Связь физического и психического развития ребенка
ирина осипова
Взаимосвязь и взаимозависимость физического и психического здоровья детей
Дошкольное детство – период от рождения до поступления в школу – является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. В отечественной психологии дошкольным детством принято считать период от 3 до 7 лет (ему предшествуют периоды младенчества (от 0 до 1 года) и раннего детства (от 1 года до 3 лет).
Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Даже незначительные нарушения в состояния здоровья влияют на эмоциональную сферу ребенка и в том случае, если удается поддержать положительные эмоции, самочувствие его улучшается и наступает быстро выздоравление. Щелованов Н. М. выяснил, что развитие гипотрофии часто связано с дефицитом эмоций, неудовлетворением двигательной активности малыша. Установлен и тот факт, что нервно-психическое развитие, в частности функция речи, во многом зависит от факторов биологических:течение беременности, осложнение при родах, состояние здоровья малыша и т. д.
Формирование положительных эмоций на основе установления социальных связей со взрослыми, а дальше и со сверстниками-залог становления личности ребенка. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние на развитие и формирование познавательных интересов.
Так например, в периоды психологически сложных ситуаций рост замедляется. Это происходит, например, когда ребенок с трудом привыкает к детскому саду или школе, плохо переносит «продленку», большие нагрузки в садике и после, у него нет свободного времени, в которое он может заниматься исключительно тем, чем хочет. Сюда же можно отнести и полосы неудач, и затяжные семейные конфликты, особенно когда мама и папа находятся в состоянии «хронического развода». Все это создает благоприятную платформу для развития депрессии и, как следствие, рост ребенка замедляется
Существенная особенность раннего детства заключается во взаимосвязи и взаимозависимости состояния здоровья, физического и нервно- психического развития детей Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше болеет, но и лучше развивается психически Начиная с трехлетнего возраста ребенок многое умеет, очень подвижен. Физические упражнения развивают и укрепляют его опорно-двигательный аппарат, предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета. Занятия физическими упражнениями имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение. У детей воспитываются внимание и наблюдательность, развиваются волевые качества, вырабатывается характер Следовательно, комплексный анализ физической подготовленности детей и их психических качеств позволяет более объективно судить о процессе физического воспитани
Если ребенок будет ежедневно заниматься физическими упражнениями, то они будут способствовать укреплению организма и повышать сопротивляемость различных заболеваний, а также предупреждать о нарушении осанки и деформации скелета.
Доказано что физически крепкие дети болеют реже, и легче переносят заболевания. Но не все родители знают, что при правильном организованном физическом воспитание уже в дошкольном возрасте, у детей хорошо развивается память, логическое мышление, воображение, инициатива и самостоятельность.
Необходимо подбирать такие упражнения, которые соответствуют возрасту и развитию ребенка. Дети, которые не занимаются физическими упражнениями, медленно развиваются. Но помните, двигательная активность ребенка раннего и дошкольного возраста не должна быть сильно перегруженной. Избегайте интенсивных и длительных нагрузок, поскольку все это связано с большими затратами энергии. В раннем возрасте, энергия для малыша необходима для развития организма. Поэтому помните, что чрезмерная физическая нагрузка может привести к дисгармонии в росте и развитии органов и систе
Зачем нужно соблюдать режим дня?
Правильно составленный режим дня – является основой жизни ребенка, главным условием хранения его здоровья. Если правильно соблюдать режим дня, который соответствует возрасту ребенка, то такой режим обеспечивает нормальное развитие организма, а от этого зависит своевременное и правильное умственное и физическое развитие, настроение и поведение. Дети, которые приучены к режиму, очень подвижны во время бодрствования, не отказывается от пищи, не капризничает, спокойно и быстро засыпают в положенное время, сон очень спокойный и крепкий, просыпаются всегда в хорошем настроении.
При нарушении режима, особенно если сокращать время сна или нарушать его периодичность, это часто приводит к переутомляемости нервной системы и даже к ее истощению.
Ребенок становится капризным, легковозбудимым, а иногда, наоборот, заторможенным, вялым. Все эти состояния неблагоприятно отражаются на состоянии здоровья. У ребенка понижается сопротивляемость к заболеваниям, пропадает аппетит.
Если прогулки, сон, кормление, купание, проводятся в одно время, то организм малыша привыкает к такому распорядку, устанавливается стереотип поведения, и ребенок делает всегда все с удовольствием.
Источник
Синенко Людмила
Взаимосвязь физического и психического здоровья дошкольников
Консультация для педагогов: «Взаимосвязь психического и физического здоровья ребенка»
«Здоровье – это состояние наибольшего физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов». Из преамбулы Устава Всемирной организации здравоохранения.
Человеку необходима культура тела, культура питания, культура движений, культура поведения, составляющие в целом культуру здоровья. И чтобы быть здоровым во взрослой жизни, познавать культуру здоровья надо с самого раннего детства, а физическая культура – важная составляющая культуры здоровья, главный фактор становления и сохранения здоровья.
Что же такое – физическая культура?
1. Двигательная активность.
2. Питание. Главная функция – обеспечение организма энергией для поддержания температуры тела, выполнения физической работы, обмена веществ, работы мозга, роста.
3. Благоприятная внешняя среда.
4. Соблюдение правил здорового быта, гигиены жилья, личная гигиена.
5. Благоприятная обстановка в доме.
6. Иммунитет – большую роль играет закаливание. Тепличные и стерильные условия не могут научить организм защищаться от болезней.
7. Отсутствие вредных привычек.
Ребёнок с детства и на всю жизнь должен усвоить: никотин, алкоголь, наркотики –всё вместе и каждое из этих веществ – страшный яд, отравляющий весь организм и в первую очередь нервную систему. Всё это и есть физическая культура. Для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ необходимы следующие условия:
1. Реализация здоровьесберегающих педагогических технологий по всем разделам образовательной работы.
2. Использование современных методов и приёмов обучения.
3. Индивидуальный подход к ребёнку, учитывая его уровень развития.
4. Соблюдение двигательного режима.
5. Проведение мероприятий по оздоровлению ослабленных детей.
Здоровые дети дошкольного возраста обладают эмоционально – волевыми качествами, у них достаточно интенсивно формируются элементы нравственных чувств, развивается волевая мотивация действий, самоконтроль и целеустремлённость. Нормальное развитие ребёнка, а следовательно и его здоровье, в большей мере зависит от соблюдения всех условий для сохранения и укрепления здоровья.
Для успешного развития движения жизненно необходимы. Когда же наступает пора учиться разным движениям?
Для освоения каждого умения есть свое время. Физиологи называют это время сенситивным, т. е. наиболее чувствительным к внешним воздействиям.
В ходе возрастного развития периоды становления и развития органов и их систем чередуются с периодами их количественного роста. Физическому воспитанию отведено одно из ведущих мест в системе воспитания и обучения дошкольников.
Физическая культура является одним из эффективных средств развития моторной сферы и повышения тренированности организма, одновременно создаёт основу для нравственного, волевого развития ребёнка, приобщая его к здоровому образу жизни.
Дошкольники характеризуются большой изменчивостью пропорций тела и относительно большей уязвимостью различных систем организма. Формирование и рост всех отделов грудной клетки к 6-ти годам ещё не закончено, эти структуры остаются подвержены деформирующим воздействиям. У дошкольников относительно слабо развиты связки сухожилия, мелкие мышцы кисти рук, сила мышц у них невелика и увеличивается только после 4-х лет. Все особенности должны учитываться при определении интенсивности и характера физических нагрузок.
Двигательная активность в саду складывается организованной самостоятельной деятельности, подвижных игр, игр с элементами спорта, а в старших группах и некоторых спортивных игр: бадминтона, баскетбола, хоккея на траве и других. В процессе реализации организованных видов двигательной деятельности детей решаются многие воспитательные и образовательные задачи, формируется потребность ребёнка в ежедневных движениях, интерес к занятиям физической культурой. Физкультура только тогда способствует развитию и оздоровлению детей, когда объём и характер нагрузки будут для них достаточными и необходимыми, не приведут к переутомлению, перенапряжению физиологических функций детского организма. Для эффективного решения поставленных задач физического воспитания детей предпочтение следует отдавать тем методам, которые оказывают общеукрепляющее действие на организм ребёнка, способствуют закаливанию, повышают выносливость, содействуют оптимизации двигательной активности.
По данным профессора А. Г. Сухарева, гигиенической нормой двигательной активности детей дошкольного возраста считают такой её уровень, который полностью удовлетворяет биологическую потребность организма в движении, способствует укреплению здоровья и благоприятствует дальнейшему развитию.
Оптимальный уровень находится на верхней границе возможностей организма, сниженный может квалифицироваться двигательная активность, при которой объём физических нагрузок не превышает 50% по отношению к возрастной потребности дошкольника; повышенная двигательная активность отмечается при увеличении её возрастной потребности на 10-30%.
Физические занятия, как и другие виды детской деятельности в ДОУ, должны проходить в условиях, отвечающих всем медико-гигиеническим и педагогическим требованиям. Это является главным фактором, от которого зависит педагогическая и оздоровительная эффективность занятий.
Организация обучения на занятиях по физической культуре должна исключить возможность перегрузки детей или нарушения деятельности физиологических процессов и структур организма, в частности, костно-мышечной и сердечнососудистой, как наиболее нагружаемых при физических упражнениях.
Дошкольное детство характеризуется более высоким темпом роста (по сравнению с ранним возрастом). Дошкольники могут более чётко выполнять упражнения, требующие развития координации движений, овладевают навыками бега, прыжков, у них достаточно интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат в целом. В связи с развитием у дошкольников 6-7 лет функций двигательного анализатора, ЦНС и высших психических функций в их физическом и двигательном совершенствовании всё большую роль играет целенаправленные действия педагогов.
Развитие двигательной сферы дошкольника тесно связано с формированием ведущих физиологических систем организма и главным образом ЦНС. Для формирования двигательной активности и всех видов движений, доступных детям, огромное значение имеет систематичность правильно организованной тренировки в процессе занятий физическими упражнениями и подвижными играми. Совершенствование двигательных навыков и способностей происходит у детей под влиянием целенаправленных педагогических воздействий (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев и другие). Работа по физическому воспитанию в ДОУ должна опираться на знание возрастно-половых особенностей и возможностей организма, закономерностей развития двигательных функций, особенностей биологического и психологического возраста дошкольника. Всё это должно быть основой выбора адекватных для детей средств и методов физического воспитания, форм организации занятий физической культурой, самостоятельной двигательной деятельности детей.
Период бодрствования складывается из многих видов деятельности: занятия, труд, развлечения, самостоятельная или организованная игровая деятельность.
Игра создаёт условия для формирования нравственных качеств, приучает к самостоятельности, создаёт положительный эмоциональный настрой. В процессе игры решаются многие воспитательно-образовательные задачи: формируются и совершенствуются многие умения и навыки, закрепляются и углубляются представления об окружающем мире. Организовывая игры дошкольников необходимо учитывать не только межличностные отношения детей, но и уровень активности, инициативы каждого ребёнка. Это способствует полноценной игре всех участников, повысит активность робких детей. Рациональная организация игры важный и ответственный момент в деятельности дошкольника.
Исключительно важную роль в повышении оздоровительной и педагогической эффективности физической культуры выполняют занятия, организованные на воздухе. Для полноценной двигательной деятельности детей на участке ДОУ должен быть комплекс оборудования, состоящий из физкультурных пособий и инвентаря; площадка для проведения спортивных игр, способствующих развитию скоростно-силовых качеств (бег на разные дистанции, прыжки и т. д). Оборудование, инвентарь и площадка для спортивных игр должны использоваться всеми возрастными группами.
Всё это способствует совершенствованию физического развития детей, повышает тренированность организма, его защитные механизмы и сопротивление вредным воздействиям среды.
Заключение. Рациональная физическая нагрузка является для дошкольника мощным средством развития психофизических качеств и оздоровления только при условии правильно построенной работы по физическому воспитанию; реализации нагрузок, адекватным возможностям детского организма; при индивидуальном подходе к каждому ребёнку и осуществлению всего комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Консультация для педагогов: «Взаимосвязь психического и физического здоровья ребенка»
«Здоровье – это состояние наибольшего физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов». Из преамбулы Устава Всемирной организации здравоохранения.
Человеку необходима культура тела, культура питания, культура движений, культура поведения, составляющие в целом культуру здоровья. И чтобы быть здоровым во взрослой жизни, познавать культуру здоровья надо с самого раннего детства, а физическая культура – важная составляющая культуры здоровья, главный фактор становления и сохранения здоровья.
Что же такое – физическая культура?
1. Двигательная активность.
2. Питание. Главная функция – обеспечение организма энергией для поддержания температуры тела, выполнения физической работы, обмена веществ, работы мозга, роста.
3. Благоприятная внешняя среда.
4. Соблюдение правил здорового быта, гигиены жилья, личная гигиена.
5. Благоприятная обстановка в доме.
6. Иммунитет – большую роль играет закаливание. Тепличные и стерильные условия не могут научить организм защищаться от болезней.
7. Отсутствие вредных привычек.
Ребёнок с детства и на всю жизнь должен усвоить: никотин, алкоголь, наркотики –всё вместе и каждое из этих веществ – страшный яд, отравляющий весь организм и в первую очередь нервную систему. Всё это и есть физическая культура. Для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ необходимы следующие условия:
1. Реализация здоровьесберегающих педагогических технологий по всем разделам образовательной работы.
2. Использование современных методов и приёмов обучения.
3. Индивидуальный подход к ребёнку, учитывая его уровень развития.
4. Соблюдение двигательного режима.
5. Проведение мероприятий по оздоровлению ослабленных детей.
Здоровые дети дошкольного возраста обладают эмоционально – волевыми качествами, у них достаточно интенсивно формируются элементы нравственных чувств, развивается волевая мотивация действий, самоконтроль и целеустремлённость. Нормальное развитие ребёнка, а следовательно и его здоровье, в большей мере зависит от соблюдения всех условий для сохранения и укрепления здоровья.
Для успешного развития движения жизненно необходимы. Когда же наступает пора учиться разным движениям?
Для освоения каждого умения есть свое время. Физиологи называют это время сенситивным, т. е. наиболее чувствительным к внешним воздействиям.
В ходе возрастного развития периоды становления и развития органов и их систем чередуются с периодами их количественного роста. Физическому воспитанию отведено одно из ведущих мест в системе воспитания и обучения дошкольников.
Физическая культура является одним из эффективных средств развития моторной сферы и повышения тренированности организма, одновременно создаёт основу для нравственного, волевого развития ребёнка, приобщая его к здоровому образу жизни.
Дошкольники характеризуются большой изменчивостью пропорций тела и относительно большей уязвимостью различных систем организма. Формирование и рост всех отделов грудной клетки к 6-ти годам ещё не закончено, эти структуры остаются подвержены деформирующим воздействиям. У дошкольников относительно слабо развиты связки сухожилия, мелкие мышцы кисти рук, сила мышц у них невелика и увеличивается только после 4-х лет. Все особенности должны учитываться при определении интенсивности и характера физических нагрузок.
Двигательная активность в саду складывается организованной самостоятельной деятельности, подвижных игр, игр с элементами спорта, а в старших группах и некоторых спортивных игр: бадминтона, баскетбола, хоккея на траве и других. В процессе реализации организованных видов двигательной деятельности детей решаются многие воспитательные и образовательные задачи, формируется потребность ребёнка в ежедневных движениях, интерес к занятиям физической культурой. Физкультура только тогда способствует развитию и оздоровлению детей, когда объём и характер нагрузки будут для них достаточными и необходимыми, не приведут к переутомлению, перенапряжению физиологических функций детского организма. Для эффективного решения поставленных задач физического воспитания детей предпочтение следует отдавать тем методам, которые оказывают общеукрепляющее действие на организм ребёнка, способствуют закаливанию, повышают выносливость, содействуют оптимизации двигательной активности.
По данным профессора А. Г. Сухарева, гигиенической нормой двигательной активности детей дошкольного возраста считают такой её уровень, который полностью удовлетворяет биологическую потребность организма в движении, способствует укреплению здоровья и благоприятствует дальнейшему развитию.
Оптимальный уровень находится на верхней границе возможностей организма, сниженный может квалифицироваться двигательная активность, при которой объём физических нагрузок не превышает 50% по отношению к возрастной потребности дошкольника; повышенная двигательная активность отмечается при увеличении её возрастной потребности на 10-30%.
Физические занятия, как и другие виды детской деятельности в ДОУ, должны проходить в условиях, отвечающих всем медико-гигиеническим и педагогическим требованиям. Это является главным фактором, от которого зависит педагогическая и оздоровительная эффективность занятий.
Организация обучения на занятиях по физической культуре должна исключить возможность перегрузки детей или нарушения деятельности физиологических процессов и структур организма, в частности, костно-мышечной и сердечнососудистой, как наиболее нагружаемых при физических упражнениях.
Дошкольное детство характеризуется более высоким темпом роста (по сравнению с ранним возрастом). Дошкольники могут более чётко выполнять упражнения, требующие развития координации движений, овладевают навыками бега, прыжков, у них достаточно интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат в целом. В связи с развитием у дошкольников 6-7 лет функций двигательного анализатора, ЦНС и высших психических функций в их физическом и двигательном совершенствовании всё большую роль играет целенаправленные действия педагогов.
Развитие двигательной сферы дошкольника тесно связано с формированием ведущих физиологических систем организма и главным образом ЦНС. Для формирования двигательной активности и всех видов движений, доступных детям, огромное значение имеет систематичность правильно организованной тренировки в процессе занятий физическими упражнениями и подвижными играми. Совершенствование двигательных навыков и способностей происходит у детей под влиянием целенаправленных педагогических воздействий (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев и другие). Работа по физическому воспитанию в ДОУ должна опираться на знание возрастно-половых особенностей и возможностей организма, закономерностей развития двигательных функций, особенностей биологического и психологического возраста дошкольника. Всё это должно быть основой выбора адекватных для детей средств и методов физического воспитания, форм организации занятий физической культурой, самостоятельной двигательной деятельности детей.
Период бодрствования складывается из многих видов деятельности: занятия, труд, развлечения, самостоятельная или организованная игровая деятельность.
Игра создаёт условия для формирования нравственных качеств, приучает к самостоятельности, создаёт положительный эмоциональный настрой. В процессе игры решаются многие воспитательно-образовательные задачи: формируются и совершенствуются многие умения и навыки, закрепляются и углубляются представления об окружающем мире. Организовывая игры дошкольников необходимо учитывать не только межличностные отношения детей, но и уровень активности, инициативы каждого ребёнка. Это способствует полноценной игре всех участников, повысит активность робких детей. Рациональная организация игры важный и ответственный момент в деятельности дошкольника.
Исключительно важную роль в повышении оздоровительной и педагогической эффективности физической культуры выполняют занятия, организованные на воздухе. Для полноценной двигательной деятельности детей на участке ДОУ должен быть комплекс оборудования, состоящий из физкультурных пособий и инвентаря; площадка для проведения спортивных игр, способствующих развитию скоростно-силовых качеств (бег на разные дистанции, прыжки и т. д). Оборудование, инвентарь и площадка для спортивных игр должны использоваться всеми возрастными группами.
Всё это способствует совершенствованию физического развития детей, повышает тренированность организма, его защитные механизмы и сопротивление вредным воздействиям среды.
Заключение. Рациональная физическая нагрузка является для дошкольника мощным средством развития психофизических качеств и оздоровления только при условии правильно построенной работы по физическому воспитанию; реализации нагрузок, адекватным возможностям детского организма; при индивидуальном подходе к каждому ребёнку и осуществлению всего комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Источник