Статьи о дошкольном образовании и развитии ребенка

Статьи о дошкольном образовании и развитии ребенка thumbnail

Статьи

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех! Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос нужно сначала ответить на вопрос – Что такое логика? Логика – эта наука о законах мышления и его формах. Владея навыками логического мышления, человек сможет быстрее освоить профессию и более успешно реализовать себя в ней, не растеряться, попав в тяжелые жизненные обстоятельства.

Моделирование — это изготовление вместе с детьми и последующее использование моделей, отражающих наиболее главные, существенные, характерные свойства и связи объектов.

Для обеспечения эффективности образовательного процесса в детском саду создана целостная модель предметно – развивающей и оздоровительной среды, обеспечивающая полноту детской деятельности, их разностороннее и творческое развитие.

В статье представлено процесс краеведческой работы с детьми старшего дошкольного возраста, умение анализировать значимый аспекты своей деятельности, находить и устранять причины своих ошибок. Раскрыты понятия о патриотизме и патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. В содержание краеведческой работы направлены на эффективное просвещения родителей в детском саду как средство реализации идей просвещения родителей и педагогов в ДОО.

К четырем годам ребенок проходит большой путь в развитии, у него совершенствуются все психические процессы. Более устойчивый характер приобретает внимание, уточняется зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Дети учатся различать довольно сложные формы предметов, более разнообразные цвета.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют решение задач психолого-педагогической работы по формирования физических, интеллектуальных и личностных качеств детей строить с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей.

Проблема организации свободного времени человека представлена в отечественной социологической и педагогической литературе широким кругом исследований, среди которых особенно значительными являются труды И.В. Бестужева-Лады, Г.Е. Зборовского. Труды ученых позволили заложить основу современного подхода к исследованию досуга человека с точки зрения осуществления специфических социальных процессов.

Воспитатель — это наставник, помощник, он должен сочетать в себе такие качества как доброта, честность, теплота к окружающим людям; умение прощать людей; сочувствовать и сопереживать окружающим.

Проблема межличностных отношений, одна из важнейших проблем нашего времени. Во-первых, потому что именно в этом возрастном периоде находятся истоки формирования личности человека. Во-вторых, группа детского сада, по существу, для большинства детей является первой организованной малой группой. Именно в ней начинают складываться у ребенка его первые коллективные отношения со сверстниками. Данная проблема стала наиболее актуальной в наши дни, в связи с возрастающим количеством открывающихся лицеев, гимназий, частных школ, спецификой которых является малочисленность групп детей, что снижает уровень развития навыков общения, а также объемные программы обучения, занимающие большую часть времени, проводимого детьми в д/с.

В работе определен и экспериментально-обоснован комплекс педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности.

Статья об открытии в МДОУ №53 г. Раменское бесплатного кружка конструирования для воспитанников старшего возраста МДОУ №53. В нашем саду №53 запущен новый проект по трехмерному моделированию с элементами механики.

Дошкольное детство является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, главным образом влияющее на становление его личности.И по- этому, огромное значение приобретает изучение дошкольника в системе его взаимоотношений со сверстниками в группе детского сада.

Статья по дипломной работе. Направление: педагогика, дошкольное образование. В статье говорится о том, что дошкольное детство — самый важный период в становление личности ребенка, а также прописаны особенности формирования взаимоотношений детей.

Какие основные требования выдвигает государственный стандарт РФ, рассмотрим подробнее. Материал для педагогов, воспитателей, студентов

Статья посвящена вопросам самореализации и самоактуализации личности, рассмотрены элементы науки акмеологии, которая ищет закономерности проявления максимальных возможностей человека для достижения расцвета талантов, способностей и профессионализма. Даны рекомендации для раскрытия потенциала личности в системе образования.

На занятиях по изо деятельности рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции — это и процесс, и результат практической деятельности — художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Процесс формирования имиджа педагога это один из показателей компетентности современного педагога. Педагог создает культуру последующих поколений. И он должен быть интересен как личность. Педагог обучает, даже когда не говорит ни слова, он учит своим поведением, отношением к детям, своей личностью

В данных методических рекомендациях рассматриваются формы и способы контроля, усвоения теоретических основ программы у воспитанников учреждения дополнительного образования. Предназначены для педагогов дополнительного образования и могут быть использованы при подготовке к итоговой аттестации воспитанников, для контроля усвоения знаний, при проведении мониторинга результатов обучения. Данные рекомендации разработаны на основе опыта педагогических работников МКОУ ДОД «ДЮЦ».

Описание эмпирического исследования особенностей проявления страхов и тревожности у 11 детей 5-6 лет дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Лыжи — одно из самых доступных спортивных зимних увлечений. Ходьба на лыжах укрепляет физическое здоровье детей, является отличным закаливающим средством, способствует развитию быстроты, выносливости, координации, укреплению опорно-двигательного аппарата, а влияние свежего воздуха особо благотворно для деятельности органов дыхания.

Статья посвящена организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста. Она помогает сформировать у дошкольника правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру и раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Театр помогает ребенку развиваться всесторонне. Театрализованная игровая деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.

Игрушка сегодня — это своеобразная книга, читая которую ребенок узнает жизнь. Поэтому игрушки должны быть идеологически выдержанными, педагогически целесообразными, художественно совершенными, отвечать физическим и умственным возможностям детей, соответствовать возрасту, полу, темпераменту ребенка, а также быть безопасными и гигиеничными.

Игра как культурная форма деятельности ребёнка передаётся ему двумя путями – через живые образы деятельности взрослого и через игровой материал.

Развитие художественных способностей детей основывается на формировании высокой нравственной потребности к творческому труду. Но эта потребность не может быть реализована без усилий со стороны ребенка; поэтому так важно воспитать у него трудолюбие, терпение, аккуратность, самостоятельность, активность, стремление доставить своим трудом радость окружающим.

Материал о том, как с помощью театрализованной деятельности повысить самооценку школьника с ОВЗ, развить его психомоторные навыки, научить чувствовать, выражать своё отношение к жизни,развить его речь.

Многие спрашивают, что хуже – ребенок, заброшенный работающей мамой, или ребенок, который только и видит замученную домашними заботами маму. Есть мнение, что нужно выбирать – либо самореализация, либо дети.

Проект Ассамблеи по профориентированию в детском саду ОАО «Российские Железные Дороги». Ассамблеи проводились детям от 3 до 7 лет. Ассамблеи проводились еженедельно. Организатор ассамблеи Шакирова Лейсан Закировна. Каждая тема ассамблеи была закреплена на определенного воспитателя. ассамблеи проходили в актовом зале, количество детей примерно 100-120.

Статья посвящена проблеме использования музейной педагогики в детском образовательном учреждении и сотрудничества с родителями при создании музея в детском саду.

Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей.

Источник

Дошкольное детство – уникальный возрастной период.

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. “Программа” дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, формирование взаимоотношений с людьми, первичных навыков планирования своей деятельности и будущей жизни.

В.А. Сухомлинский говорил о важности дошкольного образования: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

Подготовка ребенка к школе – один из важнейших вопросов дошкольного образования. Дать на него однозначный ответ сложно прежде всего потому, что необходимо суметь различить главное и второстепенное. Многие полагают, что главное, чему должен научиться ребенок, готовясь к школе, это читать, писать и считать. Здесь мы сталкиваемся с необходимостью различать два таких понятия, как навыки и способности. Трудно спорить с тем, что чтение и счет полезное дело. Однако они не являются самым главным приобретением в дошкольном возрасте.

Школьная программа построена таким образом, что ученик должен постоянно осваивать новое содержание, приобретать все новые и новые навыки, выработка которых зависит не от наличия уже существующих, а от уровня развития соответствующих способностей.

Что же делает способности таким важным инструментом освоения нового содержания? Ответ заключается в характере анализа различных обстоятельств, с которыми сталкивается ребенок. Первоклассник должен не просто уметь считать, а правильно анализировать количественные отношения, отвлекаться от несущественных деталей и сосредоточиваться на важных. Например, если мы разделим квадрат на части и расположим их по-другому, площадь новой фигуры будет равна площади квадрата. Говоря о русском языке, важно, чтобы ребенок мог проводить анализ слов, понимать, например, что слово «палка» короче слова «палочка» и т.п.

Анализ этих и других свойств не строится на умении читать или считать, которое целиком зависит от развития умственных способностей детей, составляющих основу интеллектуальной готовности к обучению в школе.

Но одной интеллектуальной готовности недостаточно. Если мы сравним обучение в школе с игрой ребенка в детском саду, то обнаружим различия. Главное в игре – сама игра. Ребенок играет, потому что ему это нравится. В любой момент, как только ему станет скучно, он может прекратить игру. В школе ребенок учится не потому, что ему нравится, а потому, что он понимает важность обучения как социально значимого дела, которое не всегда должно быть интересным и его не всегда можно прекратить выполнять. Например, уборка квартиры является важным, но, как правило, не самым интересным делом. Ее окончание связано с достижением определенного результата – чистоты и порядка в доме. Если дошкольник не понимает важности обучения в школе, то он даже при наличии развитых умственных способностей будет испытывать трудности, ведь урок – это не только веселье и интерес, это еще и преодоление собственной ограниченности, умение сделать не то, что хочешь, а то, что нужно. Понимание социальной значимости обучения в школе – та организующая основа, которая помогает ученику выполнить требуемое учителем задание. Наличие мотивации социальной значимости учебной деятельности является важным условием готовности к школе. Если такая мотивация не сформирована, то ребенок не будет выполнять домашние задания, и родителям придется прибегать к дополнительным ухищрениям, чтобы ребенок делал не то, что хочется, а то, что нужно.

Умственных способностей и мотивации все же не достаточно для успешной учебы. Важно, чтобы ученики понимали своеобразие ситуаций, которые создаются в классе. Имеется в виду, что будущий ученик должен различать ситуацию общения с учителем и, например, с мамой. Умение принять на себя роль ученика и вступать в контекстное общение является важным моментом готовности к школьному обучению.

Готовность к обучению к школе не сводится к умению читать, писать и считать. Сами эти умения являются вторичными по отношению к сложному комплексу качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Чем меньше уровень сформированности данных качеств обнаруживается у конкретного ребенка, тем больше учебная деятельность в школе начинает приобретать свойства образовательного процесса, характерного для дошкольного образования: усиливается интерес содержания деятельности, снижается требовательность к ее результату, вводятся игровые моменты и т.д.

Веракса Николай Евгеньевич – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии развития Московского городского психолого-педагогического университета.

Сайт в Интернете: www.veraksa.ru

Приоритетными задачами российского дошкольного образования является создание условий для обеспечения рав­ного стартового уровня детей при поступлении в школу и повы­шение доступности образования. Предшкольной образование должно «представлять собой целенаправленный организованный процесс обучения и воспитания детей старшего дошколь­ного возраста, позволяющий контролировать физическое, психологическое, интеллектуальное состояние детей перед по­ступлением в школу».

В Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), одобренной и утвержденной Федеральным координационным советом по общему образова­нию Министерства образования РФ 17.06.2003, особое внима­ние уделяется построению преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего об­разования, но, к сожалению, как показывает практика, пока не удается снять остроту проблемы выравнивания стартовых возможностей детей при их поступлении в первый класс.

У родителей есть потребность в доступности подготовки детей к школе для всех социальных групп населения и объеди­нении усилий дошкольных образовательных учреждений и се­мьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей 6-7 лет.

Основной целью введения предшкольного образования яв­ляется создание условий для достижения единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс. Вырав­нивание уровня развития, интеллектуальной и психологиче­ской готовности детей к поступлению в начальную школу — это важнейшая составляющая успешности их дальнейшего обучения, основа безболезненной адаптации к школьному детству.

Вторая, не менее важная цель предшкольного образования — это обеспечение преемственности дошкольного и начального образования, проблемы, которая уже не один десяток лет настоя­тельно требует своего разрешения. Грамотно выстроенные, науч­но обоснованные, психологически безупречные организация и со­держание предшкольного образования позволят перейти от дуб­лирования предметного содержания начальной школы в детском саду к развитию индивидуальных качеств ребенка, которые обес­печивают успешный переход к обучению в школе.

В-третьих, введение предшкольного образования, осо­бенно для «домашних» детей, позволит своевременно вы­явить и скорректировать незначительные отклонения в физическом, интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста и, таким об­разом, способствовать сохранению их психического и физи­ческого здоровья.

Особенность модели дошкольного образования заключается в вариа­тивности форм предшкольного образования. Мы выбрали форму 1, это группа полнодневного пребывания детей в школьных образовательных учреждениях реализующих комплексные образовательные программы.

В качестве основной образовательной программы пред­школьного образования используется программа обучения и развития детей 6 лет «Предшкольная пора» («Вентана-Граф», 2007), которая успешно внедряется в ряде регио­нов Российской Федерации. Данная программа по сравнению с аналогичными обладает рядом пре­имуществ:

  • по целям — развитие тех качеств ребенка, которые опре­деляют становление устойчивого познавательного интереса, успешности обучения детей в школе;

  • по содержанию — не дублирование программы первого класса, а подготовка к систематическому обучению в школе;

  • по форме — опора на основной вид деятельности ребен­ка 6-7-летнего возраста — игру;

—по системе принципов построения программы (учет возрастных особенностей, сохранение и развитие индивиду­альности каждого ребенка; развитие эрудиции, культуры).

Образовательный процесс организуется с использованием педагогических технологий, обеспечивающих индивидуаль­ное, личностно-ориентированное развитие.

Содержание предшкольного образования должно быть гибким и не может быть направлено на принудительное обучение для ликвидации определенных пробелов в знаниях, умения и навыках.

Организация образовательного процесса регламентируется календарным планом, расписанием занятий, составленными в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.11.1249-03.

Конкурсный набор и тестирование при комплектовании групп не допускается.

Выбрав данную программу обучения и развития детей для подготовки их к школе, использую разработан­ные авторским коллективом дидактические пособия, входящие в учебно-методический комплект «Предшкольная пора», проявляю твор­чество, вношу новые элементы знаний, применяю другие сред­ства обучения, но пособия данного УМК остаются ос­новными и ведущими.

Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых бу­дет способствовать более эффективному достижению постав­ленных целей, а также созданию благополучного эмоциональ­но-психологического климата в детском коллективе.

В зоне особого внимания педагога должны быть учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста, физическое и психическое состояние каждого ребенка. Это проявляется в следующем:

  1. Нельзя предъявлять детям требования, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию по­ложительной учебной мотивации ребенка- отношения к учеб­ной деятельности и, как следствие этого, успешности обучения.

  2. Нельзя «забегать вперед» и форсировать процесс усво­ения тех знаний и умений, которые будут формироваться в шко­ле. Педагог должен понимать, что в условиях фронтального обучения многие дети усваивают знания без понимания их смыс­ла и поэтому не могут использовать их самостоятельно. Такие знания, накапливаясь, только загружают память и не могут по­ложительно повлиять на развитие мыслительных операций, ре­чи, воображения и др. Недопустимо применение типичных для школы форм и методов обучения (отметки, домашние за­дания, контрольные работы и пр.).

  3. Учитывая, что ведущей деятельностью это­го периода развития ребенка является игровая, и поэтому имен­но игра стала приоритетной формой организации и ме­тодом обучения.

  4. Следует создать условия для возможно более разнообразно­го учебного и внеучебного общения детей. Потребность к обще­нию со сверстниками — особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих комму­никативных умений, необходимых для обучения в школе.

  5. Изучаю индивидуальные особенности каж­дого воспитанника и учитывю их в процессе обучения (темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления и т. п.). Проведение занятий с использованием разноуровневых заданий предусмотрено во всех книгах и рабочих тетрадях УМК «Предшкольная пора».

Методическое обеспечение.

  • Программа обучения и развития детей 6 лет «Предшкольная пора» / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2005. — (Предшкольная пора).

  • Полное методическое обеспечение к программе «Пред­школьная пора»:

*Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе?

  • Виноградова Н. Ф. Придумай и расскажи.

  • Виноградова Н.Ф. Рассказы-загадки о природе.

  • Журова Л.Е., Кузнецова, Л.И. Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе.

  • Журова Л.Е., Кузнецова М.И. Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами.

*Златополъский Д. С. Удивительные превращения.

  • Козлова С.А. Я и мои друзья.

  • Козлова С.А. Я хочу в школу.

  • Куликова Т.А. Что, где, почему?

  • Куликова Т.А. Я и моя семья.

  • Салмина Н.Г. Учимся думать.

  • Салмина Н.Г., Глебова А. О. Учимся рисовать.

При подготовке конкретного занятия я старюсь:

  • оценить этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний-умений;

  • предусмотреть разные организационные формы прове­дения занятий (парная, групповая, коллективная), а также ин­дивидуальную работу каждого ребенка;

  • учитывать необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых) ситуациях;

  • предусмотреть взаимосвязь занятий и свободной игро­вой деятельности.

В УМК «Предшколъная пора» игра выступает как приоритетный метод обучения на занятиях по всем указанным разделам программы. Авторы опираются на из­вестное положение психологии об особом значении игровой деятельности для интеллектуального развития дошкольника и становления качеств личности, которые обеспечат разви­тие предпосылок ведущей для младшего школьника деятель­ности — учебной. Реализация такого подхода, по убеждению авторов, удовлетворит возрастную потребность дошкольни­ков в игре и предупредит возможность превращения процес­са обучения на ступени предшкольного образования в вари­ант более раннего школьного обучения. Это особенно важно при обучении грамоте и математике, так как игровая форма обучения способствует более легкому усвоению программно­го материала.

РОЛЬ ИГРЫ В ВОСПИТАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ

Подготовить ребенка к школе – это значит воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать.

Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе.

Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.

Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей со школьной, должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсий, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая им, ведя переписку с детьми других детских садов.

Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе.

Любовь и бережное отношение к книге сохраняется у детей и в школе. Те, кто в детском саду с интересом занимаются с учебником; во время внеклассного чтения предлагают разные формы работы с книгой; выступают организаторами викторин по произведениям любимых писателей; оформляют выставки книг.

Потребность детей в книге, желание и умение находить в ней ответы на возникающие вопросы, бережное отношение к книге с первых же дней обучения в школе помогают учителю заинтересовать их чтением, вызвать стремление быстрее научиться читать, поддержать и развить интерес к получению новых знаний.

****

Литература:

Программа обучения и развития детей 6 лет «Предшкольная пора» / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2005. — (Предшкольная пора).

Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Радуга» Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Комарова Т.С. «Детское художественное творчество». Методическое пособие для воспитателей и педагогов. Издательство Мозайка — Синтез, г. Москва, 2006г.

Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. «И учёба, и игра: изобразительное искусство». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 1997 г.

«Дошкольная педагогика» Козлова С.А., Куликова Т.А.
Издательство: Академия 2000 год

Источник