Таблица зарубежные теории развития личности ребенка таблица
Сводная
таблица по теориям развития в возрастной
психологии.
Теория
Автор
Метод
Факты
Теоретические
взгляды
Сильные
стороны
Слабые
стороны
1.
Рекапитуляции
С.
Холл
Самонаблюдение,
наблюдение за играми детей, анкетирование
родителей.
Основа
детские страхи и игры. Есть страхи,
не связанные с с жизненным опытом
ребенка (страх воды и т.п.). Существуют
последовательность игр, сменяющих
друг друга, которым никто детей не
обучает.
Ребенок
в своем развитии повторяет социогенез
в сжатом виде. Исследование страхов
показало, что дети часто бояться того,
чего никогда не было в их личном опыте,
и их можно объяснить памятью прошлого,
от которой ребенок освобождается в
процессе игры. Определенная
последотельность этих игр (встречающаяся
у многих детей) соответствует
социогенетическим стадиям (жиэнь в
пещерах охота строительство
скотоводство растеневодство меновые
отношения).
Развитие
определяется генетическими механизмами.
установил
наличие закономерности в развитии
ребенка;классифицировал
игры.
использовал
неадекватный метод самонаблюдение
(дети часто не различают фантазию и
реальность);критика
бихевиористов: страхи не врожденны,
а возникают из реальных событий;критика
Гросса: игра есть период подготовки
ко взрослой жизни, а не избавление от
прошлого;критика
Рубинштейна: социогенез и онтогенез
идут по «от простого к сложному», но
не правильно отождествлять эти
процессы.
2.
Трех ступенчатого развития
К.
Бюллер
Эксперименты
аналогичные Келлеру, но вместо палки
и бананов использовали стулья и
игрушки.
Развитие
ребенка запаздывает по сравнению
развитием животного (сначала человек
проходит путь развития животного, а
затем специфический человеческий).
Стадии
развития ребенка сопостовимы со
стадиями развития животных (онтогенез
есть краткое повторение филогенеза).
3 ступени развития: инстинкт (01 год),
формирование навыков (13 года), интеллект
(35 лет). Развитие корковых слоев мозга
в 3 года ведет к развитию новых
психических способностей, поэтому
ускорить процесс развития, пока не
созреют определенные участки мозга
нельзя (т.е. обучение не влияет на
процесс развития).
ввел
эксперимент;наметил
движение от низших к высшим стадиям
(от примитивных к совершенным стадиям
поведения).
перенес
зоологический эксперимент на
исследование человека;навык
и интеллект не существуют независимо
друг от друга, т.к. в навыке есть
интеллектуальные компоненты, а
интеллект. действие может стать
автоматизированным (навыком);не
учел роль активности субъекта в
развитии;полностью
исключено средовое влияние.
3.
Нормативный подход (не является
самостоятельной теорией, а существует
в рамках теории рекапитуляции).
Л.
Гезелл,
Л.
Термен.
Лонгитюдные
наблюдения, тестовые методики.
Значительные
изменения на физиологическом,
интеллектуальном и моторных уровнях
достигают своего максимума до 3х лет
затем
снижение
темпов далее подобие
плато, а к старости
регрессив. изменения (закон затухания)
Разделяют
позицию Холла, но ставят перед собой
практическую задачу: если развитие
предопределено, то каким образом
происходит. Закон затухания.
первыми
использовали близнецовый метод,
технические срва (зеркало, фотографии)
и тестовые методики;разработали
методику контроля за ходом нормального
психического развития ребенка;положили
начало детской психологии как
нормативной дисциплины;учитывали
пол и порядок рождения ребенка;
все
объективные изменения фиксировались
вместе (психические и физические
смешанное развитие);представление
о неизменности интеллекта на протяжении
всей жизни;исследовали
не все психические функции (особенно
происходящие на внутреннем уровне);небольшая
выборка исследуемых (особенность
лонгитюдного исследования);
4.
«Чистой доски»
Скиннер,
Торндайк
Лабораторный
(обучающий) эксперимент.
Законы
научения:
готовности
(наличие актуальной потребности в
общении, познании);повторения
(для закрепления реакции нужно
подкрепление);эффекта
(каждое действие имеет определенный
эффект).
После
появления на свет ребенок не может
ничего. Затем у него появляются реакции,
которые накапливаясь преобразуются
в цепь поведенческих реакций.
естественнонаучный
подход;учет
влияния среды на развитие.
игнорирование
активной позиции ребенка;научение
может происходить и вопреки всем
законам научения (эксперимент на
латентное обучение), т.е. к интеллектуальному
развитию законы научения не применимы.
5.
Конвергенции двух факторов
В.
Штерн
Наблюдение,
биографический метод.
Способности
детей повторяют способности родителей.
Развитие
ребенка определяется суммой воздействия
наследственности (задатки) и среды,
но они не определяют его. Движущей
силой развития здесь является
потребность к саморазвитию и
самосохранению.
учет
влияния и средовых и генетических
факторов
потребность
в самосохранении является основой
для психического развития.социальная
среда и биологические задатки ничем
не отличаются (приспособленность к
соц. среде есть процесс адаптации);роль
наследственности ведущая.
6.
Психодинамическая концепция развития
личности
З.
Фрейд
А.
Фрейд
Гипноз,
анализ сновидений, метод свободных
ассоциаций, игра (исп. в качестве
коррекц. мероприятий).
наличие
неосознаваемых процессов, комплексов
и защитных механизмов, что можно
выявить при анализе оговорок, сновидений
и др.
В
основе процесса развития лежит
структура строения личности: я (ядро
человеческой личности) оно (неосознаваемые
потребности)сверхЯ (культурное
образование, как совокупность правил
и т.п.). СверхЯ считается сформированным
если человек внутрь себя запреты
извне.
первая
концепция личностного развития;открытие
периода детства, как факта, оставляющего
отпечаток в человеке;формирование
личности происходит в процессе
взаимодействия с другими;разработка
проблемы защитных механизмов;
сведение
побудительных сил развития к телесным;ребенок
поставлен в антагонистическое
отношение к обществу;периодизация
получена на клиническом материале
(неврозы);
7.
Эпигенетическая
концепция
Э.
Эриксон
Анализ
биографий, кросскультурные сравнения,
анализ современного ему общва с
выделением его специфики.
Существуют
различные подходы к воспитанию ребенка
в разных культурах, различные стили
материнства, феномены счастливой и
несчастной старости и их связь с
предыдущим развитием. Большая часть
его современников страдают от
оторванности от общества.
Придерживался
концепции Фрейда в части структуры
личности, но выделил собственную
перодизацию психического развития.
Каждый новый этап характеризуется
сменой значимой социальной группы и
задачей развития. Их последовательность
результат биологического созревания,
но содержание развития определяется
тем, что ожидает от человека общество,
к которому он принадлежит. Есть 2
врожденные потребности: в эгоидентичности
и в групповой принадлежности.
единственная
концепция, охватывающая все периоды
жизни человека;человек
сам определяет свою судьбусоциальное
начало двигатель развития;период
старости не имеет негативного значения;
не
полный отход от фрейдовской позиции
(особенно на ранних этапах);не
определения критерия перехода от
стадии к стадии;человек
не может вернуться к решению задач,
которые не были реализованы ранее.
8.
Концепция развития интеллекта
Ж.
Пиаже
Клиническая
беседа
Особенности
детского мышления:
эгоцентризм;
реализм;
артифициализм;
алогизм;
трансдукция.
Интеллект
общая способность к познанию, которая
отражается в каждой психической
функции. Единица познавательного
способности интеллекта познавательное
действие, которое стремиться к
объединению с др. действиями в
познавательные структуры (биологические
по знам которых развивается интеллект).
Интеллект развивается во взаимодействии
с окружающей средой, насыщенность
которой является стимулом для развития.
Интеллект развивается последовательно
(ступени развития) и строго логично:
каждая предыдущая стадия подготавливает
последующую. Стадии: сенсомоторный
интеллект (02 г.), дооперацион. стадия
(27 л.), стадия конкретных операций (712
л.), формальных операций (1217 л.)
введение
метода клинической беседы;интеллект
не существует изначально, а возникает
и развивается в онтогенезе;развитие
интеллекта связанно с собственной
познавательной активностью;отметил
процесс интериоризации как одну из
форм познавательной деятельности;
использовал
биологические механизмы при объяснении
развития интеллекта;игнорировал
влияние обучения на развитие;ребенок
в своем познавательном развитии
рассматривается вне социального
взаимодействия.
9.
Культурноисторическая
Л.
Выготский
Эксперимент
(развитие понятий)
Животные
просто приспособились к среде, а
человек совершенствует свои способности
и психику. Человек, в отличии от
животных, ставит между собой и природой
опосредованную связь (орудия) и таким
образом, такое развитие культурное.
Закон формирования ВПФ: каждая ПФ
появляется на свет дважды сначала
как внешняя функция, а затем как
интрапсихическая. 2 линии развития:
интериоризация и от интер к интра.
Каждый вид имеет видовой опыт. У
человека он существует вокруг него,
а не внутри, за счет чего и происходит
присвоение культурного опыта (механизм
развития).
введение
понятия ВПФ, как содержания психического
развития;среда
источник развития;ввел
представление о смысловом строении
сознания;для
развития необходима активность
ребенка.
Источник
Сводная таблица по теориям развития в возрастной психологии.
Теория
Автор
Метод
Факты
Теоретические взгляды
Сильные стороны
Слабые стороны
1. Рекапитуляции
С. Холл
Самонаблюдение, наблюдение за играми детей, анкетирование родителей.
Основа детские страхи и игры. Есть страхи, не связанные с с жизненным опытом ребенка (страх воды и т. п.).
Существуют последовательность игр, сменяющих друг друга, которым никто детей не обучает.
Ребенок в своем развитии повторяет социогенез в сжатом виде. Исследование страхов показало, что дети часто бояться того, чего никогда не было в их личном опыте, и их можно объяснить памятью прошлого, от которой ребенок освобождается в процессе игры. Определенная последотельность этих игр (встречающаяся у многих детей) соответствует социогенетическим стадиям (жиэнь в пещерах охота строительство скотоводство растеневодство меновые отношения).
Развитие определяется генетическими механизмами.
- установил наличие закономерности в развитии ребенка;
- классифицировал игры.
- использовал неадекватный метод самонаблюдение (дети часто не различают фантазию и реальность);
- критика бихевиористов: страхи не врожденны, а возникают из реальных событий;
- критика Гросса: игра есть период подготовки ко взрослой жизни, а не избавление от прошлого;
- критика Рубинштейна: социогенез и онтогенез идут по «от простого к сложному», но не правильно отождествлять эти процессы.
2. Трех ступенчатого развития
К. Бюллер
Эксперименты аналогичные Келлеру, но вместо палки и бананов использовали стулья и игрушки.
Развитие ребенка запаздывает по сравнению развитием животного (сначала человек проходит путь развития животного, а затем специфический человеческий).
Стадии развития ребенка сопостовимы со стадиями развития животных (онтогенез есть краткое повторение филогенеза).
3 ступени развития: инстинкт (01 год), формирование навыков (13 года), интеллект (35 лет).
Развитие корковых слоев мозга в 3 года ведет к развитию новых психических способностей, поэтому ускорить процесс развития, пока не созреют определенные участки мозга нельзя (т.е. обучение не влияет на процесс развития).
- ввел эксперимент;
- наметил движение от низших к высшим стадиям (от примитивных к совершенным стадиям поведения).
- перенес зоологический эксперимент на исследование человека;
- навык и интеллект не существуют независимо друг от друга, т.к. в навыке есть интеллектуальные компоненты, а интеллект. действие может стать автоматизированным (навыком);
- не учел роль активности субъекта в развитии;
- полностью исключено средовое влияние.
3. Нормативный подход (не является самостоятельной теорией, а существует в рамках теории рекапитуляции).
Л. Гезелл,
Л. Термен.
Лонгитюдные наблюдения, тестовые методики.
Значительные изменения на физиологическом, интеллектуальном и моторных уровнях достигают своего максимума до 3х лет затем снижение темпов далее подобие плато, а к старости регрессив. изменения (закон затухания)
Разделяют позицию Холла, но ставят перед собой практическую задачу: если развитие предопределено, то каким образом происходит. Закон затухания.
- первыми использовали близнецовый метод, технические срва (зеркало, фотографии) и тестовые методики;
- разработали методику контроля за ходом нормального психического развития ребенка;
- положили начало детской психологии как нормативной дисциплины;
- учитывали пол и порядок рождения ребенка;
- все объективные изменения фиксировались вместе (психические и физические смешанное развитие);
- представление о неизменности интеллекта на протяжении всей жизни;
- исследовали не все психические функции (особенно происходящие на внутреннем уровне);
- небольшая выборка исследуемых (особенность лонгитюдного исследования);
4. «Чистой доски»
Скиннер, Торндайк
Лабораторный (обучающий) эксперимент.
Законы научения:
- готовности (наличие актуальной потребности в общении, познании);
- повторения (для закрепления реакции нужно подкрепление);
- эффекта (каждое действие имеет определенный эффект).
После появления на свет ребенок не может ничего. Затем у него появляются реакции, которые накапливаясь преобразуются в цепь поведенческих реакций.
- естественнонаучный подход;
- учет влияния среды на развитие.
- игнорирование активной позиции ребенка;
- научение может происходить и вопреки всем законам научения (эксперимент на латентное обучение), т. е. к интеллектуальному развитию законы научения не применимы.
5. Конвергенции двух факторов
В. Штерн
Наблюдение, биографический метод.
Способности детей повторяют способности родителей.
Развитие ребенка определяется суммой воздействия наследственности (задатки) и среды, но они не определяют его. Движущей силой развития здесь является потребность к саморазвитию и самосохранению.
- учет влияния и средовых и генетических факторов
- потребность в самосохранении является основой для психического развития.
- социальная среда и биологические задатки ничем не отличаются (приспособленность к соц. среде есть процесс адаптации);
- роль наследственности ведущая.
6. Психодинамическая концепция развития личности
З. Фрейд
А. Фрейд
Гипноз, анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, игра (исп. в качестве коррекц. мероприятий).
- наличие неосознаваемых процессов, комплексов и защитных механизмов, что можно выявить при анализе оговорок, сновидений и др.
В основе процесса развития лежит структура строения личности: я (ядро человеческой личности) оно (неосознаваемые потребности) сверхЯ (культурное образование, как совокупность правил и т. п.).
СверхЯ считается сформированным если человек внутрь себя запреты извне.
- первая концепция личностного развития;
- открытие периода детства, как факта, оставляющего отпечаток в человеке;
- формирование личности происходит в процессе взаимодействия с другими;
- разработка проблемы защитных механизмов;
- сведение побудительных сил развития к телесным;
- ребенок поставлен в антагонистическое отношение к обществу;
- периодизация получена на клиническом материале (неврозы);
7. Эпигенетическая
концепция
Э. Эриксон
Анализ биографий, кросскультурные сравнения, анализ современного ему общва с выделением его специфики.
Существуют различные подходы к воспитанию ребенка в разных культурах, различные стили материнства, феномены счастливой и несчастной старости и их связь с предыдущим развитием. Большая часть его современников страдают от оторванности от общества.
Придерживался концепции Фрейда в части структуры личности, но выделил собственную перодизацию психического развития. Каждый новый этап характеризуется сменой значимой социальной группы и задачей развития. Их последовательность результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. Есть 2 врожденные потребности: в эгоидентичности и в групповой принадлежности.
- единственная концепция, охватывающая все периоды жизни человека;
- человек сам определяет свою судьбу
- социальное начало двигатель развития;
- период старости не имеет негативного значения;
- не полный отход от фрейдовской позиции (особенно на ранних этапах);
- не определения критерия перехода от стадии к стадии;
- человек не может вернуться к решению задач, которые не были реализованы ранее.
8. Концепция развития интеллекта
Ж. Пиаже
Клиническая беседа
Особенности детского мышления:
- эгоцентризм;
- реализм;
- артифициализм;
- алогизм;
- трансдукция.
Интеллект общая способность к познанию, которая отражается в каждой психической функции. Единица познавательного способности интеллекта познавательное действие, которое стремиться к объединению с др. действиями в познавательные структуры (биологические по знам которых развивается интеллект).
Интеллект развивается во взаимодействии с окружающей средой, насыщенность которой является стимулом для развития. Интеллект развивается последовательно (ступени развития) и строго логично: каждая предыдущая стадия подготавливает последующую. Стадии: сенсомоторный интеллект (02 г.), дооперацион. стадия (27 л.), стадия конкретных операций (712 л.), формальных операций (1217 л.)
- введение метода клинической беседы;
- интеллект не существует изначально, а возникает и развивается в онтогенезе;
- развитие интеллекта связанно с собственной познавательной активностью;
- отметил процесс интериоризации как одну из форм познавательной деятельности;
- использовал биологические механизмы при объяснении развития интеллекта;
- игнорировал влияние обучения на развитие;
- ребенок в своем познавательном развитии рассматривается вне социального взаимодействия.
9. Культурноисторическая
Л. Выготский
Эксперимент (развитие понятий)
Животные просто приспособились к среде, а человек совершенствует свои способности и психику. Человек, в отличии от животных, ставит между собой и природой опосредованную связь (орудия) и таким образом, такое развитие культурное. Закон формирования ВПФ: каждая ПФ появляется на свет дважды сначала как внешняя функция, а затем как интрапсихическая. 2 линии развития: интериоризация и от интер к интра. Каждый вид имеет видовой опыт. У человека он существует вокруг него, а не внутри, за счет чего и происходит присвоение культурного опыта (механизм развития).
- введение понятия ВПФ, как содержания психического развития;
- среда источник развития;
- ввел представление о смысловом строении сознания;
- для развития необходима активность ребенка.
Источник