Статья музыка в развитии ребенка

Статья музыка в развитии ребенка thumbnail

Екатерина Зеленина
Значение музыки в развитии детей

Значение музыки в развитии детей

Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе, «тем лучше для них.» В. Г. Белинский

Музыка – это голос жизни, она выражает тенденции времени, окуная в прошлое или будущее при желании. Музыка — это искусство, а любое искусство развивает, воспитывает личность ребенка, позволяет разбираться в жизни, найти и познать самого себя, формируя свою самооценку.

Специалистами уже доказано, что музыка стимулирует развитие ребенка, развитие его интеллекта. Интересно, что, по мнению ученых, стимулирующее действие музыки длится около пяти лет! Это вам не сиюминутное воздействие лекарств, с их побочными эффектами.

Музыка является еще и лечебной. Еще древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом! Наиболее сильное же воздействие оказывает музыка. Уже в Древней Греции Пифагор в своем университете в Кротоне начинал и закачивал день пением: утром — чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером — успокоиться и настроиться на отдых.

А современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка оказывает магическое воздействие на развитие мозга человека. Конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний, соответствующие музыкальным нотам. Отсюда вытекает, что музыка – это древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, чтобы снять накопленное психологическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей:

— Шопен, вальсы Штрауса, Рубинштейн — чтобы уменьшить чувство тревоги и неуверенности;

— Бетховен, Шуберт, Брамс — чтобы успокоиться;

— Бах от напряжения в отношениях;

— Моцарт, Лист, Хачатурян — для поднятия жизненного тонуса, активности;

— Чайковский, Бетховен — поднимает настроение;

— Бах, Гайдн — уменьшают злобность;

— Чайковский, Дебюсси, Мендельсон — концентрация внимания.

Появляется термин музыкотерапия, как дополнительный стимул развития детей. Сегодня существует практика музыкотерапии с целью коррекции проблемных детей.

Выбор музыки огромен и можно встать в тупик, выбирая какую музыку ставить ребенку. Так ли необходимо слушать только классическую музыку? Нет, конечно. Но подходить к этому вопросу нужно со всей серьезностью. Выбор огромен — классическая, инструментальная, различные мюзиклы… Ставя ребенку музыку, необходимо учитывать некоторые моменты. Ведь вы можете влиять посредством музыки на развитие ребенка. Те звуки, которые он слышит, откладываются в его подсознании и влияют на будущее. Определенная музыка воспитывает вкус, и круг общения.

Так когда же можно знакомить ребенка с миром музыки? Это никогда не поздно, но лучше ставить музыку до рождения ребенка. Музыка, услышанная до рождения, ускоряет развитие ребенка, помогает справиться с проблемами. При музыкальном воспитании ребенок будет с легкостью находить общий язык с другими детьми.

Развивая личность ребенка, мы подталкиваем к зарождению, развитию и становлению его творчества. Творчество же детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок слышит не только звуки, но и мысли, желания композитора. Под ее влиянием создается собственно творческое воображение, а через него меняется восприятие разных сторон жизни!

Влияние музыки на развитие ребенка

Никто уже сегодня не оспаривает, что музыка вплывает на наши настроения и эмоции, утешает, поправляет настроение и снимает стресс, или злит, побуждет агрессию. Оказывается, что через музыку очень рано мы можем содействовать и стимулировать чувства детей, а через это развивать их врождённые таланты. Соразмерно подобранная музыка положительно воздействует на ребенка уже в лоне матери, ведь начиная двадцатой шестой недели он слышит ритм и мелодию!

Ученые, которые изучали влияние музыки на человека констатировали, что музыка стимулирует развитие мозга и нервной системы. Музыка, которую ребенок слышит в детстве, влияет на отбор звуковых импульсов в течении всей жизни, помогая строить нейронную дорожку, которая в свою очередь влияет на восприятие иностранных языков и развитие памяти. Соответствующая музыка помогает в концентрации, вызывает рост креативности и запоминания, повышает мотивацию, понижает усталость.

Оказалось, что лучше всего стимулируют мозг произведения Моцарта. отсюда и возник термин “Эффект Моцарта”. Хоровая музыка влияет на память и концентрацию. Музыка барокко — Вивальди и Баха — содействует процессу усваивания знаний. Произведения Бетховена и Штрауса гармонизируют ритм работы сердца и мозга.

Те. кому не очень нравится классическая музыка, для релаксации могут слушать записи звуков природы — пение птиц, шум водопада или горного ручья, морских волн.

Дети могут слушать соответствующую музыку во время игры или решения домашних заданий. Малыши охотно засыпают под колыбельные песни.

Источник

Анастасия Ланягина
Статья о музыкальном развитии детей дошкольного возраста «Музыке звучать с детства!»

Ланягина А. В.

Статья о музыкальном развитии детей дошкольного возраста «Музыке звучать с детства

Авторы: Ланягина Анастасия Владимировна, Красильникова Анастасия Николаевна, Петрова Наталия Андреевна.

Музыке звучать с детства!

Музыка – исключительный вид искусства, который не только дарит огромное эстетическое удовольствие, способствует формированию вкуса, но и оказывает огромное влияние на такие участки мозга человека, которые отвечают за темперамент и характер. Не так давно ученым удалось доказать и терапевтическое воздействие музыки на организм.

Именно поэтому неудивительно, что, если родители хотят воспитать гармонично развитую духовную личность, начинать знакомство ребенка с волшебным миром музыки нужно с самого раннего периода.

В пеленках и до пеленок

Многие врачи-педиатры признают – слушать музыку нужно начинать еще до рождения. Считается, что малыш в утробе уже может воспринимать различные звуку извне, в том числе и музыку. Для спокойного развития настоятельно рекомендуется жизнерадостный Моцарт, мелодичный Чайковский или сказочный Римский-Корсаков.

Начиная с трех месяцев, малыш не только слышит звуки, но и реагирует на них. Внимательные родители не могут не заметить, как их кроха замирает при звучании какой-либо примитивной песенки, звучащей из детской карусельки или же игрушки. Как правило, ребенок бурно реагирует на мелодию: улыбается, пытается ухватиться за источник звука. Ну а как умиротворяюще действует на малыша мамина колыбельная! Это ни лучшее доказательство волшебного воздействия музыки, раз еще несформировавшееся сознание уже откликается на гармонично звучащие звуки!

Музыкальное детство – залог успешного развития и совершенства

Очень важным возрастным периодом является дошкольный. Именно это время характеризуется активным познанием человека, который, как считали греки, выступает в роли «табула расса», чистой доски. На эту пустую доску, чистое сознание и вписывается новая информация, знания, навыки и умения.

Те родители, которые начинают глубоко знакомить с музыкой дошколят, делают правильный шаг. Через игровой процесс, направленный на изучение музыкального искусства, ребенок формирует у себя эстетическое сознание, которое впоследствии скажется на его духовном становлении и умственном развитии. Да-да, психологи давно отмечают, что музыка воздействует и заставляет работать такие участки мозга человека, которые не могут прийти в активность ни под какими другими видами сигналов. То есть в этой связи музыка выступает уникальным раздражителем мозговых центров.

Как это работает?

Музыкальная деятельность в раннем возрасте активно развивает основные музыкальные способности – слух, ритм и музыкальную память. Также занятия музыки влияют на эмоциональное развитие, музыкальность и речь.

Много времени на музыкальных занятиях должно отводиться слушанию, но слушание это должно быть активное. Под активным слушанием музыки подразумевают проигрывание музыкального произведение, понятное для разумения отдельно взятого возраста. При этом педагог должен ставить конкретные задачи: подумайте веселая эта мелодия или грустная, быстрая или медленная и т. д. После прослушивания можно предложить ребенку нарисовать услышанное или придумать небольшую сказку. Вследствие накопления слухового опыта, анализ прослушиваемого произведения может уже включать сравнение, сопоставление или же, наоборот, поиск различий.

Беседа на тему услышанного, как правило, носит ярко выраженный эмоциональный характер, при этом словарь ребенка обогащается, как и специальными терминами, так и обиходными словами. Дошкольник может точнее, понятнее и интереснее выразить свою мысль.

Музыка очень эффективно развивает память. Дети учат песенки, запоминая при этом не только ЧТО нужно спеть, но и КАК. Шестилетние ребята уже успешно запоминают признаки, по которым можно охарактеризовать музыкальный фрагмент, способны различить некоторые инструменты, пересказать интересную информацию, выразить впечатления – это все признаки совершенствования механизмов памяти: запоминания, хранения и воспроизведения.

Ритм является самой сложно развиваемой способностью, и в детстве его можно совершенствовать успешнее всего, тем более, что занятия с детками могут носить весьма увлекательный характер. Хороводы и танцы под музыку, простукивания простых ритмических фигур в ладошки или на простейших шумовых ударных инструментах – все это невероятно нравится малышам, приносит несказанное удовольствие и веселье, подспудно развивая чувство ритма.

Задачи музыкального воспитания в раннем детском возрасте

Музыка выступает в роли многофункционального инструмента воздействия, призванного воспитывать, обучать и совершенствовать ребенка. На основе этой цели музыкальное искусство выдвигает ряд конкретных задач, которые должны быть реализованы в отношении детей:

воспитывать интерес к музыке и к искусству в целом;

обогащать эмоциональный «багаж» ребенка, знакомя с такими эмоциями как радость, грусть, сопереживание, волнение, разные уровни эмпатии и еще целую гамму различных эмоций;

приобщать ребенка к различным видам музыкальной деятельности – исполнение групповое и индивидуальное, пение, слушание;

обучить музыкальной грамоте;

развить музыкальные способности, сформировать и совершенствовать музыкальные навыки;

содействовать формированию, а главное, развитию музыкального вкуса. Научить давать грамотную оценку произведениям;

развивать творческий подход к жизни в общем и музыке, в частности.

Для всех музыкантов очевидно, что занятие музыкой — дело очень непростое, которое в процессе формирует множество очень важных качеств, таких как усидчивость, старательность, внимательность, самокритика, самодисциплина, упорство, стремление и организованность. А это ли не черты успешного человека!

Музыка – это и наука, и искусство, и от того она невероятно интересна и сложна, но от того же она и очень действенна для формирования успешной личности. Музыка может явиться первым проводником в наш сложный мир, который способен познакомить ребенка со всем окружающим, а главное, с самим собой.

Источник

Формирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием. Оно должно служить и развитию гуманистических эмоций. Благодаря своему специфически эмоциональному воздействию и непосредственной коммуникативности музыка обладает реальной возможностью создавать единство гуманистических представлений и появлений.

Функции музыки разносторонни и разнородны. Музыка неразрывно слита с жизнью отдельной личности и жизнью общества. Особая сила музыки заключается в ее свойстве непосредственно передавать растущее, развивающее чувство. Вот почему оно является исключительно важным фактором в развитии ребенка.

Результаты психологических исследований показывают, что те разносторонние способности, которые удалось развить у детей в процессе музыкального воспитания, в частности способность различать, сопоставлять особенности музыкального произведения, а также память, воображение и т. д., носят общий характер и помогают детям овладевать и другими видами деятельности. Опыт многих преподавателей музыки подтверждает, что музыкально одаренные дети, как правило, проявляют большие способности и к другим предметам. Таким образом, музыкальное воспитание решает не только узкоэстетическую задачу, оно представляет собой действенную силу, стимулирующую общее и в частности, интеллектуальное развитие личности ребенка.

Уже для того, чтобы ребенок, прослушав музыкальное произведение, получил какое-то впечатление о нем и мог бы приблизительно сохранять в памяти представление о его содержании, нужна сложная работа сознания. Слушание музыки требует более или менее длительного, непрерывного сосредоточенного внимания. Когда ребенок смотрит картину или скульптуру, то содержание произведения (если оно доступно детскому пониманию) дойдет до него в основном целостно и сразу. Слушание музыкального произведения подчинено совершенно другим законам. Целостно оно может быть воспринято только тогда, когда прозвучат последние его звуки. Во время слушания музыкальные образы входят в сознание последовательно, в процессе их развития. Благодаря памяти ребенок воссоздает содержание произведения, его отдельные эпизоды, образы, мотивы. Вне этой работы сознания не было бы и восприятия звуков как музыки.

Под влиянием музыкальных впечатлений у детей развивается воображение. Оно обогащается различными образами прослушанных произведений. Само по себе слушание музыки будит фантазию ребенка. Он создает в своем воображении новые эмоциональные связи в соответствии с характером музыки или же вспоминает ранее пережитые ситуации и разукрашивает их своей фантазией.

Почти каждое произведение, с которым знакомится ребенок, приносит новое содержание в его внутренний мир. В процессе обогащения музыкального опыта внимание детей все более ясно и устойчиво сосредоточивается на самой музыке, на ее выразительных средствах. От непосредственного эмоционального отклика на музыкальное звучание (нравится — не нравится) ребенок постепенно приходит к способности сознательно оценивать красоту музыкального произведения в целом, а затем дифференцировать оценку тех или иных его сторон. В этом отражается процесс познавательного развития детей. «Слышать так, чтобы ценить искусство, — это уже напряженное внимание, значит, и умственный труд, умозрение», — пишет Б. В. Астафьев.

В музыкальном опыте зарождается и получает свое развитие музыкально-образное мышление, т. е. способность воспринимать музыкальное звучание как связанную, выразительную последовательность звуков (восприятие мелодического образа), их комплексов (восприятие выразительности тембров, гармонии), а также способность слышать и узнавать разную фактуру произведения (гармония, полифония т. д.). Эта сфера мышления, которая развивается в музыкальной практике детей, способствует и расширению их общих познаний о действительности, их кругозора в целом и совершенствует способности к разносторонней умственной деятельности.

Развитие музыкально-образного мышления неотделимо от развития другого свойства мышления — его эмоциональности. Музыка вырабатывает способность эмоционального, т. е. ярко окрашенного чувством, мышления, которому присущи увлеченность, расположение к творческому подъему.

Способность к эмоционально-образному мышлению накладывает глубокий отпечаток на весь духовный облик ребенка, на всю его деятельность, давая полноту ощущения жизни, реально обогащая ее. Нельзя не отметить в этой связи, что как образность мышления, так и его эмоциональность по своему существу суть проявления той цельности человеческого сознания, которая является важнейшим фактором в формировании морального облика и одной из способностей духовной организации человека. «…Без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины», — писал В. И. Ленин (Полн. собр. соч., т.25, с.112).

Образы музыкального произведения отражают действительность такой, какой почувствовал и увидел ее автор произведения — народный певец или композитор. Переживая произведения, мы как бы понимаем своеобразное «высказывание» автора музыки о жизни, о смысле ее явлений и по-новому видим окружающий мир. Наше познание о нем обогащается, потому что каждому истинному художнику присуща способность особенно остро и глубоко чувствовать жизнь, понимать ее явления более целостно. Без этого музыкант не мог бы быть творцом.

Уже в дошкольном возрасте дети улавливают в музыкальном произведении характерные черты того или иного образа. Их глаза загораются, когда они слышат музыку марша, они улыбаются и делают комические движения, слушая пьесу «Клоуны» Д. Кабалевского и т. д. Это показывает, что дети почувствовали торжествуемый подъем в музыке марша, сто до них дошли черты смешного в образе клоуна, каким его дает композитор.

Благодаря своему словесному содержанию песня обладает особенно большими возможностями воздействия на нравственно-эстетическое отношение к явлениям жизни. Она способна пробуждать воображение, фантазию, преображать мысли и чувства детей, придавая им социальную направленность. В песнях отражается история народа. Пение всегда являлось одной из наиболее непосредственных форм выражения человеческих эмоций и стремлений. Доказательством этого служит богатство народных песен, возникших в важные моменты жизни людей или отдельной личности.

Спеть можно только ту мелодию, которая существует в представлении. Музыкальные представления, их четкость зависят от качества восприятия музыки. Самыми простыми музыкальными представлениями являются те, которые были получены в результате активной музыкальной деятельности. Краткие мелодические отрывки запоминаются, воспроизводятся в памяти и представляются лучше, чем отдельные тона. Чем больше анализаторов участвует в создание музыкальных представлений, тем эти представления крепче.

Музыкальные ощущения и представления являются опорой для понимания сложнейших внутренних связей музыкальных явлений в процессе мышления. Музыкальное мышление неизбежно конкретизируется словами и осуществляется через понятия и суждения.

Детям дошкольного возраста доступна самая легкая форма оперирования понятиями — сравнения. Здесь речь идет об использовании контрастности в существенных признаках двух понятий. Например, понятие mf усваивается путем сравнения контрастных понятий — p и f. Таким же образом подходят к определению различия в том, что имеет одинаковые признаки (например, один в тот же тон, взятый на рояле или спетый).

Исполнение песни и участие в музыкальных играх развивает также память детей. Воспитатель может вызвать в сознании ребенка песни, напевая без слов мелодию каждой из них. При этом ребенок должен выбрать одну песню из нескольких знакомых путем их сравнения.

Сравнение осуществляется главным образом при помощи анализа и синтеза. Посредством анализа песня раскладывается на мотивы или законченные мелодические отрывки, а исполнение песни — на отдельные элементы исполнения (ритм, дыхание, интонация, динамика и т. д.). Посредством синтеза этих составных частей оценивается общий уровень исполнения.

Сложным мыслительным процессом, который подводит итог общим признакам и особенностям музыкальных образов или явлений, служит обобщение. Оно осуществляется в тесной связи со сравнением, анализом и синтезом. Например, сопоставление общих признаков музыкальных произведений приводит к пониманию жанра (народная песня, марш, танец и т. д.). Однако несомненно, что уже начальный музыкальный опыт ведет к каким-то обобщениям в этой области — дети начинают замечать характерность звуковых образов, различать восходящее и нисходящее движение мелодии и постепенно осознают звуковысотные и временные соотношения звуков.

При этом вырабатывается умение сконцентрировать внимание, этот важный элемент в развитии мышления. При исполнении песни его опорой является слуховая, чувственно-моторная и специфическая «эмоциональная» память. Мелодия строится на единстве двух компонентов — движение звуков по высоте (метроритмические связи). Решающим для запоминания мелодии являются функциональные связи звуков между собой. Простейшим мотивом, на котором мы формируем начало сознательного понимания музыкальных взаимосвязей, является мотив песни, метроритмическое движение которого варьирует. Например: зяб-лик пта-шеч-ка, дя-тел лас-точ-ка.

В современной педагогике придается все большее значение свободному, непосредственному творчеству ребенка. Музыкальное творчество детей дошкольного возраста является естественной потребностью и формой самовыражения. В творческом акте ребенка участвуют все важнейшие психические процессы — сенсорные, интеллектуальные и эмоциональные. Особая роль принадлежит воображению, проявляется стремление к подражанию. Большое значение имеет подвижность воображения, фантазия, эмоциональная сторона, критический контроль интеллекта. Например, это может быть ритмизация и мелодизация коротких призывов, вопросов и ответов, импровизирование последующих построений в ответ на предложенные воспитателем предшествующие построения, а по мере развития детей — и создание несложных мелодий к текстам.

Новые формы восприятия — это и новые формы интеллектуальной деятельности детей, для которой в целом характерно развитие некоторых специальных процессов анализа и синтеза при сохранении эмоциональности и образно-обобщающей функции музыкального сознания.

Роль музыкального воспитания в формировании морального облика детей также значительна. Более глубокий смысл данного положения заключается в том, что нравственность в своей основе есть и функция чувства, она должна начинать формироваться в такой период, когда эти чувства свежи и пластичны. Влияние музыки на нравственные чувства детей начинается с тех светлых переживаний, которые связаны со слушанием первых пьес, с пением простых песен, с музыкальными играми.

Обогащение жизни детей радостью, которую они испытывают, слушая музыку и исполняя песни, само по себе служит хорошей почвой для нравственных проявлений. Ребенок, которому свойственна бодрая, веселая настроенность, большей частью благожелательно расположен к окружающим, деятелен и охотно выполняет трудные поручения. Если наряду с этой бодрой настроенностью постепенно развивается способность любить песню, стихи, любоваться природой, то это признаки обогащенной внутренней жизни ребенка. Разумеется, они являются хорошей основой для развития отзывчивости, искренности, чуткости и любви к труду. Все это и есть полноценное развитие личности ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное произведение, ребенок, способность, дошкольный возраст, музыкальное воспитание, исполнение песни, образ, представление, музыкально-образное мышление, музыкальное звучание.

Источник