Старший школьный период развития ребенка

Характеристика старшего школьного периода совпадает с периодом полового развития ребенка, поэтому одновременно с самоопределением ребенка и необходимости выбора жизненного пути возникает сложный период, во время которого школьник испытывает тяжелые психологические проблемы.
Этап старшего школьного периода совпадает с периодом полового развития ребенка, поэтому одновременно с самоопределением ребенка и необходимости выбора жизненного пути возникает сложный период, во время которого школьник испытывает тяжелые психологические проблемы.
Часто характеристика старшего школьного возраста отмечается тем, что обостряется борьба двух поколений – старого и нового, возникает множество конфликтных ситуаций. и это не всегда обусловлено столкновением взглядов, порой на конфликты подталкивает всплеск гормонов.
Физиологические изменения
С точки зрения физиологии старший школьный период характеризуется быстрым ростом организма, развитием эндокринных желез.
От уровня половых гормонов зависит рост организма. В этот период определяется рост подростка. Если до периода полового созревания колебания роста незначительные, то, начиная с этого периода даже ранее отстающие могут значительно прибавить в росте, достигая по центильным таблицам уровня на несколько пунктов больше предыдущих.
С бурной деятельностью эндокринных желез связано изменение работы сальных желез, что приводит к формированию угревой сыпи. Справиться с ней поможет правильный уход за кожей, гигиеническая обработка и время. После того, как самый активный период закончится, сыпь сама пройдет.
В этот период у девочек начинается менструация, и с этого момента бурное развитие молочных желез и половых органов несколько замедляется.
Развитие старшего школьника женского пола начинается раньше и протекает быстрее, чем у мальчиков, поэтому девочки созревают раньше. У мальчиков скачок роста и всплеск гормонов происходит в более поздний период.
У девочек в среднем это происходит в 12 лет, а у мальчиков – в 14. Этим определяется и гораздо более поздняя готовность мужчины к созданию семьи.
В этап старшего школьного возраста увеличивается мышечная сила, жизненная емкость легких.
Активно развивается головной мозг, за счет чего несколько ухудшается мозговое кровообращение. За счет интенсивного роста увеличивается обмен веществ, что требует увеличения каллоража потребляемой пищи. При этом возрастает потребность в основных питательных веществах пищи: в первую очередь, в белке, хотя это касается и жиров, и углеводов.
Появление полового влечения
Развитие старшего школьника физиологическое влечет за собой изменение поведения. С этого момента появляется половое влечение к лицам противоположного пола.
Определяются симпатии, пары, появляются первые отношения. Теперь формируются вкусы и предпочтения в отношении противоположного пола. В этот период отвлекается внимание от учебы, на первый план выходит личностное становление.
О того, насколько самостоятельная личность получится в результате переходного возраста, зависит и последующая жизнь человека.
Психологическая нагрузка на подростка
Старший школьный период характеризуется тем, что для родителей подросток был и остается ребенком, однако он ищет свой путь, хочет сам принимать решения и быть самостоятельным, считая, что все получится, поскольку он уже не ребенок.
Он не может определиться с приоритетами, за что получает неодобрение со стороны родителей, ведь они не понимают причины невнимательности ребенка.
Особенности протекания старшего школьного периода
Развитие старшего школьника было бы менее сложным, если бы все составляющие развития в этот период происходили синхронно. Между тем, физиологические изменения и психологические происходят в разные периоды.
Начинающийся рост организма присоединяет развитие желез внутренней системы. Только, казалось бы, подросток адаптируется к этому, но ухудшение мозговой деятельности не дает в полной мере справиться в короткие сроки с этим.
А ведь усложнение и увеличение объема информации, преподаваемой в школе, требует повышенного внимания. Поэтому организм ребенка должен справиться с целым комплексом задач.
В этот период страдает психологическая устойчивость школьника, он становится подверженным психологическим срывам.
Переходный период затрагивает каждую семью, поэтому наверняка каждому есть что сказать по этому поводу.
Родители, или сами молодые люди, прошедшие этот период — делитесь опытом, оставляйте комментарии к статье, пишите о своих впечатлениях об этом периоде жизни. Что было наиболее сложно, кто помог в сложный период жизни, с кем сложнее всего складывались отношения?
Ведите диалог с другими посетителями сайта, подписывайтесь на раздел, оставайтесь с нами!
Загрузка…
Источник
Подростковый или старший школьный период развития ребенка, возраст — период с 12 до 17-18 лет. Он совпадает с половым созреванием. За достаточно небольшой отрезок времени у юношей и девушек созревает репродуктивная система, её морфологическое и функциональное состояние достигает такового у взрослых к 17-18 годам.
В пубертатном периоде происходит интенсивная половая дифференцировка, обусловленная деятельностью желёз внутренней секреции. Повышается активность гипофизарно-гонадных и гипофизарно-надпочечниковых взаимоотношений, регулирующих развитие и становление половой сферы. На организацию деятельности головного мозга влияет не только созревание его собственных структур, но также и эндокринные изменения.
Этот период характеризуется быстрым увеличением размеров тела, резким изменением функции эндокринных желёз. До наступления пубертатного периода содержание гонадотропинов в крови девочек и мальчиков низкое. Период от 1 года до появления первых признаков полового созревания расценивают как этап полового инфантилизма. Однако незначительное и постепенное усиление секреции гормонов гипофиза и половых желёз — косвенное свидетельство созревания диэнцефальных структур.
Концентрация тестостерона в крови мальчиков в возрасте 7-13 лет невелика, но значительно возрастает, начиная с 15 лет, со стабилизацией концентрации гормона к 20 годам. Параллельно с пубертатным развитием гортани происходит мутация голоса — важный признак, свидетельствующий о степени половой зрелости юноши. В яичниках созревают половые клетки, происходит синтез многих гормонов (эстрогенов, андрогенов, прогестерона).
Уже в 10-12 лет на фоне невысокого содержания эстрогенов в отдельные дни отмечают его увеличение в 2-3 раза. Чем ближе менархе, тем чаще наблюдают подобное кратковременное увеличение экскреции эстрогенов. Средний возраст наступления менархе — 12-13 лет. В 16-17 лет большинство девушек имеют правильный менструально-овариальный цикл.
Увеличение длины тела особенно выражено в период полового созревания, поэтому в 12-14 лет девочки нередко обгоняют мальчиков в физическом развитии. Во время «росткового скачка», в возрасте около 12 лет, девочки вырастают примерно на 8 см в год. У мальчиков такой «скачок» бывает более поздним — около 14 лет, когда они в среднем вырастают на 10 см в год.
Значительно повышаются мышечная сила и работоспособность. Возрастающая двигательная и нервно-психическая активность, интенсивное нарастание массы и длины тела требуют напряжённой работы эндокринных желёз, нервной системы и высокой интенсивности обменных процессов, что диктует необходимость дополнительного введения питательных веществ. Ускоренное физическое и половое созревание не всегда идёт параллельно с интеллектуальным развитием, физическое созревание происходит быстрее и заканчивается раньше.
Особое внимание должно быть обращено на сердце с многообразием морфологических вариантов его развития, лабильностью сердечного ритма, несовершенством нейровегетативного контроля. В этом периоде часто встречают функциональные расстройства сердечно-сосудистой и вегетативной нервной систем («юношеское сердце», «юношеская гипертония», дисциркуляторные расстройства).
Широко распространены также расстройства питания (тучность, дистрофия) и заболевания ЖКТ (гастрит, дуоденит, язвенная болезнь). С началом полового созревания выявляют дефекты развития полового аппарата (дисменорею, аменорею и др.), могут обостриться инфекционно-аллергические заболевания, туберкулёз.
В связи с гормональной перестройкой возможны отклонения в функционировании эндокринного аппарата (гипо- или гипертиреоз и др.). Несбалансированность гормональных влияний, временное снижение иммунных свойств кожных покровов, усиленная функции сальных желёз как у юношей, так и у девушек нередко сопровождается гнойничковыми заболеваниями кожи, особенно на лице. Это трудный период психологического развития, стремления к самоутверждению, нередко с драматическим пересмотром всей системы жизненных ценностей, отношения к себе, родителям и сверстникам.
Для определения биологического возраста используют признаки, отражающие процесс биологического созревания. Во всех периодах детства существуют отличительные особенности пропорций тела и характеристик физического и психомоторного развития. У детей грудного и преддошкольного возраста о биологическом возрасте можно судить по исчезновению врождённых безусловных и появлению условных рефлексов, прорезыванию молочных зубов и формированию ядер окостенения, развитию двигательных навыков и речи. В дошкольном возрасте важным признаком зрелости считают появление постоянных зубов, а у детей младшего и старшего школьного возраста — развитие вторичных половых признаков, интеллекта, физической работоспособности.
В подростковом возрасте нередко выбирают профессию, это время для самоопределения и развития личности, время утверждения половой принадлежности и развития чувства полового соответствия. Мышление становится более самостоятельным, активным, творческим. Появляется способность к самопожертвованию, преданности, доверию.
Необходимо подчеркнуть, что каждому ребёнку свойствен индивидуальный темп биологического развития, при этом его биологический возраст может в определённой степени отличаться от возраста его сверстников.
Источник
План лекции
1.
Анатомо-физиологические особенности школьного возраста (пубертатный, подростковый)
2.
Нервная, сердечно-сосудистая система, система органов дыхания.
3.
Пищеварительная система, МВС, эндокринная и иммунная системы.
4.
Кожа и подкожно-жировая клетчатка, мышечная и костная системы
5.
Нервно-психическое развитие
ериод старшего школьного возраста (подростковый, пубертатный)
АФО
В связи с тем, что в начале среднего школьного возраста девочки в физическом развитии несколько опережают мальчиков, но потом тенденция сменяется на противоположную, стандарты физического развития детей этого возраста имеют своеобразный перекрест. У девочек 13-15 лет рост — в пределах 154-160 см, а вес — 42-52 кг. У мальчиков 13 лет рост заметно меньше, чем у девочек, и равен примерно 150 см; к 15 годам средний рост мальчиков уже больше среднего роста девочек и составляет около 165 см. Аналогичная ситуация и с весом тела… В 13 лет у девочек вес тела равен примерно 43 кг, а у мальчиков этого возраста — 39.5 кг. Однако к 15 годам вес тела мальчика уже примерно на 1 кг больше, чем вес тела девочки, и равен 52-53 кг.
В старшем школьном возрасте мальчики в физическом развитии уже уверенно преобладают над девочками. У девочек 16 лет рост в среднем равен 159,5 см, а вес 53 кг; у мальчиков в 16 лет соответственно- 167-168 см и 56-57 кг. У девочек в возрасте 17 лет рост и вес — 160-161 см, 55-56 кг, а у мальчиков этого возраста соответственно — 171-172 см, 60-61 кг. Стандарты физического развития юношей и девушек 18 лет уже практически не отличаются от стандартов физического развития взрослого человека.
^ Нервная система
Ребенок среднего и старшего школьного возраста обретает все новые навыки и совершенствует ранее приобретенные. Интенсивная нервно-психическая деятельность уже не является для него столь большой нагрузкой, как прежде; однако он еше не может заниматься интеллектуальным трудом с той активностью, на какую способен взрослый человек, — средний и старший школьник быстрее утомляется.
Заметно развивается аналитическое мышление школьника; кроме того, он уже способен мыслить абстрактно. Быстро увеличивается запас слов — особенно, если ребенок приучен много он мысленно проговаривает слова. В этом возрасте активно формируется личность.
^ Сердечно-сосудистая система
Частота пульса ребенка с возрастом постепенно уменьшается и приближается к стандарту взрослого человека; так пульс у ребенка 13 лет по данным большинства авторов равняется 72-80 ударам в минуту, в 14 лет пульс уже — 72-78 ударов в минуту, в 15 — 70-76 ударов в минуту, а у старших школьников он уже колеблется в пределах 60-70 ударов в минуту, что практически соответствует пульсу взрослого человека.
Артериальное давление повышается. Для ребенка 13 лет нормой является артериальное давление 105/60 мм рт.ст., а для молодого человека 18 лет-120/70 мм рт.ст. (это уже норма взрослого человека).
Кровеносные сосуды ребенка отличаются хорошей эластичностью, они легко реагируют на холод и тепло (сокращаются и расширяются).
^ Система органов дыхания
Частота дыхания у ребенка с возрастом становится меньше. В 12-13 лет ребенок в спокойном состоянии совершает 18-20 дыхательных движений, а в 14-15 — уже 17-18 дыхательных движений. Число дыхательных движений у старшего школьника — как у взрослого человека.
Хорошо развиты верхние дыхательные пути.
Структура легочной ткани уже хорошо сформирована, воздухоносные пути достаточно широки и прекрасно разветвлены.
^ Пищеварительная система
Система органов пищеварения функционирует активно. Пищеварительные соки выделяются примерно в таком же объеме, как у взрослого человека. Отлично развита перистальтическая функция. Питание старшего школьника уже практически не отличается от питания взрослого человека. Кишечник опорожняется не реже одного раза в сутки.
^ Система органов мочевыделения
Почки по своему строению ничем не отличаются от почек взрослого человека. Суточное количество мочи — обычно в пределах 1200-1600 мл. Моча прозрачная, удельный вес ее — от 1002 до 1030; реакция -кислая или нейтральная; белок и сахар в моче отсутствуют или содержатся в минимальных количествах.
^ Эндокринная система
Половые железы продолжают развиваться, и в связи с этим в организме происходят заметные изменения.
У девочек к 12-13 годам начинаются менструации (которые еще в течение довольно продолжительного времени не имеют регулярного характера), грудные железы увеличиваются, соски становятся пигментированными; в 13-14 лет обнаруживается рост волос в подмышечных впадинах; к 14-15 годам таз и ягодицы обретают формы, какие характерны для взрослой женщины; в 15-16 лет менструации обретают регулярный характер.
У мальчиков примерно в 11-12 лет начинает увеличиваться предстательная железа. В это же время может ускориться рост гортани, после чего — в 13-14 лет — происходит так называемая ломка голоса. В 12-13 лет обычно начинается рост яичек и полового члена (этот рост усиливается в 14 лет); оволосение лобка, начинающееся в этом же возрасте, идет сначала по женскому типу, а к 16-17 годам — по мужскому типу. В 14-15 лет обнаруживается узловатое и несколько болезненное уплотнение в околососковой области. В возрасте 14-15 лет может иметь место первая эякуляция. Сперматозоиды созревают к 16-17 годам.
^ Иммунная система
Иммунная система у детей среднего и старшего школьного возраста развита хорошо. Организм отличается высокой сопротивляемостью инфекционным и другим заболеваниям. При соблюдении правильного распорядка дня, выполнении необходимых гигиенических мероприятий, при следовании принципам рационального питания и при ведении достаточно подвижного образа жизни ребенок практически не болеет.
^ Кожа и подкожно-жировая клетчатка
Кожные покровы постепенно становятся несколько грубее. У девочек в возрасте 12-13 лет появляются волосы в подмышечных впадинах. У мальчиков в 12-13 лет начинают расти волосы на лобке (сначала — по женскому типу, а впоследствии — к 16-17 годам — по мужскому типу). В 14-15 лет кожа мошонки становится более пигментированной, у мальчиков начинают расти волосы на лице. У подростков в возрасте 15-16 лет появляются на коже так называемые юношеские угри.
При нормальном питании и нормальном обмене веществ подкожно-жировая клетчатка развита умеренно. Отмечается повышенное скопление жировых клеток у девочек в области груди, лобка, бедер; у мальчиков — в области лобка.
^ Мышечная система
Мышечная система развита хорошо.ребенок ведет подвижный образ жизни, регулярно испытывает физическую нагрузку, его мышечная система совершенствуется — сокращения мышц становятся сильнее, мышцы обретают выносливость. Ребенок старшего школьного возраста в плане выносливости уже может сравниться со взрослым человеком.
Ребенок среднего и старшего школьного возраста хорошо владеет своим телом, и если он занимается спортом. Руки способны выполнять очень тонкую работу — писать, рисовать, лепить, конструировать и т.д.
^ Костная система
У девочек к 14-15 годам таз приобретает формы, которые характерны для взрослой женщины. Окостенение тазовой кости завершается к 17-18 годам. Рост скелета у девочек прекращается в 16-18 лет: у мальчиков он продолжается еще до 18-21 лет, а иногда и до 23 лет. Примерно в 19-20 лет завершается окостенение плечевой кости.
Старший школьный период часто называют периодом полового созревания, или подростковым возрастом (с 12 до 17-18 лет).
К концу полового созревания происходит дифференцировка в росте — четко определяются низкорослость и избыточно высокий рост. С появлением менструаций увеличение размеров тела у девочек резко падает. В этом возрасте, как у девочек, так и у мальчиков значительно повышается жизненная емкость легких, мышечная сила и работоспособность.
Интенсивное нарастание массы тела требует повышенного введения в организм подростка питательных веществ. Так, калорийность пищи, получаемой детьми 13-15 лет, нужно увеличить до 3100 ккал в сутки. Суточная потребность в основном пластическом материале – белке – должна составлять в среднем 95-100 г. Повышается потребность в жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях. Количество кальция, необходимое подростку, достигает 1,3-1,4, а железа – 15 мг в сутки.
^ Нервно-психическое развитие
Возрастающая двигательная и нервно-психическая активность ведет к значительному напряжению обмена веществ и работы эндокринных желез, а также нервной системы. Усиливаются процессы общего возбуждения, и затрудняется стабилизация условных рефлексов. Несколько ухудшается кровоснабжение мозга, следствием чего является утомляемость и развитие фазовых состояний. Сравнительно часто наблюдаются расстройства со стороны нервной системы в виде психоневрозов. Нередки жалобы на колющие боли в области сердца и сердцебиения в связи с расстройствами вегетативной нервной системы. Четче определяются конституциональные особенности организма.
Нередко пубертатный период именуется переходным. Особенно сложен переход в психологическом отношении. В этом периоде дети еще не становятся взрослыми, но уже перестают быть детьми. Формируется характер и личность подростка. Этот процесс часто труден как для самого подростка, так и для родителей, учителей, товарищей.
Акселерация по росту, массе тела, срокам полового созревания происходит далеко не синхронно, что ведет к дисгармоничности развития. Часто отмечается дисгармоничность между функциональным состоянием желез внутренней секреции и размерами тела подростков, внешне производящих впечатление акселерированных. У таких подростков нередко обнаруживается отставание в выработке достаточного количества глюкокортикоидов, а в ряде случаев и андрогенов. Создаются рабочие двигательные навыки, отрабатывается координация мелких движений, важных для обеспечения работоспособности и овладения профессиями. У детей астенического телосложения развитие мускулатуры запаздывает на 1,5 года по сравнению с детьми мышечного типа. При дисгармоничности развития наблюдается отставание в становлении функции сердечно-сосудистой и других систем.
Ускоренное физическое и половое созревание не всегда идет параллельно с интеллектуальным развитием. При этом важно учитывать постоянно возрастающий поток информации, как по программам школьных занятий, так и во внешкольное время.подросток получив широкий объем знаний, отстает в социальной зрелости, которая накапливается далеко не синхронно акселерации физического и полового развития. На этой почве часто нарушается взаимопонимание со взрослыми и возникают конфликтные ситуации.
Перегрузка информацией часто ведет к умственному переутомлению школьников. Важную роль в профилактике умственного переутомления может сыграть рациональное трудовое воспитание, привлечение подростка к умеренному полезному физическому труду. Биологические и социальные границы в подростковом возрасте не совпадают: физическое созревание происходит быстрее и заканчивается раньше, длительная учеба в школе, а затем в специальном среднем заведении или вузе задерживает социальное созревание.
Психика подростка отличается большой ранимостью, чему могут способствовать и повышенные нагрузки при чрезмерном обременении внешкольными обязанностями или односторонних увлечениях. Подростки относительно быстро утомляются как при физической, так и психической нагрузке. В юношеском возрасте продолжается нервно-психическое развитие, однако очень часто прирост интеллекта в количественном отношении меньше, чем в раннем возрасте. Многих психологических и физических отклонений в организме подростка можно избежать при разумном использовании физкультуры, соблюдении правильного режима и создании благоприятного психологического климата.
С началом полового созревания выявляются дефекты развития полового аппарата, о которых может свидетельствовать дисменорея, аменорея и др., отмечается обострение ранее перенесенных инфекционно-аллергических заболеваний, туберкулеза.
В связи с гормональной перестройкой возможны дисфункция эндокринных желез и отклонения в обмене веществ (зоб, явления гипертиреоза, ожирение и др.). Повышенная продукция адренокортикальных и тестикулярных андрогенов ведет к усиленной функции сальных желез и образованию угрей.
Таким образом, социальная работа с подростками, является наиболее сложной и должна учитывать весь спектр анатомо-физиологических и психологических особенностей, присущих данному возрасту.
^ Лекция №11
Источник