Статья педагога психолога о развитии ребенка

Мария Подлесная
Профессиональный стандарт педагога-психолога
Подлесная М. А.
Мария Александровна Подлесная/Maria Alexandrovna Podlesnaya –педагог-психолог дошкольной образовательной организации МАДОУ «Д/с № 24 «Жар-птица», деревня Лопатино
Аннотация: статья посвящена анализу профессионального стандарта педагога-психолога и выявлению наиболее актуальных направлений его деятельности
Abstract: the article is devoted to the analysis of the professional standard of the teacher-psychologist and to identification of the most actual directions of his activity
Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога-психолога, трудовые функции, трудовые действия, необходимые знания, необходимые умения, преемственность в образовании, ранняя помощь, личная ответственность
Keywords: professional standard of the teacher-psychologist, labor functions, labor actions, necessary knowledge, necessary skills, continuity in education, early help, personal responsibility
Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования) является действующим документом на всей территории Российской Федерации, устанавливающим общие требования к работникам психологической службы в сфере образования. Стандарт выполняет двойную функцию: 1) стандарт как государственный документ в качестве управленческого инструмента — применяется работодателем при заключении трудовых договоров, разработок должностных инструкций, проведения аттестации педагогов-психологов, установлении системы оплаты труда; 2) стандарт как профессиональная норма деятельности — то есть соответствие возможностям современной психологической науки и практики, и задачам, проблемам, потребностям современной системы образования.
Структура профессионального стандарта «Педагог-психолог» чётко определена в содержании, где отображены: 1) общие сведения 2) описание трудовых функций, входящих в стандарт 3)характеристика обобщенных трудовых функций 4) сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта.
Общие сведения определяют деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса, включающие разграничение по группе занятий и по отнесению к видам экономической деятельности. В перечне «Отнесение к видам экономической деятельности» прослеживается преемственность в образовательных ступенях, что имеет немаловажное значение во всей психолого-педагогической деятельности. Но об этом чуть позже.
В функциональную карту вида профессиональной деятельности входят две группы трудовых функций: а) психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях разного уровня; б) оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Сходство в трудовых функциях этих двух групп раскрыты в основных направлениях деятельности психолога в системе образования: — психологическая диагностика — получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамике процесса их развития; — психологическое просвещение — формирование у родителей, педагогического персонала и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях и желания использовать их в интересах собственного развития; — психологическая профилактика — обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных отклонений в психическом развитии и становлении личности в процессе непрерывной социализации, а также разработка конкретных рекомендаций; — психологическое консультирование — консультирование по вопросам управления педагогическим составом, педагогов по вопросам развития, обучения и воспитания детей, то есть всех участников образовательного процесса, в том числе родителей детей представителей других служб и государственных органов; — развивающая и психокоррекционная работа — активное взаимодействие педагога-психолога с детьми и взрослыми, направленное на развитие и становление личности дошкольников, а также участие в разработке, апробации и внедрении различных программ [1. С. 5]. Различие же определяет направления работы — классический образовательный процесс или оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетним обучающимся с девиантным поведением.
Третий раздел «Характеристика обобщенных трудовых функций» включает подробное описание трудовых действий, необходимых умений и знаний по каждой трудовой функции двух вышеперечисленных групп видов профессиональной деятельности. Современный психолог должен знать нормативно-правовую базу деятельности педагога-психолога в системе образования, основы возрастной и педагогической психологии, современные теории и методы консультирования, диагностической и коррекционно-развивающей работы. Знать современные технологии и методы консультирования. Владеть приёмами здоровьесберегающих технологий, способствовать улучшению условий адаптационного процесса. Необходимо владеть приёмами преподавания, организации дискуссий, проведения тренинговой работы, интерактивных форм занятий. Нужно уметь планировать и проводить диагностику воспитанников дошкольных образовательных учреждений и различных учащихся, знать методы сбора и обработки информации, результатов психологических наблюдений. По результатам диагностики уметь разработать соответствующие рекомендации, индивидуальные образовательные маршруты совместно с педагогами с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного ребёнка. Также в соответствии со стандартом педагог-психолог должен уметь оценивать уровень актуального развития и отклонения от нормального хода психического развития детей. Для этого нужно владеть знаниями о формах и признаках отклоняющегося поведения ребёнка. Чтобы работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, нужно знать методы и приёмы индивидуальной психокоррекции. Также необходимо уметь реализовывать индивидуально ориентированные меры по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии детей.
Замечательно, если психолог в сфере образования будет знать и уметь выполнять все перечисленные в стандарте трудовые функции и применять на практике необходимые умения и знания, опираясь не принцип «должествования», а на принцип личной ответственности. Истинным побудителем активности человека, делающего что-то по принципу «должен» считаются внешние воздействия — требования общества, государства. В профессии же психолога крайне важны истинные внутренние потребности личности стать специалистом, занимающимся изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности с целью оказания помощи, поддержки и сопровождения.
Возвращаясь к первому разделу «Общие сведения», в котором указан перечень направлений экономической деятельности педагогов-психологов в сфере образования, не могу не обратить внимание на последовательность указанных направлений. В них чётко прослеживается преемственность в образовании, выражающаяся во взаимодействии основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания эффективного образовательного процесса на смежных этапах развития ребёнка. Несомненно, педагог-психолог, обладающий высоким уровнем личной ответственности, должен знать и уметь все вышеперечисленные требования стандарта для эффективной работы своих коллег на более высокой ступени образования. Начиная с образовании на уровне дошкольной организации очень важно обратить внимание на умение оказать своевременную психолого-педагогическую раннюю помощь. Ранняя помощь — семейно-ориентированная комплексная психолого-педагогическая и медико-социологическая помощь детям раннего возраста, у которых выявлены нарушения в развитии различных функций или отклонения от них, либо риски их возникновения в более старшем возрасте, и находящимся в кризисных ситуациях семьям, воспитывающим детей [2. С. 340]. Крайне важно вести активную работу с родителями для обогащения их знаниями в области семейной психологии, возрастной психологии, консультировать по вопросам детско-родительских отношений, предупреждать возможные конфликтные взаимоотношения с детьми. И так от ступени к ступени. Чем эффективнее будет проведена работа на каждой ступени образования, тем вероятнее ожидание снижения возникновения проблемных ситуаций в поведении, развитии детей, проблем в детско-родительских отношениях и социальной адаптации. Тем самым педагог-психолог возможно будет иметь больше возможностей реализовывать развивающую и просветительскую работу, но, конечно, не без помощи диагностической исследований.
Несмотря на то, что согласно стандарту, педагог-психолог должен уметь проводить коррекционно-развивающую работу, возникает неоднозначный вопрос. Психокоррекция — это по сути исправление расстройств, рассчитанное не на полное устранение симптомов, а на компенсацию. То есть по сути, если есть серьёзная психологическая проблема или патологические изменения психики, педагог-психолог при всех «должен знать и уметь», даже при высокой личной ответственности вряд ли справится. Во-первых, потому, что педагог-психолог не работает с патологией, а во-вторых, решить серьезную психологическую проблему в условиях образовательной организации очень сложно. Поэтому, даже если педагог-психолог очень современный, и очень много знает и умеет согласно Профессиональному стандарту, к сожалению, действительность иногда диктует свои правила. Очень важно уметь выявлять интересы, склонности, способности детей, а также предпосылки одарённости для последующего психического и личностного развития детей и осуществления профориентационной работы, которая также прослеживается в преемственности в образовании.
Список литературы:
1. Веракса А. Н, Гуторова А. Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. — 2-е изд., испр. — М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.- 144 с. 2. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 4-е изд., перераб. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. — 352 С. 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Педагог-психолог (психолог в сфере образования)
Интернет-ресурсы:
— https://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/48-normative-documents-russia/2732-sootvetstvie-profstandartu-pedagog-psixolog / — Ваш психолог. Работа психолога в школе -https://olgar-psyblog.blogspot.com/2014/11/blog-post.html / Журнал «Школьный психолог», Размышления о профессиональном стандарте «Педагог-психолог» / — / https://www.kdelo.ru/art/385042-professionalnyy-standart-pedagoga-psihologa-18m2 / Кадровое дело, практический журнал по кадровой работе
Источник
РАБОТА ПСИХОЛОГА В ДОУ
Психолог в детском саду— это, прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но так, же и в индивидуальных вариациях этих особенностей.
Искусство психолога заключается в том, чтобы помочь воспитателям и родителям превратить свою программу обучения и воспитания ребенка в его собственную. А главный путь к этому — вовлечение ребенка в доступные и интересные ему формы деятельности, которые изменяются в зависимости от возраста, индивидуальности ребенка, а в значительной мере определяются опытом, знаниями и умениями взрослого.
Психологи в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.
Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.
Помочь воспитателям, и призваны психологи. Психологическое индивидуальное обследование ребенка в детском саду, как правило, проводится по просьбе воспитателя или родителей, заинтересованных в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним.
Предварительно психолог беседует с воспитателем, выясняет, как последний оценивает ребенка, какие его особенности вызывают тревогу или трудности в его воспитании и обучении, собирает первоначальные сведения о семье ребенка.
Наблюдение за ребенком в группе — за его общением с другими детьми и воспитателем, за выполнением заданий на занятиях, за соблюдением режима — вот основные вопросы, которыми занимается психолог в детском коллективе.
Как работает психолог
Детский психолог — специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Работа идет как с детьми, так и со взрослыми по выявлению проблемы и поиску решений.
Психологическое консультирование детей — это особенная форма помощи семье со стороны психолога или психотерапевта, ориентированная на преодоление жизненных трудностей детей и их родителей.
Задача детского психолога — создать условия, в которых Вам будет проще и понятней увидеть себя и жизнь своей семьи со стороны, осознать, какие установки и действия создают проблемы.
Цель консультирования — решить проблему, возникающую у ребенка и (или) воспитывающего взрослого путем анализа сложившейся ситуации, нахождения баланса во взаимоотношениях и восстановления благоприятного психологического климата в семье.
Детский психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог создает условия для того, чтобы клиент (родитель-ребенок) осознал свою проблему, понял ее причины и нашел решение.
Формы работы детского психолога:
индивидуальная (в том числе игровая, песочная терапия, арттерапия и др.) и групповая (детские тренинги);
психологическая работа в контексте семьи (совместная работа ребенка и родителей)
В каких направлениях работает детский психолог:
Детское индивидуальное психологическое консультирование;
Психологическая коррекция детских личностных нарушений, таких как капризность, агрессия, замкнутость и т.д.;
Развивающие занятия как индивидуальные, так и групповые. Это занятия по развитию памяти, мышления, внимания и т.д.;
Индивидуальная психологическая диагностика личности ребенка, уровня психических процессов, а также уровню подготовленности к школе и профориентация старшеклассников;
Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей.
С какими проблемами работает детский психолог:
Это социальные ситуации: ребенок идет в детский сад или школу, развод родителей, смерть кого-то из близких, появление нового члена семьи, случаи сексуального или психического насилия над ребенком, серьезная болезнь ребенка или кого-то из близких людей, переезд на новое место жительства и т.д.
Агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, и т.д.;
Страхи и тревожность ребенка;
Школьная неуспеваемость и неуспешность: не хочет учиться, не усваивает материал, неразвитость орфографической зоркости, невнимательность, испытывает трудности при решении математических задач, испытывает трудности в пересказывании текста, неусидчив, плохая работа в классе при отличной работе дома, и т.д.;
Проблемы адаптации;
Проблемы общения со сверстниками;
Патологические привычки: кусание или грызение ногтей, сосание предметов, онанизм и т.д.;
Уровень психических процессов (память, внимание, мышление) не соответствует возрасту ребенка;
Проблемы логопедического характера (устранение психологических последствий);
Задержка психического развития, аутизм и др.- Беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией.
Кто такой педагог-психолог?
Это специалист, который может профессиональным оком взглянуть на вашу проблему и помочь найти решение. Это проводник, который несет фонарь, пока вы не выйдите на свет.
Психолог и психиатр — не одно и то же.
Психиатр — это специалист, с медицинским образованием в области диагностики и лечения психических расстройств (заболеваний). Методами лечения является медикаментозная терапия. Психиатр работает с психически нездоровыми людьми, имеющими серьёзные отклонения в психике.
Психолог — специалист, получивший психологическое образование. Психолог не является медиком, поэтому не выписывает лекарств. Психолог работает с психически здоровыми людьми, которые хотят помощи в разрешении своих проблем, таких как развод, потеря, трудности в общении, трудности в принятии решения и др.
Психотерапевт — специалист, врач или психолог, который оказывает помощь чаще всего нефармакологическими методами. Психотерапевт — специалист, получивший специальное психологическое образование (не менее 3 лет обучения) по одному из направлений психотерапии. Психотерапевты работают как с психически здоровыми людьми, так и с людьми в «пограничных состояниях», то есть в состояниях на грани здоровья и заболевания (неврозы, депрессии). Психотерапевт использует определённые психотехники, чтобы помочь клиенту решить его проблему.
Психолог не решает за людей их проблемы.
Задача психолога — создать такие условия, при которых клиент сам способен разобраться в своей проблеме. Он поможет вам переформулировать свой запрос так, чтобы вы увидели причину — что затрагивает именно вас. Вы станете способны изменить свое отношение к проблеме, изменившись сами.
Психолог не видит людей насквозь.
Психолог способен в некотором смысле прогнозировать возможные действия того или иного человека в той или иной ситуации. Для этого требуются большие или меньшие целенаправленные усилия: определение особенностей темперамента и характера человека, анализ ситуации, в которой этот человек находится и т.д.
Психолог — не учитель, не наставник.
Он не знает «как правильно». У каждого клиента своя правильность. Цель — найти вместе с клиентом лучшее решение. Например, один человек ищет воду. А у второго есть лоза. Они объединяются и находят воду.
Психолог — не друг.
Психологи не работают с членами своей семьи и друзьями, т.к. это серьезно ухудшает эффективность процесса.
Психолог не обладает сверхспособностями, не волшебник.
Многие полагают, что психолог является ясновидящим или экстрасенсом. Такие сверхспособности как ясновидение, открытие третьего глаза, управление энергией космоса не являются научными и не преподаются в психологических ВУЗах. Сверхспособности изучает наука парапсихология. Приставка «пара» означает «около». Это есть область околопсихологических знаний. Сверхспособности психолог не что иное, как знания и навыки, полученные в ходе обучения и проверенные многолетним опытом.
Если вы пришли с «застарелой» проблемой, не стоит ждать, что она разрешится после одной консультации
Психолог не может решить все проблемы.
Психолог не решает проблемы, в ходе психотерапии он создает условия для того, чтобы человек сам понял причины возникшей ситуации и сам выбрал нужное решение.
Услуги психолога – для абсолютно нормальных людей!
Обращение за помощью к психологу — не является ни показателем слабости, ни знаком психического нездоровья. Как уже было отмечено, психологи работают со здоровыми людьми. Однако время от времени все люди нуждаются в поддержке и помощи со стороны. В нашей культуре ещё не прижилась традиция обращения к психологам. Вместо этого, заведено приходить за помощью к друзьям или заливать проблемы алкоголем. Нередко можно услышать «Что я «псих», что ли, чтоб по психологам ходить?» Выбор всегда за человеком. И настоящий психолог не навязывает своих услуг. Инициатива всегда должна исходить от человека, желающего получить консультацию.
У психолога могут быть свои проблемы.
Психологи – обычные люди, у которых, как и у всех смертных, могут быть проблемы. Преимущество психолога заключается в том, что он способен более эффективно решать свои проблемы. Обладая психологическими знаниями гораздо легче понять, в чем причина возникшей неприятности. Во время своего обучения, да и после него психологи проходят личную психотерапию, в которой прорабатываются их проблемы.
Почему поход к психологу, лучше, чем разговор с подругой или другом.
Возможно, что задушевный разговор с подругой или другом действительно снимет напряжение, становится легче и, несомненно, близкий друг может посочувствовать вам, согреть своим участием и заинтересованностью. Но если проблемная ситуация возвращается вновь, то имеет смысл предположить, что разговоры не помогают. Чем же консультация с психологом отличается от задушевной дружеской беседы? Основной инструмент психологической работы – беседа. После нее, так же как и после разговора с подругой, тебе станет легче. Однако задача терапевтической беседы не только в этом. Одной поддержки бывает мало, чтобы вырваться из замкнутого круга нерешенных проблем у психолога есть инструменты, для выявления ваших деструктивных мыслей, реакций, моделей поведения. Цель – осознать и найти им позитивную замену. Одна из сложностей работы психолога в том, чтобы сделать проблему явной для клиента.
Работа с психологом не требует много времени и денег.
Все зависит от задачи, которую Вы хотите решить и от выбранного психолога. Если Вы хотите разобраться в себе, подробно понять причины своих поступков, разобраться с детскими страхами и обидами – это невозможно сделать за несколько сеансов. Могут потребоваться месяцы и годы, чтобы решить эту задачу. И работа с психоаналитиком. Иногда такая работа оправдана, особенно, если работа с психологами других направлений не принесла результата. А если Вы хотите научиться уверенному поведению, понять, как управлять собой в ситуации стресса или как знакомиться, здесь психоаналитик не нужен. Можно посетить несколько сеансов когнитивного психолога, для того, чтобы понять, как действовать. Естественно, что если Вы хотите изменить свою жизнь к лучшему нужно понимать, что на это придется потратить силы.
Мне не сможет помочь никакой психолог, если я сам не могу разобраться в себе.
За таким мнением часто скрывается нежелание встретиться лицом к лицу с проблемой. Ведь когда мы «варимся в своей каше» гораздо проще найти себе и оправдание, и придумать удобную для себя причину, по которой самому сложно разобраться в себе. А если пойти к психологу, вдруг он найдет решение? И придется что-то в себе менять. Страшно? Конечно, страшно. Для того и нужно идти к психологу, который поможет достичь успеха в поиске выхода. Можно рассматривать наличие проблемы, которая Вас беспокоит с точки зрения пользы. Это как физическая боль, которая очень неприятна, однако несет полезную защитную функцию, сигнализируя человеку о том, что именно в организме нужно привести в порядок. Можно смириться с болью, принять болеутоляющее средство, но причина останется. Также и с психологической проблемой. У нее есть определенная позитивная функция. Например, лень может возникать из-за потребности организма экономить энергию или сигнал к тому, что дело, которым вам нужно заняться совсем не то, что хотелось бы. Или излишняя эмоциональность может удовлетворять потребность быть замеченным другими людьми или разнообразить свою жизнь.
Источник