Субъекты социального воспитания и развития личности ребенка

Субъекты социального воспитания и развития личности ребенка thumbnail

Социальное воспитание – есть воспитание индивида в социуме, социальной среде, социальной общине в ходе его взаимодействия с ними.

Цель социального воспитания: Содействовать развитию человека как личности, реализация его способностей и возможностей в обществе, т.е. через накопление социального опыта и формирование социальной компетентности.

Задачи социального воспитания:

1. Формирование социальной компетентности;

2. Достижение социального самоопределения;

3. Достижение жизненного успеха;

4. Выживание в обществе.

Объектом социального воспитания является человек, ребенок, (процесс относительно целенаправленного и планомерного его развития в воспитательно — образовательных организациях).

Субъекты социального воспитания — конкретные люди (педагоги, социальные педагоги), социальные группы и общности, социальные организации, учебно-воспитательные учреждения.

Личность как субъект социального воспитания.

Под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Личностью не рождаются, ею становятся. Становление личности происходит в ходе ее социализации, социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе этого процесса происходит усвоение человеком социального опыта, т. е. преобразование его в собственные ценности и ориентации.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации. От рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает.

2. Стадия индивидуализации. У подростка появляется желание выделить себя среди других, развивается критическое отношение к общественным нормам поведения.

3. Стадия интеграции. У человека появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в него. Интеграция проходит благополучно, если личностные свойства человека принимаются обществом, группой. Если этого не происходит, то чаще всего встречаются следующие варианты: сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми, с обществом; изменение себя по принципу «стать как все»; конформизм, внешнее соглашательство, социальная адаптация.

4. Трудовая стадия. Охватывает весь период зрелости человека, его трудовой деятельности. Эта стадия характеризуется тем, что человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду и общество через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия. Характеризуется существенным вкладом личности в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его последующим поколениям.

Принципы социального воспитания.

1. Социальное воспитание – есть воспитание индивида в социуме, социальной среде, социальной общине в ходе его взаимодействия с ними.

Принципы воспитания (по А.В. Мудрику) – общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил и рекомендаций.

1. Принцип природосообразности (Аристотель, Я.А. Коменский, А. Дистервег. К.Д. Ушинский.) Суть: социальное воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека. Данный принцип предполагает необходимость учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка при решении задач воспитания.

2. Принцип культуросообразности (Дж. Локк, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.) Суть: социальное воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями, нормами, традициями конкретной национальной, региональной культур , не противоречащих общечеловеческим ценностям.

3. Принцип дополнительности в социальном воспитании. Суть: Предполагает подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов. Социальное воспитание рассматривается как один из факторов развития, наряду с природными, социальными, культурными факторами. Принцип дополнительности позволяет рассматривать воспитание как совокупность взаимодополняющих процессов семейного, религиозного, социального воспитания.

4. Принцип центрации социального воспитания на развитии личности. Суть: признание приоритета личности. Воспитательно-образовательные учреждения и организации, общности воспитуемых могут рассматриваться лишь как средство развития личности с признанием ее приоритета по отношению к обществу, государству, социальным институтам.

5. Принцип ориентации на социально-ценностные отношения. Суть: детям предъявляются разнообразные объекты мира с точки зрения их значимости для жизни человека.

6. Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития.

7. Принцип коллективности социального воспитания. Суть: Социальное воспитание осуществляется в коллективах различного типа, дает детям опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающим миром, создает условия для позитивного самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

8. Принцип диалогичности социального воспитания Суть: предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам воспитания как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных членов воспитательной организации), а также совместное продуцирование ценностей.

Методы социального воспитания: социально-экономические, организационные, психолого-педагогические, перевоспитание и самовоспитание, арт-терапии.

Под социальным воспитанием в его современной трактовке понимается создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с использованием всех социальных влияний и воздействий.

Методы работы социального педагога – это способы взаимодействия специалиста и подопечного с целью решения конкретной социально проблемы.

Прием – это устойчивый, зафиксированный в общей или профессиональной культуре социального педагога способ действия в определенных условиях, единичное, одноактное действие. Метод включает систему разнообразных приемов и использование различных средств (воспитание, обучение, консультирование, психолого-педагогическая помощь и поддержка, оздоровление, информирование и др.). Например, метод убеждения реализуется при помощи таких приемов, как внушение, разъяснение, анализ ситуации, беседа.

Выбор форм, методов и приемов социально-педагогической работы зависит от задач и содержания социально-педагогической деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей подопечного, его микросоциального окружения, уровня образования, адаптационных способностей, а также от профессиональной компетенции и мастерства социального педагога. Классификация методов работы социального педагога — выстроенная по определенному признаку система.

Читайте также:  Физиологическое развитие ребенка от рождения до года

Методы социального воспитания подразделяются:

I. В зависимости от того, на что они направлены: 

— формирование сознания (взглядов, оценок, понятий, суждений);

— формирование эмоциональных чувств и стремлений (мотивов, чувств, стремлений, идеалов);

— самовоспитание личности (самооценки, самоконтроля, самоорганизации);

— формирование социально-приемлемого поведения и деятельности личности, привычек, отношения с окружающими.

II. В зависимости от характера отношений воспитателя и воспитанника:

— организация деятельности;

— метод общения;

— опека;

— самореализация и индивидуальная коррекция действий.

III. В зависимости от характера влияния среды на личность:

— общение, мнение, приучение, тренировка, организация деятельности, общение-диалог, переучивание;

Классификация общих методов социально-педагогической деятельности может иметь следующую структуру:

— методы формирования сознания подопечного (объяснение, разъяснение, внушение, беседа, диспут, дискуссии, метод примера, работа с литературой и т. д.);

— методы организации деятельности и формирования позитивного социального опыта подопёчного (приучение, упражнение, требование, создание воспитывающих ситуаций, инструктаж и т.д.);

— методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения подопечного (эмоциональное воздействие, поощрение, наказание, игровые методы и т.д.)

— методы контроля эффективности социально-педагогического процесса (диагностика, анализ результатов деятельности воспитанников, социально-педагогический мониторинг, самоанализ и т. д.).

При классификации на основе функций социально-педагогической деятельности можно выделить следующие группы методов:

— социально-педагогической помощи и поддержки — психолого-педагогической коррекции;

— социальной адаптации;

— профилактики;

— реабилитации — исследовательские методы.

С учетом основных направлений профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие методы:

— диагностика социальных ценностей личности (наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, экспертная оценка, мониторинг, биографический метод и др.);

— профессиональное взаимодействие с подопечным (убеждение, внушение, информирование, консультирование, гуманизация условий учебы, труда и быта, включение в социально-полезную, трудовую деятельность, создание условий для реализации творческих возможностей личности, использование созидательного потенциала обычаев и традиций и др.);

— организация социально-педагогического процесса (организация профессионального взаимодействия со специалистами различных служб, индивидуальная, групповая, коллективная работа с подопечными;

— формирования сознания личности;

— стимулирования деятельности и поведения индивида;

— организации познавательной, практической деятельности и поведения.

социально-экономические (денежная помощь;

— установление льгот, единовременных пособий, компенсаций;

— патронаж, бытовое обслуживание и др.);

— организационно-управленческие (регламентирование, нормирование, инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требования, критики и самокритики, контроля и проверки выполнения).

Методы перевоспитания. Перевоспитание — это педагогическое воздействие, направленное на предупреждение и преодоле­ние отклонений в поведении личности.

В перевоспитании используются следующие методы:

— метод переубеждения. К нему следует хорошо подготовиться, что­бы предоставить воспитаннику достаточно убедительные аргументы;

— метод переучивания предполагает заполнение досуга воспитанника новым нравственным опытом;

— метод переключения требует вовлечения подростка в новую общественную деятельность, занятия трудом, полезным делом, спортом, туризмом;

— метод «взрыва» по А. С. Макаренко состоит в сильном психологическом воздействии на подростка, что в корне изменяет поведение личности.

Используя методы перевоспитания, социальному педагогу полезно вспомнить слова И. Г. Песталоцци: «Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним».

Метод самовоспитания. В процессе развития личности следует обратить внимание на.важность самовоспитания. Самовоспитание — это процесс сознательного преобразования человеком самого себя, своих телесных, душевных сил и свойств, социальных качеств лич­ности.

Метод мониторинга — отслеживание информации, наблюде­ние, оценка, анализ социально-педагогической ситуации.

Метод генерации настроений — метод диагностики, анализа при­чин поступка и настроения, решение проблем психического со­стояния ребенка.

Биографический метод — исследование жизненного пути вос­питанника для прогнозирования его дальнейшего развития.

Метод убеждения — эмоциональное и глубокое разъяснение сущности проблемы, анализ и выстраивание перспектив.

Метод музыкотерапии, арттерапии:

— Арт-терапия — это увлекательный, эффективный и не слишком затратный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Арт-терапия при работе с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей происходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности, меняет свою психологическую реальность.

— Музыкотерапия — это целенаправленное применение музыки или музыкальных элементов для достижения терапевтических целей, а именно, восстановления, поддержания и содействия психическому и физическому здоровью.

Источник

В процессе воспитания центральной фигурой является тот, кого воспитывают, — воспитанник. Результат воспитания – развитие личности. В психологии и педагогике существует множество подходов к определению сущности личности, но все они сводятся к пониманию личности как социального существа. Таким образом, личность – это индивид, обладающий совокупностью социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно. Развитие личности – это процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, это процесс ее духовного становления.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Читайте также:  Этапы развития ребенка по месяцам до 3 лет

Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность ребенка формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в ребенке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

1. ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Воспитание — это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации личности (в условиях специально организованной воспитательной системы), способствующий утверждению целого ряда сторон и качеств личности. К. Д. Ушинский говорил о воспитании: «Искусство воспитания имеет ту одну особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденные способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания…»[1].

Таким образом, воспитательный процесс — это широкое, многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, прежде всего взрослыми, результатом которого является утверждение определенных сторон и качеств личности.

Субъект воспитательного процесса — это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности.

Понятие «субъект» занимает важное место в педагогической науке, поскольку предполагает осознание индивида изменяющего мир. Субъект — сознательно действующее лицо. Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. И тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. Быть личностью означает быть творцом себя и окружающего мира, субъектом деятельности, общения, самосознания и созидания.

Но ребенок является и объектом воспитания. Объект воспитательного процесса — индивид, не выходящий за рамки уже реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний с целью расширить среду деятельности (табл.1).

Таблица 1

постоянному

воздействию

взрослых и

окружающей

среды

Подвергаются воздействию взрослых, общественных отношений, окружающей среды и через эти воздействия усваивают социальный опыт и информацию, необходимые в жизнедеятельности

Как субъект воспитательного процесса

Оказывают своей деятельностью, системой личностных качеств, отношениями постоянное воспитательное воздействие на детей (непосредственно, целенаправленно, вольно или невольно)

Влияет на развитие своих членов, создает благоприятные условия для развития заложенных в ребенке возможностей

Формулируя собственные мотивы и стимулы, критически реагируют на воспитательные воздействия (положительно, нейтрально или отрицательно)

Субъекты воспитательного процесса характеризуются как общими свойствами, присущими субъекту познания, деятельности, жизни вообще, так и специфическими свойствами, характерными для субъектов деятельности.

Воспитательная ситуация — основное звено воспитательного процесса, она характеризуется:

• направленностью на удовлетворение жизненных потребностей и интересов людей и естественным стимулированием их к взаимодействию;

• сосредоточенностью и проявлением в ней реально существующих в обществе социальных зависимостей;

• проявлением общественных противоречий, поиском и обнаружением путей их устранения;

• необходимостью нравственного выбора, направленности поведения;

• вовлечением в разнообразные взаимоотношения участников ВП, стимулированием их активности в проявлении жизненной позиции;

• осуществлением в результате активных взаимоотношений воспитательного воздействия[2].

2. ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ

Воспитание, с философской точки зрения, есть тот аспект взаимодействия людей, спецификой которого является постановка особых — воспитательных — задач, итогом изменение психологических характеристик личности.

Задача воспитания — организовать взаимодействие, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом. Предпосылкой деятельности воспитателя является осмысление обстоятельств, условий, ситуаций, которые он намерен включить в воспитательный процесс, прежде всего со стороны их гуманитарных характеристик, т. е. параметров актуальных отношений между людьми.

Смыслом воспитания является решение гуманитарных задач. Воспитание должно приобщить личность к языку человеческой культуры, ввести в ее силовое поле: должно помочь осознать действительность как мир человека, как взаимодействие людей, как процесс их деятельности, как совокупность ее результатов. Оно должно приучить ребенка видеть в фокусе своего выбора и своих поступков отношение к другим людям. Решая гуманитарные задачи, воспитание подводит личность к осознанию своей уникальности — специфичности существа, обладающего свободной волей и ответственностью; существа, которое может выступить причиняющей силой.

Поведение этой личности сопровождается самоанализом, самооценкой, рефлексией. Всякое отношение к человеку обретает другую ипостась — это отношение к самому себе[3].

Воспитание — это формирование личности как творца своей жизни и своей судьбы. Оно готовит человека к субъектной деятельности, вырабатывает ее психологические предпосылки. Гуманитарные задачи есть, в конечном счете, задачи нравственные. Воспитание от начала до конца, во всех проявлениях служит формированию нравственности. Решение этой задачи — глубинный смысл воспитания, ибо, не воспитав нравственность, невозможно обеспечить личностные основы человеческой жизне-деятельности.

Читайте также:  Развитие ребенка от рождения до 17 лет скачать бесплатно

С этих позиций становится совершенно неприемлемым утилитарный подход к воспитанию в советский период, когда заслугой школы считалось то, что ее выпускники отправлялись работать на пустующие, оборудованные рутинной техникой рабочие места предприятий. Отсюда и вытекали заказанные государством профориентационные задачи воспитания. Гуманистическое воспитание личности предполагает иное — формирование способности к саморазвитию, культивирование импульса к самосовершенствованию, субъектом и движущей силой которого является сама личность.

Уже в этих установках присутствует личность воспитанника. Личность воспитанника — творец самой себя. В механизмах гуманистического воспитания она выступает действенной силой. Задача стимулировать ее активность есть основная цель гуманистического воспитания. Формирование целостной, всесторонне развитой личности — цель воспитания. При описательном подходе к изучению личности личность характеризуется как совокупность определенных качеств: ответственности, доброты, деловой активности, вежливости, галантности, эмпатии, корректности, предупредительности, честности, порядочности.

Разные авторы называют разные качества, и у разных людей ядро личности получается различным. Некоторые педагоги и психологи на различных этапах развития ребенка выделяют различные ядра личности. Однако нужно выделять не качества, а процессы, протекающие в личности:

• самопознание,

• самовыражение,

• самоутверждение,

• самоопределение,

• самореализация,

• саморегуляция [4].

Образ ребенка, образ человека — эти понятия пока отсутствуют в нашей педагогике. Поэтому мы чаще имеем желаемый образ, идеал школьника, а не действительный образ. Каждый учитель видит образ ребенка только через его отношение к учению, т. е. образ ребенка-ученика. Мы видим в ребенке не субъект воспитания, а объект. Надо же видеть личность, субъект воспитания, который невозможен без описанных выше шести свойств личности.

Эта проблема настолько важна, что в западных странах возникло движение антипедагогов, которые хотят защитить ребенка от любых воспитательных воздействий. По их мнению, учитель должен дружить с детьми, но не воспитывать. У них есть антипедагогический образ ребенка и антипедагогическая модель человека. Ребенок якобы сам чувствует, что ему нужно. Он якобы не является объектом воспитательного воздействия. Антипедагогическая ассоциация в Австрии называется «Дружба с детьми». Несмотря на всю привлекательность названия, многое в ее деятельности представляется сомнительным. С точки зрения этой ассоциации, воспитание — это целенаправленное насилие, разрушающее личность ребенка.

Нашим же педагогам ближе всего идея воспитания как воздействия взрослых на детей, сотрудничества.

Воспитание — это жизнетворчество. Воспитание — это процесс идентификации личности. Если придерживаться такой позиции, то не возникнет никаких разногласий. Не может быть единых рецептов воспитания[5].

Формирование ребенка как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Таким образом, суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования. Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот — всегда уникальный и самостоятельный — путь морально-нравственного и социального развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б.Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания. // Избранные психологические труды в 2-х томах. Т.1.- М.: Высшая школа, 1980, с. 300-310.

2. Анисимов В. В. Общие основы педагогики: учебник для вузов. – М.: Просвещение, 2006.

3. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

4. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии// Избранные педагогические произведения. В 2 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1974.

5. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального // Советская педагогика. – 1984. — № 5. – С. 52-56.

[1] Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии// Избранные педагогические произведения. В 2 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1974, с. 229.

[2] Анисимов В. В. Общие основы педагогики: учебник для вузов. – М.: Просвещение, 2006., с. 54-56.

[3] Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального // Советская педагогика. – 1984. — № 5. – С. 52..

[4] Ананьев Б.Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания. // Избранные психологические труды в 2-х томах. Т.1.- М.: Высшая школа, 1980, с. 305.

[5] Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы. — Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002, с. 129.

Источник