Статистика нарушений в развитии человека ребенка
Международные общественные организации (ЮНЕСКО, ВОЗ) ведут систематическую работу по сбору статистических данных о частоте и видах нарушений развития. Большинство цивилизованных стран также ведет свой статистический учет в соответствии с принятой в данной стране терминологией и классификационными признаками ограниченных возможностей здоровья и жизнедеятельности.
Тем не менее абсолютно точных и исчерпывающих мировых статистических данных нет, так как многие страны имеют свои, отличающиеся от других критерии выделения лиц с ограниченными возможностями. Особенно сложен сбор статистических данных в развивающихся странах, где специфические социокуль-турные условия и недостатки обеспечения медицинской и педагогической помощью не позволяют получать точные и адекватные, например европейским критериям, данные о количестве различных категорий лиц с ограниченными возможностями.
Характер статистических данных той или иной страны определяется также уровнем ее цивилизованности, качеством медицинской, социальной и педагогической помощи в ней. Замечено, что в странах с низким уровнем развития первое место по частоте занимают грубые органические нарушения, нарушения зрения и слуха. В странах, где планка образовательного уровня поднята высоко (Финляндия, Швеция,США, Германия), одно из первых мест по частоте занимают специфические образовательные затруднения -нарушения речи, затруднения при чтении, письме, в математике. В развивающихся странах наличие таких нарушений статистика не отражает, так как преобладающая неграмотность детского населения не позволяет выделить эту проблему.
Тем не менее сегодня статистика свидетельствует о достаточно устойчивом процентном соотношении между различными категориями отклонений в развитии в пределах основных возрастных групп. Так, по степени распространенности в пределах детской возрастной группы первое место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40%); второе место — с нарушением интеллекта (около 20%), третье — с нарушениями речи (также около 20%), остальные нарушения в совокупности составляют менее 20%. Сами недостатки физической или психической сферы человека также имеют относительно стабильные показатели, что позволяет опираться на статистические данные при определении направлений в социальной политике государства, в организации системы образования, здравоохранения, социальной защиты, в финансировании и планировании развития этих социальных сфер. Так, в мире (кроме Африки) на 1 тыс. человек приходится 3 слепых, а более 5% населения испытывают проблемы со слухом. На каждые 100 школьников в возрасте от 7 до 15 лет приходится 4-5 человек, имеющих нарушение интеллекта или испытывающих образовательные затруднения. На каждые 800 новорожденных приходится один ребенок с синдромом Дауна.
В нашей стране также ведется статистический учет лиц с ограниченными возможностями. Применительно к сфере образования учет проводится по посещаемости образовательных учреждений детьми и подростками с особыми образовательными потребностями. О детях дошкольного возраста относительно полные статистические данные имеются только по линии здравоохранения, т. е. на этапе диагностики. Сфера дошкольного образования имеет статистические данные только о тех детях, которые посещают дошкольные образовательные учреждения.
В настоящее время 1,7 млн детей, проживающих в Российской Федерации, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. В это число входит более 353 тыс. детей дошкольного возраста; 63,6% таких детей находятся в дошкольных образовательных учреждениях вместе с обычными детьми.
Почти 272 тыс. детей школьного возраста обучается в 1905 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
К системе школьного специального образования России относятся: 1461 школа для детей с нарушением интеллекта, где обучаются 207836 учащихся; 84 школы-интерната для глухих детей с
11413 учащимися; 75 школ-интернатов для слабослышащих детей с 10963 учащимися; 3040 незрячих учеников обучаются в 18 школах-интернатах для слепых детей, 61 школа-интернат для слабовидящих, где обучаются 8605 учеников; 44 школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые оказывают помощь 6171 учащемуся; 69 учреждений для детей с задержкой психического развития, где обучаются 12562 учащихся;
60 учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи, где обучаются 11362 ребенка.
Таким образом, более 500 тыс. детей и подростков школьного возраста обучается в системе специального образования. Часть детей и подростков не имеет возможности обучаться в связи с отсутствием специальных профильных образовательных учреждений на своей территории (в крае, области, республике). Так, почти каждый второй ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата лишен возможности получить образование в профильном специальном образовательном учреждении, а образовательные учреждения общего назначения не имеют сегодня условий и специалистов для обучения детей этой категории.
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности преобладают лица мужского пола (55%), особенно в городах. Ведущей возрастной группой являются дети в возрасте 8-13 лет (это связано с поздним сроком выявления отклонения в развитии, в основном связанным с началом школьного обучения).
В детской популяции существует не поддающаяся точному учету обширная группа детей, которые не имеют официального статуса инвалида, но возможности здоровья которых ограничены вследствие хронических заболеваний.
Среди взрослого населения России около 8 млн человек имеет официальный статус инвалида, кроме того, насчитывается еще несколько миллионов человек, не имеющих такого статуса, хотя возможности их здоровья также ограничены. В общей сложности около 15 млн человек населения России имеет ограниченные возможности здоровья и жизнедеятельности, а значит, и трудоспособности.
Источник
Нарушение психического развития представляет собой психическое состояние, которое характеризуется замедленными темпами формирования личности и психических функций, а также нарушениями в умственной и познавательной способности.
Нарушения психического развития проявляются наиболее часто в младенческом и детском возрасте. Эти психологические нарушения связаны с различными факторами, травмами и патологиями. Основными причинами нарушений психического развития являются: наследственные патологии головного мозга; хромосомные заболевания; пороки головного мозга; эпилептический синдром; поражения и патологии центральной нервной системы; опухоли головного мозга; гидроцефалия; тяжелые заболевания нервной системы и нейрокожные синдромы; наследственные эндокринные заболевания; соматические патологии; нарушения и заболевания органов чувств; отсутствие воспитания и педагогическая запущенность. Наиболее серьезными причинами нарушений психического развития являются наследственные, биологические, социальные и психогенные факторы.
Нарушения психического развития у детей проявляются в виде недоразвития, повреждений личностного развития и отсутствия самоопределения, невозможности умственного развития и проблем с познанием, психопатии и искажений (аутизм). Нарушения психического развития у детей выражаются в значительном отставании в развитии от сверстников, замедлении психического становления, несоответствии в поведении и восприятии с возрастными нормами.Эти нарушения начинают проявляться с раннего возраста, и они часто связаны с мозговой дисфункцией.При определении причин нарушений психического развития необходимо учитывать темперамент ребенка, наличие соматических и церебральных патологий, эмоциональное состояние и депривацию. К биологическим причинам нарушений относятся патологии в период беременности, недоношенность, родовые и послеродовые травмы, соматические заболевания и мозговые травмы. Нарушения психического развития могут быть вызваны социальными факторами, в том числе недостатком во внимании и отрывом от матери, социальной изоляцией, дефицитом воспитания, обучения и развития, неблагоприятными условиями в семье и обществе.
Нарушения психического развития классифицируются на несколько типов. К основным типам нарушений психического развития можно отнести: дизонтогенез, в том числе поврежденное, замедленное и искаженное развитие; необратимое психическое недоразвитие; дисгармоничное психическое развитие; дегенеративное психическое развитие, связанное с эпилепсией и другими заболеваниями; патологическое психическое развитие, вызванное психическими и соматическими патологиями.Также выделяют типы нарушений психического развития по шизофреническому процессу: асинхронию, ретардацию и умственную отсталость. В некоторых случаях проявляются клинические формы нарушений, в том числе акселерация, инфантилизм, аутизм и соматопатия. Отдельно в медицине выделяют нарушения психического развития, связанные с видом олигофрении – неосложненная, нейродинамическая, анализаторная и психопатическая форма.
Особое значение в препятствовании развитию психических нарушений выполняет комплексная система профилактических мер. Профилактику психических нарушений необходимо начинать проводить с регулярного осмотра и консультаций у педиатра, а также проверки психомоторных реакций у ребенка. Состояние психического развития должны определять логопед, детский психолог, педиатр и дефектолог. Точный диагноз ребенка и тип нарушений психического развития можно определить с помощью диагностического обследования. Профилактика нарушений психического развития основана на использовании специальных медицинских, педагогических, психологических и социальных методов проверки ребенка. Для создания правильной среды для психического развития используется благоприятное коррекционное пространство, в котором ребенок развивает познавательную функцию, логическое мышление и приобретает учебные навыки. Важным фактором профилактики является соблюдение безопасности, а также проведение медицинских и педагогических консультаций с первых месяцев беременности. После рождения ребенка и в течение первого года его жизни можно выявить первые признаки психических нарушений. Отсутствие реакций на звук и свет могут первыми признаками таких нарушений. У детей дошкольного возраста нарушения психического развития часто проявляются в виде проблем с речью и письмом, отставании в моторном развитии и слабой памяти. Для проведения эффективной профилактики нарушений психического развития необходимо исключить конфликты в семье, избегать физических и психологических травм во время беременности, а также следует создать благоприятную среду для развития ребенка.
Лечением нарушений психического развития занимаются педиатры, психологи, неврологи, логопеды, психиатры и дефектологи. Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих специалистов и их методов. Для назначения точного вида лечения необходимо установить причины нарушений и их тип. Основной задачей лечения является длительная коррекция развития ребенка. В состав медикаментозной терапии должны входить следующие препараты: ноотропы, сосудистые и противосудорожные, противовоспалительные и иммуностимулирующие. В качестве дополнения назначают витаминную терапию.
При нарушениях психического развития назначают определенные виды реабилитации. К ним можно отнести: коррекцию психологического характера, включающую занятия с дефектологом и психологом, направленную на восстановление познавательной функции, речи и памяти, эмоционального восприятия, коммуникации и социальной адаптации; коррекцию логопедического типа, включающую занятия с логопедом, направленные на формирование правильной речи и звукообразование, устранение дефектов произношения, вырабатывание навыков и способностей для содержательной речи; сенсорные упражнения с психологом для восстановления чувствительности, улучшения восприятия и психологической разгрузки; аппаратные занятия с биологической обратной связью, направленные на тренировку внимания и запоминания, регулирование ребенком собственного восприятия; релаксационные упражнения; лечебную физкультуру и гимнастику для стимулирования физического и психического развития; физиотерапию, включающую тепловые, водные и электропроцедуры. Важным этапом лечения нарушений психологического развития является индивидуальная учебная и развивающая программа для ребенка. Эта программа должна быть разработана педагогами и психологами, а в ее состав должны входить специальные интеллектуальные упражнения, художественные задания, музыкальные и хореографические занятия.
Рекомендуемые источники информации:
1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 61-66
2. https://www.neboleem.net/narushenie-psihicheskogo-razvitija.php
Источник
Международные общественные организации (ЮНЕСКО, ВОЗ) ведут систематическую работу по сбору статистических данных о частоте и видах нарушений развития. Большинство цивилизованных стран также ведет свой статистический учет в соответствии с принятой в данной стране терминологией и классификационными признаками ограниченных возможностей здоровья и жизнедеятельности. Тем не менее, абсолютно точных и исчерпывающих мировых статистических данных нет, так как многие страны имеют свои, отличающиеся от других критерии выделения лиц с ограниченными возможностями. Особенно сложен сбор статистических данных в развивающихся странах, где специфические социокультурные условия и недостатки обеспечения медицинской и педагогической помощью не позволяют получать точные и адекватные, например, европейским критериям, данные о количестве различных категорий лиц с ограниченными возможностями.
Характер статистических данных той или иной страны определяется также уровнем ее цивилизованности, качеством медицинской, социальной и педагогической помощи в ней. Замечено, что в странах с низким уровнем развития первое место по частоте занимают грубые органические нарушения, нарушения зрения и слуха. В странах, где планка образовательного уровня поднята высоко (Финляндия, Швеция, США, Германия), одно из первых мест по частоте занимают специфические образовательные затруднения — нарушения речи, затруднения при чтении, письме, в математике. В развивающихся странах наличие таких нарушений статистика не отражает, так как преобладающая неграмотность детского населения не позволяет выделить эту проблему.
Тем не менее, сегодня статистика свидетельствует о достаточно устойчивом процентном соотношении между различными категориями отклонений в развитии в пределах основных возрастных групп. Так, по степени распространенности в пределах детской возрастной группы первое место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40%); второе место — с нарушением интеллекта (около 20%), третье — с нарушениями речи (также около 20%), остальные нарушения в совокупности составляют менее 20%. Сами недостатки физической или психической сферы человека также имеют относительно стабильные показатели, что позволяет опираться на статистические данные при определении направлений в социальной политике государства, в организации системы образования, здравоохранения, социальной защиты, в финансировании и планировании развития этих социальных сфер. 1. Статистика специальной педагогики учитывает частоту и виды нарушения развития.
Статистический учет ведут такие международные организации, как ЮНЕСКО и ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Тем не менее точные, исчерпывающие данные отсутствуют в связи с различными критериями выделения лиц, имеющих ограниченные возможности.
В мире (кроме Африки):
на 1 тыс. чел. — 3 слепых;
5% населения имеют проблемы со слухом;
на 100 школьников (от 7 до 15 лет) приходится 4—5 чел. с нарушениями интеллекта;
из 800 новорожденных — один с синдромом Дауна.
Процентное соотношение между различными категориями отклонений в развитии наиболее устойчиво в пределах основных возрастных групп.
В детской возрастной группе:
40% — образовательные затруднения;
20% — нарушения интеллекта;
20% — нарушения речи;
20% — остальные нарушения.
Для стран с низким уровнем развития характерны грубые органические нарушения, нарушения зрения и слуха.
В развитых странах (США, Германии, Швеции, Финляндии) одно из первых мест по частоте занимают специфические образовательные затруднения — нарушения речи, затруднения, при чтении, письме, в математике.
Статистические данные по России:
В нашей стране также ведется статистический учет лиц с ограниченными возможностями. Применительно к сфере образования учет проводится по посещаемости образовательных учреждений детьми и подростками с особыми образовательными потребностями. О детях дошкольного возраста относительно полные статистические данные имеются только по линии здравоохранения, т. е. на этапе диагностики. Сфера дошкольного образования имеет статистические данные только о тех детях, которые посещают дошкольные образовательные учреждения.
Рассмотрим некоторые статистические данные Министерства образования Российской Федерации.
По данным Федеральной службы государственной статистики К системе школьного специального образования России относятся: 1155 школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья, согласно данных министерства образования в них обучаются 211139 тысяч учащихся; 6544 учащихся в школах-интерната для глухих детей; 9894 учащихся в школах-интерната для слабослышащих; 2249 незрячих учеников обучаются в школах-интерната для слепых детей, 11409 учеников обучаются в школах-интерната для слабовидящих; школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые оказывают помощь 7832 учащемуся; 69 учреждений для детей с задержкой психического развития, где обучаются 12562 учащихся; в учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи обучаются 9939 ребенка. В 15% случаев нарушений интеллекта речь идет о детях с тяжелыми формами умственной отсталости, осложненными другими недостатками развития — нарушениями слуха, зрения, опорнодвигательного аппарата и др. до недавнего времени эта категория детей квалифицировалась как необучаемая (в общепринятом смысле школьного обучения). Поэтому часто эта категория лиц с ограниченными возможностями остается вне образовательного пространства, хотя сегодня доказано, что при систематической и профессионально выполняемой коррекционно-педагогической работе эти дети способны к освоению простейших форм социального поведения, общения, культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, что, безусловно, также является обучением. Тем не менее, эти дети находятся в большинстве случаев в закрытых интернатных учреждениях — интернатах социальной защиты, где получают лишь уход, но не необходимую для них коррекционно-педагогическую помощь.
К системе специального образования относятся специальные классы в образовательном учреждении (школе) общего назначения, предназначенные для разных категорий учащихся с нарушениями развития, преимущественно для детей с нарушениями интеллекта. В настоящее время число обучающихся в них детей составляет 109440 тыс. человек. Более 20 тыс, детей и подростков с ограниченными возможностями обучается на дому или в школах индивидуального (надомного) образования.
Часть детей и подростков не имеет возможности обучаться в связи с отсутствием специальных профильных образовательных учреждений на своей территории (в крае, области, республике). Так, почти каждый второй ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата лишен возможности получить образование в профильном специальном образовательном учреждении, а образовательные учреждения общего назначения не имеют сегодня условий и специалистов для обучения детей этой категории.
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности преобладают лица мужского пола (55%), особенно в городах. Ведущей возрастной группой являются дети в возрасте 8 -1З лет (это связано с поздним сроком выявления отклонения в развитии, в основном связанным с началом школьного обучения). В детской популяции существует не поддающаяся точному учету обширная группа детей, которые не имеют официального статуса инвалида, но возможности здоровья, которых ограничены вследствие хронических заболеваний. Среди взрослого населения России около 8 млн человек имеет официальный статус инвалида, кроме того, насчитывается еще несколько миллионов человек, не имеющих такого статуса, хотя возможности их здоровья также ограничены. В общей сложности около 15 млн человек населения России имеет ограниченные возможности здоровья и жизнедеятельности, а значит, и трудоспособности. Предметные области современной специальной педагогики
Современная специальная педагогика состоит из предметных областей, которые исторически сформировались в связи с традиционно существующей системой специальных образовательных учреждений дня детей с особыми образовательными потребностями. В начале ХХ в. эти предметные области только складывались, сегодня они представляют собой относительно самостоятельные, развитые и тонко дифференцированные сферы научного и практического педагогического знания. К их числу относятся следующие:
тифлопедагогика (незрячие и слабовидящие);
сурдопедагогика (глухие, слабослышащие и позднооглохшие);
тифлосурдопедагогика (слепоглухие);
логопедия (лица с нарушениями речевого развития);
олигофренопедагогика (лица с нарушениями интеллекта и с образовательными затруднениями);
отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
В стадии становления находятся области специальной педагогики, специализирующиеся на помощи хроническим больным и лицам с тяжелыми и множественными нарушениями. Каждая из указанных выше предметных областей структурно организована так же, как и общая педагогика, т. е. педагогика данной предметной области (например, сурдопедагогика, олигофренопедагогика и т. п.), содержит ее историю, дидактику, теорию и практику воспитания, специальные методики. Каждая предметная область дифференцирована также по возрастным периодам; достаточно хорошо разработанными считаются дошкольный и школьный периоды. В то же время проблемы специального образования молодежи с ограниченными возможностями, образование взрослых с ограниченной трудоспособностью, ранняя помощь еще нуждаются в научном исследовании.
Объединяющим теоретико-методологическим началом всех этих предметных областей является собственно специальная педагогика. Она оформляется как теоретическая предметная область на протяжении ХХ в.
Специальная педагогика и ее предметные области тесно связаны со смежными научными областями. Их данные творчески используются специальной педагогикой в исследованиях и практической деятельности, в разработках специальных образовательных технологий, специальных технических средств обучения. К числу таких смежных сфер относятся: философия, история, педагогика, психология, клиническая, социальная и специальная психология, физиология, медицина, социология, лингвистика, психолингвистика, социальная педагогика, физика, информатика, гуманитарные и естественные науки, основы которых входят в содержание соответствующих учебных предметов.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Источник