Сущность психического развития ребенка это

Сущность психического развития ребенка это thumbnail

Ключевое понятие возрастной психологии — понятие «развитие».

Развитие — процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Развитие индивида обозначается термином «онтогенез». Он был введен немецким биологом Э. Геккелем.

Онтогенез психики означает ее непрерывное развитие от рождения до конца жизни человека. Развитие отличается качественными преобразованиями, различными изменениями, возникновением совершенно иных механизмов, структур и процессов.

Общие закономерности онтогенеза психики:

— Психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, происходящих в ходе деятельности и общения ребенка;

— Психическое развитие имеет такие признаки, как: гетерохроннисть, асинхронность, стадиальность, дифференциация и интеграция психических процессов, изменение соотношения детерминант психического развития, пластичность;

— Характеристиками стадий психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования психики и личности, ведущая деятельность;

— Для человека ведущую роль в психическом развитии играет социальный фактор.

Согласно диалектическому пониманию развитие не есть процесс только количественных изменений (увеличения или уменьшения каких-либо психических проявлений, свойств и качеств). Онопредставляет собой качественные изменения – появление новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Для них характерны следующие закономерности:

• поступательный характер, когда пройденные уже ступени как бы повторяют известные черты и свойства низших, но на более высоком уровне;

• необратимость, т. е. движение на новом уровне, где реализуются результаты предыдущего развития;

• развитие представляет собой единство борющихся противоположностей, которые являются движущей силой процесса развития. Именно разрешение внутренних противоречий приводит к новому этапу развития

Соответственно, и психическое развитие нельзя целиком сводить к тому, что с возрастом что-то увеличивается (словарный запас, объем внимания, количество запоминаемого материала и т. д.) или уменьшается (детская фантазия, импульсивность в поведении и т. д.). Развитие связано с тем, что в определенные возрастные периоды в психике появляется нечто качественно новое – это так называемые новообразования.

К таким новообразованиям относятся, например, субъективная готовность к школьному обучению детей семилетнего возраста, чувство взрослости у подростков.

Признаки психического развития:

Гетерохронность: неравномерный, волнообразный характер развития отдельных психических процессов личности. Для каждого психического свойства есть специфический период, когда он развивается наиболее интенсивно. Эти периоды — сензитивные. Например, для развития речи сензитивним является период до 2-х лет, затем возможности и темпы развития речи значительно снижаются.

Асинхронность: различные психические функции имеют разные сензитивные периоды и по продолжительности, и по возрасту их наступления.

Например, у детей ведущим процессом в психическом развитии есть память, а у младшего школьника-мышление. Л. С. Выготский об этой особенности высказался следующим образом: для дошкольников подумать означает вспомнить, а для младшего школьника вспомнить означает подумать.

Стадиальность: этапы развития имеют определенную последовательность и взаимосвязаны. Новый этап возникает на основе предыдущего и вносит свои неповторимые черты в психику ребенка. Поэтому каждая стадия имеет свою ценность и одну из них нельзя изъять из общего хода развития ребенка. Соответственно ставится задача не сократить период детства, а, наоборот, обогатить его, чтобы развитие было наиболее эффективным. Максимальное раскрытие всех возможностей возраста для психического развития ребенка А. В. Запорожец назвал амплификацией.

Дифференциация означает последовательное усложнение психики путем накопления новообразований. Так, после рождения наиболее развитым психическим процессом является ощущение, на его основе возникает восприятие, затем память, впоследствии — наглядно-действенное мышление и воображение.

Интеграция — укрепление и расширение связей между отдельными психическими образованиями — психология образования. Так, благодаря развитию свободы появляются произвольное внимание, память, управление эмоциями. Взрослый обладает всеми видами мышления, которые в онтогенезе появились последовательно.

Изменение соотношения детерминант психического развития с возрастом ребенка изменяется соотношение биологических и социальных факторов психического развития. С расширением связей ребенка с социальной средой возрастает роль социальных влияний. Меняются и сами социальные детерминанты (семья, школа, класс, друзья).

Пластичность — способность психики к переменам, с возрастом снижается. Так, ребенок до 2-3 лет может овладеть любой язык, в зависимости от социального окружения и независимо от расы или национальности. Но уже в школьном возрасте усвоение нового языка значительно усложняется. Пластичность проявляется также в компенсации определенных недостатков одних свойств усиленным развитием других. Например, ослаблены зрение или слух вызывают усиление осязания, обоняния.

Под социальной ситуацией развития понимается соотношение внешних и внутренних условий развития психики личности (Л. С. Выготский). Она определяет отношение ребенка к окружающему и требования взрослых к ребенку.

Социальная   ситуация   развития  — это “совершенно своеобразное, специфическое для каждого возраста, исключительное, единственное  и  неповторимое отношение между ребенком  и  окружающей его действительностью, прежде всего  социальной ”.

Как возрастные новообразования
выступает новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в этом возрасте и определяют преобразования в сознании ребенка, его внутренняя и внешняя жизнь. Это те позитивные достижения в психике, которые позволяют перейти к новой стадии ее развития.

Ведущая деятельность обеспечивает кардинальные линии психического развития в определенной стадии (А. Н. Леонтьев). В этой деятельности формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникают новые виды деятельности. Так, например, в предметной деятельности в раннем возрасте формируются «гордость за собственные достижения», активное вещание, складываются предпосылки для возникновения игровой и продуктивных видов деятельности.

Социальный фактор. Социальная среда является источником психического развития. В ней выделяют три компонента:

• Макросреда — общество, его социально-экономическая и политическая система;

• Мезосреда национально культурные и социально-демографические особенности населения по месту жительства ребенка;

• Микросреда — непосредственное окружение, близкие взрослые, семья.

Источник

Психическое развитие – последовательная, прогрессирующая (включающая в себя и элементы регресса) количественные и качественные изменения психических процессов, хар-ся:

1. Необратимостью (не исчезают даже если нет прикрепления)

2. Направленностью ( способность к накоплению изменений)

3. Закономерностью

Развитие реализуется в филогенезе и онтогенезе.

Отечественная психология изучает развитие личности с точки зрения 3 основных законов диалектики (науки о развитии):

1. Закон единства и борьбы противоположностей: определяет источник развития(противоречия).

Виды противоречий:

1. Противоречия между новыми потребностями и старыми формами их удовлетворения.

2. Между разумом и чувствами и др.

2.Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные: определяет сод-е развития(как идёт развитие?)

3. Отрицание отрицания: определяет направление развития. Закон говорит о том, что развитие идёт по спирали, старые формы развития отрицаются и на смену им приходят новые.

Вопрос 3.

Личность- конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная интеграция в индивиде социально-значимых черт и социальных отношений данного общества. Следовательно, личность — это любой человек, потому что все люди включены в общественные отношения. Главное в личности — не индивидуальная физическая природа, а ее социальное качество, проявляющееся в осуществляемой социальной деятельности. Следовательно, личностью человек не рождается, а становится в процессе социализации.

Социализация — это вхождение человека в общество, в различные типы социальных групп и социальных структур посредством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей. В процессе социализации формируются социально значимые качества личности, знания, навыки и умения человека. Социализацией обеспечивается, с одной стороны, самовозобновляемость общественных отношений, а с другой — комфортность жизнедеятельности индивидов и возможность самореализации личности.

В процессе социализации индивида можно выделить две фазы — социальную адаптацию и интериоризацию. Первая фаза, социальная адаптация, означает приспособление индивида к социально — экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества. Вторая фаза — это процесс включения социальных норм и условий во внутренний мир человека.

Основным фактором социализации личности выступают элементы социальной среды, с которыми взаимодействует человек.

1. Семья. Именно в ней человек получает первичные навыки человеческого поведения и воспитания.

2. Совокупность социальных институтов: детские дошкольные учреждения, школа, общественные организации, социальные общности, в пределах которых индивид реализует определенные роли и приобретает желаемые социальные статусы.

3. Культурный уровень данного общества, совокупность социальных ценностей, норм, общечеловеческих знаний, которыми человек овладевает, чтобы в соответствии с потребностями общества исполнять соответствующие роли и социальные статусы.

 Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации. Главная сфера становления, основа социального бытия человека — его трудовая деятельность и ее факторы: общественный характер труда, его предметное содержание, форма коллективной организации, общественная значимость результатов, технологический процесс труда, возможность для развития самостоятельности, инициативы, творчества.

Важной формой социализации личности является воспитание, которое осуществляется обществом, целой системой социальных институтов с целью обеспечения большей надежности, гарантированности процесса включения личности в социальные связи. В процессе воспитания общество осуществляет главную цель: формирование личности с положительными, социально значимыми качествами и поэтому отбирает средства и методы, которые способны обеспечить наибольший эффект воспитательного воздействия. Понимая воспитание в более широком смысле, можно сказать, что социализация — это есть постоянный процесс воспитания человека с самого первого дня его жизни.

Однако большое упрощение трактовать социализацию как одномерный, однонаправленный процесс воздействия социальной среды на конкретного человека, при котором индивиду отводится пассивная роль объекта воздействия. Социализация — это процесс сложного взаимодействия и взаимовлияния факторов внешней среды и внутренней активности личности.

К воздействию социальной среды человек относится избирательно, на основе сложившейся в его сознании системы ценностей, которая и выступает своеобразным ситом, через которое как бы просеиваются ее воздействия и влияния. В силу этого, именно сама индивидуальность личности, ее потребности и интересы, социальная направленность — выступают важнейшими факторами социализации личности.

Критерии развития личности:

Психическое и личностное развитие имеет определенные показатели. Его целью является психически здоровая личность.

Показатели психического и личностного развития.

Процесс психического и личностного развития характеризуется следующими основными интегральными показателями, как развитие сознания, развитие направленности личности, развитие психической структуры деятельности, развитие субъектности ребенка в различных сферах его жизнедеятельности, развитие духовности, произвольность в поведении и организации психических процессов.

Развитие сознания личности.

В процессе развития сознания как высшего уровня психического отражения и саморегуляции изменяются содержание, структура и механизмы идеального отображения ребенком действительности. Это проявляется в изменении характера умственной деятельности. Например, для дошкольников характерна перцепция (восприятие) целостных ситуаций и внешних свойствах предметов. Впоследствии они выясняют структуру предметов и явлений, выявляют взаимосвязи между ними, овладевают понятиями и системой понятий, что их отражают.

Чем выше уровень развития сознания, мышления детей, тем большее количество и более сложные понятия они усваивают и используют. О развитии сознания свидетельствует сформированность высших мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения), которые являются основой формирования и функционирования целостного интеллекта, выработка когнитивного стиля.

Развитие направленности личности.

Учитывая несформированность у детей различных потребностей, ценностных ориентаций, мотивов, можно определить их ведущую направленность, которая определяет основные особенности поведения. У одних детей она выступает как учебная направленность (хорошо учиться, выполнять требования учителей ради оценки), в других — как познавательная (интерес к решению задач, получения новых знаний, избирательное отношение к учебным предметам, предоставление преимущества не оценке, а заинтересованности занятием ). Для многих детей важные контакты с людьми, они стремятся достичь новой позиции в группе, во взаимоотношениях со взрослыми, сверстниками.

Направленность не является постоянной качеством, навсегда определяя тип личности, она меняется. Например, у младших школьников постепенно повышается значение учебной деятельности, а примерно в 6 классе — взаимоотношений с ровесниками. В процессе дальнейшего развития у них формируется система ценностей, личностных смыслов, установок, интересов, мотивов, побуждающих к различным видам деятельности. Они усваивают новую систему норм, требований, ролей.

Вопрос 4.

Факторы психического развития:

Факторы – постоянно действующие обстоятельства, которые могут либо способствовать либо препятствовать, ускорять или замедлять психическое развитие.

1. Наследственность (гены)

2. Вражднность (приобрет.человеч.зародыш в период внутриутробного развития в момент родов и на 1 году жизни): только отриц.

3. Фактор окружающей среды (социум)

4. Воспитание

5. Активность самого человека.

Источник

Психическое становления индивида, формулировка личности является биологически и социально обусловленным процессом. История предыдущего развития человека (филогенез) влияет на индивидуальное развитие (онтогенез) двумя путями — биологическим и социальным. Процесс психического развития ребенка характеризуется общими закономерностями, сохраняющиеся в течение всего онтогенеза.

Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка

Современная детская психология основывается на позиции детерминированности психического развития ребенка взаимодействием различных факторов, обстоятельств, условий, то есть биологических и социальных факторов.

Биологические факторы — совокупность природных факторов, которые влияют на Индивидуальное развитие человека как биологического организма, вызывая ее наследственные особенности.

После рождения ребенок попадает в среду людей — социум, который активно влияет на ее развитие.

Социальные факторы — совокупность факторов, произведенных общественным развитием человечества, детерминирующих поведение человека как общественного существа.

Эта концепция объясняет процесс развития человека, одновременно вказучы возможность опосредованного руководства им. Онтогенез человеческого организма определяется биологической наследственностью, онтогенез личности — социальной наследственностью. Эти две детерминанты взаимосвязаны в процессе развития ребенка.

Основные концепции психического развития ребенка

Психическое развитие является процессом необратимым, направленных и закономерных изменений, которые приводят к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований в психике и поведении человека. Основными свойствами развития, которые отличают его от всех изменений, являются:

а) необратимость — способность к накоплению изменений, «надстройки» новых изменений над предыдущими;

б) направленность — подчиненность единой, внутренне взаимосвязанной линии развития;

в) закономерность — способность к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

Также выделяют главные факторы (ведущие детерминанты) развития человека. К ним относятся:

1) наследственность -свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития;

2) среда — общественные, материальные и духовные условия существования человека;

3) активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения; система образовательный фактор взаимодействия наследственности и среды.

Наследственность влияет на индивидуальные свойства человека и является предпосылкой ее развития, среда (общество) — на социальные свойства личности; активность — на индивидуальные и социальные свойства.

Психическое развитие ребенка, превращение беспомощного младенца на личность происходит по определенным законам, которые изучает детская психология. Эта проблема является одной из самых актуальных в современной психологии. Интерес к ней имеет не только теоретическую природу, в значительной степени он вызван и педагогической практикой, требует постоянного совершенствования обучения и воспитания.

Ядром теории психического развития является раскрытие его движущих сил, выявление роли биологических и социальных факторов (наследственность, среда, обучение и воспитание) в становлении личности. В дискуссии по этим вопросам выкристаллизовались полярные взгляды представителей биологизаторского, социологизаторського направлений. Сторонники биологизатпорського направления (сельскохозяйственных Холл, Д. Сэлли, Ш. Бюзер, Д. Мэйли и др.) Исходят из признания того, что все психические особенности человека являются врожденными, смена периодов развития, возникновения различных психических процессов, свойств, качеств личности обусловлены наследственностью. Психическое развитие они рассматривают как постепенное количественное развертывание, созревание наследственных структур (способностей, интересов, черт характера), которые ребенок наследует так же, как строение тела, черты лица, форму рук и тому подобное. Появление новых качеств они отрицают.

В рамках этой концепции выделилось несколько теорий. Сторонники биогенетической теории считают, что ребенок за короткий период своей жизни преодолевает все те этапы, что и человечество в своем развитии.

Представители психоаналитической теории решающую роль отводят биологическим влечениям. По их мнению, основой творчества, как и сновидения, есть биологические поезда, человек, стесняясь, скрывает от себя, вытесняет в «сферу бессознательного» (3 Фрейд). Творчество они рассматривают как сублимацию (преобразование) невыполнимых и нереализованных в раннем детстве сексуальных, иррациональных влечений, желаний. Поэтому нужно дать выход внутренним силам ребенка.

Согласно современным биологизаторского концепций социальные формы поведения представлены в человеке особыми генами (материальными носителями наследственности), отобранными в процессе эволюции. Издавна характерными для человека трусость, ложь, эгоизм, агрессивный инстинкт, другие пороки. Мутация генов, которые являются носителями нравственности, по словам представителей биологизаторской концепции, ведет к бесчувственности (этим они объясняют преступления и другие асоциальные проявления в поведении человека).

Биологизаторского концепция является односторонней, часто используется как ширма теми, кто не хочет или не умеет воспитывать других и себя, пытается все недостатки объяснить отрицательной наследственностью, против которой человек бессилен. Она открывает простор для обоснования естественного неравенства способностей людей разных рас и национальностей. Расисты, например, считают, что представители белой расы преобладают по наследству чернокожих людей, а поэтому должны господствовать над ними. Жизнь и педагогический опыт убедительно опровергают эти утверждения, поскольку каждый ребенок, к какой бы расе или национальности он ни принадлежал, может при соответствующих условиях достичь высокого уровня развития.

Источники социологизаторського направления начаты еще в средние века теории tabula rasa, согласно которой психика человека в момент рождения является «чистой доской», однако под влиянием внешних условий, воспитания в ней постепенно возникают присущие человеку психические качества. Представителем этого направления был французский философ Клод Анри Гельвеций (1715-1771), который считал, что все люди рождаются с одинаковыми природными данными, а дальнейшая неравенство их умственных способностей и моральных качеств обусловлена неодинаковыми внешними условиями и воспитательными воздействиями. Эти утверждения были направлены против господствующих в то время концепций врожденной обусловленности психического развития, социального неравенства людей.

Одним из проявлений социологизаторськои концепции развития была распространена в 20-30-е годы XX в. социогенетичного теория, сторонники которой доказывали, что основным фактором психического развития ребенка является приспособление ее к социальной среде.

Общим для биологизаторского и социологизаторських теорий развития во взглядах на ребенка является то, что они выходят из механистической концепции развития и рассматривают ее как пассивный объект внешних воздействий, как игрушку (в одном случае в руках наследственности, в другом — социальной среды). Поэтому их невозможно взять за основу понимания закономерностей развития ребенка.

На современном этапе распространена теория конвергенции биологического и социального факторов. Согласно ей психическое развитие обусловливается взаимодействием наследственности и среды: наследственности отводится определяющая роль, среде — роль регулятора условий, в которых реализуется наследственность. Однако эта теория не имеет обоснованных объяснений случаев, когда в одной семье вырастают дети с разными характерами, имея одинаковую наследственность (однояйцевые близнецы). Современная наука убедительно доказывает, что ни наследственность, ни среда, как их понимают сторонники конвергенции двух факторов, не определяют развитие ребенка.

Источник