «РЖД».

По теме «Сельскохозяйственная техника» совместно с родителями и детьми организовали выездную экскурсию на Агропромышленный холдинг Добронравов АГРО, там ребятам выпала уникальная возможность не только увидеть технику в работе, но и побыть внутри нее. От такой экскурсии мои ребята долгое время делились своими впечатлениями и многие, не только мальчики, но и девочки, хотели бы в будущем научиться управлять и работать на таких машинах.

Заинтересовать детей новой темой мне помогают еще такие формы работы – поиск информации вместе с детьми в книгах, газетах, журналах, интернет-источниках; просмотр видеороликов, презентаций, мультфильмов.

Хочу отметить, что при рассматривании любого вида техники, знакомлю ребят с ее историей, чтобы они могли сравнить технику прошлого и настоящего, а также сделать выводы о том, что время меняется, все совершенствуется, и что в будущем она возможно станет совсем не такой как сейчас.

М. Горький, говоря о необходимости дать детям знания о мире, своей стране, писал «Это вполне достижимо при наличии забавной, умно и просто написанной книжки и это еще легче может быть достигнуто интересной игрушкой».

Так развить интерес детей к технике, понять тот или иной технический процесс помогают технические игрушки. Зачастую современные игрушки— это заместители тех предметов, с которыми ребенок встретиться во время взросления. Поэтому их ценность еще в том, что в простой, элементарной форме они открывают перед дошкольником принципы действия различных машин, станков и механизмов.

В нашей группе имеется большой выбор таких игрушек для детей — это игрушки-орудия (лопатка, молоток, клещи и т. д.); предметы бытовой техники (утюг, стиральная машина, чайник, т. д); различные виды транспорта (самолеты, автомобили, корабли и т. д.) промышленное оборудование (робототехника, транспортеры, игрушки, отражающие приборостроение (бинокль, фотоаппарат, кинокамера, ноутбук). Разновидность технических игрушек группы мы пополняем игрушками, изготовленными своими руками, которые конструируем на практическом этапе кружка «Техномир».

Этот этап направлен на углубление интереса к технике через изготовление технических игрушек детьми из различных конструкторов, строительных наборов, сборно-разборных трансформирующихся игрушек – полуфабрикатов. По моим наблюдениям такой вид деятельности пробуждает у моих воспитанников большое желание изобретать и экспериментировать, при этом у них активно развиваются психические процессы: увеличивается объем памяти, активизируется произвольное внимание, укрепляется воля, мышление становится более гибким и логичным, ребенок приучается думать не только конкретно, но и абстрактно; формируются нравственные качества: аккуратность, бережливость, умение оказать помощь, взаимовыручка, ответственность за свои поступки, чувство коллективизма; интенсивнее развивается речь, за счет усвоения технических терминов, увеличивается пассивный и активный словарь.

Нашу совместную деятельность мы начинаем с рассматривания составляющих деталей конструкции, далее обсуждаем выбор материала и последовательность ее изготовления. Процесс изготовления может проходить по наглядному образцу, схемам, замыслу. Размеры игрушек могут быть разными, как и материал, из которых они изготовлены, — металл, пластмасса, дерево и т. д.

Далее наша работа направлена на приведение игрушки в механическое движение. Мои ребята знают, что привести ее в движение можно с помощью толчка руки, потока воздуха или наклонной поверхности. А также они знакомы с вспомогательными средствами такими как: магнит, нитка с катушкой, готовые механизмы из конструкторов, резиномоторы. Данные средства ребята делают сами. Так их особенно увлекает изготовление резиномотора, ведь с помощью одного такого средства можно привести в движение разные виды транспорта: машина — поедет, корабль — поплывет, самолет — полетит.

Игрушки, сделанные детьми, мы используем для обыгрывания различных ситуаций, которые помогают наглядно продемонстрировать назначение данной техники. Так на корабле, через воображаемую реку, мы перевозим грузы; наполняем город транспортом, для улучшение жизни жителей; доставляем лекарства на самолете и т. д. Такие игровые ситуации способствуют общению и объединению детей.

Знания, полученные в кружковой работе, дети также применяют в своих сюжетноролевых и сюжетно-дидактических играх: «МЧС», «Строительство», «Аэропорт», «Уборка урожая», «Военный парад», «Кругосветное путешествие» и т. д.

Одним из важных моих достижений является то, что моих ребят интересует не только новый для них предмет сам по себе, но и его устройство, назначение, происхождение, способ использования. Ребенок хочет узнавать – Что? Как? Почему? И это познавательное отношение отчётливо выступает в количестве вопросов, адресованных мне, ответы на которые предлагаю найти ребятам совместными усилиями. И это всё ведет к развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Источник

Таисья Мамуркова
Игрушка как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста. Консультация для родителей «Моя игрушка»

Игрушки — специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых.

Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.

Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко – «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей действительности, развивает ту или иную роль.

Игрушка наряду с детской книгой – первое произведение искусства, которое входит в жизнь ребенка. Хорошо оформленная игрушка будит в нем эстетические переживания, прививает художественный вкус. Исконно для развития детей использовали игрушки.

«Игрушки – не балушки» — так говорит народная мудрость о назначении для развития маленького ребенка. В результате педагогических исследований, проведенных Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой и др. было установлено, что игрушкам принадлежит особая роль в развитии детей. При этом игрушки должны отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Гигиенические требования представлены в санитарно-эпидемиологических правилах (СанПин 2.4.1.1249-03, разработанных сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН при участии ряда институтов и кафедр медицинского профиля.

Педагогическая ценность игрушки состоит в том, что она служит основным дидактическим материалом для эмоционального, познавательного, речевого, сенсорного, художественного, эстетического развития детей. Поэтому, игрушка должна быть привлекательной для ребенка, доставлять ему радость и удовольствие, формировать верные представления об окружающем мире, побуждать к активной игровой деятельности.

Эстетические требования к детской игрушке являются обязательным условием ее использования в работе с детьми. Внешний вид игрушек способствует появлению первых эмоционально-эстетических оценок, воспитанию художественного вкуса детей.

Признавая большое значение игрушек для развития малыша, взрослые культивируют их: создают, мастерят, производят на фабриках, вносят в жизнь ребенка. Игрушки стали частью общечеловеческой культуры.

Педагогические требования к игрушке

Игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного возраста.

Особое требование к тематике, содержанию игрушки (что она отображает, от этого зависит характер игры, действия, чувства. Игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности.

Игрушка должна быть динамичной, побуждать малыша к разнообразным действиям в игре.

Оформление игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении. Гармоничное сочетание формы, конструкции, цвета.

Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровью малыша и отвечать ряду гигиенических требований.

Виды игрушек

Сюжетные (образные) игрушки – это куклы, фигурки (изображающие людей, животных); транспортные средства; посуда, мебель и др. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.

Дидактические игрушки – предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Среди много народных игрушек: матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. Также к игрушкам относятся мозаики, настольные и печатные игры.

Игрушки – забавы, «веселые игрушки», используются для развлечения детей. Они представляют собой смешные фигурки зверей, людей. Все это будит в ребенке острую заинтересованность, яркие эмоции, развивает чувство юмора.

Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность. Игрушки разнообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (волчки, мячи, обручи). Другие содействуют развитию навыков бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, коньки ролики, скакалки). А также коллективные игрушки (хоккей, баскетбол и т. д.).

Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Основные требования к музыкальным игрушкам: благозвучность, высокое качество изготовления, эстетичность оформления.

Театрализованные игрушки – это куклы – театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. Эти игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребенка быть связанным с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.

Технические игрушки вводят малыша в мир техники; знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства, с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины.

Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство.

Игрушки — самоделки изготавливаются самими детьми, их родителями. Потребность в таких игрушках возникает во всех видах игр: для театрализованной игры дети мастерят фигурки артистов, маски, для сюжетно-ролевой игры.

Типы, характер, содержание и оформление игрушки определяются конкретными воспитательными задачами применительно к возрасту детей, с учетом их развития.

Подбор игрушек определяется задачами сенсорного воспитания и развития речи. Игрушки должны способствовать развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины и т. д., понимания и употребления слов, обозначающих свойства и качества.

У детей от 3—4 до 5—6 лет большой любовью пользуются куклы, домашняя обстановка, посуда, животные, что позволяет детям в творческих играх отображать окружающую действительность. Полезны для детей этого возраста дидактические игрушки, служащие ориентировкой в форме, величине, цвете. Кроме игрушек им необходимы дополнительные предметы: матросские шапки, флаги, бинокль и т. д. Также дети уже умеют работать коллективно и использовать комплектные игрушки. Например: комплект игрушек «Домашние животные» вызывает желание совместно строить конюшню, стеречь стадо и т. д.

Для детей 6—7 лет большое значение приобретают тематические наборы. Дидактические наборы усложняются в отношении дифференцировки в распознавании формы, величины и цвета (принцип хроматизма); выдвигаются задачи по систематизации и классификации предметов, что особенно ярко выражается в настольных печатных играх (лото, карты-картинки и пр.). Они шире соприкасаются с жизнью, их представления, опыт общения, организации игры позволяют использовать игрушки, которые дают возможность развить сложные сюжеты. Широко должны быть представлены технические игрушки с явно выраженными признаками и способами движения: «Строитель», «Маленькая портниха». Они проявляют большой интерес к играм спортивного характера. Движения у них более координированы. Их интересуют игры, требующие ловкости, усилия, тренировки. Для этого нужны такие игрушки, как детский крокет, кегли, городки. Большое значение приобретают театральные игрушки, необходимые для игр-представлений, игр-драматизаций.

Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берет в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте ее подальше, а через некоторое время ее появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребенка.

Вспомните фильм «Игрушка«, где сын миллионера жил в огромном доме, имел кучу роботов, машин, компьютеров, но был одинок, пока не нашел себе друга-человека, понимающего и любящего его, способного вместе с ним фантазировать и играть.

Так играйте со своими детьми!

Советы для родителей!

Как правило, дети сами решают, какими игрушками играть, но взрослые должны помочь им в нелегком выборе. Обязательно надо учитывать, что девочки больше мальчиков склонны нянчить кукол, проявлять о них заботу, а также критиковать, поучать.

Не следует отмахиваться от малыша, когда он со слезами на глазах приносит матери или отцу своего любимого мишку с оторванной лапой. Обязательно надо уделить внимание этой беде малыша, пришить лапу, повязать на шею новый красивый бантик. Такой поступок взрослого поможет малышу стать добрее в будущей жизни.

Родители должны превратить приобретение новой игрушки в праздник, обязательно идти в магазин вместе с малышом, дать ему возможность выбрать, но при этом тактично направлять его. Взрослым следует попробовать относиться к игрушкам ребенка, как это делает он, т. е. очень серьезно. Новой кукле или собачке обязательно надо присвоить имя, а также показать дочери или сыну, что родителям тоже очень нравится новое приобретение. При покупке для мальчика машинки или конструктора также следует объяснить малышу, что эти новые предметы навсегда поселятся его доме, за ними нужно следить и ухаживать.

Такие нехитрые приемы научат маленького ребенка не только беречь свои игрушки и любить их, но и помогут общаться с окружающими людьми.

Источник