Таблица развития ребенка на первом втором третьем году жизни

Таблица развития ребенка на первом втором третьем году жизни thumbnail

1 месяц

К концу месяца ребенок…

… должен уметь

  • лежа на животе на плоской поверхности на короткое время приподнимать голову;
  • фокусировать взгляд на лице;

… возможно, будет уметь

  • каким-то образом реагировать на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начиная плакать, прислушиваясь;

  • провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см. от средней линии (прямо перед ним);

… может быть, также будет уметь

  • лежа на животе, поднимать голову на 45 градусов;
  • издавать другие звуки кроме плача, например, агукать;
  • улыбаться в ответ на вашу улыбку;

… может быть, даже будет уметь

  • лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов;
  • твердо держать голову в вертикальном положении;
  • соединять руки;
  • спонтанно улыбаться;
  • смеяться вслух;
  • визжать от восторга;
  • провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом в диапазоне 180 градусов (с одной стороны на другую).

2 месяц

К концу месяца ребенок…

… должен уметь

  • улыбаться в ответ на вашу улыбку;
  • провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см. от средней линии (прямо перед ним);
  • каким-то образом реагировать на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начиная плакать, затихая;
  • издавать другие звуки кроме плача, например, агукать;

… возможно, будет уметь

  • лежа на животе, поднимать голову на 45 градусов;

… может быть, также будет уметь

  • твердо держать голову в вертикальном положении;
  • лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;
  • переворачиваться (в одну сторону);
  • держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;
  • обращать внимание на очень маленький предмет;
  • произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;

… может быть, даже будет уметь

  • спонтанно улыбаться; 
  • соединять руки;
  • лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов;
  • смеяться вслух.

3 месяц

К концу месяца ребенок…

… должен уметь

  • лежа на животе, поднимать голову на 45 градусов;
  • провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см. от средней линии (прямо перед ним);

… возможно, будет уметь

  • смеяться вслух;
  • лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов;
  • визжать от восторга;
  • соединять руки;
  • рассеянно улыбаться;
  • провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см. в диапазоне 180 градусов —  с одной стороны на другую (13 недель);

… может быть, также будет уметь

  • твердо держать голову в вертикальном положении;
  • лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;
  • переворачиваться (в одну сторону);
  • держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;
  • обращать внимание на очень маленький предмет;

… может быть, даже будет уметь

  • переносить часть веса на ноги  вертикальном положении;
  • тянуться к предмету;
  • поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его пытаются посадить;
  • поворачиваться на голоса, особенно голос матери;
  • произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;
  • издавать фыркающий звук.

  4 месяц

К концу месяца ребенок…

… должен уметь

  • лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов;

  • громко смеяться;

  • провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см. в диапазоне 180 градусов (с одной стороны на другую);

… возможно, будет уметь

  • твердо держать голову в вертикальном положении;

  • лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;

  • переворачиваться (в одну сторону);

  • держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;

  • обращать внимание на очень маленький предмет;

  • тянуться к предмету;

  • визжать от восторга;

… может быть, также будет уметь

  • поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его пытаются посадить;

  • поворачиваться в сторону голоса;

  • произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;

  • издавать фыркающий звук;

… может быть, даже будет уметь

  • переносить часть веса на ноги  в  вертикальном положении;

  • сидеть без опоры;

  • возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку.

5 месяц

К концу месяца ребенок…

… должен уметь

  • твердо держать голову в вертикальном положении;
  • лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;
  • переворачиваться (в одну сторону);
  • обращать внимание на очень маленький предмет;
  • тянуться к предмету;
  • визжать от восторга;
  • спонтанно улыбаться;
  • держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;

… возможно, будет уметь

  • переносить часть веса на ноги;
  • поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его пытаются посадить;
  • произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;
  • произносить влажный фыркающий звук;

… может быть, также будет уметь

  • сидеть без опоры;
  • поворачиваться в сторону голоса;

… может быть, даже будет уметь

  • подтягиваться в стоячее положение из сидячего;
  • стоять, держась за кого-либо или что-либо;
  • кормить себя крекером;
  • возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку;
  • прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;
  • перекладывать какой-либо предмет из одной руки в другую;
  • искать упавший предмет;
  • подгребать к себе маленький предмет и зажимать его в кулачке;
  • лепетать, произнося различные сочетания гласных и согласных.

6 месяц

К концу месяца ребенок…

… должен уметь

  • поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его пытаются посадить;
  • произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;

… возможно, будет уметь

  • переносить часть веса на ноги, если его держат в вертикальном положении;
  • сидеть без опоры (шесть с половиной месяцев);

… может быть, также будет уметь

  • стоять, держась за кого-либо или что-либо;
  • кормить себя крекером;
  • возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку;
  • тянуться за игрушкой, находящейся за пределами досягаемости;
  • перекладывать предметы из одной руки в другую;
  • искать упавший предмет;
  • подгребать к себе маленький предмет и зажимать его в кулачке;
  • поворачиваться в сторону голоса;
  • произносить различные сочетания гласных и согласных

… может быть, даже будет уметь

  • подтягиваться в стоячее положение из сидячего;
  • самостоятельно садиться из положения на животе;
  • отчетливо произносить «мама» или «папа».

7 месяцев

К концу месяца ребенок…

… должен уметь

  • сидеть без опоры;

  • кормить себя крекером (6 1/4 месяца);

  • издавать влажный фыркающий звук;

… возможно, будет уметь

  • переносить часть веса тела на ноги, если его держат в вертикальном положении;

  • возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку;

  • прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;

  • перекладывать предметы из одной руки в другую;

  • искать упавший предмет;

  • подгребать к себе маленький предмет и зажимать его в кулачке;

  • поворачиваться в сторону голоса (7 1/3 месяца);

  • произносить различные сочетания гласных и согласных;

  • играть в «ку-ку» (к 7 1/4 месяца);

… может быть, также будет уметь

  • стоять, держась за что-либо;

… может быть, даже будет уметь

  • подтягиваться в стоячее положение из сидячего;

  • самостоятельно садиться из положения на животе;

  • играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;

  • подбирать маленький предмет большим и указательным пальцами;

  • отчетливо произносить «мама» или «папа».

8 месяцев

К концу месяца ребенок…

… должен уметь

  • переносить часть веса тела на ноги, если его держат в вертикальном положении;

  • кормить себя крекером;

  • перекладывать предметы из одной руки в другую (обычно к 8 1/2 месяцам);

  • подгребать к себе маленький предмет и зажимать его в кулачке;

  • поворачиваться в сторону голоса (8 1/3 месяца);

  • искать упавший предмет;

… возможно, будет уметь

  • стоять, держась за кого-то или что-то (8 1/2 месяца);

  • возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку;

  • прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;

  • играть в «ку-ку»;

  • самостоятельно садиться из положения на животе;

Читайте также:  Физическое развитие ребенка по неделям

… может быть, также будет уметь

  • подтягиваться в стоячее положение из сидячего;

  • подбирать маленький предмет большим и указательным пальцами;

  • неотчетливо произносить «мама» или «папа»;

… может быть, даже будет уметь

  • играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;

  • ходить, держать за мебель;

  • короткое время стоять без посторонней помощи;

  • понимать слово «нельзя» (но не всегда повиноваться).

9 месяцев

К концу месяца ребенок…

… должен уметь

  • прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;

  • искать упавший предмет;

… возможно, будет уметь

  • подтягиваться в стоячее положение из сидячего (9 1/3 месяца);

  • возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку;

  • стоять, держась за что-либо;

  • подбирать маленький предмет большим и указательным пальцами (к 9 1/4 месяца);

  • неотчетливо произносить «мама» или «папа»;

  • играть в «ку-ку»;

… может быть, также будет уметь

  • играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;

  • ходить, держать за мебель;

  • понимать слово «нет» (но не всегда повиноваться);

… может быть, даже будет уметь

  • играть в мячик (катить вам мяч обратно);

  • пить из чашки без посторонней помощи;

  • аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев;

  • короткое время стоять без посторонней помощи;

  • отчетливо произносить «мама» или «папа»;

  • произносить еще одно слово, кроме «мама» и «папа»;

  • отвечать жестом на короткую команду («дай это мне» — протягивать руку).

10 месяцев

К концу месяца ребенок…

… должен уметь

  • стоять, держась за что-либо;
  • пытаться встать из сидячего положения;
  • возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку;
  • неотчетливо произносить «мама» или «папа»;
  • играть в «ку-ку»;

… возможно, будет уметь

  • самостоятельно садиться из положения на животе;
  • играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
  • поднимать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев;
  • ходить, держась за мебель;
  • понимать слово «нельзя» (но не всегда повиноваться);

… может быть, также будет уметь

  • короткое время стоять без посторонней помощи;
  • отчетливо произносить «мама» или «папа»;

… может быть, даже будет уметь

  • выражать свои желания другим способом, кроме плача;
  • играть в мячик (катить вам мяч обратно);
  • пить из чашки без посторонней помощи;
  • аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев;
  • хорошо стоять без посторонней помощи;
  • пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который выглядит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке);

  • произносить еще одно слово, кроме «мама» и «папа», «дай»;
  • отвечать жестом на короткую команду («дай это мне» — протягивать руку);
  • хорошо ходить.

11 месяцев

К концу месяца ребенок…

… должен уметь

  • самостоятельно садиться из положения на животе;
  • поднимать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев (к 10 1/4 месяца);
  • понимать слово «нельзя» (но не всегда повиноваться);

… возможно, будет уметь

  • играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
  • ходить, держась за мебель (курсировать);

… может быть, также будет уметь

  • аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев;
  • короткое время стоять без посторонней помощи;
  • отчетливо произносить «папа» или «мама», «дай»;
  • произносить еще одно или несколько слов;

… может быть, даже будет уметь

  • хорошо стоять без посторонней помощи;
  • выражать свои желания другим способом, кроме плача;
  • играть в мячик (катить вам мяч обратно);
  • пить из чашки без посторонней помощи;
  • пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который выглядит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке);

  • произносить 3 (или больше слова, кроме «мама» и «папа», «дай»;
  • отвечать жестом на короткую команду («дай это мне» — протягивать руку);
  • хорошо ходить.

12 месяцев

К концу месяца ребенок…

… должен уметь

  • -ходить, держась за мебель (к 12 2/3 месяца);

… возможно, будет уметь

  • играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание (большинство детей овладевают этими способностями к 13-му месяцу);

  • без посторонней помощи пить из чашки (многие не умеют этого делать до 16 1/2 месяца);
  • аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев (к 12 1/4 месяца, многие дети не умеют этого делать до 15 месяцев);

  • короткое время стоять без посторонней помощи (многие не умеют этого делать до 13 месяцев);

  • отчетливо произносить «папа» или «мама» (большинство детей произносят, по крайней мере, одно из этих слов к 14 месяцам);

  • произносить еще одно слово, кроме «папа» или «мама» (многие не могут сказать свое первое слово до 14 месяцев и позднее);

… может быть, также будет уметь

  • выражать свои желания другим способом, кроме плача (многие не могут достичь этой стадии еще долгое время после 14 месяцев);

  • играть в мячик (катить вам мяч обратно, многие не овладевают такой способностью до 16 месяцев);

  • хорошо стоять без посторонней помощи (многие не умеют этого до 14 месяцев);
  • пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который выглядит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке, половина всех детей начинают использовать свой жаргон только после первого дня рождения, и многие не делают этого до 15 месяцев);

  • хорошо ходить (трое из четверых детей не могут хорошо ходить до 13 1/2 месяца, многие начинают это делать лишь значительно позже; дети, которые хорошо ползают на четвереньках, могут поздно начать ходить; если другие показатели находятся в пределах нормы, задержка с самостоятельной ходьбой не должна вызывать беспокойство);

… может быть, даже будет уметь

  • произносить 3 (или даже больше) слова, кроме «мама» и  «папа» (добрая половина всех детей не достигают этой стадии развития до 13 месяцев и многие — до 16);
  • отвечать жестом на короткую команду («дай это мне» — протягивать руку; большинство детей достигают этой стадии только после первого дня рождения, многие не ранее 16 месяцев).

  скачано с сайта   https://www.sv-mama.ru/page/316

Источник

1 месяц

…должен уметь

  • лежа на животе на плоской поверхности на короткое время приподнимать голову;
  • фокусировать взгляд на лице;

…возможно, будет уметь

  • каким-то образом реагировать на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начиная плакать, прислушиваясь;

  • провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см. от средней линии (прямо перед ним);

…может быть, также будет уметь

  • лежа на животе, поднимать голову на 45 градусов;
  • издавать другие звуки кроме плача, например, агукать;
  • улыбаться в ответ на вашу улыбку;

…может быть, даже будет уметь

  • лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов;
  • твердо держать голову в вертикальном положении;
  • соединять руки;
  • спонтанно улыбаться;
  • смеяться вслух;
  • визжать от восторга;
  • провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом в диапазоне 180 градусов (с одной стороны на другую).

2 месяц

…должен уметь

  • улыбаться в ответ на вашу улыбку;
  • провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см. от средней линии (прямо перед ним);
  • каким-то образом реагировать на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начиная плакать, затихая;
  • издавать другие звуки кроме плача, например, агукать;

…возможно, будет уметь

  • лежа на животе, поднимать голову на 45 градусов;

…может быть, также будет уметь

  • твердо держать голову в вертикальном положении;
  • лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;
  • переворачиваться (в одну сторону);
  • держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;
  • обращать внимание на очень маленький предмет;
  • произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;

…может быть, даже будет уметь

  • спонтанно улыбаться; 
  • соединять руки;
  • лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов;
  • смеяться вслух.
Читайте также:  Сташевская 100 и 1 игра для развития ребенка 6 лет

3 месяц

…должен уметь

  • лежа на животе, поднимать голову на 45 градусов;
  • провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см. от средней линии (прямо перед ним);

…возможно, будет уметь

  • смеяться вслух;
  • лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов;
  • визжать от восторга;
  • соединять руки;
  • рассеянно улыбаться;
  • провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см. в диапазоне 180 градусов —  с одной стороны на другую (13 недель);

…может быть, также будет уметь

  • твердо держать голову в вертикальном положении;
  • лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;
  • переворачиваться (в одну сторону);
  • держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;
  • обращать внимание на очень маленький предмет;

…может быть, даже будет уметь

  • переносить часть веса на ноги  вертикальном положении;
  • тянуться к предмету;
  • поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его пытаются посадить;
  • поворачиваться на голоса, особенно голос матери;
  • произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;
  • издавать фыркающий звук.

Таблица развития ребенка первого года жизни (4-6 месяцев)

Таблица развития ребенка первого года жизни (7-9 месяцев)

Таблица развития ребенка первого года жизни (10-12 месяцев)

Источник

Через какие этапы физического и психологического развития проходит ребенок от 1 до 2 лет, как родители могут помочь ему активно познавать мир.

Что умеет делать годовалый малыш

Таблица развития ребенка на первом втором третьем году жизни

Давайте посмотрим, что умеет кроха к своему первому дню рождения.

На втором году жизни малыш еще не так уверенно стоит на ногах, однако может вставать и садиться без помощи родителей, ходить самостоятельно или с поддержкой с одной стороны. Он может пережевывать твердую пищу и играть в более сложные игры с игрушками. 

Также малыш умеет:

  • Произносить несколько слов, кроме «мама» и «папа», или активно лепетать;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Указывать части тела;
  • По-разному вести себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Находить нужные предметы в комнате, выполнять просьбы взрослых.

Ребенок имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия; пытается участвовать в одевании (поднимает руку или ногу), умывании.

Психологи считают, что в 1 год ребенок переживает кризис, о котором мы рассказываем здесь.

В этом возрасте малыши заняты исследованием мира и при этом эмоциональны, их настроение часто меняется, и от родителей требуется повышенное внимание и терпеливость. Сейчас вам нужно помочь своему чаду перейти из периода младенчества в период раннего детства, организовать все условия для его гармоничного физического и психического развития.

Как правило, период от года до 2 лет делится на 4 отрезка: 1 год – 1 год 3 месяца, 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев, 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев, 1 год 9 месяцев – 2 года. Давайте посмотрим, как продолжается развитие ребенка в это время.

Чему учится малыш от 1 года до 1 года 3 месяцев

Таблица развития ребенка на первом втором третьем году жизни

Именно сейчас он приобретает важнейшие навыки в области ходьбы, речи и мышления.

Физические навыки

Надеемся, что вы изучили наш материал о ходьбе и позаботились о создании безопасного пространства для обучения малыша этому навыку.

  • Процесс обучения ходьбе требует от малыша огромных усилий, он исследует рельеф, не избегая трудных мест, и часто падает. Но не стоит волноваться: именно так ребенок учится координации движений, чувству равновесия. Иногда малыш снова переходит на ползание.
  • Ни в коем случае не лишайте ребенка движения: это может вызвать нервный срыв, раздражение или апатию и вялость.
  • В этот период малыш удивляет нас потрясающим любопытством и страстным желанием узнать как можно больше о мире — именно сейчас надо позаботиться о том, чтобы он не трогал опасные вещи. Не нужно стараться убрать все предметы, которые ребенку захочется взять в руки, — пусть ваш юный исследователь накапливает сенсорный опыт, он ему необходим.

Конечно, совсем без болезненных ощущений ему не обойтись — но и это не вызывает в малыше страх, а, наоборот, дает толчок действовать еще упорнее.

Психоэмоциональное развитие

В этот период у ребенка продолжается развитие нервной системы, однако воля не развита, он импульсивен, еще не умеет регулировать проявления своих чувств: все вызывает острый интерес и смену эмоций. Он привязан к родителям, скучает по ним, узнает их на фотографиях, любит с ними играть. Незнакомых людей опасается.

Ваш малыш крушит, рвет и ломает все, к чему прикасается? На самом деле такое его поведение — повод радоваться: именно это и нужно ребенку для развития.

Вот чему он учится таким образом:

  • Подражать взрослым — крохе хочется взять именно тот предмет, который находится в руках у родителей;
  • Получать навыки обращения с новыми предметами и игрушками, от кубиков до вкладышей. Сейчас малышу понравятся игрушки, которые состоят из частей, удобных для разъединения и соединения. Мы подробно рассказываем о том, какие игрушки нужны ребенку в этот период, здесь (ссылка на медиацентр Игрушки);
  • Анализировать, сравнивать и обобщать — что будет, если потянуть на себя лист бумаги из книги? А если бросить кубик на пол? Так формируется сенсомоторный интеллект.

Также сейчас активно развивается речь малыша — советуем познакомиться с материалом на эту тему. Пока понимает он гораздо больше, чем может сказать.

Он умеет держать в руках чашку и ложку, может самостоятельно пить и есть ложкой, но помощь взрослого еще необходима.

Чему учится малыш от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев

Таблица развития ребенка на первом втором третьем году жизни

Малыш активно развивает навыки ходьбы и речи.Физические навыки

  • В 1 год 6 месяцев ребенок, как правило, может ходить самостоятельно без поддержки — пускай и не очень ровно, ему предстоит совершенствовать это умение на втором и третьем годах жизни.
  • Многие дети могут преодолевать препятствия, подниматься и сходить вниз по детской горке, переносить с собой предметы, играть в мяч.
  • Ребенок может сам брать чашку и ложку, более скоординированно пользоваться ими.
  • Он замечает, если одежда стала мокрой или грязной, и сообщает о своем неудовольствии. Начинает осваивать навыки гигиены (дает понять, что хочет в туалет). При умывании пытается показать, что может делать это сам.

Как помочь малышу учиться речи, мы подробно рассказываем здесь. 

Сейчас надо говорить с ребенком эмоционально, но медленно, чтобы он все понял, делать паузы, строить короткие фразы. Показывайте малышу предметы, если вы говорите о них, поощряйте его интерес.

Психоэмоциональное развитие

Ребенок прошел кризис одного года и стал более спокойным, однако изъявляет желание находиться рядом с близкими людьми, требует соблюдения режима, стремится к постоянству в быту. Ему интересно общаться с детьми, но делить с ними игрушки не хочется. Именно сейчас важно правильно построить отношения в семье, где есть старшие или младшие дети: ребенок склонен к ревности.

  • Малыш по-новому играет, пытаясь узнать все функции и возможности игрушек, отображая действия взрослых. Именно поэтому ему надо показывать, как обращаться с игрушками и предметами, проводить с ним много времени в совместных играх.
  • При этом ребенку интересно долго играть с одним и тем же предметом, если он выглядит иначе в процессе игры, залезать в ящики, сумки и коробки в поисках интересного. Это естественно в его возрасте и полезно для развития умственных способностей: в 1 год 6 месяцев формируется отдел коры головного мозга, связанный с интеллектом.
  • В этот период малыш продолжает проявлять непослушание, которым он удивил родителей в годик. Он проверяет, что будет, если нарушить запрет. Задача родителей заранее предугадывать такие ситуации и постараться избегать их, если речь идет об опасном препятствии. Если же ваш кроха заинтересовался, например, лужей, можно направить его любопытство в конструктивное русло — чтобы он поиграл, но не промочил ног.
  • Если малыш все же делает то, что нельзя, надо демонстрировать свое недовольство: так ребенок учится; но наказаний и нотаций следует избегать, а количество запретов не должно составлять больше трети — остальные ваши действия должны быть разрешающими. И еще: всем членам семьи необходимо следовать одним и тем же правилам, чтобы он быстрее их усваивал.
  • Малыш продолжает учиться речи: к году он в среднем знает около 10 слов, но теперь то или иное слово может означать не только один предмет, но и похожие с теми же признаками. Это говорит о том, что он учится сравнивать и обобщать. Сейчас ему очень важно видеть окружающий мир и находить новые возможности для обучения.
  • К 1 году 6 месяцам ребенок знает около 30 – 40 слов, а понимает в 10 раз больше. Он внимательно слушает родителей и смотрит на их мимику.
Читайте также:  Периоды развития ребенка и игр с ним

Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев

Таблица развития ребенка на первом втором третьем году жизни

В этом возрасте малыш совершает скачок в развитии. Он больше понимает, говорит и двигается.Физические навыки

  • Ребенок в 1 год 9 месяцев готов забираться на высоту, самостоятельно быстро и медленно ходить; в целом это начало периода, когда он все хочет делать сам.
  • Малыш умеет перешагивать через препятствия, подниматься на детскую горку и спускаться с нее, ходить по ограниченной поверхности или по доске.
  • Он может катать мяч с мамой или папой — вообще ему нравятся активные игры со взрослыми. Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой.
  • Он ест самостоятельно и аккуратно, умеет пользоваться салфеткой.
  • Малыш сам снимает и надевает шапку и обувь, просит переодеться, если одежда грязная или мокрая. Ему нравятся новые вещи, он с удовольствием одевается красиво.
  • Если родители помогали ребенку развить способность говорить о том, что он хочет в туалет, то к этому возрасту малыш умеет это делать.
  • Ребенок сам убирает на место свои игрушки по просьбе взрослого.

Психоэмоциональное развитие

В этот период малыш особенно интересуется предметами и игрушками, играет дольше и старается использовать их по назначению, причем ему нужно выбирать те игрушки и предметы, которые интересны для него.

  • Сейчас ребенку важно понимать оценку взрослого, он ждет от мамы реакции на все, что происходит, чтобы понять связи между предметами и поступками.
  • В этот период активно развивается тот участок головного мозга, который связан с познавательным и речевым развитием. Сейчас кроха не так пуглив, как в начале второго года, и готов исследовать неизвестные предметы. Уверенность ему внушает мама, которая должна быть рядом и обеспечивать безопасность.
  • Что касается непослушания — ребенок также готов нарушать правила, но теперь он старается не делать этого открыто. Он просто не в состоянии управлять своим необузданным любопытством. Как вести себя родителям в такой ситуации? Важно понимать, что нельзя стараться «сломать» эту черту малыша, ведь именно так он развивается. Им необходимо занять ребенка чем-то интересным, но не разрушительным, направить его энергию в безопасное русло, но ни в коем случае не ограничивать его в активном движении и исследовании мира. Сейчас ребенка нельзя оставлять одного — с ним нужно очень много общаться и играть.

Речь в этом возрасте продолжает активно развиваться: все еще проявляет себя «автономная речь», когда малыш называет предметы подражательными детскими словами («собачка» — «ав-ав»; «машинка» — «би-би»). Родителям нужно много говорить с крохой, стараться понимать эти слова, реагировать на них, показывать, как произносить их правильно. 

Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет

Таблица развития ребенка на первом втором третьем году жизни

В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.

Физические навыки

К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.

  • Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
  • Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
  • Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
  • Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.

Для малыша сейчас важна стабильность его мира, ему необходимо видеть, что все вещи находятся на своих местах. Поэтому он категорически не соглашается отдавать свои игрушки другим детям. И по этой же причине сейчас особенно важно соблюдать привычный режим сна, кормления и игр, иначе малыш может испытать стресс.

Психоэмоциональное развитие

За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними. 

  • По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
  • Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике. Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
  • В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей. Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
  • Теперь он проявляет терпеливость, послушание. Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
  • Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.

Все индивидуально

Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!

Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.

Желаем вашему малышу радостного детства с вами!

Источник