Театр как средство развития личности ребенка

Любовь Сеидова
Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ ДОУ, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи образования.

Главная цель, которая раньше определялась, как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Появилось новое модное определение — креативность.

Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. А для развития креативности необходим творческий процесс.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию ребёнка в целом. Именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей.

Театральная деятельность и развитие творческих способностей человека составная часть социально – экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо «живой» игрушки все-таки возможно! Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.

ЦЕЛЬ: способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей; создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе, приобщить детей к театральному искусству, театрализованной деятельности;

ЗАДАЧИ:

• Создавать необходимые условия для осознания воспитанниками своей одаренности, индивидуальности;

• Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативности каждого ребенка;

• Формировать ситуации успешности для каждого ребенка;

Развивать в детях самооценку и уверенность в своих способностях;

• Формировать в детях устойчивое отношение к творчеству.

• Знакомство с основами театральной культуры, с основными видами театрального искусств.

• Работа над культурой и техникой речи детей.

• Работа над этюдами, ритмопластикой, постановкой спектаклей.

• Способствование самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Сентябрь

1 Консультация для родителей «Искусство хвалить ребенка»

2 Театральная постановка на сказку Г. Х. Андерсена «Дюймовочка».

3 Беседа с детьми на тему «История театра».

4 День осени. Утренник.

Октябрь

1 Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми».

2. Беседа с детьми различных видах театра.

3. Игра «Покажи эмоцию».

4. Создание и обновление театрального уголка.

Ноябрь

1. Изготовление масок своими руками.

2. Консультация родителей «Читайте сказки по ролям» (совместная деятельность ребенка и родителей).

3. Игра «Расскажи стихи руками»

4.Презентация на тему: «Виды театра».

Декабрь-Январь

1. Консультация родителей «Игры на выразительность мимики».

2. Иготовление новогодних декораций, для оформление группы.

3Театральные этюды по изображению сказочных персонажей.

4. Новогоднее представление.

5. Конкурс поделок.

Февраль

1. Консультация родителей «Искусство хвалить ребенка».

2. Инсценировка фрагментов песен и художественных произведений (проигрывание фрагментов сказок с разными детьми.)

3. Конкурс рисунков «Эмоции на нашем лице».

Март

1. Сочинение собственной сказки. Введение новых героев и персонажей.

2. Вылепливание героев сказок собственного сочинения.

3. Консультация родителей «Воспитание чувств у ребенка».

4. Постановка придуманной сказки.

Апрель

1. Чтение сказки «ДЮЙМОВОЧКА». Подражание голосам персонажей, описание их характера.

2. Зарисовка наиболее запомнившихся фрагментов сказки.

3. Пересказ сказки по своей картинке.

4. Консультация родителей «Не делайте из ребенка кумира».

Май

1. Коллективный творческий проект.

а) постановка собственной сказки.

б) изготовление декораций.

в) Представление, выступление в актовом зале. Приглашение родителей на представление.

Результат — формирование креативных качеств личности и креативного мышления:

• Отсутствие стереотипов в мышлении — оригинальные, новые, нестандартные идеи, которые не совпадают с общими принятыми стандартами и нормами;

• Способность создавать большое разнообразие замыслов;

• Творческое воссоздающее воображение;

• Способность ассоциировать неоднородные понятия;

• Мобилизация генерации идей;

• Творческое воображение;

• Совершенствование изначального замысла в ходе детализации;

• Умение использовать известные предметы по-новому, действовать с ними по-новому.

Итак, эффективность методики театрализованной деятельности для развития креативности личности ребенка, доказана на практике. Дети в группах, где внедряется данная методика, показывают более высокий уровень развития творческих способностей. Они чаще принимают нестандартные решения, владеют ситуацией новизны, отличаются самостоятельностью в своих суждениях, упорством и инициативностью.

Источник

Виолетта Лило
Театральная деятельность, как средство развития креативной личности ребенка

Консультация.

«Театральная деятельность, как средство развития креативной личности ребенка»

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей…”

(Б. М. Теплов)

В современной педагогике накоплен большой теоретический и практический опыт организации театральной — игровой деятельности в детском саду. Театром в дошкольном учреждении сейчас никого не удивишь. Зачем же вновь возвращаться к хорошо изученной теме?

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Театрализованная деятельность в детском саду — возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.

Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов (1896-1965, — создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей креативности.

Креативность – сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности.

Э. Фромм понятие креативности трактует, как способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Известно, что игра – дело серьезное, но и веселое.

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель.

Воспитатель эффективными способами воздействует на детей,в котором проявляется принцип обучения: учить играя. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории».

И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом,являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования,отраженный в Стандарте:

«Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

В процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.

В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими.

Следует уделять первостепенное значение взаимосвязи развития творчества у ребенка и той атмосферы, которая создана в группе дошкольного образовательного учреждения. Создание комфортной психологической атмосферы имеет важнейшее значение для развития творчества ребенка.

Классификация театрализованных игр.

Театрализованнуюигру можно разделить на две группы: драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок — артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли.

В игре — драматизации ребенок, исполняет какой — либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

Игры — драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Виды драматизации:

1)игры — имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

2)игры — импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.

Виды игр – драматизаций.

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.

В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения (Е. Е. Кравцова). «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.

Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т. е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом.

Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.

Приведу примеры педагогических ситуаций, разрешаемых с помощью театральной деятельности.

1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, предлагаю детям посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки».Затем привлекаю внимание детей к какой-либо вещи: скамейка («Не с нее ли упало яичко?», миска («Может, в этой миске испекли Колобок?») и т. д. «Затем спрашиваю, узнали ли они из какой сказки эти вещи?».

2. Чтение и совместный анализ сказок. Сначала я провожу беседу, направленную на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделяю героев с различными чертами характера и предлагаю идентифицировать себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети смотрятся в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.

3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.

Если необходимо ввести проблемные игровые ситуации, то театрализованныеигры могут проводиться в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения или с заменой героев, сохранив содержание сказки.

В заключении отметим, что театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счёт интеграции игры в разных видах искусства, которые находят свой воплощение в театрально — игровой деятельности. Своё выступление хотелось бы закончить словами русского театрального режиссёра, актёра, педагога и реформатора театра К. С.Станиславского:

«Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь».

Источник

Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка

Театральная педагогика обеспечивает самовыражение ребенка в творческо-продуктивной деятельности. В ее арсенале активно используются и гармонично интегрируются методы и приемы, тяготеющие и к детской игре, и к театру одновременно, что наиболее близко природе детства – творчеству, фантазированию, раскрепощению, открытости, яркости, неповторимости.

Современная театральная педагогика системно и комплексно подходит к воспитанию личности, поэтому в процессе деятельности создаются условия для развития:

1. Познавательных способностей. Разнообразная тематика, яркость сюжетов, богатство жанров художественных произведений, образность и яркость изображения окружающей действительности служит эффективным средством расширения знаний и ознакомления с миром и явлениями природы.

2. Интеллекта. Грамотные вопросы, поставленные к прочитанному художественному тексту, побуждают к размышлению. Дети учатся наблюдать, анализировать ситуации, поведение героев, сравнивать, рассуждать, оценивать поступки действующих лиц, делать выводы и обобщения. Все это способствует совершенствованию умственных способностей.

3. Речи. В процессе театрализованной деятельности происходит обогащение и активизация словаря, совершенствование монологической и диалогической речи, формируется грамматика, отрабатывается «звуковая сторона речи». Дети, работая над текстом художественного произведения, усваивают образец, своеобразный эталон правильного произношения, учатся ясно, четко, понятно изъяснять свою мысль, знакомятся со средствами художественной выразительности.

4. Творческого воображения. В театрализованную деятельность дети нередко вводят новые сюжеты, порой не связанные друг с другом, иногда в реальные события включают моменты из прочитанных сказок, рассказов, вплетают новые сюжетные линии, меняют зачин, концовку.

5. Памяти. Заучивание монологов и диалогов персонажей, описаний явлений природы прекрасно тренирует произвольную память. Постепенно увеличивается и ее объем.

6. Нравственных качеств. Художественные произведения имеют богатое этическое содержание. В них ярко раскрываются и обсуждаются такие качества, как доброта, честность, отзывчивость, надежность, смелость и другие, осуждаются и критикуются ложь, предательство, трусость. В прочитанных сказках, рассказах положительные черты одобряются, поощряются, отрицательные – высмеиваются, осуждаются. Поэтому дети стремятся копировать поведение понравившихся им героев, поступать в соответствии с нравственными нормами и контролировать свои действия. Ребенок часто отождествляет себя с полюбившимся героем, копирует его поведение, живет его жизнью, что позволяет взрослым влиять на детей.

7. Эстетического вкуса. Красочное оформление спектакля, подготовка декораций, костюмов способствует развитию чувства прекрасного.

8. Эмоций. Театр обладает огромной силой воздействия на эмоционально-чувственное развитие ребенка. Яркость образов, эмоциональность передачи чувств и переживаний героев не могут оставить равнодушной детскую душу. Участвуя в постановке, дети учатся передавать различные эмоции и чувства.

Итак, театрализованная деятельность позволяет успешно разрешить многие образовательные, воспитательные, развивающие, психологические задачи. Таким образом, педагогическая задача усложняется, так как в ней весь спектр способностей личности интегрируется и находит свое выражение в самых разнообразных видах детской творческой активности:

1) в словесном творчестве – дети сами изменяют текст художественного произведения, сочиняют новый сюжет;
2) в изобразительной деятельности и техническом моделировании – подготовка декораций, костюмов, атрибутов;
3) в музыкальном воспитании – исполнение песен;
4) в хореографии – выражение эмоций, переживаний с помощью движений, пластики;
5) в самой игре.

Театрализованная деятельность приносит детям счастье и радость, является эффективным средством личностного развития и создания благоприятной психологической обстановки.  

Приобщать ребенка к искусству и творчеству нужно постепенно. Во-первых, необходимо познакомить с культурой зрителя. Во-вторых, по мере возможности организовывать посещение детских театров или просмотр видеозаписей театральных постановок. В-третьих, нужно обсуждать увиденное, чтобы обратиться к чувственному восприятию театрализованного действа:

  1. Что тебе понравилось/не понравилось в спектакле?
  2. Что запомнилось?
  3. Какой самый яркий (напряженный, страшный, интересный) момент?
  4. Кто из героев тебе наиболее интересен? Почему? На кого из действующих лиц ты хотел бы быть похож?

Постепенно у ребенка вырабатывается понимание искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и зрителя.

Для того, чтобы театрализованная деятельность эффективно решала педагогические задачи, при ее организации важно учитывать, что проведению спектакля предшествует цикл подготовительных занятий:

  1. Знакомство со сказкой и ее персонажами.
  2. Адаптация готового драматического или прозаического текста для постановки в семейном театре с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  3. Подготовка ребенка к режиссерскому и актерскому воплощению драматургического материала.
  4. Сама игра-драматизация, показ спектакля. На представление можно пригласить близких родственников и друзей семьи.

Организованная таким образом театрализованная деятельность становится эффективным средством развития личности ребенка, его самовыражения и самореализации. Помимо этого у детей совершенствуются организаторские, коммуникативные умения и навыки, формы и виды общения, складываются взаимоотношения со всеми членами семьи.

Литература:

  1. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций / С. Шмаков, Н. Безбородова. – М., 1995.
  2. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – М., 1995.
  3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика / Учебное пособие. – М., 2009.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству: Теория и практика сказкотерапии. Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов. – СПб, 1998.

Источник