Стратегии воспитания в семье ребенка с нарушением в развитии

Как отмечалось выше, психофизическое развитие ребенка с нарушением слуха в большей степени определяется условиями, которые могут создать родители в семье. Именно от атмосферы в семье, от отношения к ребенку с нарушением слуха, к его дефекту, от взаимоотношений родителей друг с другом, зависит адекватность взаимодействия ребенка с социальной средой.
С.М. Хорош (1991), Е.И. Исенина (1996), Е.Г. Речицкая (2004), Г.Н. Пенин, З.А. Пономарева, О.А. Красильникова, Л.В. Кораблева (2005) выделяют различные типы родительских позиций по отношению к ребенку с проблемами в развитии и к его дефекту.
Отношение к ребенку с нарушением слуха может быть адекватным и неадекватным. Адекватным считается такое отношение, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе обучения и воспитания. Эта позиция становится необходимой предпосылкой создания в семье условий для полноценного развития ребенка. В семье создается установка на формирование с учетом возможностей ребенка тех же знаний, умений и навыков, которыми обладают и слышащие дети. При этом у ребенка воспитываются такие черты личности, которые способствуют его наилучшей адаптации в разных жизненных условиях (Хорош С.М., 1991).
По мнению В.М. Рахманова (1992) неадекватная реакция родителей по отношению к ребенку с проблемами в развитии, это защитная реакция на травмирующую ситуацию.
При неадекватном отношении родителей к ребенку с проблемами в развитии может приниматься и его дефект и он сам. Неадекватность, искаженность родительской позиции определяется тем, что родители освобождают ребенка от обязанностей, воспринимают его, как человека, нуждающегося в постоянной защите, опеке и помощи (Пенин Г.Н., Пономарева З.А., Красильникова О.А., Кораблева Л.В., 2005).
Д.Н. Исаев (1982), Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина (1991) отмечают, что в данной ситуации у родителей (чаще у матери) или близких родственников, ухаживающих за ребенком, может возникнуть чувство вины перед ним и, чрезмерно опекая его, они стараются таким образом искупить ее.
Одним из мотивом гиперопеки у родителей является латентно существующий страх несчастья с ребенком. Контролируя деятельность ребенка, исключая самостоятельность и возможность опасности, родители тем самым как бы освобождаются от постоянной тревоги (Захаров А.И., 1993). Родители, оберегая ребенка от всех трудностей, выполняя все за него, невольно внушают ему этим, что он больной и немощный (Усынина А.И., Мельникова Г.С., 1992).
М.И. Буянов (1986) считает, что такая жертвенная, безоглядная любовь приводит тому, что ребенок растет неприспособленным к жизни. В условиях гиперопеки быстро складывается эгоцентрическая позиция, которая мешает адаптации ребенка в коллективе сверстников (Хорош С.М., 1991). В данных условиях у ребенка может формироваться потребительская психология (Буткина Г.А., 1979).
Не менее опасной для становления и развития личности является противоположная позиция «безразличия»: неосознанные чувства и жизненные ценности родителей приводят к эмоциональному неприятию ребенка и его дефекта, которое проявляется в избежании общении с ним, отсутствии попыток понять, полюбить его.
По мнению Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной (1991), А.Р. Маллера (1996) и др., родителям кажется, что наличие у них ребенка с проблемами в развитии означает крах всей их жизни. Когда родители в силу своих личных качеств и убеждений не видят никаких перспектив, их убивает слово «инвалид», то у них появляется желание избавиться от ребенка.
Если оба родителя занимают указанную позицию, то они, как правило, отказываются от ребенка. Отказ может быть как юридический, так и фактический — ребенок передается на воспитание, например, бабушке, а мать и отец практически в этом не участвуют (Хорош С.М., 1991). Обычно родители, занимающие данную позицию, очень зависимы в принятии своих решений от мнения окружающих: родственников, друзей, знакомых (Сагдуллаев А.А., 1990; Хорош С.М., 1991).
Весьма сложная ситуация создается в результате «нереалистичного отношения»: родители отказываются признать, что их ребенок глухой, ставят перед ним сложные задачи (Речицкая Е.Г., 2004; Пенин Г.Н., Пономарева З.А., Красильникова О.А., Кораблева Л.В., 2005). Такой ребенок начинает чувствовать себя одиноким и несчастным, так как не может соответствовать требованиям и отвергается близкими людьми (Хорош С.М., 1991; Пономарева З.А., Логинова Е.Т., 1997).
Опасность данной позиции заключается в том, что родители относятся к ребенку как к здоровому, не принимая в расчет специфические особенности нарушения. При этом не учитывается психофизическое состояние ребенка с проблемами в развитии, так как родители не допускают мысли о том, что они его не вылечат и ребенок не станет «таким как все» (С.Д. Забрамная, 1990; С.М. Хорош, 1991). Родители ставят перед ребенком нереальные цели, завышают его возможности.
Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей, как отмечает А.И. Захаров (1988), это ведущий патогенный фактор, вызывающий нервно психическое напряжение у ребенка.
Психическое развитие ребенка тормозится при позиции, характеризующейся как «неприятие»: родители смирились с дефектом, но самого ребенка не принимают. Данная позиция родителями не осознается, а объясняется нехваткой времени, материальными проблемами и другими причинами (Хорош С.М., 1991).
При такой позиции, как отмечает Г.А. Буткина (1979), происходит эмоциональное отчуждение родителей и членов семьи по отношению к ребенку с нарушением слуха. Ребенок замыкается в своем внутреннем мире, в который он не допускает родителей, а родители и не стремятся в него проникнуть. Для таких семей характерно отсутствие живой потребности в общении друг с другом. В некоторых случаях «неприятие» доходит до безнадзорности, как правило, в семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем.
Гипоопека создает и обостряет у ребенка с проблемами в развитии чувство своей неполноценности и ничтожности. Это создает у него глубокую тревожность и заниженную самооценку (Буткина Г.А., 1979). Ребенок растет неприспособленным к жизни. Часто такое воспитание ведет к формированию асоциальных черт характера (М.И. Буянов, 1988). Если такое воспитание стабильно и длится достаточно долго, то это может привести даже к нервно-психическому заболеванию ребенка (Г.А. Буткина, 1979).
Таким образом, позиция и отношение родителей к ребенку с нарушением слуха, к его дефекту взаимосвязаны. Специалисты при работе с родителями, воспитывающих детей с нарушением слуха, должны учитывать вышеописанные реакции и типы взаимоотношений в семье.
Супруги могут придерживаться различных позиций по отношению к ребенку с нарушением слуха и его дефекту, что может привести к проблемам в семейной жизни, к конфликтам между супругами, в крайних случаях к разводу (Хорош С.М., 1991).
А.А. Сагдуллаев (1990), М.М. Семаго (1991), С.М. Хорош (1991), В.В. Ткачева (1998), Е.М. Мастюкова и А.Г. Московкина (2003) отмечают, что появление в семье ребенка с отклонением в развитии изменяет устоявшийся уклад и взаимоотношения между супругами. Пониженный фон настроения, постоянное беспокойство, раздражительность матери, полное самоотречение, сосредоточение ее внимания на ребенке, формирует у отца не проходящее чувство дискомфорта, эмоционально болезненное состояние (Мастюкова Е.М., Московкина А.Г., 2003).
В этот период брак испытывается на прочность. Многое зависит от семейной ситуации, сложившейся до рождения ребенка с проблемами в развитии. В тех случаях, когда взаимоотношения супругов и раньше были плохими, рождение больного ребенка является лишь поводом для развода (Сагдуллаев А.А., 1990).
После рождения ребенка с проблемами в развитии в семье возникает напряженность, так как родители начинают искать родственников с той или другой стороны, «ответственных» за наличие дефекта у их ребенка. Это приводит к взаимным обвинениям, недоверию, чувству вины и собственной неполноценности, а также может быть причиной дисгармонии супружеских отношений, поводом для развода и личной неприязни (Сагдуллаев А.А., 1990; Кондратов А.М., 1991).
Напряженная обстановка в семье, как отмечает Е.И. Исенина (1999), может возникнуть из-за соревнования между родителями и ближайшими родственниками за привязанность ребенка к кому-либо из них: кто лучше понимает, к кому идет малыш когда ему больно. Это может привести к чувству ущербности у одного из родителей и углублению кризиса семейной жизни.
Как отмечает Г. Юн (1987), у отцов возникает больше проблем психологического плана, особенно если ребенок с проблемами в развитии — единственный. Это связано с тем, что отец, как правило, больше поглощен мыслями, каким вырастет ребенок, что в дальнейшем ждет его. И если он не видит никаких перспектив, а жена полностью замкнулась, ушла в свой внутренний мир и при этом поглощена уходом за ребенком, то будущее ему начинает представляться совершенно беспросветным и муж может покинуть семью (Маллер А.Р., 1995, 2000).
Если семья неполная (матери — одиночки, родители находятся в разводе и т.д.), то в ней возникает функциональная пустота, когда одна из ролей необходимых для успешного функционирования семьи никем не выполняется (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999). Сагдуллаев А.А. (1990) отмечает, что реакция девочек на развод обычно легче, чем у мальчиков, для которых психологически важны сохранившиеся контакты с отцом. У детей из распавшихся семей, как правило, наблюдаются более выраженные эмоциональные нарушения и трудности межличностного общения.
Большое значение в семье с ребенком с нарушением слуха имеет поведение родителей и других членов семьи. От поведения отца во многом зависит эмоциональное состояние матери, ее душевное равновесие. Невроз у матери, пишет А.И. Захаров (1993), предшествует развитию невроза у ребенка, способствуя возникновению конфликтных отношений в семье и проблем в воспитании ребенка.
Крайне неблагоприятное влияние на семейную атмосферу и на развитие ребенка с нарушением слуха оказывают грубые, неуважительные отношения между супругами, применение физических наказаний (Сагдуллаев А.А., 1990). Наиболее благоприятное отношение складывается в тех семьях, где каждый член семьи старается лучше понять проблемы ребенка с нарушением слуха, не забывая при этом о потребностях других. Но тяжелые переживания в первоначальный период, хотя и приглушаются со временем, все же не исчезают совсем и могут обостряться в определенный период жизни семьи в связи с важными событиями (Семаго М.М., 1991; Ткачева В.В., 1998).
Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина (2003) в своих работах указывают на то, что родители должны понимать, что семья, имеющая ребенка с проблемами в развитии, переживает не один, а целую серию кризисов, обусловленных как субъективными, так и объективными причинами. При этом семьи, имеющие лучшую психологическую и социальную поддержку, преодолевают эти кризисные состояния легче (Сагдуллаев А.А., 1990).
Таким образом, анализ литературных источников показывает, что именно в семье, как целостной системы, формируется и развивается гармоничная личность, и определяются особенности взаимоотношений с окружающим миром в дальнейшем.
Рождение ребенка с проблемами в развитии кардинально изменяет жизнь семьи, родители испытывают растерянность и стресс. При этом у родителей детей с нарушением слуха формируется как адекватное, так и неадекватное отношение к ребенку и его дефекту (Хорош С.М., 1991).
Рождение ребенка с нарушением слуха изменяет взаимоотношения между супругами, влияет на увеличение негативных эмоций в семье, что приводит к угрозе ее распада. Нарушение семейных взаимоотношений негативно оказывает влияние на формирование гармоничной личности. Поэтому для данных семей очень важна поддержка общества и оказание им психолого-педагогической помощи со стороны специалистов.
Источник
Ðåàêöèè ðîäèòåëåé íà ðîæäåíèå ðåáåíêà ñ íàðóøåíèåì ñëóõà, ñòðàòåãèè âîñïèòàíèÿ è ïðîáëåìû âçàèìîîòíîøåíèé â ñåìüÿõ, èìåþùèõ òàêèõ äåòåé. Öåëè, çàäà÷è, ýòàïû ðàáîòû ñ ñåìüÿìè, âîñïèòûâàþùèõ äåòåé ñ íàðóøåíèåì ñëóõà, ôîðìû è îñîáåííîñòè ïîìîùè èì.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ý.È. Ëåîíãàðä, Å.Ã. Ñàìñîíîâà, Å.À. Èâàíîâà (1991); Ò.Â. Ïåëûìñêàÿ, Í.Ä. Øìàòêî (2003); Ë.Â. Àíäðååâà (2005) è äðóãèå àâòîðû â ñâîèõ ðàáîòàõ îòìå÷àþò íåîáõîäèìîñòü ðàííåãî íà÷àëà ðàáîòû ïî ðàçâèòèþ ñëóõîâîãî âîñïðèÿòèÿ ó äåòåé ñ íàðóøåíèåì ñëóõà â óñëîâèÿõ ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ.  ñîäåðæàíèå ðàáîòû ïî ñëóõîâîìó âîñïðèÿòèþ âõîäÿò çíàêîìñòâî ñî çâó÷àíèåì ìóçûêàëüíûõ èãðóøåê (áóáíà, çâîíêà, ñâèñòêà è äð.), ðàçëè÷åíèå è îïîçíàâàíèå íà ñëóõ çíàêîìîãî ðå÷åâîãî ìàòåðèàëà è ò.ä. (Êîðñóíñêàÿ Á.Ä., 1970).
Êàê îòìå÷àåò Ë.À. Ãîëîâ÷èö (2001), â ñåìüå äîëæíî ïðîâîäèòüñÿ òðóäîâîå è ôèçè÷åñêîå âîñïèòàíèå ðåáåíêà ñ íàðóøåíèåì ñëóõà äëÿ ïîëíîöåííîãî åãî ðàçâèòèÿ. Ôèçè÷åñêîå âîñïèòàíèå ðåáåíêà ñ íàðóøåíèåì ñëóõàâ ñåìüå âêëþ÷àåò îáó÷åíèå îñíîâíûì äâèæåíèÿì, âûïîëíåíèå îáùå ðàçâèâàþùèõ óïðàæíåíèé â ïîìåùåíèè è íà ñâåæåì âîçäóõå, ðàçâèòèå ïðîñòðàíñòâåííîé îðèåíòèðîâêè è êîîðäèíàöèè äâèæåíèé, ôîðìèðîâàíèå ïðàâèëüíîé îñàíêè, çàêàëèâàíèå, óïðàæíåíèå íà ðàçâèòèå äûõàíèÿ (óâåëè÷åíèå åìêîñòè ëåãêèõ).
Òðóäîâîå âîñïèòàíèå ðåáåíêà ñ íàðóøåíèåì ñëóõà â ñåìüå âêëþ÷àåò:
— âîñïèòàíèå ãèãèåíè÷åñêèõ íàâûêîâ è ïîâåäåíèÿ â áûòó;
õîçÿéñòâåííî áûòîâîé òðóä, íàïðàâëåííûé íà âûïîëíåíèå îïðåäåëåííûõ îáÿçàííîñòåé â ñåìüå;
ðàñøèðåíèå ïðåäñòàâëåíèé î òðóäå âçðîñëûõ,
òðóä; ïðåäïîëàãàþùèé ó÷àñòèå ðåáåíêà â ðàáîòå íà ó÷àñòêå, óõîäå çà êîìíàòíûìè ðàñòåíèÿìè;
ðó÷íîé òðóä, â ïðîöåññå êîòîðîãî äåòè ó÷àòñÿ èçãîòîâëÿòü ïîäåëêè èç áóìàãè, êàðòîíà ïðèðîäíîãî ìàòåðèàëà.
Áîëüøîå çíà÷åíèå äëÿ ýôôåêòèâíîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ñ íàðóøåíèåì ñëóõà èìååò ïðàâèëüíî ïðîäóìàííàÿ îðãàíèçàöèÿ æèçíåííîãî ïðîñòðàíñòâà (Àíäðååâà Ë.Â., 2005).
 ñâîèõ ðàáîòàõ Å.Ì. Ìàñòþêîâà, À.Ã. Ìîñêîâêèíà (1991, 2004) îòìå÷àþò, ÷òî äåòè ñ íàðóøåíèåì ñëóõà îâëàäåâàþò íîðìàìè è ïðàâèëàìè íðàâñòâåííîãî ïîâåäåíèÿ, îïèðàÿñü íà ïðèìåð ðîäèòåëåé, íà èõ âçàèìîîòíîøåíèÿ ñ íèì è äðóã ñ äðóãîì.
Ïîýòîìó äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ êóëüòóðû ïîâåäåíèÿ ðåáåíêà â îáùåñòâå, ðàçâèòèå êóëüòóðû ðå÷åâîãî îáùåíèÿ âî ìíîãîì çàâèñèò îò íðàâñòâåííîãî íîðì ïîâåäåíèÿ è îáðàçà æèçíè ðîäèòåëåé è äðóãèõ ÷ëåíîâ ñåìüè (Ïåíèí Ã.Í., Ïîíîìàðåâà Ç.À., Êðàñèëüíèêîâà Î.À., Êîðàáëåâà Ë.Â., 2005). Íàïðèìåð, äëÿ âîñïèòàíèÿ ó ðåáåíêà ñ íàðóøåíèåì ñëóõà ÷óâñòâà ïðåêðàñíîãî ðîäèòåëè ïîñåùàþò ñ íèì ìóçåè, òåàòðû, îðãàíèçóþò ýêñêóðñèè ïî èñòîðè÷åñêèì ìåñòàì, âìåñòå ïðîñìàòðèâàþò è îáñóæäàþò ôèëüìû, áåñåäóþò î ñîâìåñòíî ïðî÷èòàííûõ êíèãàõ (Àíäðååâà Ë.Â., 2005).
Òàêèì îáðàçîì, âñå âèäû äåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà â óñëîâèÿõ ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ íîñÿò ðàçâèâàþùèé õàðàêòåð è ÿâëÿþòñÿ îñíîâîé äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ ðå÷è: íàêîïëåíèÿ ñëîâàðÿ, óòî÷íåíèÿ çíà÷åíèé ñëîâ è ôðàç, ïîíèìàíèÿ è ðàçâèòèÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ðå÷è. Âåñü ðå÷åâîé ìàòåðèàë èñïîëüçóåòñÿ â îáùåíèè ñ âçðîñëûìè è äðóãèìè äåòüìè â ñâÿçè ñ íàáëþäåíèÿìè çà ïðåäìåòàìè è ÿâëåíèÿìè, èãðàìè è óïðàæíåíèÿìè, ðàçëè÷íûìè âèäàìè èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè è êîíñòðóèðîâàíèÿ. È èìåííî â ñåìüå ïðîèñõîäèò íðàâñòâåííîå âîñïèòàíèå ðåáåíêà ñ íàðóøåíèåì ñëóõà ïóòåì âïèòûâàíèÿ ïðèíÿòûõ íîðì ïîâåäåíèÿ ðîäèòåëåé.
Òàêèì îáðàçîì, àíàëèç ëèòåðàòóðíûõ èñòî÷íèêîâ ïîêàçûâàåò, ÷òî íåîáõîäèìîñòü ïñèõîëîãè÷åñêîé è êîððåêöèîííîé ðàáîòû ñ ñåìüÿìè, âîñïèòûâàþùèìè äåòåé ñ íàðóøåíèåì ñëóõà, îáúÿñíÿåòñÿ òåì, ÷òî ðîæäåíèå ðåáåíêà ñ íàðóøåíèåì ñëóõà âíîñèò îïðåäåëåííóþ íàïðÿæåííîñòü â îòíîøåíèÿ ìåæäó ñóïðóãàìè.
Ñîäåðæàíèå ïñèõîëîãî — ïåäàãîãè÷åñêîé ðàáîòû ñ ðîäèòåëÿìè, âîñïèòûâàþùèìè äåòåé ñ íàðóøåíèåì ñëóõà îïðåäåëÿåòñÿ öåëè è çàäà÷àìè, ðåøàåìûìè ïåäàãîãàìè, ñïåöèàëèñòàìè â ïðîöåññå åå ïðîâåäåíèÿ.
Îñíîâíîé öåëüþ ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè ñïåöèàëèñòîâ è ñåìüè ÿâëÿåòñÿ ïðèâëå÷åíèå ðîäèòåëåé ê àêòèâíîé, ñèñòåìàòè÷íîé êîððåêöèîííîé ðàáîòå ïî âîñïèòàíèþ è îáðàçîâàíèþ äåòåé ñ íàðóøåíèÿìè ñëóõà (Ðå÷èöêàÿ Å.Ã., 2004).
Çàêëþ÷åíèå
Ìû ðàññìîòðåëè ïðîáëåìû âîñïèòàíèÿ â ñåìüÿõ, èìåþùèõ äåòåé ñ íàðóøåíèåì ñëóõà ñ ðàçëè÷íûõ ñòîðîí: ðîëü ñåìüè â âîñïèòàíèè è ðàçâèòèè äåòåé, ðåàêöèè ðîäèòåëåé íà ïîÿâëåíèå â ñåìüå ðåáåíêà ñ íàðóøåíèåì ñëóõà è òèïû èõ îòíîøåíèé ê äåôåêòó, ôîðìû îðãàíèçàöèè êîððåêöèîííî — ïåäàãîãè÷åñêîé ðàáîòû ñ ðîäèòåëÿìè, âîñïèòûâàþùèõ äåòåé ñ íàðóøåíèåì ñëóõà.
Îáîáùàÿ âûøåñêàçàííîå, ìîæíî ñäåëàòü âûâîä, ÷òî ðåáåíîê ñ íàðóøåíèåì ñëóõà åùå áîëüøå çàâèñèì îò îêðóæàþùèõ åãî ëþäåé è, â ïåðâóþ î÷åðåäü, îò ðîäèòåëåé, ÷åì íîðìàëüíî ñëûøàùèé ðåáåíîê. Ðîäèòåëè çàáîòÿòñÿ î íåì, ñîäåéñòâóþò åãî ôèçè÷åñêîìó è äóõîâíîìó ðàçâèòèþ.
 «Ñåìåéíîì êîäåêñå Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè» íàøëè îòðàæåíèå èçìåíåíèÿ â ïîëèòè÷åñêîé è ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêîé æèçíè ñòðàíû, íåïîñðåäñòâåííî çàòðàãèâàþùèå ñîöèàëüíûå èíñòèòóòû îáùåñòâà, òàêèå, êàê áðàê è ñåìüÿ. Âåäóùàÿ òåíäåíöèÿ íîâîãî êîäåêñà — ñòðåìëåíèå ðàññìàòðèâàòü ðåáåíêà êàê ñàìîñòîÿòåëüíîãî ñóáúåêòà ïðàâà.  ñâÿçè ñ ýòèì îñíîâîïîëàãàþùèé ïðèíöèï äîêóìåíòà — îïðåäåëåíèå ïðàâîâîãî ñòàòóñà ðåáåíêà â ñåìüå, èñõîäÿ èç åãî èíòåðåñîâ, à íå èç ïðàâ è îáÿçàííîñòåé ðîäèòåëåé.  ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèì äîêóìåíòîì ðåáåíîê èìååò ïðàâî:
— æèòü è âîñïèòûâàòüñÿ â ñåìüå, çíàòü ñâîèõ ðîäèòåëåé (íàñêîëüêî ýòî âîçìîæíî);
— íà çàáîòó è âîñïèòàíèå ñâîèìè ðîäèòåëÿìè (ïðè èõ îòñóòñòâèè — äðóãèìè îòâåòñòâåííûìè çà ýòî ëèöàìè);
— íà îáåñïå÷åíèå åãî èíòåðåñîâ, âñåñòîðîííåå ðàçâèòèå è óâàæåíèå ÷åëîâå÷åñêîãî äîñòîèíñòâà (ñò. 54);
— íà îáùåíèå ñ îáîèìè ðîäèòåëÿìè è äðóãèìè ðîäñòâåííèêàìè (ñò. 55);
— íà çàùèòó åãî ïðàâ è çàêîííûõ èíòåðåñîâ (â òîì ÷èñëå ïðàâî ñàìîñòîÿòåëüíî îáðàùàòüñÿ çà èõ çàùèòîé â îðãàí îïåêè è ïîïå÷èòåëüñòâà, à ïî äîñòèæåíèè 14 ëåò — â ñóä, ñò. 56);
— íà âîçìîæíîñòü âûðàæàòü ìíåíèå ïî âñåì âîïðîñàì, êàñàþùèìñÿ åãî æèçíè (ñò. 57), èìåíè è ôàìèëèè (ñò. 58) è äð.
Äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ ãàðìîíè÷íîé ëè÷íîñòè ðåáåíêà ñ íàðóøåíèåì ñëóõà âàæíóþ ðîëü èãðàþò âûáðàííûå ðîäèòåëÿìè (ñîçíàòåëüíî èëè íåîñîçíàííî) ñòðàòåãèè âîñïèòàíèÿ â ñåìüå.
Àäåêâàòíîå îòíîøåíèå ðîäèòåëåé ê ðåáåíêó ñ íàðóøåíèåì ñëóõà âûðàæàåòñÿ â ïîëíîì ïðèíÿòèè ðåáåíêà è åãî äåôåêòà. Ïðè äàííîé ïîçèöèè ðîäèòåëè «âêëþ÷àþò» ñâîåãî ðåáåíêà â ñâîþ æèçíåííóþ ïðîãðàììó, âîñïðèíèìàþò åãî êàê çäîðîâîãî, íî èìåþùåãî îñîáåííîñòè, ñâîéñòâåííûå è äðóãèì äåòÿì.  ñåìüå ñîçäàþòñÿ óñëîâèÿ äëÿ ïîëíîöåííîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ñ íàðóøåíèåì ñëóõà.
 íåêîòîðûõ ñåìüÿõ ôîðìèðóåòñÿ íåàäåêâàòíîå îòíîøåíèå ê ðåáåíêó ñ íàðóøåíèåì ñëóõà, êîòîðîå âûðàæàåòñÿ â ãèïåðîïåêå, áåçðàçëè÷èè, íåðåàëèñòè÷íîì îòíîøåíèè ê ðåáåíêó, íåïðèÿòèå åãî è åãî äåôåêòà. Ýòî ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òî ðîäèòåëè íå ìîãóò ñàìîñòîÿòåëüíî ñïðàâèòñÿ ñî ñâîèìè ýìîöèÿìè è ïåðåæèâàíèÿìè, âîçíèêøèìè ïðè îïðåäåëåíèè ó ðåáåíêà íàðóøåíèå ñëóõà, è â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ «ïåðåêëàäûâàþò» íà íåãî ñâîå îòíîøåíèå ê ïðîáëåìå.
Ïðè íåàäåêâàòíûõ ïîçèöèÿõ ðîäèòåëåé ê ðåáåíêó ñ íàðóøåíèåì ñëóõà, âñòàåò âîïðîñ î íåîáõîäèìîñòè îêàçàíèÿ ïñèõîëîãè÷åñêîé êâàëèôèöèðîâàííîé ïîìîùè ñïåöèàëèñòîâ äàííîé ñåìüå.
Òàêèì îáðàçîì, ïóòü, ïî êîòîðîìó èäåò ðàçâèòèå ðåáåíêà ñ íàðóøåíèåì ñëóõà, îáóñëîâëåí õàðàêòåðîì è ñòåïåíüþ èìåþùåãîñÿ ó íåãî äåôåêòà è îòíîøåíèåì åãî ðîäèòåëåé ê íàëè÷èþ ó ðåáåíêà äåôåêòà è èõ ó÷àñòèåì â åãî âîñïèòàíèè, à òàêæå îòíîøåíèåì îáùåñòâà ê äàííîé ñåìüå.
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
1. Àíäðååâà Ò.Â. Ñåìåéíàÿ ïñèõîëîãèÿ: Ó÷åá. ïîñîáèå. — ÑÏá.: Ðå÷ü, 2004.
2. Àíäðååâà Ë.Â. Ñóðäîïåäàãîãèêà: Ó÷åáíèê äëÿ ñòóä. âûñø. ó÷åá. çàâåäåíèé / Ïîä íàó÷. Ðåä. Í.Ì. Íàçàðîâîé, Ò.Ã. Áîãäàíîâîé. — Ì: Èçäàòåëüñêèé öåíòð «Àêàäåìèÿ», 2005.
3. Áàëêàíñêà Í. Ïðåîäîëåíèå íåãàòèâíûõ ðåàêöèé ðîäèòåëåé äåòåé ñ íàðóøåííûì ñëóõîì — ïðåäïîñûëêà óñïåøíîé ðàííåé ïîìîùè // Ïðîáëåìû ïîäãîòîâêè êàäðîâ ïî ñïåöèàëüíîé ïåäàãîãèêå è ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèè â Ðîññèè è Áîëãàðèè íà ðóáåæå âåêîâ: ñá. íàó÷. ñòàòåé. — Ñîôèÿ — Ìîñêâà, 2001.
4. Áîãäàíîâà Ò.Ã., Ìàçóðîâà Í.Â. Âëèÿíèå âíóòðèñåìåéíûõ îòíîøåíèé íà ðàçâèòèå ëè÷íîñòè ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ // Äåôåêòîëîãèÿ. 1998. ¹3. Ñ. 41-44.
5. Áîðè÷ À. Ñåìüÿ ñ óìñòâåííî îòñòàëûì ðåáåíêîì // Äåôåêòîëîãèÿ. 1998. ¹5. Ñ. 58 -60.
6. Áóòêèíà Ã.À. Íåêîòîðûå òèïû íàðóøåíèÿ âíóòðèñåìåéíîãî îáùåíèÿ // Âîñïèòàíèå ðåáåíêà ñ íàðóøåíèåì çðåíèÿ â ñåìüå (Ñáîðíèê íàó÷íûõ òðóäîâ). Ïîä ðåä. Ë.È. Ñîëíöåâîé è Â.Ï. Åðìàêîâà. Ì., 1979. ñ. 4-11.
7. Áóÿíîâ Ì.È. Ðåáåíîê èç íåáëàãîïîëó÷íîé ñåìüè: Çàïèñêè äåò. Ïñèõèàòðà: Êí. Äëÿ ó÷èòåëåé è ðîäèòåëåé. — Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1988.
8. Âèøíåâñêèé Â.À., Âîñêðåñåíñêèé Á.À. Íåêîòîðûå àñïåêòû ìåäèêî — ïåäàãîãè÷åñêîé ðàáîòû ñ ðîäèòåëÿìè áîëüíûõ ÄÖÏ // Âîïðîñû êëèíè÷åñêîé ïñèõèàòðèè: Òåçèñû äîêëàäîâ. Êåìåðåâî, 1985.
9. Âîñïèòàíèå ðåáåíêà ñ íàðóøåíèåì çðåíèÿ â ñåìüå: Ñáîðíèê íàó÷íûõ òðóäîâ / Ïîä ðåä. Ë.È. Ñîëíöåâîé è Â.Ï. Åðìàêîâà. Ì., 1979.
10. Âîñïèòàíèå ñëåïûõ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà â ñåìüå / Íàó÷íûé ðåäàêòîð Â.À. Ôåîêòèñòîâà. Ì., 1993.
11. Ãîëîâ÷èö Ë.À. Äîøêîëüíàÿ ñóðäîïåäàãîãèêà: Âîñïèòàíèå è îáó÷åíèå äîøêîëüíèêîâ ñ íàðóøåíèÿìè ñëóõà: Ó÷åá. ïîñîáèå äëÿ ñòóä. âûñø. ó÷åá. çàâåäåíèé. — Ì.: Âëàäîñ, 2001.
12. Æóêîâà Í.Ñ., Ìàñòþêîâà Å.Ì. Åñëè âàø ðåáåíîê îòñòàåò â ðàçâèòèè. Ì.: Ìåäèöèíà, 1993.
13. Çàáðàìíàÿ Ñ.Ä. Âàø ðåáåíîê ó÷èòñÿ âî âñïîìîãàòåëüíîé øêîëå (ðàáî÷àÿ êíèãà ðîäèòåëåé). Ì: Ïåäàãîãèêà, 1990.
14. Çàõàðîâ À.È. Êàê ïðåäóïðåäèòü îòêëîíåíèÿ â ïîâåäåíèè ðåáåíêà: Êí. Äëÿ âîñïèòàòåëåé ëåò. Ñàäîâ è ðîäèòåëåé. — Ì., Ïðîñâåùåíèå, 1993.
15. Èñåíèíà Å.È. Ðîäèòåëÿì î ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè è ïîâåäåíèè ãëóõèõ äåòåé ïåðâûõ ëåò æèçíè. — Ì.: ÎÀÎ Èà Ïðîãðåññ, 1999.
16. Èííîâàöèîííûå ïîäõîäû ê îáó÷åíèþ è âîñïèòàíèþ äåòåé ñ íàðóøåííûì ñëóõîì: Ìåæâóçîâñêèé ñáîðíèê íàó÷íûõ òðóäîâ. — ÑÏá.: Îáðàçîâàíèå, 1997.
17. Êîíäðàòîâ À.Ì. Åñëè ðåáåíîê íå âèäèò. — Ì.: ÂÎÑ, 1991.
18. Êîðñóíñêàÿ Á.Ä. Âîñïèòàíèå ãëóõîãî äîøêîëüíèêà â ñåìüå. Ì., «Ïåäàãîãèêà», 1970.
19. Ëåîíãàðä Ý.È. è äð. ß íå õî÷ó ìîë÷àòü!: Èç îïûòà ðàáîòû / Ý.È. Ëåîíãàðä, Å.Ã. Ñàìñîíîâà, Å.À. Èâàíîâà.-Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1990.
20. Ìàéðàìÿí Ð.Ô. Ñåìüÿ è óìñòâåííî îòñòàëûé ðåáåíîê. Äèñ. Êàíä. Ìåä. Íàóê. Ì., 1976.
21. Ìàëëåð À.Ð. Âîñïèòàíèå ðåáåíêà ñ áîëåçíüþ Äàóíà â ñåìüå // Äåôåêòîëîãèÿ. 1986. ¹4. Ñ. 82-86.
22. Ìàëëåð À.Ð. Ïåäàãîã è ñåìüÿ ðåáåíêà — èíâàëèäà // Äåôåêòîëîãèÿ, 1995. ¹5. Ñ. 15 — 16.
23. Ìàëëåð À.Ð. Ñîöèàëüíîå âîñïèòàíèå è îáó÷åíèå äåòåé ñ îòêëîíåíèÿìè â ðàçâèòèè: Ïðàêòè÷åñêîå ïîñîáèå. — Ì.: ÀÐÊÒÈ, 2000.
24. Ìàìàé÷óê È.È. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ïîìîùü äåòÿì ñ ïðîáëåìàìè â ðàçâèòèè. — ÑÏá.: Ðå÷ü, 2001.
25. Ìàñòþêîâà Å.Ì., Ìîñêîâêèíà À.Ã. Îíè æäóò íàøåé ïîìîùè. — Ì.: Ïåäàãîãèêà, 1991.
26. Ìàñòþêîâà Å.Ì., Ìîñêîâêèíà À.Ã. Ñåìåéíîå âîñïèòàíèå äåòåé ñ îòêëîíåíèÿìè â ðàçâèòèè: Ó÷åá. Ïîñîáèå äëÿ ñòóä. âûñø. ó÷åá. çàâåäåíèé /Ïîä ðåä. Â.È. Ñåëèâåðñòîâà. — Ì.: Ãóìàíèò. èçä. öåíòð ÂËÀÄÎÑ, 2003.
27. Ìàòâååâ Â.Ô. Ïñèõè÷åñêèå íàðóøåíèÿ ïðè äåôåêòàõ çðåíèÿ è ñëóõà. Ì.: Ìåäèöèíà, 1987.
28. Ìèøèíà Ã.À. Ôîðìû îðãàíèçàöèè êîððåêöèîííî — ïåäàãîãè÷åñêîé ðàáîòû ñïåöèàëèñòà — äåôåêòîëîãà ñ ñåìüåé, âîñïèòûâàþùåé ðåáåíêà ðàííåãî âîçðàñòà ñ íàðóøåíèÿìè ïñèõîôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ (ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè) // Äåôåêòîëîãèÿ. 2001. ¹1. Ñ. 60-64.
29. Ïåíèí Ã.Í., Ïîíîìàðåâà Ç.À., Êðàñèëüíèêîâà Î.À., Êîðàáëåâà Ë.Â. Âîñïèòàíèå ó÷àùèõñÿ ñ íàðóøåíèåì ñëóõà â ñïåöèàëüíûõ (êîððåêöèîííûõ) îáðàçîâàòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ. Ó÷.ïîñîáèå / ïîä ðåä. Ïðîô. Ã.Í. Ïåíèíà è äîö. Ç.À. Ïîíîìàðåâîé. — Ñïá: ÊÀÐÎ, 2006.
30. Ðàõìàíîâ Â.Ì. Ôóíêöèîíàëüíûå ðàññòðîéñòâà ñëóõà è ðîëü ïñèõîòåðàïèè â èõ óñòðàíåíèè // Ïñèõîòåðàïèÿ â äåôåêòîëîãèè: Êí. Äëÿ ó÷èòåëÿ / Á.È. Àéçåíáåðã, Ë.Ç. Àðóòþíÿí, Í.À. Áàðûøíèêîâà è äð.; Ñîñò. Í.Ï. Âàéçìàí. — Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1992.
31. Ñàãäóëëàåâ À.À. Î ïðîáëåìàõ îòíîøåíèé â ñåìüÿõ, èìåþùèõ äåòåé ñ îòêëîíåíèÿìè â ðàçâèòèè // Äåôåêòîëîãèÿ. 1990. ¹4. Ñ. 75-79.
32. Ñåìàãî Ì.Ì. Ïñèõîëîãè÷åñêèå è êîãíèòèâíûå äåòåðìèíàíòû ñåìüè â ïðîöåññå ìåäèêî — ãåíåòè÷åñêîãî êîíñóëüòèðîâàíèÿ (îáçîð çàðóáåæíîé ëèòåðàòóðû) // Äåôåêòîëîãèÿ. 1991. ¹2. Ñ. 80-87.
33. Ñóðäîïåäàãîãèêà: ó÷åáíèê äëÿ ñòóä. âûñø. ïåä. ó÷åá. çàâåäåíèé /ïîä ðåä. Å.Ã. Ðå÷èöêîé. — Ì.: Ãóìàíèòàð. Èçä. Öåíòð ÂËÀÄÎÑ, 2004.
34. Òàùåâà À.È. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ñåìåé ñ äåòüìè-èíâàëèäàìè // Âåñòíèê ïñèõîñîöèàëüíîé è êîððåêöèîííî — ðåàáèëèòàöèîííîé ðàáîòû, 1998. ¹3. Ñ. 19-24.
35. Òêà÷åâà Â.Â. Ê âîïðîñó î ñîçäàíèè ñèñòåìû ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé ïîìîùè ñåìüå, âîñïèòûâàþùåé ðåáåíêà ñ îòêëîíåíèÿìè â ðàçâèòèè // Äåôåêòîëîãèÿ. 1999. ¹3. Ñ. 30-36.
36. Óñûíèíà À.È., Ìåëüíèêîâà Ã.Ñ. Åñëè â ñåìüå «îñîáûé ðåáåíîê» (Äåôåêòîëîãè ñîâåòóþò ðîäèòåëÿì). ÑÏá.: Èçä-âî Ôîëèóì, 1992.
37. Õàð÷åâ À.Ã. Áðàê è ñåìüÿ â ÑÑÑÐ. Ì., 1979.
38. Õîðîø Ñ.Ì. Âëèÿíèå ïîçèöèè ðîäèòåëåé íà ðàííåå ðàçâèòèå ñëåïîãî ðåáåíêà // Äåôåêòîëîãèÿ. 1991. ¹3. Ñ. 88-93.
39. ×àðîâà Î.Á. Îñîáåííîñòè ðîäèòåëüñêîãî îòíîøåíèÿ ê äåòÿì ñ íàðóøåíèåì èíòåëëåêòà // Âçàèìîäåéñòâèå äåôåêòîëîãà, ó÷èòåëÿ, âîñïèòàòåëÿ è ñåìüè â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè ðåáåíêà. Ñáîðíèê íàó÷íûõ ñòàòåé. — Îðåë, 1999. Ñ. 188-189, 194 — 195.
40. Ýéäåìèëëåð Ý.Ã., Þñòèöêèñ Â. Ïñèõîëîãèÿ è ïñèõîòåðàïèÿ ñåìüè. — ÑÏá.: Èçäàòåëüñòâî «Ïèòåð», 1999.
41. Þí Ã. Äåòè ñ îòêëîíåíèÿìè. Ðîäèòåëè î ñâîèõ äåòÿõ. — Êèøèíåâ: Øòèèíöà, 1987.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник