Тамберг развитие творческого мышления ребенка скачать
Тамберг Юрий Гергардович (1929) — участник творческого коллектива создателей сайта ТРИЗ-Интернет-Школа. Родился в Ленинграде в 1929 году, имеет медаль «За оборону Ленинграда», окончил Ленинградский Электротехнический Институт (ЛЭТИ) по специальности Высокочастотная техника. 30 лет работал в должностях от инженера до начальника отдела во Всесоюзном научно-исследовательском институте электроизмерительных приборов (Ленинград). Кандидат технических наук, с.н.с. Имеет 15 изобретений. Автор более 50 научных работ. С 1982 года работал заведующим кафедрой робототехники в Новгородском ИПК, преподавал, кроме робототехники, ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач), ЗРТС (Законы развития технических систем), РТВ (Развитие творческого воображения), ФСА (Функционально-стоимостной анализ), классические виды мышления. С 1989 года по 2008 год доцент кафедры социальных и педагогических технологий Новгородского регионального центра развития образования, Для учителей и воспитателей детских садов г.Великий Новгород и районных центров Новгородской области вел семинары: «Развитие качеств творческой личности на основе ТРИЗ», «Воспитание чести и совести», «Разрешение педагогических противоречий на основе ТРИЗ»… Организовал несколько опытно-экспериментальных площадок. Организовал и ведет Новгородскую школу ТРИЗ по трем специализациям: ТРИЗ-педагогика, классический ТРИЗ для инженеров, ТРИЗ бизнес и управление. Школа имеет очное и дистанционное отделения. Составил более 50 методических пособий, написал книги по ТРИЗ — образованию: «Как научить ребенка думать» (о развитии мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, смекалки, волевых и исполнительских качеств, о диагностике интеллектуальных способностей детей, 326 стр.), «Развитие творческого мышления ребенка», «Развитие интеллекта ребенка», «Как сдавать экзамены», «Как научиться говорить комплименты», «Как развить чувство юмора», «Супружество как точная наука», «Интернет для абитуриентов», «Интеллектуальные игры в интеллигентной компании» и др. Участник всех съездов Международной Ассоциации ТРИЗ. Председатель Новгородской областной общественной организации ТРИЗ. Член Совета РАТРИЗ. ТРИЗ для дошколят Сайт автора Книги (5)Зачем знать ТРИЗ Теория Решения Изобретательских Задач – это наука о методах решения любых творческих задач и эффективная технология решения творческих задач. Кроме ТРИЗ имеются и другие методы решения творческих задач, но ТРИЗ наиболее общая и эффективная. ТРИЗ для дошколят Как развить чувство юмора Это веселая и одновременно серьезная книга. В ней рассказывается о шутках и юморе, о том, как понимать юмор, как развить у себя и у детей чувство юмора, как научиться создавать шутки, юмор, комплименты, и вообще, как обрести радостное и светлое отношение к жизни. В данном случае цель смеха и цель книги совпадают — доставить радость и пользу читателю, увеличить меру его счастья. В книге также рассказано, над чем можно смеяться, а над чем смеяться не следует, где и как рассказывать анекдоты. Приведены юмористические тесты и просто анекдоты, шутки, афоризмы. Развитие творческого мышления ребенка Книга знакомит с основными видами мышления и способами решения творческих задач, которые разовьют ваши мыслительные способности и способности ваших детей, поможет подготовить детей к школе и сделать процесс обучения легким и приятным. В книге приведено около 200 развивающих задач, остроумных, не очень сложных, которые интересны и для взрослых, и для детей. Книга предназначена для родителей, психологов, педагогов, воспитателей и всех, кто интересуется вопросами развития мышления. Как научиться говорить комплименты Эта несколько необычная книга предназначена для легкого чтения и одновременно является пособием для тех, кто хочет научиться говорить комплименты. Кроме того, эта подарочная книга небольшой панегирик женщинам. Почему небольшой? Потому что хвалить женщину никогда много не бывает, и еще потому, что речь пойдет не о неисчерпаемости женщин, — об этом написаны миллионы томов, а о комплиментах ей. Автору кажется, что еще не раскрыты все возможности комплиментов. Русский этикет предусматривает со стороны мужчины почтительное преклонение перед женщиной, а со стороны женщины — уважение к мужчине. Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства. Комментарии читателейДобавить отзыв |
Источник
Книга посвящена важной проблеме: развитию качеств творческой личности у детей — мышления, памяти, внимания, фантазии, воображения, смекалки, воли. Основное внимание уделено развитию творческого мышления на основе методик ТРИЗ (Теории Решения Изобретательских Задач).
Рецензия…………………………………………………………………………………………………………….. 3
Введение…………………………………………………………………………………………………………….. 4
Предисловие……………………………………………………………………………………………………… 6
Сложнали эта книга?………………………………………………………………………………….. 6
Как пользоваться этой книгой?………………………………………………………………….. 8
Часть 1. Поговорим о мышлении…………………………………………………………………. 12
Обзор методов и приёмов решения задач……………………………………………….. 12
Этапы развития мышления………………………………………………………………………. 13
Специализация полушарий нашего мозга………………………………………………. 15
Друзья мышления…………………………………………………………………………………….. 16
Враги мышления………………………………………………………………………………………. 17
Как убивают идеи……………………………………………………………………………………… 18
Качества творческой личности………………………………………………………………… 21
Признаки одаренных детей………………………………………………………………………. 22
Условия воспитания талантливой творческой личности………………………… 23
Доброе слово творчеству и творческой активности……………………………….. 25
Доброе слово методикам и алгоритмам………………………………………………….. 26
Что надо сделать, чтобы дети сами захотели развивать своё мышление. 28
Классификация задач и вопросов по степени трудности……………………….. 30
Как создавать учебные задачи и затруднительные ситуации?……………….. 31
Часть II. Частично алгоритмированные методы мышления…………………… 33
Метод проб и ошибок или опыты быстротекущей жизни……………………….. 33
Морфологический анализ………………………………………………………………………… 37
Метод фокальных объектов……………………………………………………………………… 39
Метод контрольных вопросов, или искусство задавать умные вопросы.. 41
Метод компромиссов («Женский метод» или метод оптимизации)………. 52
Решение задач по аналогии или перенос опыта……………………………………… 54
Поиск решения в книгах…………………………………………………………………………… 60
Мышление по ассоциации……………………………………………………………………….. 61
Эмпатия…………………………………………………………………………………………………….. 63
Эвристики…………………………………………………………………………………………………. 67
Методы настроя мышления……………………………………………………………………… 70
Часть III. Коллективные методы мышления…………………………………………….. 72
Мозговой штурм………………………………………………………………………………………. 72
Дискуссия как способ коллективного мышления…………………………………… 80
Деловая игра…………………………………………………………………………………………….. 83
Осмысление ситуации рассказом или метод гамлета…………………………….. 84
Синектика…………………………………………………………………………………………………. 84
Экспертные оценки…………………………………………………………………………………… 85
Часть IV. Развитие диалектического мышления………………………………………. 86
Что такое диалектика, и зачем она нужна людям……………………………………. 86
Основные законы диалектики………………………………………………………………….. 86
Что такое диалектическое мышление?……………………………………………………. 89
Переход количественных изменений в качественные……………………………. 89
Серия игр «хорошо — плохо»……………………………………………………………………. 91
Развитие начал синергетического мышления у детей…………………………….. 96
Часть V. Развитие системного мышления………………………………………………….. 99
Что такое системное мышление?…………………………………………………………….. 99
Некоторые положения системного подхода…………………………………………. 100
Серия игр для освоения детьми понятий
система, подсистема и надсистема………………………………………………………… 101
Системный эффект………………………………………………………………………………….. 104
Целеполагание………………………………………………………………………………………… 107
Часть VI. Развитие функционального мышления…………………………………… 110
Что такое фужциональное мышление, и зачем его вырабатывать удетей? … 110
Что такое функция?……………………………………………………………………… ,……….. 110
Некоторые положения функционального подхода……………………………….. 111
Моделирование-это умение выделить главное……………………………………… 118
Часть VII. Развитие логического мышления…………………………………………… 121
Что такое логическое мышление? …………………………. ……………………………. 121
Логика и творчество……………………………………..……………. ………………………. 122
Законы формальной логики……………………………………………………………………. 122
Практикум применения законов формальной логики…………………………… 127
Обязательные условия правильной формулировки
иприменения законов, правил и утверждений……………………………………….. 132
Здравый смысл………………………………………………………………………………………… 134
Женская логика……………………………………………………………………………………….. 137
Детская логика……………… ……………………………………………………………………… 138
Определение значений слов…………………………………………………………………… 139
Сравнение свойств предметов……………………………………………………………….. 145
Классификация ………………………………………………………………………………………. 148
Часть VIII. Развитие смекалки. Остроумные задачи……………………………… 151
Задачи на, смекалку……………………………………………………………………………….. 152
Как решать задачи на смекалку? …………………………………………………………… 153
Практикум решения задач на смекалку…………………………………………………. 154
Комментарии, ответы и решения задач на смекалку…………………………….. 155
Часть IX. Развитие творческого воображения………………………………………….. 157
Что такое курс ртв?…………………………………………………………………………………. 157
Зачем развивать фантазию и воображение?………………………………………….. 158
Законы ртв………………………………………………………………………………………………. 159
Как развивать удетей воображение……………………………………………………… 160
Приёмы развития творческого воображения………………………………………… 161
Метод маленьких человечков……… ……………………………………………………….. 172
Метод РВС………………………………………………………………………………………………. 175
Методики создания новых сказок………………………………………………………….. 176
Часть X. Развитие образного мышления и пространственного
представления………………………………………………………………………………………. 181
Развитие плоскостного представления………………………………………………….. 183
Развитие объемного мышления…………………………. ,………………………………… 184
Образное представление движущихся объектов…………………………………… 188
Часть XI. Решение задач методами триз…………………………………………………… 192
(Развитие тризовского мышления)…………………………………………………………. 192
Что такое ТРИЗ?………………………. …………………………………………………………….. 192
Противоречия в нашей жизни………………………………………………………………… 196
Как найти самое сильное решение задачи, не решая её………………………… 216
Ресурс, или без чего не решить ни одной задачи ………………………………… 221
Приёмы для решения творческих задач или «связка ключей» для любых
замков……………………………………….. ………………… ……………………………… ………. 227
Определение силы решений, иликак выбирать решения………………………. 246
Как правильно формулировать задачи?……………………….. …………………….. 247
Упрощенный алгоритм решения творческих задач на основе ТРИЗ …… 251
Если задача не решается, что делать?……………………………………………………. 253
Олимпийские боги знали ТРИЗ!…………………………………………………………….. 258
Часть XII. Подарите детям сильную управляемую память……………………. 262
Примеры необыкновенной памяти…………………………………………………………. 262
Виды памяти……………………………………………………………………………………………. 264
Функции памяти……………………………………………………………………………………… 265
Законы памяти………………………………………………………………………………………… 266
Некоторые особенности памяти у детей………………………………………………… 270
Приёмы запоминания или мнемоника……………………………………………………. 270
Правила вспоминания…………………………………………………………………………….. 272
Правила забывания…………………………………………………………………………………. 273
Игры и упражнения для развития памяти………………………………………………. 273
Часть XIII. Развитие внимания и сосредоточенности у детей……………….. 280
Характеристики внимания……………………………………………………………………… 280
Особенности внимания у детей……………………………………………………………… 281
Игры для развития внимания у детей…………………………………………………….. 281
Часть XIV. Воспитание сильного характера…………………………………………….. 284
Так что же такое характер и воля?…………………………………………………………. 284
Зачем надо воспитывать волю? …………………………………………………………….. 285
Как же развить волю?…………………………………………………………………………….. 286
Воспитание смелости, решимости…………………………………………………………. 287
Практические приёмы воспитания характера……………………………………….. 288
Как победить свою лень?……………………………………………………………………….. 290
Часть XV. Правила производительной работы………………………………………… 291
(В том числе и правила приготовления уроков)……………………………………. 291
План- это что и когда делать………………………………………………………………….. 291
Запрограммируйте себя на высокопроизводительную работу…………….. 292
Организуйте рабочую обстановку…………………………………………………………. 292
Работа……………………………………………………………………………………………………… 293
Промежуточный отдых…………………………………………………………………………… 293
После работы………………………………………………………………………………………….. 294
Как делать уроки…………………………………………………………………………………….. 294
Часть XVI. Определение уровня интеллектуальных способностей детей
(тестирование)……………………………………………………………………………………… 297
Общие замечания……………………………………………………………………………………. 297
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………………. 308
Гипотезы Б.П. Никитина и Б.Л. Злотина о развитии творческих
способностей детей………………………………………………………………………………… 308
Концепция воспитания и обучения Масару Ибука……………………………….. 312
Метод разумных тренировок для совершенствования личности…………. 313
Аббревиатуры и термины, использованные в книге……………………………… 314
Послесловие……………………………………………………………………………………………. 316
Источник
Тамберг Юрий Гергардович
Год рождения 1929
173023, Великий Новгород, ул. Зелинского 22, к.1, кв 7.
Домашний тел.: (81622) 2-02-61. Рабочий тел.: 7-46-01
Эл.почта: tamberg@novgorod.net
Авторские работы и курсы:
Огромное количество методических пособий.
Книга “Как научить ребенка думать” о развитии мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, смекалки, волевых и исполнительских качеств, о диагностике интеллектуальных способностей детей, 326 стр.
Организатор нескольких «опытно-экспериментальных площадок» Детский Сад — Школа со «сквозным» обучением детей по методикам ТРИЗ.
С 1990 автор и ведущий семинаров “Развитие качеств творческой личности у детей но основе ТРИЗ” (160 часов) и “Разрешение педагогических противоречий на основе ТРИЗ” (72 часа) для воспитателей детских садов и учителей г. Новгорода и районных центров Новгородской области.
Курс дистанционного обучения «Развитие мышления ребенка на основе методик ТРИЗ»
Статья «Совершенствование работы фирмы методом контрольных вопросов»
Книга «Как научиться говорить комплименты»
Программный труд «Концепция ТРИЗ-педагогики»
(источник)
Мышление, размышление — это, если не мудрствовать лукаво, — способность познавать, сопоставлять, обобщать, находить и РЕШАТЬ ЗАДАЧИ. Развитие сильного мышления редко бывает самоцелью, обычно развивают мышление «ДЛЯ». Например, для надежного решения любых задач, для практической и теоретической деятельности.
Здесь мы просто перечислим «друзей» и «помощников» мышления. Друзей надо знать, чтобы мышлению их активно использовать для борьбы с врагами.
Итак, что способствует развитию мышления?
— Желание самовыразиться и быть значительным.
— Сильная мотивация в какой-либо деятельности. То, что называют заинтересованностью или нацеленностью на решение важной для себя задачи. Мы начинаем мыслить, когда нам чего-то хочется или не хочется. Если есть четкий ответ на вопрос: «Зачем мне это надо?», тогда дело пойдет по пословице — «Была бы охота, заладится и любая работа».
— Врожденные способности. Талант.
— Психологическая установка на работу и волевые усилия.
— Трудолюбие. Целеустремленность. Умение сосредоточиться на проблеме. Упорство. Умение доводить дело до конца. Так, например, английский микробиолог А. Флеминг более 20 лет(!) искал антибактериальное вещество и нашел-таки необходимый вид плесневого гриба, который выделяет пенициллин, за что был удостоен Нобелевской премии. Говорят: «На ловца и зверь бежит».
— Вера в успех, даже уверенность — «Как это Я не решу? Решу!». Некоторые психологи утверждают, что вера сначала овладевает сознанием, потом переходит в подсознание, а потом материализуется и реализуется в деятельности. Так это или нет, но «нацеленный» и верящий в свой успех, ищет и не упустит шанс, а не верящий в себя, свой шанс просто не заметит, а если и заметит, то побоится тотчас им воспользоваться, а потом будет, как правило, уже поздно. Успех приходит от деятельности, но не надо упускать и удачу. Хороши слова из арии Германа: «Ловите миг удачи!».
— Стимуляция мышления:
ВНУТРЕННЯЯ — самонастрой, желание, долг, аутотренинг, самовнушение.
ВНЕШНЯЯ — убеждения, приказы, угрозы… Трудно, конечно, отнести угрозу к друзьям мышления, но стимулятором угроза служить может.
— Выбор оптимального режима работы мозга. Так, Н.П. Бехтерева считает, что уровень активизации различных зон мозга легко меняется в связи с необходимостью.
— Знание методик решения задач, в частности, методик ТРИЗ.
— Эрудиция. Широкие и глубокие знания, теоретические и практические. Особенно важно знать законы. Законы — это сгустки информации, пригодные для немедленного употребления. Помните, к чему привело незнание волком закона замерзания воды в проруби в сильный мороз и вмерзания предметов?
— Сильные, управляемые память и внимание.
— Сомнение. Но не расслабляющее сомнение, а критическое отношение к себе. Умение посмотреть на результаты своего труда, как на созданные другим человеком, непредвзято «со стороны».
— Соблюдение правил умственной гигиены. Периодический отдых, переключение на другую работу, душевное спокойствие, чувство защищенности… Существуют и врожденные защитные механизмы мозга, предохраняющие его от эмоциональных срывов и перегрузок. Но доводить себя до их вступления неразумно.
— Компьютерные программы. Например: программный продукт «Изобретающая машина», разработанный ТРИЗовцами, который предоставляет вам обобщенный и систематизированный творческий опыт многих поколений изобретателей в различных областях знания, переложенный на язык компьютера. Садись за компьютер и изобрай.
— Разговоры с умными людьми на умные темы.
— Уединенные размышления. Это хорошая привычка. Почаще бы и подольше.
— Теплое; дружеское отношение окружающих людей, в частности, родителей к ребенку и к его идеям.
— Творческая атмосфера непрерывных исканий в коллективе, в семье, в школе.
— Как не покажется странным — умение рисовать.
— Знание и выполнение правил производительной работы (такие правила приведены в приложении).
Есть категория людей, которые считают, что вера (в соединении с молитвами) устанавливает прямую связь с Высшим Разумом, который и вразумляет при решении всех задач. Возможно, это и так.
Поговорим о врагах творческого нестандартного мышления, чтобы знать, с кем и с чем бороться. Известно, что «врага, как и начальство, надо знать в лицо».
Перечислим, без подробных комментариев, причины если не отказа от мышления, то существенного затруднения.
Объективные причины
— Болезненное состояние человека.
— Перенапряжение, смертельная усталость: душевная, эмоциональная, умственная и(или) физическая.
— Нетворческий климат в коллективе. Однообразие и оглупляющая монотонная работа — все «по старинке», все «придышались». При формировании коллектива нарушен принцип совместимости людей: психологической, моральной, интеллектуальной. Конфликтность, озлобленность, низкий моральный уровень в коллективе, непроходимая, воинствующая серость, очень большая разница в мировоззрениях и культурном развитии людей, работающих в одном коллективе. Людям некомфортно, они смирились, у них пропали стимулы творить и думать. Ужасная ситуация, когда никто не понимает твоей «души прекрасные порывы».
Субъективные причины
Субъективные причины, в принципе, можно преодолеть.
— Уныние. «Все плохо и ничего сделать нельзя, ничего нельзя изменить». Часто это просто удобная философия лентяя и труса, в основе которой — убаюкивающая философия: коли ничего изменить нельзя, то и думать не надо, и действовать не надо. Уныние, как известно, — один из смертных грехов.
— Отсутствие привычки думать. Лень думать, лень записать хорошую идею (не записал сразу, считай, потерял идею), лень воплощать идею.
— Отсутствие умения решать задачи. Незнание того, что есть методики и приемы, помогающие решать задачи.
— Отсутствие умения видеть задачи.
— Отсутствие личного интереса.
— Незначимость проблемы.
— Слабая воля. Неумение доводить дело до конца. Неумение себя заставить. Этой проблеме посвящен целый раздел.
— Неуверенность в себе («Опять у меня ничего не получится, зачем думать, зачем мучиться!»). Стрессовое состояние страха и закомплексованности, подавляющее желание думать и действовать.
— Стереотипы мышления: «Эта задача не решается». А на самом деле не хочется решать эту задачу, не хочется думать, напрягаться, работать. Проще на работе чай пить и жаловаться, чем бороться за справедливость. Бывает очень трудно отказаться от «собственной песни», которую «пел» полжизни, изменить свое мировоззрение.
— Недостаточность информации или неупорядоченная информация, по пословице — «Не знаю, что имаю». Мало знаний — мало идей.
— Плохая память.
— Рассеянное внимание, несобранность.
— Озабоченность и «затюканность» мелкими домашними и/или служебными неприятностями. Вечно отбиваясь от «ближнего врага», не находится времени подумать о главном.
Как убивают идеи
Чтобы не дать убить хорошую идею, надо знать, почему и как убивают идеи.
Но сначала ответим на вопрос: Что такое хорошая идея? Если идея увеличивает количество добра в мире — это хорошая идея. С идеями можно бороться только идеями.
Когда убивают идеи? Когда она не нравится, кажется ошибочной, опасной, не опробована, связана с большим риском, откровенно кому-то не выгодна, когда «не я предложил» или просто не понял, но показать это не хватает мужества и вообще, лестно чувствовать себя умнее автора, идею которого удалось убить.
Еще новые идеи убивают фанатики. Люди «упертые».
Теперь перечислим умышленные способы «убийств», без примеров и детального рассмотрения.
1. Нарочно применить идею в условиях, где она не работает. Следствие: при высказывании идеи надо четко сформулировать граничные условия, где идея «работает», тогда вы выбиваете у оппонента возможность убить идею этим способом. Иначе говоря, будь честным, не считай свою идею всеобъемлющей, не давай повода себя «боднуть».
2. Подменить идею средством или способом. Например: «Наша цель — коммунизм». А на самом-то деле наша цель — это счастье и благополучие людей, а не социальный строй.
3. «Прицепиться» к какой-нибудь неудачной или неточной формулировке хорошей идеи или примера. Найти малый изъян и «выплеснуть идею вместе с ребенком». Зная это, предупредите возможные выпады точными формулировками.
4. Привести заведомо ложное доказательство, отвергающее идею.
5. Авторитетно сказать: «Ерунда! Глупость! Это мы пробовали!». Этот случай называют ситуацией «снобизма». Некто начальствующий считает себя авторитетом там, где он им не является. «Ложно все, чего я не знаю». «Я начальник — ты дурак, ты начальник — я дурак!» А есть люди, которых называют «упертыми». Они абсолютно уверены в своей правоте и не принимают никаких альтернатив. Их еще называют «закрытыми» к новому. И что в этом случае делать? Надо спокойно, но твердо, потребовать веские доказательства подобных утверждений.
6. «Замолчать идею». Специально не обратить внимания на высказанную идею, «замести её под ковер», «отвернуться от зеркала».
7. «Заговорить» идеедателя, говорить монологом, напористо, ДОЛГО, до полного изнеможения оппонента, лишить его возможности перебить себя, не дать оппоненту возможности защитить свою идею, а потом резко закончить обсуждение, не дав возможности принять решение. Это так называемый «прием Катона» — говорить, говорить, говорить…
8. Нарочно незаметно исказить идею. «Передернуть». Усилить и довести до абсурда какое-нибудь частное утверждение.
9. Дискредитировать или опозорить человека, предложившего идею. Это называется «Перейти на личности» или «Убить гонца». Расчет на то, что к идее пропадет интерес. «Плохой человек не может предложить хорошую идею». Возможен и обратный эффект, когда критика идеи расценивается человеком, ее предложившим, как критику себя.
Способ мракобесов убить идею — это убить НОСИТЕЛЯ идеи. («Есть человек — есть проблема, нет человека — нет проблемы».)
10. Мешать высказать идею, перебивать, не давать подвести итоги. Что делать в этом случае? Перед началом своего выступления сказать: «Буду говорить тезисами». Или: «Не перебивайте меня. Мне надо 100 секунд для изложения моей мысли». Или: в начале выступления высказать главные идеи, а потом’привести обоснования. Вообще говоря, всегда надо выражать свои идеи предельно кратко и доказательно.
11. Увести разговор в сторону. Подменить тему обсуждения. Принцип «Зайчика». Например, чтобы отвлечь внимание комиссии от крамольной сущности картины, рисуют зайчика. Все начинают обсуждать, зачем тут зайчик, и забывают о главном.
12. Быстро «закрыть» обсуждение.
13. Бывает, убивают идею потому, что она ошеломляет своей грандиозностью, перед которой профан (человек несведующий, со слабо развитым воображением) чувствует себя неуютно или думает про себя: «Не представляю, как выполнить, справлюсь ли, а потому лучше убить идею «на корню». А бывает, что хорошая, но мелкая идея «тонет» в другой, более грандиозной идее, куда она входит как часть, как подсистема.
14. Откровенная угроза идеедателю, запугивание. Как ни странно, но главный враг всех НОВЫХ идей — их НОВИЗНА, которая воспринимается как опасность.
Главный враг всех НРАВСТВЕННЫХ идей — это БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ людей.
Идеи генерируют люди, решения принимают люди, выполняют или не выполняют решения тоже люди, отменяют решения люди — и все это они делают ради выполнения СВОИХ желаний, часто даже не осознавая этого. Человек любит свои идеи как себя самого.
Есть хороший способ определить, принял человек вашу идею или не принял. Если он, поняв идею, тут же начинает перечислять причины, по которым-ее нельзя или трудно применить, — он убивает идею «с порога». Если он начинает думать о том, как идею внедрить, ищет ресурс для внедрения и пути преодоления трудностей, — он идею принял. «Я не убиваю вашу идею, я ищу, где она работает, а где не работает». Это разные вещи — нарочно убить идею и критиковать идею. По большому счету — за умную критику надо благодарить. Новое, в том числе и наука, не может развиваться без критики. Критиковать — это не значит убивать идею. Однако за критикой должны следовать доказательства и предложения, иначе критика негативна и становится критиканством.
Однажды в моей практике был такой грустный случай. Я взялся читать незаконченную диссертационную работу своего лучшего друга, с которым 30 лет отработал в одном исследовательском институте. Памятуя слова Суворова: «Тяжело в учении, легко в бою», я предельно строго, даже беспощадно, неофициально отрецензировал его совсем не плохую работу, сделал множество замечаний, оставив все решения за ним. И мой друг принял решение, но неожиданное, — не стал дописывать свою диссертацию. Взял я грех на свою душу. Кроме приведенных способов убивания идей, есть, наверное, и другие, но не будем отчаиваться, — хорошие идеи более, чем люди, живучи.
Человек — разумное, а потому свободное существо. В принципе, человека невозможно заставить думать и делать то, чего он не хочет делать, только за это приходится платить страданиями и даже жизнью. Сопротивляться и умирать за идею человек может всегда, пока жив.
Напомним о замечательной древней науке РИТОРИКЕ (3 век до н. э.), ныне незаслуженно почти забытой. Это наука об искусстве донести свои мысли до людей, убедить их, сделать их своими сторонниками. Риторика состоит из 5 частей: нахождение материала, расположение материала, словесное выражение, запоминание и произнесение. Риторику можно использовать и для того, чтобы отстоять идею, и для того, чтобы убить идею. Это зависит не от риторики, а от человека.
Но главное, наверное, что не позволит умереть идее, — это ее высокая нравственность.
Источник: Как научить ребёнка думать / Ю.Г. Тамберг. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. Стр. 20-27
Дополнительно:
«Зачем и как учить ребёнка думать» из книги Ю.Г. Тамберга «Как научить ребенка думать»
Тамберг Ю.Г.. Книги онлайн
[Что ещё интересного в СО-сообществах 3-го круга:]_____________________________________________
Что ещё интересного в СО-сообществах 3-го круга:
2 Академия, Марсианский трактор, Мир Полдня, Школа Полдня, ЗОНА СИНГУЛЯРНОСТИ. +оЗадачник:
субъект «умный» очень легко поддаётся «магии толпы»
Экранизация проекта по использованию лунного ракетного топлива для вывода грузов с Земли и Марса
Картинка из будущего трансгуманизма от трансгуманиста
Оптическая иллюзия с восемью тираннозаврами
Основные положения теории четырёхмерного строения атома
«Точка G» мировой экономики
Шифрование в условиях древности
Источник