Таблица гвоздева речевое развитие ребенка

Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда
Источник
Схема нормального развития детской речи (по А. Н. Гвоздеву)
Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда
Период
Подпериод, возраст
Развитие предложения (фразы)
Усвоение речи
Слоговая структура слов
Усвоение звуковой стороны речи
Объем и типы предложений
Грамматический строй
Существительные
Глаголы
Прилагательные
Местоимения, наречия
Служебные части речи
Звуки
Стечения согласных
Предложения из аморфных слов-корней
Однословные, 1 год 8 мес.
Отдельные слова (около 27 слов)
Нет
Несколько названий лиц, предметов (около 22 слов)
Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов)
Нет
Нет
Нет
В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)
А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь
Нет
Из двух корней, 1 год 8 мес
Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов)
Нет
Несклоняемые
Неспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай»
Нет
Нет
Нет
Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается
Хь, ць, й, часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный
Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк
Усвоение грамматической структуры предложения
Первые формы слов, 1 год 10 мес. — 2 года
Рост предложения до 3-4 слов
Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны.
Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьшительно-ласкательные суффиксы
Первые грамм, формы у 18 глаголов: повелит. Наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки.
Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р.
Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице)
Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, не
В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах
Твердые согласные н, т, д
Большинство стечений согласных замещаются одним звуком
Усвоение флексной системы языка, 2 года — 2 года 6 мес.
Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами
Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы
Усваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонетически -и)
Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род
23 прилагательных, иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн.ч. только в им. п.
Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др.
Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда
В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки
Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуков
Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно
Усвоение служебных частей речи,2 года в мес. — 3 года
Развитие сложного предложения
Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода
Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности
Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение
Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия
Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений
Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.
Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах
Усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц
Заканчивается усвоение стечения согласных
3—4 года
Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений
Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы
>Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне»
Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставок
Нарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательных
Усваиваются сравнительные степени наречий
Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица бы
Звуковая сторона речи усвоена полностью
4 года — 6 лет
Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который
Практически усваиваются все частные грамматические формы
Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах
Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм
Овладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежах
Употребляется одно деепричастие сидя
Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях
Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении
Источник
 Схема нормального развития детской
 речи (по А.Н. Гвоздеву)
Период
Под-
 период
 (этап)
Воз-
 раст
Развитие
 предложения (фразы)
Усвоение
 частей речи
Слоговая
 структура слова
Усвоение
 звуковой стороны языка
Отдельные
 наблюдения ребенка над явлениями
 языка
Объем
 и типы предложений
Грамматический
 строй
Существи-
 тельные
Глаголы
Прилага-
 тельные
Местоимения,
 наречия
Служебные
 части речи
Звуки
Стечения
 согласных
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
 Предложения из
 аморфных слов-корней
 Однословное
 предложение
1г.
 3 м.
 1г. 8 м.
отдельные
 аморфные слова в роли предложений
 (27 слов)
Нет
Несколько
 названий лиц, предметов
 (22 слова)
Несколько
 позже сущ. появляются названия действий
 «ди», «бух» (5 слов)
Нет
Нет
Нет
Часто
 воспроизводится один слог в слове
 (ударный) или два одинаковых слога:
 «га-га».
а,
 о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь.
Нет
Нет
 Предложения из
 двух слов-корней.
1г.
 8 м.
Объединяет
 в одном предложении два аморфных слова
Нет
Несклоняемые
Неспрягаемые
 формы во 2-м лице ед. числа повелительного
 наклонения: «неси», «дай».
Нет
Нет
Нет
Воспроизводятся
 двусложные слова. В трехсложных  часто
 путается один из слогов.
Хь,
 ць, й. Часто опускается начальный звук
 в слове или конечный согласный
Появляется
 в середине некоторых слов: льк, ськ,
 цьк,
Нет
 Усвоение
 грамматической структуры предложения
Первые формы слов
1г.10м.
 2
 года
Рост
 предложения до 3-4 слов
Появляются
 первые грамматические отношения между
 словами: согласование именит. падежа
 с глаголом, развивается приглагольное
 подчинение. Многие предложения строятся
 аграмматично.
Разграничено
 начинают употреблять следующие падежи:
 винит. с окончанием–у;
 Именит. мн.ч. с окончанием –ы,
 -и (фонетич.
 всегда и);
 Иногда предложный с окончанием–е
 Суффиксы
 уменьшительности
Первые
 грамматические формы у 18 глаголов:
 повелительное наклонение 2-го лица
 ед. числа, инфинитив, настоящее время
 3-го лица ед. числа. Часто опускаются
 приставки.
Появляются
 с 2 лет без согласования с существительными
 чаще в им. пад. ед. числа муж. и жен. рода
Вот,
 там, где (де), еще, хорошо (лассо) не
 надо, надо и др. Смешиваются
 личные местоимения. (о себе говорит в
 3-м лице)
Нет
 предлогов и союзов. Частицы: ка,
 да, то, не
В
 трехсложных словах все еще опускается
 иногда слог, чаще предударный: «кусу»
 (укушу),может сохраняться количество
 слов в четырех -сложных словах
К
 2 годам твердые:
н,
 т, д
Боль-шинство
 стечений заме-щаются одним звуком
Нет
 Усвоение  флексой
 системы языка
2
 года
2
 г. 6 м.
Дальнейший
 рост простого предложения Появляются
 бессоюзные сложносочиненные, затем
 с союзами.
Дальнейшее
 морфологическое членение слов.
 Употребление одних окончаний на месте
 других в пределах одного значения:
 «лоскам,вилкам». Суффиксы –ок,
 -чик  и др.
Усваивается
 дательный и творит. падеж. Усваиваются
 «главенствующие» падежные окончания
 в ед.числе: —у,
 -е, -а,
-ом,
 реже –ой.
 Во мн.числе –ы
 (фонетически
 –и).
Усваивается
 число в изъявительном наклонении,
 изменение по лицам (кроме 2-го лица
 мн.числа). настоящее и прошедшее время.
 В прош.времени смешивается род.
23
 прилагательных. Иногда нарушается
 согласование и употребляется после
 существительных. Мн.число только в
 именит.падеже.
Личные
 местоимения усвоены. Наречия: больше,
 меньше, короче, скорее.
Появляются
 предлоги: в.
 на, у, с.
Союзы:
 и, то ,а,
 потому что, 
тогда,
 когда. 
В
 многосложных словах чаще опускаются
 предударные слоги, иногда приставки.
Твердые
с,
 л, затем:
ы,
 в, р, з.
Смешение
 артикуляционно близких звуков.
Все
 еще не усвоены, хотя некоторые группы
 согласных произносятся правильно.
Нет
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
 Усвоение служебных
 частиц речи
2
 г. 6м.
 3  года
Развитие
 сложного предложения
Появляются
 сложноподчиненные предложения,
 усваиваются служебные части речи.
 Остается неусвоенной категория рода.
Усвоены
 «главенствующие» падежные окончания
 мн.числа: -ов,
 -ами, ах.
 Начинается влияния окончания ов
 на другие
 склонения: «стулов». Начинают усваиваться
 другие падежные окончания: -а.
 (рога, стулья); суффиксы увеличенности,
 принадлежности.
Усваиваются
 все формы возвратных глаголов и
 большинство приставок. На месте одних
 приставок иногда употребляются другие:
 «искрасил» (выкрасил), «растемнело».
С
 3-х лет устанавливается согласование
 прилагательных с существительными в
 косвенных падежах. Появляются краткие
 причастия.
Отмечается
 смешение рода у притяжательных
 местоимений
Правильное
 употребление простых предлогов и
 многих союзов: чтобы,
 если, потому что
 и др.
Нарушается
 редко, главным образом в малознакомых
 словах.
Ч,
 ш, ж, щ, твердый
 ц
Заканчивается
 усвоение групп согласных
Нет
 Усвоение
 морфологической системы русского
 языка
3
 года
 4 года
Дальнейшее
 развитие сложносочиненного и
 сложноподчиненного предложения
Разграничение
 однозначных морфологических элементов
 по типам склонения и спряжения,
 например: -ов,
 -ей, -ев –
 нулевая флексия. Собственные словоформы.
Продолжается
 влияние окончания –ов  на другие
 склонения. Иногда сохраняется
 неподвижное ударение при словоизменении.
Часто
 нарушается чередование в основах.
 Частицы не
  опускаются.
 Неологизмы с использованием приставок.
Имеет
 место нарушение согласования в среднем
 роде. Усваиваются сравнительные
 степени прилагательных.
Усваиваются
 сравнительные степени наречий.
Предлоги:
 по, до,
 вместо, после.
 Союзы: что,
 куда, сколько, столько. Частица:
 бы
при
 усвоенном наклонении.
Звуковая
 сторона речи усвоена
После
 3-х лет оценка чужого и своего
 произношения. Вопросы о значении слов.
4
 года
 6 лет
Иногда
 затруднения в построении придаточных
 предложений с союзным словом 
 который.
Усваиваются
 все частные грамматические формы.
Овладевает
 окончательно всеми типами склонения.
 Имеют место нарушения согласования
 числительного с существительным в
 косвенных падежах.
Нарушается
 чередование в основах глагола при
 создании новых форм.
Усваивается
 согласование прилагательных с другими
 частями речи во всех косвенных падежах.
Употребляется
 одно деепричастие сидя
Предлоги
 употребляются в самых разнообразных
 значениях.
С
 4-х лет  6 мес. Попытка объяснить слова
 на основе их значения («детские
 этимологии») С 5-ти лет размышления по
 поводу рода существительных, наблюдения
 над синонимами.
Источник
Схема нормального развития детской речи (по А. Н. Гвоздеву)
Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда
Период
Подпериод, возраст
Развитие предложения (фразы)
Усвоение речи
Слоговая структура слов
Усвоение звуковой стороны речи
Объем и типы предложений
Грамматический строй
Существительные
Глаголы
Прилагательные
Местоимения, наречия
Служебные части речи
Звуки
Стечения согласных
Предложения из аморфных слов-корней
Однословные, 1 год 8 мес.
Отдельные слова (около 27 слов)
Нет
Несколько названий лиц, предметов (около 22 слов)
Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов)
Нет
Нет
Нет
В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)
А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь
Нет
Из двух корней, 1 год 8 мес
Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов)
Нет
Несклоняемые
Неспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай»
Нет
Нет
Нет
Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается
Хь, ць, й, часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный
Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк
Усвоение грамматической структуры предложения
Первые формы слов, 1 год 10 мес. — 2 года
Рост предложения до 3-4 слов
Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны.
Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьшительно-ласкательные суффиксы
Первые грамм, формы у 18 глаголов: повелит. Наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки.
Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р.
Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице)
Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, не
В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах
Твердые согласные н, т, д
Большинство стечений согласных замещаются одним звуком
Усвоение флексной системы языка, 2 года — 2 года 6 мес.
Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами
Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы
Усваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонетически -и)
Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род
23 прилагательных, иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн.ч. только в им. п.
Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др.
Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда
В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки
Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуков
Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно
Усвоение служебных частей речи,2 года в мес. — 3 года
Развитие сложного предложения
Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода
Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности
Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение
Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия
Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений
Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.
Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах
Усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц
Заканчивается усвоение стечения согласных
3—4 года
Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений
Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы
>Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне»
Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставок
Нарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательных
Усваиваются сравнительные степени наречий
Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица бы
Звуковая сторона речи усвоена полностью
4 года — 6 лет
Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который
Практически усваиваются все частные грамматические формы
Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах
Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм
Овладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежах
Употребляется одно деепричастие сидя
Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях
Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении
Источник
 
 .jpg)