Театрализованные игры на развитие эмоций у ребенка

Театрализованные игры на развитие эмоций у ребенка thumbnail

Марта Джамиева
Театрализованная деятельность. Организация игр и упражнений, направленных на развитие эмоций и творческих способностей детей.

Опыт работы. «Театрализованная деятельность. Организация игр и упражнений, направленных на развитие эмоций и творческих способностей детей».

Театр был и остается действенным помощником в нравственном и эстетическом воспитании детей. Хороший мудрый спектакль дает очень много и уму, и душе маленького зрителя, так как побуждает думать и сопереживать. Театр — это игра, а игра — стихия ребенка».

Театрализованная деятельность – важная составляющая повседневных дел нашей группы. Работу по театрализованной деятельности мы осуществляю в три этапа.

На первом этапе организовываю совместную игровую деятельность, в которой дети знакомятся с театрализованной деятельностью (знакомство с видами театра, разучивание потешек, стихотворений, чтение сказок, игры и упражнения, развивающие эмоции и творческие способности, игры — драматизаций).

На втором этапе учу детей организовывать деятельность, оказывая небольшую помощь при необходимости. Дети сами принимают участие в выборе сказки, выборе атрибутов и учатся примерять на себя роль. Все это способствует формированию эмоционально положительного отношения.

Третий этап – это самостоятельность и показ освоения специальных умений. Здесь проходит самостоятельный показ сказки детьми, которые пробуют себя не только в роли актеров, но и режиссеров.

Театрализованная деятельность занимает особое место и в эмоциональном развитии ребенка. В театрализованной деятельности средства выразительности (жесты, мимика, движения и др.) не могут быть случайными, а должны соответствовать тому или иному сценическому образу. «Искусство актера заключается в речи и в движении тела» говорил». И. Гёте.

Поэтому считаю, очень важным на всех этапах театрализованных занятий подбирать театрализованные игры и упражнения, которые сочетаются в движений, речи, мимики, пантомимы в различных вариациях.

Ежедневно включаю театрализованные игры и упражнения во все формы организации педагогического процесса: речевая и артикуляционная гимнастика, проговаривание чистоговорок, скороговорок, потешек. Подбираю игры и упражнения для развития речевого дыхания, артикуляции звуков, интонационной выразительности, выразительности движений, развития памяти и воображения.

В начале организации театрализованных занятий совместно с детьми произношу небольшие тексты, пальчиковые игры, которые стараюсь произносить максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполняю синхронно с текстом или в паузах.

Для некоторых игр надеваю на пальчики бумажные колпачки или рисую на подушечках пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают детей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные, на мой взгляд, движения; его стараюсь хвалить и, если можно, дать ему возможность показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Так как я работаю в группе компенсирующей направленности, хочу обратить особое внимание на артикуляционную гимнастику. Она является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики представлены ниже.

Провожу артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3 — 4 раза в день по 3 — 5 минут.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдаю определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, я игровой форме. Каждое упражнение выполняется по 5 —7 раз.

Статические упражнения выполняются по 10—15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даю для повторения и закрепления.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, поскольку в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9×12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Игры и упражнения направленные на развитие эмоций и творческих способностей.

Артикуляционная гимнастика.

Занимательная деятельность всегда начинается с артикуляционной гимнастики со слов «Чоки — чоки – чоки — чок! Поработай, язычок!»

«Давайте все вместе сочиним сказку».

Жил – был язычок. Где он жил? Он жил в своем домике, который назывался рот. А была ли в домике дверь? Была, да не одна, а целых две красная, а другая — белая (губы и зубы). Покажите как открывается первая дверь. [Дети улыбаются и показывают сомкнутые зубы). Откройте вторую дверь — зубы, посмотрите, что делает в доме язычок. Он отдыхает. Давайте выпустим его погулять. Но сначала скажем волшебные слова: «Чоки — чоки – чоки — чок! Поработай, язычок!» «Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

Читайте также:  Идеи л с выготского о зоне ближайшего развития ребенка

«Хоботок». («Трубочка») Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«Заборчик». Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Игры направленные на развитие силы голоса и речевого дыхания.

Игра «Эхо».

Дети становятся лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит «а», другая тихо отзывается «а». Можно играть используя гласные звуки, а также сочетания «ау», «уа», «иа», «ио». Педагог достает игрушку Эхо.

Эхо: Это кто меня зовет?

Пусть шагнет скорей вперед,

А теперь шаг назад

Я друзьям очень рад. (Игрушка Эхо к каждому подходит и жмет руку.)

Игра «Вьюга»

Педагог показывает картину, на которой нарисована вьюга. По сигналу воспитателя «Вьюга начинается» — дети тихо говорят: «у-у-у». По сигналу «Сильная вьюга» громко говорят: «у-у-у». По сигналу «Вьюга кончается» говорят тише. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают»

Проговаривание скороговорок на развитие силы голоса.

Научить наш язычок правильно, чисто и ясно произносить все звуки речи нам помогут скороговорки. Будем говорить с различной интонацией: радостно, грустно, удивленно, сердито: «У Ирины и Арины растут георгины».

Упражнения направленные на развитие средств выразительности (жестов, мимики, движений).

Этюд «Старый гриб»

Старый гриб скоро упадет. Его слабая ножка не выдерживает тяжести огромной раскисшей шляпки. Выразительные движения. Стоять, ноги расставлены, колени слегка согнуты; плечи опущены, руки висят вдоль тела; голова клонится к плечу.

Мимика. На лице полное безразличие, апатия, мышцы лица расслаблены. (Слово «апатия» детям можно и не говорить просто покажите им это состояние).

Этюд «Прекрасный цветочек»

Теплый солнечный лучи купал на землю и согрел маленькое семечко. Из семечка робко проклюнулся росток. Из ростка начал расти прекрасный цветок. В от он вырос, нежится на солнышке, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку в след за солнцем»

Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел. Голова при этом слегка откидывается назад, медленный поворот вслед за солнцем.

Мимика. Глаза полузакрыты, улыбнуться.

Игры – диалоги.

В играх – диалогах дети сначала повторяют слова за педагогом. В дальнейшем они могут и самостоятельно их обыгрывать. Чтобы сделать их декламацию более живой и интересной, хорошо дать им предметы, соответствующие содержанию диалога, и вести их как часть свободной творческой игры.

1. Говорит гусь Коле:

— Пошел бы ты умылся, что ли.

Говорит Коле утка:

— Смотреть на тебя жутко.

Говорит Коле кошка:

— Дай оближу тебя немножко.

А свинья от смеха давится:

— Мне мальчишка этот нравится

Дети, которые изображают животных, имитируют характерные звуки и движения этих животных.

2. — Кто кого обидел первый?

— Он меня.

— Нет, он меня.

— Кто кого ударил первый?

— Он меня.

— Нет, он меня!

— Вы же раньше так дружили…

— Я дружил

— И я дружил!

— Что же вы не поделили?

— Я забыл.

— И я забыл!

В процессе работы выполнения детьми упражнений наблюдалась напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезло, движения стали непринужденными и вместе с тем координированными. После овладения данными умениями и навыками в театрализованной постановке юный актер примеряет на себя роль, в которой он развивается интеллектуально, творчески, духовно и физически. Заучивание текста роли тренирует память. Сценическое движение учит управлять своим телом. И конечно же взаимодействие с партнерами — это особый ценный опыт общения, формирующий умение контролировать и работать с людьми. Необходимость действовать на сцене приучает владеть своими эмоциями, творчески раскрепощает.

Так как среда является одним из основных средств развития личности ребенка и источником его индивидуальных знаний и социального опыта, особое внимание уделяю созданию развивающей предметно – пространственной среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО. Созданная в группе богатая театрализованная предметно – пространственная среда: настольный, теневой, пальчиковый, би-ба-бо, магнитный театры, театр на фланелеграфе, набор кукол для разыгрывания сценок; ширма для кукольного театра; элементы костюмов, шапочки, маски, которые обеспечивают совместную театрализованную деятельность детей и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

Используемая литература.

Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия для детей 5 – 9 лет. – СПб. : Речь; М. : Сфера.

Дерягина Л. Б. Театрализованная деятельность в ДОУ. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015.

Источник

Людмила Телешенко
Эмоциональное развитие ребёнка посредством театрализованных игр

По-настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в равной степени развито и эмоциональное, и интеллектуальное начало. Педагоги должны стремиться развить в ребенке и то и другое. К сожалению, они чаще всего пренебрегают эмоциональным воспитанием и отдают предпочтение развитию интеллектуальных возможностей. «Гармония ума и сердца –вот конечная цель воспитания современного человека» (Д. Б. Кабалевский).

Читайте также:  План работы по коррекции развития ребенка

Большое значение для развития личности ребенка имеет среда, способствующая его самовыражению в процессе игровой деятельности.

Несомненно, ребенок,привыкающий выражать свои эмоции с помощью различных видов игровой деятельности, начинает по-новому рассматривать своё «Я», свое собственное поведение и поведение других, свои взаимоотношения с людьми, а также природу и окружающий его мир. Дошкольник на занятиях не должен просто сидеть и послушно выполнять занятия педагога. Радостно творить, активно взаимодействовать с педагогом – вот что развивает творческое начало в каждом ребенке. Отсюда возникает необходимость таких форм занятий, в которых каждый ребенок будет активно переживать содержание занятий и так же активно участвовать в игровом самовыражении.

При всем разнообразии видов игровой деятельности, занятий (по форме и по содержанию) особое место в воспитательно – образовательной работе дошкольных учреждений занимают театрализованные игры. Они рассчитаны на активность детей, на их творческое взаимодействие друг с другом и общение со взрослыми. Через театрализованную игру ребенок получает информацию об окружающем мире, у него формируются творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются литературные произведения,сказочные сюжеты, шуточные диалоги.

Театрализованные игры способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния. В конечном счете театрализованные игры способствуют развитию чувств, глубоких переживаний ребенка. Он учится сочувствовать персонажам, сопереживать конкретным ситуациям, событиям.

Через игру дошкольник учится не только распознавать эмоциональное состояние персонажа по мимике, жесту, интонации, но и передавать с помощью выразительных средств разнообразные эмоции.

В процессе освоения театрализованных игр обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи,навыки связной речи,расширяется ее интонационный диапазон.

Неоценима и воспитательная роль театрализованных игр. Они учат доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Театрализованные игры позволяют дошкольникам справиться со многими проблемами в соответствии сего эмоционально-личностными особенностями. Робкому ребенку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому –преодолеть неуверенность в себе. Содержание игр, необычность сюжета, возможность «спрятаться» за маску, костюм, театрализованную куклу – все это позволяет решить многие проблемные ситуации.

Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального состояния ребенка, средством предупреждения эмоциональных расстройств. При этом необходимо одно условие –наличие активного интереса детей к театрализованным играм, разнообразных по форме, и содержанию.

Использование театрализованных игр не всегда должно сводиться к подготовке выступления. Основная их цель, безусловно, не в этом, хотя некоторые из них вполне можно включать в праздники и развлечения.

Педагоги в театрализованных играх могут выступать в качестве равноправных партнеров, выбирая для себя не только роль ведущего, но и перевоплощаясь в того или иного персонажа. Это помогает лучше узнать детей, их характеры,интерес, желания. Дети же в этом случае станут более естественно и непринужденно включаться в действие, перенимая опыт взрослого.

От игры к игре активность детей будет возрастать, они быстрее начнут запоминать тексты, станут более свободно перевоплощаться. Для закрепления приобретённых навыков необходимо проводить беседы с родителями по поводу эмоций ребёнка, а также привлекать родителей в создании костюма для более яркого передачи образа.

Этюд «Маленькая история про медведя»

Педагог: По лесным чащобам рыщет

И у речки пищу ищет

Неуклюжий мишка,

Мишенька-топтыжка…

(Звучит музыка «Медведь». Дети изображают неуклюжие,тяжелые шаги лесного зверя. Движения,мимика, жесты, походка соответствует образу и характеру музыки и носят импровизационный характер.)

Хоть и хвастает он силой,

Любит ягодой малиной,

Как ребята-малыши

Лакомиться от души.

Посмотри, в глуши лесной

Мишка пляшет под сосной!

Звучит музыка «Пляска медведя».Дети свободно пляшут. Движения передают веселое настроение пляшущего медведя.

Этюд «Как заяц стал храбрым»

Педагог: Жил-был в лесу заяц. Всего он боялся, от всех прятался. Все звери в лесу говорили о нем: «Зайчишка-трусишка». Очень обидно было ему это слышать, но ничего он с собой поделать не мог…

Звучит музыка «Зайчик»,которая повторяется дважды. Дети изображают зайчика, свободно выбирая жесты, мимику, движения.

Ну, какой же трусишка

Это бедный зайчишка!

У него каждый звук

Вызывает испуг…

Вот он в сторону – прыг!

Там лягушка в тот миг

Завопила: «Ква-ква!

Это мчится за мной

Зверь опаснее льва…

Я несчастная, ква!»

Тут зайчишка ее

Успокоил, сказав:

«Ты не бойся меня,

Отнесу я тебя

Где камыш и вода!»

И теперь тот зайчишка

Никого не боится.

Вовсе он не трусишка,

Оттого веселится!

Звучит музыка «Зайчик пляшет».Дети изображают пляшущего зайчика: их движения,мимика соответствует характеру музыки.

Источник

Театрализованные игры — этюды на выражение эмоций

Цель. Знакомство детей с базовыми эмоциями, обучение их
вербальному и невербальному выражению через ролевые образы; освоение
понятийного содержания слов, обозначающих эмоции, переживания, оттенки
настроений, их соотнесённости с определённым состоянием человека, сказочного персонажа, ролевого образа; осознание и понимание детьми собственных эмоций и других людей

Читайте также:  Познавательное развитие ребенка в доу

Этюды на выражение радости.

Изобразить: «Как ты обрадуешься, если тебе принесут подарок» «Пятачку подарили воздушный шарик» «Золушка поедет на бал!»

Этюды на выражение удивления

Изобразить: «Ты попал в сказку «Красная шапочка». «Фокусник открыл чемодан, в нем был котенок, закрыл, затем снова открыл — из чемодана выбежала собака!»

Этюд для выражения внимания, интереса, сосредоточения

Щенок принюхивается. Щенок увидел котенка. Оно мгновенно застывает в напряженной позе. Мордочка у него вытягивается вперед, глаза напряженно смотрят, а нос бесшумно втягивает запах. Зверята подружились.

Этюды на выражение гнева

«Баба Яга рассердилась: Аленушка убежала от нее» « На кого может рассердиться папа? мама? мышка? кошка? рыбка?» « Придумайте радостное продолжение, чтобы утешить героя».

Этюды на выражение страха, испуга

«Крошка Енот боится того, кто сидит в пруду» «На даче хозяин испугался грозы» « Вдруг кто-то царапается в дверь — это промокший щенок. Хозяин обрадовался!»

Этюды на выражение страдания и печали

«Гадкий утенок» (автор М. И. Чистякова)

Этюд построен на разыгрывании отрывка из сказки Г.- Х. Андерсена «Гадкий утенок» (сцена «На птичьем дворе»). В этом сюжете очень тонко и изящно описаны эмоции отвращения и презрения. Проигрывание этого сюжета помогает не только смоделировать эмоцию и понаблюдать ее внешнее выражение, но и почувствовать себя на месте того, кого отвергают и кем пренебрегают, ощутить»; насколько тяжело и обидно быть на месте этого человека.    

«Все гнали бедного утенка, даже его братья и сестры. Они сердито говорили ему: «Хоть — бы кошка утащила тебя, несносный урод!» А мать прибавляла: «Глаза бы на тебя не глядели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала корм, пинала  ногой».

Утенок не выдержал пренебрежительного и враждебного отношения к себе. Он убежал через изгородь прочь с птичьего двора

Выразительные движения: отвращение птиц — голова откинута назад, брови нахмурены, глаза прищурены, ноздри раздуты, нос сморщен, уголки губ опущены или, наоборот, верхняя губа подтянута вверх. Униженность — голова опущена вниз, спина согнута, плечи  сведены  вперед.

Этюды на выражение гнева.

«Баба Яга рассердилась: Аленушка убежала от нее» « На кого может рассердиться папа? мама? мышка? кошка? рыбка?» « Придумайте радостное продолжение, чтобы утешить героя».

«Ролевая гимнастика» (автор В. Леви)

Цель: формировать умение детей выражать различные эмоции, совершенствовать образные исполнительские умения. Способствовать снятию напряжения.

  Детям  предлагается  выполнить  ряд упражнений.

1.  Рассказать известное стихотворение: шепотом, с пулеметной  скоростью, со скоростью  улитки, как   робот, как иностранец.

2.  Походить, как: младенец, глубокий старик, лев, трусливый заяц.

3.  Улыбнуться, как: кот  на  солнышке, само солнышко.

4.   Посидеть, как: пчела на цветке, наездник  на лошади, Карабас-Барабас.

5.   Попрыгать, как: кузнечик, маленький зайчик, лягушка, кенгуру.

6.   Нахмуриться, как: осенняя туча, рассерженная  мама, разъяренный лев.

Упражнение «Изобрази»

Цель: формировать умение детей выражать различные эмоции, совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.

1. Нахмуриться, как: а) король, б) ребенок, у которого отняли игрушку, в) человек, скрывающий улыбку.

2. Улыбнуться, как: а) вежливый японец, б) собака своему хозяину,

в) мать младенцу, г) младенец матери, д) кот на солнце.

3. Сесть, как: а) пчела на цветок, б) наказанный Буратино, в) обиженная собака, г) обезьяна, изображавшая вас, д) наездник на лошади,

4. «Игра с платком». Предложить ребенку с помощью платка, движений, мимики изобразить: а) бабочку, б) лису, в) принцессу, г) волшебника,

д) бабушку, е) фокусника, ж) больного с зубной болью.

5. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама — простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).

6. Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).

7. Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.

Игра «Колдовство»

Цель: закреплять умение выражать эмоции.

Предложить мимикой и жестами изобразить ту эмоцию, которая проговаривается в стихотворении.

Начинаем мы играть

Начинаем колдовать…(выполняются движения руками, как будто дети    колдуют)

На всех нас без сомненья,

Влияет настроение. (На каждое слово хлопок  руками)

Кто веселится… (изображение мимикой радости)

Кто грустит…  (изображение грусти)

Кто испугался…

Кто сердит…

Игра «У зеркала»

Цель: закреплять умение выражать различные эмоции.

Чтение рассказа Э. Мошковской «Обида». Обсуждение: как и почему изменилось настроение главного героя, что бы чувствовали сами дети, оказавшись в подобной ситуации.

«Изобразить» перед зеркалом различные эмоции и рассказать, как меняется выражение лица (рта, бровей, глаз) у испуганного, удивленного, довольного человека.

Источник