Стратегия воспитания и развития ребенка
Вопросы воспитания детей неразрывно связаны со стратегией национального развития страны и являются частью государственной политики.
Не случайно в основном документе отечественной системы образования «Законе об образовании в Российской Федерации» подчеркивается, что воспитание – это «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» (ст.2).
За многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания: семейное и общественное. Сегодня уже не ведется спор о том, какое из них важнее.
Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться ни от одной из них.
Семья и дошкольное образовательное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различие воспитательных функций, для всестороннего развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном образовательном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основной особенностью семейного воспитания является особый микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяющее его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – формирование ценностей и мировоззрения ребенка в целом.
Опубликованная 1989 году «Концепция дошкольного воспитания» (В.В.Давыдов, В.А.Петровский и др.) положила начало реформе дошкольного образования, в ней было зафиксировано, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, дополнить их воспитательную деятельность. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому очень важно создание единого пространства развития ребенка.
Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться, независимо одни от других, и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.
На современном этапе реализация законодательной базы предусматривает переосмысление и изменение содержания и форм работы с семьей. К сожалению, приходится отмечать, что современные семьи не всегда педагогически состоятельны, они остро нуждаются в квалифицированной поддержке и помощи различных специалистов. В последнее время все чаще говорят о разрушении традиционных устоев семьи, что является одной из причин кризиса в нравственной сфере современного общества. Решить имеющиеся проблемы возможно, осуществляя новые подходы при организации взаимодействия ДОУ с семьей.
Концепция дошкольного воспитания определяет понятия «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.
Большое количество мероприятий в дошкольном образовательном учреждении, и за его пределами проводятся при поддержке родителей. Активность родителей наших воспитанников проявляется уже с момента зачисления ребенка в детский сад. Взрослые всегда готовы участвовать в детско-родительских театральных спектаклях, проведении совместных праздников (как в общепринятых: Новый год, Широкая масленица, выпускной, так и в праздниках, традиционных только для нашего детского сада: «Чемодан сюрпризов», посвященного Дню смеха, «Мы равняемся на пап», посвященному Дню защитника Отечества и другие), контроле питания в ДОУ, создании странички нашего детского сада и группы в социальных сетях, экскурсиях, конкурсах, творческих выставках, собраниях и многом другом.
Принимая участие в образовательном процессе, родители повышают свою психолого-педагогическую грамотность, знакомятся со спецификой воспитания и обучения ребенка, изнутри наблюдают за деятельностью дошкольной организации. Как представители социума они часто становятся организаторами совместных мероприятий с дошкольным образовательным учреждением.
По итогам последнего анкетирования, родителями была дана высокая оценка (93%) деятельности ДОУ, что свидетельствует о динамике взаимодействия педагогического коллектива с семьей. Родители высоко оценили открытость детского сада и доступность информации о жизни детей в группах:
— 83% родителей отмечают, что дети посещают ДОУ с удовольствием,
— стиль общения педагогов с детьми устраивает 89 % родителей,
— 78% родителей ждут от детского сада всестороннего развития детей,
— 85% родителей хотят, чтобы их дети занимались дополнительно в кружках хореографии, изобразительной деятельности, спортивных секциях.
Важнейшим условием психологического комфорта для ребенка является единство и понятность требований, которые предъявляют к нему окружающие взрослые. Если в детском саду и дома эти требования, и стиль взаимодействия различны, ребенку трудно в них сориентироваться, и ребенок постепенно придет к заключению, что вести себя можно как угодно, в зависимости от того с кем, он в данный момент общается. Этот конформизм в будущем сослужит ему плохую службу, поскольку у него не сформируются твердые представления о правильном и неправильном, плохом и хорошем, одобряемом и порицаемом поведении.
Сотрудничество родителей с педагогами помогает их детям комфортнее чувствовать себя в детском саду.
Основные педагогические принципы развития личности ребенка, над освоением и реализацией которых работают в настоящее время педагоги детского сада:
1. Принимай ребенка таким, каким он есть, избегай любых выражений нетерпимости.
2. Научись видеть окружающий мир глазами ребенка.
3. Преодолей авторитаризм, научись доверять ребенку.
4. Уважай личность ребенка, относись к нему как к равному.
5. Не допускай сравнения его с другими детьми: если он что-то сделал
сегодня лучше, чем вчера, радуйся его личному росту.
6.Проявляй искреннюю заинтересованность в его действиях и будь
готовым к эмоциональной поддержке.
7. Осуждай не ребенка, а поступок, если он достоин порицания.
8. Создавай у ребенка уверенность в том, что его любят.
9. Признавай право ребенка на некоторую неумелость.
10.Отмечай и поддерживай любой успех ребенка, его стремление научиться делать что-то.
11.Категорически запрещайте детям бить и обижать других детей, давать сдачи, учите конструктивно решать все проблемы, учите договариваться. Это требование продиктовано соображениями безопасности каждого ребенка.
Реализуя идею создания единого образовательного пространства, вышеперечисленные мероприятия способствуют укреплению семьи, содействуют развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных духовно-нравственных ценностей, повышают уважение детей к семье и родителям, педагогам, старшим поколениям, а также готовят личность к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности.
Источник
Воспитание подрастающего поколения всегда было и остается одной из важнейших государственных задач. В связи с этим, в России разработана стратегия воспитания, основанная на гуманистических, социально-культурных и других принципах. При этом каждому ребенку гарантируются равные возможности и социальная справедливость.
Основная цель данной программы заключается в духовном и нравственном становлении молодежи, воспитании гражданского долга, способности каждого к полной реализации собственного потенциала на благо нашей Родины.
Основные принципы стратегии
Образование и воспитание является неотъемлемой частью социальной политики. Разработанная стратегия определяет комплекс мероприятий по воспитанию подрастающего поколения в соответствии с политическими и социально-экономическими изменениями в стране.
Воспитательный процесс выступает приоритетным направлением, основная концепция которого предполагает формирование качеств отдельной личности в соответствии с общенациональными идеалами и ценностями, деятельностью всего общества и его различных социальных групп. Следует учитывать, что воспитание тесно связано с уровнем жизни и полностью зависит от него. В благополучном обществе граждане должны быть готовы и далее реализовывать новые социально-экономические потребности общества. Поэтому в стратегии воспитания обязательно учитываются все экономические и социальные изменения, происходящие в стране.
Педагогические и психологические стороны стратегии основаны на большом отечественном опыте в сфере детского воспитания, в соответствии с современными концепциями. Здесь интегрированы различные позиции, в том числе и положительные зарубежные разработки. Реализация данных задач должна привести к качественным изменениям во всей воспитательной системе, обеспечивающей становление действительно всесторонне развитой личности.
Цели и задачи современного воспитания
В воспитательном процессе принимает непосредственное участие семья, общество и государство. Основными действующими лицами данной системы выступают дети, родители, педагогические коллективы, а также различные виды специальных образовательных и других организаций, выполняющих аналогичные функции.
Воспитание в виде социального педагогического компонента является целенаправленным процессом, направленным на развитие личности, во время которого осуществляется гуманистическое взаимодействие детей и воспитателей. Кроме того, каждый ребенок осваивает необходимые ценности, получает определенные нравственные установки, овладевает общественными моральными нормами.
В результате воспитательного воздействия ребенок нормально интегрируется в общество, осваивает нравственные нормы и отведенные ему социальные роли, путем участия в различных общественных отношениях. Таким образом, происходит постепенная социальная адаптация и автономизация личности. Это позволяет активно приспосабливаться к социальной среде, а также реализовывать собственные установки, касающиеся взаимоотношений и поведения на основании самооценки. В конечном итоге ребенок побуждается к социальной активности, он становится готовым к реальным действиям в той или иной сфере жизни и деятельности.
Главной целью стратегии является воспитание свободного, высоконравственного, ответственного и творческого гражданина, осознающего судьбу России, как свою собственную. Такой человек будет жить настоящим и будущим страны, бороться за сохранения мира, соблюдать культурные и духовные традиции многонационального государства.
На чем основана стратегия воспитания
Стратегия воспитания подрастающего поколения основывается на базовых национальных ценностях Российского государства, закрепленных в Конституции. В первую очередь, это патриотизм, заключающийся в служении Отечеству и любви к своему народу. Соблюдение социальной солидарности заключается в национальной и личной свободе, доверии к государственным и общественным институтам, проявлении по отношению к другим людям милосердия и справедливости, соблюдении достоинства и чести.
Одной из основных человеческих ценностей является семья, где прививаются понятия любви и верности, уважение и забота о родителях. Именно здесь закладываются основы будущего социального воспитания. Большую роль играет внедрение здорового образа жизни, основанного на занятиях физкультурой и спортом. Человек становится здоров не только физически. Он активно развивается в социально-психологическом и духовном плане.
Современная стратегия воспитания прочно базируется на образовании. Благодаря обучению, человек становится компетентным, приобретая знания, необходимые для всей дальнейшей жизни. Ребенок с детских лет учится уважать труд, становится настойчивым и целеустремленным, творческой и созидающей личностью.
Загрузка…
Источник
Если у вас есть дети, то вы, вероятно, заинтересованы в поиске способов взаимодействия с вашим ребенком, способных создать прочные взаимоотношения, сформировать положительное поведение и своевременно решить поведенческие проблемы.
В любом книжном магазине вы найдете бесчисленное множество советов. Однако довольно проблематично разобраться в том, какие из них действительно эффективны и применимы на практике.
Детские психологии задались целью определить лучшие стратегии воспитания, которые бы опирались на научные исследования, подтверждающие их эффективность улучшения поведения, укрепления связей между родителями и детьми и правильного реагирования на возникающие поведенческие проблемы.
Следующие семь испытанных опытным путем стратегий являются результатом их профессиональных поисков.
1. Придерживайтесь маркированной похвалы. Исследования показали, что поведение, на котором акцентируют внимание, можно усиливать. Т. е. внимание к нежелательному поведению (часто в виде выговора или наказания) усиливает такое поведение. В то же время конкретная маркированная похвала желаемого поведения способствует его закреплению и усилению. Родители не должны хвалить без разбора. Но им следует установить четкую и понятную обратную связь, указывая детям, какое именно поведение им понравилось. Маркированная похвала всегда определяет нюансы желаемого поведения и прямо связана с ним по времени.
2. Игнорируйте незначительный проступок. Если проступок был незначительным и неопасным, игнорируйте его. Игнорирование ситуаций, когда малыш бросает еду на пол или подросток хлопает дверью, и, напротив, проявление внимания к ситуациям, когда дети в уважительном тоне задают свои вопросы или вербально выражают свои эмоции, учит их тому, что именно хорошее поведение – это надежный способ привлечь к себе внимание.
3. Обучайтесь развивать своего ребенка. Понимание этапов развития ребенка, их особенностей, уязвимых моментов и положительных сторон может помочь родителям проявить осознанное внимание к определенным шагам ребенка на каждом из этих этапов и похвалить его. Например, знание того, что малышам четырехлетнего возраста хотелось бы радовать своих маленьких сверстников, поможет сделать акцент и похвалить ребенка за хорошее поведение с друзьями. В то же время понимание того, что подростки, как правило, беспокоятся и переживают об изменениях в своем теле, о своей внешности и стиле одежды, облегчит процесс игнорирования тех моментов, когда они подолгу крутятся перед зеркалом.
4. Устраивайте тайм-аут в напряженном общении. Краткие и своевременные перерывы очень эффективны, особенно когда они являются практическим инструментом в воспитательном процессе родителей, которые стараются моделировать хорошее поведение и предметно хвалят его проявления. Сохранение спокойствия (что довольно проблематично в момент совершения проступка!) в соединении с маркированной похвалой делает время перерывов в напряженном общении более эффективным.
5. Уделяйте внимание предотвращению проступков. Следите за тем, в каком состоянии находится ребенок, устал ли он или голоден. Это может предотвратить большую часть его эмоциональных кризисов. Перспективное планирование и предвидение возможных проблем наряду с обучением ребенка эффективным стратегиям решения уже возникающих проблем могут даже исключить необходимость использования перерывов.
6. Заботьтесь о себе в первую очередь. По данным многих исследований, стрессовое состояние родителей негативно сказывается на их детях. В среднем 86 % детей говорят о том, что стрессовое состояние родителей их очень беспокоит. Конечно, когда вы погружены в проблемы воспитания, перегружены требованиями на работе и в жизни в целом, может показаться, что заботиться о себе самом практически невозможно. Но все же очень важно, чтобы вы старались находить время для себя: сделать физические упражнения, заняться своим любимым хобби, пообщаться с друзьями или просто побродить по красивому парку в свое удовольствие.
7. Выделите время для ничегонеделания. Проведите время с вашим ребенком (специалисты рекомендуют отводить один час в неделю на одного ребенка), ничего не делая, но будучи с ним вместе, действуя с интересом к нему и выражая позитивные мысли и чувства. В это время не поучайте его, не спрашивайте, не исправляйте его поведение и не предлагайте альтернативные возможности. Просто будьте со своим ребенком!
Порой воспитание способно вызвать такое чувство, будто вы летите в самолете в турбулентность и грозу, а кислородная маска выпала из рук. Но, как и в самолете, при воспитании детей важно сохранять спокойствие и снова «надеть вашу кислородную маску», причем до того, как вы начнете помогать своим детям. Как только вы это сделаете, то сможете дать ребенку конкретные указания, что делать, и высказать множество положительных откликов о хорошем поведении вашего малыша.
Источник
· Создавать у ребенка уверенность в том, что его любят, о нем заботятся. Ласково и нежно разговаривать с ним, осуществляя тактильный контакт (обнимать, гладить по голове и т. п.).
· Отзываться на потребность ребенка в общении, а в случае необходимости, доброжелательно мотивировать свой отказ («Извини, я сейчас не могу это сделать, потому что должна закончить приготовление обеда)
· Заинтересованно, с вниманием и уважением относиться к вопросам, которые задает ребенок, его просьбам и жалобам. Уметь успокоить, помочь отыскать какие-то иные источники утешения
· Никогда не говорить ребенку, что его не любят. Научиться аргументировать, обращаясь к малышу, что его плохой поступок никак не влияет на отношение к нему («Ты поступил очень плохо: нагрубил бабушке, но мы любим тебя и надеемся, что ты сам поймешь, что виноват, извинишься перед ней, и впредь не будешь делать этого»).
· Не оставлять ребенка одного даже в ситуациях, когда поступок ребенка требует серьезного осуждения. Не накапливать в ребенке отрицательные эмоциональные впечатления, груз безотчетных, неосознанных обид (лучше регулярно обсуждать «критические» ситуации: кто был не прав и почему).
· Признавать право ребенка на некоторую неумелость. Обсуждать вместе с ним забавные истории, которые в связи с этим происходили раньше, а теперь вызывают улыбку.
· Категорически запрещать детям бить и обижать других ребят, животных, уничтожать насекомых, бездумно рвать траву, ломать деревья и кустарники.
· Отмечать и поддерживать любые успехи детей, их стремление научиться делать что-то, помогать оценивать достигнутые результаты.
· Никогда не выдавать детских тайн, не подшучивать над ними, в присутствии ребенка не обсуждать с педагогами и другими взрослыми и детьми его поведение.
· Уважать интересы и привязанности детей. По мере возможности предоставлять им право выбора.
· Выяснить, каким ласковым именем называли ребенка дома, и так же называть его в детском саду
· Внимательно и уважительно относиться к каждому ребенку, его потребностям, интересам, переживаниям; поддерживать инициативу в общении
· Проявлять заботу и оказывать помощь.
· Понимать самоценность каждого ребенка, его неповторимость в этом мире. Рассердившись на малыша, никогда не говорить ему, что его больше не любят. Даже в трудные минуты общения не допускать безапелляционного тона, атмосферы казарменной дисциплины в группе
· Не критиковать результаты деятельности, но в игровой или шутливой форме высказывать замечания и помогать добиваться результата.
· Чаще рассказывать детям об их реальных и возможных достижениях в игре. Во взаимоотношениях друг с другом, в рисовании, лепке, математике, музыке и т. п.
· Не допускать бездумного и жестокого отношения детей к другим ребятам, животным и растениям.
· Помогать детям осознавать свои даже самые незначительные достижения и открыто выражать радость по этому поводу.
· Обсуждать с родителями личные качества малыша и особенности его поведения только в отсутствие ребенка.
· Уважать вкусы, привычки детей и их родных и близких.
· С пониманием и уважением относиться к этическим, национальным, религиозным, нравственным проявлениям.
Источник