Таблица зарубежные теории развития личности ребенка таблица

Таблица зарубежные теории развития личности ребенка таблица thumbnail

Сводная
таблица по теориям развития в возрастной
психологии.

Теория

Автор

Метод

Факты

Теоретические
взгляды

Сильные
стороны

Слабые
стороны

1.
Рекапитуляции

С.
Холл

Самонаблюдение,
наблюдение за играми детей, анкетирование
родителей.

Основа
детские страхи и игры. Есть страхи,
не связанные с с жизненным опытом
ребенка (страх воды и т.п.). Существуют
последовательность игр, сменяющих
друг друга, которым никто детей не
обучает.

Ребенок
в своем развитии повторяет социогенез
в сжатом виде. Исследование страхов
показало, что дети часто бояться того,
чего никогда не было в их личном опыте,
и их можно объяснить памятью прошлого,
от которой ребенок освобождается в
процессе игры. Определенная
последотельность этих игр (встречающаяся
у многих детей) соответствует
социогенетическим стадиям (жиэнь в
пещерах охота строительство
скотоводство растеневодство меновые
отношения).

Развитие
определяется генетическими механизмами.

  • установил
    наличие закономерности в развитии
    ребенка;

  • классифицировал
    игры.

  • использовал
    неадекватный метод самонаблюдение
    (дети часто не различают фантазию и
    реальность);

  • критика
    бихевиористов: страхи не врожденны,
    а возникают из реальных событий;

  • критика
    Гросса: игра есть период подготовки
    ко взрослой жизни, а не избавление от
    прошлого;

  • критика
    Рубинштейна: социогенез и онтогенез
    идут по «от простого к сложному», но
    не правильно отождествлять эти
    процессы.

2.
Трех ступенчатого развития

К.
Бюллер

Эксперименты
аналогичные Келлеру, но вместо палки
и бананов использовали стулья и
игрушки.

Развитие
ребенка запаздывает по сравнению
развитием животного (сначала человек
проходит путь развития животного, а
затем специфический человеческий).

Стадии
развития ребенка сопостовимы со
стадиями развития животных (онтогенез
есть краткое повторение филогенеза).
3 ступени развития: инстинкт (01 год),
формирование навыков (13 года), интеллект
(35 лет). Развитие корковых слоев мозга
в 3 года ведет к развитию новых
психических способностей, поэтому
ускорить процесс развития, пока не
созреют определенные участки мозга
нельзя (т.е. обучение не влияет на
процесс развития).

  • ввел
    эксперимент;

  • наметил
    движение от низших к высшим стадиям
    (от примитивных к совершенным стадиям
    поведения).

  • перенес
    зоологический эксперимент на
    исследование человека;

  • навык
    и интеллект не существуют независимо
    друг от друга, т.к. в навыке есть
    интеллектуальные компоненты, а
    интеллект. действие может стать
    автоматизированным (навыком);

  • не
    учел роль активности субъекта в
    развитии;

  • полностью
    исключено средовое влияние.

3.
Нормативный подход (не является
самостоятельной теорией, а существует
в рамках теории рекапитуляции).

Л.
Гезелл,

Л.
Термен.

Лонгитюдные
наблюдения, тестовые методики.

Значительные
изменения на физиологическом,
интеллектуальном и моторных уровнях
достигают своего максимума до 3х лет
затем
снижение
темпов далее подобие
плато, а к старости
регрессив. изменения (закон затухания)

Разделяют
позицию Холла, но ставят перед собой
практическую задачу: если развитие
предопределено, то каким образом
происходит. Закон затухания.

  • первыми
    использовали близнецовый метод,
    технические срва (зеркало, фотографии)
    и тестовые методики;

  • разработали
    методику контроля за ходом нормального
    психического развития ребенка;

  • положили
    начало детской психологии как
    нормативной дисциплины;

  • учитывали
    пол и порядок рождения ребенка;

  • все
    объективные изменения фиксировались
    вместе (психические и физические
    смешанное развитие);

  • представление
    о неизменности интеллекта на протяжении
    всей жизни;

  • исследовали
    не все психические функции (особенно
    происходящие на внутреннем уровне);

  • небольшая
    выборка исследуемых (особенность
    лонгитюдного исследования);

4.
«Чистой доски»

Скиннер,
Торндайк

Лабораторный
(обучающий) эксперимент.

Законы
научения:

  • готовности
    (наличие актуальной потребности в
    общении, познании);

  • повторения
    (для закрепления реакции нужно
    подкрепление);

  • эффекта
    (каждое действие имеет определенный
    эффект).

После
появления на свет ребенок не может
ничего. Затем у него появляются реакции,
которые накапливаясь преобразуются
в цепь поведенческих реакций.

  • естественнонаучный
    подход;

  • учет
    влияния среды на развитие.

  • игнорирование
    активной позиции ребенка;

  • научение
    может происходить и вопреки всем
    законам научения (эксперимент на
    латентное обучение), т.е. к интеллектуальному
    развитию законы научения не применимы.

Читайте также:  Биологический возраст и речевое развитие ребенка

5.
Конвергенции двух факторов

В.
Штерн

Наблюдение,
биографический метод.

Способности
детей повторяют способности родителей.

Развитие
ребенка определяется суммой воздействия
наследственности (задатки) и среды,
но они не определяют его. Движущей
силой развития здесь является
потребность к саморазвитию и
самосохранению.

  • учет
    влияния и средовых и генетических
    факторов

  • потребность
    в самосохранении является основой
    для психического развития.

  • социальная
    среда и биологические задатки ничем
    не отличаются (приспособленность к
    соц. среде есть процесс адаптации);

  • роль
    наследственности ведущая.

6.
Психодинамическая концепция развития
личности

З.
Фрейд

А.
Фрейд

Гипноз,
анализ сновидений, метод свободных
ассоциаций, игра (исп. в качестве
коррекц. мероприятий).

  • наличие
    неосознаваемых процессов, комплексов
    и защитных механизмов, что можно
    выявить при анализе оговорок, сновидений
    и др.

В
основе процесса развития лежит
структура строения личности: я (ядро
человеческой личности) оно (неосознаваемые
потребности)сверхЯ (культурное
образование, как совокупность правил
и т.п.). СверхЯ считается сформированным
если человек внутрь себя запреты
извне.

  • первая
    концепция личностного развития;

  • открытие
    периода детства, как факта, оставляющего
    отпечаток в человеке;

  • формирование
    личности происходит в процессе
    взаимодействия с другими;

  • разработка
    проблемы защитных механизмов;

  • сведение
    побудительных сил развития к телесным;

  • ребенок
    поставлен в антагонистическое
    отношение к обществу;

  • периодизация
    получена на клиническом материале
    (неврозы);

7.
Эпигенетическая

концепция

Э.
Эриксон

Анализ
биографий, кросскультурные сравнения,
анализ современного ему общва с
выделением его специфики.

Существуют
различные подходы к воспитанию ребенка
в разных культурах, различные стили
материнства, феномены счастливой и
несчастной старости и их связь с
предыдущим развитием. Большая часть
его современников страдают от
оторванности от общества.

Придерживался
концепции Фрейда в части структуры
личности, но выделил собственную
перодизацию психического развития.
Каждый новый этап характеризуется
сменой значимой социальной группы и
задачей развития. Их последовательность
результат биологического созревания,
но содержание развития определяется
тем, что ожидает от человека общество,
к которому он принадлежит. Есть 2
врожденные потребности: в эгоидентичности
и в групповой принадлежности.

  • единственная
    концепция, охватывающая все периоды
    жизни человека;

  • человек
    сам определяет свою судьбу

  • социальное
    начало двигатель развития;

  • период
    старости не имеет негативного значения;

  • не
    полный отход от фрейдовской позиции
    (особенно на ранних этапах);

  • не
    определения критерия перехода от
    стадии к стадии;

  • человек
    не может вернуться к решению задач,
    которые не были реализованы ранее.

8.
Концепция развития интеллекта

Ж.
Пиаже

Клиническая
беседа

Особенности
детского мышления:

  • эгоцентризм;

  • реализм;

  • артифициализм;

  • алогизм;

  • трансдукция.

Интеллект
общая способность к познанию, которая
отражается в каждой психической
функции. Единица познавательного
способности интеллекта познавательное
действие, которое стремиться к
объединению с др. действиями в
познавательные структуры (биологические
по знам которых развивается интеллект).
Интеллект развивается во взаимодействии
с окружающей средой, насыщенность
которой является стимулом для развития.
Интеллект развивается последовательно
(ступени развития) и строго логично:
каждая предыдущая стадия подготавливает
последующую. Стадии: сенсомоторный
интеллект (02 г.), дооперацион. стадия
(27 л.), стадия конкретных операций (712
л.), формальных операций (1217 л.)

  • введение
    метода клинической беседы;

  • интеллект
    не существует изначально, а возникает
    и развивается в онтогенезе;

  • развитие
    интеллекта связанно с собственной
    познавательной активностью;

  • отметил
    процесс интериоризации как одну из
    форм познавательной деятельности;

  • использовал
    биологические механизмы при объяснении
    развития интеллекта;

  • игнорировал
    влияние обучения на развитие;

  • ребенок
    в своем познавательном развитии
    рассматривается вне социального
    взаимодействия.

9.
Культурноисторическая

Л.
Выготский

Эксперимент
(развитие понятий)

Животные
просто приспособились к среде, а
человек совершенствует свои способности
и психику. Человек, в отличии от
животных, ставит между собой и природой
опосредованную связь (орудия) и таким
образом, такое развитие культурное.
Закон формирования ВПФ: каждая ПФ
появляется на свет дважды сначала
как внешняя функция, а затем как
интрапсихическая. 2 линии развития:
интериоризация и от интер к интра.
Каждый вид имеет видовой опыт. У
человека он существует вокруг него,
а не внутри, за счет чего и происходит
присвоение культурного опыта (механизм
развития).

Читайте также:  Развитие воспитание ребенка внутриутробное развитие

  • введение
    понятия ВПФ, как содержания психического
    развития;

  • среда
    источник развития;

  • ввел
    представление о смысловом строении
    сознания;

  • для
    развития необходима активность
    ребенка.

Источник

Сводная таблица по теориям развития в возрастной психологии.

Теория

Автор

Метод

Факты

Теоретические взгляды

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Рекапитуляции

С. Холл

Самонаблюдение, наблюдение за играми детей, анкетирование родителей.

Основа детские страхи и игры. Есть страхи, не связанные с с жизненным опытом ребенка (страх воды и т. п.).

Существуют последовательность игр, сменяющих друг друга, которым никто детей не обучает.

Ребенок в своем развитии повторяет социогенез в сжатом виде. Исследование страхов показало, что дети часто бояться того, чего никогда не было в их личном опыте, и их можно объяснить памятью прошлого, от которой ребенок освобождается в процессе игры. Определенная последотельность этих игр (встречающаяся у многих детей) соответствует социогенетическим стадиям (жиэнь в пещерах охота строительство скотоводство растеневодство меновые отношения).

Развитие определяется генетическими механизмами.

  • установил наличие закономерности в развитии ребенка;
  • классифицировал игры.
  • использовал неадекватный метод самонаблюдение (дети часто не различают фантазию и реальность);
  • критика бихевиористов: страхи не врожденны, а возникают из реальных событий;
  • критика Гросса: игра есть период подготовки ко взрослой жизни, а не избавление от прошлого;
  • критика Рубинштейна: социогенез и онтогенез идут по «от простого к сложному», но не правильно отождествлять эти процессы.

2. Трех ступенчатого развития

К. Бюллер

Эксперименты аналогичные Келлеру, но вместо палки и бананов использовали стулья и игрушки.

Развитие ребенка запаздывает по сравнению развитием животного (сначала человек проходит путь развития животного, а затем специфический человеческий).

Стадии развития ребенка сопостовимы со стадиями развития животных (онтогенез есть краткое повторение филогенеза).

3 ступени развития: инстинкт (01 год), формирование навыков (13 года), интеллект (35 лет).

Развитие корковых слоев мозга в 3 года ведет к развитию новых психических способностей, поэтому ускорить процесс развития, пока не созреют определенные участки мозга нельзя (т.е. обучение не влияет на процесс развития).

  • ввел эксперимент;
  • наметил движение от низших к высшим стадиям (от примитивных к совершенным стадиям поведения).
  • перенес зоологический эксперимент на исследование человека;
  • навык и интеллект не существуют независимо друг от друга, т.к. в навыке есть интеллектуальные компоненты, а интеллект. действие может стать автоматизированным (навыком);
  • не учел роль активности субъекта в развитии;
  • полностью исключено средовое влияние.

3. Нормативный подход (не является самостоятельной теорией, а существует в рамках теории рекапитуляции).

Л. Гезелл,

Л. Термен.

Лонгитюдные наблюдения, тестовые методики.

Значительные изменения на физиологическом, интеллектуальном и моторных уровнях достигают своего максимума до 3х лет затем снижение темпов далее подобие плато, а к старости регрессив. изменения (закон затухания)

Разделяют позицию Холла, но ставят перед собой практическую задачу: если развитие предопределено, то каким образом происходит. Закон затухания.

  • первыми использовали близнецовый метод, технические срва (зеркало, фотографии) и тестовые методики;
  • разработали методику контроля за ходом нормального психического развития ребенка;
  • положили начало детской психологии как нормативной дисциплины;
  • учитывали пол и порядок рождения ребенка;
  • все объективные изменения фиксировались вместе (психические и физические смешанное развитие);
  • представление о неизменности интеллекта на протяжении всей жизни;
  • исследовали не все психические функции (особенно происходящие на внутреннем уровне);
  • небольшая выборка исследуемых (особенность лонгитюдного исследования);

4. «Чистой доски»

Скиннер, Торндайк

Лабораторный (обучающий) эксперимент.

Законы научения:

  • готовности (наличие актуальной потребности в общении, познании);
  • повторения (для закрепления реакции нужно подкрепление);
  • эффекта (каждое действие имеет определенный эффект).

После появления на свет ребенок не может ничего. Затем у него появляются реакции, которые накапливаясь преобразуются в цепь поведенческих реакций.

  • естественнонаучный подход;
  • учет влияния среды на развитие.
  • игнорирование активной позиции ребенка;
  • научение может происходить и вопреки всем законам научения (эксперимент на латентное обучение), т. е. к интеллектуальному развитию законы научения не применимы.
Читайте также:  Развитие ребенка ранних сроках беременности

5. Конвергенции двух факторов

В. Штерн

Наблюдение, биографический метод.

Способности детей повторяют способности родителей.

Развитие ребенка определяется суммой воздействия наследственности (задатки) и среды, но они не определяют его. Движущей силой развития здесь является потребность к саморазвитию и самосохранению.

  • учет влияния и средовых и генетических факторов
  • потребность в самосохранении является основой для психического развития.
  • социальная среда и биологические задатки ничем не отличаются (приспособленность к соц. среде есть процесс адаптации);
  • роль наследственности ведущая.

6. Психодинамическая концепция развития личности

З. Фрейд

А. Фрейд

Гипноз, анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, игра (исп. в качестве коррекц. мероприятий).

  • наличие неосознаваемых процессов, комплексов и защитных механизмов, что можно выявить при анализе оговорок, сновидений и др.

В основе процесса развития лежит структура строения личности: я (ядро человеческой личности) оно (неосознаваемые потребности) сверхЯ (культурное образование, как совокупность правил и т. п.).

СверхЯ считается сформированным если человек внутрь себя запреты извне.

  • первая концепция личностного развития;
  • открытие периода детства, как факта, оставляющего отпечаток в человеке;
  • формирование личности происходит в процессе взаимодействия с другими;
  • разработка проблемы защитных механизмов;
  • сведение побудительных сил развития к телесным;
  • ребенок поставлен в антагонистическое отношение к обществу;
  • периодизация получена на клиническом материале (неврозы);

7. Эпигенетическая

концепция

Э. Эриксон

Анализ биографий, кросскультурные сравнения, анализ современного ему общва с выделением его специфики.

Существуют различные подходы к воспитанию ребенка в разных культурах, различные стили материнства, феномены счастливой и несчастной старости и их связь с предыдущим развитием. Большая часть его современников страдают от оторванности от общества.

Придерживался концепции Фрейда в части структуры личности, но выделил собственную перодизацию психического развития. Каждый новый этап характеризуется сменой значимой социальной группы и задачей развития. Их последовательность результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. Есть 2 врожденные потребности: в эгоидентичности и в групповой принадлежности.

  • единственная концепция, охватывающая все периоды жизни человека;
  • человек сам определяет свою судьбу
  • социальное начало двигатель развития;
  • период старости не имеет негативного значения;
  • не полный отход от фрейдовской позиции (особенно на ранних этапах);
  • не определения критерия перехода от стадии к стадии;
  • человек не может вернуться к решению задач, которые не были реализованы ранее.

8. Концепция развития интеллекта

Ж. Пиаже

Клиническая беседа

Особенности детского мышления:

  • эгоцентризм;
  • реализм;
  • артифициализм;
  • алогизм;
  • трансдукция.

Интеллект общая способность к познанию, которая отражается в каждой психической функции. Единица познавательного способности интеллекта познавательное действие, которое стремиться к объединению с др. действиями в познавательные структуры (биологические по знам которых развивается интеллект).

Интеллект развивается во взаимодействии с окружающей средой, насыщенность которой является стимулом для развития. Интеллект развивается последовательно (ступени развития) и строго логично: каждая предыдущая стадия подготавливает последующую. Стадии: сенсомоторный интеллект (02 г.), дооперацион. стадия (27 л.), стадия конкретных операций (712 л.), формальных операций (1217 л.)

  • введение метода клинической беседы;
  • интеллект не существует изначально, а возникает и развивается в онтогенезе;
  • развитие интеллекта связанно с собственной познавательной активностью;
  • отметил процесс интериоризации как одну из форм познавательной деятельности;
  • использовал биологические механизмы при объяснении развития интеллекта;
  • игнорировал влияние обучения на развитие;
  • ребенок в своем познавательном развитии рассматривается вне социального взаимодействия.

9. Культурноисторическая

Л. Выготский

Эксперимент (развитие понятий)

Животные просто приспособились к среде, а человек совершенствует свои способности и психику. Человек, в отличии от животных, ставит между собой и природой опосредованную связь (орудия) и таким образом, такое развитие культурное. Закон формирования ВПФ: каждая ПФ появляется на свет дважды сначала как внешняя функция, а затем как интрапсихическая. 2 линии развития: интериоризация и от интер к интра. Каждый вид имеет видовой опыт. У человека он существует вокруг него, а не внутри, за счет чего и происходит присвоение культурного опыта (механизм развития).

  • введение понятия ВПФ, как содержания психического развития;
  • среда источник развития;
  • ввел представление о смысловом строении сознания;
  • для развития необходима активность ребенка.

Источник