Связь уровней нервной системы с этапами психомоторного развития ребенка
Период
внутриутробного развития. Первые
недели внутриутробного
развития — закладка органов и тканей,
в том числе и
нервной системы. Первая половина
беременности — ведущее формирование
спинного мозга. Начало шевеления плода.
Вторая половина
беременности — ведущее формирование
головного мозга. Готовность ствола
мозга к моменту рождения. Первичные
комплексные
двигательные акты (сосание, глотание,
чихание, дыхание,
сердцебиение). Значение раздражений
внешней среды для развития
функциональных систем мозга.Первые
три месяца постнатального развития.
Сенсорные
реакции:
первоначальные слуховые и зрительные
реакции. Двигательные
реакции уменьшение флексорной гипертонии
и увеличение объема
движений. Формирование хватательного
движения и зрительно-моторной
координации. Речевые реакции: начало
гуления. Психика:
появление положительных эмоциональных
реакций.От
3 до 6 месяцев. Сенсорные
реакции: развитие зрительных
и слуховых ориентировок, фиксация взора
на движущихся предметах.
Двигательные функции: нормализация
мышечного тонуса
и развитие активных движений руками,
переворачивание со
спины на живот, начало ползания,
совершенствование реакции
захватывания,
закрепление зрительно-моторной
координации.
Речевые
реакции: гуление становится более
активным, протяжным,
эмоциональным.
Психика:
развитие комплекса оживления,
дифференцированный
характер эмоциональных реакций, начало
манипуляций игрушками.
3.2.4.От
6 до 9 месяцев. Сенсорные реакции:
устойчивый дифференцированный
характер восприятия зрительных и
слуховых
дифференцировок
(узнает лица и голоса знакомых).
Двигательные
функции: формирование реакции равновесия,
активизация ползания, сидения и стояния.
Улучшение зрительно-моторной
координации.
Речевые
реакции: эмоциональная окраска,
дифференцированность,
активизация лепета; жесты становятся
средством общения.
Психика:
улучшение контакта с окружающими,
активизация манипуляций
с предметами.
3.2.5. От
9 до 12 месяцев. Сенсорные
реакции: дифференциация
лиц, предметов, игрушек, пищи по внешнему
виду и запаху.
Двигательные
функции: совершенствование ползания
на четвереньках,
хождение с поддержкой, улучшение
зрительно моторных
функций (попытка достать игрушку).
Речевые реакции:
активный лепет и появление первых слов.
Психика: понимание
обращенной речи, активизация речевого
общения, манипулятивной деятельности
(игра со звучащими игрушками).
3.2.6.Второй
год жизни. Сенсорные
реакции: совершенствование
восприятия формы и пространства.
Двигательные
функции: развитие равновесия, устойчивый
характер
походки, начало хождения по лестнице.
Речевое развитие:
расширение пассивного и активного
словаря (к концу второго года в активе
до 200 слов).
Психика:
активизация манипуляций с игрушками,
проявление
интереса к детям, начало представления
о схеме тела.
3.2.7.Третий
год жизни. Сенсорные
реакции: совершенствование
реакций при стоянии и ходьбе, манипулирование
предметами (карандашом,
кистью), игрушками (кубиком, мячом) и
другими предметами.
Речевое развитие:
формирование фразовой речи, увеличение
словаря до 1000 слов, активное общение с
окружающими.
Психика:
период активных форм общения на
наглядно-конкретном
уровне, установление причинно-следственных
связей. Развитие самосознания.
Дифференцированный характер эмоциональных
реакций.
3.2.8.Дошкольный
возраст (с 3 до 7 лет). Двигательные
функции:
совершенствование двигательных функций
в области
мелкой
моторики, координации движений.
Возможность выполнения
ритмических движений (прыгание на одной
или двух ногах).
Речевая
функция: дальнейшее развитие и усложнение
фразовой
речи, увеличение активного словаря,
формирование монологической
речи. Значение социальной среды для
развития речи. Речь
и общение ребенка. Речь и регуляция
поведения.
Психика:
речь и мышление. Особенности внимания
и памяти, произвольное
и непроизвольное внимание. Ведущая
деятельность
— игровая. Формирование причинно-следственных
связей. Систематизация и обобщение
предметов, способов их употребления.
Готовность детей к школе: запас общих
понятий, уровень речевого
развития, интерес к обучению, состояние
внимания и памяти,
отвлечения и обобщения, знания грамоты
и счетных операций.
3.2.9.Младший
школьный возраст (от 7 до
11
лет). Двигательные
фикции: совершенствование координации
движений, начало занятий
различными видами спорта.
Речевая
функция: развитие устной и письменной
речи, расширение
словарного запаса, совершенствование
фразовой речи. Речь и
интеллектуальное развитие школьников.
Психика:
развитие зрительного и слухового
внимания, памяти,
мышления. Формирование системы понятий,
интереса к
школьным и внешнекольным предметам,
серьезным играм в неучебное время.
Личностные особенности младших
школьников.
ПРАКТИЧЕСКИЕ
ЗАНЯТИЯ
Составить
таблицу развития ребенка на первом,
втором, третьем
году жизни.Составить таблицу
параметров готовности ребенка к школе.Рассмотреть
основные разделы истории болезни, их
значение
для выявления отклонений в развитии.Рассмотреть
методы обследования детей с отклонениями
в развитии
(схема составления истории болезни и
методы обследования
детей даются в приложении).
КОНТРОЛЬНЫЕ
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
Раскрыть
связь уровней нервной системы с этапами
психомоторного
развития ребенка.Особенности
развития сенсорных реакций ребенка
первого года
жизни.Особенности
развития моторных функций у детей
первого
года
жизни. Сопоставление моторных функций
с уровнями включения
нервной системы.Психомоторное и
речевое развитие детей второго года
жизни.Особенности
психомоторного и речевого развития
ребенка третьего года жизни.Особенности
психомоторного развития дошкольников
и детей младшего школьного возраста.Объяснить
критические периоды развития ребенка
и их значение
для психомоторного и речевого развития.Значение
экзогенных факторов для психомоторного
развития ребенка.
Источник
Период внутриутробного развития. Первые недели внутриутробного развития — закладка органов и тканей, в том числе и нервной системы. Первая половина беременности — ведущее формирование спинного мозга. Начало шевеления плода. Вторая половина беременности — ведущее формирование головного мозга. Готовность ствола мозга к моменту рождения. Первичные комплексные двигательные акты (сосание, глотание, чихание, дыхание, сердцебиение). Значение раздражений внешней среды для развития функциональных систем мозга.
Первые три месяца постнатального развития. Сенсорные реакции: первоначальные слуховые и зрительные реакции. Двигательные реакции уменьшение флексорной гипертонии и увеличение объема движений. Формирование хватательного движения и зрительно-моторной координации. Речевые реакции: начало гуления. Психика: появление положительных эмоциональных реакций.
От 3 до 6 месяцев. Сенсорные реакции: развитие зрительных и слуховых ориентировок, фиксация взора на движущихся предметах. Двигательные функции: нормализация мышечного тонуса и развитие активных движений руками, переворачивание со спины на живот, начало ползания, совершенствование реакции захватывания, закрепление зрительно-моторной координации.
Речевые реакции: гуление становится более активным, протяжным, эмоциональным.
Психика: развитие комплекса оживления, дифференцированный характер эмоциональных реакций, начало манипуляций игрушками.
От 6 до 9 месяцев. Сенсорные реакции: устойчивый дифференцированный характер восприятия зрительных и слуховых дифференцировок (узнает лица и голоса знакомых).
Двигательные функции: формирование реакции равновесия, активизация ползания, сидения и стояния. Улучшение зрительно-моторной координации.
Речевые реакции: эмоциональная окраска, дифференцированность, активизация лепета; жесты становятся средством общения.
Психика: улучшение контакта с окружающими, активизация манипуляций с предметами.
От 9 до 12 месяцев. Сенсорные реакции: дифференциация лиц, предметов, игрушек, пищи по внешнему виду и запаху.
Двигательные функции: совершенствование ползания на четвереньках, хождение с поддержкой, улучшение зрительно моторных функций (попытка достать игрушку).
Речевые реакции: активный лепет и появление первых слов.
Психика: понимание обращенной речи, активизация речевого общения, манипулятивной деятельности (игра со звучащими игрушками).
Второй год жизни. Сенсорные реакции: совершенствование восприятия формы и пространства.
Двигательные функции: развитие равновесия, устойчивый характер походки, начало хождения по лестнице.
Речевое развитие: расширение пассивного и активного словаря (к концу второго года в активе до 200 слов).
Психика: активизация манипуляций с игрушками, проявление интереса к детям, начало представления о схеме тела.
Третий год жизни. Сенсорные реакции: совершенствование реакций при стоянии и ходьбе, манипулирование предметами (карандашом, кистью), игрушками (кубиком, мячом) и другими предметами.
Речевое развитие: формирование фразовой речи, увеличение словаря до 1000 слов, активное общение с окружающими.
Психика: период активных форм общения на наглядно-конкретном уровне, установление причинно-следственных связей. Развитие самосознания. Дифференцированный характер эмоциональных реакций.
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет). Двигательные функции: совершенствование двигательных функций в области мелкой моторики, координации движений. Возможность выполнения ритмических движений (прыгание на одной или двух ногах).
Речевая функция: дальнейшее развитие и усложнение фразовой речи, увеличение активного словаря, формирование монологической речи. Значение социальной среды для развития речи. Речь и общение ребенка. Речь и регуляция поведения.
Психика: речь и мышление. Особенности внимания и памяти, произвольное и непроизвольное внимание. Ведущая деятельность — игровая. Формирование причинно-следственных связей. Систематизация и обобщение предметов, способов их употребления. Готовность детей к школе: запас общих понятий, уровень речевого развития, интерес к обучению, состояние внимания и памяти, отвлечения и обобщения, знания грамоты и счетных операций.
Рис. 1 Блок — схема «Особенности развития ребёнка»
Таблица «Этапы психомоторного и речевого развития ребёнка».
Возрастной период | Двигательное развитие | Речь | Сенсорное развитие | Психика |
Период внутриутробного развития | Первичные комплексные двигательные акты (сосание, глотание, чихание, дыхание, сердцебиение). | Первая половина беременности — ведущее формирование спинного мозга. Начало шевеления плода. Вторая половина беременности — ведущее формирование головного мозга. Готовность ствола мозга к моменту рождения. | ||
0 — 3 месяца | Уменьшение флексорной гипертонии и увеличение объема движений. Формирование хватательного движения и зрительно-моторной координации. | начало гуления | Первоначальные слуховые и зрительные реакции. | Появление положительных эмоциональных реакций. |
3 — 6 месяцев | Нормализация мышечного тонуса и развитие активных движений руками, переворачивание со спины на живот, начало ползания, совершенствование реакции захватывания, закрепление зрительно-моторной координации. | Гуление становится более активным, протяжным, эмоциональным. | Развитие зрительных и слуховых ориентировок, фиксация взора на движущихся предметах. | Развитие комплекса оживления, дифференцированный характер эмоциональных реакций, начало манипуляций игрушками. |
6 — 9 месяцев | Формирование реакции равновесия, активизация ползания, сидения и стояния. Улучшение зрительно-моторной координации. | Эмоциональная окраска, дифференцированность, активизация лепета; жесты становятся средством общения. | Устойчивый дифференцированный характер восприятия зрительных и слуховых дифференцировок (узнает лица и голоса знакомых). | Улучшение контакта с окружающими, активизация манипуляций с предметами. |
9 — 12 месяцев | Совершенствование ползания на четвереньках, хождение с поддержкой, улучшение зрительномоторых функций (попытка достать игрушку). | Активный лепет и появление первых слов. | Дифференциация лиц, предметов, игрушек, пищи по внешнему виду и запаху. | Понимание обращенной речи, активизация речевого общения, манипулятивной деятельности (игра со звучащими игрушками). |
Второй год | Развитие равновесия, устойчивый характер походки, начало хождения по лестнице. | Расширение пассивного и активного словаря (к концу второго года в активе до 200 слов). | Совершенствование восприятия формы и пространства. | Активизация манипуляций; игрушками, проявление интереса к детям, начало представления о схеме тела. |
Третий год | Формирование фразовой речи, увеличение словаря до 1000 слов, активное общение с окружающими. | Совершенствование реакций при стоянии и ходьбе, манипулирование предметами (карандашом, кистью), игрушками (кубиком, мячом) и другими предметами. | Период активных форм общения на наглядно-конкретном уровне, установление причинно-следственных связей. Развитие самосознания. Дифференцированный характер эмоциональных реакций. | |
С 3 — 7 лет | Совершенствование двигательных функций в области мелкой моторики, координации движений. Возможность выполнения ритмических движений (прыганье на одной или двух ногах). | Дальнейшее развитие и усложнение фразовой речи, увеличение активного словаря, формирование монологической речи. Значение социальной среды для развития речи. Речь и общение ребенка. Речь и регуляция поведения. | Речь и мышление. Особенности внимания и памяти, произвольное и непроизвольное внимание. Ведущая деятельность — игровая. Формирование причинно-следственных связей. Систематизация и обобщение предметов, способов их употребления. Готовность детей к школе: запас общих понятий, уровень речевого развития, интерес к обучению, состояние внимания и памяти, отвлечения и обобщения, знания грамоты и счетных операций. |
Источник
Психомоторное развитие проходит в три этапа:
1. Таламо-паллидарный — от рождения до 4-6 мес.
2. Стриопаллидарный — с 4-6 до 10-11 мес. (появления антигравитационных механизмов, снижение мышечного тонуса, развитие движений на основе врожденных рефлексов).
3. Созревание корковых функций — с 12 месяцев (формирование 2-й сигнальной системы, активизация психической деятельности).
Развитие движений
Постепенное созревание пирамидных путей и стриарного тела обуславливают снижение мышечного тонуса, появление примитивных механизмов синергии и установок — удержание головы в вертикальном положении (1мес.), переворачивание с живота на спину и обратно (3-4 мес.), удерживание игрушки в руке (4,5 мес.), появление возможности сидеть самостоятельно (6-7мес.), умение ползать (8-9 мес.), умение стоять с поддержкой (8 мес.), ходить (10-12 мес.).
Переворачивается с живота на спину и обратно (3-4 мес.),
Удерживает игрушки в руке (4,5 мес.),
Сидит самостоятельно (6-7мес.) Умеет ползать (8-9 мес.)
Ходит (10-12 месяцев)
С созреванием коры головного мозга движения становятся произвольными, осмысленными, совершенными (созревание моторных, чувствительных и ассоциативных центров коры головного мозга). Ребенок открывает и закрывает коробочку, складывает кубики, пирамидки (12-15мес.), взбирается на мебель, прыгает (20-21 мес.), поднимается по лестнице, придерживаясь за что-нибудь (2 года). Прыгает, танцует, спускается по лестнице, пытается рисовать, катается на трехколесном велосипеде (3 года), бегает, может пользоваться ножницами, охотно рисует (4 года).
Наряду с моторикой и статикой важное значение в оценке нервно-психического развития ребенка имеет становление речи ребенка.
Этапы развития речи
Предпосылкой для развития речи служат зрительное и слуховое сосредоточение. Первое возникает к 2 месяцам, второе — к 3 месяцам. В процессе становления речи выделяют два периода:
1.Доречевой 2.Речевой.
Доречевой период появляется вначале (до 1мес.) неосознанным криком, с 1 мес. начинает развиваться комплекс оживления, с 2-3 мес. возникает гуление и с 5-6 мес. — детский лепет (произнесение слогов). Лепет — индикатор хорошего состояния ребенка, положительного эмоционального тонуса. Содержание лепета — разнообразное звукосочетание ба, ма, де, и др. Лепет не является подражанием. Положительная роль его состоит в развитии артикулярного аппарата.
Речевой период складывается из начального (предложения из одного слова), совпадающего с произнесением слов и с периодом лепета — с 6 мес. до 1,5 лет, и периода зрелой речи (предложения из 2-х и более слов с 1,5 лет).
Идет одновременное развитие сенсорной и моторной речи. Но темпы развития сенсорной речи опережают темпы развития моторной речи. Набор слов, которым ребенок овладевает в сенсорной форме к 1 году равен 50. Моторная речь проходит несколько фаз:
1. Фаза диффузной нерасчлененной речи. Это самая компактная речь. Здесь одним звуковым сигналом связывается разнообразное содержание (например, «ко»- это и яйцо, и молоко, и кошка, с 8-10 мес. до 15-18мес).
К концу этого периода ребенок произносит до 10 слов.
2. Фаза простейших суждений, когда речь строится из простого примыкания слов, без грамматического согласования (с 18 до 36 мес.).
3. Фаза характеризуется усвоением грамматического языка, т. е. ребенок может составлять из 3-4 слов предложения, в которых слова грамматически связаны (с 3-х лет).
К 5 годам ребенок свободно говорит на своем национальном языке.
Запас слов общий (сенсорной и моторной речи):
· к 1 году — 50-70;
· к 2 годам — 400-1000 (из 200-300 моторной речи);
· к 3 годам — 1000-2000 (из них 500 моторной речи);
· к 5 годам — 5000.
До 4-х лет в языке преобладают слова первосигнального значения, после 4-х лет бурно увеличивается запас слов второсигнального значения (игрушки, лес, вещи и т.д.). К 6-7 годам заканчивается освоение, формирование устной формы речи, а к 7-9 годам происходит освоение графической речи (письма).
Критерием нервно-психического развития ребенка может быть оценка его познавательной деятельности в процессе игр.
Этапы игровой деятельности
Целью игр на первом году жизни является формирование умений. Все игры на первом году жизни проводятся с участием взрослого индивидуально с каждым ребенком и сопровождаются ласковым разговором («игра рядом»).
В последующем в процессе игр происходит формирование определенных (цель — лучших) черт личности ребенка.
В организации и проведении игр с возрастом ребенка большую роль приобретает речь. Речь — вопрос. Речь — утверждение результатов игры. Речь — как форма планирования у детей старшего дошкольного и школьного возраста.
В 1-2 месяца жизни ребенку предлагается погремушка — яркая, способствующая ускорению развития зрительного и слухового сосредоточения.
К 4 месяцам ребенок при непроизвольных движениях руками соприкасается с игрушкой.
К 4,5-5 месяцам — крепко удерживает игрушку в руке.
В 8-9 месяцев — рассматривает игрушку, перекладывает ее из одной руки в другую, катает мячик. Предпочитает игрушки мелкие.
В 8-10 месяцев — складывает кубики.
В 11-12 месяцев — машет рукой, исследует игрушки и свои части тела.
К 24 месяцам — складывает свои игрушки, самостоятельно играет со строительным материалом, играет индивидуально, но интересуется действиями других детей. Отражает в игре окружающие впечатления.
Основным видом деятельности ребенка второго года жизни является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие.
В игровой комплекс ребенка второго года жизни должны входить такие игрушки, как: кубики, мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геометрической формы, строительный материал разного размера.
Ребенка нужно постоянно направлять в игре, иначе у него могут долгое время сохраняться и закрепляться примитивные однообразные действия: он может без конца катать машинку, брать кубики в рот, перекладывать игрушки из одной руки в другую и т. д. Показывайте ребенку, как пользоваться молотком, совочком, лопаткой и т. д.
В 36 месяцев (3 года) — рассматривает картинки, называет изображенные там предметы.
К 5-6 годам игры усложняются, в них появляются элементы абстракции. Нарисованное на картинке, не только называет, но и описывает действия. Игры коллективные. Возникает высокая форма игры — ролевая игра. Развивать у детей в процессе совместных игр чувство коллективизма, справедливости, доброжелательности.
Существенное представление о нервно-психическом развитии ребенка дает оценка имеющихся у него навыков. Своевременность развития навыков у ребенка обусловлена как морфофункциональной готовностью ЦНС, так и его правильными и планомерно проводимыми воспитательными воздействиями. Следует помнить, что процесс усвоения навыков проходит три фазы: иррадиация возбуждения, концентрация и формирование динамического стереотипа.
Этапы усвоения полезных навыков
В течение первого года жизни формируется положительное отношение ко всем режимным моментам (стереотип режима детей первого года жизни: кормление — бодрствование — сон). К 6-7 месяцам ребенок должен научиться пить из чашки. К 9-10 месяцам хорошо ест из ложки, жует корочку хлеба, сам держит чашку и самостоятельно пьет. Выполняет просьбы (поднимает руку, ногу при одевании); подает сигнал о своих физиологических потребностях. К 12-15 месяцам — самостоятельно пользуется ложкой. К 18 месяцам — снимает чулки, расшнуровывает ботинки. Просится на горшок. К 3 годам самостоятельно обслуживает себя: ест, одевается, моет руки перед едой, пользуется салфеткой, говорит: «спасибо».
Самостоятельно обслуживает себя
В оценке интеллектуальной сферы имеют значение упомянутые выше понимание обращенной к ребенку речи, запас слов, запас приобретенных сведений и навыков. Кроме того, учитывается способность к конкретному и отвлеченному мышлению, память, внимание.
О развитии мышления у ребенка можно судить в возрасте 1,5 — 2,5 лет (сроки очень индивидуальны) по выделению им определенного объекта из окружающей среды. «Машина едет», «папа идет», «Сережа идет» (о себе), «Кукла — Катя». В последующем (2,5-3 года) начинается выделение субъекта. Начинает употреблять местоимения «Я», «мое», «меня». В центре мира оказывается собственная персона. К 3 годам, вместе с выделением «Я» от окружающих происходит и дифференцировка полового восприятия: «он», «она», что означает начало полового воспитания. К 3-4 годам можно выделить стадию выяснения взаимоотношений. Ребенок задает тысячи «почему?».
Развитие памяти
На 2 году ребенок может воспринять короткий рассказ, а это значит, что ребенок помнит названия употребляемых в нем предметов и действий. К 2,5 — 3 годам запоминает стихи. С 4-х лет ребенок хорошо рисует, развивается счет. С 4-5 лет запоминает буквы. Знает длинные стихи. В 5-7 лет учится читать. С 6-7 лет учится писать.
Оценка нервно-психического развития школьника производится по усвоению школьной программы (понимание, память, конкретное и абстрактное мышление).
Этапы эмоционального развития
В процессе онтогенеза происходит переход от рефлекторной эмоциональности к интеллектуализации эмоций. Общее направление эмоциональной эволюции идет по пути развития новых специфических человеческих форм эмоционального поведения, связанных с процессами познания, с социальными и моральными обязанностями.
Новизна впечатлений и неспособность понять является основой возникновения у детей изумления, удивления, любопытства и затем любознательности (ориентировочный рефлекс).
Первой эмоциональной реакцией новорожденного является крик (плач), который вначале не носит характера отрицательной эмоции, а является лишь безусловнорефлекторным сигналом привлечения к себе внимания после истощения резервов физиологической компенсации того или иного дефекта, нарушения в организме, дискомфорта или нарушения удовлетворения физиологической потребности (охлаждение, голод, боль).
Важно, что первой, истинно эмоциональной реакцией ребенка является положительная эмоциональная реакция — улыбка, возникающая с первого месяца жизни в ответ на радостное обращение, ласковый голос взрослого. Это признак возникновения новой для ребенка социальной потребности в общении со взрослыми.
Сразу вслед за улыбкой формируется целый комплекс положительных эмоциональных реакций, отражающих радость от общения со взрослыми — этот комплекс эмоций называют «комплексом оживления» (улыбка, разбрасывание в стороны ручек, усиление двигательной активности ног). Комплекс оживления ускоряет исчезновение гипертонуса конечностей, наступление речи, нормализует обмен веществ.
«Комплекс оживления»
Максимум развития комплекса оживления приходится на возраст 2-3 месяца. К 3-4 месяцам эмоциональная реакция радости формируется в ответе и на яркую игрушку, появление в поле зрения другого ребенка, а не только на общение со взрослыми, т.е., происходит усложнение эмоциональной реакции «радость».
В 4-5 месяцев впервые возникает смех, вначале от тормошения или подбрасывания, затем и при обращении без тормошения.
В этом же возрасте впервые возникает и отрицательная эмоция — эмоция неудовольствия. Здесь плач уже может носить эмоцию неудовольствия, а не только быть отражением нарушения физиологических потребностей. Неудовольствие ребенок может проявлять и не только через плач, но и новой для взрослых мимикой, выражением глаз, губ.
С 5 месяцев может формироваться такое устойчивое эмоциональное состояние, как привязанность к близким. Более не к тем, кто кормит, а к тем, кто чаще и больше ласкает, радует.
К 6-7 мес. на смену исчезающему комплексу оживления формируется новый более сложный эмоциональный комплекс — игра. Это совпадает с повышением интереса к двигающимся предметам, игрушкам, в связи с началом созревания функции бинокулярного зрения (аккомодации).
Чрезвычайно важно знать и помнить, что основой всех положительных эмоциональных реакций и наиболее мощным источником радости для детей грудного возраста является акт сосания груди матери — естественное вскармливание (несмотря на известную трудоемкость акта сосания).
В период от 1 до 2-х лет возникают и формируются оттенки эмоций (ласковость, жалость, участливость, заботливость). Здесь возрастает роль копирования в формировании данных эмоциональных оттенков. Возникают сложные эмоциональные реакции, формирующие уже определенное поведение ребенка (в игре, общении).
В 2 года при условии социальной депривации (дефиците внимания взрослых) впервые возникает сложная эмоция страха. Страх замедляет или снижает созревание важнейшего для будущей жизни ребенка ориентировочного рефлекса (интереса, любознательности, влечения ко всему новому, исследовательских черт интеллекта).
Обе эти эмоциональные реакции, находясь в противоположных очагах, могут быть источником наиболее ярко-выраженного эмоционального поведения (радость — хлопанье в ладоши, подпрыгивание, страх — плач, закрывание глаз, обездвиженность и т. п.).
Уже с 2-3 лет возникают: эстетическое переживание (от букета цветов), чувство вины за плохой поступок, сострадание ко всему живому, злость, раздражение. Естественно, что решающая роль здесь принадлежит взрослым, главным образом, матери, родителям, родственникам. После 4-5 лет, когда все виды эмоциональных реакций, комплексов и их оттенков, все стереотипные привычки поведения фиксируются в определенный характер, время для формирования правильных привычек, стереотипов и характера еще не упущено, но усилия взрослых требуется уже значительно больше, так как речь идет уже не о воспитании, а перевоспитании. Перевоспитание требует от взрослых больше знаний, терпения, настойчивости, чем формирование фундаментальных эмоциональных типов поведения.
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите виды рефлексов новорожненных.
2. Назовите этапы развития сенсорной сферы.
3. Назовите рефлексы орального автоматизма и технику их выявления.
4. Назовите спинальные двигательные автоматизмы и технику их выявления
5. Назовите позотонические автоматизмы и технику их выявления.
6. Перечислите умения ребенка в возрасте 0-3 месяца.
7. Перечислите умения ребенка в возрасте 3-6 месяцев.
8. Перечислите умения ребенка в возрасте 6-9 месяцев.
9. Перечислите умения ребенка в возрасте 9-12 месяцев.
10. Перечислите умения ребенка в возрасте1-3 года.
11. Перечислите умения ребенка в возрасте 3-5 лет.
12. Назовите этапы эмоционального развития, значение положительных эмоций для нервно-психического развития ребенка.
13. Каково значение игры в познании детьми окружающего мира, подбор игрушек для детей различного возраста.
14. Назовите этапы развития речи у детей.
15. Охарактеризуйте доречевой период.
16. Охарактеризуйте речевой период.
17. Назовите фазы моторной речи.
18. Что такое «Комплекс оживления» и в каком возрасте он появляется.
19. В каком возрасте формируется эмоциональный комплекс – игра.
20. В какие игры нужно играть с ребенком на первом году жизни?
21. В какие игры нужно играть с ребенком на втором году жизни?
22. В какие игры нужно играть с ребенком с 3-его по 6-ой год жизни?
23. Перечислите этапы усвоения полезных навыков в соответствии с возрастом ребенка.
24. Каково значение окружающей среды, ухода и воспитания в формировании речи.
Тестовые задания для самоконтроля:
Выбрать один правильный ответ.
1. Доречевой период не включает:
1. Неосознанный крик
2. «Комплекс оживления»
3. Детский лепет
4. Гуление
5. Простые слова
2. К году общий запас слов составляет:
1. 50-70 слов
2. 100-150 слов
3. 1000-2000 слов
3. Целью игры на первом году жизни является:
1. Формирование умений
2. Формирование черт личности ребенка
4. Укажите последовательность этапов развития сенсорной речи:
1. Знает своё имя
2. На вопрос ”где” находит предмет, лежащий в определённом месте
3. По просьбе взрослого выполняет и повторяет ”ладушки”, ”до свидания”
4. Знает название частей тела
5. Выполняет простые просьбы взрослого ”дай”, ”на”
5. Укажите последовательность развития моторной речи:
1. Начинает гулить
2. Громко произносит различные слоги
3. Подражает разным слогам взрослого
4. Произносит слоги ”ма”, ”ба”
5. Лепет
6. Произносит первые слова обозначения ”мама”, ”кис-кис”
7. Произносит 8-10 слов
6. «Комплекс оживления» не включает:
1. Улыбку
2. Разбрасывание в стороны ручек
3. Плач
4. Усиление двигательной активности ног
7. Первой истинно эмоциональной реакцией ребенка является:
1. Улыбка
2. Плач (крик)
3. Лепет
8. Первой безусловнорефлекторной эмоциональной реакцией новорожденного является:
1. Крик (плач)
2. Улыбка
3. Лепет
9. Стереотип режима детей 1 года жизни:
1. Кормление-бодрствование-сон
2. Кормление-игра-прогулка
3. Кормление-массаж-сон
10. Ведущее место в режиме дня детей после года занимает:
1. Бодрствование
2. Сон
3. кормление
Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 4421; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9183 — | 7793 — или читать все…
Читайте также:
Источник