Тамберга ю г развитие творческого мышления ребенка

Тамберга ю г развитие творческого мышления ребенка thumbnail

Книга посвящена важной проблеме: развитию качеств творческой личности у детей — мышления, памяти, внимания, фантазии, воображения, смекалки, воли. Основное внимание уделено развитию творческого мышления на основе методик ТРИЗ (Теории Решения Изобретательских Задач).

Рецензия…………………………………………………………………………………………………………….. 3

Введение…………………………………………………………………………………………………………….. 4

Предисловие……………………………………………………………………………………………………… 6

Сложнали эта книга?………………………………………………………………………………….. 6

Как пользоваться этой книгой?………………………………………………………………….. 8

Часть 1. Поговорим о мышлении…………………………………………………………………. 12

Обзор методов и приёмов решения задач……………………………………………….. 12

Этапы развития мышления………………………………………………………………………. 13

Специализация полушарий нашего мозга………………………………………………. 15

Друзья мышления…………………………………………………………………………………….. 16

Враги мышления………………………………………………………………………………………. 17

Как убивают идеи……………………………………………………………………………………… 18

Качества творческой личности………………………………………………………………… 21

Признаки одаренных детей………………………………………………………………………. 22

Условия воспитания талантливой творческой личности………………………… 23

Доброе слово творчеству и творческой активности……………………………….. 25

Доброе слово методикам и алгоритмам………………………………………………….. 26

Что надо сделать, чтобы дети сами захотели развивать своё мышление. 28

       Классификация задач и вопросов по степени трудности……………………….. 30

Как создавать учебные задачи и затруднительные ситуации?……………….. 31

Часть II. Частично алгоритмированные методы мышления…………………… 33

Метод проб и ошибок или опыты быстротекущей жизни……………………….. 33

Морфологический анализ………………………………………………………………………… 37

Метод фокальных объектов……………………………………………………………………… 39

Метод контрольных вопросов, или искусство задавать умные вопросы.. 41

Метод компромиссов («Женский метод» или метод оптимизации)………. 52

Решение задач по аналогии или перенос опыта……………………………………… 54

Поиск решения в книгах…………………………………………………………………………… 60

Мышление по ассоциации……………………………………………………………………….. 61

Эмпатия…………………………………………………………………………………………………….. 63

Эвристики…………………………………………………………………………………………………. 67

Методы настроя мышления……………………………………………………………………… 70

Часть III. Коллективные методы мышления…………………………………………….. 72

Мозговой штурм………………………………………………………………………………………. 72

Дискуссия как способ коллективного мышления…………………………………… 80

Деловая игра…………………………………………………………………………………………….. 83

Осмысление ситуации рассказом или метод гамлета…………………………….. 84

Синектика…………………………………………………………………………………………………. 84

Экспертные оценки…………………………………………………………………………………… 85

Часть IV. Развитие диалектического мышления………………………………………. 86

Что такое диалектика, и зачем она нужна людям……………………………………. 86

Основные законы диалектики………………………………………………………………….. 86

Что такое диалектическое мышление?……………………………………………………. 89

Переход количественных изменений в качественные……………………………. 89

Серия игр «хорошо — плохо»……………………………………………………………………. 91

Развитие начал синергетического мышления у детей…………………………….. 96

Часть V. Развитие системного мышления………………………………………………….. 99

Что такое системное мышление?…………………………………………………………….. 99

Некоторые положения системного подхода…………………………………………. 100

Серия игр для освоения детьми понятий

система, подсистема и надсистема………………………………………………………… 101

Системный эффект………………………………………………………………………………….. 104

Целеполагание………………………………………………………………………………………… 107

Часть VI. Развитие функционального мышления…………………………………… 110

Что такое фужциональное мышление, и зачем его вырабатывать удетей? … 110

Что такое функция?……………………………………………………………………… ,……….. 110

Некоторые положения функционального подхода……………………………….. 111

Моделирование-это умение выделить главное……………………………………… 118

Часть VII. Развитие логического мышления…………………………………………… 121

Что такое логическое мышление? …………………………. ……………………………. 121

Логика и творчество……………………………………..……………. ………………………. 122

Законы формальной логики……………………………………………………………………. 122

Практикум применения законов формальной логики…………………………… 127

Обязательные условия правильной формулировки

иприменения законов, правил и утверждений……………………………………….. 132

Здравый смысл………………………………………………………………………………………… 134

Женская логика……………………………………………………………………………………….. 137

Детская логика……………… ……………………………………………………………………… 138

Определение значений слов…………………………………………………………………… 139

Сравнение свойств предметов……………………………………………………………….. 145

Классификация ……………………………………………………………………………………….  148

Часть VIII. Развитие смекалки. Остроумные задачи……………………………… 151

Задачи на, смекалку……………………………………………………………………………….. 152

Как решать задачи на смекалку? ……………………………………………………………  153

Практикум решения задач на смекалку…………………………………………………. 154

Комментарии, ответы и решения задач на смекалку…………………………….. 155

Часть IX. Развитие творческого воображения………………………………………….. 157

Что такое курс ртв?…………………………………………………………………………………. 157

Зачем развивать фантазию и воображение?………………………………………….. 158

Законы ртв………………………………………………………………………………………………. 159

Как развивать удетей воображение……………………………………………………… 160

Приёмы развития творческого воображения………………………………………… 161

Метод маленьких человечков……… ……………………………………………………….. 172

Метод РВС………………………………………………………………………………………………. 175

Методики создания новых сказок………………………………………………………….. 176

Часть X. Развитие образного мышления и пространственного

представления………………………………………………………………………………………. 181

Развитие плоскостного представления………………………………………………….. 183

Развитие объемного мышления…………………………. ,………………………………… 184

Образное представление движущихся объектов…………………………………… 188

Часть XI. Решение задач методами триз…………………………………………………… 192

(Развитие тризовского мышления)…………………………………………………………. 192

Что такое ТРИЗ?………………………. …………………………………………………………….. 192

Противоречия в нашей жизни………………………………………………………………… 196

Как найти самое сильное решение задачи, не решая её………………………… 216

Ресурс, или без чего не решить ни одной задачи ………………………………… 221

Приёмы для решения творческих задач или «связка ключей» для любых

замков……………………………………….. ………………… ……………………………… ………. 227

Определение силы решений, иликак выбирать решения………………………. 246

Как правильно формулировать задачи?……………………….. …………………….. 247

Упрощенный алгоритм решения творческих задач на основе ТРИЗ …… 251

Если задача не решается, что делать?……………………………………………………. 253

Олимпийские боги знали ТРИЗ!…………………………………………………………….. 258

Часть XII. Подарите детям сильную управляемую память……………………. 262

Примеры необыкновенной памяти…………………………………………………………. 262

Виды памяти……………………………………………………………………………………………. 264

Функции памяти……………………………………………………………………………………… 265

Законы памяти………………………………………………………………………………………… 266

Некоторые особенности памяти у детей………………………………………………… 270

Приёмы запоминания или мнемоника……………………………………………………. 270

Правила вспоминания…………………………………………………………………………….. 272

Правила забывания…………………………………………………………………………………. 273

Игры и упражнения для развития памяти………………………………………………. 273

Часть XIII. Развитие внимания и сосредоточенности у детей……………….. 280

Характеристики внимания……………………………………………………………………… 280

Особенности внимания у детей……………………………………………………………… 281

Игры для развития внимания у детей…………………………………………………….. 281

Часть XIV. Воспитание сильного характера…………………………………………….. 284

Так что же такое характер и воля?…………………………………………………………. 284

Зачем надо воспитывать волю? …………………………………………………………….. 285

Как же развить волю?…………………………………………………………………………….. 286

Воспитание смелости, решимости…………………………………………………………. 287

Практические приёмы воспитания характера……………………………………….. 288

Как победить свою лень?……………………………………………………………………….. 290

Часть XV. Правила производительной работы………………………………………… 291

(В том числе и правила приготовления уроков)……………………………………. 291

План- это что и когда делать………………………………………………………………….. 291

Запрограммируйте себя на высокопроизводительную работу…………….. 292

Организуйте рабочую обстановку…………………………………………………………. 292

Работа……………………………………………………………………………………………………… 293

Промежуточный отдых…………………………………………………………………………… 293

После работы………………………………………………………………………………………….. 294

Как делать уроки…………………………………………………………………………………….. 294

Часть XVI. Определение уровня интеллектуальных способностей детей

(тестирование)……………………………………………………………………………………… 297

Общие замечания……………………………………………………………………………………. 297

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………………. 308

Гипотезы Б.П. Никитина и Б.Л. Злотина о развитии творческих

способностей детей………………………………………………………………………………… 308

Концепция воспитания и обучения Масару Ибука……………………………….. 312

Метод разумных тренировок для совершенствования личности…………. 313

Аббревиатуры и термины, использованные в книге……………………………… 314

Послесловие……………………………………………………………………………………………. 316

Источник

    Савенков Александр ИльичРазвитие творческого мышления. 6-7 летКаждый ребенок ежедневно исследует мир, получает новые знания о нем. Чтобы познавательные способности маленького человека всесторонне и гармонично развивались, важно научить ребенка мыслить логически… — @Дом Федорова, @ @Я — исследователь @ @ Подробнее…2016281бумажная книгаА. И. СавенковРазвитие творческого мышления. 5-6 лет. В 2 тетрадях. Тетрадь 1В этой тетради учебно-методического комплекта «Маленький исследователь» предлагаются задания, требующие умения мыслить нестандартно, творчески. Ребенка важно развивать в этом направлении. С помощью… — @Федоров, Учебная литература, @(формат: 60×90/8, 24 стр.) @Маленький исследователь @ @ Подробнее…2014190бумажная книгаСавенков А.И.Развитие творческого мышления. Рабочая тетрадь для младших школьников 7-8 летКаждый ребенок ежедневно исследует мир, получает новые знания о нем, Чтобы познавательные способности маленького человека всесторонне и гармонично развивались, важно научить ребенка мыслить логически… — @Федоров, @ @Проектно-исследовательская деятельность. Я — исследователь @ @ Подробнее…2015190бумажная книгаА. И. СавенковРазвитие творческого мышления. 7-8 летКаждый ребенок ежедневно исследует мир, получает новые знания о нем. Чтобы познавательные способности маленького человека всесторонне и гармонично развивались, важно научить ребенка делить логически… — @Федоров, @(формат: 84×108/16, 32 стр.) @Я — исследователь @ @ Подробнее…2015248бумажная книгаА. И. СавенковРазвитие творческого мышления. 5-6 лет. В 2 тетрадях. Тетрадь 2В этой тетради учебно-методического комплекта «Маленький исследователь» предла­гаются задания, требующие умения мыслить нестандартно, творчески. Ребенка очень важно развивать в этом направлении — @Федоров, @(формат: 60×90/8, 16 стр.) @ @ @ Подробнее…2014133бумажная книгаЕрмакова Е.С.Подготовка детей к школе. Развитие творческого мышления детей 4-7 летУчебно-методическое пособие посвящено проблеме развития элементов творческого мышления детей дошкольного возраста. Оно разработано в соответствии с программой «Родничок» (раздел» Развитие элементов… — @Илекса, @(формат: 60×90/16, 320 стр.) @Готовимся к школе @ @ Подробнее…201551бумажная книгаЕ. С. ЕрмкаковаПодготовка детей к школе. Развитие творческого мышления детей 4-7 летУчебно-методическое пособие посвящено проблеме развития элементов творческого мышления детей дошкольного возраста. Оно разработано в соответствии с программой`Родничок`(раздел`Развитие элементов… — @Илекса, @(формат: 60×88/16мм, 64 стр.) @Готовимся к школе @ @ Подробнее…201566бумажная книгаНадежда ЛяпенковаВижу в небе облака-барашки. Развитие воображения и творческого мышленияОт издателя:Пятая книга серии «Уроки Дракоши» посвящена развитию у ребенка творческого мышления и воображения. Занимательные задания и оригинальные иллюстрации помогут малышу учиться рассуждать… — @ @(формат: 84×100/16 (205×240мм), 48 cтр. (цветные иллюстрации) стр.) @Уроки Дракоши @ @ Подробнее…200955бумажная книгаЛяпенкова Н.Г., Ляпенкова Надежда ГригорьевнаВижу в небе облака-барашки. Развитие воображения и творческого мышленияПятая книга серии `Уроки Дракоши` посвящена развитию у ребенка творческого мышления и воображения. Занимательные задания и оригинальные иллюстрации помогут малышу учиться рассуждать, анализировать… — @Мир книги, @(формат: 84×100/16 (205×240мм), 48 стр.) @УрДракоши @ @ Подробнее…200967бумажная книгаЕлена ТуникЛучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышленияТворческая одаренность – ключевая способность современного человека. Как выяснить степень или сферу одаренности? Как направить развитие ребенка в ту сторону, которая соответствует именно его… — @Питер, @ @Практическая психология (Питер) @ @ Подробнее…2013170электронная книгаЕ. Е. ТуникЛучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышленияТворческая одаренность — ключевая способность современного человека. Как выяснить степень или сферу одаренности? Как направить развитие ребенка в ту сторону, которая соответствует именно его… — @Питер, @(формат: 60×90/16, 320 стр.) @Практическая психология @ @ Подробнее…2013159бумажная книгаСветлова Инна ЕвгеньевнаБольшая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта и творческого мышления малышаМладший дошкольный возраст — самый важный период для развития способностей ребенка. В это время идет активное развитие всего организма, формирование высшей нервной деятельности, созидательная работа… — @ЭКСМО-ПРЕСС, @(формат: 60×84/8, 160 стр.) @Большие книги знаний для самых маленьких @ @ Подробнее…2008298бумажная книгаПчёлкина Е.Развитие речемышления у детей или как научить ребенка запоминать, пересказывать и придумывать текстНе секрет, что современные дети очень плохо умеют пользоваться русским языком, в особенности разговорной речью. Об этом говорят уже не только педагоги, но и родители. Книга содержит пошаговые… — @Галактика, @(формат: 60×84/8, 160 стр.) @Эйдопедагогика — детям @ @ Подробнее…2018228бумажная книгаМузыкальное развитие ребенка от 2 до 3 лет (DVD)Уважаемые родители! Эта программа поможет вашему ребенку благодаря увлекательной игре войти в мир музыки; ощутить и эмоционально пережить ее; создает предпосылкик формированию у него творческого… — @Сова-Фильм, @(формат: 60×84/8, 160 стр.) @Уникальные методики развития ребенка @ @ Подробнее…2009274бумажная книга

Источник

(источник)

Тамберг Юрий Гергардович

Год рождения 1929
173023, Великий Новгород, ул. Зелинского 22, к.1, кв 7.
Домашний тел.: (81622) 2-02-61. Рабочий тел.: 7-46-01
Эл.почта: tamberg@novgorod.net

Авторские работы и курсы:

Огромное количество методических пособий.
Книга “Как научить ребенка думать” о развитии мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, смекалки, волевых и исполнительских качеств, о диагностике интеллектуальных способностей детей, 326 стр.
Организатор нескольких «опытно-экспериментальных площадок» Детский Сад — Школа со «сквозным» обучением детей по методикам ТРИЗ.
С 1990 автор и ведущий семинаров “Развитие качеств творческой личности у детей но основе ТРИЗ” (160 часов) и “Разрешение педагогических противоречий на основе ТРИЗ” (72 часа) для воспитателей детских садов и учителей г. Новгорода и районных центров Новгородской области.
Курс дистанционного обучения «Развитие мышления ребенка на основе методик ТРИЗ»
Статья «Совершенствование работы фирмы методом контрольных вопросов»
Книга «Как научиться говорить комплименты»
Программный труд «Концепция ТРИЗ-педагогики»

(источник)

Мышление, размышление — это, если не мудрствовать лукаво, — способность познавать, сопоставлять, обобщать, находить и РЕШАТЬ ЗАДАЧИ. Развитие сильного мышления редко бывает самоцелью, обычно развивают мышление «ДЛЯ». Например, для надежного решения любых задач, для практической и теоретической деятельности.

Здесь мы просто перечислим «друзей» и «помощников» мышления. Друзей надо знать, чтобы мышлению их активно использовать для борьбы с врагами.

Итак, что способствует развитию мышления?

— Желание самовыразиться и быть значительным.

— Сильная мотивация в какой-либо деятельности. То, что называют заинтересованностью или нацеленностью на решение важной для себя задачи. Мы начинаем мыслить, когда нам чего-то хочется или не хочется. Если есть четкий ответ на вопрос: «Зачем мне это надо?», тогда дело пойдет по пословице — «Была бы охота, заладится и любая работа».

— Врожденные способности. Талант.

— Психологическая установка на работу и волевые усилия.

— Трудолюбие. Целеустремленность. Умение сосредоточиться на проблеме. Упорство. Умение доводить дело до конца. Так, например, английский микробиолог А. Флеминг более 20 лет(!) искал антибактериальное вещество и нашел-таки необходимый вид плесневого гриба, который выделяет пенициллин, за что был удостоен Нобелевской премии. Говорят: «На ловца и зверь бежит».

— Вера в успех, даже уверенность — «Как это Я не решу? Решу!». Некоторые психологи утверждают, что вера сначала овладевает сознанием, потом переходит в подсознание, а потом материализуется и реализуется в деятельности. Так это или нет, но «нацеленный» и верящий в свой успех, ищет и не упустит шанс, а не верящий в себя, свой шанс просто не заметит, а если и заметит, то побоится тотчас им воспользоваться, а потом будет, как правило, уже поздно. Успех приходит от деятельности, но не надо упускать и удачу. Хороши слова из арии Германа: «Ловите миг удачи!».

— Стимуляция мышления:

ВНУТРЕННЯЯ — самонастрой, желание, долг, аутотренинг, самовнушение.

ВНЕШНЯЯ — убеждения, приказы, угрозы… Трудно, конечно, отнести угрозу к друзьям мышления, но стимулятором угроза служить может.

— Выбор оптимального режима работы мозга. Так, Н.П. Бехтерева считает, что уровень активизации различных зон мозга легко меняется в связи с необходимостью.

— Знание методик решения задач, в частности, методик ТРИЗ.

— Эрудиция. Широкие и глубокие знания, теоретические и практические. Особенно важно знать законы. Законы — это сгустки информации, пригодные для немедленного употребления. Помните, к чему привело незнание волком закона замерзания воды в проруби в сильный мороз и вмерзания предметов?

— Сильные, управляемые память и внимание.

— Сомнение. Но не расслабляющее сомнение, а критическое отношение к себе. Умение посмотреть на результаты своего труда, как на созданные другим человеком, непредвзято «со стороны».

— Соблюдение правил умственной гигиены. Периодический отдых, переключение на другую работу, душевное спокойствие, чувство защищенности… Существуют и врожденные защитные механизмы мозга, предохраняющие его от эмоциональных срывов и перегрузок. Но доводить себя до их вступления неразумно.

— Компьютерные программы. Например: программный продукт «Изобретающая машина», разработанный ТРИЗовцами, который предоставляет вам обобщенный и систематизированный творческий опыт многих поколений изобретателей в различных областях знания, переложенный на язык компьютера. Садись за компьютер и изобрай.

— Разговоры с умными людьми на умные темы.

— Уединенные размышления. Это хорошая привычка. Почаще бы и подольше.

— Теплое; дружеское отношение окружающих людей, в частности, родителей к ребенку и к его идеям.

— Творческая атмосфера непрерывных исканий в коллективе, в семье, в школе.

— Как не покажется странным — умение рисовать.

— Знание и выполнение правил производительной работы (такие правила приведены в приложении).

Есть категория людей, которые считают, что вера (в соединении с молитвами) устанавливает прямую связь с Высшим Разумом, который и вразумляет при решении всех задач. Возможно, это и так.

Поговорим о врагах творческого нестандартного мышления, чтобы знать, с кем и с чем бороться. Известно, что «врага, как и начальство, надо знать в лицо».

Перечислим, без подробных комментариев, причины если не отказа от мышления, то существенного затруднения.

Объективные причины

— Болезненное состояние человека.

— Перенапряжение, смертельная усталость: душевная, эмоциональная, умственная и(или) физическая.

— Нетворческий климат в коллективе. Однообразие и оглупляющая монотонная работа — все «по старинке», все «придышались». При формировании коллектива нарушен принцип совместимости людей: психологической, моральной, интеллектуальной. Конфликтность, озлобленность, низкий моральный уровень в коллективе, непроходимая, воинствующая серость, очень большая разница в мировоззрениях и культурном развитии людей, работающих в одном коллективе. Людям некомфортно, они смирились, у них пропали стимулы творить и думать. Ужасная ситуация, когда никто не понимает твоей «души прекрасные порывы».

Субъективные причины

Субъективные причины, в принципе, можно преодолеть.

— Уныние. «Все плохо и ничего сделать нельзя, ничего нельзя изменить». Часто это просто удобная философия лентяя и труса, в основе которой — убаюкивающая философия: коли ничего изменить нельзя, то и думать не надо, и действовать не надо. Уныние, как известно, — один из смертных грехов.

— Отсутствие привычки думать. Лень думать, лень записать хорошую идею (не записал сразу, считай, потерял идею), лень воплощать идею.

— Отсутствие умения решать задачи. Незнание того, что есть методики и приемы, помогающие решать задачи.

— Отсутствие умения видеть задачи.

— Отсутствие личного интереса.

— Незначимость проблемы.

— Слабая воля. Неумение доводить дело до конца. Неумение себя заставить. Этой проблеме посвящен целый раздел.

— Неуверенность в себе («Опять у меня ничего не получится, зачем думать, зачем мучиться!»). Стрессовое состояние страха и закомплексованности, подавляющее желание думать и действовать.

— Стереотипы мышления: «Эта задача не решается». А на самом деле не хочется решать эту задачу, не хочется думать, напрягаться, работать. Проще на работе чай пить и жаловаться, чем бороться за справедливость. Бывает очень трудно отказаться от «собственной песни», которую «пел» полжизни, изменить свое мировоззрение.

— Недостаточность информации или неупорядоченная информация, по пословице — «Не знаю, что имаю». Мало знаний — мало идей.

— Плохая память.

— Рассеянное внимание, несобранность.

— Озабоченность и «затюканность» мелкими домашними и/или служебными неприятностями. Вечно отбиваясь от «ближнего врага», не находится времени подумать о главном.

Как убивают идеи

Чтобы не дать убить хорошую идею, надо знать, почему и как убивают идеи.

Но сначала ответим на вопрос: Что такое хорошая идея? Если идея увеличивает количество добра в мире — это хорошая идея. С идеями можно бороться только идеями.

Когда убивают идеи? Когда она не нравится, кажется ошибочной, опасной, не опробована, связана с большим риском, откровенно кому-то не выгодна, когда «не я предложил» или просто не понял, но показать это не хватает мужества и вообще, лестно чувствовать себя умнее автора, идею которого удалось убить.

Еще новые идеи убивают фанатики. Люди «упертые».

Теперь перечислим умышленные способы «убийств», без примеров и детального рассмотрения.

1. Нарочно применить идею в условиях, где она не работает. Следствие: при высказывании идеи надо четко сформулировать граничные условия, где идея «работает», тогда вы выбиваете у оппонента возможность убить идею этим способом. Иначе говоря, будь честным, не считай свою идею всеобъемлющей, не давай повода себя «боднуть».

2. Подменить идею средством или способом. Например: «Наша цель — коммунизм». А на самом-то деле наша цель — это счастье и благополучие людей, а не социальный строй.

3. «Прицепиться» к какой-нибудь неудачной или неточной формулировке хорошей идеи или примера. Найти малый изъян и «выплеснуть идею вместе с ребенком». Зная это, предупредите возможные выпады точными формулировками.

4. Привести заведомо ложное доказательство, отвергающее идею.

5. Авторитетно сказать: «Ерунда! Глупость! Это мы пробовали!». Этот случай называют ситуацией «снобизма». Некто начальствующий считает себя авторитетом там, где он им не является. «Ложно все, чего я не знаю». «Я начальник — ты дурак, ты начальник — я дурак!» А есть люди, которых называют «упертыми». Они абсолютно уверены в своей правоте и не принимают никаких альтернатив. Их еще называют «закрытыми» к новому. И что в этом случае делать? Надо спокойно, но твердо, потребовать веские доказательства подобных утверждений.

6. «Замолчать идею». Специально не обратить внимания на высказанную идею, «замести её под ковер», «отвернуться от зеркала».

7. «Заговорить» идеедателя, говорить монологом, напористо, ДОЛГО, до полного изнеможения оппонента, лишить его возможности перебить себя, не дать оппоненту возможности защитить свою идею, а потом резко закончить обсуждение, не дав возможности принять решение. Это так называемый «прием Катона» — говорить, говорить, говорить…

8. Нарочно незаметно исказить идею. «Передернуть». Усилить и довести до абсурда какое-нибудь частное утверждение.

9. Дискредитировать или опозорить человека, предложившего идею. Это называется «Перейти на личности» или «Убить гонца». Расчет на то, что к идее пропадет интерес. «Плохой человек не может предложить хорошую идею». Возможен и обратный эффект, когда критика идеи расценивается человеком, ее предложившим, как критику себя.

Способ мракобесов убить идею — это убить НОСИТЕЛЯ идеи. («Есть человек — есть проблема, нет человека — нет проблемы».)

10. Мешать высказать идею, перебивать, не давать подвести итоги. Что делать в этом случае? Перед началом своего выступления сказать: «Буду говорить тезисами». Или: «Не перебивайте меня. Мне надо 100 секунд для изложения моей мысли». Или: в начале выступления высказать главные идеи, а потом’привести обоснования. Вообще говоря, всегда надо выражать свои идеи предельно кратко и доказательно.

11. Увести разговор в сторону. Подменить тему обсуждения. Принцип «Зайчика». Например, чтобы отвлечь внимание комиссии от крамольной сущности картины, рисуют зайчика. Все начинают обсуждать, зачем тут зайчик, и забывают о главном.

12. Быстро «закрыть» обсуждение.

13. Бывает, убивают идею потому, что она ошеломляет своей грандиозностью, перед которой профан (человек несведующий, со слабо развитым воображением) чувствует себя неуютно или думает про себя: «Не представляю, как выполнить, справлюсь ли, а потому лучше убить идею «на корню». А бывает, что хорошая, но мелкая идея «тонет» в другой, более грандиозной идее, куда она входит как часть, как подсистема.

14. Откровенная угроза идеедателю, запугивание. Как ни странно, но главный враг всех НОВЫХ идей — их НОВИЗНА, которая воспринимается как опасность.

Главный враг всех НРАВСТВЕННЫХ идей — это БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ людей.

Идеи генерируют люди, решения принимают люди, выполняют или не выполняют решения тоже люди, отменяют решения люди — и все это они делают ради выполнения СВОИХ желаний, часто даже не осознавая этого. Человек любит свои идеи как себя самого.

Есть хороший способ определить, принял человек вашу идею или не принял. Если он, поняв идею, тут же начинает перечислять причины, по которым-ее нельзя или трудно применить, — он убивает идею «с порога». Если он начинает думать о том, как идею внедрить, ищет ресурс для внедрения и пути преодоления трудностей, — он идею принял. «Я не убиваю вашу идею, я ищу, где она работает, а где не работает». Это разные вещи — нарочно убить идею и критиковать идею. По большому счету — за умную критику надо благодарить. Новое, в том числе и наука, не может развиваться без критики. Критиковать — это не значит убивать идею. Однако за критикой должны следовать доказательства и предложения, иначе критика негативна и становится критиканством.

Однажды в моей практике был такой грустный случай. Я взялся читать незаконченную диссертационную работу своего лучшего друга, с которым 30 лет отработал в одном исследовательском институте. Памятуя слова Суворова: «Тяжело в учении, легко в бою», я предельно строго, даже беспощадно, неофициально отрецензировал его совсем не плохую работу, сделал множество замечаний, оставив все решения за ним. И мой друг принял решение, но неожиданное, — не стал дописывать свою диссертацию. Взял я грех на свою душу. Кроме приведенных способов убивания идей, есть, наверное, и другие, но не будем отчаиваться, — хорошие идеи более, чем люди, живучи.

Человек — разумное, а потому свободное существо. В принципе, человека невозможно заставить думать и делать то, чего он не хочет делать, только за это приходится платить страданиями и даже жизнью. Сопротивляться и умирать за идею человек может всегда, пока жив.

Напомним о замечательной древней науке РИТОРИКЕ (3 век до н. э.), ныне незаслуженно почти забытой. Это наука об искусстве донести свои мысли до людей, убедить их, сделать их своими сторонниками. Риторика состоит из 5 частей: нахождение материала, расположение материала, словесное выражение, запоминание и произнесение. Риторику можно использовать и для того, чтобы отстоять идею, и для того, чтобы убить идею. Это зависит не от риторики, а от человека.

Но главное, наверное, что не позволит умереть идее, — это ее высокая нравственность.

Источник: Как научить ребёнка думать / Ю.Г. Тамберг. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. Стр. 20-27

Дополнительно:
«Зачем и как учить ребёнка думать» из книги Ю.Г. Тамберга «Как научить ребенка думать»
Тамберг Ю.Г.. Книги онлайн

[Что ещё интересного в СО-сообществах 3-го круга:]_____________________________________________
Что ещё интересного в СО-сообществах 3-го круга:
2 Академия, Марсианский трактор, Мир Полдня, Школа Полдня, ЗОНА СИНГУЛЯРНОСТИ. +оЗадачник:

субъект «умный» очень легко поддаётся «магии толпы»
Экранизация проекта по использованию лунного ракетного топлива для вывода грузов с Земли и Марса
Картинка из будущего трансгуманизма от трансгуманиста
Оптическая иллюзия с восемью тираннозаврами
Основные положения теории четырёхмерного строения атома
«Точка G» мировой экономики
Шифрование в условиях древности

Источник