Субъективные и объективные условия развития ребенка в семье

Субъективные и объективные условия развития ребенка в семье thumbnail

Психология развития ребенка — одна из наиболее интен­сивно разрабатываемых областей психологии, в пределах которой опубликованы десятки тысяч научных работ. Большой вклад в психологию развития внесли многие видные советские ученые – Л. С. Выготский, Б. Г. Анань­ев, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, В. Н. Мясищев, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович и другие. Глубоко изучены познавательные процессы и их развитие в детстве (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, В. В. Давыдов, Л, А. Венгер), мотивация и ее формиро­вание у ребенка (Л. И. Божович), ход развития социаль-

-17-

ной перцепции (А. А. Бодалев), моральное развитие детей (Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон), сензитивные и критические периоды в развитии (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Н. С. Лейтес), роль коллектива и вза­имоотношений в нем для развития детей (А. В. Петров­ский, Я. Л. Коломинский), влияние общения с матерью на развитие ребенка (М. И. Лисина) и многое другое. Как фундаментальная научная дисциплина психология развития ребенка лежит в основании многих областей практики, связанных с воспитанием и обучением.

Консультативная практика также опирается на до­стижения психологии развития, использует добытые нау­кой факты и закономерности. Нет никакой возможности даже очень кратко пересказать все релевантные кон­сультативной практике факты и закономерности из об­ласти детской психологии. Практические задачи консуль­тативной деятельности, однако, заставляют по-своему структурировать данные психологии развития, акценти­ровать те из них, которые непосредственно ориентируют консультативную практику. Точка зрения психолога-консультанта на данные психологии развития строится прежде всего на том, что объектом его анализа выступают различные формы неблагополучного развития и его причины. Эта точка зрения, далее, определяется двумя практическими задачами: распознать неблагополучие и его причины в данном конкретном случае и наметить, а затем и осуществить психологическое вмешательство в ход этого развития, повлиять на его причины или небла­гоприятные условия.

Психология развития ребенка показывает, что факто­ры, влияющие на становление детской психики, в одном случае способствуют, а в другом препятствуют оптималь­ному развитию личности ребенка. Так, взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей могут формировать эффективную потребностно-мотивационную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и на самого себя, и те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием могут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низко­му самоуважению, недоверию к окружающим. Такие факторы или детерминанты психического развития с точки зрения консультативной практики удобно предста­вить как расположенные на оси, заданной двумя по­люсами.

На одном полюсе группируются факторы объективные,

-18-

выступающие как предпосылки или условия развития. К таким детерминантам относятся макросоциальные фак­торы — экономический и культурный уровень общества, наличествующие системы воспитания, уровень соци­альной заботы о ребенке, этнокультурные традиции; воспитания. Другой подкласс объективных детерминант; психического развития – это микросоциальные процессы, возникающие в малых группах, включающих ребенка, — в семье, в группе детского сада или классном коллективе. Третий подкласс — это факторы соматопсихические, ко­торые хотя и заключены «внутри» ребенка, тем не менее представляют собой объективные предпосылки его раз­вития. К ним относятся наследственность, темперамент, особенности пре- и постнатального развития, болезни, перенесенные новорожденным или младенцем.

Перечисленные объективные факторы психическогого развития объединяются тем, что сам ребенок не является субъектом тех процессов, которые приводят в действие эти объективные детерминанты. Другими словами, эти процессы отвечают не нуждам данного, конкретного ре­бенка, а потребностям других людей, групп или социальных общностей или общества в целом, хотя, конечно, другие люди стараются учитывать актуальные или будущие потребности ребенка. Что касается соматопсихических факторов, то и здесь выступает еще не сам ребенок, а его организм с его особенностями, которые формирова­лись помимо потребностей, воли, действий самого ребен­ка.

Другой полюс образуют субъективные факторы, ко­торые, хотя и находятся под воздействием и в зависимос­ти от первых, составляют внутреннюю логику развития, точнее — саморазвития ребенка. Эти факторы включаютспецифику развития потребностно-мотивационной сфе­ры, особенности формирования его сознания и самосозна­ния, его поведенческого стиля.

Промежуточное положение занимают факторы, которые возникают на пересечении действия факторов объективных и субъективных, на пересечении векторов, иду­щих от ребенка как субъекта жизнедеятельности и социопредметной среды. Психологически эти факторы раскрываются в характеристиках общения и специфике взаимоотношений ребенка с другими людьми — в семьеи в других коллективах.

Обобщающие теории детского развития пытаются рассмотреть совместное действие детерминант всех трех

-19-

перечисленных типов, которое образует реальную, эмпи­рически выявляемую последовательность стадий, или этапов, развития (Е. Erikson, 1963). Для практики пси­хологической консультации такое синтетическое видение важно, но, однако, не менее необходим и аналитический подход. Действительно, выявление группы факторов, преимущественно повлиявших на возникновение нару­шений детского развития, в конкретном случае предопре­деляет и выбор одной из трех принципиальных стратегий психотерапевтической консультативной помощи: 1) центрации на родителях, их отношении к ребенку, их личност­ных чертах и мотивах, 2) центрации на самом ребенке, его внутренних проблемах, 3) центрации на взаимоотно­шениях детей и родителей, их общении.

Выделение этих трех возможных стратегий обуслов­ливает и то, что для индивидуально ориентированной психотерапевтической модели психологической помощи наибольший интерес из объективных детерминант пси­хического развития представляют те, которые так или иначе связаны с родителями, их влиянием на ребенка. Макросоциальные влияния могут быть подвергнуты коррекции в ситуации работы с конкретной отдельной семьей в наименьшей степени; а воздействия на внесемейные микросоциальные процессы требуют включения тех звеньев психологической службы, которые ориентирова­ны на работу в детских коллективах. Соматопсихические факторы, без сомнения, необходимо учитывать в ходе диагностической работы и консультирования родителей, однако их природа относится в большей мере к компетен­ции медицины. Влияние этих факторов на детское раз­витие и взаимоотношения в семье описано в отечествен­ной литературе (А. И. Захаров, Д. Н. Исаев, В. В. Лебе­динский, Э. Г. Эйдемиллер, А. Е. Личко). Таким обра­зом, первостепенный интерес с точки зрения практичес­ких задач психологической помощи семье представляют три группы детерминант: объективное влияние родителей, развитие личности самого ребенка, а также способы общения и взаимоотношения в семье.

Источник

Лаврентьева М. В.

Дошкольный
возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный
и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот
период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности,
маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов
деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание,
формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их
соподчинение. И именно в этот период наиболее важным на развитие личности
ребенка является влияние семьи и существующей в ней системы внутрисемейных, а
также детско-родительских отношений [1, с. 9].

Многие
исследователи указывают на большое влияние первого общения ребенка на его
умение в дальнейшем строить отношения с людьми. В онтогенезе первой формой
общения является эмоциональное общение, которое формируется при активном
взаимодействии матери и ребенка. Таким образом, первые взаимоотношения, в
которые вступает ребенок, являются детско-родительскими. Следовательно,
нарушения во взаимоотношениях с родителями могут привести к трудностям в
общении с другими взрослыми и сверстниками.

Рост
эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению
невротических явлений среди детей. Сокращение свободного времени родителей,
психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных
факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности,
синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом
возникающих проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на
маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто и
физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом
дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического
состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на их психическом
здоровье, установках в общении и поведении на этапе взросления. Проблема
состо-ит еще и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения
взрослых, повсеместно демонстрируя их. Следовательно, умение детей жить в
обществе сверстников и взрослых, уметь отозваться на чужие переживания, т. е.
проблема социально-эмоциональной компетентности детей является актуальной.

Объективные и субъективные факторы развития ребенка

Психология
развития ребенка показывает, что факторы, влияющие на становление детской
психики, в одном случае способствуют, а в другом препятствуют оптимальному
развитию личности ребенка. Так, взаимоотношения в родительской семье, отношение
к ребенку со стороны родителей могут формировать эффективную
потребностно-мотивационную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и на
самого себя, и те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием
могут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому
самоуважению, недоверию к окружающим. Такие факторы или детерминанты
психического развития удобно представить как расположенные на оси, заданной
двумя полюсами [2, с. 17].

На
одном полюсе группируются факторы объективные, выступающие как предпосылки или
условия развития. К таким детерминантам относятся макросоциальные факторы —
экономический и культурный yровень общества, наличествующие системы воспитания,
уровень социальной заботы о ребенке, этнокультурные традиция воспитания. Другой
подкласс объективных детерминант психического развития — это микросоциальные
процессы, возникающие в малых группах, включающих ребенка: в семье, в группе
детского сада или классном коллективе. Третий подкласс — это факторы
соматопсихические, которые хотя и заключены «внутри» ребенка, тем не
менее, представляют собой объективные предпосылки его развития. К ним относится
наследственность, темперамент, особенности пре- и постнатального развития,
болезни, перенесенные новорожденным или младенцем.

Перечисленные
объективные факторы психического развития объединяются тем, что сам ребенок не
является субъектом тех процессов, которые приводят в действие эти объективные
детерминанты. Другими словами, эти процессы отвечают не нуждам данного,
конкретного ребенка, а потребностям других людей, групп или социальных
общностей или общества в целом, хотя, конечно, другие люди стараются учитывать
актуальные или будущие потребности ребенка. Что касается соматопсихических
факторов, то и здесь выступает еще не сам ребенок, а его организм с его
особенностями, которые формировались помимо потребностей, воли, действий самого
ребенка.

Другой
полюс образуют субъективные факторы, которые, хотя и находятся под воздействием
и в зависимости от первых, составляют внутреннюю логику развития, точнее —
саморазвития ребенка. Эти факторы включают специфику развития
потребностно-мотивационной сферы, особенности формирования его сознания и
самосознания, его поведенческого стиля.

Промежуточное
положение занимают факторы, которые возникают на пересечении действия факторов
объективных и субъективных, на пересечении векторов, идущих от ребенка как
субъекта жизнедеятельности и социопредметной среды. Психологически эти факторы
раскрываются в характеристиках общения и специфике взаимоотношений ребенка с
другими людьми — в семье и в других коллективах [2, с. 18].

Обобщающие
теории детского развития пытаются рассмотреть совместное действие детерминант
всех трех перечисленных типов, которое образует реальную, эмпирически
выявляемую последовательность стадий, или этапов, развития (Е.Еrikson, 1963).
Для практики такое синтетическое видение важно, но, однако, не менее необходим
и аналитический подход. Действительно, выявление группы факторов,
преимущественно повлиявших на возникновение нарушений детского развития, в конкретном
случае предопределяет и выбор одной из трех принципиальных стратегий
психологической помощи: 1) центрации на родителях, их отношении к ребенку, их
личностных чертах и мотивах, 2) центрации на самом ребенке, его внутренних
проблемах, 3) центрации на взаимоотношениях детей и родителей, их общении.

Выделение
этих трех возможных стратегий обусловливает и то, что для индивидуальной
психологической помощи наибольший интерес из объективных детерминант
психическогo развития представляют те, которые так или иначе связаны с
родителями, их влиянием на ребенка. Макросоциальные влияния могут быть
подвергнуты коррекции в ситуации работы с конкретной отдельной семьей в
наименьшей степени; а воздействия на внесемейные микросоциальные процессы
требуют включения тех звеньев психологической службы, которые ориентированы на
работу и детских коллективах. Соматопсихические факторы, без сомнения,
необходимо учитывать в ходе диагностической работы и консультирования
родителей, однако их природа относится в большей мере к компетенции медицины.
Влияние этих факторов на детское развитие и взаимоотношения в семье описано в
отечественной литературе (А. И. Захаров, Д. Н. Исаев, В. В. Лебединский, Э. Г.
Эйдемиллер, А. Е. Личко).

Таким
образом, первостепенный интерес с точки зрения практических задач
психологической помощи семье представляют три группы детерминант: объективное
влияние родителей, развитие личности самого ребенка, а также способы общения и
взаимоотношения в семье [2, с. 19].

Список литературы

1.
Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов-на-Дону,
«Феникс», 2003.

2.
Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического
консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М., Педагогика, 1989.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.portal-slovo.ru

Дата добавления: 30.01.2007

Источник

  1. Семейное
    воспитание ребенка и его значение.

  2. Родительские
    установки, стратегии и стили воспитания.

  3. Динамика
    становления личности ребенка под
    влиянием стиля жизни семьи.

  4. Ссоциальный
    контроль в семье.

Литература.

  1. Алешина
    Ю.Е.

    Цикл развития семьи: исследования и
    проблемы // Психология семьи. Хрестоматия:
    Учеб.пособие для факультетов психологии,
    социологии, экономики и журналистики.
    Самара: Бахрах-М, 2002.

  2. Андреева
    Т.В.

    Семейная психология: Учеб.пособие.
    СПб.: Речь, 2004.

  3. Антонов
    А.И.

    Микросоциология семьи (методология
    исследования структур и процессов):
    Учеб.пособие для вузов. М., 1998.

  4. Антонов
    А.И., Борисов А.Л.

    Кризис семьи и пути его преодоления.
    М„ 1990.

  5. Антонов
    А.И., Медков В.М.

    Социология семьи. М., 2004.

  6. Аргайл
    М.

    Психология счастья: Пер. с англ. / Под
    общ.ред. М.В. Кларина. М.: Прогресс, 1990.

  7. Барнз
    Дж. Г.

    Социальная работа с семьей в Англии.
    М.: Центр общественных ценностей, 1993.

  8. Белое
    В.И.

    Лад: очерки о народной эстетике. 2-е изд.
    М.: Молодая гвардия, 1989.

  9. Берн
    Ш.

    Тендерная психология. СПб., 2001.

1. Семейное воспитание ребенка и его значение

Социокультурный
феномен семьи, ее эволюция и стагнация
(депрессия, застой), способность к
дифференциации собственного опыта
развития, удовлетворении базисных
потребностей всех членов семьи в
самоактуализации, безопасности, принятии
и одо­брении, личностном росте и
становлении — эти показатели семьи
тесно взаимосвязаны с биологическим,
психологическим и соци­альным
функционированием каждого члена семьи
и особо зна­чимы для детей и подростков.

Семья
— своеобразный коллектив, его члены,
разные по воз­расту и по профессии,
связаны узами родства, ведут общее
хо­зяйство, в котором принимают участие
и дети. Взаимоотношения членов семьи
строятся на взаимной любви и уважении,
понимании и принятии, поддержке и
взаимопомощи. Особую атмосферу в семье
создает коммуникативная культура
общения между собой всех членов семьи:
детей с родителями и прародителями,
братьев с сестрами и т.д. От уровня
взаимодействия членов семьи зави­сит
обогащение жизненного опыта детей, их
духовно-нрав­ственное становление.
В современных условиях институт семьи
рассматривается как основной в воспитании
и развитии ребенка, наряду с семьей
важную роль играют общественные и
государ­ственные учреждения (детский
сад, школа, учреждения дополни­тельного
образования и др.). Специфика воспитания
детей в се­мье состоит в том, что,
начиная с пренатального периода разви­тия
плода, первые дни, месяцы и годы жизни
ребенка считаются самыми ответственными
и трудными.

С
рождением ребенка в семье появляются
новые и сложные задачи, и одна из первых
и основных таких задач — обеспечение
физического развития и воспитания
ребенка. Это уход за ребен­ком,
своевременное и правильное питание,
прогулки, закалива­ние организма и
привитие санитарно-гигиенических
навыков. Для детей раннего возраста
важно организовывать игры с пред­метными
игрушками (качать, кормить, катать,
укладывать спать и т.д.). Эти игровые
действия вводят ребенка в мир взрослых
и совершенствуют его физические
возможности, расширяют его кругозор.

Забота
родителей в первые годы жизни ребенка
об удовлетво­рении его физических
потребностей должна сочетаться с
разви­тием его духовно-нравственного
становления. Это рассказывание сказок,
чтение книг, просмотр детских мультфильмов,
кинофиль­мов, слушание музыки,
рассматривание иллюстраций и карти­нок.

В
дошкольные годы воспитание в семье
должно быть направ­лено на формирование
культуры чувств. Это воспитание
благо­говения

(глубочайшего почтения), уважения к
родителям, стар­шим, близкого к страху
обидеть, огорчить родных и близких.
Воспитание родителями благоговения
способствует формирова­нию
послушания,

что особенно важно в современных
условиях, когда отмечается утрата таких
критериев, как «можно» и «нель­зя».
Воспитание благоговения способствует
формированию от­ношений к другому
человеку, чувств
понимания и сострадания.
Дети
с раннего возраста должны усвоить
правила: никого не оби­жай; насколько
можешь, помогай; делай добро. Семья
обязана создать условия для воспитания
у ребенка чувства
стыда,

стыд­ливости, которое свойственно
каждому человеку, чтобы еще в детстве
не дать ему заглохнуть. Важное место в
воспитании де­тей в семье занимает
культура
потребления, воздержания, са­моограничения.

Для этого необходимо формировать у
детей по­требность в соблюдении режима
дня, закаливании, выполнении обязанностей
по дому, аккуратность, умеренность в
пище. Не­обходимо уделять особое
внимание воспитанию
правдивости

у детей в семье, для этого родители,
взрослые члены семьи долж­ны быть
примером на словах и в делах, не обманывать
детей и не делать им ложных сообщений.
Воспитание чувства
воли —
это
воспитание характера. Еще А. С. Макаренко
предлагал упраж­нения для воспитания
воли и называл их «гимнастикой поведе­ния».
В современной педагогике и психологии
накоплено доста­точное количество
упражнений на воспитание воли, например,
похвалить себя за проявление волевых
усилий: не хотел — а сде­лал, не мог —
а научился и др.

Воспитание
совести

у детей в семье — это самое значительное
в формировании духовности. Совесть —
это выражение самосо­знания, это голос
внутреннего «Я», это воспитание осознанной
ответственности за себя. Н. Е. Щуркова
в своих исследованиях от­мечает, что
совесть — это основа общечеловеческой
нравствен­ности. По ее состоянию
определяется нравственность человека.
Совесть может быть: спокойной, чистой,
немощной, мертвой, «сожженной» — это
крайне опасное состояние, человек теряет
границы дозволенного, не чувствует
ответственности, теряет чув­ство
ценности мира, человека, творца. Это
приводит к порокам и преступлениям.

Родители,
взрослые в семье должны знать, что
воспитание чувств

у детей осуществляется через классическое
искусство, ко­торое присутствует в
литературе, музыке, изобразительном
ис­кусстве. Для этого необходимо
читать, обсуждать прочитанное вместе
с детьми, ходить в музеи, на выставки, в
театры, анализи­ровать увиденное,
учить видеть и восхищаться прекрасным.

Большое
место в воспитании чувств у детей
занимает
слово.
В
современных условиях неблагоговейное
отношение к слову, забвение его духовных
основ, привело к обесцениванию, деса-
крализации (обеднению) активного словаря
не только детей, но и самих взрослых.
Подтверждением этого является частое
упо­требление ненормативной лексики
взрослыми в семье, обще­ственных
местах, что служит дурным примером для
детей.

Специфические
задачи существуют в воспитании детей
в семье по тендерному (половому) признаку.
Родители должны знать, что самой природой
запрограммированы особенности поведения
муж­чин и женщин. Если последняя это
тонко чувствующая, непри­миримая к
злу, то мужчина — мужественный, способный
нести ответственность за своих близких,
защищать Родину. Как только ребенок в
раннем возрасте начинает осознавать
свое «Я», с этого начинается длинный
путь становления его как личности.
Только к 5 —7 годам у детей происходит
четкая дифференциация правил их поведения
в соответствии с нравами и обычаями той
среды, в которой находится ребенок. Дети
еще не имеют развитого опыта поведения,
многое делают неосознанно, а родители
(папа и мама) являются для них примером
для подражания, поэтому атмосфера
семейного воспитания в их детстве во
многом определит их по­ведение в
будущем, в роли мужа и жены.

С
дошкольного возраста родители обязаны
позаботиться о трудовом
воспитании своих детей, чтобы формировались
каче­ства созидателя, а не потребителя
(последнее, к великому сожа­лению, мы
сегодня наблюдаем чаще). Важно приучать
детей к са­мообслуживанию, оказанию
помощи семье по дому, хозяйству, радовать
близких своим трудом. Родители, наблюдая
за трудом своих детей с детства, их
увлечениями, наклонностями, в даль­нейшем
помогут им в выборе профессии. Воспитание
трудолю­бия у ребенка является высшим
нравственным показателем фор­мирующейся
личности.

Задача
родителей — создать в семье условия
для
умственного воспитания

и развития детей. Важно научить детей
наблюдать явления природы, сравнивать
предметы и явления, выделять сход­ное
и различное. Атмосфера интеллектуальной
жизни в семье ха- растеризуется тем, что
взрослые и дети трудятся, книга у всех
членов семьи — главный источник знаний,
есть традиция совмест­ного чтения,
просмотра телепередач. Не последнее
место в ум­ственном развитии детей
занимают современные информацион­ные
технологии. Дети быстрее, чем взрослые,
овладевают работой на компьютере,
поэтому важно, чтобы родители дозировали
вре­мя работы с ним, предлагали детям
игры развивающего характе­ра с
постоянным усложнением, где ребенок
должен проявить сме­калку, умение
анализировать. Однако без должного
контроля со стороны взрослых есть
опасность сформировать у детей
компью­терную «игроманию».

Уже
в дошкольном возрасте семья формирует
у ребенка
эсте­тическую культуру.

С раннего детства родители учат ребенка
радоваться улыбке матери, красивой
игрушке, цветку, пению птиц, красивой
музыке, интересной книжке, красивому
челове­ческому поступку. В эстетическом
воспитании важно учить детей не только
радоваться окружающей их красоте, но и
обязательно понимать и беречь ее в
природе, конкретных поступках, делах и
мыслях.

Особое
место в семейном воспитании занимает
период
под­готовки детей к школе.

Дошкольный возраст — это благодатный
период для формирования мотивации
учения. Для этого важно, чтобы ребенок
«прошел» все виды игровой деятельности:
игры с предметами, режиссерские,
сюжетно-ролевые, театрализованные
(драматизации), дидактические и др.
Происходит как бы «насы­щение» игровой
деятельностью (хотя игра будет сопровождать
его и в дальнейшей жизни), что способствует
изменению позиции ребенка. Появляются
желание идти в школу, интерес к учению,
познанию нового.

Родители
поддерживают интерес к школе: «В школе
ты узна­ешь много нового», «С первого
сентября ты начнешь трудиться, как
взрослый», «Учеба в школе — это твои
трудовые обязанно­сти». Важно уделять
внимание формированию таких качеств,
ко­торые необходимы для учебной
работы: умение доводить начатое до
конца, преодолевать встречающиеся
трудности, оценивать ка­чество работы
и ее результаты, переживать удовольствие
от вы­полненного дела, огорчаться
неудачей. Так у будущего школьни­ка
создается радостная, совершенно реальная
личностная пози­ция.

Ребенок,
идущий впервые в школу, внутренне готов
к своему новому положению и переживает
чувство гордости, что он — школьник.
Родители должны поддержать тягу ребенка
к школе, интерес к новому, неизвестному.
Что для этого необходимо сде­лать? В
первую очередь позаботиться о рабочем
месте первокласс­ника. Организовать
правильный режим дня: постоянное время
отхода ко сну и подъема, четырех-пятиразовое
питание, постоян­ное время для учебных
занятий дома, наличие свободного време­ни
для игр, занятий своим любимым делом,
прогулка на воздухе. После того как
составлен режим дня, помощь взрослых
должна выражаться в напоминании о
предстоящих делах согласно рас­порядку.
Контроль взрослых не должен быть
назойливым и по­стоянным. У ребенка
необходимо вырабатывать самостоятель­ность.
Младшие школьники очень чувствительны
к одобрению и замечаниям, поэтому
приучайте детей делиться своими успехами,
не скрывать трудностей. Показывайте
детям свою заинтересован­ность в их
успехах и желание помочь в затруднениях.

Практика
показывает, что дети легче включаются
в школьную жизнь, если в первый месяц
их школьной жизни кто-то из роди­телей
рядом, помогает войти им в новый ритм
жизни, организо­вать свою деятельность.

Итак,
внимание родителей к школьным делам
ребенка помо­жет ему осознать учение
как долг, обязанность и сформировать у
него ответственное отношение к учению.
Сумеет ли семья в пер­вый год обучения
поддержать познавательный интерес
ребенка, самостоятельность — от этого
зависят успехи его в учебном труде в
последующих классах. Задачи семьи с
ростом ребенка и переходом его из класса
в класс усложняются.

Соседние файлы в папке МЕТОДИЧКИ050400.68 1

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник