Стишки для развития моторики ребенка

Стишки для развития моторики ребенка thumbnail

Пальчиковые игры для малышей до года

Ни для кого не секрет, что развивать мелкую моторику малыша чрезвычайно важно. Учеными уже давно установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому стимулируя движения пальцев и рук малыша, мы здорово способствуем развитию речи. Вот почему пальчиковые игры так ценятся педагогами и широко используются при занятиях с детьми.

Помимо огромного влияния на развитие речи, пальчиковые игры помогают развить координацию, внимание, память ребенка, способность сосредотачиваться, а также помогают развивать воображение (попробуйте-ка сразу понять, что руки, сложенные уголком над головой, — это крыша, а если помахать руками, то ты тут же превращаешься в бабочку). Ну и, конечно, пальчиковые игры дарят ребенку и маме целую бурю положительных эмоций, обогащают их общение яркими красками.

В этой статье я хочу представить вам свою подборку пальчиковых игр, которые лучше всего подходят для малышей с 6 месяцев до 1 года. Кроме того, в статье вы найдете стишки, которые помогут вашему малышу весело и быстро изучить основные части лица и тела. Мы с дочкой всегда с удовольствием играли под эти веселые стишки. И еще эти игры здорово помогали мне развлечь дочь во время автомобильных поездок.

Поначалу вы можете руками малыша сами делать необходимые движения, но вскоре он будет справляться и без вашей помощи. Также хочется заметить, что не стоит подолгу заниматься пальчиковыми играми, нужно заканчивать раньше, чем ребенку надоест игра (обычно не больше 5-8 минут).

Пальчиковые игры для малышей от 6 месяцев

Ладушки, ладушки! (хлопаем в ладоши)
Где были? У бабушки!
Что ели? Кашку!
Что пили? Бражку.
Кашка сладенька,
Брашка молоденька.
Попили, поели,
Кши-кши, полетели! (машем руками)
На головку сели! (прикладываем руки к голове)
Сели, посидели,
И опять улетели! (опять машем руками)

***

Молоточком я стучу, (стучим кулачком по кулачку)
Дом построить я хочу. (руки складываем над головой, изображая «крышу»)
Строю я высокий дом! (поднимаем ручки вверх)
Буду жить я в доме том! (снова складываем руки над головой, изображая «крышу»)

***

На дверях висел замок, (сцепляем пальчики в замок (если не получается, просто кладем кулачок к кулачку) и машем вверх-вниз)
Кто его открыть бы смог?
Мы ломали, мы крутили, (вертим сцепленными в замок ручками)
Били, били (трясем руками, не  расцепляя пальцев)
И открыли! (разводим ручки)

***

Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)
Летели комарики. (складываем пальцы щепоткой)
Вились, вились, (показываем как летят)
В носик вцепились! (мама дотрагивается до носа малыша, вариант – в ручку, в ножку…)

***

Строим, строим, строим дом, (кладем попеременно свою руку и ручку малыша, потом опять свою и малыша)
Кубик к кубику кладем.
Вот дорога, вот гараж, (проводим пальчиками по телу ребенка, прокладывая какой-то «маршрут»)
Вот построен домик наш. (соединяем ладошки над головой, изображая крышу)

***

Ладошки вверх, (руки поднимаем вверх)
Ладошки вниз, (руки опускаем вниз)
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок. (сжимаем руки в кулаки)

Стихи для изучения частей тела и лица

Произнося строки стихотворений, прикасайтесь к соответствующем частям тела малыша, либо показывайте на своем теле. Лучше делать то так, то так, чтобы ассоциации в голове малыша не ограничивались каким-то одним опытом.

Для чего дочурке ножки?
Чтобы бегать по дорожке!
Для чего дочурке ушки?
Чтобы слушать погремушки!
Для чего дочурке ротик?
Чтоб у мамы молоко пить!
Для чего дочурке глазки?
Чтоб смотреть на мира краски!
Для чего дочурке спинка?
Чтоб валяться на простынке!
Для чего дочурке попа?
Чтоб ее ладошкой хлопать!
Для чего родилась дочка?
Чтобы маму радовать! (целуем, обнимаем малыша)

***

Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать,
А ушки слушать
Глазоньки – моргать, моргать
Ручки – все хватать, хватать.

***

Жил был зайчик
Длинные ушки,
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик!
И поехал греться
К ребятишкам в гости!

***

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Куда бежите, ножки?
Куда бежите, ножки?
По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
Во зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.

***

Вот лежат в кроватке
Розовые пятки
Чьи это пятки
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!

***

Это глазки, чтобы видеть.
Это носик, чтоб дышать.
Это ушки, чтобы слышать.
Это ножки, чтоб бежать.
Это ручки, чтобы маму
Очень крепко обнимать.

***

Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Еще немного стишков для веселого и яркого общения с малышом

Игровой массаж

Собака на кухне пироги печет. (глубокое разминание спинки ладонями)
Кот в углу сухари толчет. (постукивание по спинке)
Кошка в окошке платье шьет. (пощипывание)
Курочка в сапожках избушку метет. (поглаживание)

***

Придет киска неспеша
И погладит малыша.
«Мяу-мяу, — скажет киска, —
Наша детка хороша!»

***

Едем-едем на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго:
Ав-ав-ав,
Гав-гав-гав.

***

Еду-еду
К бабе, к деду
На лошадке
В красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг… в ямку
Бух!

***

Расти, Тая, выше,
До хором, до крыши.
Расти, не бАлуй,
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины
Да с дом вышины!

***

Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные
Все такие нужные!

***

Застучали ножки
По ровненькой дорожке,
Застучали много раз –
Будет весело у нас.
Кулачком сильнее бей,
Только ручки не жалей,
Постучим мы кулачком
И покружимся волчком.

***

Шла коза по мостику
И болтала хвостиком,
Зацепилась за перила –
Прямо в речку угодила!

***

Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод!

***

На лужайке по ромашкам
Жук летел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.

Также обратите внимание на следующие статьи. В них вы также найдете много замечательных стишков, которые помогут интересно общаться с малышом до года и чуть старше.

Стихи и потешки для малышей

СТИХИ И ПОТЕШКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ

Пальчиковые игры для малышей от 1 года

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ОТ 1 ГОДА

Буду рада, если вы поделитесь своим мнением о пальчиковых играх и расскажите о том, как проходят ваши занятия с малышом. И обязательно поделитесь своими любимыми пальчиковыми играми! Будем расширять коллекцию! Читайте также:

Книги для детей до года

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО ГОДА — ПОДБОРКА

Искренне ваша, Яна Разначенко.

Источник

СТИХИ И ПОТЕШКИ

для развития мелкой моторики

Солнышко

Свети, свети, солнышко

(поднимите руки с растопыренными веером пальцами, ладони поверните к себе),

На зеленое полюшко

(указательным пальцем правой руки загните большой палец на левой руке),

На белую пшеницу

(тем же пальчиком по очереди загните остальные пальцы левой руки),

На чистую водицу,

На наш садочек,

На аленький цветочек.

Улитка

Тук-тук, улитка

(левую руку сожмите в кулак и положите на стол, изображая улитку, правой рукой, также сжатой в кулак, стучите по левой,),

Высуни рога

(из левого кулачка высовываются, слегка шевелясь, указательный и средний пальцы — «рог<span lang=«EN-US» xml:lang=«EN-US»>a»);

Дам тебе я хлеба

(протяните вперед ладони обеих рук)

И кринку молока

(сложите ладони чашечкой).

Во сыром бору

Во сыром бору — елонька

(пальчиковая игра «Елка»),

Под елонькой — травонька

(поднимите ладони вертикально и слегка пошевелите пальцами),

На травоньке — цветики

(пальчиковая игра «Цветок»).

По травоньке — тропонька

(положите на стол левую руку),

По тропоньке идет Катенька

(указательный и средний пальцы правой руки «шагают» по левой руке от кончиков пальцев до локтя.)

Примечание: назовите имя своего ребенка

Десять внучат

У нашей бабушки

 (руки сожмите в кулаки)

Десять внучат

 (разожмите кулаки и покажите 10 пальцев).

Две Акульки сопят в люльке

(пошевелите мизинцами),

Две Аринки спят на перинке

(пошевелите безымянными пальцами),

Две Аленки глядят из пеленки

(пошевелите средними пальцами),

Два Ивана на лавках сидят

(пошевелите указательными пальцами),

Два Степана учиться хотят

(пошевелите большими пальцами).

Десять внуков

(покажите 10 пальцев)

А бабушка одна

(прижмите ладони к груди).

Утречко

Утро настало

(ладони скрестите, пальцы раздвиньте);

Солнышко встало.

— Эй, братец Федя

(правую руку сожмите в кулак, оставив свободным только большой палец, и поставьте ее на ладонь левой руки),

Разбуди соседей

(вращайте по кругу большим пальцем правой руки)

Вставай, Большак

(щелкните большим и указательным пальцами правой руки но большому пальцу левой руки)

—  Вставай, Указка

(щелкните большим и указательным пальцами правой руки по указательному большому пальцу левой руки)

—  Вставай, Середка

(щелкните большим и указательным пальцами правой руки но среднему пальцу левой руки)

—  Вставай, Сиротка

(щелкните большим и указательным пальцами правой руки по безымянному пальцу левой руки)

 И Крошка-Митротка

(щелкните большим и указательным пальцами правой руки по мизинцу левой руки)

Привет, Ладошка

щелкните по центру ладони

Все потянулись

руки поднимите вверх, пальцы вытяните

И проснулись

быстро пошевелите пальцами.

Ай, ду-ду!

Пойте потешку и одновременно пальцами имитируйте игру на дудочке: кисти рук на уровне рта, пальцы совершают волнообразные движения.

Аи, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу.

Труба точеная,

Позолоченная.

Солнышко-ведрышко,

Солнышко —

(поставьте вертикально ладони рук и растопырьте пальцы, как лучики)

Ведрышко

(сложите ладони чашей),

Выгляни в окошечко

(сложите ладони домиком и загляните под них, как в окошечко).

Твои детки плачут

(прикройте лицо ладонями),

По камешкам скачут

(постучите кончиками пальцев по коленям).

Прятки

Ритмично сгибайте и разгибайте пальцы сначала на одной руке, а потом на двух руках одновременно.

В прятки пальчики играли

И. головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

На дворе

Наши уточки с утра

(сложите пальцы обеих рук щепотью, большой палец находится напротив всех остальных — получится раскрытый «клюв») —

Кря-кря, кря-кря.

Наши гуси у пруда

(открывайте и закрывайте «клюв) —

Га-га, га-га.

Наши гуленьки вверху

(поднимите руки вверх и помашите кистями) —

Гу-гу, гу — гу

Наши курочки в окно

(стучите указательными пальцами по столу, как курочка клювом) —

Ко-ко, ко-ко.

А как Петя-петушок

(спину выпрямите, голову поднимите, руки разведите в стороны)

Рано-рано поутру

Нам споёт «ку-ка-ре-ку»

(взмахните руками, как крыльями,

и прокукарекайте)!

Зайцы

Скачет зайка косой

(правой рукой изобразите скачущего зайчика; для этого сожмите кулак а указательный и средний пальцы выпрямите — это ушки; покачивайте рукой вверх-вниз)

Под высокою сосной

(выпрямите и растопырьте все пальцы, изображая дерево).

Под другою сосной

(левой рукой изобразите дерево)

Скачет зайка другой

(левой рукой изобразите зайчика).

Коза и козленок

Идет коза рогатая

(изобразите рога с помощью указательного пальца и мизинца правой руки),

Идет коза бодатая.

За ней козленочек бежит

(изобразите колокольчик —пальцы правой руки соберите щепотью и опустите вниз),

Колокольчиком звенит.

(покачивайте «колокольчиком»).

Лошадки

По дороге белой, гладкой

(все пальцы ритмично «скачут» по столу).

Скачут пальцы, как лошадки.

Цок-цок, цок-цок —

Скачет резвый табунок.

На горе лошадки

Ой, ребята, та-ра-ра

(один кулак поставьте на другой)!

На горе стоит гора

(ставьте кулаки один на другой, постепенно поднимая их все выше, как при перехвате палки руками; соблюдайте ритм).

А на той горе лужок,

А на том лужке дубок.

На лужок

На лужок прыгали зайчата

(перечисляя животных, правой рукой загибайте по одному пальцу на левой),

Медвежата и бельчата,

А лягушата и енот

(покажите кулак).

На зеленый на лужок

(шагайте» указательным и средними пальцами правой руки по столу).

Приходи и ты, дружок!

Мальчики

Большаку дрова рубить

(покажите кулак; по очереди, начиная с большого, разгибайте пальцы из кулака),

А тебе воды носить,

А тебе печку топить,

А тебе тесто месить,

А малышке песни петь.

Родных братьев потешать

(вытяните ладонь перед собой и пошевелите всеми пальцами).

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке

(спину выпрямите, голову поднимите, руки прижмите к груди, как лапочки).

Продаёт она орешки:

Лисичке — сестричке

(правой рукой загибайте по очереди пальцы на левой руке),

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в зобок

(погладьте себя по шее),

Кому в платок

(протяните вперед обе ладони),

Кому в лапочку

(протяните вперед одну

сложенную чашечкой ладонь).

Лесенка

Я иду наверх

(левую ладонь поставьте перед собой вертикально, пальцы раздвиньте;

пальчики играют

указательным пальцем правой руки но очереди прикасайтесь к пальцам левой руки, начиная с мизинца, как бы поднимаясь по ступеням лесенки),

Я спускаюсь вниз

(указательный палец «спускается» но пальцам левой руки вниз от большого к указательному).

Прогулка

Пошли пальчики гулять

(руки сожмите в кулаки, большие пальцы вытянуты и.синхронно передвигаются по столу),

А вторые — догонять

(теперь указательные пальцы начинают «скакать»).

Третьи пальчики — бегом

(средние пальцы «скачут» еще быстрее),

А четвертые — пешком

(по столу не спеша передвигаются безымянные пальцы).

Пятый пальчик поскакал

(кулаки раскрываются полностью; сначала «скачут» мизинцы, а затем расслабленные ладони падают па стол)

И в конце пути упал.

За грибами

Раз, два,  три, четыре, пять

(загибайте по очереди пальцы, начиная с большого) —-

Грибы будем собирать

(сжимайте и разжимайте кулаки).

На пенечке

(загибайте по очереди пальцы, начиная с большого),

Возле кочки,

Под березкой,

Под осинкой,

И под елочкой.

Сложим мы грибы в корзинку

(пальчиковая игра «Корзинка») —

Побежим домой тропинкой

(пальчиковая игра «Человечек»).

В лес по ягоды

Раз, два, три, четыре, пять

(пальцы обеих рук «здороваются» — соприкасаются друг с другом: сначала соединяйте большие пальцы, затем указательные и т. д.),

В лес идем мы погулять

(указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу).

За черникой за малиной

(указательным пальцем правой руки нагибайте пальцы на левой, начиная с большого),

З<span lang=«EN-US» xml:lang=«EN-US»>a брусникой и за калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем

(указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу).

Флажок.

Поверните ладонь тыльной стороной к себе. Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец соедините, а большой палец опустите вниз).

Возьми за палочку флажок

И подними его, дружок!

Дудочка

Губы вытяните трубочкой и произнесите: «Ду-ду-ду». Слегка сожмите кулаки, изображая дудочку, и поднесите «дудочку» ко рту. Пальцы обеих рук — указательный, средний, безымянный и мизинец — попеременно приподнимайте и опускайте, имитируя игру на дудочке.

Я на дудочке играю,

Всех ребяток забавляю:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду.

Барабан

Поочередно стучите указательными пальцами по столу, как будто играете на барабане.

Деревянные сестрички,

Две сестрички-невелички,

Застучали по бокам,

Он ответил: «Трам-там-там».

Волчок (юла)

Сожмите правую руку в кулак, указательный палец вытянут. Опустите указательный палец кончиком вниз и быстро -быстро им вращайте.

Быстро кружится, поет

И гудит, как самолет: У-У-У..

Попросите ребенка самого изобразить голу и повторить: « У-у-у….»

Веер

Раздвиньте пальцы веером на одной руке и обмахивайте себя этим «веером»;

Веер, веер, веерок

Веет легкий ветерок.

Мячик

Соедините ладони у основания. Пальцы правой и левой руки, кроме больших, согните так, чтобы они соприкасались кончиками. Большие пальцы выпрямите так, чтобы они упирались в подушечки указательных пальцев. У вас получится «мячик».

Синий бок, красный бок.

Что за странный колобок?

Его бьют, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

(Мяч)

Воздушный шарик

Соедините кончики пальцев рук так, чтобы получился «шарик». Пальцы должны быть согнуты.

Круглый и воздушный,

Ветерку послушный.

(Воздушный шар)

Колокольчик

Скрестите пальцы рук, ладони округлите. Средний палец правой руки опустите — это «язычок» колокольчика, которым можно без труда шевелить. Выполняя упражнение, повторяйте: «Динь-динь, динь-динь, динь-динь».

Заводная машинка

Совсем не нужен ей водитель.

Ключом ее вы заведите —

Колесики начнут крутиться,

Поставьте, и она помчится.

 (Заводная машинка)

Когда загадка будет отгадана, покажите малышу упражнение «Ключик».

Ключик

Указательный палец левой руки изображает «ключик». Его надо вставить в «замочек» (кулак правой руки). Сделайте несколько поворотов «ключа» — «заведите» машину.

Ключик в руку мы возьмем

И моторчик заведем: «Чик, чик, чик, чик».

Предложите ребенку посмотреть, как работает моторчик у заводной машинки. Покажите пальчиковое упражнение «Моторчик».

Сцепите все пальцы, кроме больших, в замок, и вращайте свободными пальцами относительно но друг друга.

Я моторчик завожу —

И жужжу, жужжу, жужжу:

«Ж-ж-ж…» поехали.

Пусть ребенок сам «заведет» моторчик с помощью пальчиков. При выполнении упражнения произносите: «Ж-ж-ж… — поехали».

Источник

  1. Работа с кистью ребенка и упражнения по мелкой моторике

Уже со 2-й недели жизни ребенка можно начинать работу с кистями рук. Самое легкое упражнение — легкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. Здесь находится очень важная точка — центр развития речи. Ее стимуляция необходима для речевого аппарата малыша. Чем раньше мы начнем уделять внимание этому аспекту, тем раньше услышим первое слово своего ребенка. Помимо ладошки очень важно воздействовать на пальчики: каждый пальчик необходимо погладить со всех сторон. Кроме широко известной присказки «Сорока-ворона», можно использовать и другие, чтобы разнообразить ежедневные упражнения.

Мышки бегают по кругу:

Друг за другом, друг за другом!

Утащили мышки сыр,

Затевают мышки пир!

Водят мышки хоровод,

Делит сыр усатый кот:

Вот тебе, держи, кусочек,

Заворачивай в платочек!

Вот тебе кусочек сыра,

Запивай его кефиром!

Вот тебе, не прозевай,

Поскорее уплетай.

И тебе кусок достался,

Ты голодным не остался.

И последний, наконец!

Вот так котик, молодец!

При помощи левой руки малыш загибает пальчики правой, начиная с большого пальца.

Кто в деревне живет?

Лежебока – рыжий кот.

Маленький теленок,

Желтенький цыпленок,

Белая овечка,

Мышка под крылечком!

Раз, два, три, четыре, пять,

Их не трудно сосчитать!

Кто в лесочке живет?

Под корягой — старый крот,

За горой лисенок,

В ельнике — лосенок.

Под кустом – лисичка,

На сосне – синичка!

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальцы загибать!

Есть у нас игрушка:

Это – погремушка,

Это – толстый мишка,

Это – чудо-книжка,

Это – неваляшка,

Это – кукла Машка!

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем снова проверять!

Соединяем одинаковые пальчики рук.

Дружат добрые зверята

 (пальцы рук соединяются в «замок»).

Дружат малые зайчата
(ритмичное касание мизинцев обеих рук).

Дружат в озере бобры,

(ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).

Дружат в небе комары,

(ритмичное касание средних пальцев обеих рук).

Дружат милые ежата,

(ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).

Дружат даже медвежата

(ритмичное касание больших пальцев обеих рук).

Вот как разыгрались,

По лесу разбежались!

(руки опустить, потрясти кистями)

«Колечко»
Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;

Медвежонок в гости шел.

К рыжей белке он зашел,

И на озеро, к бобру,

И к ежу зашел в нору,

Даже к комаришке

Заходил наш мишка!

Попробовать то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
чтобы усложнить задание, можно попытаться сделать те же движения одновременно пальцами правой и левой руки;

«Пчелка»
Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;
то же левой рукой;
то же двумя руками;

Я пчела, лечу, лечу,

Меда сладкого хочу!

Я лечу, я жужжу,

Я на клевере лежу!

«Ножки»
указательный и средний пальцы «бегают» по столу;
те же движения производить пальцами левой руки;
те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук («соревнование»)

Ножки, ножки,

Топ-топ-топ!

Ножки, ножки,

Шлеп, шлеп, шлеп!

Раз шажок, два шажок,

Догони меня дружок!

Шел бобер, нес топор,

Шел бобер через бор.

Шел бобер через болото,

Шел бобер искать работу!

«Рожки»
Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;
то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

Я коза-дереза,

Все деревни я гроза!

Забодаю я рогами,

Дай мне каши с пирогами!

У меня крутые рожки,

Дай конфеток мне немножко!

«Глазки»
Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;

Глазки у волчонка,

Глазки у зайчонка,

Глазки у котенка,

Глазки у козленка,

Глазки у цыпленка,

Глазки у утенка,

Глазки у лисенка,

Глазки у ребенка!

«Ушки-рожки»
Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;
то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

У улитки-крошки

Маленькие рожки.

У зайчишки ушки,

Ушки на макушке!

«Ведерко»
Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие;

Приходил Егорка,

Приносил ведерко.

Расплескалась вода,

Лей скорей еще сюда!

«Тарелочка»

Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу;

У пушистой белочки

Круглая тарелочка,

У полосатой кошки

Маленькая плошка!

«Крыша»
Соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук;

Заходите к нам в домишко!

Здесь живут кроты и мышки,

Волк, барашек, лягушонок,

Косолапый медвежонок!

Стихи и упражнения для развития мелкой моторики                                        

  1. Работа с кистью ребенка и упражнения по мелкой моторике

Уже со 2-й недели жизни ребенка можно начинать работу с кистями рук. Самое легкое упражнение — легкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. Здесь находится очень важная точка — центр развития речи. Ее стимуляция необходима для речевого аппарата малыша. Чем раньше мы начнем уделять внимание этому аспекту, тем раньше услышим первое слово своего ребенка. Помимо ладошки очень важно воздействовать на пальчики: каждый пальчик необходимо погладить со всех сторон. Кроме широко известной присказки «Сорока-ворона», можно использовать и другие, чтобы разнообразить ежедневные упражнения.

Мышки бегают по кругу:

Друг за другом, друг за другом!

Утащили мышки сыр,

Затевают мышки пир!

Водят мышки хоровод,

Делит сыр усатый кот:

Вот тебе, держи, кусочек,

Заворачивай в платочек!

Вот тебе кусочек сыра,

Запивай его кефиром!

Вот тебе, не прозевай,

Поскорее уплетай.

И тебе кусок достался,

Ты голодным не остался.

И последний, наконец!

Вот так котик, молодец!

При помощи левой руки малыш загибает пальчики правой, начиная с большого пальца.

Кто в деревне живет?

Лежебока – рыжий кот.

Маленький теленок,

Желтенький цыпленок,

Белая овечка,

Мышка под крылечком!

Раз, два, три, четыре, пять,

Их не трудно сосчитать!

Кто в лесочке живет?

Под корягой — старый крот,

За горой лисенок,

В ельнике — лосенок.

Под кустом – лисичка,

На сосне – синичка!

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальцы загибать!

Есть у нас игрушка:

Это – погремушка,

Это – толстый мишка,

Это – чудо-книжка,

Это – неваляшка,

Это – кукла Машка!

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем снова проверять!

Соединяем одинаковые пальчики рук.

Дружат добрые зверята

 (пальцы рук соединяются в «замок»).

Дружат малые зайчата
(ритмичное касание мизинцев обеих рук).

Дружат в озере бобры,

(ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).

Дружат в небе комары,

(ритмичное касание средних пальцев обеих рук).

Дружат милые ежата,

(ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).

Дружат даже медвежата

(ритмичное касание больших пальцев обеих рук).

Вот как разыгрались,

По лесу разбежались!

(руки опустить, потрясти кистями)

«Колечко»
Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;

Медвежонок в гости шел.

К рыжей белке он зашел,

И на озеро, к бобру,

И к ежу зашел в нору,

Даже к комаришке

Заходил наш мишка!

Попробовать то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
чтобы усложнить задание, можно попытаться сделать те же движения одновременно пальцами правой и левой руки;

«Пчелка»
Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;
то же левой рукой;
то же двумя руками;

Я пчела, лечу, лечу,

Меда сладкого хочу!

Я лечу, я жужжу,

Я на клевере лежу!

«Ножки»
указательный и средний пальцы «бегают» по столу;
те же движения производить пальцами левой руки;
те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук («соревнование»)

Ножки, ножки,

Топ-топ-топ!

Ножки, ножки,

Шлеп, шлеп, шлеп!

Раз шажок, два шажок,

Догони меня дружок!

Шел бобер, нес топор,

Шел бобер через бор.

Шел бобер через болото,

Шел бобер искать работу!

«Рожки»
Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;
то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

Я коза-дереза,

Все деревни я гроза!

Забодаю я рогами,

Дай мне каши с пирогами!

У меня крутые рожки,

Дай конфеток мне немножко!

«Глазки»
Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;

Глазки у волчонка,

Глазки у зайчонка,

Глазки у котенка,

Глазки у козленка,

Глазки у цыпленка,

Глазки у утенка,

Глазки у лисенка,

Глазки у ребенка!

«Ушки-рожки»
Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;
то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

У улитки-крошки

Маленькие рожки.

У зайчишки ушки,

Ушки на макушке!

«Ведерко»
Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие;

Приходил Егорка,

Приносил ведерко.

Расплескалась вода,

Лей скорей еще сюда!

«Тарелочка»

Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу;

У пушистой белочки

Круглая тарелочка,

У полосатой кошки

Маленькая плошка!

«Крыша»
Соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук;

Заходите к нам в домишко!

Здесь живут кроты и мышки,

Волк, барашек, лягушонок,

Косолапый медвежонок!

Источник