Статья физическое воспитание и развитие ребенка
Статья «Физическое воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста»
Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение в жизни человека. В этот период закладывается фундамент здоровья, начинают развиваться разнообразные способности, формируются нравственные качества, складываются черты характера. От того как воспитывается ребенок в эти годы, во многом зависит его будущее, эффективность школьного обучения, последующее формирование личности.
Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Физическое воспитание складывается из мероприятий, направленных к тому, чтобы вырастить здоровых, выносливых, жизнерадостных, трудоспособных людей. В систему мероприятий, необходимых для правильного физического развития детей, входит организация их жизни в соответствии с требованиями гигиены и борьба с заболеваемостью. По исследованиям известных физиологов доказано, что здоровье можно формировать, воспроизводить, увеличивать, а не только сохранять. Основным фактором, формирующим здоровье ребенка, является физическая активность.
Физические упражнения — это двигательные действия, направленные на изменение физического состояния ребенка. Используются в процессе воспитания детей с младшего возраста на всех физкультурных занятиях: индивидуальных и групповых, во время утренней гимнастики, учебных, физкультминутках, на детских праздниках.
Физические упражнения имеют ряд своих характерных особенностей: упражнения для формирования осанки; для развития органов дыхания; на отдельные части тела; для развития отдельных двигательных качеств и способностей; на развитие психики. Физические упражнения могут проводиться с использованием различных предметов и снарядов или без них. Благотворное влияние физических упражнений на организм детей усиливает музыкальное сопровождение.
Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.
Разнообразные физические упражнения благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают опыт ребенка новыми движениями. Физические упражнения являются ведущим средством физического воспитания. Но только применение их в сочетании с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами позволяет добиваться наибольшего оздоровительного и воспитательного эффекта.
Но укреплением здоровья отнюдь не ограничивается роль физической культуры. Сколько замыслов могут остаться для наших детей не осуществимыми только потому, что в какие – то моменты недостанет им необходимой физической выносливости, силы, ловкости. И на конец, здоровый, физически развитый человек гораздо чаще ощущает то, что можно назвать полнотой жизни.
Источник
Виталина Федькина
Физическое воспитание детей дошкольного возраста
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Физическое воспитание – это система мероприятий, направленных на воспитание здоровой, всесторонне развитой личности средствами физкультуры и спорта и естественными силами природы (вода, свежий воздух, солнце). Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Дошкольный возраст является, пожалуй, самым важным периодом в формировании подрастающего поколения. Именно в это время закладываются основы характера, раскрываются таланты, начинается формирование полноценной личности. Чем младше ребенок, тем менее дифференцированно его развитие, Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса. Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, конструирования и пр. Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а ответ и хлопок, ответ и передача мяча и пр.) Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач. Необходимо помнить, что содержание дошкольного образования включает в себя 4 направления развития детей:
1) физическое;
2) социально – личностное;
3) познавательно – речевое;
4) художественно – эстетическое.
В соответствии с данными задачами, разработана система комплексных мероприятий по физкультурно – оздоровительной работе с детьми.
Утренняя гимнастика – это постепенное введение организма в благоприятную двигательную активность. В детском саду гимнастика является одним из режимных моментов и средством для поднятия эмоционального тонуса детей. Чтобы повысить интерес детей к утренней гимнастике, нужно изменить ее форму и место проведения:
• комплекс музыкально – ритмических упражнений;
• утренняя гимнастика игрового характера(2-3 подвижные игры)
• утренняя гимнастика может проводиться в форме оздоровительной пробежки и т. д.
Образовательный процесс должен строиться на принципах интеграции в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. В процессе образовательной деятельности по физическому развитию следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:
• формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем («Безопасность»);
• создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрений проявления смелости, находчивости, взаимовыручки, побуждение детей к самооценке и оценке действий поведения сверстников («Социализация»);
• привлечение детей к участию в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования («Труд»);
• активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, организация специальных упражнений на ориентировку в пространстве, подвижных игр и упражнений, закрепляющих знания об окружающем, просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о сорте, здоровом образе жизни («Познание»);
• побуждение к проговариванию действий и называнию упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой («Коммуникация»);
• организация игр и упражнений под тексты стихотворений, потешек, считалок («Чтение художественной литературы»);
• привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформление помещения, использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания, рисование мелом разметки для подвижных игр, рисунков о сорте («Художественное творчество»);
• проведение ритмической гимнастики, игр и упражнений под музыку, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера («Музыка»)
В физическом развитии ребенка особое место занимает дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно – оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна, во время гимнастики (способствует развитию и укреплению грудной клетки).Подвижные и спортивные игры проводят воспитатели и инструктора по физическому развитию детей как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате. Не менее важно проводить гимнастику корректирующую и ортопедическую.
В системе физкультурно – оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья. Интересное содержание, юмор, игры, соревнования, эстафеты способствуют активизации двигательной деятельности. Положительные результаты могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива дошкольного учреждения и семьи. Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего, полноценного физического развития организма. Вырастить крепких, здоровых детей – наша важнейшая задача и решается она совместными усилиями педагогов, медицинских работников и семьи. Работу с родителями необходимо построить на основе анкетирования и бесед, которые позволяют определить интересующую родителей тематику («О закаливании детей», «Какое место занимает физкультура в вашей семье») Вопросы физического развития, безопасности, и оздоровления обсуждаются на родительских собраниях. В каждой группе дошкольного учреждения оформляются уголки «Здоровье», где выставляется наглядная агитация: рукописные газеты, буклеты, консультации.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства. ФГТ в целом отражают современные подходы к модернизации дошкольного образования (наиболее эффективные пути внедрения инноваций) и задают единую основу для создания вариативных образовательных программ с опорой на традиционные направления развития ребенка: физическое, социально – личностное, познавательно – речевое, художественно – эстетическое. В них фиксируется реализация таких принципов, как интеграция образовательных областей, комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса, единство воспитательных, развивающих и обучающих задач.
Источник
Влияние физкультуры на развитие личности
Подготовил: учитель физической культуры
Семкин Эдуард Рудольфович
Спорт без сомнения один из важнейших аспектов укрепления и охраны здоровья, физического здоровья, но и средство воспитания личности. Спорт дает возможность открыть в себе терпение, трудолюбие в достижениях поставленных целях.
Соревнования- это специфическая особенность любого вида спорта, они положительно влияют на нравственное формирование личности. В самом спорте заключена постройка взаимоотношения между игроками, хотя правила спорта строги, но большинство спортсменов придерживаются правил соперничества. В этом соперничестве заключена необходимость завоевывать призовые места, достижения высот, получения побед и золотых медалей. Изюминкой спорта являются не только соревнования, но и влияние на морально-этическое воспитание личности. Ведь можно победить не только благодаря физической силе, но и размышлениям, волевым усилиям, эмоциональному настрою и правильной подготовке к самим соревнованиям. При воспитании подрастающего поколения спорт является неотъемлемой частью, ведь он дает не только физически здоровое поколение, но и здоровое поколение в морально-этическом направление, но в замен он требует только тренировки и ничего более.
Спорт дает уверенность в себе и в свои силах. Любой спортсмен, так же, как и любой, человек, не занимающийся никаким видом спортом, является частицей общества, ему необходимо оценивать себя, свои возможности. Ежедневно наши действия кем-то оцениваются — это преподаватели, наши друзья, соратники, да и самим собой. Еще в прошлом веке американский психолог Джеймс предложил формулу Самоуважение= притязания. Самооценка по Джеймсу это и есть самооценка. Чем выше самооценка, тем больше фуррора, то есть высот достигает личность. Из этого всего вытекает, что именно спорт дает возможность повысить самооценку, что принципиально влияет на плодотворность, полезность человеческой деятельности, собранности, волевые стремления и построение цели. Для увлеченного спортом человека- это любимый вид деятельности. Поэтому самооценка спортсмена базируется им в большей степени на спортивных достижениях, результатов и добившись каких-то высот в спорте, спортсмен проецирует на себя как на личность, как на члена общества. Получая совершенствование в спорте достигаются и совершенствование в общение с людьми, не только в команде, но и в других сферах жизни и деятельности.
Побеждая, любой спортсмен получает многогранную энергию и поднятие духа. Что положительно отражается на всей жизни, тем более на подрастающем поколении, в становлении индивидуума как личности. Но все-таки победа не нужна для убеждении в превосходстве сил соперника. Спорт, награды, победы- средство, а не мишень.
Я не призываю заниматься всех профессиональным спортом, ведь кто-то не может преодолеть требуемые затраты усилий. Но ежедневные занятия физической культурой помогают личности устоять в каких- то жизненных ситуациях. Спорт развивает правильную координацию движений, силу духа, благотворное влияние на сердечно-сосудистую, иммунную системы да и организм в целом.
К занятиям спорта необходимо начинать с раннего детства, сейчас создано огромное количество методик и рекомендации по воспитанию в ребенке любви к спорту, любовь к спорту должна начинаться с семьи. Это и сближает с одной стороны семью, что и влияет на правильное становление личности. Вечерние пробежки, катание на велосипедах, коньках, зимние лыжи и можно перечислять любые виды спорта, которыми можно заниматься с семьей, что непосредственно будет влиять на сознание ребенка, на становление его личности, но и так же будет благоприятно влиять на семейную обстановку. Утренняя зарядка дает 68% защиту организма от инфекционных заболеваний, устойчивость к стрессовым ситуациям повышается на 75%. А стрессоустойчивость в мегаполисах жизненно необходима.
Я давно пронаблюдала, что что физкультура влияют на процесс самопознания и самосовершенствования, на формирование волевых качеств, на нравственно-этическое воспитание. Спорт положительно влияет на выработку уверенности в себе и своих силах. Год от года он становится только привлекательнее, активный энтузиазм к спорту проявляет все больше людей. Сейчас стало модным заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, отказываться от вредных привычек, самосовершенствоваться и достигать высот. А это лишь означает, что доля влияния физкультуры и спорта на становлении личности человека только растет. Хотелось бы, этой статьей проиллюстрировать, что физкультура является неотъемлемой частью в воспитании, зачастую родители этого не знают и категорически направлены против спортивных секций, но ребенок посещающий их становится более выносливее как в физическом, так и духовном плане. Отсюда остается сделать только один вывод — СПОРТ ЭТО ЖИЗНЬ, и только он занимает ведущую роль в становлении индивидуума как личности. И развивать любовь к нему решение каждого из нас…
Список литературы:
1. Деманов А.В. Краткий курс лекций по предмету «Физическая культура» (методическое пособие). Астрахань 1999 г.
2. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. Москва, 1995 г.
Источник
Статья на тему: «Проблемы воспитания и физического развития детей».
Моя статья о проблемах воспитания и физического развития детей в основном адресован родителям, т.к. в семье закладываются основы физического развития. Ещё древнегреческий мыслитель Аристотель говорил: «Движение – это жизнь», в справедливости этого высказывания никто не сомневается. Люди, которые ведут активный и здоровый образ жизни живут дольше, сохраняя разум и желание продлить старость. Потому, что в движении скрыт главный закон живой природы. Жизнь требует движения. Движение — это основа жизни. Движение и жизнь не разделимы. Говорим движение, подразумеваем жизнь. Говорим жизнь, подразумеваем движение. Жизнь происходит в движении. Жизнь — это и есть движение! «Передвижение является необходимостью, а скорость — удовольствием», писал Жан Бодрийар.
В век высоких технологий человек ведёт малоподвижный образ, не хватает времени на отдых, что является причиной многих заболеваний. В связи с этим не уделяется должного внимания подрастающему поколению в семьях и не закладывается интерес к спортивно — оздоровительной деятельности. Основное средство изучения физической культуры – это освоение базовых ее основ, то есть объективно необходимого и обязательного для каждого ребёнка уровня физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем бы ни хотел ребёнок заниматься в будущем.
Я перечислю все актуальные проблемы физического воспитания дошкольников и школьников в свете современных требований:
Высокая заболеваемость детей, а главная проблема – это гипокинезия.
Диагностика физического развития и физической подготовленности дошкольников, разработки показателей эффективности физкультурно — оздоровительной деятельности.
И бездействие родителей, близких людей для наших детей.
Формами физического воспитания дошкольников и школьников согласно ФГОС являются:
Урок физкультуры как образовательная область, мероприятия в режиме учебного дня (физкультурная пауза, физкультминутка и др.).
Внешкольные формы физического воспитания, проводимые на базе ОУ (это кружки) или в спортивных школах для детей дошкольного и школьного возраста.
Физическое воспитание в семье (утренняя гимнастика, физкультминутки между занятием ребёнка и родителя, прогулки и игры на свежем воздухе, спортивные развлечения).
При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование механизмов, регулирующих работу всех органов и систем человека. В этом, главным образом, и заключается положительное влияние физической культуры как одного из мощных факторов укрепления здоровья. Большая ценность физических упражнений состоит еще и в том, что, занимаясь ими, дошкольники и школьники не только укрепляет свое здоровье и получает разностороннее физическое развитие, приобретая ряд двигательных и моральных качеств. К ним относятся:
— ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость; — коллективизм, товарищество, дисциплинированность, настойчивость, смелость, и честность.
И это является основной задачей в контексте Федеральных Государственных Образовательных Стандартах. Они звучат так:
— развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
— накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
— формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Здоровьесберегающий компонент в физическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста включает систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психологическую профилактику учебно — воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.
Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность и т.д.) внимание направлено на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных способностей ребенка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем пространстве, активно преодолевать встречающееся трудности и проявляющего стремление к творческим поискам.
Сегодня уделяется большое внимание взаимодействию с семьями воспитанников. И это не случайно. Ведь семья, детский сад и школа – это три воспитательных феномена, каждый из которых по — своему даёт ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. И только в гармоничном взаимодействии детского сада, школы и семьи можно компенсировать и смягчить этот процесс. Необходимым условием нормального развития ребенка является объединений усилий родителей и ОУ в физическом воспитании и оздоровлении детей. Актуальность проблемы обуславливается поиском новых форм и методов сотрудничества ОУ и семьи в плане физического воспитания и оздоровления детей. Также актуальной является проблема повышения уровня физкультурной грамотности и компетенции родителей.
Вывод:
Главной актуальной проблемой физического воспитания в свете современных требований — это охрана жизни и укрепление здоровья дошкольников и школьников, работа с семьями воспитанников, что является решением поставленных задач в контексте ФГОС.
Источник