Священник анатолий гармаев этапы нравственного развития ребенка

Священник анатолий гармаев этапы нравственного развития ребенка thumbnail

Священник анатолий гармаев этапы нравственного развития ребенкаОбрести себя

Эта книга была составлена по материалам лекций и бесед священника Анатолия Гармаева, замечательного педагога и психолога.

В доперестроечные годы возглавляемая им Семейно-педагогическая лаборатория, его лекции, занятия, семинары для многих стали тропинкой из мира повседневной обыденности к запретному Золотому Городу православной духовности.

Священник анатолий гармаев этапы нравственного развития ребенкаКультура семейных отношений

Увы, благополучно идти по жизни и при этом не обретать житейской мудрости не удастся никому.

Либо она приходит через внимающее отношение к старшим, к их советам, и тогда упреждает события, либо через своевольный, гордый опыт собственных проб и ошибок, но тогда она плетется в хвосте событий, горько вздыхая и сокрушаясь.

Нравственная психология и педагогика

Книга «Нравственная психология и педагогика» была составлена по материалам лекций и бесед священника Анатолия Гармаева, замечательного педагога и психолога.

В доперестроечные годы возглавляемая им Семейно-педагогическая лаборатория, его лекции, занятия, семинары для многих стали тропинкой из мира повседневной обыденности к запретному Золотому Городу православной духовности.

В те времена нельзя было говорить о Боге, спасении, причинах нашей конфликтности и нашей мелкости открыто. Но вокруг были люди: ищущие, думающие, проблемные. Были семьи, в которых постоянно что-то разбивалось и не склеивалось. Было знание о том, как с этими человеческими проблемами справлялись люди, живя под Благодатным Покровом на протяжении многих лет.

Священник анатолий гармаев этапы нравственного развития ребенкаОт зачатия до рождения

В книге рассказывается о том, как супруги должны отнестись к моменту зачатия ребенка, какие отношения в семье должны сохраняться во время ношения ребенка, во время воспитания дитяти.

Каким должен быть отец? Как должна вести себя мать во время беременности и во время родов? Каковы причины травм и повреждений плода? Отчего случаются преждевременные роды? Должен ли присутствовать отец во время родов? — на эти и многие другие вопросы Вы найдете довольно подробные и обстоятельные ответы со стороны священника и педагога.

Священник анатолий гармаев этапы нравственного развития ребенкаПсихопатический круг в семье

В предлагаемой книге мы рассмотрим такие явления из области Нравственной Психологии как Психопатический Круг и психопатические отношения.

Священник анатолий гармаев этапы нравственного развития ребенкаПути и ошибки новоначальных

В книге повествуется о путях оглашения и воцерковления человека. Рассматриваются наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкивается современный человек на пути к Богу.

Живым и простым языком автор рассказывает о призывающей благодати Божией и противодействующей ей греховной натуре человека, об этапах воцерковления, о том, как, пытаясь воцерковить наших ближних, мы нередко только отталкиваем их от Церкви, становясь для них преткновением на этом пути.

Священник анатолий гармаев этапы нравственного развития ребенкаЭтапы нравственного развития ребенка

Предлагаемая работа основана на материале по нравственной психологии. Эта дисциплина родилась в России, но в середине 20-х годов от нее отказались. Тогда был провозглашен лозунг: «Детям — счастливое детство», и с этого момента все начало работать на эго, потому что состояние счастья в контексте такого понимания — это, на самом деле, состояние эго-удовлетворенности.

А состояние совестливости, о котором пойдет речь в предлагаемой работе — это состояние радости, но это совсем другая радость, неэмоциональная, несвойственная эго.

Источник

Предлагаемая работа основана на материале по нравственной психологии. Эта дисциплина родилась в России, но в середине 20‑х годов от нее отказались. Вместо педагогики действия пошла педагогика слова. Тогда был провозглашен лозунг «Детям — счастливое детство», и с этого момента все начало работать на Эго, потому что состояние счастья в контексте такого понимания — это, на самом деле, состояние Эго-удовлетворенности. А состояние Совестливости, о котором пойдет речь в нашей работе — это состояние радости, но это совсем другая радость, неэмоциональная, несвойственная Эго.

На Западе нравственная психология была подхвачена в одном только плане — в работе над структурой Эго. У нас же этими проблемами долгое время не занимались вовсе.

Забота о возрождении подлинно духовного, подводит сегодня всякого здравомыслящего педагога к необходимости обращения к Церкви, как к наиболее значимому в воспитании подлинно духовного в жизни человека институту, обратиться к помощи Церкви с ясным сознанием того, что в этом — не просто отвлечение людей от нынешнего кризиса, а само решение большинства из поставленных нашим временем проблем.

Священник Анатолий Гармаев

Лекция 1

Возраст от рождения до 12 лет

Нравственное становление — это прежде всего становление в семье. Школа может оказаться в этом деле большим подспорьем, но она не может в полноте взять на себя нравственное воспитание. Это в принципе невозможно. Сегодня мне хочется начать разговор об этом для того, чтобы вместе всмотреться: что происходит с нашими детьми, что происходило когда-то и с нами тоже.

Начинается становление ребенка с момента зачатия. Удивительно мудро устроена природа человека: практически уже с этого времени ребенок готовится к взрослой жизни. Детство ребенка проходит именно как подготовка к взрослой жизни.

С 15–19‑ти лет человек начинает ощущать себя взрослым. Детство забывается или вспоминается как какое-то светлое, но подготовительное время. Это ощущение не случайное — оно естественное, правильное. Действительно, все детство есть подготовка к взрослой жизни. Каждый год, каждый этап становления ребенка является этой подготовкой. Причем, каждый период является подготовкой к определенным действиям в мире взрослого человека.

Детство можно фундаментально разделить на два периода, Первый — от зачатия до 12 лет. Второй — от 12 до 24 лет. Цикл в 24 года (с двумя подциклами по 12 лет) затем повторяется несколько раз до самой смерти человека. А в составе 12 лет человек проходит два круга триад, когда в нем идет становление духовного, душевного и телесного. Остановимся на двух первых 12‑летних периодах.

До 12 лет происходит запечатление в себе внутреннего образа действия и внешнего поведения взрослых людей. Как поступают взрослые — так и ребенок. Ребенок всей душой и зрением своим открыт к тому, чтобы брать и брать пример со взрослых. А с 12 лет начинается период самостоятельности, когда ребенок должен на собственных поступках проверить и утвердиться в том, что он запечатлел. С легкой руки журналистов, этот период назван «периодом самоутверждения». На самом деле это неправильное название. Действительно, исследования социологов показывают, что почти 90%, а то и до 97% современных подростков в этом возрасте самоутверждаются. Но не все 100.

3–10% подростков проявляют заботу. То есть, существует какой-то процент детей, которые в подростковом возрасте особо внимательны, чутки, щедры, уважительны, почитают взрослых и могут проявить поразительные примеры самопожертвования и готовности помочь ближнему своему. Откуда это? Внимательный анализ показывает, что главное психологическое содержание этого возрастного периода не самоутверждение, а проявление самостоятельности. Это как раз то, что они запечатлели до 12 лет в своей семье. И оказывается, что эта разница в соотношении процентов и есть характеристика сегодняшнего состояния семей.

В тех семьях, где идет самоутверждение родителей друг перед другом, оно естественно запечатлевается детьми и затем, в самостоятельных поступках, проявляется как самоутверждение. В тех же семьях, где родители утверждают друг друга и где существует атмосфера любви друг к другу и удивительной заботы, там и дети с 12 лет начинают проявлять заботу. Причем, в период самостоятельности всегда усиливается проявление запечатленного. То есть, если запечатлена злобность, то в самостоятельности это будет усиленная злобность, не похожая на родительскую, большая, чем родительская. Если же это забота, то она тоже усиленная, удвоенная, утроенная. Часто бывает, что собственный ребенок вдруг поражает родителей. Забота друг о друге, для них привычна, но в ребенке они вдруг обнаруживают такую заботу о себе, своих родителях, или о младших сестрах и братьях, которую в себе никогда не видели.

Сегодня много семей живут стихией свободы хотений: каждый пытается утвердиться в своих хотениях. И в результате глава семьи всегда неопределен. Эта роль принадлежит то жене, то мужу. Иногда в первые годы супружества она у мужа, потом переходит к жене; иногда смена происходит в течение дня: утром она у жены, вечером — у мужа; то в течение недели: три дня у мужа, четыре — у жены и т.д. Все, оказывается, зависит от внутреннего настроения супругов, от внутренней силы каждого из них, от их различных индивидуальных качеств, начиная с истеричности и кончая жестокостью или черствостью (первое — свойство женщины, второе — мужчины).

В результате, в атмосфере, где власть постоянно переходит из одних рук в другие, дети получают очень большую свободу проявления собственных хотений. Они начинают лавировать между папой и мамой. Если в семье есть бабушка и дедушка, которые время от времени берут власть на себя, — то уж тут у детей поле деятельности для проявления самостоятельности и всяческих хотений очень большое. Естественно, что дети в таких семьях становятся настоящими диктаторами. Они в центре внимания. Ревность родительская, бабушек и дедушек идет через детей. И в конечном счете мама на вечернем совете объявляет:

— Когда я одна с ребенком, он шелковый. А вот как только вы все собрались, ребенок изменился! Вы все в этом виноваты!

Тогда папа возражает:

— Слушайте, а ведь когда он со мной — лучше ребенка не бывает, а ты появилась — все у нас сразу кувырком идет!

Выслушав все это, бабушка говорит:

— Ничего подобного, вот когда он со мной, он шелковый, а вот как только вы пришли, то все нам нарушили.

Читайте далее >>

Источник

Священник анатолий гармаев этапы нравственного развития ребенка… Этапынравственногоразвитияребенка.—АнатолийГармаевЭтапынравственногоразвитияребенка.—АнатолийГармаев 2232 ( 2 голоса: 5 из 5 ) Нравственное становление — это прежде всего становление в семье. Школа может оказаться в этом деле большим подспорьем, но она не может в полноте взять на себя нравственноевоспитание. Предлагаемая работа основана на материале по нравственной психологии. Эта дисциплина родилась в России, но в середине 20‑х годов от нее отказались. Вместо педагогики действия пошла педагогика слова. Тогда был провозглашен лозунг «Детям — счастливое детство», и с этого момента все начало работать на Эго, потому что состояние счастья в контексте такого понимания — это, на самом деле, состояние Эго-удовлетворенности. А состояние Совестливости, о котором пойдет речь в нашей работе — это состояние радости, но это совсем другая радость, неэмоциональная, несвойственная Эго. На Западе нравственная психология была подхвачена в одном только плане — в работе над структурой Эго. У нас же этими проблемами долгое время не занимались вовсе. Забота о возрождении подлинно духовного, подводит сегодня всякого здравомыслящего педагога к необходимости обращения к Церкви, как к … далее …
Священник анатолий гармаев этапы нравственного развития ребенка

Священник анатолий гармаев этапы нравственного развития ребенка

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.

       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Священник анатолий гармаев этапы нравственного развития ребенка… жизни » преподобного Антония Великого, и вы увидите разницу между небом и землей. Этаразница действительно огромна. А о своем личном отношении к книгам о. А. Гармаева могу сказать: » Где просто — там и ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного » (преп.) Некоторые ответы на обвинения участников I-х Иринеевских чтений 1. За последние четыре года вышло семь моих книг. Четыре из них – лекции, прочитанные двадцать лет назад на занятиях с родителями в бытность моей работы заместителем директора по воспитательной работе в школе и педагогом-организатором микрорайона в Москве. Это – “ Этапынравственногоразвитияребенка”, “ Тихий разговорс совестью ”, “ Обрести себя ” и “ Психопатический круг в семье ”. Последние две книги во втором издании были объединены издательством “ Братство ап. Иоанна Богослова ” в одну и вышли под общим названием “ Психопатический круг в семье ”. При повторных изданиях они были доработаны в нынешнее время и дополнены моими “Послесловиями священника”. Три последующие книги – результат трудов волгоградского периода: “ От зачатия до рождения ”, “ Пути и ошибки новоначальных ”, “ Культура семейных отношений ”. Последняя частью использует … далее …
Священник анатолий гармаев этапы нравственного развития ребенка… изд. Братства во имя св. Князя Александра Невского, 2002. –392 с. 22. Варсануфий Великий и Иоанн, препп. Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. – М., 2003. 23. Василий Великий, свят. Нравственные правила. – М. : Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003. 24. Вениамин (Пушкарь) , арх. Священная библейская история. Изд-е 3-е. – Владивосток – СПб., 2003. – 768 с. 27. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса Вступ. стат., сост. и коммент. В. В. Сапова. – М. : Республика, 1994. – 368 с. (Библиотека этической мысли) . 28. ГармаевА., свящ. Этапынравственногоразвитияребенка газета «Свет Православия» – Изд. Макариев-Решемской обители, 1998. Вып. 43. – 128 с. 29. Гельвеций. О человеке Соч. В 2-хтт. Т. 2. Сост. и общ. ред. Х. Н. Момджана. – М. : Мысль, 1974. – 688 с. («Философское наследие») . 31. Грачев А., свящ. Когда болеют дети. Советы врача-священника. – М. : Даниловский благовестник, 2003. – 88 с. 32. Григорий Нисский. О блаженствах. – М. : Изд-во святителя Игнатия Ставропольского, 1997. – 127 с. 34. Григорий Палама. Триады в защиту священнобез-молвстующих. Перевод, послесловие и комментарии В. Вениаминова. – М. : … далее …
Священник анатолий гармаев этапы нравственного развития ребенка… — во всех этих случаях мы действуем бескорыстно, ставим потребности и интересы ребенка выше своих собственных. А тем самым даем ему возможность почувствовать себя значимым, достойным внимания и доверия — создаем у ребенка «положительный образ себя». Но ведь этот образ неотделим от нравственного поступка. А вот общение, лишенное доверия и бескорыстия, общение, основанное только на «взаимности», для этого не подходит. В рамках авторитарного и даже демократического общения может формироваться лишь прагматическая нравственность—нравственность, основанная на внешнем контроле. Итак, мы видим: нравственноеразвитиеребенка–дошкольника— сложный и противоречивый процесс. Вначале он охватывает лишь «вербальную сферу»: ребенок осваивает нормы «на словах», в поведении же легко нарушает их. Постепенно, шаг за шагом, нравственные нормы начинают влиять и на поступки ребенка. Усиливается внешний контроль со стороны взрослых, возникает и растет контроль со стороны сверстников. Формируются прагматическое моральное поведение, прагматические нравственные мотивы. Но в то же самое время развитие сознания ребенка, усвоение им представлений о добре и зле, «соприкасаясь» с бескорыстным общением со … далее …
Священник анатолий гармаев этапы нравственного развития ребенка

Священник анатолий гармаев этапы нравственного развития ребенка
Священник анатолий гармаев этапы нравственного развития ребенка
Священник анатолий гармаев этапы нравственного развития ребенка

… чувства вины, даже в тех случаях, когда он однозначно неправ. Такой ребёнок приходит на исповедь, потому что этого хотят родители. И говорит что-то на исповеди, потому что родители так требуют. А ведь ребёнок должен приходить к Таинству потому, что чувствует его необходимость для себя, потому, что имеет внутреннюю потребность в нем. А часто ли мы встречаем детей, у которых к семи-десяти годам эта внутренняя потребность уже сформирована? Такие дети, безусловно, есть, но их мало. Чаще дети приходят на исповедь просто потому, что так хотят их родители. А ведь это предыдущий, младенческий, этапнравственногоразвития. Мы не говорим сейчас о ситуации, когда ребёнок не видит смысла именно в Церковном Таинстве Исповеди. Так часто бывает в семьях малоцерковных людей или в семьях, где один из супругов – неверующий, тогда ребёнок может быть вполне нравственно зрелым, а вот на исповедь ходить только для мамы (или папы, бабушки) Но в семьях воцерковленных людей в этом возрасте дети принимают церковные установления как сами собой разумеющиеся.И если он исповедуется главным образом потому, что так требуют родители, то это недопустимый формализм. Неудивительно, что реального … далее …

Священник анатолий гармаев этапы нравственного развития ребенка

Священник анатолий гармаев этапы нравственного развития ребенка
Священник анатолий гармаев этапы нравственного развития ребенка
Священник анатолий гармаев этапы нравственного развития ребенка

… и хотя их родители были так богаты, что могли бы купить им весь магазин с этими куклами, но мама Николь — ярая феминистка — была категорически против этих игрушек, считая их появление на рынке оскорбительным для женщин, и Николь ничего не оставалось, как украсть столь желанную куклу. Так об этом рассказывают журналисты. К сожалению, мы не знаем ни о чувствах, которые испытывала при этом будущая актриса, ни о том, как отреагировали на ее поступок родители, но нам наверняка известно, что, несмотря на этот случай, она не стала воровкой. Причины детского воровства Освоение социальных норм, нравственноеразвитиеребенка происходит под влиянием окружающих — сначала родителей, а потом и сверстников. Все зависит от шкалы предлагаемых ценностей. Если родители своевременно не объяснили своим детям разницу между понятиями «свое» и «чужое», если ребенок растет слабовольным, безответственным, не умеет сопереживать и ставить себя на место другого, то он будет демонстрировать асоциальное поведение. Ребенок, не получивший в семье навыка доверительного, интересующегося, принимающего общения, вряд ли попадет в благополучную компанию. Когда родители замечают, что их любимый ребенок, который … далее …

Священник анатолий гармаев этапы нравственного развития ребенка… и младшем школьном возрасте. В связи с этим в Синодальном отделе были подготовлены и направлены в Министерство образования и науки поправки к действующим нормативным актам. Эта тема обсуждалась и в Общественной палате Российской Федерации, где наши предложения получили поддержку. В результате, в приказ Министерства образования и науки «Об утверждении Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» были внесены изменения, следствием которых является создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей духовно-нравственное развитиеребенка,в том числе в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях, интегрирующих этот компонент в свою образовательную программу. Это позволит на практике реализовывать преемственность в воспитании детей на основе традиционных ценностей, как в дошкольном возрасте, так и в процессе их дальнейшего обучения в средней школе, с учетом введения курса ОРКСЭ в общеобразовательной школе. Для осуществления поставленных задач нужно озаботиться дальнейшим совершенствованием методических программ, наглядных пособий, дидактических игр и других вспомогательных … далее …
Священник анатолий гармаев этапы нравственного развития ребенка… о том, что происходит, чтобы спорили между собой. Тогда такой канал детям и смотреть будет интересно. А если все это будет создано взрослыми для детей, думаю, что эффект может получиться совершенно другой. Но очень важно, конечно, чтобы на таком телеканале была и своего рода цензура, то есть, чтобы не показывали то, что не соответствует той или иной возрастной категории. Есть, допустим, фильмы, на которых стоит пометка 16+ или 18+, и такие фильмы не должны показываться на этом телеканале. И новости, в том числе политические, должны подаваться таким образом, чтобы не наносить ущерб нравственномуразвитиюребенка. Потому что, к сожалению, в тех новостных программах, которые адресованы взрослым, речь идет в основном о негативе, о разного рода проблемах, катастрофах, о преступлениях, о жертвах этих преступлений. Этот негатив накапливается у человека, то есть после того, как человек просмотрит подобного рода новостную программу, у него внутри появляется больше негатива, чем до того, как он начал ее смотреть. Очень важно, если будет создаваться телеканал для детей, чтобы этого не было, чтобы было больше позитива, чтобы этот телеканал имел воспитательные, образовательные … далее …

Источник