Статистическая и функциональная нормы развития ребенка
Понятие «норма» (от латинского — правило, образец, руководящее начало) используется, как правило, для обозначения противоположности патологии (от греч. – страдание), нарушения, расстройства, болезненного, изменённого состояния.
Понятие нормы динамично и складывается в обществе в результате экспертной оценки предметов, явлений, событий, исходя из знаний и потребностей, которые в этом обществе доминируют. Норма устанавливается на основе критериев (единичных или множественных) или показателей, нормативов. Основным критерием нормы является эффективное функционирование организма.
Анализ и обобщение работ А.Ф. Ануфриева, Б.С. Братусь, В.П. Захарова, Б.Д. Карвосарского, И.В. Сыромятникова и др. позволяют выделить ряд аспектов в понимании психической нормы:
1. Норма как оптимальное состояние объекта (наиболее устойчивое, более всего соответствующее определённым условиям и задачам функционирование).
2. Норма как исходное начало для сравнения (оценки) данных диагностического обследования.
3. Норма как отсутствие отклонений (отрицательный логический критерий).
4. Норма как описательная характеристика (положительный логический критерий). Представляет собой набор положительных признаков, которым должен соответствовать человек (группа людей).
Принято различать следующие виды норм:
1. Статистическая норма развития – уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественным и количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д.
Ориентация на статистическую норму развитияособенно важна на этапе первичной диагностики ребёнка, в момент выявления недостатков в развитии и определения меры их патологичности. Статистическая норма определяет место индивида в популяции по отношению к статистическому среднему. Статистическая норма представляет собой определённый диапазон значений развития какого- либо качества или свойства расположенных около среднего арифметического, как правило, в пределах стандартного отклонения.
2. Функциональная или физиологическая норма – характеризует процессы и состояния здорового организма. Основным критерием для её определения служит выполнение или невыполнение функций какой-либо системой организма.
В основе концепции функциональной нормы лежат следующие представления:
а) о неповторимости пути развития каждого человека;
б) о том, что любое отклонение можно считать таковым только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития человека.
3. Индивидуальная норма – мера отклонения индивидуального развития от статистической и функциональной нормы.
4. Идеальная или нормативная норма – оптимальное развитие личности в оптимальных для неё социальных условиях. Этовысший уровень функциональной нормы. Её следует рассматривать как систему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов.
5. Психическое здоровье — комплексное многоуровневое качество жизнедеятельности, выражающее соответствие психофизического состояния и самочувствия, ориентирования и поведения уровню развития, психофизиологическим условиям и затратам организма, потребностям и целям личностного развития, а также наличным адаптивно-компенсаторным возможностям психики человека.
Общие критерии, характеризующие норму психического здоровья:
— соответствие субъективных образов отражённым объектам действительности;
— соответствие характера реакций внешним раздражителям, значению жизненных событий;
— соответствующий возрасту уровень зрелости познавательной и эмоционально-волевой сфер личности;
— возможность адаптации в микросоциальных отношениях;
— возможность контролировать собственное поведение и изменять его в зависимости от смены обстоятельств;
— разумное планирование жизненных целей и поддержание активности в их достижении;
— критичность при оценке жизненных обстоятельств; ответственность.
Исследования нейропсихологов Т.В. Ахутина, М.М. Семаго, А.В. Семенович и других, ввели понятие «отклоняющееся развитие». Авторы допускают, что любая психическая функция на каждом этапе онтогенеза может иметь определенный разброс по уровню развития относительно некоторой статистически (усредненной) нормы. Это легко объясняется присущей норме неравномерностью развития высших психических функций, которая обусловлена индивидуальной программой развития и факторами социальной среды.
При этом под неравномерностью развития психических функций следует понимать то обстоятельство, что у ребенка одни функции развиты лучше, чем в среднем у сверстников, а другие хуже. В таком случае становится понятным, почему дети, у которых отдельная функция или система психических функций отклоняются в допустимых пределах от «идеальной программы развития», тем не менее, являют собой вариант нормы в психическом развитии. Следует отметить также, что ведущей отличительной особенностью ребенка с «нормальным» ходом психического развития является его способность, несмотря на имеющиеся функциональные слабости, адаптироваться в социуме самостоятельно (Т.В. Ахутина).
Однако психическая функция, которая имеет те или иные отклонения, является слабой стороной в психическом статусе ребенка и при неблагоприятных условиях может выйти за пределы «нормативного коридора». Нарушенная функция, при отсутствии своевременной и эффективной коррекционно-развивающей помощи, может запустить цепную реакцию патологического развития и спровоцировать социально-психологическую дезадаптацию ребенка.
Таким образом, дети с минимальными и парциальными нарушениями психического развития составляют самостоятельную категорию, занимающую промежуточное, переходное положение между «нормальным» и «нарушенным» развитием. Поскольку имеющиеся у таких детей функциональные нарушения создают риск их социальной дезадаптации, целесообразно данную категорию детей обозначить как «группу риска».
О.Н. Усанова предлагает обратить особое внимание на следующие социальные обстоятельства, способные стать кризисными и способствовать проявлению психологических проблем ребенка:
— поступление ребёнка в детский сад или школу;
— смена воспитателей или учителей;
— переход ребёнка к многопредметному обучению;
— интенсификация программ обучения и воспитания и некоторые другие.
Перечисленные условия, с одной стороны, способны усугубить имеющиеся у ребенка функциональные нарушения, с другой — «проявить» скрытые проблемы. Например, определенные качества, свойства личности, особенности психических процессов могут не проявлять свои негативные стороны, потому что не востребованы на данном онтогенетическом этапе, в данных социальных условиях.
Но как только происходит смена ведущей деятельности ребенка и эти качества становятся востребованными, незамедлительно вскрываются их недостатки. Например, недостатки фонематического слуха у ребенка-дошкольника при правильном звукопроизношении проявляются в виде специфических дисграфических ошибок на письме только в период школьного обучения.
В контекстобсуждаемой нами проблемы следует включить понятие культурный релятивизм – различия в восприятии и санкционировании поведения в разных культурах. Поведение, которое может считаться нормальным в одной культуре или социальной группе, в другой может представляться анормальным. Вместе с тем, отдельные виды анормального поведения представляются транскультурными: они считаются таковыми независимо от культуры и эпохи.
Основными показателями отклонений от нормы являются:
1) социальная дезадаптация;
2) не восприимчивость к воспитывающим и обучающим воздействиям;
3) замедление темпов развития или регресс психики.
Отклонения от психической нормы могут иметь временный или постоянный характер, а также различную степень выраженности: от акцентуаций характера до деформации личности.
Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития. Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести вредного воздействия, времени его начала, его преимущественной локализации. Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефекты. Понятия детально разработаны в трудах Л.С. Выготского.
Первичный дефект – повреждение биологических систем (анализаторов, отделов ЦНС), которое вызывается биологическими факторами.
К первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса, акселерации), нарушения межфункциональных связей.
Возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга) вследствие воздействия патогенных факторов.
Вторичный дефект возникает в ходе развития ребёнка с нарушениями психического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.
– недоразвитие высших психических функций (речи и мышления у глухих, восприятия и пространственной ориентации у слепых, опосредованной памяти и логического мышления у дебилов и пр.). Он непосредственно не связан с первичным дефектом, но обусловлен им (возникает под его влиянием). Понятие введено Л.С. Выготским.
Сложный дефект – сочетание двух или более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребёнка. Это не сумма дефектов. Сложный дефект отличается качественным своеобразием.
Нарушения психического развития могут иметь частный и общий характер. Частные нарушения связаны с недостаточностью процессов восприятия, праксиса, речи и т.д. Общие нарушения связаны с нарушением регуляторных систем.
Частные нарушения – это прежде всего нарушения в деятельности анализаторов: зрения, слуха, проприоцептивной чувствительности.
Общие нарушения – функций головного мозга связаны с деятельностью регуляторных систем.
Регресс (временный или стойкий) – возврат функций на более ранний возрастной уровень. Обусловлен недостаточной устойчивостью психических функций. Чаще регрессу подвергаются менее зрелые, недавно возникшие функции. Например, более вероятна утрата навыка чтения, чем навыка ходьбы.
Временный регресс – временная утрата сформированных ранее навыков под влиянием различного рода событий, вызывающих стресс и мобилизацию организма на борьбу за выживание.
Стойкий регресс – устойчивый возврат на более ранний возрастной уровень, связанный с существенным повреждением функций. Например, при ранней детской шизофрении.
Распад психических функций – грубая дезорганизация и выпадение психических функций.
Рекомендуемая литература по теме:
Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. -М., 1976.
Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. -М., 1979.
Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.
Валлон А. Психическое развитие ребёнка. -М., 1967.
Государев Н.А. Специальная психология. Учебное пособие. -М., 2008.
Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии (учебное пособие) Ростов-на-Дону, 2000.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. -М., 1985.
Романова Р.С., Потёмкина О.Ф., Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. М., 1989.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. -М., 1986.
Специальная психология / Под ред. В.И.Лубовского. -М., 2003.
Саенко Ю.В. Специальная психология. Учебное пособие. -М., 2006.
Сорокин В.М. Специальная психология. -СПб., 2003.
Сорокин В.М. Практикум по специальной психологии. -СПб., 2003
Сыромятников И.В. Психодиагностика: Учебное пособие. –М., 2005
Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. -М., 2005.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое психическая норма?
2. Какие виды норм выделяют в специальной психологии?
3. Что принято понимать под первичным и вторичным дефектами.
4. Что такое сложный дефект?
5. Что такое регресс? Какие виды регресса существуют?
6. Что такое распад психических функций.
Дата добавления: 2015-05-18; просмотров: 26742; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10440 — | 7705 — или читать все…
Читайте также:
Источник
3
Проблема нормы и
абнормальности
До сих пор проблему
нормы некоторые ученые считают
бессмысленной и неуместной, поскольку
сомневаются в самом существовании
нормы.
Другие отказываются
рассуждать о проблеме нормы, считая
норму очевидной, и само собой разумеющейся,
ясной и понятной без какого-либо более
глубоко изучения и исследования.
Однако, в последнее
время число ученых, считающих исследование
проблемы нормы неизбежным, или, по
крайней мере, желательным для своей
работы, все возрастает. Это психологи,
врачи, прокуроры и судьи, но, прежде
всего, педагоги и в нашем контексте
специальные педагоги, дефектологи, все,
кто занимается проблемами формирования,
воспитания или коррекции личности
человека
Определение
«степени нормальности» человека — это
междисциплинарная проблема, которую
невозможно решить с учетом лишь чисто
биологического, либо узко психологического
или же только нормативного аспекта
(Э.Сыржиштева и др., 1972).
Таким образом,
норму следует рассматривать, по крайней
мере, в трех разных значениях, а именно,
статистическую, функциональную и
идеальную, хотя можно найти другое
возможное понимание нормы.
Статистическая
норма —
это такой уровень психосоциального
развития человека, который соответствует
средним качественно-количественным
показателям, полученным при обследовании
представительной группы популяции
людей того же возраста, пола, культуры
и т.д.
Ориентация на
статистическую норму развития тех или
иных психических качеств особенно важна
на этапе первичной диагностики
психического состояния ребенка при
определении характера основного
нарушения, его выраженности и
определения меры его патологичности,
требующей специальной психолого-педагогической,
а в некоторых случаях и медицинской
помощи.
Обычно статистическая
норма представляет собой определенный
диапазон значений развития какого-либо
качества (роста, веса, уровня развития
интеллекта, отдельных его составляющих
и т.п.), расположенных около среднего
арифметического, как правило, в пределах
стандартного квадратичного отклонения.
Попадание в эту зону собственно средней
статистической нормы означает уровень
развития, свойственный не менее чем 68%
лиц данной возрастной категории, пола
и т.д.
Самое большое
количество случаев расположено около
средней величины, выраженной в виде
среднего арифметического и уменьшается
по направлению к крайним величинам
и экстремальным вариантам. Такое
нормальное распределение можно
графически изобразить в виде кривой
Гаусса или частотной кривой, форма
которой напоминает колокол.
Имеющиеся
качественно-количественные нормативы
возрастного развития, обеспеченные
соответствующей системой диагностических
методов, позволяют квалифицировать
с большей или меньшей точностью
наблюдаемые особенности детского
развития как индивидуальные варианты
нормативного развития или как
«отклонения».
Чем дальше какая-либо характеристика
развития человека от зоны средних
величин, тем с большим основанием
можно квалифицировать данный случай
как отклонение.
Такое статистическое
понимание нормы отличается рядом
преимуществ,
на которых и основано се применение.
Первое преимущество
заключается в том, что статистическую
норму можно относительно легко вычислить
и довольно просто выразить в виде
какого-либо показателя.
Второе преимущество
заключается в том, что такой нормой
можно легко манипулировать.
Третье
— статистическая норма соответствует
общему предположению, в соответствии
с которым большинство людей относится
к нормальным людям.
Однако у статистической
нормы есть и свои важные недостатки.
Первый
из них вытекает из того факта, что кривая
Гаусса симметрична и имеет две
противоположные области экстремальных
значений по отношению к статистической
норме. Если, как правило, совершенно
ясно, что все то, что находится ниже
границы статистической нормы, является
ненормальным, то это далеко не так
очевидно в случае данных, находящихся
на другом конце Гауссовой кривой, т.е.
превосходящих верхнюю границу
статистической нормы.
Так, например,
никто не сомневается в том, что и слишком
высокий, и слишком низкий вес или рост
человека представляют собой отклонение
от нормы.
Совершенно очевидно,
что уровень интеллекта, не превышающий
границы показателя 80 коэффициента
интеллекта вряд ли можно назвать
нормальным интеллектом, но то, что
показатель коэффициента интеллекта,
превышающий 110 разве можно назвать
ненормальныминтеллектом?
Второй
— Сложности при понимании нормы как
самой высокой частоты появления признака
возникают и тогда, когда мы оцениваем
какие-либо свойства или качества
человека, которые очень желательны, и
должны быть отнесены к норме, но
встречаются крайне редко, и потому,
сточки зрения статистической нормы,
ненормальны.
В качестве
примера можно привести альтруизм,
бескорыстие, способность абсолютно
объективно оценивать свое поведение
и т.д.
Третий
— часто встречается такое поведение,
которое вряд ли можно назвать нормальным,
хотя с точки зрения статистической
нормы оно таковым является, например,
стремление студентов уйти с лекций, как
только представляется малейшая
возможность.
Если бы принцип
статистической нормы применялся в
полном объеме, то тогда пришлось бы
считать нормальными только средних
людей, что вряд ли можно считать
образцом любого здорового общества.
Четвертый
— в ходе исторического развития общества
некоторые абнормальные явления, например,
гомосексуализм, начинают считаться
нормальными и наоборот.
В защиту статистической
нормы обычно приводят разъяснение
о том, что се нужно понимать в рамках
того конкретного качества или
признака, о котором идет речь. Так, если
у индивида интеллект выше, чем норма,
это не означает, что он ненормальный,
но с точки зрения развития интеллекта
он обнаруживает отклонение от нормы.
Иначе говоря, абнормальное нельзя
отождествлять с патологическим.
Принимая указанные
соображения, подчеркнем, что статистическую
норму во многих случаях следует
воспринимать с известной сдержанностью
и тем более никак нельзя ограничиваться
лишь статистическим пониманием нормы.
Функциональная
норма.
В основе концепции функциональной нормы
лежит представление о неповторимости
пути развития каждого человека, а также
о том, что любое отклонение можно считать
отклонением только в сопоставлении с
индивидуальным трендом (склонность,
тенденция, направление) развития каждого
человека.
Другими словами,
это своего рода индивидуальная
норма развития, которая является
отправной точкой и одновременно
целью реабилитационной работы с
человеком, независимо от характера
имеющихся у него нарушений.
В данном контексте
следует признать, что достигнутое
состояние только тогда можно считать
нормой, когда в процессе самостоятельного
развития или в результате специальной
коррекционно-педагогической работы
наблюдается такое сочетание
взаимоотношений личности и социума,
при котором личность без длительных
внешних и внутренних конфликтов
продуктивно выполняет свою ведущую
деятельность, удовлетворяет свои
основные потребности и при этом в полной
мере отвечает тем требованиям, которые
предъявляет к ней социум в зависимости
от возраста, пола, уровня психосоциального
развития. Это своего рода гармоничный
баланс между возможностями, желаниями
и умениями, с одной стороны, и требованиями
со стороны социума — с другой.
Обретение ребенком
такого баланса, несмотря на различные
первичные нарушения, и является основным
критерием эффективности оказываемой
ребенку помощи.
Этот аспект нормы
касается не только социальных отношений,
но и всех отношений человека к среде и
окружению.
Функциональный
аспект принимает во внимание единичность
индивида.
В воспитательной
практике перед нами стоит не «средний
человек», а индивид, со своими собственными
возможностями, способностями,
потребностями, желаниями, идеалами,
опытом и т.д., причем независимо от
статистической или, как мы увидим позже,
идеальной нормы. Именно поэтому этот
вид нормы иногда называют индивидуальной
нормой.
В этом смысле
человек является нормальным тогда,
когда он такой, каким он должен быть со
своей собственной точки зрения, когда
он проявляется так, как это ему свойственно,
когда он находит удовлетворение в том,
что он сам считает правильным или
красивым.
Однако, если эту
концепцию довести до экстремального
выражения, то тогда необходимо считать,
скажем, невротика нормальным, если
он ведет себя как невротик, и т.д. Такое
понимание нормы может показаться на
первый взгляд абсурдным. Однако, в
воспитательной работе и главным
образом в работе с аномальными, мы должны
при обсуждении нормальности исходить
из возможностей и способностей аномального
ребенка или подростка, так как именно
этот круг потенциально возможных
способностей является для него нормой
и все отклонения от этой нормы следует
считать прогрессом или регрессом в
развитии в зависимости от того, в каком
направлении идет отклонение.
Однако применение
этой нормы также требует осторожности,
главным образом в силу социальной
обусловленности развития личности.
Индивидуальная
норма, как это вытекает из приведенных
примеров, излишне акцентирует личную
свободу и право человека на собственный
путь развития и образ жизни в целом, без
должного учета того, что является
социально приемлемым.
Однако, предусмотрев
эту опасность, в дальнейшем можно
использовать функциональную норму,
считая ее исходным пунктом в работе
с аномальными детьми и подростками.
Идеальная норма
— это некое оптимальное развитие
личности в оптимальных для нее социальных
условиях. Можно сказать, что это высший
уровень нормы функциональной.
Здесь при оценке
человека на передний план выступают
качественные, а не количественные
показатели. Соответственно норма
понимается не как то, что является
средним, или наиболее часто встречающимся,
а как то, что составляет совершенство,
образец, идеал. Но идеал как таковой
достигнуть невозможно, к нему можно
только более или менее приблизиться, С
этой точки зрения норму необходимо
понимать как бесконечный процесс
самореализации индивида в его
общественных условиях и природном
окружении.
Идеальные нормы
выдвигают так называемые нормативные
науки, к которым относится педагогика,
политика, правовые науки и др.
Примером идеальной
нормы могут быть так называемые «профили
выпускников» разных учебных специализаций
в вузах. В этих профилях содержится
список характеристик, которым должен
соответствовать выпускник, что он должен
знать, какие умения должны быть у него
выработаны и т.д. Конечно, ни один
выпускник не достигает уровня этой
идеальной нормы, а лишь в определенной
мере приближается к ней.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник