Степень развития ребенка в педагогике

Степень развития ребенка в педагогике thumbnail

План

1.Основные понятия
(индивид, человек, личность,
индивидуальность…).

2. Основные факторы
развития ребенка.

3. Возрастная
периодизация детства.

Литература

1.Рос.пед.энциклопедия.
В 2-х томах, 1998 -2000г.

2.Поляков С.Д.
Психопедагогика воспитания. – М.: Новая
школа, 1996.– с.8-14.

3.Введение в
специальность: Учеб. пособие для студентов
пед. ин-тов/ Л.И. Рувинский, В.А. Кан-Калик
и др. – М.: Просвещение, 1988. – гл.7.

4.Миронов А.И.
Критические периоды детства. – М.:
Знание, 1979г.

5. Харламов И.Ф.
Педагогика. С.65-68.

6. Солоухин В.
Камушки на ладони.

1.

В. Солоухин: «Каждый
человек с его инди­ви­ду­альной
судьбой, словно камешек на морском
берегу. Двух одина­ковых не найдешь.
И хотя все вместе они есть масса, галь­ка,
и для каких-нибудь строительных нужд
можно черпать ковшом экскаватора,
исчисляя на тонны, все же каждый камешек
про себя знает, что он есть отдельный,
самостоятельный камешек, что он сам по
себе: этот в розовых про­жилках, этот
прозрачен, этот, хоть и сер, но уникален
сквозной дырочкой в нем, этот черен, как
агат. А ведь бы­вает и вправду — агат».

В центре внимания
педагогической науки – человек,
ребенок,
его поступательное развитие в процессе
жизни и взаимодействия с социумом.
Развитие и формирование личности ребенка
– главная задача практической педагогики.
В связи с этим существенное значение
для нас имеет уяснение самого понятия
«личность», соотнесение его с понятиями
«человек», «индивид», «индивидуальность».

«Индивид(уум)»
(от лат. неделимое) – 1) особь, каждый
самостоятельно существующий организм;
2) отдельный человек. Индивидом, особью
может называться любой представитель
животного мира. Чем же тогда отличается
человек?

В общем развитии
человека
проходят две взаимосвязанные линии –
биологическая и социальная. Рождение
ребенка – это рождение человека как
биологического существа, но это не
рождение личности. Затем биологические
задатки развиваются, идет процесс
функционального созревания и формирования
человека. Развивается скелет, мускулатура,
внутренние органы и системы. Процесс
биологического созревания проявляется
в возрастных этапах его развития.

Одновременно с
процессом биологического созревания
идет приобретение социальных свойств
и качеств, которые характеризуют его
как общественное существо (в 1,5 месяца
начинает улыбаться близким, постепенно
овладевает речью, прямохождением,
навыками обращения с предметами, вещами,
навыками поведения). Все эти социальные
приобретения бывают различны у детей
одной национальности, одной местности,
но живущих в различных социальных и
бытовых условиях, т.е. социальные качества
формируются прижизненно и зависят от
многих факторов, влияющих на развитие
ребенка. Таким образом, человек, будучи
изначально биологическим существом, в
процессе жизнедеятельности вырабатывает
в себе множество социальных свойств и
качеств, которые характеризуют его
общественную сущность, он рассматривается
в науке как биосоциальное существо, как
субъект, т.е. активное, действующее лицо
исторической действительности и
познания. Следовательно, понятие
«человек» синтезирует в себе как его
биологические, так и социальные качества
и свойства. Если биологическая составляющая
человека характеризуется понятием
«индивид», то необходимо определить и
его социальную составляющую.

Понятие «личность»
включает в себя только социальные
свойства и качества человека: речь,
сознание, навыки и привычки, которые
делают его общественным существом.
Социальные качества и свойства человека
– речь, сознание, навыки, привычки,
мировоззрение… – делают его общественным
существом и определяются понятием
личность.
Биологическая
характеристика человека в это понятие
не входит. Свойство быть личностью
связано не с физическим бытием человека,
а с его общественными качествами. Таким
образом, понятие «личность» характеризует
общественную сущность человека и
обозначает совокупность прижизненно
вырабатываемых им у себя социальных
свойств и качеств. У каждого человека
различные качества формируются
по-разному. Как же определить, когда
человек становится личностью? Каковы
признаки и критерии, которыми
характеризуется степень развития
личности, по которым можно судить о мере
личностного развития человека?

Отечественный
психолог С.Л. Рубинштейн считает, что
личность характеризуется таким уровнем
психического развития, который позволяет
определить у нее следующие признаки:

— сознательное
управление собственным поведением и
деятельностью;

— способность
обдумывать свои поступки и отвечать за
них;

— способность к
автономной деятельности.

Отечественный
философ советского периода В.П. Тугаринов
назвал такие основные признаки личности:
— разумность, — ответственность, — свобода,
— личное достоинство, — индивидуальность,
и как дополнительные это — общественная
активность, — твердость мировоззрения.

Как видно, становление
личности связано с возрастной и
психической зрелостью. Личность
характеризуется не только присвоенными
качествами и усвоенными достижениями
общественного прогресса, но и специфическим
их выражением, своеобразно-творческим
характером деятельности, т.е. ее
индивидуальностью.

Понятие
«индивидуальность» включает в себя то
общее и единичное, чем отличается один
человек от другого, одна личность от
другой, что придает им своеобразную
красоту и неповторимость. Индивидуальность
характеризуется непохожестью,
своеобразием, отличием одного от другого.
Индивидуальность обозначается особыми
чертами характера, темперамента,
своеобразием творческой деятельности
и способностей. Индивидуальность присуща
и индивиду, и личности, и человеку.

Таким образом,
понятие человек более широкое, объединяющее
в себе и понятие индивид (как биологическую
составляющую), и понятие личность (как
социальную составляющую), при чем каждое
из рассмотренных понятий характеризуется
индивидуальностью.

2.

Характеризуя
личность, мы отмечаем прижизненное
формирование и развитие личностных
свойств и качеств. Рассмотрим понятия,
обозначающие эти явления.

Развитие
(в философии) – существенное, необходимое
движение, изменение, процесс количественных
и качественных изменений.

Развитие происходит
в различных направлениях: — физический
рост, — физиологическое взросление, —
появление речи и рост словарного запаса,
— приобретение социально-бытовых умений,
— трудовые навыки, — привычки, но главное
в развитии человека происходят
качественные изменения: развитие речи,
повышение интеллектуальных, познавательных
способностей, становление абстрактного
мышления, логической памяти, формированию
мировоззрения, как системы взглядов и
убеждений на окружающую действительность.
В поведении происходит переход от
реактивных форм к формам активно
преобразующим, проявляется способность
управлять своим поведением. В педагогике
развитие
определяется как взаимосвязанный
процесс количественных и качественных
изменений в свойствах и качествах
личности и человека. Эти изменения
происходят в анатомо-физиологическом
созревании человека, в совершенствовании
его нервной системы, психики, а также
его познавательной, творческой
деятельности, в обогащении его
мировоззрения, нравственности,
общественно-политических взглядов и
убеждений, т.е. развитие можно рассматривать
в разных аспектах — физическом, психическом,
социальном и др.

Читайте также:  Детские рисунки и их значение для диагностики развития ребенка

Развитие происходит
под влиянием определенных факторов как
социальных, так и биологических. Педагоги
разделяют факторы, влияющие на развитие
ребенка, на две группы – внутренние
и внешние
по отношению к самому ребенку. К
внутренним факторам относится
наследственность и активность личности
ребенка, а к внешним — среда и воспитание.
Какой из названных факторов будет
наиболее важным? Для ответа на этот
вопрос надо охарактеризовать каждый
из них.

Наследственность
— воспроизведение у потомков биологического
сходства с родителями. Наследуются
физические особенности, специальные
способности и задатки, т.е. особые
качества, позволяющие выделиться в
какой-либо деятельности. У рождающегося
ребенка имеются задатки, чтобы они
развивались и превращались в способности,
надо пробовать себя в различных видах
и направлениях деятельности. Именно
воспитание может и должно создать
условия для разносторонней деятельности
ребенка. Особенность среднего школьного
возраста – смена увлечений, кружков и
секций – ни что иное, как поиск себя.

(Вопрос для
самостоятельного размышления: Передаются
ли по наследству умственные способности?)

Активность
личности

личность не пассивный реципиент в
воспитательных воздействиях. Воспитание
будет эффективным лишь тогда, когда оно
вызывает положительную реакцию у
личности, когда личность начинает
активно работать над собой. Сущность
воспитания состоит в принятии ребенком
социальных ценностей, выработке на их
основе своих убеждений, в соответствии
с которыми строится своя деятельность
и поведение. Это иллюстрируется такой
поговоркой: Можно
лошадь силой привести к реке, но заставить
ее силой пить – невозможно.

Среда
– комплекс разнообразных внешних
явлений, стихийно действующих на
человека: географическая среда,
социальная, экономическая… В нашем
случае более значимо влияние социальной
среды, что по сути явления называется
социализацией. А.В. Мудрик называет
следующие факторы социализации: —
микрофакторы (семья, класс, сверстники);
— мезофакторы (этнос, средства массовой
информации), — макрофакторы (отечество,
государство, социум);- планета; — космос.

Воспитание
как фактор развития ребенка имеет
следующие черты:

– если воспитание
– создание условий для развития личности
ребенка, то без воспитания задатки не
проявятся;

– воспитание –
процесс целенаправленный, четко
организованный (ставим цель, подбираем
методы);

– воспитание
осуществляется педагогами-профессионалами
и родителями, заинтересованными в
развитии ребенка;

– устранение
недостатков возможно только путем
разнообразной деятельности;

– нежелательное
влияние среды нейтрализуется или
усиливается воспитанием.

Таким образом,
воспитание является ведущим, наиболее
важным фактором развития ребенка.

3.

Процесс биологического,
психического созревания человека и
социальных преобразований проявляется
в возрастных этапах его развития.При выявлении
возрастных особенностей учитываются
анатомические показатели, особенности
протекания физиологических процессов,
качественные изменения роста, развитие
психики, эмоционально-волевой и
действенно-практической сфер личности,
степень духовно-нравственной зрелости.
В становлении ребенка отмечается 2
стадии: 1. биологическая – 9-месячная
стадия внутриутробного развития,
изучением которой занимается не
педагогическое, а медико-биологическое
направление; 2. социальная – первые 18
лет жизни в условиях социального
воспитания.

Рассмотрим
периодизацию социальной стадии развития.

I
— от рождения до 1 года – период раннего
младенчества. Внутри него выделяются
две ступени: первый месяц жизни – период
новорожденности, а со второго месяца
до года – период грудного возраста. Для
периода раннего младенчества характерно
первоначальное приспособление и
приведение в готовность сущностных сил
организма к первоначальной адаптации.
Ведущий род деятельности младенца –
это рост: за год рост ребенка увеличивается
в 1.5 раза (в среднем от 50 до 75см.), вес
увеличивается в 4 раза. Тип мышления –
предметно-действенный, референтные
лица – родители. За первый год жизни
ребенок осваивает первоначальные
самостоятельные умения: ходьба, речь
(10-15 слов), самостоятельный прием пищи,
приемы личной гигиены.

II
– от 1 года до 3 лет – собственно
младенчество. Это один из наиболее
плодотворных и интенсивных периодов
накопления ребенком социального опыта,
становления физических функций,
психических свойств и процессов. За эти
три года ребенок овладевает навыками
самообслуживания (самостоятельно ест,
одевается, соблюдает личную гигиену),
овладевает связной автономной речью,
формируется уверенная ходьба, бег,
прыжки, самостоятельная игра с игрушками,
рисование и другие первоначальные
творческие занятия. Тип мышления –
предметно-образный, референтные лица
– родители, ведущий род деятельности
– игра, но игра самого с собой. До трех
лет дети не умеют сотрудничать, играют
в одиночку.

III
– от 3 до 6 лет – раннее детство или
дошкольный возраст. Время перехода из
младенчества в детство. Это период
интенсивного накопления социально
значимого опыта и ориентации в социальном
пространстве, формирование основных
черт характера и отношения к окружающему
миру. После трех лет дети постепенно
становятся «коллективистами» — вместе
играют, сюжетно-содержательно разговаривают
друг с другом. Ведущий род деятельности
– игра, тип мышления – наглядно-образный,
способны удерживать внимание в течение
10-15 минут, референтные лица – родители,
воспитатели. Полная психо-физиологическая,
нравственно-волевая готовность к
систематическому учебному труду, к
интеллектуальному, физическому,
эмоциональному напряжению наступает
в 7 лет.

IV
– от 6(7) до 10 лет – собственно детство
или младший школьный возраст. На этом
этапе происходит завершение первоначального
созревания физиологических и психических
структур головного мозга, дальнейшее
накопление физических, нервно-физиологических
и интеллектуальных сил, обеспечивающих
готовность к полноценному систематическому
учебному труду. Ведущей деятельностью
становится учебная, но наравне с игровой,
которая еще не сдает свои позиции
лидерства. Тип мышления – наглядно-образное,
развивается и абстрактное. Внимание
удерживается 15-20 минут. Референтным
лицом становится учитель, на втором
месте – родители.

Читайте также:  Влияние рассказов на развитие ребенка

V
– от 11 до 14 лет – отроческий, подростковый,
средний школьный возраст. Это новый
качественный этап в становлении
человека. Характерные черты: в
физиологическом отношении – половое
созревание, гормональная буря, интенсивный
рост, формирование фигуры в соответствии
с половой дифференциацией. На фоне этих
изменений ухудшается самочувствие,
повышается усталость, раздражительность,
эмоциональная неустойчивость. В
психологическом плане – это период
самосознания, самооценки, самоутверждения,
сознательного проявления индивидуальности
– противоположные желания и стремления
«быть как все» и «не быть как все».
Ведущая деятельность – интимно-личностное
общение. Завершается формирование
абстрактного мышления, устойчивого
произвольного внимания. Референтные
лица – ровесники: одноклассники,
товарищеская компания.

VI
– от 15 до 18 лет – ранний юношеский,
старший школьный возраст – период
завершения физического и психического
созревания, социальной готовности к
общественно полезному производительному
труду и гражданской ответственности,
способность предвидеть результаты
своих поступков. Мышление – абстрактное,
внимание произвольное, устойчивое.
Референтное лицо – «я сам», дорожит
своим мнением, способен аргументировано
отстаивать его. Ведущая деятельность
– самореализация, профессиональная
ориентация.

Итак, каждый
возрастной этап жизни ребенка вносит
свой незаменимый, необходимый вклад в
развитие и становление человека. Педагоги
в организации учебно-воспитательной
работы должны учитывать возрастные и
индивидуальные особенности и
ориентироваться на «зону ближайшего
развития ребенка» (термин Л.С. Выготского).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Татьяна Овчинникова
Педагогическая характеристика

Педагогическая характеристика на ___

Дата рождения:

Домашний адрес:

___ поступил в детский сад в сентябре 2012 года из дома. Адаптация прошла легко. Детский сад посещает охотно. Воспитывается в семье с отчимом, который принимает участие в воспитании ребенка.

По характеру ___ импульсивен, не умеет планировать что-то заранее, взвешивать альтернативы, возможные последствия или отсрочивать немедленное исполнение своих намерений и желаний. На вопрос «Почему ты так поступил?» отвечает «Сам не знаю». Неусидчив.

___ способен работать довольно непродолжительное время, затем наступает утомление;

Программный материал усваивает на уровне, ниже среднего. Не всегда доводит начатое дело до конца, старается выполнить задание точно по указанию воспитателя, но делает это быстро, не заботясь о результате и аккуратности.

Речь невнятная, говорит односложно, не использует сложные предложения. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Пассивный и активный словари характеризуются бедностью. Низкий уровень понимания словесных инструкций.

Знания и представления об окружающем мире занижены: не сформированы в полной мере представления о животном и растительном мире; представления о себе, семье; общественных явлениях и праздниках, профессиях и многие другие. Причинно-следственные связи выстраивает с помощью взрослого.

Игорь затрудняется в ориентировке в пространстве и времени, в решении простых логических заданий и упражнений. Освоил счет, соотносит количество предметов с цифрой и числом; знает геометрические фигуры, цвета. Сравнивает предметы по величине, но неправильно пользуется терминами сравнения.

Недостаточно развита мелкая моторика рук; ведущая правая рука;

Так же нарушена общая моторика, с трудом удерживает равновесие.

Игровая деятельность сформирована слабо. Играя с детьми, часто вступает в конфликты. Очень любит играть в игры с конструктором и строительными наборами.

Родители уделяют достаточно внимания воспитанию сына. Заинтересованы в занятиях сына с логопедом.

Педагогическая характеристика на ___

Дата рождения:

Домашний адрес:

___ поступила в детский сад в августе 2012 года из дома. Воспитывается в многодетной семье, являясь младшим ребенком. Адаптация проходила долго, но без слез.

Детский сад посещает охотно. Воспитывается в полной семье.

По характеру девочка тихая, спокойная, стеснительная. Очень хочет общаться со сверстниками, но сама редко является инициатором игр, предпочитает второстепенные роли, спокойные игры.

Ребенок охотно принимает участие в организованной деятельности, но стесняется отвечать на вопросы (молчит). Ситуация успеха вызывает у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение и замечания адекватная. Взаимоотношения со взрослыми сдержанные, устойчивые.

У ___ сформированы представления об окружающей действительности, но не в полном объеме. Она устанавливает простые причинно-следственные связи, обобщающие понятия освоила не все. Внимание устойчивое.

Соня говорит односложно, не использует сложные предложения. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Голос слабо-модулированный, тихий. Пасивный и активный словари характеризуются бедностью.

Имеются недостатки в звукопроизношении. Наблюдается недостаточное развитие связной речи. Девочка не может пересказать текст, составить описательный рассказ.

Недостаточно развита моторика мелких мышц рук.

Отмечается задержанная переключаемость движений, медлительна, моторно неловка.

Соня любит занятия по изодеятельности, работы выполняет аккуратно, старательно.

С интересом относится к физкультурным и музыкальным занятиям.

При общении с малознакомыми и незнакомыми людьми стеснительна, малообщительна. При возникновении доверительных отношений с взрослыми становится более общительной.

Навыки самообслуживания сформированы в соответствии с возрастными требованиями.

Родители уделяют внимания воспитанию и развитию ребенка, заинтересованы в занятиях с логопедом.

Нуждается в занятиях с логопедом.

Педагогическая характеристика на ___

Дата рождения:

Домашний адрес:

В детский сад поступил в марте 2013 года переводом из другого детского сада, который посещал с июля 2010 года. Воспитывается в неполной семье. Адаптация прошла хорошо.

Ребенок вспыльчив, непокорен, по характеру, самоуверен, проявляет негативизм. Часто вступает в конфликты с детьми.

Первичная диагностика знаний, умений и навыков ребенка показала несформированность знаний по всем разделам программы данной возрастной группы.

Мальчик не может назвать основные геометрические фигуры, не считает и не отсчитывает необходимое количество предметов, не сформированы временные и пространственные отношения.

Читайте также:  Тест на развитие интеллекта у ребенка 3 лет

Знания и представления об окружающем мире неполные, неточные, бедные. Артем не называет времена года, не может назвать их отличительные признаки; не устанавливает простые причинно-следственные связи; называет некоторых диких и домашних животных, фрукты и овощи, но обобщающими понятиями не владеет.

В развитии речи наблюдается отставание от возрастных норм. У мальчика проявляется нарушение звукопроизношения. Словарный запас скудный, в речи мало прилагательных, наречий. Фразы строит с обилием грамматических и синтаксических ошибок. Связная речь не развита: текст не пересказывает.

Недостаточно развита мелкая моторика рук; ведущая правая рука;

Общая моторика также сформирована недостаточно: отстает в темпе, ритме, переключаемости движений.

Игровая деятельности сформирована на уровне предметной деятельности.

В общении со взрослыми требователен, обращается за помощью только тогда, когда сам не может решить конфликтную ситуацию.

Мама уделяет достаточно внимания воспитанию сына. Прислушивается к советам педагогов.

___ нуждается в занятиях с логопедом.

Педагогическая характеристика на Коротких Алису

Дата рождения:

Домашний адрес:

В детский сад поступила в марте 2013 года переводом из другого детского сада, который посещала с октября 2010 года. Воспитывается в неполной семье. Адаптация проходила болезненно. Из-за частых пропусков, в связи с болезнями, девочка чувствует себя в группе некомфортно, скучает по маме.

Взаимоотношения со взрослыми сдержанные.

В контакт со сверстниками вступает сложно. Предпочитает спокойные игры, устает от шумных детских игр.

Двигательная активность в игре низкая, малословна.

Познавательные интересы сформированы на среднем уровне. К образовательной деятельности относится с интересом, но материал усваивает не в полном объеме.

Развитие речи не соответствует возрастным нормам. Имеются недостатки звукопроизношения. Речь неразборчива, невнятна. Грамматический строй недостаточно сформирован: допускает аграмматизмы. Наблюдается недостаточное развитие связной речи. Составляет описательный рассказ по наводящим вопросам воспитателя. Ребенок знает такие обобщенные понятия как «овощи», «фрукты», «игрушки», «посуда», «мебель», «животные». С помощью называет времена года. Наиболее страдает употребление глаголов, прилагательных, наречий. В речи преимущественно использует простые распространенные предложения (2-3 слова).

Испытывает трудности при решении простых логических задач и игровых заданий. Алиса соотносит количество предметов с числом и цифрой, знает геометрические фигуры, цвета, соотносит предметы по величине.

Внимание устойчивое. Начатое дело доводит до конца.

Мелкая моторика развита недостаточно, что проявляется в трудностях с работой ножницами, пластилином, кистью, карандашами.

Мама уделяет достаточно внимания воспитанию дочери, но делают акцент на заботу о здоровье и опеку. Заинтересована в занятиях дочери с логопедом.

Педагогическая характеристика на Нагайцеву Екатерину

Дата рождения:

Домашний адрес:

Катя посещает детский сад с августа 2010 года. Адаптация к детскому саду прошла нормально. Детский сад посещает охотно.

По характеру девочка бойкая, активная.

Настроение легко меняется от незначительных причин, эмоции, особенно отрицательные, выражаются с большим шумом и экспрессией.

Игровая деятельность развита на низком уровне. Предпочитает играть в основном с мальчиками в игры с роботами, машинами, сюжет соответствует тематике мультфильмов. Во время игр часто бывают ссоры, конфликты, которые разрешает консервативно или с помощью воспитателя. Так же любит подвижные игры.

Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно.

Уровень развития речи – средний. Испытывает трудности при подборе синонимов, антонимов, однокоренных слов; в образовании прилагательных от существительных, в образовании притяжательных прилагательных. Не пересказывает текст. Предложения строит в основном простые. В речи мало прилагательных, наречий. Катя хорошо запоминает стихи, выразительно и громко рассказывает.

Катя знает сведения о себе, понимает родственные связи. Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно, слабо ориентируется в основных понятиях времени.

Освоила счет, соотносит количество предметов с цифрой и числом; знает геометрические фигуры, цвета. Сравнивает предметы по величине, но неправильно пользуется терминами сравнения.

Мелкая моторика развита недостаточно. Не справляется с пуговицами, завязками, шнурками. Есть трудности во владении ножницами, при работе с пластилином.

Родители уделяют недостаточно внимания воспитанию ребенка (т. к. живут в другом районе и девочка часто живет у бабушек) заинтересованы в занятиях с логопедом, всегда выполняют указания педагогов.

Педагогическая характеристика на Красноперова Никиту

Дата рождения:

Домашний адрес:

Мальчик посещает детский сад с октября 2011 года. Адаптация к детскому саду прошла нормально. Детский сад посещает охотно. Воспитывается в неполной семье.

Никита активный, общительный, мальчик. В общении со взрослыми проявляет уважение, послушание, охотно выполняет просьбы. С детьми быстро находит общий язык, в целом не конфликтный. В игровом плане легко подчиняется установленным ролевым правилам.

У Никиты недостаточно сформированны знания по всем разделам программы данной возрастной группы т. к. ребенок часто отсутствовал по причине болезни и семейным обстоятельствам.

Мальчик отвечает только по вызову педагога. Внимание легко привлекается, но неустойчивое, не всегда легко переключается с одного вида на деятельности на другой.

На занятиях усидчив. Познавательный интерес присутствует.

У Никиты не развит фонематический слух, допускает ошибки в согласовании в роде, числе, падеже. Словарный запас недостаточный. Свободно пользуется короткими простыми предложениями. Речь невнятная из-за неправильного звукопроизношения.

Представления ребенка о себе в ближайшем окружении сформированы: знания о себе, своей семье, о родственниках. Временные представления не сформированы.

Недостаточно развита мелкая моторика рук; ведущая правая рука; испытывает трудности в работе с ножницами, пластилином.

Мальчик хорошо взаимодействует в подгруппе детей, но не выступает инициатором новых игр, идей. Всегда подчиняется игровым правилам.

На замечания, одобрение реагирует адекватно. В процессе общения со сверстниками, взрослыми добрый, ласковый, аккуратный. Навыки трудолюбия и самообслуживания сформированы.

Источник