Таблица развития ребенка до 1
Беременность подошла к концу и на свет появляется долгожданный малыш. И у многих, еще недостаточно опытных, родителей возникает масса волнений и вопросов: нормально ли происходит развитие их младенца, все ли он умеет делать для своего возраста.
В первый год жизни малыш учится всему — следить, улыбаться, хватать, сидеть, ползать, стоять, ходить. Каждый новый успех несомненно радует всех родителей. Существует некий календарь, благодаря которому можно следить за его умениями. Однако важно учитывать, что развитие ребенка до года происходит индивидуально, ведь все дети разные. К примеру, если малыш что-то не делает в 5 месяцев, то он обязательно сделает это в шесть. Плюс (минус) месяц — является нормой.
Рассмотрим, какие изменения происходят в развитии детей от рождения до года по месяцам.
Возраст
Развитие по месяцам
1 месяц
- прибавка в весе 600 г, в росте 3 см;
- кроха учится жить вне организма матери;
- примерно 70% времени новорожденный проводит во сне;
- движения ребенка в 1 месяц еще не скоординированные, поэтому во время бодрствования он постоянно хаотично машет ножками и ручками;
- при резком громком звуке он моргает и вздрагивает;
- к концу 3-й недели жизни может ненадолго удерживать взгляд на ярком предмете или лице взрослого;
- к концу 4-й недели жизни пытается приподнять головку и удерживать ее на несколько секунд лежа на животе.
2 месяц
- прибавка в весе 800 г, в росте 3 см;
- ребенок в 2 месяца продолжает много спать и кушать;
- начинает осознавать, что его плач является средством общения со взрослыми, поэтому, когда ему голодно, холодно, скучно, больно, жарко, он начинает громко кричать, сообщая об этом окружающим;
- начинает отвечать широкой улыбкой на улыбку взрослого;
- может видеть на расстоянии около 50 см;
- лежа на животе может поднять голову и подержать ее около 10 секунд;
- лежа на боку может перевернуться на спинку;
- многие детки в 2 месяца начинают гулить, произнося звуки «а», «о», «э», сочетая их с воркотанием, визгами, чавканьем.
- может следить за яркой игрушкой, если ее медленно перемещать прямо перед ним;
- на руках в вертикальном положении младенец недолго удерживает головку;
- к источнику звука поворачивает голову и ищет его глазками.
3 месяц
- прибавка в весе 800 г, в росте 2,5 см;
- осмысленно улыбается и громко хохочет;
- трехмесячный малыш узнает родителей по голосу и зрительно;
- отвечает гулением;
- движения рук становятся целесообразными и сознательными;
- начинает сосать свой кулачек или пальчик;
- все предметы, попавшие в руки, тянет в рот;
- лежа на животике может приподняться на локти и удерживать голову в течение нескольких минут;
- крутит головой во все стороны;
- переворачивается со спинки на бочок;
- при поддержке за подмышки, будет упираться ногами в твердую поверхность;
- поворачивает головку в сторону источника звука;
- исследует при помощи рук свое лицо, лицо и волосы взрослого.
4 месяц
- прибавка в весе 750 г, в росте 2,5 см;
- прекрасно узнает маму, предпочитая ее всем остальным (плачет, когда она исчезает из поля зрения);
- переворачивается со спины на живот;
- ребенок уверенно держит голову в вертикальном положении и лежа на животе, поворачивая ее в разные стороны;
- осмысленно захватывает игрушку одной или двумя руками и тут же тянет ее в рот;
- может держать некоторое время игрушку в руке и трясти ей;
- лежа на спине приподнимает голову;
- предпочитает играть с любимой игрушкой, отвергая другие;
- ребенок в 4 месяца может испытать страх, радость, разочарование, любопытство;
- визжит, машет ручками и ножками от восторга;
- затихает, когда начинает играть музыка;
- улыбается своему отражению в зеркале;
- отличает знакомого человека от чужого;
- к концу этого периода жизни кроха начинает произносить свои первые слоги: «па», «ма», «ба».
5 месяц
- прибавка в весе 700 г, в росте 2 см;
- неосознанно произносит первые слова: «мама», «баба»;
- лежа на спинке пытается сесть, подтягивая голову и ручки вперед;
- ощупывает, хватает, тянет к себе, бросает предметы и наблюдает как они падают;
- длительно играет с любимой игрушкой, перекладывая ее из одной руки в другую, трясет ее, пробует на вкус;
- может держать бутылочку ручками;
- играет в игру «ку-ку»;
- пятимесячный ребенок прекрасно различает знакомых ему и незнакомых людей;
- у многих детей в этом возрасте начинают прорезываться зубки.
6 месяц
- прибавка в весе 650 г, в росте 2 см;
- ребенок в 6 месяцев меньше спит и длительное время бодрствует;
- делает первые попытки ползти на животе, отталкиваясь ножками;
- пытается сидеть;
- хорошо переворачивается со спины на живот, бочок и обратно;
- постоянно играет с игрушками;
- может перекладывать маленькие предметы из одной емкости в другую;
- откликается на свое имя;
- постоянно издает разнообразные звуки;
- повторяет за взрослыми произношение некоторых звуков: «а», «у», «ма-ма»;
- подражает взрослым: чихает, смеется.
7 месяц
- прибавка в весе 600 г, в росте 2 см;
- семимесячный ребенок становится более подвижным, теперь его нельзя оставлять без присмотра;
- постоянно переворачивается, крутится вокруг своей оси;
- уверенно сидит, держа спинку прямо;
- делает первые попытки вставать у опоры;
- некоторые малыши делают попытки передвигаться у опоры;
- может показать пальчиком, где кошка, а где собака;
- длительно играет с игрушками, умеет нажимать на кнопки, музыкальной игрушки, чтобы послушать музыку или звук;
- прекрасно различает папу, братьев, сестер, бабушку, дедушку и других членов семьи, постоянно контактирующих с ним;
- ребенок становится на четвереньки и раскачивается вперед назад;
- начинает ползать или же ползание совершенствуется;
- любит рассматривать свое отражение в зеркале, общается, гладит ручками;
- понимает слово «нельзя»;
- постоянно лепечет, визжит, произносит различные слоги и звуки;
- появляются в речи новые слоги: «дай-дай», «та-та», «да-да», «на-на».
8 месяц
- прибавка в весе 550 г, в росте 2 см;
- ребенок в 8 месяцев активно ползает, изучая все вокруг;
- умеет вынимать/вкладывать мелкие предметы из емкости;
- может открывать крышки коробок;
- уверенно стоит у опоры, держась одной рукой;
- машет ручкой «пока-пока», играет в игру «ладушки»;
- любит исследовать лицо, волосы, мамы, нравиться играть с ее бусами;
- понимает и может выполнить простые просьбы взрослого, например, «дай руку»;
- любит наблюдать за играющими детьми на улице, проезжающими машинами.
9 месяц
- прибавка в весе 500 г, в росте 1,5 см;
- поднимает два предмета, может играть с ними одновременно;
- стучит игрушками или предметами о поверхность;
- хлопает в ладоши;
- листает толстые страницы детской книги;
- большие предметы берет двумя руками, а маленькие пальчиками;
- может сесть из положения лежа и лечь из положения сидя;
- приседает и ритмично прыгает у опоры;
- танцует под музыку, держась у опоры;
- самостоятельно садится, быстро ползает, встает и ходит у опоры;
- показывает на игрушке где глазки, носик, ротик;
- ребенок в 9 месяцев произносит много различных звуков;
- может найти предмет, спрятанный у него на глазах;
- выполняет простые просьбы взрослых: «дай игрушку», «дай руку».
10 месяц
- прибавка в весе 450 г, в росте 1,5 см;
- без особого труда встает у опоры;
- ходит, держась за руки мамы;
- может сесть из положения стоя;
- танцует под музыку, раскачиваясь, притопывая и двигая попой;
- повторяет жесты, звуки, выражения лица взрослых;
- остерегается незнакомых людей и мест;
- понимает простые просьбы и выполняет их;
- открывает все дверцы и ящики в зоне досягаемости, вытаскивает из них все, что найдет;
- любит играть с игрушками, которые можно помещать друг в друга;
- некоторые десятимесячные дети начинают совершать свои первые шаги.
11 месяц
- прибавка в весе 400 г, в росте 1,5 см;
- ребенок в 11 месяцев прекрасно понимает слово «нельзя», но не всегда его выполняет;
- может самостоятельно сеть из положения на животе;
- подбирает очень маленькие предметы двумя пальчиками;
- машет рукой «пока-пока»;
- играет в «ку-ку», «ладушки»;
- уверенно ходит, держась за предметы мебели, руки взрослого;
- пытается ходить самостоятельно;
- может недолго самостоятельно стоять;
- отчетливо произносит; «мама», «баба», «папа», «дай»;
- показывает пальчиком, что желает взять;
- самостоятельно пьет из чашки или бутылочки;
- постоянно произносит различные звуки.
12 месяц
- прибавка в весе 350 г, в росте 1,5 см;
- самостоятельно стоит;
- ребенок в 1 год начинает ходить или умение ходить совершенствуется;
- может встать из положения сидя на корточках;
- знает применение некоторых предметов, например, молотка, телефона;
- собирает пирамидку, строит небольшую башню;
- капризничает, если что-то не нравится;
- сильно привязан к матери, резко реагирует на ее уход;
- может отказываться от нелюбимой пищи;
- откусывает твердую пищу;
- пользуется ложкой;
- понимает почти все простые фразы, которые ему говорят родители: «пойдем гулять», «пошли кушать»;
- осознанно говорит «мама», «папа», «ав-ав» (собака), «кис» (кошка), «баба»;
- узнает и показывает животных на улице и картинках;
- проявляет самостоятельность.
Каждый малыш за первый год жизни очень многому научится. Не стоит переживать, если он чего-то не умеет. Ведь каждый ребенок индивидуален, что-то пока не получается освоить, а что-то получается лучше. Ни в коем случае нельзя сравнивать его с другими малышами или с нормами развития, описанными выше. Сравнивать его можно только с самим собой, каким он был месяц назад, а каким стал теперь.
Просмотров: 169479.
Источник
Первый год жизни малыша — фундаментальный и главный этап для самого младенца и родителей. Начинается этот период с первого крика новорожденного, а завершается моментом, когда кроха научится ходить, разговаривать, выражать свои эмоции. Таблица развития ребенка по месяцам до года поможет новоиспеченным родителям понять, чему должен научиться их малыш на определенной вехе развития, и что должно их насторожить.
Недоношенный ребенок: развитие по месяцам в таблице
Организм деток, рожденных раньше положенного срока, очень слаб. Родители переживают, смогут ли их малыши овладеть навыками, свойственными доношенным детям такого же возраста. Согласно статистическим данным, в первые шесть месяцев по основным показателям недоношенные младенцы развиваются медленнее, чем их сверстники, но затем могут быстро нагнать и даже обогнать доношенных детей.
1 месяц | Организм недоношенного малыша в этом возрасте еще ослаблен, поэтому все, что он умеет делать, это спать и глотать еду. Сосательный рефлекс пока развит плохо, поэтому ребенка кормят из бутылочки. |
2 месяц | Младенец пока очень быстро утомляется, но тонус его мышц уже заметно усиливается, нарастает двигательная активность. Он учится концентрировать взгляд на предметах, изучает окружающую обстановку. Кроха может пытаться удерживать голову, но это удается пока с трудом. |
3 месяц | Способен фокусировать взгляд на предмете, пытается приподнять головку. Проявляется хватательный рефлекс.Возрастает активность, повышается аппетит, увеличиваются показатели веса и роста. |
4 месяц | Издает новые звуки, пытается общаться, хватает и трясет игрушку, с удовольствием рассматривает окружающие предметы, удерживает голову и вращает ею, пытаясь найти источник звука. |
5 месяц | Трясет погремушкой, идет на контакт со взрослым, осознанно улыбается, лепечет, реагирует на маму и папу, пытается перевернуться со спины на живот. |
6 месяц | Переворачивается с живота на спину и наоборот, проявляет интерес к играм, крепко зажимает в ручке игрушку.Усиливается его слуховое восприятие. |
7 месяц | Проявляет желание есть самостоятельно, пытается ползать, может играть сам с собой, становится на четвереньки. |
8 месяц | Делает попытки сидеть самостоятельно, играет в таком положении, указывает пальчиком на знакомый предмет, понимает обращенную к нему речь. |
9 месяц | Уверенно сидит, может начать самостоятельно вставать, ходить вдоль стенки. |
10 месяц | Самостоятельно стоит у опоры, ползает, может произносить отдельные слоги. |
11 месяц | Пытается сделать первые шаги без опоры, может отвечать слогами и простыми словами, интересуется взрослой пищей. |
12 месяц | Ходит, говорит, изучает игровые приемы. |
Таблицы развития ребенка по месяцам до года в норме
Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому показатели, приведенные в таблицах развития доношенных детей, можно назвать усредненными, без учета индивидуальных особенностей.
1 месяц | Лежа на животе, малыш поднимает голову на несколько секунд, четко реагирует на яркий свет, громкие звуки, взмахивая ручками и прижимая их к телу. |
2 месяц | Удерживает голову, находясь в вертикальном положении, следит за интересующими объектами, не боится света и звуков, хватает пальчиками игрушки. |
3 месяц | Уверенно держит голову, может опираться на локти, лежа на животе, приподнимает верхнюю часть корпуса. |
4 месяц | Отталкивается ножками в вертикальном положении, ярко реагирует на игрушки, переворачивается со спины на животик, поднимает голову, хватает игрушки. |
5 месяц | Пытается приподняться самостоятельно, сесть. Внимательно изучает предметы, реагирует на близких. |
6 месяц | Самостоятельно садится, переворачивается со спины на живот и обратно. Пытается осознанно шагать с помощью взрослых, поднимает игрушки. |
7 месяц | Начинает активно ползать, пытается стоять, опираясь на мебель, стены, иногда делает мелкие шажки. С удовольствием рассматривает свое отражение в зеркале, интересуется окружающими предметами. |
8 месяц | Долго играет любимыми игрушками, уверенно переступает ножками по полу, держась за руки родителей. |
9 месяц | Пытается вставать на ножки и ходить без помощи мамы и папы. Мелкая моторика малыша достаточно развита – он передвигает мелкие предметы, собирает пирамидки, детали несложных конструкторов. |
10 месяц | Способен проявлять эмоции односложными словами, движениями ручек. Имитирует интонацию, жесты родителей. Его надолго увлекают простые действия – ребенок открывает и закрывает дверцу шкафа, поднимает и бросает игрушки. |
11 месяц | Достаточное развитие коммуникативных навыков позволяет крохе мимикой и жестами выразить свое одобрение или неодобрение, согласие или несогласие. Имитирует звуки животных, охотно показывает что-нибудь по просьбе. |
12 месяц | Интересуется абсолютно всем, происходящим вокруг: звуками, действиями. По просьбе близких способен выполнить сложные задачи – закрыть или открыть дверь, принести предметы. |
Какие проблемы могут быть в развитии ребёнка первого года жизни? Что советуют делать специалисты?
Бить тревогу и обращаться к педиатру специалисты советуют, если в определенном возрасте у малыша не вырабатываются нужные навыки.
Проблемы могут касаться следующих сторон развития младенца:
- нарушения общей и мелкой моторики — таблица развития ребенка по месяцам поможет родителям узнать, на какие навыки необходимо обратить особое внимание;
- факторов эмоционального неблагополучия;
- отсутствия зрительного и речевого восприятия;
- дефицита эмоционального развития и социальных навыков.
Для того, чтобы ребенок успешно освоил те или иные действия, известный педиатр Евгений Комаровский рекомендует родителям активно сотрудничать с малышом:
- несколько раз на собственном примере повторять совершение действия;
- оценивать, насколько правильно малыш его выполняет;
- эмоционально поддерживать кроху, особенно при его неудачах.
Какие проблемы были в развитии моего малыша в возрасте до 1 года? Как я их решала?
Ольга, 31 год, Омск:
«Мой ребенок родился на 39 неделе абсолютно здоровым. Но в двухмесячном возрасте я заметила, что держать голову ему сложно – быстро уставал. Я считаю себя ответственной мамой, таблица развития малыша была изучена мной вдоль и поперек, поэтому стало понятно, что проблема имеет место быть. Обратились к педиатру, она посоветовала делать сыну массаж. Уже после нескольких сеансов Егорка окреп, смог поднять головку и держать её дольше, чем раньше. Массажики очень нравились моему малышу, поэтому продолжили курс еще на несколько недель. Так что – все решаемо, нужно просто вовремя обращаться к врачу!»
Темпы развития у всех малышей разные, поэтому ориентироваться на сроки появления тех или иных навыков, тревожится и огорчаться по поводу их отсутствия не стоит. Отставание от возрастных показателей вовсе не означает, что ребенок развивается неправильно. Родителям важно просто следить, чтобы развитие младенца прогрессировало, а предыдущие достижения сменялись новыми.
Автор-эксперт: Андрей Геннадьевич Смирненко,
врач-педиатр, к. м. н.
Источник
Все родители без исключения беспокоятся о здоровье своего ребенка. Вопрос полноценного физического, умственного, нервно-психического развития особенно беспокоит родителей в первый год жизни крохи. Как развивается ребенок по месяцам? Предлагаем к рассмотрению примерный план становления карапуза: оценим психофизическое развитие ребенка до года, сроки и нормы по ВОЗ.
До года все малыши развиваются примерно одинаково, однако нужно делать скидку на индивидуальные особенности и параметры ребенка при рождении
Таблица физических параметров до года
Для оценки темпов роста, прибавки веса и физического развития малыша, стоит ознакомиться с усредненными общепринятыми показателями этапов развития ребенка до года. Однако нельзя забывать, что все детки обладают индивидуальными графиками развития, точное соответствие приведенным таблицам не является обязательным, допускаются незначительные отклонения от норм. Не забывайте также, что мальчики и девочки немного различаются в своем нервно-психическом развитии, но если малыш долго не приобретает нормальные для своего возраста умения и показатели развития, необходимо обратиться к врачу.
Таблица физиологических параметров ребенка до года: (рекомендуем прочитать: как должно проходить развитие ребенка по неделям до 1 года?)
Возраст, мес | Рост, см | Вес, кг | Окружность головки, см | Окружность груди, см |
---|---|---|---|---|
Новорожденный | 49,0 — 54,0 | 2,6 — 4,0 | 33,0 — 37,0 | 31,0 — 35,9 |
1 | 52,0 — 55,0 | 3,0 — 4,3 | 35,8 — 37,2 | 34,0 — 36,0 |
2 | 55,0 — 57,0 | 4,5 — 5,0 | 37,5 — 38,5 | 36,0 — 38,0 |
3 | 58,0 — 60,0 | 4,0 — 6,0 | 38,0 — 40,0 | 36,0 — 39,0 |
4 | 60,0 — 63,0 | 4,5 — 6,5 | 38,0 — 40,0 | 36,0 — 40,0 |
5 | 63,0 — 67,0 | 6,5 — 7,5 | 37,5 — 42,2 | 37,0 — 42,0 |
6 | 65,0 — 69,0 | 7,5 — 7,8 | 42,0 — 43,8 | 42,0 — 45,0 |
7 | 67,0 — 71,0 | 8,0 — 8,8 | 43,8 — 44,2 | 45,0 — 46,0 |
8 | 71,0 — 72,0 | 8,4 — 9,4 | 44,2 — 45,2 | 46,0 — 47,0 |
9 | 72,0 — 73,0 | 9,4 — 10,0 | 45,2 — 46,3 | 46,5 — 47,5 |
10 | 73,0 — 74,0 | 9,6 — 10,5 | 46,0 — 47,0 | 47,0 — 48,0 |
11 | 74,0 — 75,0 | 10,0 — 11,0 | 46,2 — 47,2 | 47,5 — 48,5 |
12 | 75,0 — 76,0 | 10,5 — 11,5 | 47,0 — 47,5 | 48,0 — 49,0 |
Итак, как же растет новорожденный кроха в течение первого года? Рассмотрим развитие ребенка до года с помощью календаря, поделенного на каждые 3 месяца от рождения грудничка.
От рождения до 3 месяцев
НОВОРОЖДЕННЫЙ
Новорожденный рождается с развитым слухом и зрением. Наблюдается яркое проявление врожденных рефлексов: сосать, глотать, моргать и хватать ребенок умеет с первых минут жизни. Однако пока малыш не способен к переворачиванию. Новорожденный из положения на животике головку приподнять не может, но срабатывает инстинкт самосохранения – головку поворачивает на щечку.
1 МЕСЯЦ
Младенец в состоянии держать головку в течение нескольких секунд, пытается ее поднять, когда лежит на животике. В месяц возникает ответная реакция на звуки и резкие движения, выражающаяся в непроизвольном разведении ручек и последующем их прижимании к тельцу. Также можно наблюдать самопроизвольную имитацию ходьбы.
2 МЕСЯЦА
Грудничок поднимает и удерживает головку «стоя» 1 – 1,5 мин, а из положения на животике, приподнимать может не только головку, но и грудь. Обращает внимание на звуки и яркий свет поворотом головы и внимательным взглядом. Происходит интенсивное развитие вестибулярного аппарата. Ребенок хватает и удерживает движущиеся предметы.
3 МЕСЯЦА
На 3 месяце малыш должен хорошо держать головку в течение 1 – 3 мин. Из лежачего положения на животе может приподняться, опираясь на локотки. Начинает переворачиваться, крутиться, изменять положение, но в движениях еще нет четкой координации. С интересом наблюдает за игрушками, тянет к ним ручки. Начинает засовывать пальчики в рот, хватать и тянуть простынку.
Нравится общество взрослых. Общение с родителями очень увлекает кроху, малыш «оживает», проявляет радость, улыбается, смеется. Может долго гулить, поворачивает головку на незнакомые звуки. Сейчас кроха особенно умилительный, не забывайте почаще делать фото на память!
С трех месяцев начинается активная социализация малыша – он становится более эмоциональным, живо реагирует на других людей
Физические особенности
Месяц | Движения и навыки | Зрение | Слух |
---|---|---|---|
1 | Ручки и ножки согнуты, движения плохо координируются. Все построено на безусловных рефлексах. Особенно выражены сосательный и хватательный рефлексы. К концу месяца может поворачивать голову. | Может несколько минут удерживать лицо или игрушку в поле зрения. Может следить глазами за движущейся по дуге игрушкой (так называемое «автоматическое слежение»). | Слизистая жидкость в барабанной перепонке постепенно рассасывается, вследствие чего улучшается и слух. Малыш прислушивается к голосу и погремушке. |
2 | Развиваются активные движения: отводит ручки в стороны, поворачивает головку. В положении на животе может на 5 сек. приподнять голову. Совершенствуются движения рук: 2-3 сек. удерживает погремушку, ударяет по ней. | Плавно следит за движущимися объектами в течение 10-15 сек. Фиксирует взгляд на игрушке/лице на 20-25 сек. Способен воспринимать предметы трехмерно. | Сосредотачивается на звуках 5-10 сек. и поворачивает голову в сторону звуков погремушки и голоса. |
3 | В течение 30 сек. удерживает головку а руках у взрослого, и в теч. 1 минуты – лежа на животе. В этом положении приподнимается на ручках, опираясь на локотки. Когда малыша держат под мышки, он упирается ступнями о поверхность, ножки при этом выпрямлены. Наблюдается общее двигательное «оживление»: может выгибаться, становясь «мостиком» и падать на кроватку. Хватательный рефлекс трансформируется в сознательный захват. | Заинтересованно (а не автоматически) следит за движущейся по дуге игрушкой. Рассматривается около 5 мин. свои ручки. Ему интересны все близлежащие объекты (до 60 см. от глаз). | Формируется «локализация» звука: сначала ребенок отводит глаза в строну звука, а потом поворачивает головку. Начинает плохо реагировать на громкие резкие звуки: замирает, морщится и затем плачет. |
Нервно-психическое развитие
Месяц | Эмоции | Речь | Интеллект |
---|---|---|---|
1 | К концу месяца улыбается в ответ маме, успокаивается от ласковых интонаций. Прислушивается к голосам и сучит радостно ножками-ручками в ответ на громкую речь. Постепенно формируется «комплекс оживления» — реакция на близкого человека. | Произносит гортанные звуки: э, к-х, гы. | Вторая стадия сенсомоторного интеллекта. Малыш приспосабливается к окружающему миру, появляется интерес к предметам, развивается скоординированное движение ручек и глаз. |
2 | Ребенок отвечает улыбкой на обращение к нему, сучит ручками-ножками. | В общении появляются звуки начального этапа гуления: аг-к-х, к-хх. Крик приобретает различные интонации. | Интерес к внешним объектам увеличивается, улучшаются зрительно-ориентировочные реакции. |
3 | Комплекс оживления проявляется на все 100% -это первый сознательный акт поведения, попытка взаимодействия со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления знаменует начало этапа младенчества. | Появляются гласные звуки и их разные сочетания: ааа, аэ, ау, а-гу. | Интерес к окружающему становится избирательным и сознательным. |
От 4 месяцев до полугода
4 МЕСЯЦА
Находясь в лежачем положении на спинке, грудной ребенок приподнимает головку. Если поставить на ножки, он крепко ими упирается. Начинает сидеть, легко может перевернуться со спинки на животик. Свободно поднимает тело и упирается на ладошки, когда лежит на животике. Внимательно наблюдает за предметами, может их схватить. Играется с погремушками (рекомендуем прочитать: во сколько месяцев ребенок начинает самостоятельно держать погремушку?).
5 МЕСЯЦЕВ
Малыш может сидеть, однако спину еще ровно не держит, умеет стоять на ножках, если его держать за ручки. Делает первые попытки по переворачиванию с животика на спинку. Долго держит в ручке интересный предмет. Узнает родителей, начинает бояться чужих. По убеждению Комаровского, младенец уже понимает различные голосовые интонации, начинает различать и понимать эмоции мамы.
6 МЕСЯЦЕВ
На этом этапе ребенок уже может сидеть. Он сам держит ровную спинку, легко крутится во всех направлениях. При незначительной помощи взрослого может встать на ножки, пытается шагать. Начинает вставать на четвереньки и таким способом передвигаться. Уже активно машет игрушками, поднимает упавшие предметы.
В речи также происходят заметные изменения:
- начинает выражать первые просьбы;
- гуление заменяется простыми лепетными звуками «ма», «па», «ба».
Физические особенности
Месяц | Движения и навыки | Зрение | Слух |
---|---|---|---|
4 | Сам поворачивается на бок, делает попытки переворачиваться. Хорошо удерживает игрушки, тянет их в рот. Во время кормления касается ручками груди или бутылочки, стараясь придерживать. | Узнает близких, улыбаясь в ответ, узнает себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 мин. | Замирает при звуках музыки. Четко поворачивает головку к источнику звука. Различает голоса. |
5 | В положении лежа на спинке кроха пытается приподнять голову и плечи (как бы предпринимает попытки встать). В положении лежа на животе, приподнимается, опираясь ладошки прямых ручек. Можете недолго сидеть, придерживаясь обеими руками за опору. Подолгу изучает предметы на ощупь, тянет их в рот. Из навыков: ест с ложечки полугустую пищу, пьет воду из чашки. | Различает близких и незнакомых людей. Следит за игрушкой 10-15 мин. | Различает интонации говорящих. Уверенно поворачивается всем телом к источнику звука. |
6 | Переворачивается с животика на спинку. Практикует ползание, с помощью подтягивания на руках. Сидит при поддержке. Устойчиво стоит, если взрослый поддерживает под мышки. Уверенно достает и схватывает предметы, перекладывает игрушку из одной руки в другую. Может держать бутылочку одной-двумя руками. | Развивается острота зрения, становятся интересны очень мелкие предметы. | Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Подпевает в такт музыки. |
6-7 месяцев – время для первого прикорма
Нервно-психическое развитие
Месяц | Эмоции | Речь | Интеллект |
---|---|---|---|
4 | По-настоящему смеется, отвечает улыбкой на улыбку. Реагирует на щекотку. Требует к себе внимания. | Гулит, произносит цепочки гласных звуков, появляются первые слоги. | Начинается 3 этап сенсомоторного интеллекта – осуществление целенаправленных действий. Появляется понимание причинно-следственных связей. Развивается реакция на все новое. |
5 | Хочет участвовать в общении — старается обратить на себя внимание всеми способами. «Общается» с другими детьми с удовольствием. | Наблюдается певучее гуление. Использует гласные звуки: аа, ээ, оо, ай, маа, эу, хаа и др. | Интересуется не только близкими объектами, но и находящимися на расстоянии до 1 м. Понимает, что у него кроме ручек есть и другие части тела. |
6 | Начинает испытывать настоящую любовь и привязанность к воспитывающему его взрослому. Ждет от него одобрение и похвалу, таким образом, общение приобретает ситуативно-деловой характер. | Произносит отдельные лепетные слоги. В «словарном запасе» уже порядка 30-40 звуков. | Ставит перед собой цели и выбирает средства для их решения. Например, чтобы достать одну игрушку, нужно отодвинуть другую. |
От полугода до 9 месяцев
7 МЕСЯЦЕВ
Малыш легко и быстро может ползать на четвереньках, свободно и долго сидеть. В сидячем положении выпрямляется и наклоняется. Держась за мебель, может встать на коленки, с поддержкой взрослых может стоять и переступать. Интересуется своим зеркальным отражением. Может указать глазами на большие предметы, называемые взрослым.
8 МЕСЯЦЕВ
Согласно календарю развития, на 8 месяце ребенок может самостоятельно сесть и даже встать на ножки (подробнее в статье: календарь скачков в процессе развития ребенка). Начинает играть в «ладушки», имитируя хлопки ладошками. С удовольствием пытается делать первые шаги при помощи взрослых. Мимическое движение лица приобретает богатое разнообразие. Малыш мимикой выражает заинтересованность, удивление, испуг.
С легкостью находит интересующий его предмет и настойчиво пытается до него дотянуться. Много времени проводит в играх – подолгу может рассматривать игрушки, стучать ими, кидать.
9 МЕСЯЦЕВ
Становясь на ножки, отказывается от поддержки. Любит ходить, опираясь на мебель, старается вставать на ноги из любых положений. Начинает залазить на возвышенности – коробки, скамейки, подушки. На 9 месяце моторика становится более сложной, малыш может собрать мелкие части игрушек, перебирать конструктор, передвигать машинки.
Понимает и может выполнить несложную просьбу, типа «подай мяч», «помаши рукой». Для игр выбирает сидячее положение, легко и быстро запоминает новые слова. Нравится искать упавшие или спрятанные предметы. Откликается, когда его зовут по имени. Начинает различать слова не только по интонации, но и по смыслу. Может сортировать предметы по форме, цвету, размеру.
В 9 месяцев малыш уже “совсем большой”, он начинает понимать смысл многих слов, выполняет просьбы родителей, игры понемногу усложняются
Физические особенности
Месяц | Движения | Навыки |
---|---|---|
7 | Умеет сидеть без опоры, переворачиваться со спинки на живот и обратно. Активно ползает на четвереньках. Любимое действие с предметами/игрушками – это бросание. Сам тянется за игрушкой, берет в ручку, перекладывает, размахивает, стучит ею о поверхность. | Уверенно пьет из чашечки (из рук взрослого), старается ее придерживать. Кушает с ложечки. Если мама дает сушку или сухарик, то ребенок подолгу «мусолит» этот кусочек. |
8 | Самостоятельно поднимается на ноги, держась за опору. При поддержке взрослого переступает ножками. Сам сидит и ложится, много ползает. | Если видит «свою» чашку у взрослого, то тянет к ней ручки. Держит в руке кусочек хлебушка, самостоятельно его ест. Можно начать приучать малыша к горшку. |
9 | Держась одной рукой за опору, можно выполнять много разных действий: идти к взрослому приставными шажками, хвататься свободной рукой за другую опору и т.д. Уверенно сидит по 10-15 мин. Активно ползает. | Пьет из чашки, придерживая ее (чашка при этом зафиксирована в рук взрослого). Если ребенка начали приучать к горшку, то может уверенно на нем сидеть без капризов. |
Нервно-психическое развитие
Месяц | Эмоции | Речь | Интеллект |
---|---|---|---|
7 | Старается быть в центре внимания. Теперь ласка и поцелуи – не главное (может отворачиваться, отстранятся), а важное – это совместная игра и манипулирование игрушками. | Активно лепечет. Уже может произносить четкие слогосочетания: ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, а-ля-ля и др. | Развивается понимание причинно-следственных связей, например, бросает игрушку и смотрит, куда она приземлится; если проголодался, смотрит в сторону кухни (туда, где его кормят). |
8 | Становится закрытым от незнакомцев (кризис 8 месяцев), готов общаться только с очень близкими, при других беспокоится и плачет. | Говорит слоги и слогосочетания: ай, а-ля-ля, хэ, а-дять, а-де-де, а-ба-ба и др. | Наступает 4 стадия сенсомоторного интеллекта: развиваются целенаправленные действия. Ребенок все изучает и исследует. |
9 | Испытывает целую гамму эмоций от гнева и страха до радости и удивления. Стремится к общению со взрослым, п |