Стих для развития памяти ребенка

Стих для развития памяти ребенка thumbnail

Детские стишки — развиваем речь и память

1.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идет дым столбом!

Кошка выскочила!

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом,

А лошадка — с фонарем,

А собачка — с помелом,

Серый заюшка — с листом.

Раз! Раз!

Раз! Раз!

И огонь погас!

2.

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар,

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, он какой?

Аты-баты, золотой.

3.

— Гуси, гуси!

— Га-га-га!

— Есть хотите?

— Да-да-да!

— Нет, нет, нет!

— А чего?

— Конфет, конфет.

4.

Наши уточки с утра —

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда —

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора —

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху —

Грру-грру-угрру-у-грру-у!

Наши курочки в окно —

Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!

5.

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть

Или Васе снесть?

Я и сам укушу,

Да и Васе снесу.

6.

Шел пес

Через мост,

Четыре лапы,

Пятый — хвост.

7.

Саша в зеркало гляделся,

Сам собою любовался:

Рубашечка красная,

Шубейка атласная,

Шапочка с ушами,

Головка с кудрями.

Ладен телом,

А хорош ли делом?

8.

Раным-рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»

А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му!»

Ты, Буренушка, ступай,

В чисто поле погуляй,

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочком.

9.

Киса, кисанька, коток,

Киса — серенький хвосток,

Приди, киса, ночевать,

Приди Васеньку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу —

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Ешь ты, котя, не кроши,

Котя, больше не проси.

10.

В маленьком скверике

Возле Волхонки

Играли мальчишки,

Играли девчонки.

Вместе играли

В салки и в прятки

И вдруг увидали

Девчонку с лопаткой,

С лопаткой и мишкой,

Зажатым под мышкой,

Тихую слишком,

Скучную слишком.

— Чего ты скучаешь? —

Спросили ребята. —

Чего не играешь

Своею лопатой?

Побегаем вместе!

Пошли поиграем!

Ведь так интересней!

Мы знаем! Мы знаем!

Довольна девчонка

Светловолосая,

С носом курносым,

С лентами в косах,

С мишкой под мышкой,

С лопатой в руке:

— Пошли поиграем!

Хотя бы в песке!

Довольна девчонка,

Довольна и рада.

Но мама сказала:

— Аленка! Не надо!

Тебе мы купили

Лопатку и мишку.

При чем здесь девчонки?

При чем здесь мальчишки?

И, кроме того,

Мы их вовсе не знаем!

Играй, дорогая,

Пока мы гуляем!

Удрали ребята,

А девочке стыдно.

Ей очень,

Ей очень,

Ей очень

Обидно!

Удрали девчонки,

Мальчишки удрали.

— Прощай, задавака! —

Они ей сказали.

И плачет девчонка

От мамы в сторонке

В маленьком скверике

Возле Волхонки.

А мама читает

На лавке газету,

Читает-вздыхает

О том и об этом.

В сквере вовсю

Зеленеет трава.

Плачет девчонка,

Девчонка права!

11.

Шапка

Да шубка,

Вот и весь

Мишутка.

12.

Катя, Катя маленька,

Катенька

Удаленька,

Пройди, Катя, горенкой,

Топни, Катя, ноженькой.

13.

Наша Маша

Маленька,

На ней шубка

Аленька,

Опушка бобровая.

Маша чернобровая.

14.

Расти, коса,

До пояса,

Не вырони

Ни волоса.

Расти, коса,

Не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

15.

Ты умница-разумница,

Про то знает вся улица,

Петух да кошка,

Да я немножко.

16.

Большие ноги

Шли по дороге:

ТОП, ТОП,

ТОП, ТОП,

ТОП, ТОП,

ТОП, ТОП.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

топ, топ, топ, топ, топ,

топ, топ, топ, топ, топ.

17.

Конь бежит,

Вся земля дрожит,

В поле травушка-муравушка

Ничком лежит.

Для какого молодца?

Это конь-богатырь

Для Алеши-удальца!

18.

Та-ра-ра!

Та-ра-ра!

На лугу стоит гора,

На горе растет дубок,

А на дубе воронок

Сидит в красных сапогах,

В позолоченных серьгах,

Сидит ворон на дубу

Да играет во трубу.

Труба тОченая,

Позолоченная.

Труба ладная,

Песня складная.

Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду…

Потерял мужик дугу,

Дугу тОченую,

Позолоченную.

Шарил, шарил,

Не нашел,

Сам заплакал и пошел.

19.

Кошка на окошке

Рубашку шьет,

Курочка в сапожках

Избенку метет.

20.

Ах ты совушка-сова,

Ты большая голова!

Ты на дереве сидела,

Головою ты вертела —

Во траву свалилася,

В яму покатилася!

21.

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьет,

Забодает,

забодает,

забодает!

22.

Барашеньки — крутороженьки

По лесам ходили,

По дворам бродили,

В скрипочку играли,

Настю потешали.

А совища из лесища

Глазищами хлоп-хлоп!

А козлище из хлевища

Ножищами топ-топ!

23.

Ваня, Ваня-простота

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперед

И поехал в огород.

24.

На улице

Две курицы

С петухом дерутся.

Две девицы-красавицы

Смотрят и смеются:

— Ха-ха-ха, ха-ха-ха!

Как нам жалко петуха!

25.

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор:

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

26.

Мамонт и папонт гуляли на речке,

Бабант и дедант лежали на печке.

А внучок сидел на крылечке

И сворачивал хобот в колечки.

27.

Электрическую бритву на столе забыл отец,

Электрическую бритву на столе увидел сын.

Он увидел и подумал: «Вот, побреюсь, наконец,

И никто не помешает, потому что я один».

Сунул бритву он в розетку, бритва начала гудеть,

На себя он, словно папа, начал в зеркало глядеть.

Ну а так как не имел он ни усов, ни бороды,

То проделал на макушке две широких борозды.

Быстро кончив это дело, лишних слов не говоря,

Подозвал щенка Ерошку, на спине пробрил дорожку,

А потом зубные щетки в ванной комнате побрил.

Если не пришел с работы ни отец, ни старший брат,

Значит, он и до сих пор там бреет, бреет все подряд.

28.

Вы послушайте, ребята,

Моей сказки небогатой

От конька-горбунка

И медведя-плясунка:

Уж как пестрая свинья

На дубу гнездо свила.

Гнездо свила, детей вывела.

Шестьдесят поросят

По сучочкам сидят.

Поросята визжат,

Полететь хотят.

Полетели, полетели.

Уж как по небу медведь летит.

Медведь летит,

Головой вертИт.

А несет-то он коровушку,

Черно-пеструю, белохвостую.

А коровушка мычит

Да хвостищем-то вертИт!

Знай медведю кричит:

— Давай вправо,

Давай влево,

А теперь вот напрямик!

29.

— Петь, здорово!

— Здравствуй, Вова!

— Как уроки?

— Не готовы…

Понимаешь, вредный кот

Заниматься не дает!

Только было сел за стол,

Слышу: » Мяу… » —

«Что пришел?

Уходи! — кричу коту. —

Мне и так… невмоготу!

Видишь, занят я наукой,

Так что брысь и не мяукай!»

Он тогда залез на стул,

Притворился, что уснул.

Ну и ловко сделал вид —

Ведь совсем как будто спит!

Но меня ты не обманешь…

«А, ты спишь?

Сейчас ты встанешь!

Ты умен, и я умен!»

Раз его за хвост!

— А он?

— Он мне руки исцарапал,

Скатерть со стола стянул,

Все чернила пролил на пол,

Все тетрадки мне заляпал

И в окошко улизнул!

Я кота простить готов,

Я жалею их, котов.

Но зачем же говорят,

Будто сам я виноват?

Я сказал открыто маме:

«Это просто клевета!

Вы попробовали б сами

Удержать за хвост кота!»

Б. Заходер.

30.

— Я Гусеница! — представилась Гусеница.

— А я Крокодил!

— Ты не Крокодил, а Крокодильчик, — уточнила Гусеница.

— Неужели это так важно? — удивился Крокодильчик.

— Очень важно! — ответила Гусеница — например, я пока не Бабочка.

— А ты что, когда вырастешь, станешь Бабочкой?! — еще больше удивился

Крокодильчик.

— Непременно стану, — ответила Гусеница. И, оглядевшись, шепотом

добавила: — Если меня, конечно, никто не съест.

— А если я тебя съем? — поинтересовался Крокодильчик, — когда вырасту, я

стану Бабочкой?

— Как тебе не стыдно?! — возмутилась Гусеница.

Крокодильчику стало стыдно.

Прошло время… Крокодильчик вырос и стал большим взрослым Крокодилом. Он

любит смотреть, как порхают Бабочки, надеясь, наверное, встретить давнюю

знакомую. Крокодилу есть чем похвастаться перед ней — ведь гусениц он так и

не ест! «А были бы родители, — думает иногда Крокодил, — воспитывали бы

меня — я бы еще кого-нибудь не ел…»

(с) Виталий Хмельницкий.

31.

Маршак, «Сказка о глупом мышонке»

Пела ночью мышка в норке:

— Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Отвечает ей мышонок:

— Голосок твой слишком тонок.

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

Побежала мышка мать,

Стала утку в няньки звать:

— Приходи к нам, тетя утка,

Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку утка:

— Га-га-га, усни, малютка!

После дождика в саду

Червяка тебе найду.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

— Нет, твой голос нехорош —

Слишком громко ты поешь!

Побежала мышка мать,

Стала жабу в няньки звать:

— Приходи к нам, тетя жаба,

Нашу детку покачать.

Стала жаба важно квакать:

— Ква-ква-ква, не надо плакать!

Спи, мышонок, до утра,

Дам тебе я комара.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

— Нет, твой голос нехорош —

Очень скучно ты поешь!

Побежала мышка мать,

Стала свинку в няньки звать:

— Приходи к нам, тетя свинка,

Нашу детку покачать.

Стала свинка хрипло хрюкать,

Непослушного баюкать:

— Спи, мой серенький, — хрю-хрю,

Я морковку подарю!

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

— Нет, твой голос нехорош —

Очень грубо ты поешь!

Побежала мышка мать,

Тетю лошадь в няньки звать:

— Приходи к нам, тетя лошадь,

Нашу детку покачать.

— И-го-го, — поет лошадка. —

Спи, мышонок, сладко-сладко.

Повернись на правый бок,

Дам овса тебе мешок!

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

— Нет, твой голос нехорош —

Очень страшно ты поешь!

Побежала мышка мать,

Стала щуку в няньки звать:

— Приходи к нам, тетя щука,

Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку щука —

Не услышал он ни звука:

Разевает щука рот,

А не слышно, что поет…

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

— Нет, твой голос нехорош —

Слишком тихо ты поешь!

Побежала мышка мать,

Стала кошку в няньки звать:

— Приходи к нам, тетя кошка,

Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку кошка:

— Мяу-мяу, спи, мой крошка!

Мяу-мяу, ляжем спать,

Мяу-мяу, на кровать.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

— Голосок твой так хорош —

Очень сладко ты поешь!

Прибежала мышка-мать,

Поглядела на кровать,

Ищет глупого мышонка,

А мышонка не видать.

роизведения для детей 6–7 лет

У первоклашек развивается логическое мышление, поэтому разучивание стихов производится посредством логической памяти. Рекомендуется прочесть ребёнку часть произведения и задать вопрос: «А что было дальше?»

Мы – бежать во все Бежалки,

А водитель Проезжалки

Как в Оралку заорёт,

Что открутит нам Бежалки,

Оторвёт Соображалки

И Сиделки надерёт!

Укатила Проезжалка,

Улетела вдаль Леталка.

Грелка по небу плывёт…

Мы сидели на Сиделке

И свистели в две свистелки:

Может Гавкалка пройдёт?!

Выбирать стихи следует объёмом 3–4 четверостишия. Следует анализировать героев, нарисовать их.

Стихотворение Пушкина

Как разучить стихотворение с ребёнком

Каждый малыш – уникален. Присмотревшись к ребёнку, нужно выбрать способ заучивания в зависимости от преобладающего у него вида памяти (зрительная, моторная, слуховая).

При развитой зрительной памяти нужно делать упор на изображения: картинки и иллюстрации, отображающие содержание стихотворения. Развитая слуховая память у ребёнка предполагает чтение родителем произведения разными голосами, меняя темп и интонации. Если у малыша развита моторная память – чтение стихов следует сопровождать различными жестами, это приведёт ребёнка в восторг.

Важно обратить внимание на проговаривание слов ребёнком во время чтения стиха. Искажение предупреждает о том, что малыш не понимает их значение.

Стихи для взрослых

В зрелом возрасте учить стихи – означает омолаживать и оздоравливать свой головной мозг. Стихи в качестве тренировки помогут восстановить функции мозга при склерозе.

Выучив наизусть любую понравившуюся поэму можно значительно улучшить собственную память. Основной критерий выбора – произведение нравится лично вам, слова проговариваются без запинок. Учёными доказано, что заучивание поэмы «Граф Нулин» А.С. Пушкина позволяет добиться скорейшего результата при тренировке памяти.

Методика запоминания

Помогут учить новые стихи быстро, следующие рекомендации:

Прочесть стихотворение дважды, уяснив его суть. Пересказать содержание своими словами.

Во время третьего прочтения разделить произведение на смысловые отрывки. Так станет понятным логическое развитие сюжета.

Нужно учить стих по смысловым кусочкам. Употреблять при чтении интонации, делать паузы.

Создавайте образы прочитанного, пропускайте произведение через себя, воображая одним из героев сюжета.

Написать стихотворение от руки по памяти.

Повторить стих на следующий день.

Взрослым учить стихи следует не только ради тренировки памяти. Это нехитрое занятие расширит кругозор, увеличит словарный запас, позволит при случае блеснуть эрудицией. Всего 15 минут ежедневных занятий обеспечат ясность мыслей, отличное запоминание информации, позволят соображать быстрее.

Источник

Хорошая память – залог эффективного обучения и в дальнейшем успешной карьеры. Развивать ее можно и нужно в любом возрасте. Лучше начать это делать как можно раньше.

Мы расскажем как развить способность запоминать любую информацию и как правильно учить стихи для развития памяти.

С раннего возраста самый эффективный способ развивать свою память – учить стихи. Так можно не только научиться лучше запоминать, но и тренировать мышление, развивать мозг, интеллект. Разучивание стихов относится к классической методике. Этот метод имеет высокую эффективность. Он поможет запоминать любую информацию. Данной методикой могут достаточно быстро овладеть как взрослые, так и дети. Стихи, развивающие память, можно легко подобрать для ребенка любого возраста. Главное – знать некоторые закономерности и учитывать их.

Используя детские стихи для развития памяти, можно систематично и целенаправленно развивать мышление. Как утверждают ученые, можно ежедневно заучивать лишь по несколько строк, чтобы достичь поразительных результатов.

Как же это работает? Все дело в особенностях человеческого мозга. Во время заучивания активизируются отдельные его зоны, включаются биохимические процессы. Мозг при этом отлично тренируется – появляются новые связи между нейронами. Эти связи крайне устойчивы и сохраняются на всю оставшуюся жизнь. Это хороший способ улучшить биохимические реакции в клетках мозга, повысить характеристики обучаемости.

Девочка

С какого возраста начать

Стихотворения для развития памяти можно учить в любом возрасте. Многие родители стремятся развивать мышление, память своих малышей, но не знают, когда лучше начать, какие стихи учить для тренировки памяти, сколько строк нужно выучивать ежедневно. По мнению возрастных психологов, начинать такие тренировки следует с того момента, как вы заметили, что ребенок уже осознанно общается, разговаривает. Уже в два – два с половиной года можно начинать регулярные занятия. Они ускорят развитие малыша, помогут ему лучше усваивать потоки информации.

Очень важно начать именно в раннем возрасте. Это уникальный период, когда мозг развивается особенно быстро, происходит бурное формирование памяти ребенка. В этом возрасте он запоминает особенно успешно, схватывает все буквально на лету. Если заниматься ежедневно всего по 15-20 минут, можно сформировать хорошую память и развить мышление.

Какое стихотворение лучше выбрать

Итак, вы решили вплотную заняться развитием своего крохи. С чего же лучше начать? Есть ли список рекомендованных поэзий? Какой стишок стоит выбрать в первую очередь, чтобы добиться достойного результата?

Тренировка должна быть дозированной. Нельзя перегружать ребенка! Важно, чтобы малыш не переутомлялся, иначе есть риск получить обратный эффект. Можно разучивать всего по 2-3 строчки в день. Это займет минимальное количество времени. Помните, что малыши 2-3 лет не могут подолгу заниматься одним и тем же видом деятельности.

Чтобы выбрать удачное стихотворение, стоит учитывать такие рекомендации:

  1. Ребенок должен понимать смысл стихотворения, которое подобрал родитель. Содержание должно быть максимально простым и понятным для малыша. Обязательно учитывайте возрастные особенности крохи, его психическое развитие. Малыши в 2-3 года еще не способны понять абстракции, они мыслят конкретными образами. Им будет интересно разучить стихотворение о животном, насекомом, игрушке и т.д.
  2. Постарайтесь найти стихотворение, которое звучит красиво, характеризуется мелодичностью. Его содержание должно быть максимально интересным для малыша.
  3. Избегайте разных сложных конструкций. Подбирайте те поэзии, в которых слова просты и понятны, их легко выговорить.
  4. Многолетняя практика позволила психологам и педагогам выделить поэтов-фаворитов, стихи которых максимально доступны для самых маленьких. Среди них такие известные авторы, как К. Чуковский, Агния Барто. В младшем школьном возрасте можно разучивать стихотворения А. Пушкина, Н. Некрасова, М. Лермонтова, С. Есенина.

Что такое мнемостих

Есть специальные стихи, которые составлены специально для тренировки памяти. Для их запоминания применяется мнемонический принцип. При этом в памяти можно сохранить сложную последовательность, информационный кластер, список, а в нужное время извлечь информацию.

Даже если учить обычные стихотворения, память улучшится, а мозг привыкнет обрабатывать информацию.

Для улучшения этого процесса стоит помнить такие советы:

  1. Мнемостих – это профессиональный прием «запоминальщиков». Он основан на правилах мнемоники – совокупности приемов, способов запоминания. Это может быть техника «акроним», «история», «мнемофраза» и т.д. Например, мнемостихи используют в лингвистике, чтобы запомнить правило.
  2. Стимулировать мозг можно при помощи разрешенных медицинских препаратов. Они повышают жизнеспособность нейронов, препятствуют окислительным реакциям, стимулируют кровообращение в мозге, укрепляют сосудистые стенки, препятствуют появлению тромбов, улучшают прохождение сигнала от нейрона к другим. Чаще всего это природные растительные комплексы. Чтобы добиться устойчивого результата, их следует принимать не одноразово, а систематично. По поводу их использования обязательно нужно посоветоваться с педиатром или терапевтом.

Возрастные особенности

Запоминание стиха взрослым и ребенком будет отличаться. Ребенку должны быть знакомы и понятны большая часть слов. Тогда обучение для него станет увлекательным занятием. Сначала он запоминает, а потом цитирует.

Теперь выясним, как подбирать стихотворения для малышей дошкольного возраста, школьников, а также взрослых.

3-4 года

Детям этого возраста нужно предлагать активные стишки, в которых много глаголов, существительных, конкретных величин (предметы, игрушки, люди, животные и т.д.). Их будет легче и интереснее заучивать, мышление, речь станут развитыми, тренированными.

Отдельное место занимают считалки. Их очень легко разучивать, они имеют практическую направленность – могут потом использоваться в ходе игр. Дети очень любят их заучивать. Это хороший способ тренировать память, речь, мышление.

Мальчик

4-5 лет

В этом возрасте продолжается совершенствование мыслительных процессов, речи. Текст может усложняться, в него вводятся уже не только конкретные величины, но и абстрактные. Важно включить мотивацию. Малыш должен знать, для чего ему нужно изучать произведение. Объясните ребенку, что стишок он учит, чтобы порадовать бабушку, дедушку, друзей, воспитательницу и деток в детском саду. Ребенку будет интереснее, если преподнести чтение наизусть, как роль в определенной сценке.

6 лет

Изучение может углубляться. Произведения можно выбирать более объемные, с усложненным смыслом. Перед заучиванием стоит обсудить с ребенком содержание произведения, задать ему наводящие вопросы.

6-7 лет

Стихи для развития памяти у детей 7 лет уже могут затрагивать абстрактные образы, понятия. В этом возрасте развивается логическое мышление, а заучивание становится аналитическим. Можно предложить ребенку додумать, что будет дальше в стихе с таким предложенным началом.

Чадо

Подростки и взрослые

Когда стихотворения разучивают взрослые, возникает парадокс – легче учатся произведения с простым естественным слогом, а лучше способны развивать память более сложные и неудобные в заучивании поэзии. Удобные произведения стоит учить для увеличения списка заученных стихов, а неудобные – для тренировки мозга, улучшения памяти, внимания. Среди последних можно выбирать поэмы Пушкина, Лермонтова.

Подросток

В пожилом возрасте заучивать особенно сложно. Память теряет свою гибкость, оперативность.

Хитрости

Один из самых эффективных методов для укрепления памяти – обычное заучивание стихов.

При заучивании стихов можно использовать такие хитрости:

  1. Рифмы позволяют выстраивать нейронные связи.
  2. Эмоциональная направленность произведения поможет легче включить в мозге процессы запоминания.
  3. Благодаря образности можно создать ассоциативные параллели.
  4. Не стоит зазубривать произведение, важно запомнить его осознанно.
  5. Можно скачать на телефон сразу много стихов разной тематической направленности. Составьте своего рода сборник, в который включите хорошие и интересные именно для вас, вашего ребенка, произведения.
  6. Если сложно учить обычные стихи, можно заменить их частушкой или считалкой. Их легче запомнить.

Хитрости

Вывод

Чтобы тренировать мышление, память, не нужно тратить много времени. Несколько заученных строк в день помогут улучшить эти способности, создать стойкие нейронные связи. Несложные упражнения для заучивания улучшат мозговую деятельность в любом возрасте.

Помогайте ребенку читать стихи выразительно, осознанно. Он должен понимать, о чем идет речь, тогда произведение будет ему интересно, а чтение его станет увлекательным занятием. Даже короткое четверостишие способствует развитию навыков обучения.

Источник