Связь труда с направлениями развития ребенка

Сорокина Людмила
Трудовое воспитание дошкольников: взаимосвязь игры и труда

Cообщение «Трудовое воспитание дошкольников: взаимосвязь игры и труда».

Трудовое воспитание подрастающего поколения всегда оставалось одной из самых актуальных проблем отечественной педагогики. В последние годы в теории дошкольной педагогики разработаны содержание, методы и средства трудового воспитания детей, и потому можно говорить о создании системы трудового воспитания.

Основы личности ребенка закладываются уже в дошкольном возрасте, и поэтому необходимо выяснить истоки зарождения трудовой деятельности, чтобы не упустить оптимальные сроки формирования элементарных трудовых действий, которые становятся средством развития самостоятельности, желания трудиться.

Труд детей своеобразен. Продукты его объективно малозначимы, но необходимо обращать внимание на его субъективную значимость, на затраченные ребенком трудовые усилия, на проявление им воли, настойчивости, на желание трудиться, чтобы доставить радость окружающим или сделать что-то полезное своими руками.

В труде дошкольника ярко проявляется его связь с игрой. Своеобразные манипулятивные действия (по своему рисунку напоминающие трудовые) осуществляются в процессе игры. Так, в словах «как будто» присутствуют воображаемые трудовые операции (помыли посуду, довезли пассажиров до станции и т. д.). Процесс игры побуждает ребенка осуществлять реальные трудовые действия: он купает куклу, намыливая её губкой, складывает кубики на месте будущей постройки и пр.

Игра пронизывает и трудовые действия. Так, будучи дежурным, ребенок расставляет розетки с гуашью. Закончив работу, превращает поднос, которым пользовался, в руль, себя – в шофера и «едет» за розетками. Такое сочетание действий не мешает ему выполнить свои обязанности, и порицать дошкольника за это не следует.

Игра может стать мотивом, побуждающим к труду: чтобы играть в «метро», надо смастерить вагончики, как- то оформить платформы, приготовить билеты и т. д. В средней группе мотивом, побуждающим включиться в труд, может стать желание овладеть новыми навыками, помочь взрослым, а в старшей – осознание своих обязанностей, значимости труда, т. е. мотив общественной пользы.

На протяжении дошкольного детства могут быть реализованы следующие задачи трудового воспитания:

— формирование всех компонентов трудовой деятельности: практических умений и навыков, навыков организации и планирования своей работы, контроль и самооценка;

воспитание уважения к труду людей, результатам труда, к труженику;

воспитание нравственных качеств: трудолюбия, самостоятельности, ответственности, настойчивости;

воспитание положительных взаимоотношений между детьми.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется своеобразно. Основным содержанием труда является самообслуживание в повседневной жизни. Осваивая навыки самообслуживания, ребенок чувствует большую самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого. Но самообслуживание для маленьких представляет значительную трудность, так как оно требует от детей известных усилий, сосредоточенности. В процессе обучения навыкам самообслуживания редко обращаются к игровой ситуации. Иногда используется какая – либо игрушка: мишка или кукла, «которые смотрят, как чисто умывается дети, аккуратно вешают свою одежду на спинку стула».

Проследим, какая связь устанавливается между трудом и игрой детей этого возраста. В начале их заинтересовывает не сам процесс самообслуживания, а игровой образ. Через него дети осваивают навык, приобретают уверенность движений. По мере формирования навыков складывается деятельность самообслуживания. Ребенок самостоятельно умывается, одевается, ест.

Связь игры и труда детей младшей группы можно проследить в процессе выполнения ими дел, необходимых для игры: провести, например, уборку в кукольном хозяйстве, помыть игрушечную посуду, построить жильё для игрушечных животных, перевести строительный материал к месту стройки и т. п.

В среднем дошкольном возрасте также еще не столь отчетливо выступает линия самостоятельной трудовой деятельности детей, хотя в отдельных случаях содержание труда приводит их к игровой деятельности. Особенно часто это можно наблюдать в играх бытового характера. Готовясь к празднику, дети приводят в порядок кукольное хозяйство, стирают и гладят платья для кукол, пришивают оторванные пуговицы к пальто или платью куклы. Трудовые процессы в игре детей этого возраста носят эпизодический характер, возникают по их собственной инициативе и получают поддержку воспитателя.

В тех случаях, когда у детей еще не сформированы навыки работы с инструментами, когда сам характер трудового процесса ещё незнаком детям, а ясного указания к использованию инструмента не дано, преобладающей является игровая, а не трудовая деятельность.

Нередко игровые моменты наблюдаются в труде детей не только младшего, среднего, но и старшего дошкольного возраста.

В процессе развития активной трудовой деятельности в игре детей старшей группы воспитатель опирается на присущую детям этого возраста активность и самостоятельность, на их стремление мастерить что-то своими руками, на обнаруживающуюся более ярко, чем на предыдущей возрастной ступени, способность длительно удерживать единую линию игрового замысла.

Если в средней группе переход от игры к трудовому процессу отвлекает детей от игры и они по своему желанию чаще всего к ней уже не возвращаются (возвращение к игре происходит в результате специального педагогического воздействия, направляющего внимание детей на первоначальный игровой замысел, то в старшем возрасте игровой замысел для детей сохраняет свою актуальность. Например, дети мастерят игрушку с ясным желанием сделать её для последующей игры.

Связь игровой и трудовой деятельности сохраняется у них при господствующем положении игры, которая пронизывает трудовой процесс. Дети спешат выполнить работу, чтобы возобновить игру.

В последние годы труд детей стал рассматриваться и как средство всестороннего воспитания: в процессе труда дети наблюдают за ростом и развитием растений и животных; осуществляют трудовые усилия, готовя грядки к посеву и сгребая снег; испытывают эстетическое чувство при изготовлении игрушки-самоделки из природного материала. Все это оказывает влияние и на расширение кругозора дошкольников, обогащает словарь, побуждает творить прекрасное своими руками, вызывает физическое напряжение мышц.

Источник

Таганова Юлия
Трудовое воспитание дошкольников в ДОУ

Значение трудового воспитания детей дошкольного возраста

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение.

Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка и помочь в его успешном всестороннем развитии.

Подчеркивая роль трудового воспитания К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач».

В процессе любого вида труда должны решаться задачи разностороннего воспитания и развития ребенка: умственного, физического, нравственного и эстетического. Об этом следует помнить воспитателю при организации трудовой деятельности детей.

Определяющим направлением в организации труда детей является его взаимодействие с игрой, позволяющее успешно сочетать игру с формированием навыков и представлений, личностным развитием ребенка. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их игры. Дети увлеченно играют в «больницу», «магазин», «стройку», передавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе.

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними и, наконец, познает мир социальных отношений.

Труд позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комплекс качеств, формирующих умение учиться.

Педагог может решать в процессе труда вопросы эстетического воспитания детей; учить их видеть красоту окружающей природы, красоту творений, созданных руками человека; замечать и устранять недостатки в окружающей обстановке и стремится к созданию красивого.

Эстетически организованная среда – важное условие осуществления трудового воспитания детей, поэтому большое влияние следует уделять подбору необходимого инвентаря, предлагаемого детям для работы, при этом нужно учитывать его соответствие размеру, легкость, удобство в использовании, безопасность.

Следует приобщать детей к здоровому образу жизни через посильный труд. В процессе труда у ребят развивается сила, ловкость, выносливость, совершенствуются разнообразные движения. Дети приобщаются к порядку, учатся ухаживать за своим телом, понимая, что залогом здоровья является чистота.

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. Труд должен быть посильным. Если дети постоянно получают недостаточную трудовую нагрузку, они привыкают трудиться без напряжения, без усилий. И когда ребенок попадает в ситуацию, в которой нужно выполнить более сложное задание, он оказывается не в состоянии мобилизовать свои силы и довести начатое дело до конца. Другой момент, когда воспитатели дают завышенные по объему трудовые поручения, не учитывая возможности детей. Нельзя забывать о том, что, если ребенок взялся за работу, потратил много сил, но не добился положительного результата или добился его за счет переутомления, в дальнейшем он будет стремиться уклониться от трудовой деятельности. Надо всегда давать посильную работу детям, чтобы на выполнение затрачивались усилия, соответствующие их возрастным возможностям.

Труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает что такое труд, пока на личном опыте, при умелом руководстве взрослого не преодолеет своей робости, не приобретет трудовых навыков, а главное, опыта самостоятельного выполнения той или иной работы.

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

Воспитатели должны очень серьезно относиться к оценке трудовой деятельности детей, так как неправильная оценка, захваливание одних и невнимание к трудовым усилиям и успехам других могут привести к большим упущениям. У одних детей появляется излишняя самоуверенность, у других – неуверенность в своих силах и возможностях и в конечном результате потеря интереса к трудовой деятельности. Только добрый совет, добрая помощь, поддержка даже самых малых успехов способствуют воспитанию положительных черт личности.

Нет необходимости доказывать, какую роль в трудовом воспитании маленьких детей играет пример самого воспитателя. Они любят тех воспитателей, у которых, образно говоря «золотые руки». Они искренне радуются, когда в руках воспитателя из бумаги, природного материала рождается интересная игрушка.

Главная задача трудового воспитания в детском саду – формирование правильного отношения к труду у детей дошкольного возраста. Она успешно реализуется теми педагогами, которые учитывают как особенности детской трудовой деятельности, так и возрастные особенности детей. Педагог должен организовать трудовую деятельность, чтобы каждый ребенок ощущал радость от совместной деятельности, проявлял активность, учился оказывать помощь товарищам, преодолевать отдельные неудачи, добиваться общего результата, ценить свой труд, труд товарищей и труд людей.

Должное внимание в работе с детьми нужно уделять народному творчеству во всем его многообразии, включая в педагогический процесс потешки, заклички, сказки, загадки, пословицы и поговорки.

Ведь от того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Об этом ярко и образно говорит народное творчество.

Какие труды, такие и плоды.

Ленивому всегда праздник.

Птицу узнают в полете, а человека в работе.

К колосу колос — Родине сноп.

Не место красит человека, а человек место.

Усердная мышь и доску прогрызёт.

Хороший кузнец и лягушку подкуёт.

Осуществляя руководство трудовой деятельностью детей, воспитатели должны:

• подчеркивать общественную значимость труда;

• следить за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;

• формировать навыки и умения правильного использования инструментов и орудий труда;

• строго соблюдать нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допускать их перегрузки и переутомления;

• постепенно расширять самостоятельность детей;

• создавать благоприятную психологическую атмосферу, формировать у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;

• направлять внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий;

• помнить об эстетической организации обстановки, в которой осуществляется труд, оборудования и материалов.

Основными методами и приемами трудового воспитания являются объяснения и показ воспитателем способов выполнения трудовых действий, приемов использования материалов и орудий. Объяснение воспитателя должно раскрывать детям цель и значимость труда.

Практическому освоению трудовой деятельности, превращению ее из предмета познания в форму самовыражения ребенком и взрослым своей индивидуальности служит образование; его ключевым понятием является трудовая деятельность как иерархическая система, которую образуют пять взаимосвязанных компонентов:

1. замысел

2. предмет преобразования

3. средства преобразования

4. система действий

5. результат.

Прежде всего, эту модель должен освоить взрослый, обучая ребенка самоорганизации трудовой деятельности.

Первый вариант модели, которую использует воспитатель — это система пальцев руки.

Вторая модель:

Результаты труда

Трудовые действия

Инструменты

Предметы труда (материал)

Цель труда

Рассмотрим графическую модель

Организация трудового воспитания в ДОУ

Выделяются следующие виды детского труда:

• самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);

• хозяйственно – бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);

труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);

• ручной труд (поддержания порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторвавшихся пуговиц, доступный ремонт игрушек и т. д.).

Формы организации детского труда:

Поручения (индивидуальные и совместные) – это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Поручить можно то, что ребенок может выполнить.

Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада, но в младших группах они являются ведущей формой организации детского труда. В старших группах детского сада поручения продолжают играть большую роль, однако важное значение начинают приобретать обязанности.

Обязанность – это дело, освоенное через поручение, где дети осознают необходимость постоянного и систематического его выполнения.

Дежурство – дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей мере, чем в поручении, выделяется общественная значимость труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других.

Индивидуальный труд применяется во всех возрастных группах и во всех видах трудовой деятельности. Он характеризуется тем, что ребенок от начала до конца выполняет процесс труда индивидуально, ни с кем из участников трудового процесса не связан.

Ц-РЕБ-Р

Труд рядом — это выполнение несколькими детьми одинаковых индивидуальных заданий, не требующее постоянного внимания и вмешательства воспитателя. Дети по-прежнему не зависят в работе от других детей. Труд рядом – предпосылка коллективного труда

Ц-РЕБ-Р

Ц-РЕБ-Р

Ц-РЕБ-Р

Коллективный труд – более сложный способ объединения детей. Он решает задачи формирования у детей начал коллективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу; в коллективном труде дети овладевают культурой общения, у них вырабатывается привычка и потребность в труде, дошкольник осваивает трудовую деятельность со всеми ее компонентами. Коллективный труд организуется как общий и совместный труд.

Общий труд – это объединение детей в небольшую подгруппу. Детей объединяет общее задание, общий результат, общая ответственность за него. Вводится со второго полугодия в средней группе. В старшей и подготовительных группаХ объединение в подгруппы становится основным и главным.

РЕБ

Ц-РЕБ-Р

РЕБ

Совместный труд – детей объединяет сам процесс труда, особенностью которого является наличие в нем ряда последовательных операций «труд по конвейеру». Его особенности: трудовой процесс делится на ряд последовательных этапов, каждый из этапов имеет некоторую законченность; дети неодновременно включаются в трудовой процесс, каждый из детей отвечает за качество выполнения определенного этапа трудового процесса. Дети находятся в прямой зависимости друг от друга. Вводится в подготовительной к школе группе.

Ц-РЕБ-РЕБ-РЕБ-РЕБ-Р

Не одежда красит человека, а добрые дела.

Труд человека кормит, а лень портит.

Какие труды, такие и плоды.

Ленивому всегда праздник.

Всякая работа мастера хвалит.

Поспешишь – людей насмешишь.

Тише едешь — дальше будешь.

Без дела слабеет сила.

С горы и сани бегут, а на гору и воз не идет.

Птицу узнают в полете, а человека в работе.

Под лежачий камень и вода не течет.

У плохого мастера и пила плохая.

Была бы охота — будет ладиться работа.

Кто любит труд, того люди чтут.

Муравей не велик, а горы копает.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Маленькое дело лучше большого безделья.

У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

Цыплят по осени считают.

Без труда хлеб не родится никогда.

Будешь стараться — всё может удасться.

В труде рождаются герои.

Всяк человек по делу познаётся.

Глаза облюбовали, руки сделали.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Дело мастера боится.

Делу время — потехе час.

За всякое дело берись умело.

Землю красит солнце, а человека — труд.

Зёрнышко к зёрнышку составит мешок.

К колосу колос — Родине сноп.

Кончил дело — гуляй смело.

Куй железо, пока горячо.

Не котёл варит, а стряпуха.

Не место красит человека, а человек место.

Терпение и труд всё перетрут.

Тот труда не боится, кто умеет трудиться.

У искусного мастера всякий инструмент остёр.

Усердная мышь и доску прогрызёт.

Хвались не тем, что можешь сделать, а тем, что уже сделал.

Хорошему хозяину день мал.

Хороший кузнец и лягушку подкуёт.

Хорошо смазал — хорошо и поехал.

Хорошо трудиться — хлеб уродится.

Будет хлеб — будет и обед.

Источник