Статьи о дошкольном образовании и развитии ребенка
Статьи
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех! Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос нужно сначала ответить на вопрос – Что такое логика? Логика – эта наука о законах мышления и его формах. Владея навыками логического мышления, человек сможет быстрее освоить профессию и более успешно реализовать себя в ней, не растеряться, попав в тяжелые жизненные обстоятельства.
Моделирование — это изготовление вместе с детьми и последующее использование моделей, отражающих наиболее главные, существенные, характерные свойства и связи объектов.
Для обеспечения эффективности образовательного процесса в детском саду создана целостная модель предметно – развивающей и оздоровительной среды, обеспечивающая полноту детской деятельности, их разностороннее и творческое развитие.
В статье представлено процесс краеведческой работы с детьми старшего дошкольного возраста, умение анализировать значимый аспекты своей деятельности, находить и устранять причины своих ошибок. Раскрыты понятия о патриотизме и патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. В содержание краеведческой работы направлены на эффективное просвещения родителей в детском саду как средство реализации идей просвещения родителей и педагогов в ДОО.
К четырем годам ребенок проходит большой путь в развитии, у него совершенствуются все психические процессы. Более устойчивый характер приобретает внимание, уточняется зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Дети учатся различать довольно сложные формы предметов, более разнообразные цвета.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют решение задач психолого-педагогической работы по формирования физических, интеллектуальных и личностных качеств детей строить с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей.
Проблема организации свободного времени человека представлена в отечественной социологической и педагогической литературе широким кругом исследований, среди которых особенно значительными являются труды И.В. Бестужева-Лады, Г.Е. Зборовского. Труды ученых позволили заложить основу современного подхода к исследованию досуга человека с точки зрения осуществления специфических социальных процессов.
Воспитатель — это наставник, помощник, он должен сочетать в себе такие качества как доброта, честность, теплота к окружающим людям; умение прощать людей; сочувствовать и сопереживать окружающим.
Проблема межличностных отношений, одна из важнейших проблем нашего времени. Во-первых, потому что именно в этом возрастном периоде находятся истоки формирования личности человека. Во-вторых, группа детского сада, по существу, для большинства детей является первой организованной малой группой. Именно в ней начинают складываться у ребенка его первые коллективные отношения со сверстниками. Данная проблема стала наиболее актуальной в наши дни, в связи с возрастающим количеством открывающихся лицеев, гимназий, частных школ, спецификой которых является малочисленность групп детей, что снижает уровень развития навыков общения, а также объемные программы обучения, занимающие большую часть времени, проводимого детьми в д/с.
В работе определен и экспериментально-обоснован комплекс педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности.
Статья об открытии в МДОУ №53 г. Раменское бесплатного кружка конструирования для воспитанников старшего возраста МДОУ №53. В нашем саду №53 запущен новый проект по трехмерному моделированию с элементами механики.
Дошкольное детство является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, главным образом влияющее на становление его личности.И по- этому, огромное значение приобретает изучение дошкольника в системе его взаимоотношений со сверстниками в группе детского сада.
Статья по дипломной работе. Направление: педагогика, дошкольное образование. В статье говорится о том, что дошкольное детство — самый важный период в становление личности ребенка, а также прописаны особенности формирования взаимоотношений детей.
Какие основные требования выдвигает государственный стандарт РФ, рассмотрим подробнее. Материал для педагогов, воспитателей, студентов
Статья посвящена вопросам самореализации и самоактуализации личности, рассмотрены элементы науки акмеологии, которая ищет закономерности проявления максимальных возможностей человека для достижения расцвета талантов, способностей и профессионализма. Даны рекомендации для раскрытия потенциала личности в системе образования.
На занятиях по изо деятельности рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции — это и процесс, и результат практической деятельности — художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
Процесс формирования имиджа педагога это один из показателей компетентности современного педагога. Педагог создает культуру последующих поколений. И он должен быть интересен как личность. Педагог обучает, даже когда не говорит ни слова, он учит своим поведением, отношением к детям, своей личностью
В данных методических рекомендациях рассматриваются формы и способы контроля, усвоения теоретических основ программы у воспитанников учреждения дополнительного образования. Предназначены для педагогов дополнительного образования и могут быть использованы при подготовке к итоговой аттестации воспитанников, для контроля усвоения знаний, при проведении мониторинга результатов обучения. Данные рекомендации разработаны на основе опыта педагогических работников МКОУ ДОД «ДЮЦ».
Описание эмпирического исследования особенностей проявления страхов и тревожности у 11 детей 5-6 лет дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Лыжи — одно из самых доступных спортивных зимних увлечений. Ходьба на лыжах укрепляет физическое здоровье детей, является отличным закаливающим средством, способствует развитию быстроты, выносливости, координации, укреплению опорно-двигательного аппарата, а влияние свежего воздуха особо благотворно для деятельности органов дыхания.
Статья посвящена организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста. Она помогает сформировать у дошкольника правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру и раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Театр помогает ребенку развиваться всесторонне. Театрализованная игровая деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.
Игрушка сегодня — это своеобразная книга, читая которую ребенок узнает жизнь. Поэтому игрушки должны быть идеологически выдержанными, педагогически целесообразными, художественно совершенными, отвечать физическим и умственным возможностям детей, соответствовать возрасту, полу, темпераменту ребенка, а также быть безопасными и гигиеничными.
Игра как культурная форма деятельности ребёнка передаётся ему двумя путями – через живые образы деятельности взрослого и через игровой материал.
Развитие художественных способностей детей основывается на формировании высокой нравственной потребности к творческому труду. Но эта потребность не может быть реализована без усилий со стороны ребенка; поэтому так важно воспитать у него трудолюбие, терпение, аккуратность, самостоятельность, активность, стремление доставить своим трудом радость окружающим.
Материал о том, как с помощью театрализованной деятельности повысить самооценку школьника с ОВЗ, развить его психомоторные навыки, научить чувствовать, выражать своё отношение к жизни,развить его речь.
Многие спрашивают, что хуже – ребенок, заброшенный работающей мамой, или ребенок, который только и видит замученную домашними заботами маму. Есть мнение, что нужно выбирать – либо самореализация, либо дети.
Проект Ассамблеи по профориентированию в детском саду ОАО «Российские Железные Дороги». Ассамблеи проводились детям от 3 до 7 лет. Ассамблеи проводились еженедельно. Организатор ассамблеи Шакирова Лейсан Закировна. Каждая тема ассамблеи была закреплена на определенного воспитателя. ассамблеи проходили в актовом зале, количество детей примерно 100-120.
Статья посвящена проблеме использования музейной педагогики в детском образовательном учреждении и сотрудничества с родителями при создании музея в детском саду.
Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей.
Источник
Дошкольное детство – уникальный возрастной период.
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. “Программа” дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, формирование взаимоотношений с людьми, первичных навыков планирования своей деятельности и будущей жизни.
В.А. Сухомлинский говорил о важности дошкольного образования: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
Подготовка ребенка к школе – один из важнейших вопросов дошкольного образования. Дать на него однозначный ответ сложно прежде всего потому, что необходимо суметь различить главное и второстепенное. Многие полагают, что главное, чему должен научиться ребенок, готовясь к школе, это читать, писать и считать. Здесь мы сталкиваемся с необходимостью различать два таких понятия, как навыки и способности. Трудно спорить с тем, что чтение и счет полезное дело. Однако они не являются самым главным приобретением в дошкольном возрасте.
Школьная программа построена таким образом, что ученик должен постоянно осваивать новое содержание, приобретать все новые и новые навыки, выработка которых зависит не от наличия уже существующих, а от уровня развития соответствующих способностей.
Что же делает способности таким важным инструментом освоения нового содержания? Ответ заключается в характере анализа различных обстоятельств, с которыми сталкивается ребенок. Первоклассник должен не просто уметь считать, а правильно анализировать количественные отношения, отвлекаться от несущественных деталей и сосредоточиваться на важных. Например, если мы разделим квадрат на части и расположим их по-другому, площадь новой фигуры будет равна площади квадрата. Говоря о русском языке, важно, чтобы ребенок мог проводить анализ слов, понимать, например, что слово «палка» короче слова «палочка» и т.п.
Анализ этих и других свойств не строится на умении читать или считать, которое целиком зависит от развития умственных способностей детей, составляющих основу интеллектуальной готовности к обучению в школе.
Но одной интеллектуальной готовности недостаточно. Если мы сравним обучение в школе с игрой ребенка в детском саду, то обнаружим различия. Главное в игре – сама игра. Ребенок играет, потому что ему это нравится. В любой момент, как только ему станет скучно, он может прекратить игру. В школе ребенок учится не потому, что ему нравится, а потому, что он понимает важность обучения как социально значимого дела, которое не всегда должно быть интересным и его не всегда можно прекратить выполнять. Например, уборка квартиры является важным, но, как правило, не самым интересным делом. Ее окончание связано с достижением определенного результата – чистоты и порядка в доме. Если дошкольник не понимает важности обучения в школе, то он даже при наличии развитых умственных способностей будет испытывать трудности, ведь урок – это не только веселье и интерес, это еще и преодоление собственной ограниченности, умение сделать не то, что хочешь, а то, что нужно. Понимание социальной значимости обучения в школе – та организующая основа, которая помогает ученику выполнить требуемое учителем задание. Наличие мотивации социальной значимости учебной деятельности является важным условием готовности к школе. Если такая мотивация не сформирована, то ребенок не будет выполнять домашние задания, и родителям придется прибегать к дополнительным ухищрениям, чтобы ребенок делал не то, что хочется, а то, что нужно.
Умственных способностей и мотивации все же не достаточно для успешной учебы. Важно, чтобы ученики понимали своеобразие ситуаций, которые создаются в классе. Имеется в виду, что будущий ученик должен различать ситуацию общения с учителем и, например, с мамой. Умение принять на себя роль ученика и вступать в контекстное общение является важным моментом готовности к школьному обучению.
Готовность к обучению к школе не сводится к умению читать, писать и считать. Сами эти умения являются вторичными по отношению к сложному комплексу качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Чем меньше уровень сформированности данных качеств обнаруживается у конкретного ребенка, тем больше учебная деятельность в школе начинает приобретать свойства образовательного процесса, характерного для дошкольного образования: усиливается интерес содержания деятельности, снижается требовательность к ее результату, вводятся игровые моменты и т.д.
Веракса Николай Евгеньевич – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии развития Московского городского психолого-педагогического университета.
Сайт в Интернете: www.veraksa.ru
Приоритетными задачами российского дошкольного образования является создание условий для обеспечения равного стартового уровня детей при поступлении в школу и повышение доступности образования. Предшкольной образование должно «представлять собой целенаправленный организованный процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, позволяющий контролировать физическое, психологическое, интеллектуальное состояние детей перед поступлением в школу».
В Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), одобренной и утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003, особое внимание уделяется построению преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования, но, к сожалению, как показывает практика, пока не удается снять остроту проблемы выравнивания стартовых возможностей детей при их поступлении в первый класс.
У родителей есть потребность в доступности подготовки детей к школе для всех социальных групп населения и объединении усилий дошкольных образовательных учреждений и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей 6-7 лет.
Основной целью введения предшкольного образования является создание условий для достижения единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс. Выравнивание уровня развития, интеллектуальной и психологической готовности детей к поступлению в начальную школу — это важнейшая составляющая успешности их дальнейшего обучения, основа безболезненной адаптации к школьному детству.
Вторая, не менее важная цель предшкольного образования — это обеспечение преемственности дошкольного и начального образования, проблемы, которая уже не один десяток лет настоятельно требует своего разрешения. Грамотно выстроенные, научно обоснованные, психологически безупречные организация и содержание предшкольного образования позволят перейти от дублирования предметного содержания начальной школы в детском саду к развитию индивидуальных качеств ребенка, которые обеспечивают успешный переход к обучению в школе.
В-третьих, введение предшкольного образования, особенно для «домашних» детей, позволит своевременно выявить и скорректировать незначительные отклонения в физическом, интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста и, таким образом, способствовать сохранению их психического и физического здоровья.
Особенность модели дошкольного образования заключается в вариативности форм предшкольного образования. Мы выбрали форму 1, это группа полнодневного пребывания детей в школьных образовательных учреждениях реализующих комплексные образовательные программы.
В качестве основной образовательной программы предшкольного образования используется программа обучения и развития детей 6 лет «Предшкольная пора» («Вентана-Граф», 2007), которая успешно внедряется в ряде регионов Российской Федерации. Данная программа по сравнению с аналогичными обладает рядом преимуществ:
по целям — развитие тех качеств ребенка, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса, успешности обучения детей в школе;
по содержанию — не дублирование программы первого класса, а подготовка к систематическому обучению в школе;
по форме — опора на основной вид деятельности ребенка 6-7-летнего возраста — игру;
—по системе принципов построения программы (учет возрастных особенностей, сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка; развитие эрудиции, культуры).
Образовательный процесс организуется с использованием педагогических технологий, обеспечивающих индивидуальное, личностно-ориентированное развитие.
Содержание предшкольного образования должно быть гибким и не может быть направлено на принудительное обучение для ликвидации определенных пробелов в знаниях, умения и навыках.
Организация образовательного процесса регламентируется календарным планом, расписанием занятий, составленными в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.11.1249-03.
Конкурсный набор и тестирование при комплектовании групп не допускается.
Выбрав данную программу обучения и развития детей для подготовки их к школе, использую разработанные авторским коллективом дидактические пособия, входящие в учебно-методический комплект «Предшкольная пора», проявляю творчество, вношу новые элементы знаний, применяю другие средства обучения, но пособия данного УМК остаются основными и ведущими.
Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально-психологического климата в детском коллективе.
В зоне особого внимания педагога должны быть учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста, физическое и психическое состояние каждого ребенка. Это проявляется в следующем:
Нельзя предъявлять детям требования, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной мотивации ребенка- отношения к учебной деятельности и, как следствие этого, успешности обучения.
Нельзя «забегать вперед» и форсировать процесс усвоения тех знаний и умений, которые будут формироваться в школе. Педагог должен понимать, что в условиях фронтального обучения многие дети усваивают знания без понимания их смысла и поэтому не могут использовать их самостоятельно. Такие знания, накапливаясь, только загружают память и не могут положительно повлиять на развитие мыслительных операций, речи, воображения и др. Недопустимо применение типичных для школы форм и методов обучения (отметки, домашние задания, контрольные работы и пр.).
Учитывая, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая, и поэтому именно игра стала приоритетной формой организации и методом обучения.
Следует создать условия для возможно более разнообразного учебного и внеучебного общения детей. Потребность к общению со сверстниками — особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для обучения в школе.
Изучаю индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывю их в процессе обучения (темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления и т. п.). Проведение занятий с использованием разноуровневых заданий предусмотрено во всех книгах и рабочих тетрадях УМК «Предшкольная пора».
Методическое обеспечение.
Программа обучения и развития детей 6 лет «Предшкольная пора» / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2005. — (Предшкольная пора).
Полное методическое обеспечение к программе «Предшкольная пора»:
*Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе?
Виноградова Н. Ф. Придумай и расскажи.
Виноградова Н.Ф. Рассказы-загадки о природе.
Журова Л.Е., Кузнецова, Л.И. Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе.
Журова Л.Е., Кузнецова М.И. Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами.
*Златополъский Д. С. Удивительные превращения.
Козлова С.А. Я и мои друзья.
Козлова С.А. Я хочу в школу.
Куликова Т.А. Что, где, почему?
Куликова Т.А. Я и моя семья.
Салмина Н.Г. Учимся думать.
Салмина Н.Г., Глебова А. О. Учимся рисовать.
При подготовке конкретного занятия я старюсь:
оценить этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний-умений;
предусмотреть разные организационные формы проведения занятий (парная, групповая, коллективная), а также индивидуальную работу каждого ребенка;
учитывать необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых) ситуациях;
предусмотреть взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности.
В УМК «Предшколъная пора» игра выступает как приоритетный метод обучения на занятиях по всем указанным разделам программы. Авторы опираются на известное положение психологии об особом значении игровой деятельности для интеллектуального развития дошкольника и становления качеств личности, которые обеспечат развитие предпосылок ведущей для младшего школьника деятельности — учебной. Реализация такого подхода, по убеждению авторов, удовлетворит возрастную потребность дошкольников в игре и предупредит возможность превращения процесса обучения на ступени предшкольного образования в вариант более раннего школьного обучения. Это особенно важно при обучении грамоте и математике, так как игровая форма обучения способствует более легкому усвоению программного материала.
РОЛЬ ИГРЫ В ВОСПИТАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ
Подготовить ребенка к школе – это значит воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать.
Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе.
Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.
Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей со школьной, должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсий, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая им, ведя переписку с детьми других детских садов.
Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе.
Любовь и бережное отношение к книге сохраняется у детей и в школе. Те, кто в детском саду с интересом занимаются с учебником; во время внеклассного чтения предлагают разные формы работы с книгой; выступают организаторами викторин по произведениям любимых писателей; оформляют выставки книг.
Потребность детей в книге, желание и умение находить в ней ответы на возникающие вопросы, бережное отношение к книге с первых же дней обучения в школе помогают учителю заинтересовать их чтением, вызвать стремление быстрее научиться читать, поддержать и развить интерес к получению новых знаний.
****
Литература:
Программа обучения и развития детей 6 лет «Предшкольная пора» / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2005. — (Предшкольная пора).
Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Радуга» Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Комарова Т.С. «Детское художественное творчество». Методическое пособие для воспитателей и педагогов. Издательство Мозайка — Синтез, г. Москва, 2006г.
Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. «И учёба, и игра: изобразительное искусство». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 1997 г.
«Дошкольная педагогика» Козлова С.А., Куликова Т.А.
Издательство: Академия 2000 год
Источник