Таблица сильных и слабых сторон развития ребенка с овз

Таблица сильных и слабых сторон развития ребенка с овз thumbnail

Автор: Федорова Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №12 «Ёлочка»
Населённый пункт: город Валдай, Новгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Индивидуальный маршрут развития ребенка с ОВЗ»
Дата публикации: 03.02.2016
Раздел: дошкольное образование

Индивидуальный маршрут развития ребенка

Дата рождения – 20 сентября 2008 года

Социальный портрет ребенка:

Антон – 29.12. 2008 года рождения.

Мать – Елена Михайловна, домохозяйка, образование средне-специальное.

Отец — Олег Николаевич, водитель, образование средне-специальное.
Антон — единственный ребенок в семье. Семья полная, благополучная. В основном, его воспитанием занимается мать (она не
работает, домохозяйка). Родители очень любят Антона и создают благоприятные условия для его развития. Однако, мальчик
лишен самостоятельности в действиях, со стороны взрослых прослеживается гиперопека и вседозволенность. Прошел
обследование в Санкт-Петербурге, где был поставлен диагноз: задержка психоречевого развития с гипердинамическим
синдромом. Были предприняты 2 попытки посещения дошкольных учреждений, но Антон не смог там адаптироваться. Мать и
бабушка со стороны отца обеспокоены по поводу поведения и речевого развития мальчика. Ближайшая образовательная цель
семьи – включить Антона в коллектив сверстников.

Интересы:
мальчик любит художественную, познавательную литературу, посещает детскую библиотеку.
Проявляет интерес к конструированию, ролевым играм.

Способности:
к лепке, к сочинительству рассказов, сказок,

Особые потребности:
избирателен в еде, предпочитает еду в пакетах (чипсы). Не ест в чужих местах, в частности, в детском
саду. Любит, чтобы его во всем слушались (взрослые и дети).

Сильные стороны

Слабые стороны

Любознателен

Подвижен

Если что-то надо, то для достижения цели применяет
любые средства

Контактен со взрослыми

С желанием посещает детский сад

Чутко реагирует на похвалу

Проявляет галантность по отношению к девочкам

Не регулирует свое поведение, агрессивен, неусидчив

Не проявляет интереса к труду, изобразительной деятельности

Слабая переключаемость

Нарушена координация движений

Не развиты физические качества

Сменяемость настроения, слабая нервная система

Не может найти контакта со сверстниками

Подвержен простудным заболеваниям.

П а с п о р т з д о р о в ь я.

Дата рождения
20.09.2008г.
Рост
Сентябрь 2014 – 125см
Вес
Сентябрь – 18 кг
Осанка
Нарушена
Зрение
В норме
Слух
В норме
Сон
нарушен
Выявленная патология
ларинготрахеит
Группа здоровья
2 А

Уровень развития физических качеств.
Освоение основных движений
Не умеет маршировать, бегать, ловить мяч, прыгать через скакалку, в высоту
Координация движений
Нарушена общая и мелкая моторика, при ходьбе голова сильно наклонена вниз,
размахивает руками, отсутствие равновесия
Быстрота; бег 30 м
10.3 ниже нормы
Выносливость: бег 300 м
Дистанцию не прошел
Сила: метание
прыжки
1,20м ниже нормы
Не умеет
Ловкость: полоса препятствий
Не прошел
Гибкость
Отсутствует
Ведущая рука — правая

Проблема:

1.
Уровень развития физических качеств не соответствует возрасту ребенка.
2.
Сильно нарушена координация движений

Оценка актуального состояния ребенка (диагностическое обследование воспитателей).

Имя:
Антон
Дата рождения:
20.09.2008г

Дата поступления в детский сад
: 1 сентября 2014 года.

Развитие навыков самообслуживания
.
Не сформированы.

Трудности поведения:
не умеет контролировать свое поведение, не проявляет уважения к взрослым, часто их критикует, с
детьми конфликтует, бьет. Самооценка низкая, считает себя плохим. К сверстникам относится негативно, обвиняет, что они его
обижают, что все вокруг плохие.

Особенности эмоционально – волевой сферы.
Проявляет

Нервозность, капризность.

часто рассеянность, отвлекаемость, неусидчивость

Особенности познавательной деятельности:

Интерес к познанию избирательный

Объяснение понимает не сразу

Запоминает плохо

Бедный словарь

Слабая переключаемость с одного вида деятельности на другой

Особенности деятельности:

Нет выраженного стремления к деятельности (разным видам).

Выбор игры определяется попавшей на глаза игрушкой.

В играх с правилами правила не соблюдает. Устраивает скандал, если его поймали в подвижной игре.

Трудиться не любит, отказывается выполнять поручения, оценивать качество результата своего труда не умеет.

Технические навыки в рисовании не сформированы

Со слов родителей:
негативно относится к бабушке и дедушке. Свои интересы отстаивает так: кричит, требует, обвиняет, пугает,
что убежит

Проблема:
1.
Неумение использовать самоконтроль на всех этапах деятельности, не сформированность волевых усилий.
2.
Неумение контролировать свое поведение, неумение налаживать отношения со сверстниками и взрослыми.
3. Заниженная самооценка
4. Родителей волнует в его поведении нервозность, неумение доводить дело до конца.

Данные обследований специалистов.

Дата поступления ребенка в детский сад
: 1 сентября 2014 года.

Фамилия, имя
: Антон

Анамнез
:
Беременность по счету: 1
Течение беременности: нормальное

Стал держать головку
: 2 мес.

Сидеть
: 6 мес.

Ходить:
10 мес.

Первые слова:
3 года

Обследование логопеда:

Общее звучание речи:
темп: медленный

голос:громкий

разборчивость: речь смазанная
дыхание: нарушено
выразительность: слабая

Артикуляционный аппарат:
прикус: норма
подвижность губ: норма
небо, язык: норма

Звукопроизношение:
нарушено произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. ОНР 2 уровень.

Фонематическое восприятие:
не развито.

Словарный запас:
мал, недостаточен.

Связная речь:
не развита.

Грамматический строй:
нарушен.

Словообразование и словоизменение
: владеет слабо.

Проблема:
1.
Отсутствие веры в собственные силы, нарушение звукопроизношения.
2.
Недоразвитие фонематического восприятия, слоговой структуры, грамматического строя речи, бедный словарь, низкий
уровень развития связной речи.

Обследование дефектолога:

Принятие заданий:
с многократного повторения;

Познавательное развитие:
низкий, интерес к обучению слабо выражен, интересы узкие, кратковременные;

Сенсорное развитие
: низкое;

Уровень развития количественных представлений:
низкий;

Уровень сформированности представлений:

Об окружающем:
не сформированы;

О себе:
недостаточно;

О семье:
сведения неполные;

О предметах ближайшего окружения:
сформированы недостаточно;

О явлениях и объектах природы:
не сформированы;

О причинно – следственных связях в природе
: не сформированы;

Количество и счет
: считает до 5, уравнивание групп предметов не усвоил.

Понимание текста
: частично.

Величина, размер
: недостаточно

Уровень развития пространственных представлений:
не сформированы

Уровень развития временных представлений
: не сформированы

Уровень развития мелкой моторик
и: низкий;

Уровень развития общей моторики:
низкий.

Уровень произвольного внимания
: низкий.

Особенности памяти
: плохо запоминает.

Особенности мышления
: не умеет устанавливать причинно-следственные связи, не умеет абстрагировать.

Особенности эмоционально-волевой

сферы
: эмоциональная неустойчивость.

Проблема:
1.
Несформированность предпосылок познавательной деятельности.
2. Несформированность пространственно-временных представлений.
3. Несформированность функционального уровня осознанной саморегуляции деятельности (произвольного внимания,
произвольного запоминания).
4.Нарушение общей и мелкой моторики.

Проблема

Задачи

Содержание (средства

педагогической поддержки)

Условия и среда

специалис

т

Взаимодействие с

родителями

результат
Отсутствие
познаватель
ного
интереса
Создание
условий
для
развития
познавател
ьного
интереса
Вовлечение в проведение
опытов с водой, магнитом,
воздухом, зарисовка схем
Дид. игры «Когда это бывает»,
«Кто где живет».
Сюж. игры «Пограничники»,
«Моряки»
Экскурсии, наблюдения.
познавательные беседы,
проблемные ситуации.
Дид. игра «Что изменилось»,
«Угадай по описанию»,
«Лото»,
«4 лишний», «Как мы
одеваемся»,
«Из чего сделано».
Дид. игра «Один — много»,
«Что
перепутал художник»,
«Парочки».
Беседы о праздниках,
композиторах, музыкальных
инструментах, обсуждение
содержания песен
Емкости с водой,
краски, металлические
предметы,
целлофановый пакет,
свечи, схемы
Настольные игры ,
карточки
Атрибуты к
играм,модели
Иллюстрации,
предметные картинки.
Предметы,
иллюстрации
.иллюстрации, схемы
Песенный репертуар
Воспитател
ь

Дефектоло
г
Логопед
Муз. рук.
Поддерживать
дома интерес к
экспериментирован
ию
Знакомить с
объектами
ближайшего
окружения,
участвовать вместе
с папой в
обсуждении
интересующих
мальчика тем,
самим проявлять
заинтересованност
ь в познании
нового. По
возможности
приобрести
энциклопедии,
познавательную
литературу.
10.12.2014.Проя
вляет интерес к
наблюдению за
объектами
неживой
природы

Несформир
ован
ность
простран
ственно-вре
менных
пред
ставлений
Помощь в
понимании
временных
последоват
ельностей,в
формирова
нии
пространст
венных
представле
ний
Дид.игры «Что где», «Лево-
право», «Сутки», «Волшебное
дерево»,«Времена года»..,
упражнения, ситуации на
прогулке, в режиме дня,
обыгрывание макетов
Дид. игры «Куда идет зайка»,
«Предметы вокруг нас»,
«Где какие фигуры», «Заполни
пустые клетки», «Спрячь
мышку от кошки», Упраж.
«Что сначала, что потом»,
Построения в танцах
Карточки
,иллюстрации,
игрушки, плакаты,
модели, календарь,
дерево из флиса.
Карточки,
картинки,схемы
Карточки,
иллюстрации, серии
картинок
Воспитател
ь
Логопед
Дефектоло
г
Муз.рук.
По дороге в
детский сад
предлагать
мальчику
упражнения на
ориентировку в
пространстве ( что
находится слева,
справа, впереди)
Рассказывать о
временных
последовательност
ях (какой месяц,
день недели),
связать отрезок
времени с каким-то
знакомым Антону
событием.
Помогать
определять
месторасположени
е предмета,
объекта
21.11.2014.Назы
вает части
суток, времена
года.
Несформир
ованность
волевых
качеств
Развитие
произвольн
ого
внимания,
волевых
качеств
Дид. игры «Зашнуруй», «Чего
не стало»
Игры с блоками Дьенеша,
палочками Кьюзенера
Игра «Волшебные дощечки,
«Сухой бассейн»,
разгадывание лабиринтов,
творческие задания, показ
Застегалочки, карточки
Блоки Дьенеша,
палочки Кьюзенера
Полоски картонные,
сухой бассейн,
лабиринты,
головоломки
воспитател
ь
Чаще
предоставлять
возможность
самостоятельно
принимать
решения,
выполнять
действия, выбирать
15.01.2015.Пыта
ется
планировать
вместе с
взрослым этапы
сюжета игры.

новых способов работы
Театр. Игра «Дружная
семейка»
Принятие роли ведущего в
подвижных играх, поручения
Игра «Исправь Незнайкины
ошибки», игра «Я начну, а ты
закончи»
Упр. «Поиск
закономерностей»,
Дид. игра «Числовая улица»
Выполнение танцевальных
движений
Пальчиковый театр
Карточки, картинки
Набор геометрических
фигур, схемы.
Карандаши, полоски
Логопед
дефектоло
г
Муз. рук.
деятельность
Хвалить за
конкретные
достижения.
Рассказывать из
своего опыта
(отец) о
преодолении
трудных ситуаций.
Нарушение
звукопроизн
ошения,
бедный
словарь,
низкий
уровень
развития
связной
речи.
Помощь в
преодолени
е общего
недоразвит
ия речи
Игры-забавы «Мыльные
пузыри», «Шарики»
Беседы на интересующие
темы, развивающие вопросы
Заучивание стихов по модели,
мнемотаблице
Игры-диалоги с театральными
персонажами
Элементы сказкотерапии
Упр. «С микрофоном»,
объяснение музыкальных
понятий
Распевки
Мыльные пузыри,
воздушные шарики
Модели, мнемотаблицы
Разные виды театра
Микрофон,
музыкальные
инструменты
Воспитател
ь
Муз. рук.
Надувать дома
шарики для
развития
воздушной струи.
Сочинять
совместно разные
рифмовки,
рассказы.
Следить за
правильным
произношением
поставленных
логопедом звуков
24.12.2014.Проя
вляет
словотворчеств
о

Несформир
ована
культура
общения
Содействие
в
формирова
нии
навыков
сотрудниче
ства,
освоении
формул
речевого
этикета,
Подвижные игры, сюжетные,
строительные игры,
Игры с правилами, разбор
проблемных ситуаций
Чтение, игры на общение,
исполнение ролей в ,играх-
драматизациях
Упр. «Скажи о себе хорошее,
о маме, бабушке….»
Оказание помощи другим
детям
Коллективные работы, акции,
уход за растениями
Дид. игра «Правда или нет»,
Игры на общение «Найдем
волшебные слова»
Разбор ситуаций, элементы
сказкотерапии
Танец «Ложкари»
Танец «Яблочко»
Атрибуты к играм,
схемы, модели
Художественная
литература, атрибуты,
маски
Материалы к
продуктивной
деятельности,
пооперационные карты
Иллюстрации,
игрушки, театральные
персонажи
Ложки
Атрибуты и костюмы
Воспитател
ь
Логопед
Дефектоло
г
Муз. рук.
Демонстрировать
доброжелательност
ь и
положительное
отношение к
близким людям
(бабушке,
дедушке),
объективно
хвалить других
людей, приводить
примеры разных
ситуаций из своего
детства.
29.11.2014.Проя
вляет
инициативность
в общении со
сверстниками
Заниженная
самооценка,
отсутствие
веры в свои
силы
Создание
условий
для
повышения
самооценк
и
Намеренно созданные
ситуации, рассказ из личного
опыта о радостном событии
Психогимнастика
Образовательные ситуации по
ОБЖ, вовлечение в
дежурство, выполнение
Атрибуты, предметы
Материалы к
образовательной
деятельности
Воспитател
ь
Похвала,
поощрение
каждого
достижения,
поступка мальчика,
помощь ему в
решении трудных
03.12.2014.Исп
ытывает
радость и
удовлетворение
от
положительного
результата

поручений
Коллективные снежные
постройки
Игры «Назови эмоции»,
«Нарисуй настроение»
Задания и упражнения на
развитие
речи
Игры и упражнения на
развитие внимания
Музыкотерапия
Лопатки, краски
Дидактический
материал
Наглядный материал
Дидактический
материал
аудиотека
Логопед
дефектолог
Муз. рук.
ситуаций
Совместно
оформить
семейный альбом
«Я и моя семья».
Внимательно
относиться к
предпочтениям
мальчика.
Низкий
уровень
развития
физических
качеств.
Развитие
интереса к
физически
м
упражнени
ям,
Упражнения с показом
(прыжки, равновесие)
Эстафеты, игры-задания
«Сделай как я».
Спортивные развлечения
Дыхательные упражнения,
физкультминутки
Дид. игры «Кто быстрее»,
«Попади в корзиночку»
Песни с движениями,
двигательные упражнения
(подскоки, прыжки)
Спортивный инвентарь
Дидактический
материал
Корзиночки, предметы
Воспитател
ь
Логопед
дефектолог
Муз. рук.
Поддерживать
инициативу и
активность в
движениях,
Участвовать в
общих спортивных
мероприятиях,
поощрять
стремление к
победе
10.11.2014.Повт
оряет по показу
взрослого
движения,
преодолел
высоту 35 см

Нарушение
координаци
и
мелкой
моторики
Развитие
общей и
мелкой
моторики
Ходьба, бег по заданным
ориентирам «Запутанные
дорожки»
Игры «Собери», «Составь
узор», «Слепи…», «Коврики»,
«Заплети косичку».
Пальчиковые игры, массаж
Игры «Запусти волчок»
«Играем с палочкой», «Мои
помощники руки»
Игры, оркестр.
Координационно-ритмические
движения
Кегли, кубики, мячи
Застегалочки,
шнуровки, пазлы,
мозаика, мягкий
пластилин, модели,
схемы
Музыкальный волчок,
палочки
Музыкальные
инструменты. схемы
Воспитател
ь
Логопед
Дефектоло
г
Муз.рук.
Предлагать
самостоятельно
завязывать
шнурки,
застегивать
пуговицы,
По возможности
записать в
танцевальный
кружок,
спортивную
секцию
08.12.2014.Науч
ился собирать
пазлы (36шт.)

Источник

По статистике в России на 2019 год проживает около двух миллионов детей с ОВЗ. Эти ребятишки нуждаются в особых программах обучения и социальной адаптации. Рассмотрим основные вопросы об особенностях таких ребят, их проблемах и методах социализации.

Дети с ОВЗ

Расшифровка аббревиатуры ОВЗ в образовании

Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья. Из самого названия следует, что ребенок с ОВЗ имеет особенности физического или умственного развития, которые препятствуют его нормальной жизнедеятельности. Ограничения могут касаться физиологических, психологических или сенсорных возможностей ребенка.

Часть нарушений является врожденной, обусловленной генетически или последствиями родовых травм. Другие стойкие изменения здоровья могут возникнуть в период роста детей и связаны с заболеваниями, травмами, тяжелыми психическими переживаниями.

Заболевания ОВЗ могут носить хронический характер. В этом случае родителям необходимо принимать все меры к тому, что научить ребенка жизни с ограничениями, умению приспособиться к дефекту и справляться с ним.

В других ситуациях ограничения носят временный характер и после устранения их причин, ребенок возвращается к обычному образу жизни.

Дети с ограниченными возможностями здоровья не всегда являются инвалидами, хотя эти два понятия связаны и пересекаются между собой. Ребенок может быть признан инвалидом, если имеет стойкие хронические нарушения здоровья, длительно препятствующие возможности нормальной жизнедеятельности. Таким образом, инвалид – более узкое понятие. Статус ребенка-инвалида дает права на получение специальных социальных выплат и гарантий.

Классификация и виды

Для медицинской, социальной и педагогической реабилитации детей с ОВЗ выделяется несколько сфер, в которых возможны нарушения:

  • Дефекты слуха – это дети глухие или слабослышащие. Данный вид ОВЗ имеет сенсорный характер, ребенок не может познавать мир и воспринимать информацию посредством слушания. Отсутствие общения с другими людьми в детстве приводит к невозможности воспроизведения речи. Эти дети, как правило, являются глухонемыми.
  • Нарушение зрения – в этой группе дети слепые или слабовидящие. Это также дефект по сенсорному типу. Зрение не используется для ориентирования и познавательной деятельности.
  • Тяжелые дефекты речи. Не развитая разговорная функция мешает коммуникациям, ограничивает познавательные возможности. Ребенок элементарно не в состоянии задать интересующий его вопрос. Это детки немые от рождения либо с невнятной, непонятной окружающим речью.
  • Среди заболеваний ОВЗ часто встречаются нарушения опорно-двигательных функций. Причина нарушений кроется в поражении тех областей коры головного мозга, которые отвечают за возможности движения. Ребенок не в состоянии ходить, иногда даже сидеть, у него отсутствует координация движения и т.д.
  • Задержка психического развития. Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического заболевания.
  • Дефекты эмоционально-волевой сферы (аутические расстройства). Ребенок не может общаться с другими людьми, у него полностью парализована коммуникативная функция, социальные навыки не прививаются.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь сочетанные диагнозы, то есть заболевания из разных видов приведенной классификации. К примеру, ребенок с ДЦП одновременно является слабовидящим.

Психологические особенности детей с ОВЗ

Психологические особенности ребенка с ОВЗ зависят от вида заболевания и его личных психических характеристик.

Особенности

Вместе с тем, таким ребятишкам в разной степени присущи следующие характерные черты:

  • Низкий уровень информированности об окружающем мире в связи с ограничениями в познании.
  • Рассеянное внимание, отсутствие способности к концентрации. Это происходит из-за низкой интеллектуальной активности.
  • Недостаточность навыков самоконтроля, отсутствие интереса к обучению.
  • Ограниченный объем памяти. Запоминание чаще кратковременное и поверхностное.
  • Минимальная мотивация к познавательной деятельности.
  • Низкая игровая активность. Перечень игр скудный, сюжеты однотипные и банальные.
  • Очень низкая работоспособность ввиду общей ослабленности организма. Ребенок с ОВЗ быстро устает и нуждается в отдыхе. Повышенная утомляемость.
  • Отсутствие «смышлености», низкая скорость обработки поступающей информации.
  • Инфантилизм, т.е. отставание в развитии от своих сверстников, несоответствие характеристик эмоционально-волевой сферы действительному возрасту.
  • Неразвитость крупной и мелкой моторики.

Дети с ограниченными возможностями здоровья обладают повышенной тревожностью и раздражительностью. Они впечатлительны, реагируют на малейшие изменения тона голоса, обидчивы, плаксивы и беспокойны. В ряде случаев наблюдаются сильная возбудимость, агрессивное поведение

Шкала ограниченных возможностей

Всемирная организация здравоохранения в 1980 году рекомендовала использовать британский вариант шкалы ОВЗ, состоящая из трех последовательных ступеней.

Недуг

Первая ступень ограничения физических или умственных возможностей ребенка. Под недугом в медицине понимается утрата (в более легкой форме – аномалия) какого-либо элемента физиологической или психической структуры. При недуге имеются легкие и чаще всего обратимые препятствия к осуществлению деятельности.

Дефекты с потерей жизненно важных способностей

На этой стадии дети с ОВЗ имеют ярко выраженный дефект, который привел к ограничению или утрате возможности выполнять общепринятые действия, которые доступны большинству людей.

Недееспособность

Третья ступень ОВЗ по шакале ВОЗ ведет к наступлению инвалидности. Эта стадия характеризуется наличием заболевания, которое полностью ограничивает возможности в какой-либо сфере деятельности.

Какие заболевания входят в ОВЗ

В таблице приведены основные группы заболеваний ОВЗ, характерные для каждого из видов.

Как указано выше, ребенок с ОВЗ может иметь несколько перечисленных заболеваний одновременно, что усугубляет степень ограничения жизнедеятельности.

Группы детей с ОВЗОписание заболеваний
Дефекты слуха1.Полная глухота. Характеризуется не способностью восприятия звуков и овладению речевыми навыками.
2. Дети, глухие от рождения или оглохшие в младенчестве не имеют возможности обучению речи. Если глухота наступила позднее, у ребенка развиты речевые навыки.
Аномалии зрения1. Незрячие дети, зрительные ощущения отсутствуют (полная слепота). Может иметь место светоощущение или остаточное зрение – умение распознавать контуры и силуэты предметов и людей.

2. Слабовидящие ребятишки. Острота зрения колеблется в пределах от 0,05 до 0,2

Нарушения речи1. Заболевания, в результате которых речевые возможности ограничены на первых стадиях развития.
2. Состояния могут не являться следствием неврологических механизмов или, к примеру, умственной отсталостью.

3. Сочетаются с проблемами чтения и правописания.

Дефекты опорно-двигательного аппаратаВ этой группе заболеваний:

сколиозы;

периферические параличи и парезы;

детский церебральный паралич;
последствия полиомиелита.

Нарушение интеллекта1. Расстройства речи и языка.

2. Слабоумие.

3. Различные формы умственной отсталости.

4. Расстройства развития учебных навыков.

Аномалия аутистического спектраДетский или атипичный аутизм, характеризующийся отклонениями в осуществлении коммуникативных навыков, комплексом стереотипных интересов и действий.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде

Вопросы обучения детей с ОВЗ вызывают много разногласий как у родителей, так и в психолого-педагогической среде. Ведь обычная программа может быть такому ребенку не по силам из-за имеющихся заболеваний. С одной стороны, таким детям показаны специфические программы для игр и развития, с другой –нахождение в группе наравне со здоровыми ребятишками поможет быстрее социализироваться.

Образование

В последние годы очень много говорится о создании безбарьерной среды обитания для людей с ограниченными возможностями здоровья в целом, в том числе для детей. Особое место занимает так называемая инклюзия, то есть включение, подразумевающая интеграцию особых ребят в обычную среду. Необходимо понимать насколько ребенок с заболеванием ОВЗ сможет адаптироваться в традиционной среде и не будет ли подвергаться насмешкам и издевательствам со стороны других детей.

Как это происходит на практике.

В дошкольном учреждении

В России для детей с особенностями развития существует специализированные детские сады или компенсирующие группы в традиционных дошкольных учреждениях.

Их отличительными особенностями являются:

  • наличие в штате медицинских работников и психологов (при необходимости – сурдологов, логопедов, олигфренопедагогов);
  • разработанные индивидуальные программы развития и обучения;
  • малая численность групп (10-15 человек).

В Советском Союзе возможности интеграции детей с особенностями развития в обычные детские сады не было совсем. Сложилась система учреждений закрытого типа по нозологии заболеваний: для слепых, глухих ребят, умственно отсталых и т.д. Штат таких групп работает по специальным программам и имеет соответствующие навыки общения с больными детьми.

Сегодня родители вправе выбирать способ обучения малыша в специализированном или обычном детском саду. В младшем возрасте отличия детей на так развиты и очевидны, поэтому совместное обучение не приведет к травмированию психики ребенка. Не всегда в традиционных дошкольных организациях есть специалисты, которые могут грамотно проводить обучение и оценивать состояние особенного ребенка.

В то же время, предварительно дети с ОВЗ направляются на медико-психолого-педагогическую комиссию, которая дает заключение о целесообразности применения того или иного вида обучения, специальной программы и возможности инклюзии. К мнению специалистов родителям желательно прислушиваться, с тем, чтобы не допустить ухудшения физического и психологического состояния малыша.

В школе

С учетом вида и уровня дефектов дети с ОВЗ могут в разной степени испытывать трудности с освоением школьной программы, им сложнее запоминать материал, требуется значительное время для усвоения знаний. В каждом индивидуальном случае следует выбирать способ и программу обучения, стандартных решений в данном вопросе нет.

Независимо от рода заболевания дети с ограниченными возможностями здоровья обладают следующим особенностями в обучении:

  • страх перед обществом;
  • неумение общаться на равных;
  • низкая самооценка, излишняя стеснительность.

Родителям следует определить один из имеющихся вариантов дальнейшего обучения ребенка.

Коррекционная школа

В соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии малышу может быть показано обучение в специализированном заведении. К примеру, есть особые школы для слепых и глухих детей, в которых реализуются подобранные под уровень возможностей детей программы.

Так, слабослышащих детей сопровождают профессиональные сурдопереводчики, а развитие слепых ребят производится при помощи метода Брайля. В таких ситуациях коррекционное учебное заведение – это единственно возможный вариант.

Интеграция

Такое обучение предполагает наличие в традиционной школе специализированных классов для детей с ограниченными способностями. Дисциплины преподаются на основе специальных методик, часто по упрощенной общей программе, адаптированной под возможности учеников.

Учителями уделяется больше время и внимания детям в коррекционных классах. Вместе с тем, ребята с ОВЗ имеют возможность общения со здоровыми детьми, интеграции в социум, приобретения коммуникативных навыков.

Инклюзия

Это современная технология включения особенных детей в образовательный процесс. Методика инклюзии должна обеспечить психологическую безопасность и защиту как детей с ОВЗ, так и здоровых ребят. Целью такого обучения является создание условий для гармоничного общения всех учеников, без учета имеющихся физических и психических недостатков.

При инклюзии больной малыш с детства учится не чувствовать себя изгоем, а здоровые дети приобретают навыки терпимости к дефектам и особенностям других людей.

Основными проблемами внедрения инклюзии являются:

  • дефицит кадров, способных предотвращать возможные конфликты, найти правильные методы и слова для работы с особенными детьми;
  • отсутствие достаточного количества обучающих коррекционных программ.

Кроме того, общество еще не готово принять особенных ребят наравне с обычными. Зачастую родители здоровых детей препятствуют их обучению вместе с имеющими ОВЗ.

Инклюзия – перспективная и прогрессивная технология обучения. Дети с ОВЗ, даже самые запущенные с медицинской точки зрения, гораздо быстрее восстанавливаются, если имеют возможность общения с другими людьми, особенно своими сверстниками. Нахождение в замкнутом социуме, напротив, усложняет течение заболевания.

Смотреть видео

Источник