Танец как средство развития ребенка
Танец как средство физического развития ребенка.
В настоящее время общество нуждается в активной, творческой, мыслящей личности, формирование которой надо начинать в дошкольном возрасте. Танец является одним из основных направлений формирований личности, ведущим средством физического развития дошкольников.
Танец – это музыкально–пластическое искусство. Как всякий вид искусства, танец отражает жизнь в художественных образах. Танцевальное искусство имеет свои особенности. В нем в качестве главного средства создания художественных образов используются движения и положения человеческого тела, которые составляют своеобразный язык. Специфика в том, что художественные образы воплощаются с помощью выразительных движений исполнителей, без каких–либо словесных пояснений.
Танец оказывает неоценимую помощь в физическом развитии ребенка, развивают пластику, координацию движений, силу рук и ног ребенка. С помощью танцев дети учатся управлять своим телом.
Танцевальные игровые композиции обогащают детей яркими образными движениями, создают условия эмоциональной разрядки, развивают, память, внимания, воображения. Вы замечали, что дети, услышав музыку, начинают сами двигаться, изображая музыкальных персонажей? Малыши при звуках песенки «От улыбки хмурый день светлей…» улыбаются, вспоминают веселого Крошку-енота.
Для образного перевоплощения в танце предполагается исполнение движений и действий, какого–либо персонажа с характерными для него особенностями пластики. Этому необходимо учить специально. Например, при работе над сказкой «Золушка» дети изучали историко-бытовой танец, т.к. в сказке исполняется танец «Полонез». Также детьми изучались элементы классического танца для исполнения танца «Звездная ночь». Для изображения персонажей в сказке «Волк и семеро козлят» использовался народный танец.
Самое главное в обучении детей танцевальному искусству – это прививать нравственные качества ребёнку, не нарушая внутреннего мира и детского восприятия. Мы должны суметь открыть детям красоту танца, музыкального сопровождения: ребёнок должен пропустить музыкальный образ танца через себя. В голове у малыша, как и у всякого взрослого человека, уже присутствует некая модель мира. И совершенствовать эту модель ему предстоит всю жизнь; в соответствии с этой моделью строится поведение ребенка, а в последствии и весь образ жизни. Закладывая в ребенка знания, умения и навыки, воспитывая его, мы, тем самым, обогащаем его представление об окружающем мире.
На базе нашего Муниципального Центра развития ребенка – детского сада № 35 функционируют различные кружки и студии. В частности: студия «Танцкласса», которая помогает детям раскрыться в разных направлениях и освоить основы народного, современного и бального танца. В процессе работы по проблеме «Танец — как средство развития и формирования ребенка» я опиралась на педагогические и психологические исследования, которые раскрывают специфические особенности мыслительной деятельности дошкольников, позволяют развивать танцевальные навыки и творческие способности детей.
В дальнейшем жизненный путь детей сложится по-разному, но танец в их жизни останется на всю жизнь. Это — осанка, походка, красивая фигура, собственное представление о прекрасном. Танец – это тот вид искусства, который помогает ребёнку эмоционально раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир.
Источник
Татьяна Мочалова
Танец как один из главных способов развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Танец как один из главных способов развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
В настоящее время культурное наследие утратило свою ценность, обнищал духовный мир людей. Cоциально-экономическая ситуация в стране не позволяет сегодня поднять на должную высоту культурный уровень развития общества, развития творческой личности человека, но тем не менее главное условие прогрессивного развития общества — человек, способный к творческому созиданию.
Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет танцевальная деятельность.
Танец — это музыкально-пластическое искусство, которое имеет большое значение для всестороннего развития личности. В танцах заключается большие возможности умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, развития их координации движений рук и ног, пластики исполнения, грациозности, гибкости, двигательные танцевальные упражнения помогают дошкольнику понять содержание музыки, освоить её музыкальный язык.
По мнению таких авторов, как Е. В. Горшкова, С. Л. Слуцкая, А. В. Буренина, О. А. Апраскина, необходимо как можно раньше развивать творческие способности в процессе обучения, побуждая детей к творчеству. Отличительной чертой этих программ является их направленность на формирование у детей способностей к танцевальному творчеству.
Основной целью моей работы над танцем в детском саду является воспитание любви и интереса ко всем видам танцевально-творческой деятельности, системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
Одним из важных условий формирования у ребенка позитивного отношения к танцу является подготовка помещений к занятиям. Поэтому наш музыкальный зал просторный, уютный, красивый, теплый и хорошо освещен. Это создает положительную ауру, и в таких условиях внутреннее состояние ребенка настраивается позитивно к усвоению любых знаний.
Так же немаловажным фактором является и то, что в работе с дошкольниками используются простые, доступные для исполнения музыкально-ритмические упражнения.Допускается использование некоторых новых танцевальных движений при соблюдении следующих принципов:
1. соответствия возрастным особенностям дошкольников
2. от простого к сложному
3. доступность для исполнения
Хореография — это не обособленное искусство, она живет и развивается в комплексе с другими видами искусств, как традиционными, так и новыми. Например, всем понятна необходимость связи музыки и танца. Танец без музыки невозможен, потому-то он строится на основе музыкального темпа и ритма. Музыка помогает созданию хореографического образа. Поэтому, на занятиях танцами с детьми используется классическая, народная, популярная музыка, ориентируясь на возраст детей, их настроение и т. п.
В основу обучения детей дошкольного возраста положено игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом занятий. Игра на уроке танца не является наградой или отдыхом после нелегкой скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к работе. Поэтому педагогу необходимо очень внимательно отнестись к подбору репертуара для детей дошкольного возраста, стараться постоянно его обновлять, внося с учетом времени и особенностей обучаемых детей определенные коррективы. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Задача меня как педагога — воспитывать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного. Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения — использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.
При подготовке к занятиям конкретизируются ранее намеченные задачи: развитие интереса к тому или иному танцу; формирование у детей музыкального представления об особенностях музыки танца или танцевальной композиции, обращается внимание на размер музыки и акценты.
В соответствии с этим, перед занятием проводится небольшая беседа с детьми об истории возникновения и развития данного танца, прослушивается музыка, обращается внимание на характер, музыкальный размер, манеру исполнения.
Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. При этом четко определяется баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее и подробное словесное объяснение может привести к потере внимания дошкольников, вызовет скуку на занятии. В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае дети воспринимают материал подражательно и неосознанно.
Танцевальное творчество – это умение детей импровизировать под различные мелодии, комбинировать из знакомых танцев различные элементы, комбинации шагов в новые танцевальные композиции
Формируя танцевальный вкус и развивая умение создавать свои импровизации, у детей развивается умение их критической оценки. Хорошее овладение этими навыками побуждает детей к свободе самовыражения, к творчеству.
Наилучшим условием для самовыражения в танце является импровизация.Работа над импровизацией ведется поэтапно: на первом этапе, используются творческие задания на развитие пантомимики (загадки-пантомимы, покажи руками или пальцами, покажи частями тела).
На втором этапе дети нацелены на создание своих танцевальных этюдов. Этюды – это естественное продолжение линии обучения дошкольников языку пантомимических и танцевальных движений, это такие этюды как «Ветер ветерок», «Игра с куклой», «Одуванчики». В ходе занятия предлагается послушать музыку с закрытыми глазами и представить, когда какое движение исполняется. Работу над этюдами, импровизациями ведется на протяжении нескольких занятий, усложняя при этом задания для детей.
На третьем этапе, воспитанники пытаются сочинять импровизации на заданную тему, например, «Платочек» (русская народная мелодия): после прослушивания музыки дети придумывают движения (хороводный шаг, приставной шаг и т. д., а затем происходит совместное объединение их в простейший рисунок.
Следует помнить, что существует прямая связь между двигательными и волевыми качествами человека. Без целеустремленности, выдержки, настойчивости невозможно добиться нужной силы, быстроты, выносливости. Сила — это способность преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения. Выносливость — это способность к длительному сохранению работоспособности, т. е. умение противостоять утомлению. Специальная выносливость в хореографии сочетает в себе все эти качества. В ходе систематическими занятиями танцами в физическом состоянии детейобычно отмечаются положительные сдвиги:
1. улучшается осанка;
2. дети становятся подвижнее;
3. движения становятся изящнее;
4. пластика становится более выразительной;
5. новые движения и танцы разучиваются быстрее.
Приобщение дошкольников к хореографии имеет большое значение для их развития: расширяется музыкальный кругозор, развивается музыкальность и раскрываются творческие способности. Следует заметить, что успешное развитие творческих способностей достигается только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников детского сада, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому, приходится убеждать родителей в необходимости создания условий для творческой активности ребенка, проводить для них консультации, на которых родители стали чаще интересоваться вопросами танцевального воспитания в семье. Одной из любимых форм работы с родителями стали открытые занятия. Родители, которые в основном видели своих детей в повседневной жизни, удивлялись, что их дети умеют импровизировать под музыку, прекрасно танцуют.
Главный критерий, в оценке результатов творческих способностей детей — это не только правильность выполненных заданий, но и проявление у воспитанников интереса к занятиям, стремления к самостоятельной деятельности, к совершенствованию своих поисков. Лучшая награда за проделанную работу – сияющие глаза детей, всегда ожидающие чуда, их быстрый, изобретательный ум, раскрепощенность, неиссякаемый интерес к музыке, движению, умение включаться спонтанно в любую танцевальную импровизацию, пластично и выразительно исполнять движения под музыку.
Положительным результатом работы является регулярное участие воспитанников в конкурсах, концертах. Их выступления не остаются незамеченными.
Используемая литература:
1. Горшкова Е. В. От жеста к танцу / Горшкова Е. В. – М.»Гном и Д»: 2002. – 120 с.
2. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду / Зацепина М. Б. – М.: Мозаика-синтез, 2006. – 96с.
3. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду/Зацепина М. Б., Антонова Т. В. — М.: Мозаика-синтез, 2005. – 152с.
4. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика /Слуцкая С. Л. – М.: Линка-Пресс, 2006– 272 с.
5. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. Са –Фи – Дансе. / Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. – СПб.: «Детство – пресс»,2001. – 352 с.
8. Зарецкая Н. В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста. — М.: Айрис-пресс, 2005.
9. Зарецкая Н. В. Танцы для детей младшего дошкольного возраста. — М.: Айрис-пресс, 2008
10. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать. — М.: Владос, 2004.
Источник
Жанна Коновалова
Сюжетно-ролевой танец как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Движение под музыку — неотъемлемая часть пластической культуры человека, которая формируется с раннего детства. Оно воспитывает у ребенка музыкальный вкус и представления о красоте. Обучение танцевальным движениям и эмоциональность, вырабатывает красивую осанку и элегантную походку. Овладение элементами хореографии повышает самооценку ребенка и уверенность в себе, учит доброжелательности, внимательности к окружающим. Танцевальные игровые импровизации обогащают детей яркими образами, создают условия для эмоциональной разрядки, развивают фантазию и воображение. Проявление эмоциональных переживаний и намерений человека в мимике (в выражении лица, в улыбке, в движении глаз, в пантомимике (в движении тела, в осанке, жестах) и в интонации речи называются выразительными движениями – по определению, данному в психологическом словаре. «Выразительные движения – это своеобразные «язык» для передачи чувств, оценок, желаний.»
Танцевальная культура русского народа известна с древних времен. Народные танцы “ ”, “Наездники ”, показывающие жизнь охотников, шуточные, юмористические “Сапожок ”, Кадриль “ ”, “Платочек ”, — образцы древнего танцевального искусства. Танец всесторонне раскрывает быт русского народа, его любовь к искусству. В музыкальном фольклоре сохранилось исполнение на сцене песни, танца, песни в сопровождении танца и т. д. В народе широко распространены праздники по случаю окончания трудового года и его начала, другие торжества. На праздниках, тоях исполнители вступали в состязания и показывали зрителям свое танцевальное мастерство. У русских бытуют парные танцы девушки и молодца редко встречающиеся у других народов. Искусство танца передавалось из поколения в поколение, каждое племя имело своих мастеров. Русские народные танцы не имели канонизированного вида. Чаще они исполнялись в форме импровизации. На танцевальных состязаниях эмоциональный жизнерадостный характер сочетался с хореографическими сценками. Эти особенности присущи танцу «Охотников». Искусство танца верхом на коне имело свои особенности. Подчинить коня своему ритму могли только профессионалы.
Сюжетно-ролевой танец — это жанр танцевального искусства возник позднее хороводов. В сюжетных танцах средствами народной хореографии отражаются конкретные явления из окружающей жизни и природы. Название танца определяется его содержанием. Так, например, танец «Лесорубы» получил такое название потому, что сюжетом его является трудовой процесс рубки леса. В общей композиции танцев этого типа, т. е. в последовательности танцевальных фигур, ясно видно логичный и четкий развитие сюжетной линии.
По тематике сюжетные танцы можно разделить на группы,где основной темой являются:
А) труд («Кузнец», «Чабан», «Лесорубы», и др.);
Б) народная героика (Богатыри);
В) народный быт («Алёнка», «Балалайка», «Горлица»);
Г) отдельные явления природы и изображения производственных орудий крестьянина в действии («Гони ветер», «Жулдыз», «Воз» и др.);
Д) обычаи птиц и животных («Лебеди», «Зайчишки», «Бычок» «Котята» «Медвежата»).
В период от 3 до 7 лет дети интенсивно растут и развиваются. У них возрастает потребность в движении. И если эти движения преподносят им в интересной игровой форме, имитируя животных, птиц, и ко всему этому добавляется музыкальное сопровождение – то это благоприятно влияет на эмоциональный мир ребёнка. Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования,поэтому занятия по хореографии лучше начать со слов: “Мы сейчас будем играть…”, “Мы сейчас превратимся…”, “Мы сейчас отправимся в путешествие…” и т. п.
Ознакомление с хореографией в дошкольном возрасте начинается с элементарных движений. Это работа стопами (карандашики –утюжки, корпусом (гордый носик, пристегивание животика на пуговку, руками (тарелочки, фонарики, пальчиковая гимнастика, ногами (выставление на пятку, на носочек, вперед, в сторону). «Через подражание – самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности они получают представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека. Красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, лёгкость, сила, грация.» Подражательные или имитационные сюжетно-образные движения имеют большое значение в развитии и обучении детей дошкольного возраста разнообразным видам основных танцевальных движений. С подражания образу начинается познание ребёнком техники движений и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности. Знакомство с подражательными движениями начинается с раннего возраста в упрощенной форме с постепенным усложнением техники выполнения, эмоциональной передачи характера данного образа (мимикой, движениями всего тела и т. д.). Дети с удовольствием инсценируют сюжеты песен, хороводных игр, перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия. Эффективность подражательных движений заключается в том,что через образы можно осуществлять частую смену двигательной активности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползаний и т. д., что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. С помощью подражательных движений дети удовлетворяют свои двигательные потребности, раскрывают свои природные способности. Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и проблем, привлекающих внимание. «Формирование танцевального творчества – это одна из программных задач детского сада. Обучение детей отдельным движениям и танцам является подготовкой к творчеству.» Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. Дошкольников как можно раньше следует побуждать к выполнению творческих заданий, необходимо динамично связывать обучение и творчество, т. к. творчество – один из методов освоения предлагаемого для изучения материала. Возбудителем творческой фантазии является музыка, она направляет творческую активность. Полученные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы. Поэтому необходимо очень осторожно подходить к подбору музыкального репертуара. Музыкальное произведение должно соответствовать возрастному критерию, должно иметь свою драматургию, которая сможет активизировать фантазию, направить её, побудить к творческому использованию выразительных движений. От изображения животных, мы переходим к имитации людей, их характеров. Показ, имитация человеческих характеров затрагивает эмоциональную и духовно-нравственную сферу ребёнка, формирует моральные качества, учит отличать прекрасное, приобщает к миру духовности и красоты. Живой интерес у детей вызывает сюжетный танец, который является очень яркой формой проявления творчества, фантазии, сочетает в себе музыку, движение, драматизацию. Привлекательность сюжетного танца обусловлена созданием своеобразной игровой ситуации, образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой. Особенности сюжетного танца создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества у детей дошкольного возраста.
Плюсы сюжетного танца в работе с детьми.
Сюжетные танцы – это танцы, которые всегда хорошо воспринимаются зрителям, но с точки зрения постановки – наиболее сложные. И трудность их заключается в первую очередь в том, что нужно выбрать тему – доступную для понимания детей и подобрать соответствующий музыкальный материал. В сюжетных танцах для детей действующих образов не должно быть много. Как правило, это 2-3 (к примеру — мыши и кот; лиса, волк и зайцы). Сюжетные детские танцы не могут быть очень продолжительны, т. к. расплывется драматургия.Все части драматургии должны четко просматриваться : экспозиция; завязка; развитие действия; кульминация; развязка. Костюм четко соответствует персонажу. Сюжетные танцы предполагают и атрибутику в детском танце — это морковки, ведра и т. д. Сюжетный танец — очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей (исполнителей и зрителей). Привлекательность сюжетноготанца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству и, следовательно, способствующая его развитию. Разнохарактерность персонажей устраняет в этом виде танца возможность подражания детей друг другу (ведь хищный волк не может двигаться, как грациозная лиса). Это побуждает каждого участника самостоятельно следить за исполнением своих движений. Сюжетное развитие помогает ребенку видеть в танце особую форму «рассказа» и воспринимать выразительные движения как специфические средства, передающие его содержание, т. е выступающие в качестве своеобразного языка. «Музыкальные произведения, предназначенные для сюжетных танцев должны содержать яркие и узнаваемые образы, доступные детям по содержанию, близкие их жизненному опыту и выраженные простыми ясными средствами, побуждающие к движению, подсказывающие его». Работа над сюжетным танцем начинается с рассказа сюжета будущей постановки детям, с восприятия музыкального материала. Игрушки, атрибуты, декорации побуждают детей к более выразительному исполнению. Это помогает детям представить ситуацию, чтобы воссоздать ее в движениях. Работа над выразительностью исполнения начинается сразу же после первого знакомства ребенка с движением и продолжается на протяжении всех этапов эго освоения. Из опыта работы видно — первоначальное освоение пантомимических движений проходит без инструментального сопровождения. Прежде всего, дети выполняют жест, характерный для персонажей, сопровождая его проговариванием определенных слов, которые раскрывают значение этого жеста. Затем движение исполняется с инструментальным сопровождением в заданном ритме. Такая последовательность заданий помогает принять детям условность исполнения жестов с музыкой. Наряду с этими методами, конечно важен выразительный показ движений, который задает наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений. И здесь важно «по-настоящему» воспроизвести эмоцию, чтобы дети почувствовали и сумели ее повторить.
Список использованной литературы
1. С. В. Филатов “От образного слова – к выразительному движению”, М., 2003.
2. Ю. Слонимский “В честь русского народного танца”, М., 2006г.
3. Ш. Жиенкулова «Танцы друзей» Алма-Ата «Мектеп» 1989
4. С. И. Бекина и др. “Музыка и движение”, М., 2004.
5. Н. И. Тарасов “Российские народные танцы”, М., 2001.
6. О. Всесолодская – Голушкевич «Школа народного танца» Алиаты «Онер» 1994
Источник