Становление я концепции в развитии ребенка
Äàëåå: 3. Óñòîé÷èâîñòü ëè÷íîñòè
Ââåðõ: Òåìà 8. «ß-êîíöåïöèÿ»
Íàçàä: 1. Ïîíÿòèå è ñòðóêòóðà
2. Ñòàíîâëåíèå è ðàçâèòèå «ß-êîíöåïöèè»
«ß-êîíöåïöèÿ» ëè÷íîñòè ÿâëÿåòñÿ ðåçóëüòàòîì äëèòåëüíîãî ïðîöåññà ðàçâèòèÿ,
êîòîðûé íà÷èíàåòñÿ ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ ðåáåíêà è îñóùåñòâëÿåòñÿ íà ïðîòÿæåíèè
âñåé æèçíè èíäèâèäà. Â õîäå ýòîãî ïðîöåññà ñàìîñîçíàíèå èíäèâèäà ïðîõîäèò
ðÿä ñòàäèé. Îäíó èç íàèáîëåå ðàçðàáîòàííûõ òåîðèé ñòàäèéíîãî ðàçâèòèÿ
«ß-êîíöåïöèè» ïðåäëîæèë àìåðèêàíñêèé ïñèõîëîã Ãîðäîí Îëïîðò.
Ïåðâàÿ ñòàäèÿ — îùóùåíèå ñâîåãî òåëà. Ìëàäåíåö íå
îñîçíàåò ñåáÿ êàê îòäåëüíîå ñóùåå, ïîýòîìó îí íå äåëàåò ðàçëè÷èé ìåæäó òåì,
÷òî åñòü «ìîå» è ÷òî «íå ìîå». Îäíàêî â òå÷åíèå ïåðâîãî ãîäà æèçíè
ìëàäåíöû íà÷èíàþò îñîçíàâàòü ìíîãèå îùóùåíèÿ, êîòîðûå èñõîäÿò îò ìûøö,
ñóõîæèëèé, ñâÿçîê, âíóòðåííèõ îðãàíîâ ÷óâñòâ. Ýòè ïîâòîðÿþùèåñÿ îùóùåíèÿ
îáðàçóþò òåëåñíóþ ñàìîñòü.  ðåçóëüòàòå ìëàäåíöû íà÷èíàþò îòëè÷àòü ñåáÿ îò
äðóãèõ îáúåêòîâ.
Âòîðàÿ ñòàäèÿ — îùóùåíèå ñàìîèäåíòè÷íîñòè, êîãäà ðåáåíîê
îñîçíàåò ñàìîãî ñåáÿ â êà÷åñòâå îïðåäåëåííîãî è íàèáîëåå âàæíîãî ëèöà.
Íàèáîëåå çíà÷èìîé îòïðàâíîé òî÷êîé äëÿ âîçíèêíîâåíèÿ ÷óâñòâà öåëîñòíîñòè è
íåïðåðûâíîñòè «ß» ñ òå÷åíèåì âðåìåíè ñòàíîâèòñÿ ñîáñòâåííîå èìÿ ðåáåíêà. Â
2-3 ãîäà, âûó÷èâ ñâîå èìÿ, ðåáåíîê íà÷èíàåò ïîñòèãàòü, ÷òî îí îñòàåòñÿ îäíèì
è òåì æå ÷åëîâåêîì, íåñìîòðÿ íà âñå èçìåíåíèÿ â åãî ðîñòå è âî
âçàèìîäåéñòâèè ñ âíåøíèì ìèðîì.
Òðåòüÿ ñòàäèÿ — ôîðìèðîâàíèå ñàìîóâàæåíèÿ. Ïåðâîíà÷àëüíî
÷óâñòâî ñàìîóâàæåíèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ êàê ÷óâñòâî ãîðäîñòè, êîòîðîå èñïûòûâàåò
ðåáåíîê, êîãäà âûïîëíÿåò ÷òî-òî ñàìîñòîÿòåëüíî. Òàêèì îáðàçîì, ñàìîóâàæåíèå
çàâèñèò îò óñïåøíîãî âûïîëíåíèÿ ðåáåíêîì êàêîãî-òî çàäàíèÿ. Ïîçæå, â
âîçðàñòå ÷åòûðåõ-ïÿòè ëåò, ñàìîóâàæåíèå ïðèîáðåòàåò îòòåíîê
ñîðåâíîâàòåëüíîñòè è âûðàæàåòñÿ â âîñõèùåííîì âîñêëèöàíèè «ß ïîáåäèë
òåáÿ!», êîãäà ðåáåíîê âûèãðûâàåò â êàêîé-íèáóäü èãðå. Ïðèçíàíèå ñâåðñòíèêîâ
òàêæå ñòàíîâèòñÿ âàæíûì èñòî÷íèêîì íîâûõ ñàìîîöåíîê â òå÷åíèå âñåãî äåòñòâà.
Íà ÷åòâåðòîé ñòàäèè ïðîèñõîäèò ðàñøèðåíèå ãðàíèö ñàìîñòè.
Ê 4-6-ëåòíåìó âîçðàñòó ðåáåíîê íà÷èíàåò îñîçíàâàòü, ÷òî åìó ïðèíàäëåæèò íå
òîëüêî ñîáñòâåííîå ôèçè÷åñêîå òåëî, íî òàêæå è çíà÷èòåëüíûå ýëåìåíòû
îêðóæàþùåãî åãî ìèðà, âêëþ÷àÿ ëþäåé.  òå÷åíèå ýòîãî ïåðèîäà äåòè íàó÷àþòñÿ
ïîñòèãàòü çíà÷åíèå «ìîé».
Íà ïÿòîé ñòóïåíè â âîçðàñòå 5-6-òè ëåò íà÷èíàåò
ôîðìèðîâàòüñÿ îáðàç «ß». Ýòî âðåìÿ, êîãäà ðåáåíîê
íà÷èíàåò óçíàâàòü òî, ÷åãî îò íåãî îæèäàþò ðîäèòåëè, ðîäñòâåííèêè, ó÷èòåëÿ è
äðóãèå ëþäè, êàêèì îíè õîòÿò åãî âèäåòü. Èìåííî â ýòîò ïåðèîä ðåáåíîê
íà÷èíàåò ïîíèìàòü ðàçëè÷èå ìåæäó «ß — õîðîøèé» è «ß — ïëîõîé». Â
öåëÿõ è ñòðåìëåíèÿõ èíäèâèäà íà÷èíàþò îòðàæàòüñÿ îæèäàíèÿ çíà÷èìûõ äëÿ íåãî
äðóãèõ ëþäåé.
Øåñòàÿ ñòàäèÿ (ìåæäó 6 è 12 ãîäàìè) õàðàêòåðèçóåòñÿ
îñîçíàííûì ðàöèîíàëüíûì óïðàâëåíèåì ñîáîé. Èíäèâèä íà ýòîé
ñòàäèè èñïîëüçóåò àáñòðàêòíóþ àðãóìåíòàöèþ è ïðèìåíÿåò ëîãèêó äëÿ ðàçðåøåíèÿ
ïîâñåäíåâíûõ ïðîáëåì. Ðåáåíîê åùå íå äîâåðÿåò ñåáå íàñòîëüêî, ÷òîáû áûòü
ìîðàëüíî íåçàâèñèìûì. Ñêîðåå, îí äîãìàòè÷íî ïîëàãàåò, ÷òî åãî ñåìüÿ, ãðóïïà
ðîâåñíèêîâ, ðåëèãèÿ, ó÷èòåëÿ è äðóãèå ëþäè âñåãäà ïðàâû. Ýòà ñòàäèÿ ðàçâèòèÿ
ñàìîñòè îòðàæàåò ñèëüíûé êîíôîðìèçì, ìîðàëüíîå è ñîöèàëüíîå ïîñëóøàíèå.
Íà ñåäüìîé ñòàäèè â ïîäðîñòêîâî-þíîøåñêîì âîçðàñòå ïðîèñõîäèò îôîðìëåíèå
«ß-êîíöåïöèè», öåëîñòíîãî ÷óâñòâà «ß» (ïîñòàíîâêà
ïåðñïåêòèâíûõ öåëåé, íàñòîé÷èâîñòü â ïîèñêå ïóòåé ðàçðåøåíèÿ íàìå÷åííûõ
çàäà÷, îùóùåíèå òîãî, ÷òî æèçíü èìååò ñìûñë). Â ýòîì ñóòü äàííîé ñòàäèè.
Îäíàêî è â çðåëîì âîçðàñòå ýòî ñòðåìëåíèå ðàçâèâàåòñÿ, ïîòîìó ÷òî
ðàçâåðòûâàåòñÿ íîâûé ýòàï ïîèñêà ñàìîèäåíòè÷íîñòè, íîâîãî ñàìîñîçíàíèÿ.
Âîñüìàÿ ñòàäèÿ â ôîðìèðîâàíèè «ß-êîíöåïöèè» ñâÿçàíà ñ óíèêàëüíîé
ñïîñîáíîñòüþ ÷åëîâåêà ê ñàìîïîçíàíèþ è ñàìîîöåíêå.
Äàëåå: 3. Óñòîé÷èâîñòü ëè÷íîñòè
Ââåðõ: Òåìà 8. «ß-êîíöåïöèÿ»
Íàçàä: 1. Ïîíÿòèå è ñòðóêòóðà
ßÃÏÓ, Îòäåë îáðàçîâàòåëüíûõ èíôîðìàöèîííûõ òåõíîëîãèé
26.07.2010
Источник
Становление индивидуальности связано с развитием содержательного и конструктивного «Я» ребенка. Познание собственной индивидуальности рассматривается в литературе как познание своеобразия и неповторимости личности.
В дошкольном возрасте идет активное освоение не только картины мира, но и составление собственной картинки «Я», образа себя, Я-концепции, что проявляется в последующем поведении личности ребенка, сказывается на личностном росте. Известные исследователи Р. Берне, К. Блага, М. Шебек и другие » утверждают, что в поведении ребенка нет ничего, чтобы не было бы связано с его Я-концепцией. Индивидуальность как высочайшая точка развития личности проявляется в ее субъектных возможностях (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев). Осознание себя как субъекта деятельности начинается примерно с трех лет, в этот период формируется первоначальная социальная система «Я», возникает желание заявить о себе (знаменитое детское «Я сам!»).
Под Я-концепцией понимается теоретическая картинка самого себя (А. А. Реан); форма переживания человеком своей личности (Д. А. Леонтьев); система представлений о себе, сопряженная с самооценкой; система установок на себя (Р. Берне) и др. Материалы многих исследований показывают, что целостное развитие личности возможно при наличии позитивной Я-концепции. Позитивная Я-концепция представляет собой совокупность всех позитивных представлений ребенка о себе, включает позитивные самооценки и тенденции поведения. Для позитивного «Я» важно признание позитивных и негативных качеств, принятие себя таковым и наличие потребности к самоизменению.
В структуре Я-концепшш детей старшего дошкольного возраста особо следует выделить когнитивный компонент (что дети думают и знают о себе) и оценочный компонент (то, какого они о себе мнения). Важнейшим структурным компонентом является «идеальное-Я», без него трудно представить саморазвитие личности, ее самоизменение. «Идеальное Я» — это установки, связанные с представлениями о том, каким человек хотел бы быть, оно включает стремления, нравственные идеалы и ценности. На протяжении всего дошкольного возраста происходит становление и формирование «Я» ребенка. Это обеспечивается во многих отношениях за счет расширения и нарастания устойчивости линий «Я», самоизменений в когнитивном и оценочном «Я», уточнения самооценки ребенка о самом себе.
Таким образом, дошкольный период является важнейшим психологическим пространством, в котором формируется «Я» ребенка. Именно в этот период ребенок становится энциклопедистом, философом, мыслителем, так как впервые открывает многие грани окружающего мира, выстраивает собственную Картину мира, совершает «открытия», развивается как субъект деятельности и саморазвития.
В формировании позитивной Я-концепции дошкольников необходим опыт, складывающийся в процессе деятельности преобразовательного характера. Эти преобразовательные акты связаны с ведущими видами деятельности в этом возрасте, с реальными шагами взаимодействия, так называемыми «Я-усилиями», в ходе которых изменяется и «Я» ребенка. Ребенок «обживает» в глубине себя первоначальные, часто повторяемые требования к своему поведению со стороны родителей, значимых «Других» в форме конвенциальных правил. Становясь внутренней нормой и внутренним отношением к себе, эти правила способствуют формированию нравственных черт личности, основ будущей совести, которую глобальное «Я» постоянно использует для регуляции своей деятельности, построения взаимодействия с «Другими».
Известно, что в старшем дошкольном возрасте в связи с развитием самосознания начинают активно складываться элементы образа себя, которые создаются не только под влиянием значимых близких, педагогов, но и благодаря процессу самостоятельного познания. Учитывая, что основным инструментарием саморазвития личности является самопознание, педагоги, психологи и родители должны помочь ребенку «открыть», познать свое собственное «Я».
Важнейшим требованием является насыщение программы с учетом уровня личностного развития, существующей у ребенка Я-концепции и степени освоения личностного опыта. Программы самопознания, направленные на становление Я-концепции дошкольников, реализуются через систему занятий, игр и упражнений, которые проводятся в целостном педагогическом процессе. Дошкольников побуждают к «Я-усилиям», направленным на преобразование личностного опыта. Развитие позитивного «Я» осуществляется благодаря накоплению представлений, впечатлений о себе, которые затем интегрируются в новые оси и ядра, а затем в глобальное «Я». На основе целенаправленной организации и обогащения личного опыта детей, которое опирается на четкую программу формирования представлений о себе, своем «Я», предусматривается знакомство с внешним «Я», физическим «Я», с основными линиями образа себя: «Я умею», «Я знаю», «Я имею», «Я хочу», «Я люблю», «Я мальчик (девочка)», «Я будущий школьник», «Я дочка (сын)», «Я сестра (брат)», «Я внук (внучка)», «Я товарищ», «Я глазами других».
Целью программы является формирование «Я» ребенка-дошкольника, его способности быть субъектом самопознания на основе преобразования личностного опыта.
Задачи программы:
• формирование «Я» дошкольника как субъекта деятельности;
• формирование умений по преобразованию личностного опыта (анализ, рефлексия, обобщение, прогнозирование) для самостроительства себя как Я-субъекта;
• развитие ведущих линий «Я»; осознание содержания их;
• совершенствование игрового «Я» ребенка;
• развитие социальной компетентности личности дошкольника.
Учитывая, что многими современными исследованиями утверждается, что Я-концепция является результатом самосознания, нами были выделены три компонента: познавательный (самопознание), эмоционально-ценностный (самоотношение), действенно-волевой (саморегуляция). Самопознание — мощный инструмент саморазвития, становления «Я». Под самопознанием понимается процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и др. Самопознание — процесс познания в себе многих внутренних инстанций.
Психолого-педагогическое сопровождение к программе составляют диагностические методики, тесты, опросники, критерии и уровни оценки Я-концепции и образа себя; советы и рекомендации для
взрослых; игры и занятия для детей, которые представлены по возрастам, начиная с третьего года жизни; различные человеко-ведческие «Я-ситуации», а также игры, тренинги, семинары, консультации для взрослых и др. Создание специальных че-ловековедческих ситуаций связано с использованием этического и правового содержания, требующего от детей разного дошкольного возраста выбора способов решения на основе использования личностного опыта. Содержание ситуаций про-думывается с учетом возрастных особенностей, характера личностного опыта, уровнем развития «Я», связано с особенностями жизнедеятельности. Личность, действуя в таких условиях, вынуждена преобразовывать свой личностный опыт! Для педагогов в целях повышения индивидуально-личностной компетентности предложены лекции, семинары, практикумы на развитие «Я».
Перед началом систематической работы целесообразно определить уровень детей в плане представлений их о себе. С этой целью использовать методы и методики диагностики, опираться критерии и уровни, направленные на изучение «Я».
Программа самопознания для дошкольника предусматривает развитие «Я-действующего» и «Я-рефлексивного», так как именно они отвечают за накопление и преобразование личностного опыта, складывающегося в процессе выбора решения человековедческих задач в жизненном и игровом пространствах.
Обогащать и преобразовывать свой личностный опыт дети начинают при познании себя на специальных, интегрированных занятиях, играх «Мое имя», «Моя внешность», «Моя семья», «Мое генеалогическое древо», «Мои органы чувств», «Мои чувства и настроения», «Мое тело», «Я живой», «Я человек», «Я самый-самый», «Мой портрет», «Темперамент», «Черты характера», «Мои мысли, желания и возможности», «Моя сказка», «Сегодня, вчера и завтра» и др. Задания на эмпатию, саморегуляцию являются прекрасным материалом для самопонимания себя, самосозидания.
Наиболее успешно дошкольник осваивает физическое «Я». В связи с освоением физического пространства ребенок старшего дошкольного возраста готов перейти к освоению другого, более сложного пространства — пространства своего внутреннего мира, которое связано с мыслями, желаниями, чувствами, достижениями ребенка и обусловлено личностным опытом.
Одним из средств формирования «Я» выступает игра. Игра представляет унитарные возможности формирования «Я» ребенка раннего и дошкольного возраста. Она позволяет формировать новые линии «Я», повышать самооценку, осознавать приводимый в движение личностный багаж, рефлексировать, анализировать и оценивать его, делать выводы, прогнозировать его применение в дальнейшем. В игре ребенок учится сопоставлять опыт ретроспективный и опыт сегодняшнего дня, опыт взаимодействия и опыт рефлексивного поведения. Опосредствованное опытом «ролевой игры» отношение к себе способствует формированию у ребенка сознательных целей: запомнить ролевые действия, фиксировать содержание игры, контролировать себя со стороны. Нами успешно применялись и апробировались многочисленные дидактические игры на формирование «Я», а именно «Прекрасный сад», «Волшебный стул», «Добрые художники», «Волшебные руки», «Комплименты» и пр.. Они позволяют формировать определенные линии «Я» («Я умею», «Я знаю», «Я мечтаю», «Я — товарищ», «Я и мои вещи» и др.), форматировать позитивную Я-концепцию личности ребенка, позитивную самооценку себя, самопринятие. При создании условий для развития игровой практики у детей целесообразно влиять не только на отражение ими явлений окружающего социума, но и на познание собственного внутреннего мира. Сюда мы относим игры, цель которых состоит в преобразовании личностного опыта и обогащении внутреннего мира ребенка: «Тайна имени», «Талисман», «Туннель в страну имен». Кроме того, предлагаемые игры позволяют содействовать развитию силы духа, чувства сострадания, качеств жизнерадостности, навыков творческого поведения. Сюда мы относим игры в воображаемую ситуацию «Как будто… » (ситуаций может быть много), «Складываем все в кучу», «Ищем новое в облике, поведении сверстника», «Сумасшедший день», «Сумасшедший художник», «Предмет любви» и др.
Как один из результатов исследовательской работы широко используется самопрезентация, формы которой разные: персональные выставки различных продуктивных детских работ, детские проекты на тему «Мои достижения», «Дни персональных посвящений конкретным детям», «бенефисы», ситуации поздравления детей с конкретными достижениями, микропьесы для домашнего и дидактического театров, сценки, предусматривающие выбор детьми нравственного и правового способа решения, «портфель достижений ребенка», творческие проекты идр.
Обогащая Я-процессуальное на основе преобразования личностного опыта, мы более успешно влияем на Я-структурное, определенные линии «образа Я». Развитие «Я» значительно выигрывает, если ребенок учится преобразовывать свой личностный опыт посредством тех умений, которые позволяют использовать его осознанно, как строительный материал образа себя и Я-концепции. Мы отмечаем достаточно яркое появление элементов анализирующего восприятия личностного опыта, самообращений, элементов самопрогнозирования и планирование будущего (выделяются мечты, новые потребности), осознанность себя и своих достижений в дошкольном возрасте и др. У детей активно развивается «Я» действующее, формируется «Я-усилия» личности ребенка, направленные на преобразование внутреннего опыта. Все это является базой для дальнейшего развития Я-концепции.
Развитие и наполнение образа «Я», аффективное самовосприятие происходит по мере постепенной социализации ребенка-дошкольника. При этом аффективное начало не вытесняется в процессе социализации, а качественно преобразуется, дифференцируется, вступает в новые отношения с интеллектом, так как ребенок научается делать выводы, умозаключения из «прожитого», а значит, прочувствованного личностного опыта. Из этого следует, что процессуальное «Я» посредством переработки различных связей и отношений способствует изменению линий образа «Я», наполнению их обновленным содержанием.
Трансформация личностного опыта на основе обогащения и изменения линий «образа Я» дошкольника выступает как результат и условие успешности работы. По мере формирования «Я» ребенка отмечается динамика в следующем направлении: от самоописаний дошкольников, связанных с физическими характеристиками, процессуальными действиями, навыками и умениями к самоописаниям, связанным с личностными качествами и чертами характера. Если вначале дошкольники чаще описывают внешние ситуативные характеристики (физические атрибуты, вещи, предпочтения), то при соответствующих условиях, они делают акценты на личностных чертах, проявляют способность описывать себя с позиции сравнения себя прежнего и реального, ссылаться на личностный опыт, даваемые ими характеристики себя отражают психологический и обобщенный взгляд на себя.
Компетентный педагог сможет помочь ребенку принять себя таким, каким он есть сегодня, научить сопоставлять наличное представление о себе с желаемым, прогнозируемым, представления «зеркального-Я» с актуальным (реальным) «Я»; адекватно оценивать себя и свои возросшие возможности.
В то же время, созревающее «Я» влияет на характер личностного опыта.
Таким образом, «Я» следует рассматривать как трансформ, «Я» представляет собой центр личности, вершину самосознания, имеет свою структуру, а личностный опыт является своего рода инструментом формирования «Я», выступает важнейшим условием.
Список используемых источников
1. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986.
2.Блага К., Шебек М. Я твой ученик, ты — мой учитель: Книга для учителя: Пер. с чешек. -М.: Просвещение, 1991.
3. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. — М.: «Академия», 2003.
4. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — М.: Академия, 2002. Косолапова П. Г. Становление и формирование «Я» дошкольника на основе преобразования личностного опыта: материалы психолого-педагогического сопровождения. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2007.
5. Косолапова N. Т. Формирование Я-концепции дошкольника на основе преобразования личностного опыта / Н. Г. Косолапова. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2006.
Источник