Связь физического и психического развития ребенка раннего возраста

Физическое развитие. В раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, формирование функциональных систем
детского организма. Увеличивается рост и вес ребенка, меня-
ются пропорции его внутренних органов: растет грудная
клетка, развиваются легкие, опускается и становится более
крепкой диафрагма, увеличивается сердце. Совершенствует-
ся работа дыхательной системы (увеличивается се объем), ор-
ганов пищеварения (они приобретают способность перевари-
вать самую разнообразную пищу). Укрепляется иммунная
система, при сохранении высокой ранимости организма ре-
бенка по отношению к различным заболеваниям, постепенно
растет сопротивляемость инфекциям, неблагоприятным ус-
ловиям внешней среды.

На протяжении второго — третьего годов жизни в связи с
интенсивным развитием активных движений развиваются
скелет и мускулатура малышей. На втором году жизни ребен-
ка заметно меняются пропорции его тела: увеличивается дли-
на рук и ног, объем груди становится больше объема головы.

К 3 годам появляется более или менее характерная конфигу-
рация позвоночника, хотя постоянство шейной и поясничной
кривизны устанавливается позже. Позвоночник отличается
большой гибкостью, поэтому неблагоприятные воздействия
могут привести к формированию неправильной осанки. Парал-
лельно с развитием костной системы развивается мышечная
система: увеличивается объем мышц и уменьшается количест-
во в них жировой ткани, улучшаются их иннервация и крово-
снабжение. К концу раннего возраста становятся ощутимыми
половые различия в развитии мышечной системы — мальчики
отличаются большей силой мышц, их большим объемом.

К 2 годам заканчивается прорезывание всех 20 молочных
зубов. К этому возрасту дети начинают контролировать акт
дефекации, а иногда и мочеиспускания, что делает возмож-
ным привитие ребенку навыков опрятности.

Нервные процессы в организме ребенка раннего возраста
отличаются слабостью и малоподвижностью. Низкий предел
работоспособности нервных клеток коры головною мозга,
особенно на втором году жизни малыша, приводят к его быст-
рому утомлению. Вместе с тем к полутора годам дети стано-
вятся достаточно выносливыми, периоды бодрствования
достигают 4—4,6 часов, многие переходят на одноразовый
сон. К 2 годам работоспособность нервной системы повыша-
ется, периоды бодрствования увеличиваются до 5 часов.

На третьем году жизни нервная система ребенка становит-
ся более выносливой, однако вследствие повышенной возбу-
димости подкорковых структур, несовершенства и слабости
регулирующей функции коры головного мозга поведение ре-
бенка раииего возраста отличается ярко выраженной эмоцио-
нальностью. К концу раннего возраста деятельность цент-
ральной нервной системы становится более совершенной,
усиливается ее регулирующая функция: ребенок уже спосо-
бен сдержаться и не заплакать, если ему больно, более сосре-
доточенно и целенаправленно заниматься интересным для
него делом, подчинять свое поведение некоторым правилам.

На третьем году жизни начинает функционировать долго-
срочная память, активно идет формирование второй сигналь-
ной системы: расширяется словарный запас ребенка, он все
лучше понимает речь взрослого. У детей, которые начинают
говорить на втором году жизни, к концу раннего возраста сво-
бодное владение речью достигает степени автоматизма.
Как показали специальные исследования, развитие речи тес-
но связано с развитием двигательного анализатора: дети, хо-
рошо владеющие речью, более активны, легче включаются
в игры, четко связывают слово с движением. Большое значе-
ние для совершенствования речевого центра и артикуляцион-
ного аппарата имеет развитие мелкой моторики: движений
кистей и пальцев рук, которые оказывают непосредственное
стимулирующее действие на двигательный анализатор.

Развитие движений в раннем возрасте. В конце перво-
го — начале второго года жизни ребенок овладевает самосто-
ятельной ходьбой. В первые месяцы второго года жизни
стремление малыша к постоянному движению сочетается
с недостаточной координацией движений: он неуверен, часто
падает, с трудом преодолевает малейшее препятствие. Овла-
девая ходьбой, ребенок двигается в быстром темпе, поскольку при этом ему легче удержать равновесие. Первые шаги
малыша коротки и неравномерны. Он пока еще не умеет са-
мостоятельно останавливаться, менять направление движе-
ния, обходить препятствия, поэтому двшастся от предмета
к предмету «короткими перебежками». Ему еще трудно про-
изводить одновременно движения ногами и руками, напри-
мер, в ответ на предложение взрослого потанцевать, малыш
сначала топает ножкями, а потом хлопает в ладоши.

Навыки ходьбы совершенствуются быстро. К полутора го-
дам ребенок уже умеет не только ходить, но и приседать, по-
ворачиваться, пятиться, перешагивать через невысокое пре-
пятствие. В этом возрасте он уже может целенаправленно, по
просьбе взрослого менять рисунок ходьбы: «ходить как миш-
ка», «прыгать как зайчик» и т.п.

На втором — третьем году совершенствуются основные
движения малыша: он начинает все лучше координировать
свою двигательную активность.

К концу второго года ребенок может:

• пройти по дорожке, нарисованной на полу, или по доске
шириной 20—25 см;

• перешагивать чередующимся шагом через препятствие,
положенное на пол (веревку, палку), или приподнятое на
5—10 см;

• подниматься и спускаться по наклонной доске, припод-
нятой на 10—15 см от пола;

• подниматься на невысокие горки, спускаться с них;

• подлезать под скамейку, веревку и пр.;

• перелезать через перекладину;

• подниматься и спускаться ио лестнице и др.

На третьем году жизни ходьба еще более совершенствует-
ся. Дети передвигаются свободно, могут менять ритм и на-
правление движения. К 3 годам они могут:

• бегать, меняя скорость, в одном направлении или по кругу;

• кружиться на месте;

• ходить на четвереньках по дорожке;

• подниматься по лестнице и спускаться по ней;

• влезать на стул, скамейку, спускаться с них;

• бросать и ловить брошенный с небольшого расстояния мяч;

• подпрыгивать на двух ногах на месте и прыгать вперед,

• спрыгивать с невысоких предметов (10—15 см);

• перепрыгивать через ручейки, канавки и др.

По мере того, как ходьба ребенка становится все более автома-
тизированной, создаются условия для более сложной деятельно-
сти, предполагающей сочетание ходьбы и действий с предмета-
ми. Ребенок может, не боясь потерять равновесие и упасть, но-
сить в руках предметы, тащить их за тесемку, возить перед собой
игрушку на палочке, игрушечную детскую коляску, играть с мя-
чом (катать его, подбрасывать, перекатывать, догонять) и пр.;
может встать на носочки, нагнуться и заглянуть под диван, что-
бы достать игрушку рукой или с помощью палочки.

Влияние двигательной активности на развитие детей.
Грамотно организованная двигательная активность ребенка
способствует укреплению его здоровья; является одним из
важных условий правильного обмена веществ, стимулирует
развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костно-мы-
шечного аппарата, органов дыхания и пищеварения. Двига-
тельная активность играет важную роль и в обеспечении
полноценного психического развития ребенка, так как сти-
мулирует положительные эмоции, повышает общий жизнен-
ный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатле-
ний и активной познавательной деятельности.

Исследования показывают, что уровень двигательной ак-
тивности детей раннего возраста зависит от ряда факторов: вре-
мени года, суток, а также от пола ребенка и его индивидуаль-
ных особенностей. Летом потребность в движениях увеличива-
ется, что связано с изменениями в обмене веществ. Меняется
потребность в движении и на протяжении суток: наиболее ак-
тивны дети в первой половине дня с 9 до 12 часов, а во второй —
с 17 до 19 часов. Мальчики в среднем двигаются больше, чем
девочки. Одни дети отличаются повышенной двигательной ак-
тивностью, у других она выражена средне или слабо. Это может
быть связано как с особенностями темперамента ребенка, так
и с условиями его жизни. Например, в семьях, где физическо-
му развитию детей уделяется должное внимание, они растут бо-
лее подвижными, ловкими и выносливыми, чем там, где роди-
тели предпочитают держать малышей в манеже, ограничивают
их активность во время прогулок из-за излишнего стремления
к соблюдению чистоты и опасения травм.

Развитие действий с предметами. На протяжении всего
раннего возраста развиваются и совершенствуются действия
детей с предметами, связанные с бытовой деятельностью, с на-
выками самообслуживания, с игровой деятельностью.

Уже в конце первого года жизни дети питаются повторять
некоторые бытовые действия, которые совершают с ними
взрослые: есть ложкой, пить из чашки, пользоваться расчес-
кой и пр. В первой половине второго года жизни малыши уже
могут самостоятельно есть, пользоваться салфеткой, задви-
гать стульчики по окончании еды, вытирать руки и лицо
после умывания, с помощью взрослого снять колготки, бо-
тинки и пр. Пока еще эти действия далеки от совершенства:
малыш может пронести ложку мимо рта или выронить еду на
пол, облиться соком, причесываться тыльной стороной рас-
чески, надевать штанишки задом наперед, плохо вытереть
руки и т.п. Подобные недочеты связаны и с недостаточным
осознанием ребенком этого возраста смысла самих действий,
и с несовершенством движений, двигательных умений.

На третьем году действия детей по самообслуживанию ста-
новятся более осознанными и ловкими. Малыши могут само-
стоятельно и аккуратно есть, застегнуть пуговицы, помочь
взрослому расставить на столике посуду, вытереть салфеткой
стол, застелить постель и пр.

Бытовые действия способствуют не только социализации
ребенка, усвоению им принятых в обществе норм и правил,
но и развивают двигательные способности, такие, как коор-
динация движений рук и пальцев.

Развитию движений служат занятия детей с различными
предметами, которыми пользуются взрослые, а также с иг-
рушками. Дети любят листать книжки, выдвигать и задви-
гать ящики шкафов, открывать и закрывать кастрюли, «пи-
сать» папиной ручкой и т.п. Игры с дидактическими игруш-
ками (пирамидками, кубиками, вкладышами), сюжетными
игрушками, действия с использованием предметов-орудий
(палка, сачок для вылавливания плавающих игрушек, совки
и лопатки для игры с песком и снегом), занятия рисованием,
лепкой также включают в себя самые разнообразные движе-
ния, которые способствуют развитию мелкой моторики.

Физическое здоровье детей является одной из первооснов
его полноценного развития. Нормально физически развиваю-
щийся ребенок, как правило, подвижен, жизнерадостен и лю-
бознателен; активен в играх, участвует в делах взрослых.
Физическое самочувствие ребенка раннего возраста в до-
школьном учреждении должно быть предметом особого вни-
мания педагогов.

Итоги

В раннем возрасте происходит интенсивное физическое
развитие детей, формирование функциональных систем дет-
ского организма. В этот период увеличивается рост и вес
ребенка, меняются пропорции его внутренних органов,
совершенствуется работа дыхательной системы, органов пи-
щеварения, укрепляется иммунная система, развиваются
скелет и мускулатура.

К концу раннего возраста деятельность центральной нерв-
пой системы становится более совершенной, усиливается ее
регулирующая функция.

На втором—третьем году совершенствуются основные
движения малыша, он все лучше координирует свою двига-
тельную активность, овладевает разнообразными действия-
ми с предметами, бытовыми навыками.

Психическое развитие. Каждый возраст характеризуется особыми и неповторимыми взаимоотношениями между ребенком и окружающим
его миром, которые реализуются в разных формах его жизне-
деятельности, но прежде всего — через ведущую деятель
ность, свойственную тому или иному возрасту, и общение
с другими людьми.

Ведущей называется такая деятельность, в рамках кото-
рой происходят основные психологические изменения в лич-
ности ребенка, возникают и дифференцируются другие виды
деятельности, формируются или перестраиваются отдельные
психические процессы, подготавливающие переход ребенка
к новой, высшей ступени развития. Вместе с тем становление
ведущей деятельности ребенка не может быть полноценным
в отрыве от общения с окружающими его людьми, прежде
всего — взрослым!!, так как именно через них осуществляет-
ся трансляция подрастающему поколению общечеловеческо-
го, культурного опыта.

Поэтому, характеризуя тот или иной возраст, следует
прежде всего заострять внимание на содержании соответст-
вующей ему ведущей деятельности и общения, а также на
обусловленных ими центральных линиях психического раз-
витии ребенка. Но прежде, чем перейти к их анализу, остано-
вимся на отличительных особенностях психики ребенка
в раннем возрасте, которые в значительной мере обусловле-
ны особым характером его отношения к окружающей дейст-
вительности, и проявляются в его поведении.

Особенностью поведения ребенка в этом возрасте является
его связанность ситуацией, зависимость от нее. Малышу
1—2 лет интересно все, что его окружает, он тянется ко все-
му, что находится в поле его зрения. Как образно говорил не-
мецкий психолог К. Левин, лестница манит ребенка, чтобы
он пошел по ней, дверь или коробочка — чтобы он закрыл
или открыл их, колокольчик — чтобы позвонил в него, круг-
лый шарик — чтобы покатил его. Каждая вещь заряжена для
него аффективной притягивающей или отталкивающей си-
лой, которая «провоцирует* его на действие, направляет его.
JI.C. Выготский указывал, что такая связанность ситуацией
наглядным полем отражает своеобразие деятельности созна-
ния ребенка раннего возраста.

Господство наглядной ситуации определяет многие осо-
бенности поведения детей в самых разных обстоятельствах.
Это касается, например, выполнения ребенком инструкции
взрослого. Так, в опытах Л.Р. Лурии перед ребенком раннего
возраста размещались игрушки, экспериментатор просил его
«взять рыбку», которая была расположена либо дальше дру-
гих предметов, либо была менее яркой, чем они. Ребенок сра-
зу же фиксировал взором названную игрушку, тянулся

к ней, но по пути ему встречалась другая, и он брал ее,
а не ту, которую просил взрослый. Таким образом, непосред-
ственно более сильное впечатление может затормозить или
прервать начатое ребенком действие. В экспериментах
JI.C. Славиной, изучавшей способность ребенка отвлечься от
ситуации, сказать не то, что он видит перед собой, обнаружи-
лось, что двухлетний малыш может вслед за взрослым без
труда повторить фразы: «Курица идет», «Собака бежит», но
сказать: «Таня идет» в случае, когда Таня сидит перед ним на
стуле, он не может. В ответ на просьбу взрослого повторить за
ним слова, не соответствующие наглядной ситуации, все де-
ти, участвовавшие в опытах, говорили: «Таня сидит». Толь-
ко к концу раннего возраста у ребенка возникает способность
абстрагироваться от ситуации, говорить не то, что есть на са-
мом деле.

Связанность предметной ситуацией определяет и содержа
ние общения ребенка со взрослым. Главные поводы для обще-
ния — практические действия, приуроченные к данному ме-
сту и времени. Эта особенность взаимодействия ребенка со
взрослым, а также практический, «деловой» характер его
протекания, послужил основанием для определения обще-
ния на данной ступени как ситуативно-делового.

Ситуативность поведения ребенка раннего возраста обус-
ловлена особым строением его сознания, которое характери-
зуется «единством между сенсорными и моторными функци-
ями. Восприятие в этом возрасте практически неотрывно
от действия. Все, что ребенок видит, он стремится потрогать,
повертеть в руках, разобрать, собрать и пр. В этом возрасте он
еще не может заниматься чисто умственной деятельностью,
планировать ее, сознательно обдумывать что-то. Его мышле-
ние протекает в наглядно-действенной форме: действуя
с предметами, ребенок во всей доступной ему полноте позна-
ет окружающий мир.

Своеобразие сенсомоторного единства в этом возрасте
заключается в ярко выраженной аффективной окрашенное
ти восприятия ребенком окружающего мира. Отсутствие
эмоций или их слабая выраженность являются одним из при-
знаков неблагополучия в развитии. Эмоции малыша чаще
и ярче всего проявляются в момент восприятия предметов.

Известно, что ребенка раннего возраста можно успокоить,
показав ему интересную игрушку, и он тут же отвлечется
от того, к чему только что так настойчиво стремился.

Лишь к концу раннего возраста сенсомоторное единство
начинает «расшатываться» благодаря развитию речи, кото-
рая «разбивает ситуационную связанность ребенка»1.

Подводя итог, можно сказать, что своеобразие отношения
ребенка раннего возраста к действительности состоит в един
cm ее эмоционального и действенного отношения к непосред-
ственно воспринимаемому окружающему миру.

Специфика возраста проявляется в характере ведущей дея-
тельности и общения ребенка со взрослыми. В раннем возрас-
те ведущей деятельностью выступает предметно-орудийная
деятельность и ситуативно-деловое общение. Детям данного
возраста свойственны ситуативность и эмоциональность вос-
приятия окружающего мира, действенное отношение к нему.

Источник

На сегодняшний день в России лишь 10% детей от 3 до 7 лет являются практически здоровыми. Новорожденных с явными проявлениями патологии встречается до 70-80%. Каждый пятый ребенок в России рождается с нервно-психическими расстройствами. На Международном конгрессе «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке», проходившем в Москве (2004), были выявлены принципиальные изменения в структуре заболеваемости детей 5–7 лет. Если ранее на первом месте стояли острые респираторные заболевания, то сейчас преимущественное распространение получили различные нервно-психические нарушения

А. Н. Леонтьев писал, что «психика формируется в движении». Эта аксиома актуальна и значима сейчас как никогда ранее, поскольку в настоящее время в педагогической и родительской среде сформировался устойчивый запрос на усиленное внимание к когнитивному развитию ребенка, зачастую в ущерб его физическому развитию и здоровью.

В последние годы отмечается тенденция к понижению двигательной активности детей дошкольного возраста. Они длительное время сидят у телевизоров, при проведении с ними различных занятий, чтении им книг, при занятии ручным трудом, рисованием, лепкой, не требующими активных движений. Снижение двигательной активности нарушает процессы нормального развития, ведет к изменению обмена веществ. Все виды движения — одна из важнейших потребностей растущего организма. Двигательная деятельность тонизирует центральную нервную систему детей, во время движения происходит активизация нервных клеток всех областей коры головного мозга, повышается обмен веществ, усиливается выделение гипофизом гормона роста. Активная мышечная работа снижает нервное напряжение, ослабляет воздействие отрицательных эмоций. Недостаточная же мышечная активность замедляет психическое развитие ребенка.

БЕРНШТЕЙН Н.А. именно двигательная активность, ее усложнение и разнообразие являлись на протяжении тысячелетий главной причиной развития и совершенствования функций головного мозга и нервной системы в целом. Известно, что между деятельностью мышц, состоянием внутренних органов и психическим состоянием ребенка существует теснейшая связь. В скелетной мускулатуре находятся нервные клетки, которые при мышечных сокращениях посылают в мозг стимулирующие импульсы. С одной стороны, эти импульсы сигнализируют о совершаемых человеком движениях. С другой стороны, нервные клетки одновременно повышают общий тонус коры головного мозга.

Таким образом, психическое и физическое являются двумя взаимосвязанными сторонами детского развития.

   В дошкольном отделении нашей образовательной организации наравне с нормально развивающимися детьми, воспитываются дети с задержкой психического развития и тяжёлыми речевыми патологиями. Как показывает изучение анамнеза этих детей, особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста. Эти дети позже возрастных нормативных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с запозданием формируются локомоторные функции (лазание, ходьба, прыжки и др.).

У большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), в лицевой и артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, — на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений

Моторные нарушения находятся в прямой зависимости от таких процессов как неустойчивость внимания, недостаточная гибкость переключения, повышенная возбудимость ребенка или его заторможенность.

Сопряжение — взаимосвязь чего-либо с чем-либо, непременное сопутствие, совмещение нескольких объектов, явлений. Суть принципа психофизического сопряжения заключается в том, что применяемые средства двигательной активности позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере которые, в свою очередь, способствуют изменениям в психической сфере. Тем самым повышается физическая подготовленность, и развиваются психическая сфера: познавательная, эмоциональная и коммуникативная.

Источник