Театрализованные игры для развития ребенка
оксана русакова
Сборник театрализованных игр для детей дошкольного возраста
Сборник театрализованных игр для детей дошкольного возраста
Театральная игра, соответствуя возрасту ребёнка, способна гармонизировать его облик. Речевые упражнения, этюды, театрализованный рассказ, занятие-игра, сказочная викторина, инсценировка сказки – все эти формы театрализации развивают психические процессы, совершенствуют нравственно-коммуникативные качества личности, пробуждают стремление к творчеству.
Методические рекомендации.
Театральная игра способствует:
1. Развитию речи детей.
2. Развитию нравственно-коммуникативных качеств личности.
3. Развитию двигательных качеств и умений.
4. Развитию творческого воображения и фантазии.
5. Развитию познавательных способностей.
Разновидностями театральных игр являются:
1. Игры с элементами театрализации.
2. Занятие-игра.
3. Театрализованный рассказ.
4. Викторина-развлечение.
5. Спектакль-игра.
Важнейшими условиями в осуществлении игровых
форм работы,являются:
1. Использование речевых упражнений.
2. Выбор упражнений или заданий в зависимости от индивидуальности детей.
3. Обеспечение психологического комфорта на НОД и вне НОД.
4. Побуждение детей активно участвовать в театральной игре, упражнении,
этюде.
Методика театральных игр.
I. Игры с элементами театрализации.
Игры с элементами театрализации включают в себя: речевые упражнения; этюды на выражение основных эмоций; этюды на воспроизведение основных черт характера; игры на развитие внимания и памяти; этюды на выразительность жестов; ролевые игры.
1. Речевые упражнения влияют на эмоционально-личностную сферу ребёнка; развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. Для выполнения этих упражнений необходимо предварительное разучивание текстов. Упражнение может быть коллективным или индивидуальным. Важно, чтобы дети делали это осмысленно, эмоционально, с интересом. Тексты должны соответствовать возрастным особенностям детей.
Например,такие: «Эхо», «Едем, едем на тележке», «Чистоговорки»— развивают выразительность речи, память, воображение.
2. Этюды на выражение основных эмоций развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Содержание этюдов не читается детям. Эмоциональный пересказ предложенной ситуации является условием для создания множества игровых вариантов на заданную тему. Этюды должны быть коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.
Так, в этюде «Лисичка подслушивает», дети через определённую позу и мимику учатся передавать эмоциональное состояние персонажа.
3. В этюдах на воспроизведение черт характера дети учатся понимать, какое поведение какой черте характера соответствует. Акцент делается на модель положительного поведения. Так, в эпизодах «Жадный пёс», «Страшный зверь» через мимику, жест, позу дети передают отдельные черты характера (жадность, замкнутость, трусость, смелость).
4. Игры на развитие внимания и памяти развивают умение быстро сосредоточиться; активизируют память и наблюдательность. В этих играх дети выполняют различные движения по сигналу, повторяют заданные движения и упражнения.
Так, в игре «Волшебный круг» дети выполняют различные движения по сигналу и развивают внимание ; в игре «Заводные игрушки» через перевоплощения играющие развивают моторно-слуховую память.
5. Целью этюдов на выразительность жестов является развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жеста. Содержание этюдов активизирует выразительность движений, творческое воображение.
В игре «Снежки» дети через воображаемое зимнее развлечение осваивают выразительность движений; в «Дружной семье»через пантомимику развивается точность и выразительность передаваемых действий: рисование кистью, вязание, шитьё, лепка и т. д.
6. Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол развивают творческое воображение, фантазию, коммуникативность. Дети вместе с педагогом мастерят маски, реквизит, элементы костюмов и декораций. В процессе подготовки могут участвовать родители.
В игре «Организуем всеобщий театр» дети вместе с педагогом мастерят кукол из бумажных пакетов, стаканчиков и разыгрывают бытовые и сказочные сюжеты. Развиваются коллективные взаимоотношения, творческое воображение, фантазия.
II. Занятие-игра.
Эта форма организации педагогической работы может включать в себя: этюды, фрагменты сказок, игры с элементами театрализации.
На занятии в импровизированной форме исполняются фрагменты сказки. Такая методика ведения занятия помогает увлекательно решать программные задачи; положительно влияет на формирование эмоционально-нравственной среды ребёнка. На комплексном занятии-игре по русской народной сказке «Маша и медведь», дети выполняют задания педагога по развитию связной речи, развивают математические способности, память, внимание.
III. Театрализованный рассказ.
Приёмы и методы театрализованного рассказа можно использовать и во время занятия и вне его. Во время чтения или рассказывания литературного произведения, педагог сам «играет» персонажей, использует интонационную, эмоциональную окраску речи. Через выразительное чтение, разыгрывание эпизодов; через иллюстративный материал, дети погружаются в атмосферу литературного произведения. Все задачи, которые входят в программное содержание занятия, можно решать с помощью выразительных игровых театральных средств. Примером такой театрализованнойформы может быть занятие по ознакомлению с художественной литературой: русская народная сказка «Хаврошечка».
IV. Викторина – развлечение.
Театрализованная форма литературной викторины-развлечения способствует расширению кругозора детей; активизирует эмоциональный и творческий потенциал. Проводится работа по изготовлению костюмов и реквизита. Готовится музыкальное оформление, записывается фонограмма, разучиваются тексты, проводятся репетиции отрывков из литературных произведений.
Сценический вариант занятия-игры по произведениям А. С. Пушкина «Лукоморье» ведёт детей в сказочное путешествие. В этой викторине дети участвуют в коротких инсценировках, отвечают на вопросы, отгадывают загадки. Дошкольники с интересом и удовольствием участвуют в познавательной театральной игре.
V. Спектакль-игра.
Эта форма работы требует длительной и тщательной подготовки: пишется специальная инсценировка с учётом возрастных индивидуальных особенностей детей. В игровой форме проводятся репетиции. Готовятся декорации и костюмы, выпускается афиша и театральные программки.
Спектакль-игра, поставленный по русской народной сказке «Репка», способствует раскрытию творческого потенциала детей, эмоционально обогащает исполнителей и зрителей спектакля.
Таким образом, дети через различные формы театральной игры развивают нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.
Практический материал.
1. «Смешные стихи» (для детей 3-4 лет).
Цель: Развивать чистоту произношения. Обращать внимание на интонационную выразительность речи.
Ход: Дети вместе с педагогом произносят стихи. Постепенно, от упражнения к упражнению, дети приобретают навык интонационной выразительности.
«На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается.
А посмеяться хочется!»
«-Был сапожник? — Был!
— Шил сапожник? – Шил!
— Для кого сапожки?
— Для соседской кошки!»
«- Кошка, как тебя зовут?
— Мяу!
— Стережёшь ты мышку тут?
— Мяу!
— Мяу! Хочешь молока?
— Мяу!
— А в товарищи щенка?
— Фрр!»
2. «Эхо» (для детей 4-5 лет).
Цель: Менять интонационную окраску при чтении текста.
Ход: «Мы бродили тёмным бором,
Мы спросили дружно хором:
— Дома ль бабушка Яга
Лес ответил нам:
— Ага!»
Текст повторяется, заменяется лишь наречие — как спросили? –
«Дружно; тихо; грозно; трусливо; смело…»
3. «Едем, едем на тележке» (для детей 5-6 лет).
Цель: Развивать чистоту произношения, чувство ритма, выразительность.
Ход: «Едем, едем на тележке,
Собирать в лесу орешки,
Скрип, скрип, скрип,
Скрип, скрип, скрип.
Листья шуршат — ш-ш-ш,
Птички свистят – фить-пирью, фить-пирью,
Белка на ветке
Орешки всё грызёт — цок, цок, цок, цок,
Рыжая лисичка зайчишку стережёт, (пауза)
Долго-долго ехали,
Наконец, приехали!»
4. «Весенние голоса» (для детей 6-7 лет).
Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса.
Ход: «Пригрело солнце (поют высокий звук у-у-у)
С пригорка побежал весёлый ручеёк (болтают языком, подражая весёлому
«бульканью»).
До краёв наполнил большую глубокую лужу («бульканье» низкими звуками).
Перелился через край («бульканье»волной: вверх-вниз).
И дальше побежал («бульканье»)
Выбрались из-под коры жучки (ж-ж-ж)
И букашки (з-з-з)
Расправили крылышки (крш-крш- с повышением)
И полетели куда-то (тр-тр-тр – шёпотом).
Лес наполнился птичьими голосами (имитация голосов птиц).
Вот и пришла весна!»
5. Скороговорки. Чистоговорки.
Цель: Совершенствовать чистоту произношения.
Ход: «Горячи кирпичи
Соскачи-ка с печи,
Испеки-ка в печи,
Из муки калачи!» «Тары- бары, растабары,
У Варвары куры стары!»
«Сеня вёз воз сена»
«Палкой Саша шишки сшиб».
«Орёл на горе, перо на орле».
«Жужжит над жимолостью жук».
Этюды на выражение основных эмоций.
1. «Лисичка подслушивает» (для детей 3-4 лет).
Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность).
Ход: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.
2. «Вкусные конфеты» (для детей 4-5 лет).
Цель: Передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).
Ход: У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами.
Она протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.
3. «Прогулка» (для детей 5-6 лет).
Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, удовольствие, удивление).
Ход: Летний день. Дети гуляют. Пошёл дождь. Дети бегут домой. Прибежали вовремя, начинается гроза. Гроза прошла, дождь перестал. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам.
4. «Иван Царевич» (для детей 6-7 лет).
Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, гордость, страх). Развитие творческого воображения.
Ход: Один ребёнок изображает Ивана-царевича, второй- Змея — Горыныча (голова и кисти рук- это головы Змея). Идёт сражение. Иван- царевич одерживает победу Змей – повержен.
Этюды на воспроизведение черт характера.
1. «Старичок» (для детей 3-4 лет).
Цель: Через мимику, жесты передавать черты характера (весёлый, добрый, смешной, озорной).
Ход: Прочесть детям стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок». Дети имитируют состояния и действия, о которых говориться в стихотворении.
«Жил на свете старичок
Маленького роста,
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто:
Ха-ха-ха, да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи, да бух-бух!
Бу-бу-бу, да бе-бе-бе,
Динь-динь-динь,
Да трюх-трюх!
Раз, увидев паучка,
Страшно испугался
Но, схватившись за бока,
Громко рассмеялся:
Хи-хи-хи, да ха-ха-ха,
Хо-хо-хо, да гуль-гуль!
Ги-ги-ги, да га-га-га,
Го-го-го, да буль-буль!
А увидев стрекозу,
Страшно рассердился,
Но от смеха на траву
Так и повалился:
Гы-гы-гы, да гу-гу-гу,
Го-го-го, да бах-бах,
Ой, ребята! Не могу!
Ой, ребята! Ах, ах!
2. «Жадный пёс» (для детей 4-5 лет).
Цель: Через мимику и жесты передавать черты характера (жадность).
Ход: Педагог читает стихотворение В. Квитко.
«Жадный пёс дрова принёс,
Воды наносил, тесто замесил,
Пирогов напёк, спрятал в уголок,
И съел сам – гам, гам, гам!»
Дети имитируют состояние и действия, о которых говориться в стихотворении.
3. «Страшный зверь» (для детей 5-6 лет).
Цель: Через пантомиму передавать черты характера и поведения персонажей (смелый, трусливый, глупый, осторожный).
Ход: Педагог читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь». Дети, получившие роли, действуют по тексту.
«Прямо в комнатную дверь,
Проникает хищный зверь!
У него торчат клыки
И усы топорщатся-
У него горят зрачки-
Испугаться хочется!
Может это львица?
Может выть волчица?
Глупый мальчик крикнул:
— Рысь!
Храбрый мальчик крикнул:
— Брысь!»
4. «Волшебное колечко» (для детей 6-7 лет).
Цель: Через пантомиму передавать черты характера (добрый, злой, справедливый). Развивать творческое воображение.
Ход: Злой волшебник, с помощью заколдованного колечка, превращает хорошего мальчика в плохого. Мальчик всех обижает, дразнит, всё ломает. Наконец, устав, он засыпает. Добрый волшебник предлагает спасти мальчика, снять кольцо. Все дети тихо подходят и снимают колечко. Мальчик просыпается. Он снова ласковый, просит у всех прощения. Всем весело.
Игры на развитие внимания.
1. «Будь внимателен!» (для детей 3-4 лет).
Цель: Стимулировать внимание; быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.
Ход: Дети шагают под весёлую музыку. Затем, на слово «Зайчики», дети изображают зайчиков (прыгают, на слово «Лошадки» — лошадок (ударяя ногой об пол, на слово «Раки» — пятятся, «Аист» — стоят на одной ноге, «Птицы» — бегут, раскинув руки.
2. «Волшебный круг» (для детей 4-5 лет).
Цель: Выполнять внимательно движения по сигналу.
Ход: Играющие стоят по кругу.По сигналу колокольчика дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встаёт, другой хлопает в ладоши, третий — приседает и встаёт и т. д.
3. «Слушай хлопки» (для детей 4-5 лет).
Цель: Развивать активное внимание.
Ход: Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопает два раза — принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
4. «Молчанка» (для детей 6-7 лет).
Цель: Развивать внимание и умение быстро сосредотачиваться.
Ход:Водящий:
Тише, мыши,
Кот на крыше,
А котята ещё выше!
Раз, два, три, четыре, пять,-
С этих пор пора молчать!
Играющие замолкают. Водящий следит, кто заговорит или рассмеётся. Этот ребёнок платит фант. Когда фантов наберётся 5-6, их разыгрывают. Каждый владелец исполняет художественный номер.
Игры на развитие памяти.
1. «Запомни своё место» (для детей 3-4 лет).
Цель: Развивать моторно-слуховую память.
Ход: Дети стоят или в разных углах комнаты.
Каждый должен запомнить своё место.
Звучит весёлая музыка, все «превращаются в птичек и двигаются по комнате. Музыка заканчивается. Все должны вернуться на свои места.
2. «Заводные игрушки» (для детей 4-5 лет).
Цель: Развивать моторно-слуховую память.
Ход:В магазине заводных игрушек стоят игрушки: куклы, зайчики, медведи, лягушки, птички, бабочки.Звучит музыка: «у игрушек включается завод».
Дети двигаются по комнате. Музыка замолкает, дети возвращаются на свои места.
3. «Художник» (для детей 5-6 лет).
Цель: Развивать внимание и память.
Ход: Ребёнок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет «рисовать», потом отворачивается, даёт его словесный портрет.
4. «В магазине зеркал» (для детей 6-7 лет).
Цель: Развивать наблюдательность и память.
Ход: В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки и стала вертеть головой. Обезьянки ответили ей тем же.
Она топнула ногой – и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все повторяли в точности её движения.
Этюды на выразительность жестов.
1. «Тише» (для детей 3-4 лет).
Цель: Развивать выразительное движение рук и адекватно использовать жест.
Ход: Мышата переходят дорогу, на которой спит котёнок.
Они то идут на носочках,то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!».Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».
2. «Игра в снежки» (для детей 4-5 лет).
Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.
Ход: Этюд сопровождается весёлой музыкой. Зима. Дети играют в снежки.Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, бросить снежок резкими, короткими движениями.
3. «Игра с камушками» (для детей 5-6 лет).
Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.
Ход: Дети гуляют по берегу моря, нагибаясь за камушками.
Входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду двумя руками. Затем,садятся на песок и играют с камушками: то подбрасывая вверх, то кидая в море. Звучит лёгкая музыка.
4. «Дружная семья» (для детей 6-7 лет).
Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.
Ход: Дети сидят на стульях по кругу.Каждый занят делом: один лепит, другой вколачивает в дощечку гвоздь, кто-то рисует кистью, кто-то шьёт, вяжет. Дети исполняют пантомиму с воображаемыми предметами, стремясь точнее передавать действия.
Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита,
масок и кукол.
1. «Играем в сказку» (для детей 3-4 лет).
Цель: Развивать творческое воображение и фантазию.
Ход: Педагог выступает в роли сказочницы. Дети, используя маски, реквизит, разыгрывают известную им сказку. («Репка», «Теремок» и др.)
2. «Угадай ситуацию» (для детей 4-5 лет).
Цель: Развивать творческое воображение и фантазию.
Ход: Дети по очереди с использованием реквизита и элементов костюма «создают ситуацию».Остальные — угадывают:
1) «Таня собирает грибы в лесу».
Девочка изображает грибника, в руках – корзиночка и посох, на голове – косынка.
2) «Олег плавает под водой».
Мальчик, в маске для подводного плавания, в резиновой шапочке изображает ныряльщика.
3) «Катя попала под дождь».
Девочка в плаще с зонтиком прыгает через лужи, ёжится от холодных капель.
3. «Жмурки» (для детей 5-6 лет).
Цель: Развивать коммуникативность, творческое воображение, фантазию.
Ход: Все дети вместе с воспитателем готовят маски мышек и кошки. У маски кошки глаза не вырезаются. Дети садятся в кружок. «Кошка»— в центре.Кошка: «Мышка, мышка, поищи!» Одна мышка исполняет просьбу. Кошка в маске с нарисованными глазами не видит — кто. Она должна угадать, чей был голос. Если не может, пусть потрогает одежду мышки. Когда угадает, выбирается новая мышка. Игра продолжается.
4. «Организуем всеобщий театр» (для детей 6-7 лет).
Цель: Развивать творческое взаимодействие, воображение, фантазию.
Ход: Все дети вместе с воспитателем мастерят кукол из перчаток, бумажных пакетов. Затем, разыгрывают бытовые или сказочные сюжеты.
Источник
Ольга Мохова
Театрализованные игры для дошкольников
Театрализованная деятельность в детском саду направлена на целостное развитие личности ребенка, его раскрепощение, раскрывает его творческие индивидуальные способности. А также способствует самовыражению дошкольника.
В основе подготовки детей к театрализованным постановкам, инсценировкам, участию в спектаклях лежат театральные игры, в основе которых лежит техника освобождения от зажимов. Игровые ситуации, этюды, как правило, способствуют развитию у ребенка психические процессы — внимание, речь, воображение, память, интеллект, являющиеся, по мнению Станиславского, основополагающими компонентами актерской деятельности. Театральные игры способны развивать у детей познавательные интересы, а также реализовать у детей потребность в театре, как в искусстве, что наиболее актуально в наше время. Ведь дети в основном смотрят сейчас анимированные, художественные фильмы да не всегда лучшего качества
Методические разработки театрализованных игр и этюдов:
• Игра «Как это сделаешь ты?»
Цель: развивать воображение, фантазию, веру, умение объяснять свое поведение и действия предлагаемыми обстоятельствами, а не выдуманными причинами.
Суть игры в том, что дети делятся на 3—4 творческие команды, каждая из которых получает по определенному заданию. Ведущий предлагает ребятам придумать и показать различные варианты поведения по конкретному заданию,например: человек слушает, поднимает руку, ест, бежит, плачет, смеется и прочее. Каждый ребенок придумывает для себя свой вариант поведения, а задача остальных ребят заключается в том, чтобы разгадать, где он находится и чем занимается. Необходимо отметить, что в разных условиях одно и то же действие может выглядеть по-разному.
• Игра «Угадай, что я делаю»
Цель игры — развить воображение, память, а также способность объяснить свою позу.
Суть игры в том, чтобы ребенок угадал и смог объяснить, что по его мнению делает ведущий.
Ход игры:ведущий предлагает ведущему поочередно принять определенные позы:
1) наклониться вперед;
2) сесть на корточки;
3) махать рукой;
4) стоять с поднятой рукой;
5) стучать по столу….
Дети должны угадать, что может делать ведущий. (Это должны быть разные ответы).
• «Мокрые котята».
Цель игры — развить воображение, координацию, пантомимические способности.
Ход игры: дети по началу определенной музыки изображают играющих котят, потом звучит звук дождя, «котята» забегают домой и стряхивают с себя мокрые капли, умываются.
• Этюды по сказке «Заюшкина избушка»на выражение эмоций и движений:
«Лиса в домике»
Дети показывают лицом настроение лисы, когда она выгнала зайца (Под торжествующую музыку дети показывают гордость в позе, жестах, выражении лица).
«Лиса выгнали из домика»
Дети показывают лису, когда ее прогонял петух, какое у неё было настроение. (Под «грустную» музыку дети принимаю сердитое выражение лица, испуганное и грустное одновременно)
«Заяц под кустом»
Дети показывают, как грустный, плачущий зайка идет по лесу и прячется под куст.
«Петушок выгоняет лису»
Дети подражают петушку, показывая его решительность, смелость.
«Ледяной домик, который тает»
Дети показывают сначала напряженную, вытянутую «ледяную скульптуру», постепенно руки, спина становятся мягкими, и фигура «сползает» на пол.
•Этюд на стихотворение:
На всех нас без сомнения,
Влияет настроение,
Кто веселится….
Кто грустит…
Кто испугался…
Кто сердит….
На кого указывает ведущий в считалочке, тот показывает соответствующее выражение лица.
Этюд «Пьеро, Мальвина, Буратино»
Дети передают мяч по кругу под музыку из фильма про Буратино. На ком музыка остановилась, тот встает в позу и принимает соответствующее выражение лица героя, которого назвал ведущий.
• «Немой диалог» на развитие артикуляции
Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама во дворе дома, а вы смотрите на нее из окна. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться.
(Сначала роль мамы берет на себя воспитатель, а дети отгадывают. Затем роль мамы предлагается исполнить детям.)
• Этюд «Утро начинается»
Цель: развивать воображение, выразительность жестов.
Воспитатель рассказывает, как начинается день у ребенка, как он просыпается, потягивается, делает зарядку, умывается, чистит зубы и т. д…и приходит в детский сад, здоровается с воспитателем и друзьями. Дети без слов с помощью пантомимы изображают эти действия.
• «Варись, варись кашка» Песня гр. «Талисман»
Цель: развивать пантомимические навыки у детей
Под текст песни дети изображают, как они варят кашку, закладывают в кастрюлю крупу, сосиски.
Мы сегодня встали рано
И пока мамуля спит
Кашу ей сварить решили,
Чтобы чем — то удивить.
Мы пока крупу искали,
Убежало молоко
Как так вышло, мы не знаем,
Видно шустрое оно
Припев:
Варись, варись кашка
Варись и веселей
Порадуем сегодня мы всех своих друзей
Варись, варись кашка
Варись и не ленись
Тебя уже тарелки и ложки заждались.
Вместе все же мы решили
Молоко перехитрить
И на этот раз ведерко
Для надежности налить
Чтобы каша вышла вкусной
Добавляли, что могли
Колбасу, конфеты, булку
Посолили от души.
• «Цветочек»
Цель игры — развить воображение, координацию, пантомимические способности, чувствовать лирическое настроение музыки.
Под лирическую музыку «Цветочные поля» из фильма «Про Красную шапочку» дети показывают, как распускается цветок и качается на ветру.
• «На лужайке»
Дети «пришли» отдохнуть на лужайку, полежать и погреться на солшышке, поиграть с мячом в разные игры, попрыгать на скакалке и т. д. Поочередно дети придумывают и показывают действие, остальные угадывают.
• «Салют»
Дети с «султанчиками» в руках имитируют праздничных салют под фонограмму, почередно поднимая руки вверх, соотвнтственно звукам аудиозаписи.
• «А может наоборот – добрый?»
Воспитатель предлагает вспомнить детям злых героев из сказок (Карабаса- Барабаса, Бабу Ягу, Волка и т. п.) и предположить, почему они злые. (Дать разные версии. Например, Волк рос в стае злых волков, был голодный. У Бабы Яги не было друзей, в лесу одна и т. п) Детям предлагается придумать и обыграть разные сцены с этими героями, если б они были добрыми. (Например, сцена встречи Красной Шапочки и Волка)
• «Смайлик»
Дети передают поочередно «зеркало – смешинку» и глядя в него пытаются рассмеяться. У кого лучше получилось, более заразительно — приз «медалька – смайлик»
• «Электричка»
Задача: выражением лица, разными действиями показать человека, опоздавшего на электричку.
По принципу «Игра со стульями», только стулья стоят в ряд, изображая поезд. Дети садятся на стулья и имитируют под музыку «Опять от меня сбежала последняя электричка» движение. Один пассажир лишний (опоздавший) – подбегает на «перрон» позже других и изображает отчаяние, смотрит на часы и т. п. Затем дети встают с мест, кладут руки на плечи впереди стоящего, последним цепляется опоздавший. «Едут» вокгуг стульев, как музыка прерывается, нужно успеть занять места, кому не хватило – другой «опоздавший» пассажир. Игра повторяется.
• «Кто пропал»
Цель: развивать внимание.
На экране демонстрируется презентация, где изображены какие – либо герои из сказок, затем поочередно кого – то из них не хватает. Дети угадывют, кто из сказочных персонажей пропал с презентации, путем изображения его без слов.
• Игра-пантомима «Роза»
Цель: развивать выразительность мимики и жестов.
Дети имитируют движения поэтапно, как роза выросла, как распускалась, как постепенно вяла и опадали лепестки.
• «Король»
Цель: Учить детей действовать с воображаемыми предметами, развивать фантазию, воображение.
«Король» сидит на троне с короной а голове. Дети делятся на несколько групп. Каждая группа представляет свою профессию, действуя с воображаемыми предметами (Повара, прачки, швеи и т. д.). первая группа подходит к «Королю»:
Работники: Здравствуй, Король!
Король: Здравствуйте!
Работники: Нужны Вам работники?
Король: А что вы умеете делать?
Работники: А ты отгадай!
Король должен отгадать профессии работников. Если он угадал правильно, то дети разбегаются, а он догоняет. В процессе игры педагог усложняет характер короля (Жадный, то злой, то добрый, легкомысленный, то сварливый).
• «День рождения»
Цель: Учить детей действовать с воображаемыми предметами, развивать фантазию, воображение…Учить детей быть доброжелательными, внимательными и добрыми.
Педагог назначает именинника. К нему по очереди приходят гости и дарят воображаемые подарки (куклы, мяч, бадминтон, конструктор). Дети показывают, что можно с этим делать, а именинник отгадывает.
• «Эстафета»
Цель : развивать внимание, выдержку, согласованность действий.
Дети сидят на стульчиках в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди,
сохраняя темпоритм и не вмешиваясь в действия друг друга. Варианты могут быть разными.Например: радиограмма в море тонет корабль, передает радиограмму с просьбой о помощи. Первый ребенок «Радист», он передает по цепочке ритмический рисунок хлопками в ладоши или по плечу товарища. «капитан» тонущего судна (в конце цепочки) ,если повторяет рисунок правильно, то корабль спасен.
• «Что ты слышишь?»
Цель: Тренировать слуховое внимание.
Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате, за окном, в коридоре. Затем рассказать, что слышал, на что похоже.
• «Угадай, что не так»
Цель: Тренировать зрительное внимание.
Педагог произвольно раскладывает на столе несколько предметов или игрушек, просит детей закрыть глаза, убирает, либо меняет местами игрушки, затем дети должны угадать,что изменилось.
• «Руки – ноги»
Цель : Развивать активное внимание и быстроту внимания.
По одному хлопку дети должны поднять руки, по двум хлопкам – встать. Если руки подняты – по одному опустить руки, по двум – сесть.
• «Упражнения со стульями»
Цель : Привить умение свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами.
По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко, домик для куклы (квадрат, самолет, автобус и т. д….
• «Передай позу»
Цель: Развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку.
Дети сидят на стульях в полукруге и на пол по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка и водящего. Детей надо предварительно поделить на зрителей и исполнителй.
• Игра-пантомима «Рыбачок»
Дети имитируют движения рыбака, как он цепляет корм на удочку, как забрасывает ее, тянет рыбу и т. д.
• Инсценировка стихотворения И. Жукова «Киска»
Хозяйка: Здравствуй, Киска, как дела? Что же ты от нас ушла?
Киска: Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить.
Ходите, зеваете,
На хвостик наступаете!
Источник