Студии раннего развития ребенок 2 3 года
Последнее время мне на почту все чаще приходят вопросы о том, когда я уже наконец опубликую план развивающих игр для детей 2 — 3 лет. Признаюсь, затянула очень сильно Поэтому несмотря на то, что у меня готовы еще не все материалы, на которые хотелось бы сослаться в этой статье, я решила все-таки больше не откладывать и опубликовать нашу программу занятий.
Сразу скажу, что это не жесткий график занятий, это своеобразный ориентир, который подскажет вам, во что поиграть с малышом, когда у вас высвободится минутка. Для меня такой план был настоящей палочкой-выручалочкой, я без него, как без рук. Программу я составляла для своей дочери, когда ей было 2 года. Постаралась охватить в программе все основные сферы развития ребенка с учетом познавательных потребностей данного периода. Все проверено на практике, разумеется
Напоминаю, что аналогичные конспекты занятий и игр на другие периоды развития можно найти здесь:
ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГРЫ И ЗАНЯТИЙ
Итак, развивающие игры для детей от 2 лет (чтобы прочитать о каждом занятии подробнее, кликайте по ссылкам):
1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков
Что нового в этом возрасте:
- Играем с прищепками (прицепляем прищепки к шаблонам, перекладываем с помощью прищепок кусочки поролона);
- Игры-моталочки;
- Делаем мыльную пену (учимся взбивать венчиком, надуваем пузыри через трубочку);
- Отыскиваем предметы в мешке на ощупь;
- Учимся упорядочивать предметы, ориентируясь одновременно на цвет и размер, либо на цвет и форму;
Пример подходящей для этого игрушки — цилиндрики (Лабиринт, My-shop, KoroBoom)
- Играем с орехами (запоминаем их названия, сортируем по видам, достаем из мешка на ощупь);
- Играем с пинцетом;
Пример детского пинцета и других полезных инструментов для развития моторики
- Играем с сенсорными коробками;
- Играем со стучалкой (с гвоздиками);
Пример стучалки: Ozon, My-shop, Babadu
- Собираем матрешку, совмещая рисунок на ее частях;
Пример матрешки: Лабиринт, My-shop, Дочки & сыночки
- Собираем пазлы из 4-20 частей;
Пример пазла: Ozon, Лабиринт, My-shop
- Находим недостающие фрагменты на самодельном пазле;
- Делаем упражнения для пальчиков с пальчиковыми игрушками;
Пример пальчиковых игрушек: Ozon, My-shop, KoroBoom
- Подбираем болты и гайки по размерам, прикручиваем;
- Подбираем ключики к замочкам;
- Выкладываем макароны/пуговицы по линиям;
- Играем с пипеткой, разливая воду по ячейкам; играем с резиновой грушей и дозатором;
Пример пипетки
- Вырезаем ножницами;
Пример тетрадей для вырезания — Kumon: Лабиринт, My-shop, Ozon
- Играем с конструкторами;
Вот здесь можно найти подборку конструкторов для детей от 2 лет; а здесь — варианты первых построек из кубиков.
- Конструируем из счетных палочек;
- Играем со шнуровкой-планшетиком;
Пример шнуровки: Ozon, KoroBoom, My-shop
- Играем с кинетическим песком;
Пример кинетического песка (Ozon, My-shop)
Уже знакомые игры:
- Строим дорожки из домино;
- Переливаем воду из одной миски в другую при помощи губки;
- Составляем картинку на кубиках-пазлах;
Пробуем варианты из 4 кубиков: Ozon, Лабиринт, My-shop
и из 9 кубиков: Ozon, Лабиринт, My-shop
- Играем с двух-трехслойными рамками-вкладышами;
Пример трехслойного и двухслойного пазлов
- Играем в рыбалку с колечками от пирамидки;
- Подбираем крышки к баночкам;
- Играем с рамками-вкладышами без фоновых картинок;
Примеры рамок: Лабиринт, My-shop, KoroBoom
- Играем в магнитную рыбалку;
Примеры рыбалок: Ozon, KoroBoom, My-shop
- Играем в мозаику;
Примеры первых мозаик: Ozon, Лабиринт, My-shop
- Открываем и закрываем коробочки с разными вариантами закрывания / защелкивания;
- Учимся открывать закрывать замочки, щеколды и т.п.;
Пример доски с замочками (My-shop, KoroBoom) или бизиборда
- Разливаем воду из чайничка по стаканчикам;
- Просеиваем крупу через ситечко;
- Режем овощи и фрукты;
Пример набора овощей (Ozon, My-shop, Лабиринт)
- Играем в лото;
- Собираем грибы / ягоды;
- Одеваем кукол, накладывая одежду;
Примеры наборов для одевания кукол (Ozon, My-shop)
- Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;
Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
- Чистим вареное яичко;
- Учимся расстегивать липучки, молнии, откручивать и закручивать крышки от бутылок;
Примеры полезных в этом деле игрушек:
Развивающий коврик своими руками
Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)
Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)
2. Лепка
- Развивающие игры с тестом;
- Лепка из пластилина. Идеи простых поделок: часть 1, часть 2.
3. Рисование
4. Аппликация
5. Настольные игры
Подборку настольных игр, подходящих для двухлеток, можно найти здесь:
НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ (ОТ 2 ЛЕТ)
6. Развитие речи
- Разучиваем пальчиковые и жестовые игры;
- Делаем ариткуляционные упражнения;
- Делаем дыхательные упражнения;
- Рассказываем вместе специальные стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов;
- Игры на развитие речи
Например:
Игра «Повторялки». Взрослый произносит слова громко, тихо или шепотом. Ребенок повторяет с соответствующей степенью громкости.
Игра «Для чего это нужно». Взрослый спрашивает зачем нужен тот или иной предмет (стол, стул, шкаф, кровать). Ребенок отвечает.
Игра «Неправильная сказка». Взрослый рассказывает какую-нибудь хорошо знакомую сказку (колобок, например) с ошибками. Ребенок исправляет и др.
7.Чтение книг
Подборки книг для чтения детям 2 лет можно найти здесь:
- СКАЗКИ И СТИХИ РУССКИХ АВТОРОВ
- СКАЗКИ И СТИХИ ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ
- РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ
- ЗИМНИЕ И НОВОГОДНИЕ КНИГИ
8. Первые уроки
- Учимся считать — играем в первые математические игры;
- Изучаем геометрические фигуры;
- Изучаем цвета;
- Играем со словами и буквами;
- Учим, кто в каком домике живет (белка — в дупле, собака — в будке, мышка — в норке и т.п.);
- Учим, кто что кушает (обезьяна — бананы, заяц — морковку, мышка — сыр и т.п.)
- Знакомимся с временами года;
- Учимся классифицировать предметы на группы (одежда, посуда, транспорт, мебель и т.п.), находить лишнее в группе предметов;
- Запоминаем названия пальчиков;
- Просматриваем карточки Домана (изучаем по ним простые факты) или другой дидактический материал, расширяющий кругозор малыша;
9. Логические игры
Например:
- Играем с логическими блоками Дьенеша;
- Выкладываем простые закономерности;
- Собираем простые узоры из кубиков Никитина «Сложи узор»
и др.
Больше логических игр можно найти в статье «Логические игры для детей 2-3 лет»
10. Сюжетно-ролевые игры
Идеи для простых сюжетных игр можно найти здесь и здесь. Примерно с 2 лет ребенку становится интересно не только наблюдать за сценками, которые вы ему показываете, но и самому в них участвовать. Поэтому предлагайте ребенку брать на себя какую-то роль во время игры. Разыгрывайте простые сказки (репка, колобок, курочка ряба и т.п.).
11. Музыкальные занятия
- Слушаем классическую музыку;
- Играем в простые подвижные музыкальные игры;
12.Двигательная активность
- Ходим по массажному коврику (Озон, My-shop);
- Учимся ходить по линии или по следам, наклеенным на полу скотчем;
- Учимся подпрыгивать вверх, стараясь коснуться предмета, находящегося чуть выше вытянутых рук;
- Учимся перепрыгивать через веревочку или препятствие шириной 10-20 см.
- Учимся стоять на одной ноге;
- Учимся ходить на носочках;
- Бросаем небольшие мячики или камушки одной рукой вдаль, бросаем мяч двумя руками из-за головы;
- Бросаем мячики в горизонтальную цель (например, корзину, стоящую на полу);
- Привыкаем делать зарядку по утрам;
- Учимся действовать по сигналу. В этом пригодятся, например, такие двигательные игры:
Игра «Светофор». Взрослый говорит «Зеленый» (или показывает зеленую карточку) — ребенок идет или изображает, что едет на машине. Взрослый говорит «Красный» (показывает красную карточку) — ребенок стоит.
Игра «Самолеты». По команде заводим моторы (вращаем руки перед грудью, говорим «р-р-р»), взлетаем (руки в стороны), идем на посадку (медленно останавливаемся, опускаем руки).
Игра «День-ночь». Когда взрослый говорит «день», ребенок бегает, когда «ночь» — замирает, «спит».
13.Развитие навыков самообслуживания
- учимся регулярно мыть руки перед едой;
- учимся класть вещи по своим местам после игры;
- учимся вытирать за собой стол и убирать рабочее место после творческих занятий;
- учимся раздеваться и одеваться;
- учимся чистить зубы, пользоваться расческой, носовым платком.
Спасибо за внимание! Всегда жду вас на страницах сайта! А также в Инстаграме, Вконтакте, Facebook.
Искренне ваша, Яна Разначенко
ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И ЗАНЯТИЙ НА ВСЕ ВОЗРАСТА
ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕНСОРНЫЕ КОРОБКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
Источник
Юлия Аверьянова
Образовательный проект «Студия раннего развития «Бибигон»
Управление образования мэрии г. Магадана
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 66»
Городской конкурс «Педагог года – 2015»
«Моя инициатива в образовании города Магадана»
Разработала: воспитатель
1 квалификационной категории
Аверьянова Юлия Владимировна
Магадан 2015
Мне не пришлось думать, какую идею я могла бы предложить образованию города Магадана. Эта мысль родилась полгода назад, я ее обдумываю и развиваю.
Прежде, чем познакомить вас с моей инициативой, я хотела бы обосновать для вас ее актуальность на примере поступления ребенка в школу и институт.
Перед поступлением ребенка в школу многие родители записывают его на подготовительные курсы, водят на дополнительные занятия. В детском саду проводят специальную диагностику готовности ребенка к школьному обучению. Это важно, потому что от успешности школьного обучения зависит эмоциональное благополучие ребенка и многое в дальнейшей судьбе человека.
К моменту окончания школы и поступлению в высшее учебное заведение подготовка еще более усиливается: с ребенком занимаются репетиторы, он ходит на курсы подготовки к ЕГЭ. Это тоже важно и необходимо, ведь речь идет о жизненном пути.
Но есть не менее важный период в жизни ребенка, когда он тоже поступает в образовательное учреждение, только это не самостоятельная, сложившаяся личность, а еще неокрепшая, нежная душа, не до конца отделившаяся от мамы. Из теплых маминых рук ребенок попадает в незнакомый, пугающий мир социума – а первым институтом социализации для ребенка 1-3 лет является, конечно, детский сад. В этот момент разыгрываются настоящие трагедии – наблюдается отказ от пищи, от общения, ребенок может плакать несколько часов, заболеть. Период адаптации индивидуален у каждого и может длиться до одного месяца! И мама страдает, в ее сознании страдания малыша многократно увеличиваются.
Как воспитатель, работающий с детьми раннего возраста, я подумала о том, что совершенно необходимо готовить ребенка к поступлению в детский сад. И делать это нужно с помощью специалистов в условиях дошкольного учреждения.
Моя инициатива в образовании города Магадана – это проект студии раннего развития «Бибигон» на базе детского сада.
Цель проекта:
Обучение родителей способам эффективного взаимодействия с ребенком и приемам развития эмоционально-волевой и познавательной сфер детей; социализация и развитие детей раннего возраста.
Задачи проекта:
— создание оптимальных условий успешной адаптации детей к детскому саду, к детскому коллективу;
— эмоциональное, познавательное и физическое развитие детей раннего возраста;
— формирование самостоятельности, активности, доброжелательного отношения к незнакомым взрослым и детям.
Название «Бибигон» я выбрала потому, что этот герой Корнея Чуковского нравится мне своей непоседливостью, любознательностью и бесстрашием,он напоминает мне моих воспитанников:
Тоненький он,
Словно прутик,
Маленький он
Лилипутик…
Он весел и ловок,
Он мал, да удал,
Другого
Такого
Я век не видал.
Такими же активными и любознательными придут выпускники студии раннего развития «Бибигон» в детский сад.
Почему студия, а не школа или что-то другое?Мне не хотелось употреблять слово школа: оно вызывает ассоциацию со строгой регламентацией деятельности и жесткой дисциплиной. Имея дело с детьми 1-3 лет, об этом не может быть и речи.
В работе с ними многое зависит от эмоционального состояния и настроения воспитанников. На первых порах многие малыши просто наблюдают за деятельностью других детей – и это уже хороший знак.
Обратимся к значению слова Студия
по словарю Ушакова Студия – это мастерская художника, скульптора.
Значение слова Студия по Ожегову: Студия — Школа, готовящая художников или актеров.
Значение слова Студия по Ефремовой: Студия — Мастерская художника, скульптора; Школа, готовящая художников, скульпторов, актеров.
В нашем же случае вольное толкование слова Студия будет таким: объединение педагогов и родителей, в котором происходит подготовка детей к поступлению в детский сад, где педагоги выступают и в роли актеров, и в роли художников, и во многих других ролях.
Итак, режим работы студии раннего развития «Бибигон» на базе дошкольного учреждения.
Предполагается, что студия «Бибигон»будет работать три раза в неделю: вторник, четверг, суббота.
С 10.30 до 11.30 – дети от 1 до 2 лет с родителями.
С 15.30 до 16.30 – дети от 2 до 3 лет с родителями
Между детьми двух и трех лет – огромная разница в развитии. Поэтому развивающая деятельность для них должна проходить отдельно.
Почему выбрано такое время? Кому-то оно может показаться неудобным.
Действительно, самым лучшим было бы проводить развивающую работу с детьми в утренние часы — самые благоприятные для детского восприятия. Однако в беседе со специалистами нашего учреждения я выяснила, что в утренние часы кабинеты, залы и специалисты заняты в основном образовательном процессе, таким образом, если говорить о реальном времени, то будет таким, если же рассуждать чисто теоретически, то желательно проведение игр и развивающих занятий в первую половину дня.
Кто принимается в студию раннего развития «Бибигон»? Дети от 1 до 3 лет — будущие воспитанники ДОУ, не посещающие детский сад, в сопровождении родителей и при наличии медицинской справки о состоянии здоровья.
Что предлагает студия «Бибигон» для адаптации ребенка к детскому саду и развития малышей?
Студия раннего развития «Бибигон» предлагает родителям и детям игровые занятия по сенсорному и познавательному развитию, конструированию, речевому развитию, продуктивной деятельности, музыкальному и физическому развитию, в ходе которых детям, не посещающим ДОУ, предоставляется широкая возможность получить социальную адаптацию в общении с другими детьми и взрослыми и раннее всестороннее развитие.
Продолжительность одного занятия: от 8 до 12 минут. При этом под словом «занятие» я подразумеваю совместную деятельность взрослого с детьми в игровой форме.Количество детей в группе: от 10 до 15.
Каким же образом предполагается организовать деятельность с детьми в студии «Бибигон» и какие условия должны быть созданы?
Я предполагаю, что развивающая работа с детьми будет проходить таким образом:
— игровое занятие познавательного характера (сенсорное развитие, познавательно-речевое развитие, развитие игровой деятельности, конструирование) – проводит педагог – психолог и воспитатель.Планируемые темы: «Большой и маленький», «Сказки о зиме», «Кошки», «Самолёты», «Всё о цветах радуги», «Кто что строит», «Семья», «Длина и ширина (широкий-узкий, длинный-короткий)», «Высота (высокий-низкий, высоко-низко) и т. д. ;
— игровое занятие по физической культуре или музыке в сюжетной форме – проводит руководитель физического воспитания или музыкальный руководитель.
Одна и та же тема дается для детей 1-2 лет и 2-3 лет с усложнением. Перерыв между разными видами деятельности – 10 минут.
Третья часть развивающей работы в студии «Бибигон» — это свободная совместная деятельность родителей с детьми в развивающей образовательной среде в присутствии воспитателя – происходит привыкание ребенка к условиям, отличающимся от домашних. Мама или папа с ребенком могут погулять в зимнем саду, автогородке, дать возможность малышу повозиться с игрушками или поиграть с ним в мяч в спортивном зале.
Особо мне хотелось бы остановиться на субботней встрече.В субботу предполагается организация творческой мастерской:первый вид деятельности — продуктивная деятельность: родителям вместе с детьми после чтения стихотворения предлагается украсить шариками из пластилина черепашку, или рисунок горошины, либо слепить ягодки для птиц. Большой интерес вызывает работа с «живым песком» — детям очень нравятся его пластичность, они ус удовольствием просто перебирают его пальчиками, развивая тактильные ощущения. Второй вид деятельности – обмен опытом между родителями, своеобразное «домашнее задание», когда одна или две мамы делятся с родителями своими находками и приемами в организации развивающей деятельности детей раннего возраста, ведь многие родители даже сами шьют развивающие игрушки своим малышам. Таким образом, происходит обратная связь и закрепление полученных навыков на занятиях в студии «Бибигон».Также в субботу для родителей запланировано проведение мастер-класса или семинара по темам: «Возрастные кризисы. Проблемы поведения», «Читаем с детьми — читаем для детей!», «Как интересно играть с картинками в книгах?» и т. д.
Бесплатной или платной должна быть данная образовательная услуга дошкольного учреждения? Совместно со специалистами нашего детского сада мы обсуждали этот вопрос, но ответа на него пока нет, он остается открытым.
Вот такую инициативу я предлагаю вашему вниманию и с благодарностью выслушаю ваши совета и пожелания.
Спасибо за внимание!
Источник
Конспекты, которые помогут даже неопытным преподавателям проводить насыщенные и весёлые занятия, используя последние наработки педагогики раннего возраста
Это новинка 2018-2019 учебного года.
- У вас будет поддержка автора конспектов, возможность задавать вопросы и обращаться с затруднениями, возникающими в процессе работы. Для этого мы запланировали пять вебинаров — два в августе и по одному в сентябре, октябре и ноябре.
- Конспекты созданы активно практикующим педагогом на основе последних научных разработок и «шлифовались» в течение нескольких лет на занятиях с детьми раннего возраста.
- Большое количество красочных и качественных рабочих листов, созданных автором специально для этой программы.
- «Неизбитое» музыкальное сопровождение, новые авторы песен, подробные «текстовки».
Эти конспекты предназначены для проведения занятий по раннему развитию с детьми от 1 года до 4 лет. Годовой курс рассчитан на 9 месяцев и разбит на три сезона: осенний, зимний и весенний.
В общей сложности в комплекте 216 конспектов.
- Для детей в возрасте 1-2 года — 72 конспекта
- Для детей в возрасте 2-3 года — 72 конспекта
- Для детей в возрасте 3-4 года — 72 конспекта