Связь возраста и психического развития ребенка

Связь возраста и психического развития ребенка thumbnail

Ранний возраст – период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Главной
особенностью психического развития ребенка является предметная деятельность,
ведущая на данном этапе развития малыша. Она во многом определяет специфику
общения ребенка с окружающими людьми. То есть малышу становятся доступными
правила и нормы действия с предметами, принятыми в той культурной среде, в
которой он растет. Ребенок учится использовать предметы в качестве орудий:
ложкой ест, карандашом рисует, а не наоборот.

Этапы
формирования таких, закрепленных за предметом-орудием действий, были
исследованы П.Я. Гальпериным. Он показал, что на первой стадии —целенаправленных
проб
– ребенок варьирует свои действия исходя не из свойств орудия, которым он
хочет –достать нужный ему предмет, но из свойств самого этого предмета.

На второй стадии
подстерегания – дети случайно находят в процессе своих попыток эффективный
способ действия с орудием и стремятся повторить его.

Связь возраста и психического развития ребенка

На третьей
стадии, которую Гальперин назвал «стадией навязчивого вмешательства», ребенок
активно старается воспроизвести эффективный способ действия с орудием и
овладеть им.

Четвертая стадия
объективной регуляции. На этой стадии ребенок открывает способы регулирования
и изменения действия исходя из тех объективных условий, в которых его
приходится выполнять. Гальперин также доказал, что в том случае, когда взрослый
сразу же показывает ребенку, каким образом действовать с предметом, этап проб и
ошибок минуется, а дети сразу же начинают действовать, начиная со второго
этапа.

Связь возраста и психического развития ребенка

При диагностике
развития предметных действий у детей необходимо помнить о том, что орудийные
действия включают в себя и предметные, так как один из вариантов орудийного
действия является исторически закрепленным за данным предметом.

Ребенок, в
отличие от детенышей животного, рождается с минимальным количеством врожденных
рефлексов, но с богатым потенциалом жизненного развития. Практически все
многообразие форм поведения, как положительных, так и отрицательных,
складывается в процессе взаимодействия с социальной средой. И даже само время
возникновения определенных психических реакций может быть ускорено
соответствующим влиянием взрослого. Например, если он проявляет к ребенку
доброжелательное внимание и заботу, ласково разговаривает, то улыбка у малыша
появляется раньше.

Существенной
особенностью раннего детства является взаимосвязь физического и
нервно-психического развития. Психическое развитие во многом определяется
состоянием здоровья малыша. Незначительное ухудшение здоровья влияет на
эмоциональное самочувствие ребенка, болезнь может разрушить сформированные
формы поведения. И наоборот, положительные эмоции ускоряют выздоровление.

Психическое и
физическое состояние ребенка в этом возрасте очень неустойчиво. Наблюдается
большая физическая и психическая ранимость. Дети быстро заболевают, легко
утомляются, их настроение часто меняется.

Для детей раннего
возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь
психической и высшей нервной деятельности. Данная особенность создает, с одной
стороны, огромные возможности для воспитания и обучения, а с другой – дает
возможность компенсировать нарушенную функцию с помощью других функций и систем
организма.

Несмотря на
богатые возможности развития, формирующиеся умения и навыки малыша неустойчивы,
незавершенны и при неблагоприятных условиях легко разрушаются. Так, у детей,
посещающих ясли, после нескольких дней отдыха, проведенных дома, приходится
снова закреплять навык мытья рук. То есть в раннем возрасте складываются не
столько сами умения и навыки, сколько предпосылки для их дальнейшего
усовершенствования.

Понять психику
ребенка как целостное и системное образование, роль детства в последующей жизни
взрослого можно благодаря понятю развитие. Уместно вспомнить слова Гете,
который писал:

«Кто хочет
что-нибудь живое изучить,

Сперва его он
убивает, потом на части разлагает,

Но связи жизненной
ему там не найти».

Именно развитие
выполняет функцию этой жизненной связи. Очевидно, что понятие «развитие»
является ключевым в психологии развития детской психики. Это понятие мы уже не
раз использовали выше и у читателя, наверное, не возникало проблем с его
пониманием. Однако не так все просто в науке о психологии развития. Сегодня в
психологии можно насчитать около двух десятков концептуальных подходов к
психологии развития. Подобная пестрота взглядов, с одной стороны,
отражает кризисное состояние, в котором находится психология, а с другой –
значимость и актуальность исследуемой проблемы, ее ключевое положение для
понимание природы психики и ее развития. А.Г.Асмолов, анализируя возможные
теоретические концепции психического развития человека, выделяет три основных
подхода к пониманию хода этого развития, в которые укладываются множество
отдельных теорий и концепций.

Биогенетический
подход
, в центре внимания которого «находятся проблемы развития человека как
индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки,
темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические
свойства мозга, органические побуждения и др.), который проходит различные
стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе».

Социогенетический
подход
, представители которого делают акцент на изучении процессов
«социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения
социальных установок и ценностных ориентации…».

Представители
персоногенетического подхода во главу угла ставят «проблемы активности,
самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», борьбы
мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации
личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути
индивидуальности».

Связь возраста и психического развития ребенка

Важнейший закон
развития высших психических функций, открытый Л. С. Выготским, заключается в
следующем: всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает
в процессе взаимодействия со взрослыми и существует не в индивидуальном
сознании ребенка, а между ребенком и взрослым, в пространстве их
взаимоотношений, поэтому она имеет интерпсихическую форму. Впоследствии она
переходит во внутренний мир ребенка, интериоризируется, то есть становится его
индивидуальным достоянием, приобретает интрапсихическую форму. Закон перехода
от интер- к интрапсихическим процессам имеет фундаментальное значение для
детской психологии. В формулировке Л. С. Выготского он звучит следующим
образом:

«Всякая функция в
культурном развитии ребенка выходит на сцену дважды, в двух планах, – сперва в
социальном, потом – в психологическом, сперва между людьми, как категория
интерпсихическая, затем внутри

ребенка, как
категория интрапсихическая» (т. 3, с. 145).

В этой
формулировке содержатся две важнейшие мысли:

1) психические
процессы у человека с самого начала социальны –и по своему происхождению, и по
своему содержанию;

2) интериоризация
– процесс перехода социальных, внешних, знаковых процессов во внутренние,
психические.

В общих чертах
интериоризация проходит следующие три этапа:

1) взрослый,
используя соответствующие знаковые средства, воздействует на ребенка, побуждая
его что-то сделать, или обращает внимание ребенка на что-то, или просто
обращается к нему;

2) ребенок,
перенимая от взрослого способ обращения, сам воздействует на взрослого;

3) ребенок
обращает те же средства и те же воздействия на самого себя, то есть обращается
к самому себе во внутреннем плане.

Для иллюстрации
приведем описанный Л. С. Выготским пример превращения внешних средств во
внутренние на материале исследования произвольного внимания. О произвольном
внимании можно говорить тогда, когда человек сам направляет и удерживает
внимание на каком-либо предмете, если сам этот предмет «не бросается» в глаза
(в этом случае включаются механизмы непроизвольного внимания).

Таблица 1 – Психическое развитие младенцев (0-1 год)

Связь возраста и психического развития ребенка

Связь возраста и психического развития ребенка

Таблица 2 – Общая
схема возрастного развития ребёнка раннего возраста

Связь возраста и психического развития ребенка

Связь возраста и психического развития ребенка

1.    
Смирнова, Е.О. Закон развития высших
психических функций [Электронный
ресурс]//PSYERA гуманиторно-правовой портал: https://goo.gl/qnGmYR.

Источник

Психическое развитие ребенка представляет собой сложный, длительный, непрерывный процесс, протекающий под влиянием разного рода факторов. Они бывают наследственными, биологическими, социальными. Развитие психики – неравномерный процесс. Условно его можно разделить на несколько этапов. В нашей статье детально остановимся на особенностях психического развития детей и психических процессах, характерных для разных возрастных групп. Обязательно рассмотрим факторы, влияющие на формирование психики и методы диагностики, позволяющих определить уровень развития ребенка.

Особенности формирования нервной системы ребенка

Развитие психики малыша начинается за несколько месяцев до его появления на свет, еще в утробе матери. На разные звуки и другие внешние раздражители плод реагирует определенным образом: он начинает вести себя более активно или, наоборот, затихает. Происходит это благодаря его нервной системе, что, в свою очередь, отражается на психике малыша. Эти два понятия неразрывно связаны между собой.

Развитие нервной системы в первый год жизни ребенка происходит стремительно, в несколько раз быстрее, чем во все последующие годы его жизни. Так, если мозг новорожденного весит 1/8 часть массы его тела, то к годовалому возрасту его вес увеличивается вдвое. И хотя дальше темпы развития замедляются, они приобретают несколько иной характер, и направлены больше на развитие психических навыков. После появления малыша на свет, его мозг не только не перестает расти, но и продолжает активно формироваться.

Можно с уверенностью сказать, что психика – это ответ на активность нервной системы человека, а психическое развитие ребенка – процесс сложный и уязвимый. Изначально на него оказывает влияние наследственно-биологический фактор. Позже подключается социальный спектр и взаимоотношения родителей в семье. Для разного возраста характерны свои особенности психического развития ребенка. На возрастных нормах остановимся более детально.

Этапы формирования детской психики

Этапы психического развития детей

По мере своего взросления ребенок развивается не только физически. Одновременно с ростом тела происходит и формирование его психики. На практике выделяют следующие этапы психического развития детей:

  1. Младенчество: от рождения до 1 года. На этом этапе происходит активный рост и развитие мозга ребенка. Первый год жизни малыша характеризуется его повышенной активностью, приобретением моторных навыков.
  2. Раннее детство: от 1 до 3 лет. В этот период происходит развитие сенсорной моторики – базы для остальных, более сложных психических функций.
  3. Дошкольный возраст: от 3 до 7 лет. На этом и следующем этапе действия ребенка будут приобретать индивидуальный характер, развивается личностная сфера психики.
  4. Младший школьный возраст: от 7 до 11 лет. К началу этого периода происходят существенные изменения в жизни ребенка, непосредственно связанные с развитием интеллектуально-познавательной функции психики.
  5. Подростковый период: от 11 до 15 лет. Для этого этапа характерны следующие возрастные особенности психического развития детей: самооценка, общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе.

Особенности развития психики в младенчестве

Психическое развитие младенцев

В период от рождения до одного года происходит развитие основных моторных функций ребенка. С каждым месяцем беспомощный малыш становится все более активным, с интересом изучает свое тело и двигательные возможности. Кроха учится взаимодействовать с окружающими людьми, выражая свои желания и реагируя на внешние раздражители разными способами: звуками, мимикой, интонацией.

Самыми значимыми для него фигурами на этом этапе являются его родители – мама и папа. Их задача состоит в том, чтобы обеспечить ребенку и физическое и психическое развитие. Именно родители учат малыша «общаться» с окружающим миром, познавать его. На этом этапе важно уделять достаточно внимания ребенку, способствовать развитию крупной и мелкой моторики, восприятию цветовой гаммы, формы, объема, текстуры предметов. Даже с полугодовалым малышом обязательно нужно заниматься.

Правильно подобранные игрушки и регулярные упражнения, направленные на развитие сенсорно-моторных функций, будут стимулировать дальнейшее развитие органов чувств. Но не нужно требовать от ребенка выполнения установленных родителями правил. Пока он еще слишком мал, чтобы их усвоить.

Психическое развитие в возрасте от 1 до 3 лет

Психическое развитие детей от 1 до 3 лет

В период раннего детства маленький и беззащитный малыш, который совсем недавно сделал свои первые шаги, становится более самостоятельным. Сначала он учится активно ходить, затем бегать, прыгать, изучать находящиеся вокруг него предметы, осмысленно разговаривать. Но и на этом этапе жизни его возможности все еще ограничены.

Психическое развитие детей возрастом от 1 до 3 лет основано на подражании взрослым. Чтобы ребенок научился что-либо делать, он должен сначала увидеть, как это же действие выполняет его мама или папа. Ребенок с удовольствием будет играть в разные игры и изучать предметы с родителями. Но как только мама или папа отвлекутся и начнут заниматься своими делами, малыш тут же оставит игру.

Психическое развитие детей раннего возраста неразрывно связано с новыми открытиями. Малыш начинает понимать, что разные предметы выполняют определенные действия, например, пультом можно включить телевизор, а если нажать на кнопку компьютера загорится монитор и т. д. Но самое главное, что ребенок начинает отделять собственные действия от тех, которые выполняют взрослые. В этот период происходит осознание ребенком своего «Я», начинает формироваться самооценка, появляется уверенность в собственных силах, а одновременно с ним и нежелание малыша выполнять то, что говорят родители. К концу периода мамы и папы могут столкнуться с так называемым кризисом трех лет.

Психические процессы развития ребенка дошкольного возраста

Психические процессы развития детей

Следующий этап приходится как раз к окончанию кризиса трех лет. К этому моменту ребенок имеет уже определенную самооценку, уверенно себя чувствует на ногах и может более или менее нормально разговаривать. Иногда он даже чувствует себя «на одной волне» со взрослыми. Вот только понять, для чего взрослые совершают те или иные поступки, малыш все еще не может. И в этом ему помогут сюжетно-ролевые игры. При моделировании различных жизненных ситуаций в игре ребенок лучше усваивает информацию и развивает свое абстрактное мышление. Родителям нужно взять на заметку эту особенность психического развития детей.

В отличие от ребенка 4-5 лет старший дошкольник имеет свои особенности психики. В этом возрасте у него возникает большая потребность в общении с ровесниками. Этот возрастной период непосредственно связан со следующими психическими процессами развития ребенка:

  1. Память – усвоение новых знаний, приобретение полезных умений и привычек.
  2. Мышление – развитие логики, способность устанавливать связи между различными явлениями и их причинами.
  3. Речь – умение справляться с правильным произношением всех звуков родного языка, регулировать громкость и темп, выражать эмоции.
  4. Внимание – способность концентрировать сознание на определенном объекте.
  5. Воображение – умение создавать в голове различные образы с помощью уже известных фактов и манипулировать ими.
  6. Восприятие – развитие способности воспринимать цвета, формы, звуки, предметы в пространстве и целостное изображение.

Развитие представленных выше психических процессов – залог успешного обучения в школе.

Развитие психики у младших школьников

Психическое развитие школьников

Этот возрастной период охватывает промежуток между 7 и 11 годами. В этом время происходит развитие интеллектуально-познавательной сферы. Стоит отметить, что с началом учебы в школе жизнь ребенка меняется практически кардинально. От школьника требуется соблюдение дисциплины и распорядка дня, умение выстраивать взаимоотношения в коллективе, планировать и контролировать свои действия.

На этом этапе имеются свои особенности психического развития ребенка:

  1. Школьник возрастом старше семи лет обладает достаточной усидчивостью, чтобы сосредоточиться на выполнении какого-либо задания на протяжении длительного времени. Он может спокойно высидеть целый урок, внимательно слушая учителя.
  2. Ребенок умеет или учится планировать свое время и контролировать действия. Он выполняет домашние задания в определенной последовательности, а гулять идет только после того, как сделает все уроки.
  3. Ребенок может определить уровень своих знаний и определить, что ему не хватает для того, чтобы решить ту или иную задачу.

Задача родителей на этом этапе развития состоит в том, чтобы поддержать ребенка эмоционально, помочь ему найти новых друзей, быстрее адаптироваться к новому распорядку дня и жизни в коллективе.

Психология подростков

Психическое развитие подростков

По мнению большинства психологов, детский возраст от 7 до 15 лет является критическим. В этот период происходит резкий скачек и в физическом, и в психическом развитии ребенка. Его одолевает большое желание совершать взрослые поступки, но он не хочет нести за них ответственность, расстаться с детской безнаказанностью. Для подросткового периода характерны следующие особенности:

  • бессознательные поступки наперекор родителям;
  • систематические нарушения границ дозволенного;
  • появление новых авторитетов среди взрослых и подражание им;
  • стремление выделиться из коллектива, из толпы.

В зависимости от той модели поведения, которую выберут родители, ребенок может либо найти свое место в мире и определиться со своей жизненной позицией, либо же постоянно бороться с системой запретов, отстаивая свои желания и собственное мнение. Задача мамы и папы состоит в том, чтобы уберечь подростка от необдуманных поступков, найти с ним общий язык.

Дети с психическими нарушениями развития

Каждый человек в школе или в повседневной жизни хотя бы раз сталкивался с ребенком, который по уровню развития психики сильно отличается от «нормальных» детей. Причем он может быть хорошо сложен физически, но при этом крайне медленно читает, не умеет выстраивать логические цепочки между действиями или же просто общаться со сверстниками. Таким детям специалисты нередко ставят диагноз «задержка психического развития».

Вся сложность ситуации состоит в том, что родители могут до определенного момента и не подозревать об этой особенности психического развития. Дети с таким диагнозом внешне ничем не отличаются от ровесников. Но у них часто возникают проблемы с адаптацией в коллективе и проблемы с успеваемостью в школе.

Родителей должны насторожить следующие моменты в психическом развитии ребенка:

  1. Речь. К этому пункту относятся не только проблемы логопедического характера, но и лексико-грамматического.
  2. Невнимательность. Дети с задержкой психического развития обычно обладают повышенной двигательной активностью, они постоянно отвлекаются, не могут сконцентрировать свое внимание на каком-то одном предмете.
  3. Нарушение восприятия. Ребенок не воспринимает и не может найти знакомые ему предметы в новой обстановке, не запоминает имена людей.

Дети с нарушениями психического развития требуют повышенного внимания со стороны родителей и педагогов. Для изучения материала им требуется гораздо больше времени и терпения, чем одноклассникам.

Что влияет на развитие психики?

Условия психического развития детей

Существуют следующие обязательные условия для психического развития ребенка:

  1. Нормальное функционирование головного мозга.
  2. Общение ребенка со взрослыми. Родители, старшие братья и сестры, воспитатели в детском саду и учителя в школе – это носители социального опыта для ребенка. У каждого есть потребность в общении. И ребенок не является исключением. Благодаря общению со взрослыми он учится познавать себя и других людей, оценивать действия и поступки. Потребность в общении проявляется через интерес и внимание к взрослому, стремление показать ему свои умения и способности.
  3. Активность самого ребенка. После появления малыша на свет его двигательная активность не прекращается, а только возрастает. По мере взросления ребенок учится ползать, затем ходить, прыгать, бегать, участвовать в играх с другими детьми, соревноваться и т. д. То есть нормально развивающийся ребенок активен всегда.

На каждом этапе развития ребенка, а особенно на первом, огромное влияние на психику оказывает семья, а именно атмосфера, которая в ней царит. Если ребенок растет в доброте, окружен вниманием, не видит ссор родителей, не слышит криков, у него будут все условия для реализации своих физических способностей.

Диагностика психического развития

Как понять, так ли ребенок развивается как надо? На сегодняшний день существует множество методик, позволяющих оценить уровень психического развития. Диагностика ребенка направлена на изучение всех сторон психики. Затем полученные данные сопоставляются, чтобы можно было получить целостное представление о ребенке. Так, выделяют методики оценки:

  • физического развития ребенка;
  • интеллектуального развития;
  • качественного развития личности;
  • развития отдельных навыков и умений.

При проведении диагностики важно придерживаться следующих правил:

  1. При составлении психологической характеристики необходимо использовать не менее 10 тестов.
  2. Не стоит забывать о том, что каждая методика рассчитана на определенный возраст. Если же возрастных ограничений нет, тесты могут отличаться друг от друга способами подачи информации.
  3. Никогда не нужно давить на ребенка, тестировать его без добровольного желания. В противном случае результаты исследования могут быть недостоверными.

Источник