Степаненкова теория и методика физического воспитания и развития ребенка 2001
ВЫСШЕЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Э.Я.СТЕПАНЕНКОВА
Рекомендовано
Учебно-методическим
объединением
по специальностям
педагогического образования
в качестве учебного
пособия для студентов высших учебных
заведений,
обучающихся по
специальностям 030900 — Дошкольная
педагогика и психология,
2-е
издание, исправленное
УДК373(075.8)
ББК74.100.5я73 С 79
Рецензенты:
доктор
педагогических наук, профессор Т.
С. Комарова;
доктор психологических
наук, член-корреспондент РАО,
профессор
Н.
Н. Поддъяков
Степаненкова
Э.Я.
С 79 Теория и методика
физического воспитания и развития
ребенка:
Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / Эмма Яковлевна
Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.:
Издательский центр «Академия», 2006.
— 368 с.
ISBN
5-7695-2540-1
В
пособии впервые освещены общетеоретические
вопросы физического воспитания
и раскрыты особенности физической
культуры дошкольников, дана
методика организации двигательной
деятельности детей. В подборе
гимнастических
упражнений акцент сделан на их
общеразвивающей направленности,
представлена гимнастика для мозга,
включая пальчиковую, для развития
вестибулярного аппарата, перекрестная
для правого и левого полушарий мозга.
Дано описание подвижных игр, обосновано
их воспитательное
воздействие.
Для студентов
высших педагогических учебных заведений.
УДК
373(075.8) ББК74.100.5я73
Оригинал-макет
данного издания является собственностью
Издательского
центра «Академия», и его воспроизведение
любым способом
без согласия
правообладателя запрещается
© Степаненкова
Э.Я., 2001
© Образовательно-издательский
центр «Академия», 2006 ISBN
5-7695-2540-1 ©
Оформление. Издательский центр «Академия»,
2006
Предисловие
Предлагаемое
учебное пособие, предназначенное для
студентов факультетов дошкольной
педагогики и психологии педагогических
вузов, содержит основные теоретические
и методические разработки, направленные
на осуществление правильной физической
подготовки детей дошкольного возраста,
формирование у них культуры движения,
развитие психофизических, интеллектуальных,
нравственных и эстетических качеств
личности, что является главной задачей
педагогов дошкольных образовательных
учреждений.
Содержание
излагаемого в пособии курса «Теория и
методика физического
воспитания и развития ребенка»
предусматривает обеспечение
будущих специалистов знаниями,
позволяющими определять эффективность
многочисленных отечественных и
зарубежных
систем физического воспитания, их
соответствие целям и задачам
отечественной школы оздоровительной
физической культуры.
Профессиональная
компетентность будущих специалистов
предполагает
их готовность к многоплановой и творческой
работе с детьми, педагогами, семьей. Они
должны понимать процесс роста и развития
ребенка, важность двигательного развития,
знать функции человеческого тела,
программное содержание двигательной
и игровой подготовки, уметь диагностировать
психофизическое развитие и физическую
подготовленность ребенка, а также
владеть новейшими методами и приемами
обучения, навыками индивидуальной
работы.
Данное пособие не
только знакомит студентов с современными
формами организации и средствами
физического воспитания, но и предлагает
методику формирования у ребенка навыков
физической культуры, раскованности,
красоты и выразительности движений,
учит творчески использовать двигательный
опыт, любить спорт.
Пособие
состоит из трех частей. В первой («Общие
вопросы теории
физического воспитания ребенка»)
определен предмет теории физического
воспитания ребенка, даны его понятия,
задачи и средства воспитания для каждой
возрастной группы.
Во второй части
(«Методика физического воспитания и
развития ребенка») раскрыты особенности
развития детей раннего и Дошкольного
возраста, основы их обучения и воспитания,
мето-
3
дика
обучения физическим упражнениям,
особенности проведения подвижных и
спортивных игр; даны формы организации
физического воспитания в дошкольном
образовательном учреждении (физкультурные
занятия, утренняя гимнастика и др.);
показано планирование работы по
физическому воспитанию и медицинский
контроль за ним.
В третьей части
пособия рассмотрены должностные
обязанности методиста по физической
культуре ребенка, раскрыты особенности
преподавания курса «Методика физического
воспитания и развития ребенка» в
педагогическом колледже.
В приложении
указаны основные способы диагностики
физической подготовленности и
сенсомоторного развития ребенка.
В процессе подготовки
книги к изданию были учтены положения
и идеи А.В.Кенеман и Д.В.Хухлаевой —
авторов учебника «Теория и методика
физического воспитания детей дошкольного
возраста» (М., 1985), уточнены основные
понятия теории и методики физического
воспитания дошкольников, использованы
новейшие достижения смежных наук и
обобщены результаты современных
педагогических изысканий.
-Учебное пособие
подготовлено Э.Я.Степаненковой, параграфы
«Физкультурные занятия дошкольников»
и «Утренняя гимнастика в детском
саду» в главе «Формы организации
физического воспитания в дошкольных
образовательных учреждениях» написаны
доцентом Ульяновского педагогического
университета Н. В. Пол-тавцевой.
Часть первая
I ОБЩИЕ
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Booksee.org
Главная →
Степаненкова Э.Я.
Скачать книгу бесплатно (pdf, 3.08 Mb) | Читать «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка»
EPUB | FB2 | MOBI | TXT | RTF
* Конвертация файла может нарушить форматирование оригинала. По-возможности скачивайте файл в оригинальном формате.
Популярные книги за неделю:
#1
Руководство по подрывным работам
Категория: Пособия самодельщикам
5.39 Mb
#2
Большая Советская Энциклопедия, 30 томов
Категория: Энциклопедии, справочники, учебники
92.67 Mb
#3
Атлас анатомии человека Том 2
Синельников Р. Д.
Категория: people, people, health
5.17 Mb
#4
Сексуальные позиции. Практическое руководство
Неонилла Самухина, Дмитрий Исаев
Категория: people, health, hobby, active
23.38 Mb
#5
Атлас анатомии человека Том 3
Синельников Р. Д.
Категория: people, people, health
5.03 Mb
#6
Атлас анатомии человека
Фрэнк Неттер
Категория: info, encyc, science, human, people, health
373.85 Mb
#7
История России
А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина
Категория: Исторические
25.47 Mb
#8
Атлас анатомии человека КОСТИ, МЫШЦЫ
Синельников
Категория: 1956283-АРХИВ КНИГ АНАТОМИЯ, Синельников Атлас анатомии человека
72.72 Mb
#9
Самоучитель игры на фортепиано
Категория: КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
2.71 Mb
#10
Основы семиотики заболеваний внутренних органов. Атлас.
А.В.Струтынский, А.П.Баранов, Г.Е.Ройтберг, Ю.П.Гапоненков
Категория: ЗДОРОВЬЕ
27.88 Mb
Только что пользователи скачали эти книги:
#1
Станислав Катцер. Флот на ладони (90 моделей, djvu)
3.80 Mb
#2
Toyota: Lite-Ace — Town-Ase, праворульные модели 1996-2004 года выпуска (djvu)
15.28 Mb
#3
Фтизиопульмонология
Мишин В.Ю., Григорьев Ю.Г., Митронин А.В.
8.69 Mb
#4
Атлас анатомии человека Том 3
Синельников Р. Д.
Категория: people, people, health
5.03 Mb
#5
Ордена и медали стран мира. Награды стран Европы, Азии, Африки, Северной и..
С. В. Потрашков
Категория: Нумизматика, каталоги
19.78 Mb
#6
География почв
Добровольский Г. В., Урусевская И. С.
Категория: География геология геодезия учебник
9.56 Mb
#7
Восстановление информации своими руками
КАСПЕРСКИ, Крис
1.32 Mb
#8
Большая музыка — маленькому музыканту. Лёгкие переложения для фортепиано
Татьяна Юдовина-Гальперина
Категория: color, color, music
4.75 Mb
#9
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭТНОГРАФИЯ: Малые этнические и этнографические группы
В.А. Козьмин
2.37 Mb
#10
Поурочные разработки по геометрии: 8 класс
Гаврилова Н.Ф.
Категория: science, education, science, exact
3.31 Mb
Источник
Тема 1. Характеристика теории и методики физического воспитания и развития ребёнка как научной и учебной дисциплины.
Теория физического воспитания как
область гуманитарного, антропологического,
философского знания. Категориальный
аппарат теории и методики физического
воспитания и развития ребёнка: физическая
культура, физическое воспитание, спорт,
физическое развитие, физическое
образование и самовоспитание, физическая
рекреация и реабилитация.
Методологические, естественнонаучные,
психолого-педагогические основы
физического воспитания.
Место теории и методики физического
воспитания и развития ребёнкав
системе человекознания. Связь теории
и методики физического воспитания с
другими науками.
Литература основная:
|
Грядкина, Т.С. Здоровьесберегающее и
здоровьеформирующее физическое
воспитание в дошкольных образовательных
учреждениях //Дошкольная педагогика.-
2008.- № 2.Степаненкова, Э. Я. Теория и методика
физического воспитания и развития
ребенка : учеб. пособие для студ. пед.
вузов, обуч.по спец. Дошк. пед. и психология,
Педагогика и метод. дошк. образ. — М.:
Академия, 2009. — 368 с.Шебеко, В. Воспитание ребенка как
субъекта физкультурно-оздоровительной
деятельности //Дошкольное воспитание.
— 2011. — № 5. — С. 28-33.
Литература дополнительная
Алябьева
Н. В. Теория и методика физического
воспитания и спорта.– Мурманск, 2004.-182
с.Барабаш, Т. «Мы — россияне!» Развиваем
познавательную и физическую активность
//Дошкольное воспитание.- 2011.- №1. –
С.17-21.Верхорубова, О.В. Формирование культуры
здоровья у дошкольников в процессе
физического воспитания // Начальная
школа плюс До и После. — 2011. — № 7. — С.
81-84.Воронцова, О.М. Как сделать
физкультуру интересной?// Инструктор
по физической культуре дошкольного
образовательного учреждения. — 2009. — №
3. — С. 104-113.
Тема 2. Задачи и средства физического воспитания.
Обусловленность задач физического
воспитания и оздоровлениядетей
психофизиологическими и возрастными
особенностями. Сущность цели и задач,
реализуемых в сфере физической культуры.
Объективная обусловленность цели и
задач общественными и личностными
потребностями в оптимизации психофизического
состояния и развития. Зависимость задач
от объективных и субъективных возможностей
в конкретных социальных условиях.
Оздоровительные задачи: охрана и
укрепление здоровья, совершенствование
функций и систем организма, закаливание,
воспитание правильной осанки, повышение
работоспособности организма, формирование
основ здорового образа жизни (ЗОЖ).
Образовательные задачи: формирование
двигательных навыков и развитие
физических качеств; овладение знаниями
о физической культуре и ЗОЖ; развитие
двигательных способностей (координации,
функции равновесия и т.д.) у детей разных
возрастных групп.
Активизация мышления и развитие
осознанности двигательных действий.
Формирование пространственных и
временных ориентировок; уточнение
представлений об окружающем мире;
расширение словаря, связанного с
выполнением движений; развитие внимания,
воображения, памяти.
Воспитательные задачи: воспитание
потребности в ежедневных физических
упражнениях, интереса к физической
культуре; формирование творческой
активности, развитие навыков
самоорганизации. Воспитание нравственных
и морально-волевых качеств личности.
Воспитание эстетического отношения к
выполнению физических упражнений
(правильная и красивая осанка,
координированные и ритмичные движения
в сопровождении музыки; эстетика внешнего
вида, физкультурных пособий, окружающей
обстановки).
Формирование эмоциональной сферы
ребенка. Воспитание гигиенических и
трудовых навыков, привычек самообслуживания,
помощи воспитателю при проведении
физических упражнений.
Комплексный подход к реализации
оздоровительных, образовательных и
воспитательных задач физического
воспитания.
Средства физического воспитания.
Двигательная деятельность как необходимый
компонент существования человека, как
форма отношения к окружающему миру и
способ его освоения. Роль двигательной
активности в жизни человека.
Двигательная
активность человека как мотивированная
систематическая деятельность индивидуума
по достижению физических кондиций,
необходимых для поддержания оптимального
уровня жизнеобеспечения.
Характеристика
средств физического воспитания:
физические упражнения, естественные
силы природы, гигиенические факторы.
Особенности избирательного, комплексного
их использования.
Физические упражнения как средство
физического воспитания. Факторы,
определяющие воздействие физических
упражнений. Форма физических упражнений
как способ его выполнения, характеризующийся
пространственной, временной и динамической
упорядоченностью параметров. Диалектика
соотношения содержания и формы физического
упражнения. Техника двигательного
действия. Двигательное действие как
система. Понятие о технике физических
упражнений. Основы техники. Основное
звено техники. Детали техники;
индивидуализация техники; фазы техники.
Естественные силы природы как средства
физического воспитания: значение, виды,
принципы использования.
Гигиенические факторы (соблюдение
требований личной и общественной
гигиены), санитарно-гигиенические
требования к месту проведения физических
упражнений, их значение.
Литература основная:
Анохина
И.А. Инновационная
деятельность по оздоровлению дошкольников
// Инструктор по физической культуре
дошкольного образовательного учреждения.
— 2009. — № 1. — С. 86 — 99.Бабенкова Е.А. Физическая культура
в ДОУ разного вида // Инструктор по
физической культуре дошкольного
образовательного учреждения. — 2009. —
№ 2. — С. 63- 68.Барчуков И.С. Физическая культура и
спорт: Методология, теория, практика.
— М.: Академия, 2009.- 206 с.
Гунн Г.В. Здоровье детей – категория
педагогическая //Дошкольная педагогика.-
2009.- № 1.Степаненкова Э.Я. Теория и
методика физического воспитания и
развития ребенка: учеб. пособие для
студ. пед. вузов, обуч.по спец. Дошк.пед.
и психология, Педагогика и метод. дошк.
образ. / Э. Я. Степаненкова. — М.: Академия,
2009. — 368 с.Шебеко, В. Воспитание ребенка как
субъекта физкультурно-оздоровительной
деятельности //Дошкольное воспитание.
— 2011. — № 5. — С. 28 — 33.
Дополнительная литература:
Алябьева
Н. В. Теория и методика физического
воспитания и спорта. – Мурманск, 2004.-
182 с.Барабаш, Т. «Мы — россияне!» Развиваем
познавательную и физическую активность
//Дошкольное воспитание.- 2011.- № 1. –
С.17- 21.Верхорубова О.В. Формирование культуры
здоровья у дошкольников в процессе
физического воспитания // Начальная
школа плюс До и После. — 2011. — № 7. — С.
81-84.Воронцова О.М. Как сделать
физкультуру интересной? // Инструктор
по физической культуре дошкольного
образовательного учреждения. — 2009. — №
3. — С. 104-113.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Цель физического воспитания ребенка — это подготовка к жизни, труду, защите Отечества.
Спецификой предмета является изучение закономерностей физического воспитания и управление развитием ребенка от рождения до семи лет.
Учитывая особенности каждого возрастного периода, теория и методика физического воспитания дошкольников определяет цель, задачи, средства, методы и формы организации педагогического процесса, особенности руководства им в дошкольных образовательных учреждениях. Она вооружает практику необходимыми теоретическими основами, тем самым способствуя ее совершенствованию.
В теории физического воспитания рассматриваются следующие понятия: физическое развитие, физическое совершенствование, физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, физическая подготовленность, физические упражнения, двигательная активность, двигательная деятельность, спорт. Уяснение этих понятий позволит студентам осознанно и творчески изучать педагогическую литературу, грамотно выполнять практические задания. Остановимся на определении каждого из этих понятий.
Физическое развитие — процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.
Понятие «физическое развитие» в более узком значении обозначает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений (показатели роста, веса, окружности груди, жизненной емкости легких; состояние осанки; изгибов позвоночника; измерение свода стопы; динамометрия; становая сила и другие).
В более широком смысле слова физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и т.д.). Во избежание терминологической путаницы Л.П. Матвеев предлагает говорить о физическом состоянии организма, подразумевая под этим совокупность его телесных свойств и обусловленных ими функциональных возможностей, сложившихся к тому или иному возрастному периоду индивидуального физического развития [Введение в физическую культуру. М., 1983,с. 7].
Физическое совершенство — исторически обусловленный уровень физического развития. Оно является результатом полноценного использования физической культуры. Под физическим совершенством подразумевается оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности. Физическое совершенство выражает высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, повышение биологической надежности организма, согласующейся с закономерностями всестороннего развития личности и долголетнего сохранения здоровья. Критерии физического совершенства имеют конкретно-исторический характер. Они изменяются в зависимости от ситуаций социального развития, отражая реальные требования общества.
Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека; совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека. Отличительной особенностью любой культуры является творческое начало. Следовательно, с полным правом можно сказать, что под физической культурой понимается творческая деятельность, имеющая целью преобразование, совершенствование человеческой природы посредством физических упражнений. Физическая культура направленана «окультуривание» тела, его оздоровление. Давно известно, что в здоровом теле здоровый дух. Поэтому важно, формируя культуру тела, одновременно гармонически развивать личность ребенка, стимулировать раскованность и свободу его движений, активизировать творчество. То или иное заболевание человека — расплата за упущенные потенциальные возможности в развитии психики и тела.
С момента рождения ребенка его свобода ограничена условиями того социума, где он родился и будет жить. Ограничение свободы действий ребенка приводит к нездоровью. Для достижения здоровья необходимо помочь ему адаптироваться к окружающему миру и быть в гармонии с ним. Развитие телесной культуры психофизических возможностей ребенка, духовности и творчества обеспечивает состояние относительного здоровья.
Физическая культура — широкое понятие, тесно связанное с физическим воспитанием.
Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства.
Оно не только играет важнейшую роль в формировании физической культуры ребенка, но и передает ему как общечеловеческие (универсальные), так и национально-культурные ценности. Основы физической культуры усваиваются ребенком и успешно развиваются и совершенствуются под воздействием воспитания. Физическое воспитание способствует гармоничному развитию личности ребенка.
Физическая подготовленность — соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы.
Физическое образование — овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребенка.
Физические упражнения — специальные движения, а также сложные виды деятельности ребенка, применяемые в качестве средств физического воспитания. Они используются для совершенствования жизненно необходимых двигательных навыков и содействия духовному развитию ребенка.
Термин «упражнение» обозначает неоднократные повторения двигательного действия.
Двигательная деятельность — деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка.
Двигательная активность — это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции восстановительных процессов (анаболизма). Особенность последних заключается не просто в восстановлении исходного состояния в связи с имевшей место очередной деятельностью развивающегося организма, а в обязательном избыточном восстановлении, т.е. необходимо постоянно обогащать наследственно предопределенный энергетический фонд. Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие [Аршавский И.А. Ваш малыш может не болеть. М.,1990, с. 5—6].
Как дитя природы человек живет и развивается благодаря потребности в движении. Эта потребность у него социально направлена системой воспитания. Таким образом, двигательная активность носит биосоциальный характер.
Спорт — составная часть физической культуры, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений.
Понятия теории и методики физического воспитания, их содержание, возникшее в разные исторические эпохи развития общества, постоянно совершенствуются, углубляются, уточняются по мере развития науки.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с. С. 5-8.
Источник